» »

Как взрослому человеку развить логическое мышление. Логика

19.10.2019

Логическое мышление - это именно то, что необходимо развивать каждому человеку и возраст не имеет здесь ни какого значения. Логика служит человеку всю его сознательную жизнь, именно с помощью ее мы делаем какие-либо выводы и далее принимаем решение. Кроме того логика помогает нам предугадывать последствия наших действий и действий других людей, помогает предусмотреть различные жизненные трудности и заранее приготовиться их решать. Развитие логики должно быть одним из главных приоритетов у каждого человека.

Во-первых запомните, что логическое мышление нуждается в постоянном развитии . Для развития логического мышления вам необходимо один час в день уделять чтению полезной литературы. Если читать художественную литературу, то развить с ней логику у вас не получиться. Необходимо подбирать книги, которые были написаны успешными людьми. При чтении литературы вы должны все время думать и размышлять над тем, что вы читаете. Книги должны рассказывать чью-то историю успеха, не тратьте время на романы, если хотите развить логику. Для развития логики используются различные упражнения, приемы и методы, которые разработали специалисты. Как развить логическое мышление?

Очень просто найдите себе достойного соперника в шахматы и играйте с ним хотя бы по три партии в день. Играя в эту игру, ваша логика постоянно будет напрягаться, а значит и развиваться. Помните, если не тренировать логику, то она перестает совершенствоваться и вы начинаете деградировать. Постоянно тренируйте свое логическое мышление хотя бы игрой в шахматы. Если шахматы кажутся вам пока слишком сложными играйте в шашки . У этой игры существует много вариаций и вы легко сможете найти себе партнера по игре.

Для развития логического мышления также подойдет отличная игра - Скрэббл . Правила очень просты, из имеющихся у вас букв необходимо складывать слова. В России есть разновидность этой игры Эрудит , но правила у нее строже. Эти игры развивают не только логику , но и память.

Также в развитии логики вам помогут ежедневное разгадывание кроссвордов, ребусов, судоку . Такое занятие не даст отдыха вашему мозгу. Посвятите не много времени на разгадывание одного какого-либо кроссворда в день и вы очень скоро заметите существенные изменения.

Идя по улице выполняйте упражнение на ассоциации. Например вы увидели светофор и начинайте подбирать различные ассоциации, которые возникают у вас в голове: светофор - дорога - пешеход - автомобиль - дорожные знаки - трасса - фура - ограничения скорости и т.д.

Чтобы развить логику начните самостоятельно писать различные статьи или даже книги. Для начала возьмите те темы, которые вас интересуют. Далее вы можете перейти к тому, что вам не известно. Также возможно вам поможет ведение дневника, но задумывайтесь над тем, что пишите. Тщательно подбирайте слова и обороты речи, пишите так, будто это ваши мемуары, которые в будущем возможно опубликуют.

Начните решать задачи на развитие логики . Сейчас таких много в интернете, только не начинайте сразу со сложных. Попробуйте для начала что-нибудь полегче и постепенно переходите к более сложным. Через какое-то время вам станет легче и вы спокойно будете выстраивать логические заключения.

Для развития логического мышления будет полезно создавать самостоятельно новые кроссворды и головоломки. Такой способ развития логики сложнее, чем обычное отгадывание кроссвордов. Ваше мышление начнет работать и в другую сторону, что положительно скажется на вашей логики.

Придумывайте различные варианты того, как возможно еще использовать привычные нам вещи. Например возьмем стол, его можно использовать как дом, как стремянку, как скамейку, и т.д. Чем больше вы придумаете различных вариантов, тем лучше.

Все выше перечисленное выполнять не сложно, а даже интересно. Постарайтесь выполнять упражнения каждый день и вы обязательно добьетесь успеха.

Мы часто слышим о логическом мышлении, смеемся над шутками про «женскую логику» и даже считаем, что это врожденное качество человека, просто у одних оно развито сильнее, а у других слабее.

На самом деле это не так. Человек не рождается с логикой в багаже, а развивает ее в течение жизни. Многие стараются не задумываться о последствиях своих действий, и тогда нам кажется, что у этих людей с логикой проблемы. Другие же люди старательно продумывают свои шаги, и могут предсказать их результат, и тогда нам кажется, что это более логично. Так нужна или нет эта опция в человеческом мышлении?

Сопровождать наши рассуждения о логике будут великие женщины, которые доказали, что “женская логика” способна на многое.

Во-первых, с помощью логики человек с начала своего существования познавал мир. Связь между событием и его последствием, наблюдения и выводы помогали людям выжить.

Например, наблюдая, как молния попадает в деревья, воспламеняя их, человек мог сделать вывод, что это может быть опасно, что лучше во время грозы спрятаться в укрытие.



Законы логики появились в результате множества экспериментов. Разумеется, чем больше развивалось человечество, тем сложнее становились наблюдения за жизнью, тем интереснее делались выводы. Современным людям не нужно долго наблюдать за грозой, чтобы понять, что она может быть опасна, для нас это аксиома. То есть логика развивалась вместе с нами, от века к веку. Если мы будем следовать и дальше ее законам, это поможет человечеству двигаться вперед.




Во-вторых, логика необходима нам в повседневной жизни, хотя часто мы не думаем, что постоянно используем ее. Причинно-следственные связи – это логика. Человек, например, прекрасно понимает, что если не поест, то скоро почувствует довольно сильный голод. Это дети понимают быстро. Но если отвлечься от очевидных вещей, окажется, что умение понимать последствия своих поступков говорит о том, что перед нами взрослый человек.

Первоклассник, например, может не сделать домашнее задание, еще не понимая, что получит «двойку». В средней школе ученики уже прекрасно связывают свои действия и их последствия, а старшеклассники самостоятельно готовятся к экзаменам, так как знают, какие результаты будут, если этого не сделать.



Логика помогает нам во взрослой жизни заниматься делами, действовать осторожно и расчетливо в сложных обстоятельствах, выращивать детей с заботой и вниманием. Чем лучше развита наша способность быстро делать выводы и принимать соответствующее решение, тем проще мы адаптируемся и успешнее справляемся со стрессами и испытаниями.

Итак. Логика нам нужна. Но как же ее развить? С помощью тренировок, конечно.



Развиваем логическое мышление

1. Отгадываем загадки.


Отлично развивают логику. Начните с простых, хотя бы «семь одежек и все без застежек». Разгадывайте почаще, и ваши мозги настроятся на распутывание сложных данных. Не зря у любого народа в фольклоре найдутся сотни самых разных загадок. Тренировка для ума требовалась всегда!


2. Играем в логические игры.


Это огромный пласт полезнейших материалов для развития мышления. Решайте судоку, ребусы, головоломки. Играйте в шашки, нарды и шахматы, эти игры заставляют работать мозг во всю мощь. Сейчас появилось множество настольных стратегий, в которые можно играть всей семьей вечерами, а если соратников не нашлось, подберите подходящую компьютерную игру.


3. Решаем математические задачи.


Не зря школьников упорно мучают математикой. Именно решение математических задач отлично развивает логическое мышление. Возможно, вы уже забыли, как найти скорость автомобиля, движущегося из пункта А в пункт Б, самое время вспомнить! Напрягайте свой мозг математикой, это очень полезно людям в любом возрасте. Кроме задач, можно вспомнить решение теорем из геометрии, систем квадратных уравнений из алгебры, подтянуть физику или химию. Чем сложнее уровень заданий, тем активнее работает ваша голова.


4. Проходим тесты IQ.


Знаете ли вы, что IQ человека не застывает в одном виде на всю жизнь? Сегодня ваш результат один, а через полгода может быть совсем другим. Чем больше вы тренируетесь, тем лучше становятся ваши показатели. Тесты IQ сами по себе составлены таким образом, что приходится напрячь мозги и подключить всю возможную логику. Так что, решая такие тесты, вы заодно сможете прокачать ваше мышление. Или найдите еще какие-нибудь тесты на логику вместо того, чтобы терять время, выясняя «Какой ты супергерой?».


5. Читаем детективы.


Знаменитый Шерлок Холмс основывал свои расследования на методе дедукции, Пуаро говорил о «серых клеточках», без которых не смог бы раскрыть дело, Коломбо спокойно вычислял преступника по ошибкам в его действиях… Детективы – один из самых популярных жанров литературы и кино, и они очень помогают развивать логику. Попробуйте не просто бездумно прочитать книгу, а сопоставить детали и самостоятельно найти убийцу. Если вы смотрите фильм, понаблюдайте за эмоциями героев, «подловите» их на вранье, подумайте о мотивах преступления. Возможно, у вас получится быстрее раскрыть дело, чем у киношного сыщика.




Тренировать логику не так сложно. Главное – понять, что это необходимо, не лениться и хотя бы 15 минут в день посвящать таким заданиям для ума. И все получится!

Кадр из мультфильма «Гадкий я»

Ребёнок с развитым логическим мышлением выгодно выделяется среди сверстников - ему будет легче учиться, решать школьные и бытовые задачи. рассказывает про интересные рабочие варианты тренировки логики у дошкольников и младших школьников.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Интересно и эффективно можно заниматься развитием логики и мышления с ребёнком дома. И для этого не обязательно быть педагогом или обладать какими-то специальными знаниями. Специалисты рекомендуют чередовать типы игр, чтобы тренировать различные виды мышления: наглядно-образное и наглядно-действенное, абстрактно-логическое и словесно-логическое, пространственное, нестандартное.

1. Устные игры

Игры со словами - очень простой и доступный способ развивать у ребёнка логическое мышление, расширить кругозор и, конечно же, увеличить словарный запас. Выбирайте игры, которые учат выделять аналогии, обобщать, распределять предметы и явления по группам, проводить логические связи.

  • Играйте в ассоциации. Называйте предмет и предлагайте назвать похожий. Спрашивайте, почему ребёнок его выбрал, какие схожие черты нашёл.
  • Придумывайте новые концовки для известных сказок.
  • Сочиняйте истории, стихи вместе: кто-то начинает одну строчку - другой продолжает по смыслу
  • Играйте в «данетки»: загадывайте предмет, явление или персонажа и предлагайте ребёнку отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
  • Играйте в «верю - не верю». Вы произносите фразу, например, «все кошки рыжие» или «арбуз - это ягода». Задача ребёнка - ответить, верное утверждение или нет. Если ответы и решения неоднозначны или их несколько - это даже хорошо. Главное, чтобы ребёнок мог логически обосновать ответ.

2. Смотри-бери-пиши-рисуй

Дети в большинстве своём - визуалы, поэтому им нравятся игры с картинками, образами. Занятия с использованием карточек, бумаги и ручки стимулируют развитие образно-логического мышления.

Вот несколько идей для активностей этого типа:

  • предлагайте игры на сравнение и группировку предметов по цвету, форме, размеру и другим признакам;
  • решайте головоломки со спичками - «убери одну спичку, чтобы получилась другая фигура»;
  • составляйте рассказы по картинкам;
  • разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге, проходите лабиринты.

3. Настольные игры

Красочные наборы с рисунками, фигурками, понятными правилами привлекают и детей, и взрослых. Шашки, шахматы, морской бой, домино - проверенные временем классические игры, которые всегда будут актуальными и подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.

Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Вот несколько способов.

  • Предлагайте ребёнку угадать предметы и игрушки на ощупь, по форме.
  • Располагайте фигурки или картинки по алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру.
  • С помощью домино и тримино изучайте счёт, сложение и вычитание.

4. Конструирование

Дети по своей натуре - строители и творцы. Игры с конструктором помогают развивать двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление. Создание построек по схемам, воспроизведение задумок в реальности развивают пространственное и структурно-логическое мышление.

Хорошо бы находить время на совместные занятия с ребёнком и в таком формате. С помощью кубиков можно создавать очень занимательные задания.

5. Загадки и головоломки

Это отличный способ потренировать нешаблонное мышление и логику вместе с детьми. Самый понятный всем вид головоломок - устные, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.

Чтобы прокачать воображение и пространственное восприятие ребёнка, используйте головоломки в виде геометрических фигур (кубик Рубика, Танграм, Пентамино).

6. Шахматные задачи

Хорошая подборка задач на шахматном поле познакомит ребёнка с шахматными фигурами, основными правилами игры и координатной плоскостью. Можно самостоятельно придумывать задания на шахматной доске или распечатывать готовые из интернета. Современным детям может больше понравиться интерактивный формат.

Поставь мат чёрному Королю в один ход:

Например, на нашей платформе более 100 шахматных задач для начинающих, от простого к сложному.

7. Логические задачи

Пожалуй, решение логических задач - самый действенный способ развития логики и мышления. Книги и пособия с заданиями удобно брать в дорогу. Но их частый недостаток - отсутствие системности, ясной подачи теории и комментариев к решению.

Развивать и тренировать логику и мышление можно и нужно разными способами. Основная задача родителя - находить и предлагать ребёнку хорошие игры, образовательные сайты или другие интересные форматы занятий, которые будут стимулировать развитие ребёнка в правильном направлении. Например, можно заниматься на онлайн-платформе Logiclike.com:

А также «Фигуры, развертки и отражения», «Истина и ложь», «Задачи на движение» и другое. На сайте более 3000 заданий, 15+ тематических категорий, 3 уровня сложности.

ЛогикЛайк в помощь - занимайтесь с удовольствием и развивайтесь!

Человеку ежедневно приходится искать решения разных проблем или просто сопоставлять факты. В обыденной суете мы редко задумываемся, что подобные навыки можно развивать. Многим кажется, что для взрослых это нереально, другие ссылаются на нехватку времени. Сегодня мы рассмотрим такой вопрос, как развитие логического мышления.

Что это такое?

Чтобы в полной мере выяснить, что это за явление, обратим внимание на его составляющие – собственно мышление и логику.

Под мышлением понимают психический процесс, в ходе которого обрабатывается информация и устанавливаются связи между событиями, предметами или явлениями. Здесь очень силен фактор субъективности, то есть личного отношения к чему-то.
К объективности наше мышление приводит логика. Проще говоря, это – наука о правильном, истинном мышлении. У нее есть свои методы, законы и формы. «Краеугольным камнем» для нее являются опыт и знания, а не эмоции.

Для того чтобы прийти к несложным выводам, достаточно и здравого смысла. Но в сложных ситуациях не обойтись без соответствующего мышления, которое помогает «проработать» наиболее правильный вариант действий даже при минимуме фактов.

Важно! Первые упражнения лучше делать разово. Например, решить один кроссворд или сыграть несколько простых партий в шахматы. Для начала этого будет достаточно.

Логическое мышление – это процесс, в ходе которого человек прибегает к логическим понятиям, основанным на доказательности и рассудительности. Его цель – получить обоснованный вывод, исходя из «данности», то есть конкретных предпосылок.

Выделяют три типа логических рассуждений:


  • Образно-логическое. При нем ситуация как бы «проигрывается» воображением, при этом мы вспоминаем образы задействованных предметов или особенности явлений. Да, это можно назвать воображением.
  • Абстрактное. Здесь уже посложнее, в ход идут категории, предметы или связи, которых нет в реальности (то есть абстракции).
  • Словесное , при котором люди делятся своими логическими суждениями с окружающими. Здесь важна не только склонность к анализу, но и грамотная речь.
Узнав, что такое логика, посмотрим, как она может пригодиться в жизни.

Для чего это нужно?

Умение мыслить логически ценно для всех, независимо от рода деятельности. Правда, для одних она – средство получения общего, бытового вывода, тогда как другие применяют формализованную и строгую логику (инженеры, философы, математики).

Знаете ли вы? Первым знания о логике систематизировал Аристотель. Философ написал цикл из шести работ, посвященных базовым понятиям и категориям. Этот сборник известен как «Органон».

Тренировка мышления помогает:

  • Быстрее и точнее делать правильные выводы даже в ;
  • Трезво рассчитывать , избегая самообмана и не давая ввести себя в заблуждение;
  • Исправлять собственные ошибки и ;
  • Четко и емко излагать свои доводы;
  • Убеждать собеседника, приводя нужные аргументы.

Любой из этих пунктов стоит того, чтобы задуматься о работе над своим логическим аппаратом. Овладев такими приемами, вы сможете быстро отделить нужные данные от словесной или документальной «шелухи». Есть еще и психологический момент: с таким «арсеналом» человек не боится трудностей и уверенно достигает успехов в учебе или карьерных вершин.

Логическое мышление: врожденное или приобретенное?

Способность к логическим раздумьям – это черта, которую люди приобретают. Это подтверждают как психологи, так и другие специалисты. Никто не рождается с уже сформированным даром логического мышления.

Даже самый простой уровень, образно-логический, проявляется к полутора годам жизни, когда малыши начинают анализировать все, что их окружает, и постепенно отделяют важное от второстепенного.

Такие навыки часто называют эмпирическими, то есть такими, что связаны с личным опытом. К сожалению, к ним нередко добавляются шаблоны, которые «вбиваются» окружением. Так теряются способности к критическому мышлению.

Между тем любой может выйти на уровень абстракций. Часто мы рассуждаем о несуществующих явлениях, даже не задумываясь о том, что наш логический аппарат в это время усиленно работает.
Преподаватели и «технари» подтвердят, что собственный опыт и регулярные тренировки отлично развивают логику, даже если человек был далек от регулярных многоуровневых размышлений. Было бы желание.

Можно ли развивать логическое мышление взрослым?

Можно и даже нужно. Мир меняется очень быстро, и со старым «багажом» знаний бывает трудно что-то взвешенно обдумать. Многие полагают, что полученных в школе или вузе основ будет достаточно, но это не совсем так.

Бывает, что первые уровни пройдены легко, а далее уже «запарка». Не отчаивайтесь, дайте немного отдохнуть, и решение обязательно придет.

Не бойтесь подглядывать ответы (особенно в самом начале занятий). Зная исходные данные и решения, можно вычислить логический путь решения и применять его к другим ситуациям.

Важно! Помогает и чтение серьезных книг – исторических, философских или научно-популярных. «Глотать» их сотнями страниц не стоит, читайте понемногу, вдумываясь в информацию.

Во многих серьезных компаниях HR-специалисты в ходе дают кандидатам такие вот задачки, оценивая скорость решения и аргументацию ответа. Они могут быть как чисто профессиональными, так и без привязки к роду деятельности. Так что над логикой придется поработать.

Настольные игры

Первое, что приходит на ум, – шахматы. Неспешная игра требует анализа и вдумчивости, тогда как скорость реакции тут не нужна. Играть можно с кем угодно, но лучше подобрать более сильного соперника, который сможет показать наиболее быстрые и эффективные комбинации. Уже через несколько игр вы заметите, что и сами разыгрываете сложные этюды, рассчитывая на ход – два вперед.

Других игр тоже немало – предлагаются целые тематические наборы, основанные на сюжетах популярных книг или сериалов. Так можно отлично скоротать время с друзьями или семьей, заодно удерживая логику «в тонусе».

Таких игр на сообразительность тоже предостаточно. Это отличный инструмент для тех, кто подумывает, как развить логику. Некоторые из них идут с отсчетом времени, но это не должно напрягать.
Все они используют принцип «причина – следствие». То есть исходные данные могут иметь несколько решений, но только одно будет правильным. При всей кажущейся простоте неподготовленному человеку сначала будет сложно – варианты ответа часто кажутся взаимоисключающими, хотя составлены так, что подходит, кажется, любой. В этом и суть тренировки.

Знаете ли вы? Одним из «отцов» современной (или неклассической) логики считают русского философа Николая Александровича Васильева. Начав работу еще в царские времена, он уже в 1918 году вошел в список «старых» ученых, признанных Советской властью.

Количество вопросов может быть любым – от 10 и более, так что «побаловаться» такими задачами можно даже в обеденный перерыв.

Кроссворды и ребусы

Здесь все просто. Стремясь заполнить недостающими словами все клеточки, мы «прокручиваем» все наши знания.

Японские судоку – это уже посложнее. Заполнять ячейки приходится так, чтобы в каждом квадрате 3х3 (а таких обычно 9) цифры от 1 до 9 попадались единожды, причем с большими строчками и столбиками та же история. Начните с самых простых, обычно в задании указывается сложность.

Отличным способом будет решение графических кроссвордов, хотя бы тех же японских. Они имеют одно решение в виде картинки. Она получится, если правильно заштриховать ячейки (ориентируясь на указанные цифры). Тут тоже можно подсмотреть решение и сопоставить его с начальными данными – сориентироваться сразу бывает непросто.

Можно попробовать составить свой кроссворд. Загадывать бывает сложнее, чем искать ответ, тем более что приходится соотносить расположение букв и клеток.

Изучение дедукции и индукции

Чтобы не усложнять, сразу отметим, что дедуктивный метод предусматривает вывод от общего к частностям, а индукция, наоборот, подводит разрозненное к общему.

Важно! Анализировать связь событий помогает дневник. Кому-то он кажется архаизмом, но временами полезно перечитать старые записи и восстановить в последующие действия и «просчитать» возможные варианты их развития.

Дедукция – это чистая логика, но у нее есть одна слабость: исходные факты должны быть истинными. Вот пример такого заключения: «все гоночные автомобили сложны для обычных водителей», «я – простой водитель», следовательно «я не справлюсь с мощным болидом на треке».

В жизни мы чаще используем индуктивный способ , такие рассуждения опираются на факты, которые могут оказаться неправдивыми. Тогда наши выводы приходится обосновывать. Нередко это приводит к поспешным обобщениям и неправильным решениям. Существует еще и так называемая неполная индукция, при которой вывод значительно превосходит «сумму» отдельных фактов.

Эти способности можно развивать, мысленно «прогоняя» разные житейские ситуации и случаи.

Развиваем логическое мышление у детей

Работая с , приходится учитывать их возраст. Об этом стоит помнить, задумавшись о том, как развить логическое мышление у ребенка.

На разных этапах развития используют столь же разнообразные логические методы:

  • Для самых маленьких (до 3 лет) важна наглядность и простота. На этом этапе закладывают основы: малыши учатся различать разные вещи и (в ход идут предметы разного назначения и кубики, отличные по раскраске).

Знаете ли вы? Овладение логическими приемами в раннем возрасте порой приводит к необычным результатам. К примеру, легендарный математик Уильям Сидис в шесть лет осознанно назвал себя атеистом, что для Америки начала ХХ века было смелым шагом.

  • В 3 – 4 года закрепляют словесно-образную логику. Самый простой способ – рисунок с одним лишним предметом. Ребенку предлагают рассказать, почему именно он не подходит. Так же можно «играть» со словами.
  • Перед школой (5 – 6 лет) берут простейшие задания с цифрами и графические игры, а речевые и вопросные игры усложняют;
  • После 7 лет стараются улучшить речевые навыки, развить способности к обобщениям, анализу и поиску причинно-следственных связей. В этот период переходят к абстракциям.
Чтобы детям было интересно, занятия проводятся в игровой форме. Учитывают также индивидуальные наклонности. При этом задачи не решают «в лоб» – если ребенку трудно, то их упрощают. И, конечно, никаких нотаций.

Загадки

Они должны соответствовать возрасту. При этом ребенок представляет, какие предметы или явления упоминаются в задании. Главный упор делается на образное мышление – в форме загадки малыши обычно раскрывают новые «грани» окружающих их вещей.

Такой подход позволяет разносторонне оценивать все происходящее. Самый эффективный для таких упражнений интервал – от 2 до 5 лет.

В любом детском магазине выставлено много таких наборов. Опять же выбирают, исходя из возраста.

Для малышей лучше выбрать комплект больших фигур (те же кубики или шарики). В них нет элементов, которые ребенок может по неосторожности проглотить. Собирая из них несложные конструкции (змейки, домики и прочее), вы активизируете логический аппарат – малыш вспоминает характерные черты и пытается воссоздать их.
К услугам тех, кто постарше – сборные модули типа «Лего». Здесь приходится работать по инструкции, соотнося детальки с изображением. Помощь родителей будет очень кстати. У таких наборов есть еще один плюс – узлы можно комбинировать. К примеру, собрать из «блоков» другой домик или другое авто. Это будет только на пользу, развивая мышление.

С младшими школьниками приходится сложнее – современных детей непросто оторвать от гаджетов, и банальными кубиками их не заинтересуешь. Здесь в дело вступают родители. В магазинах можно увидеть наборы для сборки моделей самолетов или кораблей. Если купить комплект начальной сложности с небольшим числом деталей, можно не только заинтересовать ребенка, но и проводить с ним больше времени – без помощи отца он вряд ли сразу соберет то, что на картинке.

Игры

Для малышей подойдут игры с геометрическими фигурками. Предложите отыскать лишнюю или собрать одинаковые. При этом спросите, чем они отличаются.

Знаете ли вы? Собирать кубики Рубика на скорость начали сразу после их появления. Нынешний рекорд принадлежит Колину Барнсу (5,25 с). Но бразилец Перейра Кампанья с результатом в 25,14 с вряд ли уступает ему в мастерстве – он собрал фигуру…ногами!

Здесь подключается и ассоциация – показывая фигурку, можно спросить, что она напоминает. Для пространственного воображения их складывают в простейшие конструкции типа домика.

Важны и речевые игры, особенно ориентированные на разницу: «весной – тепло, а зимой - …». Если это уже пройденный этап, называют предметы и просят сказать, к какой группе они относятся.
Детям постарше можно показывать азы игры в шахматы или шашки. Объясняя ход фигур, вы как бы провоцируете ребенка опробовать разные варианты. Простые «крестики – нолики» тоже не стоит забывать.

Пазлы

Такие логические «азбуки» закладывают основы мышления. Их элементы сделаны крупными и безопасными для детей.

Популярные виды – это плашки, которые соединяются, если рисунки на них соответствуют нужному цвету или букве. Например, на одной нарисован черный кот

Правда, сложные однотонные участки вроде изображения неба лучше отложить – если не получилось собрать сразу, ребенок может потерять интерес или разувериться в силах.

Мы узнали, как «разработать» свои логические навыки и что для этого нужно. Как видите, это довольно просто как для взрослого человека, так и для ребенка. Успехов в тренировках!

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Итак, вопросов по предыдущей я так и не дождался. Хотя именно вопросы говорят о том, что тема затронула человека, и он хочет что-то прояснить для себя.

Думаю, что по сегодняшней теме вопросов будет очень много. С удовольствием отвечу.

Как часто нам не хватает умения логично излагать свои мысли, особенно если для нас важен результат этого изложения. Именно в этот момент нас переполняют эмоции, и наша неспособность аргументировать ведет лишь к накалу страстей, переходящему к повышенным тонам. Но поскольку и это не ведет к результату, то часто вступают в действие оскорбления, далее переходящие в угрозы или даже в драку.

Взаимопонимание так и не состоялось. А причина – неумение грамотно строить свои мысли и вести обсуждение.

Думаю, многим знакома описанная ситуация. Почти ежедневно мы можем наблюдать нечто подобное и в жизни, а еще чаще с экранов телевизоров.

Споры, в которых мало логики, но много эмоций и агрессивности.

Считается, что 70 % конфликтов возникает именно при общении. А как нам правильно общаться, если эмоциональная компетентность у нас не развита (о чем я писал ), а логике высказываний и способности логического мышления нас никто не учил.

Развитие логики и мышления

На что обычно делается акцент, когда речь заходит о развитии мышления?

Основной акцент смещен на развитие творческого мышления. Для решения творческих задач, поиска новых решений, генерации идей, безусловно, требуется нешаблонное мышление.

И этому развитию посвящена основная масса литературы.

Это модно – мыслить нестандартно. Правда иногда эта нестандартность становится слишком эпатажной и ради привлечения внимания пренебрегается элементарная логика.

Плеснуть на холст ведром краски и назвать это произведением искусства, возможно, что это и так, но тогда стоит определиться в терминах, — что такое искусство.

Спорить по этому поводу бессмысленно, пока не введены определения и понятия, чем собственно и занимается логика.

Хотя многие думают, что Логика – это умение решать логические ребусы. В первую очередь, логика – это наука о правильном мышлении . Непротиворечивом, последовательном, обоснованном.

Согласимся, что нам не хватает логического мышления . Все же в жизни чаще требуется именно оно. Делать открытия и генерировать идеи приходится не так уж часто, а вот общаться, убеждать, доказывать, размышлять приходится каждый день.

Есть люди, которых сложно понять, — в их рассуждениях нет логики. И таких, к сожалению, становится все больше. Достаточно послушать любое ток-шоу.

Поэтому сегодня поговорим о развитии логического мышления и о Логике , как науке и ее применении в повседневной жизни.

Можно ли логично рассуждать, не зная основ логики ?

Да можно, ведь можно же прилично говорить и писать, не зная грамматики. Но изучая логику, мы повышаем уровень нашего мышления. Учимся более четко и последовательно излагать наши мысли.

Зачем нам это надо?

Мы так привыкли к практическому результату от наших усилий, а для изучения логики усилия потребуются. Поэтому остановлюсь на этом вопросе более подробно.

Хотя как обычно бывает, — ага, думает читатель – заголовок – «Развитие логического мышления», сейчас заскочу на 20 сек (кстати, таких посетителей более 60 %), — увижу перечень действий из 10 пунктов, — и стану логически мыслить.

И такими мотивирующими алгоритмами, состоящими из 7-10 шагов наполнен весь Интернет. Но пробежав поверхностно одну методику, другую, человек разочаровывается – как же так, а где те Великие изменения , которые обещаны. Детский сад, одним словом ….

К сожалению – это не работает, мотивация проходит через час, в лучшем случае и требуется очередной мотивационный пинок. Мотив, что-либо сделать, должен быть устойчивый, осознанный, как необходимость, а не как простое удовлетворение любопытства. Нужен эмоциональный вектор , если сказать «проще».

Поэтому для начала приведу несколько плюсов изучения логики:

1. Логика учит ясно мыслить и четко излагать мысли. Бессвязная речь, когда человек не может и двух слов связать встречается часто.

2. Формируется умение убеждать и отстаивать свою точку зрения. Требуется убедительная логически построенная речь.

3. Изучение логики вырабатывает привычку анализировать свои и чужие суждения. А также находить в них ошибки и бороться с демагогией. Ведь часто кроме как «сам дурак» и возразить-то нечем.

4. Логика учит спорить. И не доводить спор до перебранки и драки. Помогает находить компромиссы, опровергать ложные рассуждения.

5. Логика вообще вырабатывает умение думать. Иметь свои мысли, а не мысли, навязанные внешним источником.

Думаю, даже этого достаточно для того, чтобы дочитать статью до конца. А вдруг что-то пригодится.

Хотя как сказал Бертран Рассел «Многие люди скорее умрут, чем начнут думать. И умирают, так и не начав ».

Думаю, что к моим читателям это не относится.

Немного из истории изучения логики

До революции 1917 г логику изучали в гимназиях. Но после революции логика была объявлена буржуазным предметом, и исключена из школьной программы.

ЦК ВКП (б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 года счел необходимым ввести, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза.

Был такой знаменитый учебник логики Виноградова 1954 года.

Но в 1956 году преподавание логики в средней школе отменили. Вот так….

Сейчас Логика изучается лишь в отдельных ВУЗах.

И еще немного о грустном .

Не всегда изучение формальной логики способствует развитию мышления. Можно изучить логические операции, работу с суждениями итд, но вот применить это в жизни не всем удается. Изучавшие логику просто не знают, как это сделать.

Проблема большинства учебников по логике в абстрактных примерах: все комары — насекомые, если наступает осень, опадают листья и тд. Логично, да логично, но какие-то нежизненные примеры, поэтому сложно перейти на реальные ситуации.

Еще сложнее использовать законы логики или как применить семантику языка логики предикатов. Это, какое же нужно иметь желание разобраться со всем этим?

Как же развивать способность к логическому мышлению?

Конечно не путем решения логических головоломок и кроссвордов. Самое большое что можно получить от этих занятий– это повысить способность решать головоломки, не более того. И хотя это безусловно полезно для мозга, но все же цель — научиться грамотно строить свои мысли, и упражнения должны быть иного рода.

В первую очередь приближенные к тем ситуациям, когда возникает такая необходимость: доказать, убедить, обсудить и тд.

Именно в реальных условиях можно приобрести опыт, а не изучая теоретические законы логики. Вот чему нужно учиться, — так это как теорию применять на практике.

А для этого для начала следует выяснить для себя — когда же возникает необходимость логических мыслей. Выше я упомянул пять таких ситуаций, но их гораздо больше.

Чтобы понять в общих чертах, что же изучает Логика, рассмотрим основные ее разделы:
1. Понятия.
2. Определения.
3. Суждения.
4. Основные законы логики. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключённого третьего. Закон достаточного основания.
5. Индуктивные умозаключения
6. Дедуктивные умозаключения.
7. Аналогии, гипотезы, доказательства.

Добавим основные приёмы логического мышления — сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение. Вот собственно и все разделы.

Подход к обучению

Проблема в том, как перевести знание формальной логики в практическую логику.
Я предложу один подход, который возможно вам будет интересен. В своей книге « » я его упоминал.

Петр Спиридонович Агафошин (1874—1950 гг) – известный русский гитарист. В книге «Школа шестиструнной гитары» он так описывал один из основных принципов обучения:

Учащийся должен учиться играть играя . Т.е. приобретать необходимые навыки игры не на сухом учебно-тренировочном материале типа упражнений и этюдов, а на умело подобранном высокохудожественном материале, воспитывающим вкус и приносящим вместе с практическими и техническими навыками также и эстетическое удовлетворение.

Почему бы и здесь не использовать этот принцип, т.е. решать практические мыслительные задачи, возникающие в реальности, где требуется применение логики. Это не учебные кейсы, которые решаются в идеальных условиях, а жизненные ситуации, где есть место неожиданностям и проявлениям эмоций.

Например, обсуждения/спор .

Чтобы различные дискуссии, споры и просто обсуждения носили логически культурный характер важно, чтобы участники одинаково понимали точное значение терминов, участвующих в этом обсуждении.

Например, сложно понять человека — о чем он говорит, если он не дал определения по предмету своего разговора. Не уточнив понятия и определения, каждый участник разговора/спора может понимать под этим понятием что-то свое (в меру своих знаний). Вот и непонятно о чем собственно идет спор.

И если ученый спор касается понятий – бесконечность, материя, пространство и тд, то в рабочих обсуждениях фигурируют более прозаичные вещи: например, маржа, стратегия, маркетинг, а в житейских ситуациях — число обсуждаемых вещей намного больше.

Поэтому первое правило логики: основные термины высказывания, тезисы должны быть четко определены, вне зависимости знают их другие или нет. Важно единообразие в понимании.

Отсюда первый навык практической логики умение оперировать понятиями .

Зная важность этого, можно более детально изучить теоретическую часть раздела логики — «Определения ». Вот его подразделы (например, по учебнику Виноградова):

1. Содержание и объём понятий.
2. Соотношение между содержанием и объёмом понятия.
3. Ограничение и обобщение понятия.
4. Родовые и видовые понятия.
5. Основные классы понятий.
6. Отношения между понятиями.
7. Сущность определения понятия.
8. Правила определения.
9. Генетическое определение.
10. Номинальное определение.
11. Значение определений.
12. Приёмы, заменяющие определение.
13. Сущность деления понятия.
14. Правила деления.
15. Дихотомическое деление.
16. Приёмы, сходные с делением.
17. Классификация.

Изучая теоретически этот вопрос, вы уже представляете, как эти знания могут быть использованы на практике.

Другой важный навык – умение задавать вопросы . Как я уже говорил ранее, наше мышление состоит из вопросов и поиска на них ответов.

Но чтобы правильно поставить вопросы и отвечать на них необходимо знать, что такое правильно поставленный вопрос. Это уже к области Логики.

У любого вопроса есть предпосылка вопроса, т.е. информация об объекте, по поводу которого возник вопрос.

Например: вопрос — нравятся ли вам статьи на моем благе?
Вопрос предполагает наличие блога и статей, размещенных на нем, а также автора. Т.е. предпосылку.

Что же такое правильно заданный вопрос ?

Во-первых, требуется наличие необходимого объема информации и возможность этой информацией воспользоваться.

Также необходимо проверить все предпосылки вопроса, — они должны быть истинны, если хоть одна предпосылка ложна, то вопрос неправильный.

Например, если на блоге только одна статья, а вопрос касается «статей». Предпосылка не истинна, следовательно вопрос — неверный.

В общем виде – вопрос правильный, если на него в принципе, может существовать ответ.

Ведь есть и такое: «один дурак может задать вопрос на который и сто мудрецов не найдут ответ ».

Зная, что вопрос должен удовлетворять формальным правилам логики, более внимательно изучаем эту часть Логики.

Рассмотрим еще одну логическую форму – рассуждения .

Рассуждения – это мыслительная деятельность (т.е. наше мышление), когда происходит взаимодействие отдельных суждений и на их основе появляются новые суждения. Весь этот процесс – рассуждение.

Можно говорить о структуре рассуждений: т.е. одни суждения нам известны, другие – нет. Их связывает между собой логическая операция.

Существует несколько видов рассуждений. Если из известного суждения (называется предпосылка ) выходит неизвестное ранее суждение (заключение ), то это называется умозаключени е.

Известны дедуктивные рассуждения и индуктивные рассуждения.

По каким логическим законам строится рассуждение также можно узнать из учебника логики.

Но лучше это сделать после того как наглядно, в реальной ситуации выделить рассуждение и попытаться понять, как оно строится сейчас, без знания формальной логики. Затем уже обратиться к учебнику.

Итак, последовательность такая:

1. Знакомимся с основными разделами Логики .
Для этого вам потребуются навыки чтения сложной деловой литературы, которые я описал в книге « », в частности синоптическое чтение и приемы при чтении деловой литературы.
Результат: общее представление о формальной логике.

2. Области применения . Вы уже знаете области где будет полезна логика. Мы это определили выше, в общих чертах.
Следующее, что можно сделать – это постепенно вводить логические формы в эти ситуации, т.е. практически использовать отдельные элементы теории Логики.

Для начала ситуации следует выбирать не слишком критичные для вас, — ведь еще нет опыта. Учимся на простых бытовых ситуациях, где неудача не скажется на вас лично. Постепенно сложность ситуация увеличиваем.
Таких возможностей в жизни масса – начиная от магазина, заканчивая – посещением госучреждений.

Бывает полезно подмечать логические уловки, которые возникают на нашем пути. Например, реклама «Сегодня – в кредит, завтра – за наличные». Требуется устранить логическую неопределенность: сегодня- это когда, а завтра – когда? Узнайте у рекламодателя – почему нарушены законы логики. И таких примеров масса.

3. Логические формы вводим постепенно, поэтапно, поэлементно.

Задача: разбирать отдельные логические формы и пытаться использовать их на практике.
Сначала вводим определения и понятия. Т.е. начиная любое обсуждение – определяемся c понятиями в нем участвующими. Для этого внимательно изучаем теоретическую часть логики – Определения и Понятия.

При любом общении старайтесь найти предмет обсуждения, формулируйте определения и старайтесь применить полученные знания.

Затем – формулировка вопросов. Пробуем задавать правильно вопросы.

Затем пытаемся рассуждать. Изучаем теорию рассуждений. И так далее, включаем остальные элементы логики.

В какой-то степени, можно говорить, что в данном подходе используются логические приемы мышления, такие анализ и синтез, абстрагирование и обобщение.

С помощью анализа мы выделили отдельные части Логики. Изучили, применили.

Абстрагирование помогло нам исключить второстепенные, неважные особенности логических форм. С помощью синтеза и обобщения – соединили отдельные части в единое. И теперь можем использовать в нашем общении все логические элементы.

Вот так постепенно двигаясь от простого к сложному, Логика займет важное место в вашем мышлении.

Одновременно изучаем не только теоретическую, но и популярную литературу по Логике.
Главное начать.

Не обязательно становиться великим математиком, у которого математическая логика на первом месте. Достаточно уровня логического мышления, необходимого в обычной жизни.

Можно бесконечно долго рассказывать о логике, но в одной статье всего не охватишь.

Поэтому предложу вам список литературы для изучения, но это предмет не из легких.

Теорию лучше изучать по учебникам, причем по старым учебникам. Все же предыдущее поколение лучше владело Логикой. Поэтому список может быть такой:

1. В.Г. Челпанов. Учебник логики. 1915 г.
2. В.Ф. Асмус. Логика. 1947 г.
3. С.Н.Виноградов, А.Ф. Кузьмин. Логика. Учебник для средней школы. 1954 г
4. А. Д. Гетманова. Учебник по логике. 1995 г
5. Д.А Гусев. Краткий курс логики. Искусство правильного мышления. 2003 г
6. В.И. Кириллов, А.А. Старченко. Логика. 2008 г
7. А.Л. Никифоров. Книга по логике. 1998 г
8. Д. Халперн. Психология критического мышления. 2000 г

И еще полезные книги :

9. А.И Уемов. Логические ошибки. Как они мешают правильно думать. 1958 г
10. Ю.А.Петров. Азбука логичного мышления. 1991 г
11. А.А. Ивин. Искусство правильно мыслить. 1986 г

Можно познакомиться с книгой М.Коэн, Э. Нагель. Введение в логику и научный метод. 2010 г. (656 страниц). Долгое время это был основной учебник для ВУЗов в США.

Можно изучить и Аристотеля — родоначальника формальной логики. Его Органон .

Органон (инструмент, метод) - традиционное название философских сочинений Аристотеля, посвящённых логике.

В состав Органона входят:
1. Категории.
2. Об истолковании.
3. Первая аналитика.
4. Вторая аналитика.
5. Топика.
6. Софистические опровержения.

Аристотель называет логику «Аналитикой », и в трактате «Аналитик» (Первой и Второй), он изложил ее основные учения: об умозаключении и о доказательстве.

На этом думаю, будет достаточно. В следующий раз мы продолжим рассматривать другие подходы к развитию мышления.

Жду Ваших комментариев и вопросов .

Если статья понравилась, нажмите, пожалуйста, на социальные кнопки. Спасибо!

С уважением, Медведев Николай.

6 комментариев к записи “Формирование логического мышления”

    Удивительные особенности российского образования: спрашивать то, чему не учили. На егэ по русскому языку даже в критерии сочинения включили логическую связность текста, кто бы этому ещё выпускника научил. Только талантливый педагог совместит весьма поверхностно обучение своему предмету и логике. Поэтому детям, кроме крика, нечему учиться у взрослых, и порой стыдно смотреть передачи дискуссионного замысла.

    А теперь вопрос:"Почему исключили изучение логики и психологии в школах и не изучают в некоторых вузах? Сколько обид от непонимания собеседниками надо получить, чтобы приобрести навыки логического мышления, или они даны природой и передаются по наследству?" Спасибо за Ваш материал,он очень важен.

    • Спасибо Лана за комментарий!

      Почему исключили логику из школьной программы?

      Официальная версия — борьба с перегрузками школьников. В это время происходило много изменений в системе образования, переписывались учебники, менялась система управления и тд.

      Логику хотя и вводили в 1948 г, но уровень преподавания — ? Кто преподавал, как правило это были не специально подготовленные учителя, а чаще преподаватели литературы.

      Аналогично и сейчас — преподавание основ религии под вопросом — а кто будет преподавать эту дисциплину.

      Навыки логического мышления к сожалению по наследству не передаются. На уровне бытовой логики мы учимся на примерах из жизни.

      Но этого мало. Кроме того логичность мышления это не только знание логических форм, но и общий кругозор. Без него просто нечего будет соединять логически.

    Где логика в том, что не преподают Логику?

    После смены царского режима отмена Логики диктовалась, скорее всего, как замена ее на кодекс строителя коммунизма и это была недооценка ее значимости в повседневной жизни. Сейчас же ее отсутствие — это результат бездумной реформы образования под влиянием запада.

    Не только Аристотеля читать одно удовольствие, а любую античную книгу, в которых нет двойного смысла, ненужных усложнений речи, а все излагается просто и понятно. На земле нет более волшебного и насыщенного смыслом языка, чем русский, от которого собственно и произошли остальные языки, что нетрудно заметить на примере английского, если внимательно относится к словам. Легкость чтения античной литературы говорит и полном понимании автором того, что он пишет, в отличие от современных книг и особенно учебников (все, что пишет автор этого блога Медведев, сюда не относится), наполненных совершенно ненужной сложностью изложения, исходящей от недостаточного понимания предмета. И вот возьмите русское слово «сложно», что оно означает? Сложно = ложно. И, наоборот, — «просто, как все гениальное». Учась в школе в 60-70 годах, я очень не любил писать сочинения, хотя с русским языком было все на отлично. И, взяв как-то у матери — преподавательнице русского языка старые учебники — довоенные и послевоенные, я был поражен насколько они были лучше наших — так просто и доступно в них все объяснялось. Эти учебники были для меня находкой, по ним сочинения писать было милое дело. А уже в тех, по которым я учился началось повсеместное превалирование формализации над простотой и ясностью изложения. На зачем нам формализация, тем более детям? Мы же дома говорим с ними не формализованным языком, а простым. И вспомните, чем брал Ленин на своих выступлениях. Он говорил с людьми на понятном, доступном для простых людей языке, хотя в то время теория марксизма-ленинизма считалась очень сложной и мало, кто мог ее понять. Кстати, в библиотеке, где я был постоянным еженедельным посетителем мне как-то попалась статья Ленина о правильной организации труда. Иначе, как гениальной ее не назовешь, до сих пор жалею, что не переписал ее тогда.

    Самым важным значением логики я вижу способность создавать собственное мнение по любому вопросу, а не пользоваться умственными «жвачками» других людей. А главное свойство логики я понимаю, как последовательность мыслей для достижения определенного результата, в которой каждая последующая мысль вытекает из предыдущей. Т.е. логика — это структура, согласно которой мы упорядочиваем свои мысли для достижения конкретной цели.

    Например, мне нужно создать свое мнение о предмете, явлении или ситуации. Я начинаю собирать информацию, затем отделяю факты, объективную информацию от субъективной. Рассматриваю предмет изучения в его развитии, эволюции, определяя закономерности и тенденции развития. И, основываясь на этих объективных факторах, строю свое мнение. Если мое мнение отлично от другого, то я буду стараться определить, на чем основано другое мнение, на каких предпосылках, фактах или субъективных вещах.

    Именно эту главную черту логики — последовательность мыслей и использовал знаменитый Сократ в своих спорах и убеждениях, когда, оттолкнувшись от какого-то неоспоримого факта, признаваемого обеими сторонами, начинал последовательное движение от одного бесспорного утверждения к другому, приходя, в конце концов, своего оппонента к убеждению в своей правоте.

    Сегодня я тоже, используя логику, а именно, показывая сотруднику банка на отсутствие последовательности между их декларациями о хорошем обслуживании и реальным положением дел, убедил его в необходимости принятия соответствующих мер.

    Спасибо, Николай, за хорошую, актуальную тему и, как всегда, интересную статью!

    • Спасибо Константин за отличное продолжение статьи!

      В одной из своих статьей я упоминал 10 вопросов системного подхода к изучению предмета, поэтому полностью согласен с Вами по технологии создания своего мнения о предмете, которую вы описали.

      Я тоже предпочитаю более ранние издания, и читаю обычно создателей идей, учений, а не их последующие трактовки и «разжевывания».

      В следующей статье я приведу практические советы по использованию логических форм. Поговорим о критическом мышлении, особенно важного для настоящего времени.

      Уже вижу, что настоящая статья слишком объемная, поэтому возьму за основу формат 3 000 знаков (в этой 17 000 знаков).

      Также добавлю несколько старых изданий по организации труда, а раньше организовывать умели:

      1. Г.Ф. Попов. Техника личной работы.

      2. А.К. Гастев. Как надо работать. 1972 г

      3. П.М. Керженцев. Принципы организации. 1968 г

      4. М.А. Штремель. Инженер в лаборатории. Организация труда.1983 г