Зпр у ребенка как проявляется в социуме. ЗПР: диагноз или приговор на всю жизнь? Социальные причины замедления развития сознания
Сегодня мы попытаемся разобраться в одном сокращении, которое наводит страх на многих родителей. ЗПР - что это такое? Поддается ли это состояние коррекции?
В медицине это обозначается как гиперактивность: ребенок вертится, не может устоять на месте, не в состоянии дождаться очереди в игре, отвечает, не дослушав вопрос до конца, у него не получается говорить или играть тихо.
Нарушения при ЗПР
Что это такое - теперь понятно. ЗПР часто выражается и в темпах речевого развития. Как правило, ребенок с данной проблемой в общении уделяет больше внимания жестам и интонации, имея ограниченный словарный запас. Нарушения при этом носят обратимый характер, поддаваясь коррекции. С каждым годом ребенок все больше догоняет своих сверстников, преодолевая речевую недостаточность.
Наблюдается у таких детей и отставание во всех формах мышления (анализ, обобщение, синтез, сравнение). Они не могут выделить, например, основных признаков при обобщении. Отвечая на вопрос: «Как можно назвать одним словом платье, брюки, носки, свитер?» - такой ребенок скажет: «Это все нужное для человека» или «Это все лежит у нас в шкафу». При этом дополнить предлагаемую группу предметов дети с ЗПР могут не затрудняясь. При сравнивании предметов этот процесс проводят по случайным признакам. «Чем отличаются люди от зверей?» - «Люди ходят в пальто, а звери - нет».
Проблемы коммуникативной адаптации детей с ЗПР, что это такое
Отличительной чертой детей с ЗПР является проблематичность межличностных отношений для них как со сверстниками, так и со взрослыми. Потребность в общении у таких детей снижена. В отношении взрослых, от которых они зависят, у многих обнаруживается повышенная тревожность. Новые люди таких детей привлекают гораздо меньше, чем новые предметы. При появлении проблем ребенок скорее прекратит свою деятельность, чем обратится за помощью к кому-либо.
К «теплым» отношениям со сверстниками дети с ЗПР, как правило, не готовы, сводя их к чисто «деловым». Причем в играх учитывается интерес лишь одной стороны, а правила всегда имеют жесткий характер, исключающий любые вариации.
Каждая мама мечтает, чтобы ее кроха был самым лучшим и успешным. Но иногда родители замечают, что их малыш развивается медленнее сверстников. Минимальные отклонения от нормы вполне допустимы и могут зависеть от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Но если проблема начинает проявляться более четко, рекомендуется посетить с малышом врача и психолога, и, если нарушения обнаружатся, как можно скорее предпринять действия по их устранению. ЗПР у детей дошкольного возраста — что делать?
Задержка психического развития у малышей – дошкольников характеризуется:
- личностной незрелостью;
- медленной скоростью психического развития;
- умственной недостаточностью в легкой, но стойкой форме;
- патологией познавательной деятельности в негрубом виде.
В школе ребенка с ЗПР можно выделить по следующим характерным проблемам:
- Ребенку тяжело слушаться взрослых.
- Нелегко досидеть до конца занятия.
- Ему трудно дается обучение, так как он стремится только к развлечению и играм.
- Малышу сложно удерживать внимание на умственной деятельности.
Важно! Симптомы нарушений можно выявить у детей задолго до того, как ребенок сядет за школьную парту. А значит, можно своевременно исправить положение и помочь крохе.
ЗПР это…
ЗПР - это нарушение правильного темпа психического развития ребенка. Патология проявляется в замедлении процесса эмоционального и психологического восприятия мира вокруг, слабой памяти и внимании, задержке формирования мыслительных процессов.
Физически такие дети могут быть полностью здоровы, при этом испытывая трудности социальной адаптации. Среди всех детей с ЗПР встречается около 15-16% малышей.
При задержке психического развития может страдать либо умственная деятельность, либо эмоциональная. В первом случае малыши спокойны и робки, послушны, но испытывают трудности в обучении. Во втором случае, при сохранении нормальных умственных способностей, эмоциональный фон детей не соответствует возрасту, они имеют проблемы с дисциплиной, концентрацией внимания на учебе.
Что такое задержка психического развития (видео)
Причины ЗПР
ЗПР у детей дошкольного возраста. Сложности в развитии у малышей связаны с причинами и временем возникновения патологий, степенью поражения и значения пострадавшей функции в системе психического развития.
К основным группам факторов, провоцирующих ЗПР, относятся:
- недостаток общения, приводящий к отсутствию общественного опыта;
- биологические факторы, препятствующие нормальному созреванию мозговых структур;
- наличие различных соматических заболеваний;
- негативная социальная среда, в которой рос ребенок;
- отсутствие соответствующей возрасту, полноценной деятельности, позволяющей ребенку получить общественный опыт.
Также к причинам ЗПР можно отнести неблагоприятные факторы во время беременности матери или различные осложнения при родах:
- заболевания матери хронического характера (сахарный диабет, порок сердца, болезни щитовидной железы);
- заболевания при вынашивании ребенка (грипп, паротит, краснуха);
- токсоплазмоз;
- токсикоз (особенно опасен во 2 и 3 триместре);
- несовместимость крови по резус-фактору у матери и малыша;
- употребление во время беременности матерью гормональных препаратов, никотина, спиртных средств, наркотических веществ;
- асфиксия малыша при родах или ее угроза;
- травмы ребенка, нанесенные при применении инструментов для родовспоможения;
- соматические и инфекционные заболевания детей в раннем возрасте;
- поражение нервной системы крохи, возникающие после травм, инфекций, длительных наркозов и т.д.
Помните! Причиной ЗПР может стать генетическая предрасположенность в семье малыша к патологиям в психической и умственной сфере.
Также задержка психического развития вторичного вида может возникнуть по причине дефектов зрительной системы и нарушений слуховой деятельности, недостатков речи, что приводит к ограничению общения и дефициту сенсорной информации.
Читайте также статьи:
- « «
Классификация ЗПР
ЗПР у детей дошкольного возраста. Для систематизации нарушений обычно применяют классификацию К.С. Лебединской, известного детского дефектолога и психиатра.
Задержка психического развития у детей делится на 4 вида:
- Соматогенная. При данной форме, нарушения вызваны чрезмерной опекой малышей родителями, когда близкие все делают за кроху, не давая проявить самостоятельность, без которой невозможно исследование и познание окружающего мира. Второй причиной соматогенной ЗПР могут являться длительные и частые болезни ребенка в раннем возрасте, в этом случае все силы организма направлены на выздоровление, отмечается слабость и пониженная активность, в таких условиях замедляется развитие психики.
- Конституционная . Такой вид ЗПР обусловлен наследственностью, когда подобные нарушения встречались у близких родственников крохи. Проявляется данная форма в недоразвитии эмоционально-волевого фона. У таких малышей отмечается неспособность принятия самостоятельных решений без помощи близких, быстрая смена эмоций и их бурность. К школьному периоду у детей с конституционной формой ЗПР не проявляется стремление к познанию и обучению, они предпочитают в первую очередь игровую деятельность.
- Церебрально-органическая . Это наиболее распространенная форма ЗПР с наиболее негативным прогнозом. В данном случае нарушения вызваны органическими поражениями центральной нервной системы ребенка вследствие патологий вынашивания крох, родовых травм, недоношенности или нейроинфекции. У малышей присутствует ММД - минимальная мозговая дисфункция, нарушения развития в легкой форме, проявляющиеся в разнообразных областях, связанных с психической деятельностью. Такие малыши не эмоциональны и отличаются бедностью воображения.
- Психогенная . Причинами данного вида ЗПР выступает социальное неблагополучие в семьях детей, когда дома присутствует агрессия или насилие, а дети предоставлены сами себе и ими никто не занимается. Как следствие, у таких малышей не привиты правила поведения в обществе, уровень знаний об окружающем мире находится на достаточно низком уровне.
Малыши с задержкой психического развития обучаемы. Навыки и умения, которые здоровые дети могут освоить самостоятельно, детям с ЗПР помогают привить педагоги.
Симптомы ЗПР
ЗПР у детей дошкольного возраста. Чем раньше удастся выявить наличие задержки психического развития, тем успешнее лечение и благоприятнее прогноз. Обычно признаки нарушений заметны с раннего возраста.
К ним относятся:
- незрелость эмоционально-волевой сферы;
- неспособность крохи самостоятельно питаться из-за неспособности пользования столовыми приборами, более позднее появление речи и умений ходить, ползать и держать голову;
- невысокая заинтересованность к познанию окружающего мира, вялость и слабая активность, такие малыши задают мало вопросов, погружены в себя и не проявляют заинтересованности в общении со сверстниками;
- либо наоборот, повышенная тревожность и агрессия, капризность и плохой, неспокойный сон.
- патологическая двигательная активность или, наоборот, сниженная;
- отставание в освоении различных навыков самообслуживания, например, затруднения при завязывании шнурков, одевании в целом.
Помните! Окончательный диагноз могут поставить только специалисты после всестороннего обследования крохи.
Задачей родителей является своевременное выявление данных тревожных признаков и обращение к врачу. Даже если специалист не выявит отклонений, лучше перестраховаться и проверить кроху для исключения усугубления проблем в будущем.
Характеристика детей с задержкой психического развития
Обычно диагноз ЗПР ставят детям до 8 лет. В различные возрастные периоды симптомы нарушений проявляются по-разному.
В 2 года
В данном возрасте ребенок должен активно проявлять интерес к окружающему миру, интересоваться всем новым, задавать много вопросов.
Что должен уметь ребенок в 2 года
Также в норме кроха в этот период узнает маму и других близких и проявляет положительные эмоции при их появлении.
Мыслительные навыки к этому времени тоже должны быть достаточно развиты. Например, существуют разнообразные игры, где ребенок должен вставлять в отверстия фигуры разных форм. С этим заданием кроха должен справляться самостоятельно.
В 3-4 года
В этом возрасте у малыша начинает активно развиваться кругозор, он способен называть вещи своими именами. Например, ребенок должен понимать, что такое машина и для чего она нужна, кто такой врач и какую работу он выполняет.
Узкий словарный запас и отсутствие элементарных знаний о предметах и окружающем мире в целом должны вызвать подозрения и стать поводом для похода к специалисту.
В 5-6 лет
В данный период ребенок должен уметь справляться со следующими задачами:
- считать до 10;
- уметь решать примеры на плюс и минус с числами до 10;
- имеет понятия «один» и «много»;
- знает основные цвета;
- называет геометрические фигуры, умеет их различать.
Важно! Обратите особое внимание на игровую деятельность малыша. В возрасте 5-7 лет ребенок должен активно заниматься конструированием, лепкой или рисованием.
При подготовке ребенка с ЗПР к школе проявляется дефицит знаний и практических умений, незрелость мышления, отсутствие способности выполнять задания самостоятельно, недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы, преобладание игровой деятельности над обучающей, что характерно для малышей более раннего возраста.
При обнаружении тревожных признаков отставания от нормального развития у малыша родители должны обязательно посетить врача.
Диагностика ЗПР
ЗПР у детей дошкольного возраста. Диагноз задержка психического развития чаще ставится детям 4-5 лет. Выявление отклонений в более раннем возрасте крайне проблематично.
Чтобы выявить у детей задержку психического развития и найти причины отклонений, необходимо комплексное обследование специалистами:
- дефектологом;
- психотерапевтом;
- педиатром;
- логопедом;
- детским неврологом;
- психологом.
Перед постановкой диагноза применяют следующие виды обследований:
- Сбор и изучение анамнеза.
- Рассмотрение интеллектуальной деятельности.
- Анализ медицинской документации ребенка.
- Изучение условий жизни крохи.
- Диагностическое исследование речевых навыков.
- Изучение эмоционально-волевых характеристик.
- Нейропсихологическое тестирование.
В обязательном порядке специалистами проводится беседа с детьми.
Из инструментальных обследований используется КТ, ЭЭГ и МРТ головного мозга крох.
На основании исследований выносится диагноз ЗПР, родителям даются рекомендации по воспитанию ребенка и обучению в специализированном дошкольном учреждении для малышей с нарушениями развития.
Коррекция
Коррекция задержки психического развития у детей должна начинаться с дошкольного возраста и требует длительного времени и усилий детских неврологов, педиатров, дефектологов, логопедов, детских психологов и психиатров, а также родителей и близких ребенка.
Малыши с ЗПР посещают специализированные детские образовательные учреждения, школы 7 вида или коррекционные классы.
Основными принципами обучения в таких учреждениях, в отличие от обычных общеобразовательных школ и классов является:
- применение метода наглядности;
- дозированность выдачи учебного материала;
- многократные повторения;
- применение технологий, направленных на сбережение и охрану здоровья;
- частая смена деятельности.
Медицинская помощь детям с задержкой психического развития заключается в назначении:
- Медикаментозной терапии в соответствии с выявленными нарушениями.
- Массажа.
- Лечения водой.
- Физиотерапии.
- Лечебной физической культуры.
Особую роль при воспитании детей с ЗПР имеет совершенствование познавательных процессов:
- внимания;
- восприятия;
- мышления;
- памяти.
Внимание при коррекционной работе также уделяется сенсорной, эмоциональной и моторной области. Для развития данных сфер активно применяется арт-терапия, сказкотерапия, игровая терапия и многое другое.
Как определить, в норме ли психологическое развитие ребёнка: доктор Комаровский
Для устранения речевых нарушений с малышом с ЗПР проводятся групповые и индивидуальные занятия со специалистами: психологом, логопедом, дефектологом.
В коррекционную работу с детьми также включены социальные педагоги и непосредственно воспитатели.
Для работы с детьми с ЗПР и создания адекватной программы поддержки таких крох необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Профилактика
Среди мер по профилактике задержки психического развития у детей можно выделить следующие:
- Планирование беременности. Соблюдение всех рекомендаций врача при вынашивании ребенка, своевременное посещение медицинских учреждений и прохождение всех анализов и обследований.
- Исключение негативного воздействия на плод при беременности, полный отказ от вредных привычек.
- Обеспечение положительных условий для жизни и развития ребенка.
- Предотвращение возникновения заболеваний соматического и инфекционного характера у малышей раннего возраста.
Соблюдение данных мер профилактики позволит значительно сократить риск возникновения у ребенка отставаний в развитии и проблем со здоровьем в целом.
Лечение
Для лечения ЗПР необходимо использовать в лечении:
- Комплексную реабилитацию.
- Микротоковую рефлексотерапию (стимулирует работу различных областей мозга, нормализует поведение и повышает способность к обучению).
- Лекарственное воздействие.
- Занятия с психологом.
Занятия с детским психологом направлены на развитие причинно-следственных связей и логического мышления, а также на формирование основных понятий:
- о размере и форме;
- о различии «большой» и «маленький»;
- объединение предметов в группы по определенному признаку.
Детский психиатр может порекомендовать посещение семейно-родительских консультаций. Отношения внутри семьи – самые важные для крохи, именно в семье формируется собственное «Я» малыша, определяется его место в обществе и жизни. От близких людей ребенок получает запас безопасности и любви, по средствам которых в дальнейшем он будет решать серьезные проблемы и вопросы.
Именно семейный психолог поможет дать анализ внутрисемейным отношениям и при необходимости дать советы по бесконфликтному взаимодействию с ребенком.
Помните! На начальном этапе обучения проблемы возникают даже у детей, здоровых психически с рождения. Эти трудности временные и преодолеваются при поддержке и помощи воспитателей и родителей.
Опыт специалистов по психическому здоровью малышей показывает, что при своевременной диагностике и правильном лечении и развитии почти все дети с ЗПР в не осложненной форме к школьному периоду могут стать успешными учениками, ничем не отличающимися от своих сверстников. В будущем такие дети могут продолжить обучение в училищах, колледжах и высших учебных заведениях.
Здоровья Вам и Вашим близким! Наталья Белокопытова.
Вконтакте
Задержка психического развития — что такое ЗПР?
Задержка психического (ЗПР) — это отставание ребенка в развитии в соответствии с календарными нормами его возраста, без нарушения коммуникации и моторики. ЗПР является пограничным состоянием и может говорить о серьезных органических поражениях мозга. У части детей ЗПР может быть нормой развития, особенным складом психики (повышенная эмоциональная лабильность).
Если задержка психического развития сохраняется после 9 лет, ребенку ставят диагноз “умственная отсталость”. Замедление темпов психического развития обусловлено более медленным созреванием нейронных связей в мозге. Причиной данного состояния в большинстве случаев является родовая травма и внутриутробная гипоксия плода.
Виды задержки психического развития (ЗПР) у детей.
ЗПР классифицируют следующим образом:
Задержка психоречевого развития конституционного происхождения. Кратко — это особенность психического устройства отдельного ребенка, соответствует норме развития. Такие дети инфантильны, эмоционально похожи на детей младшего возраста. Коррекция в таком случае не требуется.
Соматогенная задержка психического развития относится к болезненным детям. Ослабленный иммунитет, частые простудные заболевания, аллергическое реакции приводят к замедленному развитию головного мозга и нейронных связях. К тому же из-за плохого самочувствия и госпитализации ребенок проводит меньше времени за играми и учебой.
ЗПР психогенной природы — возникает из-за неблагоприятной ситуации в семье, недостаточном внимании близких, педагогической запущенности.
Вышеперечисленные виды ЗПР не представляют угрозы дальнейшему развитию ребенка. Достаточно педагогической коррекции: больше заниматься с ребенком, записаться в развивающий центр, возможно, походить к дефектологу. В практике центра, мы еще не разу не сталкивались с детьми с грубой задержкой психического развития, с которыми мало занимаются или оставляют без внимания. Исходя из опыта центра, родители детей с ЗПР очень трепетно подходят к вопросам воспитания, развития и учебы. Основной причинеой задержки психического развития у детей все-таки является органическое поражение центральной нервной системы.
Церебрально-органическая природа ЗПР (церебрум — череп).
При данной форме задержки психического развития незначительно поражаются участки головного мозга. Поражению в первую очередь подвержены те области которые напрямую не включены в обеспечение жизнедеятельности человека, это самые “внешние” части мозга, ближе всего расположенные к черепной коробке (корковая часть), особенно лобные доли.
Именно эти хрупкие области отвечают за наше поведение, речь, концентрацию, коммуникацию, память и интеллект. Поэтому при легком поражении ЦНС у детей (его даже может быть не видно на МРТ), у психическое развитие отстает от календарных норм своего возраста.
Причины задержки психического развития (ЗПР) органического происхождения
- Органическое поражение головного мозга в пренатальный период: гипоксия, асфиксия плода. Вызвана рядом факторов: неправильное поведение беременной женщины (прием запрещенных веществ, недостаточность питания, стрессы, отстутствие двигательной активности и пр.)
- Перенесенное матерью вирусные инфекционные заболевания. Чаще — во втором, третьем триместре. Если беременная женщина перенесла коклюш, краснуху, ццитомегаловирусную инфекцию, и даже ОРВИ на раннем сроке беременности, это влечет за собой гораздо более грубую задержку развития.
- Отягощенный акушерский анамнез: травма во время родов - ребенок застревает в родовом канале, при слабой родовой деятельности применяются, стимуляторы, эпидуральная анестезия, щипцы, вакуум, что также является фактором риска для новорожденного.
- Осложнения во время натального периода: недоношенность, инфекционное или бактериальное заболевание в период новорожденности (до 28 дней жизни)
- Врожденные аномалии развития головного мозга
- Перенесенное ребенком инфекционное или вирусное заболевание. Если заболевание протекало с с осложнениями в виде менингита, энцефалита, нейроцистицеркоза, ЗПР чаще всего переходит в диагноз умственной отсталости (ставится после 9 лет).
- Внешние факторы - осложнения после прививки, приема антибиотиков
- Бытовые травмы.
Самая распространенная причина задержки психического развития (ЗПР) — это родовая травма. Подробнее про родовую травму можно почитать здесь.
Признаки задержки психического развития (ЗПР) у детей
Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость.
Симптомы задержки психического развития (ЗПР) в раннем возрасте (1-3 года)
Дети с ЗПР имеют сниженную концентрацию внимания, отставание в формировании речи, эмоциональную лабильность (“расшатанность психики”), нарушения в сфере коммуникации (хотят играть с другими детьми, но у них не получается), сниженность интересов по возрасту, гипервозбудимость или, наоборот, заторможенность.
- Отставание возрастных норм по формированию речи. Часто ребенок с ЗПР позже начинает гулить, лепетать.
- Не могут дифференцировать предмет (“покажи собачку”) к году (при условии, что с ребенком занимаются).
- Дети с ЗПР не могут прослушивать простейшие стишки.
- Игры, мультики, слушание сказок, все, что требует понимания, у них не вызывает интереса, или их внимание концентрируется на очень короткое время. Однако ребенок в 1 годик в норме не слушает сказку больше 10-15 минут. Подобное состояние должно насторожить в 1.5-2 года.
- Бывают нарушения координации движений, мелкой и крупной моторики.
- Иногда дети с задержкой психического развития начинают позже ходить.
- Обильное слюнотечение, высунутый язык.
- У детей с ЗПР может быть тяжелый характер, они раздражительны, нервозны, капризны.
- Из-за нарушений в центральной нервной системе, ребенок с ЗПР может иметь проблемы с засыпанием, сном, процессами возбуждения и торможения.
- Не понимают обращенную речь, но вслушиваются, идут на контакт! Это важно для дифференциации ЗПР и более тяжелый нарушений, таких как аутизм.
- Не различают цвета.
- Дети с ЗПР в полтора года не могут выполнить просьбы, особенно сложные (“зайди в комнату и принеси книжку из сумки” и пр.).
- Агрессия, истерики по пустякам. Из-за задержки психического развития малыши не могут выразить свои потребности и эмоции и реагируют на все криком
Признаки ЗПР в дошкольном и школьном возрасте (4-9 лет)
Когда дети с задержкой психического развития подрастают, начинают ассоциировать и чувствовать свое тело, они могут жаловаться на головные боли, часто их укачивает в транспорте, могут быть тошноты, рвоты, головокружение.
В психологическом плане дети с ЗПР тяжело воспринимаются не только своими родителями, но и сами страдают от этого состояния. При задержке психического развития со сверстниками отношения складываются плохо. От непонимания, от неспособности выразить себя дети «закрываются в себе». Могут стать злобными, агрессивными, подавленными.
У детей с ЗПР часто бывают проблемы интеллектуального развития.
- Плохо усваивают счет
- Не могут выучить алфавит
- Часты проблемы с моторикой, неуклюжесть
- В случае с грубой ЗПР не могут рисовать, плохо держат ручку
- Речь невнятная, однообразная
- Запас слов — скудный, иногда полностью отсутствует
- Плохо идут на контакт со сверстниками, из-за задержки психического развития предпочитают играть с малышами
- Эмоциональные реакции школьников с ЗПР не соответствуют возрасту (впадают в истерику, смеются, когда это неуместно)
- Плохо успевают в школе, невнимательны, в психическом плане преобладает игровая мотивация, как у детей более младшего возраста. Поэтому их чрезвычайно сложно заставить учиться.
Отличие задержки психического развития (ЗПР) от аутизма.
Задержка психического развития может коррелировать с расстройствами аутистического спектра. Когда диагностика затруднена и черты аутизма не столь выражены, говорят о ЗПР с элементами аутизма.
Дифференциация задержки психического развития (ЗПР) от аутизма:
- При ЗПР у ребенка есть зрительный контакт, дети с аутизмом (именно аутизм, а не аутистическое расстройство, такое, как синдром Аспергера) никогда не смотрят в глаза, даже родителям.
- У обоих детей может отсутствовать речь. Ребенок с ЗПР в таком случае будет пытаться обратиться ко взрослому жестами, покажет пальчиком, будет мычать или гугукать. При аутизме отсутствует всякое взаимодействие с другим человеком, указательный жест, дети используют руку взрослого, если им нужно что-то сделать (нажать кнопку, например).
- При аутизме дети используют игрушки не по назначению (крутят колеса машинки, вместо того, чтобы возить ее). Дети с задержкой психического развития могут иметь проблемы с развивающими игрушками, могут не попадать фигурами в дырочки нужной формы, но уже в годик будут проявлять эмоции к плюшевым игрушкам, могут целовать и обнимать их, если попросить.
- Ребенок с аутизмом постарше будет отказываться от контакта с другими детьми, при ЗПР же дети хотят играть с другими, но так как их психическое развитие соответствует более младшему, они будут испытывать проблемы с общением, выражением эмоций. Скорее всего — будут играть с детьми помладше, или стесняться.
- Ребенок с ЗПР может быть также агрессивным, “тяжелым”, молчаливым, замкнутым. Но аутизм от задержки психического развития отличает отсутствие коммуникации в принципе, плюс ко всему — страх перемен, боязнь выйти на улицу, стереотипность поведения и многое другое. Подробнее смотрите в статье “Признаки аутизма”.
Лечение задержки психического развития (ЗПР)
Традиционная помощь детям с ЗПР сводится либо к педагогическим занятиям, либо к стимуляции мозга с помощью медикаментозного лечения. В нашем центре мы предлагаем альтернативу — воздействовать на саму первопричину задержки психического развития — органическое поражение центральной нервной системы. Устранить последствия родовой травмы с помощью мануальной терапии. Это авторская методика кранио-церебральной стимуляции (краниум — череп, церебрум — мозг).
Педагогическая коррекция детей с задержкой психического развития также очень важна для последующего устранения задержки. Но необходимо понимать — коррекция ЗПР — это не лечение.
В центре Доктор Лев Левит реабилитация детей с тяжелыми формами ЗПР приносит хорошие результаты, которых родители не могли добиться путем медикаментозной терапии или педагогики и логопедии.
Краниальная терапия и авторская методика кранио-церебральной стимуляции — очень мягкая методика для лечения задержки психического развития и других нарушений развития у детей. Внешне это нежные прикосновения к голове ребенка. Путем пальпации специалист определяет краниальный ритм у ребенка с ЗПР.
Этот ритм возникает из-за процессов движения жидкости (ликвора) в головном и спинном мозге. Ликвор омывает мозг, выводит токсины и отмершие клетки, и насыщает мозг всеми необходимыми элементами.
У большинства детей с задержкой психического развития (ЗПР) есть нарушение краниального ритма и оттока жидкости из-за родовой травмы. Краниальная терапия восстанавливает ритм, восстанавливается и циркуляция жидкости, улучшается мозговая активность, а вместе с ней и понимание, психика, настроение, сон.
Кранио-церебральная стимуляция воздействует на участки мозга, которые не функционирует в достаточной степени. У многих наших детей с задержкой психоречевого развития (ЗПРР) происходит скачок в речи. Они начинают произносить новые слова, связывать их в предложения.
Подробнее о задержке речевого развития у детей и лечении в центре смотрите
Глав. врач центра, Д-р Лев Исаакиевич Левит, также владеет спектром остеопатических методик (30 лет практики в остеопатической реабилитации). В случае необходимости, устраняются последствия других травм (деформация грудной клетки, проблемы с шейными позвонками, крестцом и пр.).
Подведем итоги. Метод краниальной терапии и кранио-церебральной стимуляции направлен на:
- нормализацию нормального функционирования головного мозга;
- улучшение метаболизма нервных клеток (улучшается и обмен веществ всего организма);
- устранение последствий родовой травмы — работа с костями черепа;
- стимуляцию зон мозга, ответственных за речь, интеллект, ассоциативное и абстрактное мышление
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИИ У КРАНИАЛЬНОГО ТЕРАПЕВТА:
1. Если ребенок рожден при патологических, тяжелых, интенсивных родах.
2. Беспокойство, крик, беспричинный плач ребенка.
3. Косоглазие, слюнотечение.
4. Отставание в развитии: не следит взглядом за игрушкой, не может взять игрушку в руки, не проявляет интереса к окружающим.
5. Жалобы на головные боли.
6. Раздражительность, агрессивность.
7. Задержка интеллектуального развития, трудности в учебе, запоминании, образном мышлении.
Вышеперечисленные симптомы ЗПР соответствуют прямым показанием к консультации у краниального терапевта. При лечении, в большинстве случаев мы достигаем высоких положительных результатов. Это отмечается не только родителями, но и воспитателями в детском саду и преподавателями школ.
Посмотреть видео-отзывы родителей о результатах лечения задержки психического развития вы можете
Иногда учащиеся трудно поддаются обучению и воспитанию, и главной причиной тому служит особое, в отличие от нормы, состояние психического развития личности, получившее название в дефектологии «задержка психического развития» (ЗПР). У каждого второго хронически неуспевающего ребёнка - ЗПР.
Сущность заболевания
В общем виде это состояние характеризуется замедленным развитием мышления, памяти, восприятия, внимания, речи, эмоционально-волевого аспекта. Из-за ограничения в психических и познавательных возможностях ребенок не способен успешно выполнить задачи и требования, предъявляемые ему обществом. Впервые эти ограничения чётко проявляются и замечаются взрослыми, когда дите приходит в школу. Он не может вести устойчивую целенаправленную деятельность, в нем преобладают игровые интересы и игровая мотивация, при этом возникают выраженные трудности при распределении и переключении внимания. Такой ребенок не способен прилагать умственные усилия и напрягаться при выполнении серьёзных заданий, что быстро приводит к школьной неуспеваемости по одному или многим предметам.
Изучение учащихся с ЗПР показало, что в основе школьных затруднений лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушенная умственная работоспособность. Это проявляется в трудностях долгого сосредоточивания на познавательных заданиях, в низкой продуктивности деятельности в период учебы, в излишней суетливости или заторможенности, в нарушениях переключения внимания. Дети с ЗПР имеют качественно иную структуру дефекта, в отличие от умственно отсталых ребят, в их нарушении нет тотальности в недоразвитии психических функций. Дети с ЗПР лучше принимают помощь взрослых и способны осуществить перенос показанных умственных приёмов на новое, подобное задание. Таким детям нужно оказывать комплексную помощь психологов и педагогов, что включает индивидуальный подход при обучении, занятия с сурдопедагогом, психологом вместе с медикаментозной терапией.
Конституциональная ЗПР
Задержка развития имеет форму, которую определяет наследственность. Для детей с этим видом ЗПР характерна гармоничная незрелость телосложения и одновременно психики, что свидетельствует о наличии гармонического психофизического инфантилизма. Настроение такого ребенка преимущественно положительное, он быстро забывает обиды. Вместе с тем из-за незрелой эмоционально-волевой сферы не получается формирования учебной мотивации. Дети быстро осваиваются в школе, но не принимают новых правил поведения: опаздывают на уроки, на уроках играют и вовлекают в игры соседей по парте, превращают буквы в тетради в цветы. Такой ребёнок не разделяет оценки на «хорошие» и «плохие», он радуется наличию их в тетради.
С самого начала учебы ребёнок превращается в стойко неуспевающего ученика, на что есть причины. В силу незрелой эмоционально-волевой сферы он выполняет лишь то, что связано с его интересами. А из-за незрелости интеллектуального развития у детей такого возраста недостаточно сформированы мыслительные операции, память, речь, они обладают малым запасом представлений о мире и знаний.
Для конституциональной ЗПР прогноз будет благоприятным при целенаправленном педагогическом воздействии в доступной игровой форме. Работа по коррекции развития и индивидуальный подход снимут вышеописанные проблемы. Если нужно оставлять детей на второй год учебы, это их не травмирует, они легко примут новый коллектив и безболезненно привыкнут к новому учителю.
Соматогенная ЗПР
Детей этого вида заболевания рожают здоровые родители. Задержка развития случается вследствие перенесённых заболеваний, которые влияют на мозговые функции: хронические инфекции, аллергия, дистрофия, стойкая астения, дизентерия. Первично интеллект ребенка не был нарушен, но из-за своей рассеянности он становится непродуктивным в процессе учебы.
В школе дети данного вида ЗПР испытывают серьезные трудности в адаптации, долго не могут освоиться в новом коллективе, скучают и часто плачут. Они пассивны, бездеятельны и безынициативны. Всегда вежливы с взрослыми, адекватно воспринимают ситуации, но если на них не оказывать руководящего воздействия, они будут не организованны и беспомощны. У таких детей в школе большие трудности с обучением, возникающие из-за пониженной мотивации достижения, отсутствует интерес к предлагаемым заданиям, есть неумение и нежелание преодолевать трудности при их выполнении. В состоянии утомления ответы ребёнка необдуманные и нелепы, часто возникает аффективное торможение: дети боятся ответить неверно и предпочитают молчать. Также при сильном утомлении нарастает головная боль, понижается аппетит, возникают боли возле сердца, что дети используют как повод для отказа от работы при возникновении трудностей.
Детям с соматогенной ЗПР нужна систематическая лечебно-педагогическая помощь. Лучше всего их помещать в школы санаторного типа или в обыкновенных классах создать медикаментозно-педагогический режим.
Психогенная ЗПР
Дети этого вида ЗПР отличаются нормальным физическим развитием, они соматически здоровы. Как стало ясно из исследований, многие дети имеют мозговую дисфункцию. Причина их психического инфантилизма - социально-психологический фактор – неблагоприятные условия воспитания: однообразные контакты и среда обитания, эмоциональная депривация (недостаток материнского тепла, эмоциональных отношений), обделённость, плохая индивидуальная мотивация. В результате у ребенка снижается интеллектуальная мотивация, наблюдается поверхностность эмоций, несамостоятельность в поведении, инфантильность в отношениях.
Данная детская аномалия часто формируется в неблагополучных семьях. В асоциально-попустительской семье за ребёнком нет должного надзора, здесь присутствует эмоциональное отторжение наряду с вседозволенностью. Из-за образа жизни родителей у малыша возникают импульсивные реакции, непроизвольность в поведении, его интеллектуальная активность гасится. Это состояние часто становится благоприятной почвой для появления устойчивых асоциальных установок, ребенок педагогически запущен. В авторитарно-конфликтной семье атмосфера ребёнка пропитана конфликтами между взрослыми. Родители воздействуют на малыша посредством подавления и наказания, систематически травмируя психику ребёнка. Он становится пассивным, несамостоятельным, забитым, чувствует повышенную тревожность.
не интересуются продуктивной деятельностью, имеют неустойчивое внимание. В их поведении проявляется необъективность, индивидуализм, агрессия или же чрезмерная покорность и приспособленность.
Учитель должен проявлять заинтересованность в таком ребенке, кроме того, необходимо наличие индивидуального подхода и интенсивного обучения. Тогда дети легко заполнят пробелы в познаниях в обычной школе-интернате.
ЗПР церебрально-органического характера
В данном случае нарушение развития личности обусловлено локальным нарушением мозговых функций. Причины отклонений в развитии мозга: патология беременности, включая тяжёлый токсикоз, вирусный грипп, перенесённый матерью, алкоголизм и наркомания родителей, родовые патологии и травмы, асфиксия, тяжёлые заболевания на 1-м году жизни, инфекционные заболевания.
У всех детей этого вида ЗПР отмечается церебральная астения, что проявляется в чрезмерной утомляемости, пониженной работоспособности, плохой концентрации внимания и памяти. Мыслительные процессы несовершенны, а показатели продуктивности таких детей приближены к показателям детей-олигофренов. Они усваивают знания фрагментарно, и те быстро забывают, поэтому в конце учебного года учащиеся превращаются в стойко неуспевающих ребят.
Отставание в развитии интеллекта сочетается у этих детей с незрелой эмоционально-волевой сферой, проявления которой глубокие и грубые. Дети долго учат правила взаимоотношений, не соотносят свои эмоциональные реакции с определенной ситуацией, нечувствительны к промахам. Их ведет игра, поэтому постоянно возникает конфликт между «хочу» и «надо».
Обучение детей этого вида ЗПР по обычной программе бесперспективно. Они нуждаются в систематической компетентной коррекционно-педагогической поддержке.
- Причины ЗПР
- Симптомы
- Лечение
Задержка психического развития у детей (заболевание часто обозначается как ЗПР) - медленный темп совершенствования некоторых психических функций: мышления, эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, который отстаёт от общепринятых норм для конкретного возраста.
Заболевание диагностируется в дошкольном или младшем школьном периоде. Чаще всего обнаруживается на предварительном тестировании перед поступлением в школу. Выражается в ограниченности представлений, нехватке знаний, неспособности к интеллектуальной деятельности, преобладании игровых, чисто детских интересов, незрелости мышления. В каждом индивидуальном случае причины заболевания бывают разными.
Причины ЗПР
В медицине определяются разные причины задержки психического развития у детей:
1. Биологические:
- патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы;
- недоношенность;
- внутриутробная гипоксия плода;
- асфиксия при родах;
- инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;
- генетическая предрасположенность;
- травмы при родах;
- отставание от сверстников в физическом развитии;
- соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);
- поражение отдельных участков центральной нервной системы.
2. Социальные:
- ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;
- психические травмы;
- неблагоприятные условия жизни;
- педагогическая запущенность.
В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяют несколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.
Виды задержки психического развития
В медицине есть несколько классификаций (отечественных и зарубежных) задержки психического развития у детей. Самые известные - М. С. Певзнер и Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, П. П. Ковалёва. Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской.
- Конституциональная ЗПР определяется наследственностью.
- Соматогенная ЗПР приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло на мозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая астения и др.
- Психогенная ЗПР определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость.
- Церебрально-органическая ЗПР наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз, вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые травмы и пр.).
Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но и симптоматикой и курсом лечения.
Симптомы ЗПР
С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы, когда возникают явные трудности при подготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы болезни можно заметить раньше. К ним могут относиться:
- отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшие действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены, самостоятельная еда);
- нелюдимость и излишняя замкнутость: если он сторонится других детей и не участвует в общих играх, это должно насторожить взрослых;
- нерешительность;
- агрессивность;
- тревожность;
- в период младенчества такие детки начинают позже держать головку, делать первые шаги, говорить.
При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости и признаки нарушения в очень важной для ребёнка эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается их комбинация. Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всего отсталость является достаточно заметной. Окончательный диагноз ставится детским неврологом при целенаправленном или профилактическом осмотре.
Отличия от умственной отсталости
Если к окончанию младшего (4 класс) школьного возраста признаки ЗПР остаются, врачи начинают говорить либо об умственной отсталости (УО), либо о конституциональном инфантилизме. Эти заболевания отличаются:
- при УО психическое и интеллектуальное недоразвитие имеет необратимый характер, при ЗПР всё исправимо при надлежащем подходе;
- дети с ЗПР отличаются от умственно отсталых способностью использовать помощь, которая им оказывается, самостоятельно переносить её на новые задания;
- ребёнок с ЗПР пытается понять прочитанное, тогда как при УО такое желание отсутствует.
При постановке диагноза не нужно опускать руки. Современная психология и педагогика могут предложить комплексную помощь таким деткам и их родителям.
Лечение задержки психического развития у детей
Практика показывает, что дети с задержкой психического развития вполне могут стать учениками обычной общеобразовательной школы, а не специальной коррекционной. Взрослые (педагоги и родители) должны понимать, что трудности обучения таких детей в самом начале школьной жизни - вовсе не результат их лени или нерадивости: они имеют объективные, достаточно серьёзные причины, которые должны быть совместно и успешно преодолены. Таким детям должна быть оказана комплексная помощь родителей, психологов, педагогов.
Она включает в себя:
- индивидуальный подход к каждому ребёнку;
- занятия с психологом и сурдопедагогом (который занимается проблемами обучения детей);
- в отдельных случаях - медикаментозную терапию.
Многим родителям трудно принять тот факт, что их ребёнок в силу особенностей своего развития будет обучаться медленнее остальных детей. Но это нужно сделать, чтобы помочь маленькому школьнику. Родительские забота, внимание, терпение вкупе с квалифицированной помощью специалистов (педагога-дефектолога, врача-психотерапевта) помогут обеспечить ему целенаправленное воспитание, создать благоприятные условия для обучения.
Диагноз задержка психического развития ставится преимущественно в дошкольном или школьном возрасте, когда ребенок сталкивается с проблемами в обучении. При своевременной коррекции и медицинской помощи возможно полное преодоление проблем в развитии, но ранняя диагностика патологии довольно затруднительна.
Что такое задержка психического развития?
Задержка психического развития, сокращенно ЗПР, являет собой отставание в развитии от принятых для определенного возраста норм. При ЗПР страдают отдельные когнитивные функции – мышление, память, внимание, эмоциональная сфера.
Причины отставания в развитии
ЗПР может возникнуть вследствие различных причин, условно их можно разделить на биологические и социальные.
К биологическим причинам относятся:
- поражения ЦНС в период внутриутробного развития: травмы и инфекции во время беременности, вредные привычки матери, гипоксия плода;
- недоношенность, симптомы желтухи;
- гидроцефалия;
- пороки развития и новообразования головного мозга;
- эпилепсия;
- врожденные эндокринные патологии;
- наследственные заболевания – фенилкетонурия, гомоцистинурия, гистидинемия, синдром Дауна;
- тяжелые инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит, сепсис);
- заболевания сердца, почек;
- рахит;
- нарушение сенсорных функций (зрения, слуха).
К социальным причинам можно отнести:
- ограничение жизнедеятельности малыша;
- неблагоприятные условия воспитания, педагогическая запущенность;
- частые психотравмы в жизни ребенка.
Симптомы и признаки отставания в развитии
Признаки ЗПР можно заподозрить, обратив внимание на особенности психических функций:
- Восприятие: замедленное, неточное, невозможность сформировать целостный образ. Дети с задержкой психического развития лучше воспринимают информацию зрительно, нежели на слух.
- Внимание: поверхностное, нестойкое, кратковременное. Переключению внимания способствуют любые внешние стимулы.
- Память: преобладает наглядно-образная память, мозаичное запоминание информации, низкая мыслительная активность при воспроизведении информации.
- Мышление: нарушение образного мышления, абстрактное и логическое мышление только при помощи педагога или родителя. Дети с ЗПР не могут сделать выводы из сказанного, подытожить информацию, сделать заключение.
- Речь: искажение артикуляции звуков, ограничение словарного запаса, трудности в построении высказывания, нарушение слуховой дифференциации, задержка речевого развития, дислалия, дислексия, дисграфия.
Психология детей с задержкой психического развития
- Межличностное общение: дети без отклонений в развитии общаются с отстающими малышами редко, не принимают их в игры. В группе сверстников ребенок с ЗПР практически не взаимодействует с окружающими. Многие детки предпочитают играть отдельно. На уроках дети с ЗПР работают в одиночестве, сотрудничество бывает редко, общение с другими ограничено. Отстающие дети в большинстве случаев общаются с детьми младше себя, которые лучше их принимают. Некоторые малыши вовсе избегают контакта с коллективом.
- Эмоциональная сфера: дети с ЗПР эмоционально неустойчивы, лабильны, внушаемы и несамостоятельны. Они часто пребывают в состоянии тревоги, беспокойства, аффекта. Им присущи частые смены настроения и контрастность в проявлении эмоций. Может наблюдаться неадекватная жизнерадостность и подъем настроения. Дети с ЗПР не могут охарактеризовать свое эмоциональное состояние, затрудняются при идентификации эмоций окружающих, часто бывают агрессивными. Таким детям присуща заниженная самооценка, неуверенность, привязанность к кому-то одному из сверстников.
В результате проблем в эмоциональной сфере и сфере межличностных отношений дети с ЗПР часто предпочитают одиночество, они разуверены в себе.
Согласно классификации К. С. Лебединской по этиопатогенетическому принципу ЗПР бывает следующих видов:
- Задержка развития конституциональной этиологии – неосложненный психофизический инфантилизм, при котором когнитивная и эмоциональная сфера находятся на раннем этапе развития.
- ЗПР соматогенной этиологии – возникает вследствие тяжелых заболеваний, перенесенных в период раннего детства.
- ЗПР психогенной этиологии – является результатом неблагоприятных условий воспитания (гиперопека, импульсивность, лабильность, авторитаризм со стороны родителей).
- ЗПР церебрально-органической этиологии.
Осложнения и последствия ЗПР
Последствия ЗПР больше отражаются на психологическом здоровье личности. Если проблема не корректируется, малыш продолжает отдаляться от коллектива, у него снижается самооценка. В будущем социальная адаптация таких детей затруднительна. Вместе с прогрессированием ЗПР ухудшается письмо, речь.
Диагностика ЗПР
Ранняя диагностика ЗПР затруднительна. Это обусловлено тем, что для подтверждения диагноза необходим сравнительный анализ психического развития ребенка с нормами возраста.
Степень и характер задержки развития определяется коллегиально врачом психотерапевтом, психологом, логопедом, дефектологом.
Психическое развитие включает оценку следующих критериев:
- речевое и предречевое развитие;
- память и мышление;
- восприятие (знание предметов и частей тела, цветов, форм, ориентация в пространстве);
- внимание;
- игровая и изобразительная деятельность;
- уровень навыков самообслуживания;
- коммуникабельность и самосознание;
- школьные навыки.
Для обследования используют денверовский тест, шкалу Бейли, тест IQ и другие.
Дополнительно могут быть показаны следующие инструментальные исследования:
- КТ и МРТ головного мозга.
Как вылечить ЗПР
Основная помощь детям с ЗПР заключается в длительной психолого-педагогической коррекции, которая направлена на улучшение эмоционально-коммуникативной и когнитивной сферы. Суть ее заключается в проведении занятий с психологом, логопедом, дефектологом, психиатром.
Если психокоррекции недостаточно, ее подкрепляют медикаментозным лечением с ноотропными препаратами в основе.
Основные препараты для медикаментозной коррекции:
- Пирацетам, Энцефабол, Аминалон, Фенибут, Церебролизин, Актовегин;
- Глицин;
- гомеопатические препараты – Церебрум композитум;
- витамины и витаминоподобные средства – витамин В, Нейромультивит, Магне В6;
- антиоксиданты и антигипоксанты – Мексидол, Цитофлавин;
- общетонизирующие препараты – Когитум, Лецитин, Элькар.
Профилактика проблем с развитием
Чтобы избежать ЗПР, нужно придерживаться простых правил:
- создать благоприятные условия течения беременности и родов;
- создать дружественную обстановку в семье;
- пристально следить за состоянием ребенка с первых дней жизни;
- своевременно лечить любого рода заболевания у малыша;
- заниматься с ребенком и развивать его с раннего возраста.
Немаловажное значение в профилактике ЗПР отводится телесно-эмоциональному контакту мамы и малыша. Объятия, поцелуи, прикосновения помогают ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно, ориентироваться в новой обстановке, адекватно воспринимать окружающий мир.
Доктор обращает внимание
- Существует 2 опасные крайности, в которые впадают многие родители детей с ЗПР – гиперопека и безразличие. И в первом, и во втором варианте развитие личности тормозится. Гиперопека не позволяет малышу развиваться, так как все за него делают родители, относятся к школьнику как к маленькому. Безразличие со стороны взрослых отбирает у ребенка стимул и стремление развиваться и учиться чему-то новому.
- Существуют специальные школы для детей с ЗПР или отдельные классы в общеобразовательных школах, имеющие в основе коррекционно-развивающую модель обучения. В спецклассах созданы оптимальные условия для обучения особенных детей – малая наполняемость, индивидуальные занятия, которые позволяют не упустить психологические особенности ребенка, полезные для его развития.
Чем раньше родители обратят внимание на отставание в психическом развитии или перестанут его отрицать, тем выше вероятность полной компенсации недостатков эмоциональной и когнитивной сферы. Своевременная коррекция предотвратит будущие психологические травмы, связанные с осознанием своей несостоятельности и беспомощности в потоке общего обучения.
Видео к статье
Вы еще не лайкнули?