» »

Занятия по обучению чтению. Обучение чтению дошкольников в игровой форме: для ребенка, который не хочет учиться

13.10.2019

Любая мама дошкольника, даже если ему еще нет и года, уже приглядывается к различным методикам обучения чтению. Действительно, некоторые из них позволяют добиться результата в совсем юном возрасте. Чем хороши ранние методики, а так же какие в них есть минусы, читайте в нашей статье.

Звуковой (фонетический) метод

Это система обучения чтению, по которой учили нас в школе. Она базируется на алфавитном принципе. В основе ее - обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, образующихся от слияния звуков, а потом к целым словам.

Плюсы метода

  • Этот метод обычно используется для обучения чтению в школах, поэтому ребенку не придется "переучиваться".
  • Родители очень хорошо понимают этот принцип обучения, так как сами так учились.
  • Метод развивает фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению.
  • Логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, поскольку он еще и помогает деткам избавляться от дефектов речи.
  • Учить ребенка читать по звуковому методу можно в любом удобном месте, некоторые упражнения можно выполнять даже на улице. Малыш с удоволь­ствием поиграет в словесные игры и дома, и на даче, и в поезде, и в долгой очереди в поликли­нике.
Минусы метода
  • Это метод не подходит сторонникам раннего развития ребенка, которые хотят, чтобы малыш научился бегло читать раньше пяти - шести лет. Поскольку обучение чтению таким способом - довольно длительный процесс, требующий определенного уровня развития ребенка, начинать заниматься по этому методу слишком рано - просто бессмысленно.
  • Обычно первое время ребенок не понимает прочитанного, поскольку все его усилия будут направлены на то, чтобы прочитать и разобрать отдельные слова. Пониманию прочитанного придется уделять отдельное внимание.

Метод обучения по кубикам Зайцева

Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или одной буквы. Обучение чтению по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры в кубики.

Плюсы метода

  • Ребенок в игровой форме сразу запоми­нает склад, сочетание букв. Он не запинается и быстро осваивает чте­ние и логику построения слов.
  • На кубиках Зайцева есть лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Так, например, в его системе нет сочетаний или ЖЫ. Поэтому ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от глупейших ошибок (например, никогда не напи­шет неправильно «жыраф» или «шына»).
  • Кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чте­нию хоть с годовалого возраста. Но даже пя­тилетним начинать не поздно. Система не привя­зана к определенному возрасту.
  • Если ребенок не успевает за темпом современ­ных школьных программ, система Зайцева может стать своеобразной «скорой помощью». Сам автор утвержда­ет, что, например, четырехлетка начнет читать уже через несколько занятий.
  • Занятия не занимают много времени, они проводятся как бы между делом.
  • Кубики Зайцева воздействуют на многие орга­ны чувств. Они развивают музы­кальный слух, чувство ритма, музыкальную память, мелкую моторику рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта. Благодаря разноцветным кубикам у детей развивается пространственное и цветовое восприятие
Минусы метода
  • Дети, выучившиеся читать «по Зайцеву», часто «проглатывают» окончания, не могут разо­браться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе).
  • Детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают проходить фонематический разбор слова. Ребенок может допускать ошибки при звуковом разборе.
  • На кубиках нет сочетания ЖЫ или ШЫ, но зато есть сочетания согласного с гласной Э (БЭ, ВЭ, ГЭ и т. д.). Значит, ребенок привыкает к этому соче­танию как к возможному в языке. Между тем, в русском языке почти нет слов, в которых буква Э пишется после согласного (кро­ме «сэр», «мэр», «пэр», «удэ», «пленэр»).
  • Пособия Зай­цева достаточно дорого стоят. Или же родители сами должны сделать кубики из кусочков дерева и картонных заготовок, а это целых 52 кубика. При этом они недолговечны, малыш легко может их помять или погрызть.

Обучение по карточкам Домана

Этот метод учит детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку несколько раз в день показывается определенное количество карточек с четким проговариванием слов. В итоге ребенок воспринимает и прочитывает слово сразу, и учится читать очень быстро и рано.

Плюсы методики

  • Возможность обучать чтению почти с рождения. Все обучение будет для него игрой, возможностью пооб­щаться с мамой, узнать что-то новое и интересное.
  • У малыша будет развиваться феноменальная па­мять. Он без труда будет запоминать и анализиро­вать огромное количество информации.
Минусы методики
  • Трудо­емкость процесса. Родителям придется напечатать огромное количество карточек со словами, а потом найти время, чтобы еще показывать их ребенку.
  • Дети, обучавшиеся по этой методике, потом испытывают трудности со школьной программой. У них чаще возникают про­блемы с грамотностью и разбором слова.
  • Часто малыши, которые без проблем читали слова на домашних плакатах, не могли прочесть слово, если оно было написано по-другому.

Методика Марии Монтессори

По системе Монтессори малыши учатся сначала писать буквы с помощью вкладышей и контурных рамок и только затем изучают буквы. Дидактический материал состоит из букв, вырезанных из шероховатой бумаги и наклеенных на картонные таблички. Малыш называет звук (повторяет за взрослыми), а затем обводит контур буквы пальчиком. Далее дети учатся складывать слова, фразы, тексты.

Плюсы методики

  • В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.
  • Дети, учившиеся читать по методу Монтессори, очень быстро начинают читать гладко, без разделения слов на слоги.
  • Ребенок сразу приучается читать самостоятельно и про себя.
  • Упражнения и игры развивают аналитическое мышление, логику.
  • Многие монтессори-материалы не только учат читать, но развивают мелкую моторику – важный элемент общего развития интеллекта (например, этому способствуют игры с шершавым алфавитом).
Минусы методики
  • Занятия трудновыполнимы в домашних условиях, так как требует колоссальных затрат времени для подготовки занятий и дорогостоящих материалов.
  • Громоздкость материалов и пособий: вам придется купить или сделать самим массу рамочек, карточек, книжечек и прочих элементов обучающей среды.
  • Методика рассчитана на занятия в группе детского сада, а не дома.
  • Мама в этой системе играет роль наблюдателя, а не учителя.

Методика Ольги Соболевой

Этот метод построен на "двуполушарной" работе головного мозга. Изучая новую букву, ребенок познает ее через узнаваемый образ или персонажа. Главная цель метода – не столько научить читать, сколько научить любить читать. Все занятия построены в форме игры, поэтому обучение чтению проходит незаметно и увлекательно. В методике есть 3 потока информации: для визуалов, аудиалов и кинестетиков. Механическое запоминание сведено к минимуму, так как применяется ассоциативная методика запоминания.

Плюсы методики

  • В результате такого способа чтения у детей уменьшается количество ошибок, а речь становится более свободной и красочной, расширяется словарный запас, активизируется интерес к творчеству, исчезает страх перед необходимостью письменного изложения мысли.
  • Правила, законы, упражнения выполняются, словно шутя и непроизвольно. Ребёнок учится концентрироваться и расслабляться, так как это полезно для усвоения новой информации.
  • Методика очень хорошо развивает воображение, фантазию, учит логически мыслить, развивает память и внимание.
  • Можно начинать учить почти с рождения.
  • Подходит для детей с различными каналами восприятия информации.
Минусы
Нет привычной системы, для родителей, которым нужно, чтобы все было четко и последовательно. Больше подходит для “творческих” детей.

Быть родителем, кажется, сегодня сложно, как никогда. Общество требует от детей все больше, и для того, чтобы соответствовать приоритетам нового времени, семейным людям приходится очень много трудиться. Им необходимо в полной мере заниматься всесторонним развитием своего ребенка. На это важно тратить достаточно времени и усилий, подходить к процессу обучения и по-научному обоснованно, и в то же время по-детски игриво. Заниматься ребенком спустя рукава - все равно, что не заниматься вовсе. Ведь в этом тонком вопросе важен не только сам результат, но и процесс обучения, его комфортность для ребенка, индивидуальный интерес малыша к механизму игры и обучения.

Одним из важнейших этапов развития любого дошкольника является формирование навыка чтения. Сегодня существует множество методик, которые помогают научить этому ребенка. Например, есть методика обучения чтению дошкольника за 15 уроков. Конечно, верить или не верить в то, что можно эффективно и не травматично для психики ребенка научить его читать всего за две недели, дело ваше. Однако существование множества качественных способов подтверждается практикой. В этой статье мы рассмотрим некоторые из них.

Традиционная методика

Эта методика обучения на сегодняшний день по-прежнему является одной из наиболее распространенных. С ее помощью получили навык чтения большинство из теперешних взрослых. Также именно эту методику и сейчас применяют абсолютно во всех школах - она универсальна.

Согласно этой следует производить поэтапно: сначала буквы, затем слоги, позже слова и так далее. Осознание схемы объединения звуков в целые фразы приходит к ребенку постепенно, некоторым на это требуется больше времени, чем другим.

Также многое зависит от буквального возраста ребенка. Годовалый малыш вполне в состоянии запомнить буквы, однако освоить навык чтения он не сможет. Для этого необходимо иметь возможность понимать закономерности, присущие данному процессу, на что настолько маленький ребенок не способен.

Требуется терпение. Дети часто забывают то, что только что прочли. Процесс новый, и порой ребенок задает темп занятий сам.

Основным преимуществом данного метода является его надежность. Независимо от способностей ребенка, он в любом случае научится читать.

Кубики Зайцева

Рассматриваемая методика помогает научиться чтению с помощью восприятия слогов. В ней активно используют разнообразные кубики, а также красочные таблицы. Согласно некоторым отзывам, у многих родителей возникают некоторые трудности. Они связаны с тем, что не все в состоянии определиться, каким образом было бы правильно использовать все эти пособия для обучения. Практика продемонстрировала, что наибольшей своей эффективности данная методика достигает только при взаимодействии в группе. Таким образом, занятия с помощью кубиков Зайцева в детских садах и разнообразных центрах развития помогут получить максимальный результат за минимальное время.

Методика Глена Домана

Рассматриваемая методика обучения чтению дошкольника в домашних условиях подразумевает навык восприятия целого слова, а не каких-либо его частей. На территории Российской Федерации такой способ стал известен только в девяностых годах прошлого столетия. Обучение дошкольников по этой методике происходит путем использования особых пособий и как можно более частого и качественного общения с малышом.

Преимущества методики Домана:

  • Подходит для детей любого возраста, даже для самых маленьких.
  • Обучение чтению дошкольников происходит в процессе игры, что позволяет им насладиться вниманием своих родителей и получить новые знания.
  • Система эффективно развивает память, предоставляет ценные энциклопедические знания.
  • Многие лауреаты Нобелевской премии были воспитаны с применением данной методики.
  • Такое обучение чтению дошкольников развивает их очень разносторонне.

Недостатки методики Глена Домана

Как и любая методика обучения дошкольника чтению, способ Домана имеет свои недостатки. Они заключаются в следующем:

  • Требуется огромное количество разнообразных карточек для достижения желаемого эффекта. Это крайне сложно и затратно по времени в том случае, если родители решат изготовить их самостоятельно. Или можно приобрести готовый набор, который может быть несколько дорогостоящим.
  • Такие карты методика обучения дошкольника чтению рекомендует показывать малышу каждый день и не раз. При этом карточки, которые ребенок уже видел, следует своевременно и правильно заменять. Если этого не делать или делать нерегулярно, эффективность методики может значительным образом снизиться. Это становится проблемой, если родители заняты полный рабочий день и, соответственно, имеют прочие обязанности, а также в том случае, если в семье несколько детей.
  • Все дети разные. Многим сложно сидеть на одном месте достаточное количество времени. Некоторые дети просто не реагируют ни на какие карточки или быстро забывают то, что выучили еще вчера. Малыши могут пытаться отбирать жевать и портить его. В таких случаях данная методика обучения дошкольника чтению не работает.
  • В начальной школе могут возникнуть трудности в отношениях с учителем. Такое часто происходит с теми детьми, которые обучаются не по традиционным технологиям.
  • Это, пожалуй, основной недостаток. Малыш не является активным участником процесса. Задействована всего одна система чувств ребенка: только зрительная. Хотя малыш получает знания, он не учится рассуждать и анализировать. Данная методика обучения чтению дошкольника должна быть скомбинирована с прочими, более творческими.

Поэтапное обучение

Последовательное обучение детей чтению требует значительного времени и усилий. Его разумно было бы разделить на ряд этапов, что облегчит процесс формирования нового навыка для ребенка. Придется пройти следующие ступени: процесс изучения и запоминания отдельных букв; развитие умения читать слоги, вне зависимости от их размера и сложности; научиться осознавать значение отдельных слов; уметь понимать смысл текста в целом.

Запоминание букв

В самом начале традиционная методика обучения дошкольника чтению основывается на заучивании букв. Для начала их важно научиться различать между собой и узнавать среди других обозначений. Следующая ступень - их чтение.

Методика обучения чтению дошкольника в домашних условиях рекомендует называть ребенку согласные буквы так, как их произносят (то есть звуки), а не так, как они представлены в специализированных книгах. Это ускорит процесс восприятия и поможет малышу понять, как использовать эту информацию на практике.

Обучение детей чтению на этом этапе подразумевает концентрацию внимания ребенка на новом материале. Для этого можно вывесить изображение букв и ассоциирующихся с ними предметов в комнате дошкольника и во всем доме в целом. Также эффективно обращать внимание на знакомые знаки в названиях вывесок во время прогулок.

Чтение слогов разной сложности

Этот этап в полной мере отражает методика обучения чтению дошкольника по Жуковой. В ее основе лежит восприятие отдельного слога как минимальной единицы. Это помогает осознать и запомнить связи, которые существуют между разнообразными слогами и тем, каким образом их следует произносить. На этом этапе у малыша, как правило, возникает множество трудностей. Для того чтобы помочь ему с ними справиться, необходимо сознательно сделать эту ступень обучения максимально понятной.

Наиболее предпочтительно было бы медленно и четко, при этом максимально правильно произносить слова и просить ребенка повторять все вслед за вами. Тогда малыш будет привыкать к верному варианту чтения.

Не следует ни в коем случае приучать ребенка произносить слоги отдельно или про себя и лишь затем объединять их в единое целое. К сожалению, такая привычка может закрепиться в сознании надолго, и избавиться от нее будет крайне непросто. Это важный нюанс методики обучения чтению дошкольников. Жукова также делает на этом акцент в своих трудах.

Понимание смысла прочитанного слова

Данный этап является основой обучения синтетическому чтению. Его база - усвоение смысла. На этом основана методика обучения чтению дошкольников по Старжинской. Рассматриваемый способ крайне эффективен и даже необходим. Ведь именно понимание смысла прочитанного становится ключом к беглому чтению в будущем. К моменту перехода к этой ступени у ребенка достаточно навыков для того, чтобы эффективно усваивать значение слов.

Важно, чтобы теперь все читалось приблизительно с тем же темпом, с которым это произносится в обыкновенной ежедневной речи. Если же это время слишком растягивается, то для ребенка становится невероятно сложно угадать или почувствовать смысл.

Начинать необходимо медленно, постепенно ускоряя темп. Следует каждый раз уточнять у малыша, значения каких слов ему неясны, что следует объяснить.

Учимся понимать смысл целого текста

Данным этапом завершается традиционная методика обучения дошкольников. Теперь пришло время научиться синхронно понимать смысл всего, что читает ребенок. Для этого необходимо достаточно много времени, поэтому родителям следует запастись терпением и не требовать от малыша слишком многого. Осмысливание содержания - процесс длительный и сложный.

Порой ребенок в состоянии абсолютно правильно прочитать каждое из слов предложения, но не может осознать его значение. Это происходит из-за наличия во фразе сложного сочетания, которое в полной мере завладело всем вниманием малыша. А иногда дошкольник просто не в состоянии удерживать в сознании все части предложения одновременно, чтобы сформировать его смысл. Победить эту трудность можно с помощью многократного перечитывания данного текста.

Другой сложностью являются попытки угадать значение предложения по первой ассоциации. А другие дети начинают постоянно пропускать или заменять буквы в словах. Это связано с тем, что дошкольник воспринимает какой-нибудь общий образ слова, применяя его и для прочих похожих языковых единиц.

Не следует заставлять ребенка раз за разом перечитывать один текст снова и снова. Это формирует неправильную ассоциативную цепочку, создавая агрессивно-негативное отношение малыша к данному процессу.

Важно тщательно прорабатывать каждый этап. От этого напрямую зависит то, каким образом ребенок в будущем будет читать и насколько грамотно писать.

Вывод

Развитие ваших детей находится полностью в ваших руках. Конечно, сегодня не так просто найти время для того, чтобы качественно провести его с ребенком, однако для родителей не должно быть ничего более важного. Поэтому процессу исследования и поиска подходящей именно для вашего малыша методики обучения чтению следует уделять достаточно времени и внимания.

Порой будут случаться неудачи. Они неизбежны. Такое случалось с каждым ребенком, и с вами тоже. Это вовсе не означает, что ваш малыш развивается хуже других или никогда не научится бегло читать и ясно понимать тексты. Эти неудачи свидетельствуют лишь о том, что был сделан неверный выбор методики, либо родители уделяют процессу недостаточное внимание, либо занятия проходят нерегулярно, либо суть метода не способствует концентрации внимания данного конкретного ребенка. В любом случае не следует злиться на малыша, его вины в этом абсолютно точно нет. Будьте сдержанны, терпеливы, дружелюбны. Важно быть с ребенком заодно. Если вы одна команда, победа близко.

Многие и сегодня предпочитают выбирать традиционные методы обучения, которые комбинируют способы Жуковой и Старжинской, а в целом подразумевают под собой поэтапное формирование навыков. Такие методики собрали колоссальное количество положительных отзывов, они просты и надежны. Каждый ребенок сможет освоить чтение с их помощью. Различаться может только необходимое для этого время.

Более новые методики, такие как кубики Зайцева и способ Домана, подойдут не каждому ребенку, но это ни в коем случае не умаляет их эффективности. Для реализации каждой из них необходимо некоторое количество реквизита, например определенное количество карточек, кубиков, таблиц. Их используют в качестве визуального материала для лучшего восприятия новой информации. Как правило, подобные способы обучения положительно воспринимаются детьми, так как в них очевиден игровой элемент. Ребенок не так быстро устает и легко вовлекается в процесс. Особенного эффекта можно добиться в том случае, если обучение происходит в группе. Успехи других мотивируют ребенка гораздо сильнее, чем простой личный интерес к данному процессу.

Выбрать подходящую методику, возможно, удастся не с первого раза. Неудачи неизбежны. Однако не отчаивайтесь. Благополучие вашего ребенка заслуживает любых ваших усилий!

В России детям, поступающим в школу, обычно от шести до восьми лет. Учебная программа общеобразовательных учреждений предполагает возможность быстрого овладения первоклассниками чтением, письмом и счетом буквально с нуля. Но жизненные реалии свидетельствуют об обратном.

Быстро научить малыша всем базовым навыкам невозможно. Поэтому об их развитии родителям следует позаботиться заранее. Если не заниматься с ребенком дома до школы, то непосильная нагрузка, плохая успеваемость и нелестные сравнения с одноклассниками наверняка приведут его к психологической травме.

К школе ребенок должен быть знаком с чтением

Совет: начинать знакомить ребенка с буквами нужно за два года до школы, осваивать чтение – приблизительно за год.

Если малыш, как и предписывает отечественное законодательство, пойдет в первый класс в полных шесть с половиной лет, то приобретать навыки чтения слогов и слов нужно с пяти лет.

Навыки, которые должны быть сформированы у шести летнего ребенка

Степень готовности к чтению зависит от уровня интеллектуального развития, психической и эмоциональной зрелости дошкольника. Ведь конечная цель родителя – научить ребёнка не бездумно воспроизводить вслух написанное, а понимать смысл прочитанного. Поэтому прежде чем начинать обучение чтению, важно убедиться, что:

  • малыш имеет достаточный словарный запас;
  • его речь правильна и грамотна;
  • у ребенка нет явных дефектов звуковоспроизведения.

Если словарный запас дошкольника мал, его речь изобилует ошибками или дефектами, приступать к чтению рано. Дома лучше работать над общим развитием малыша. Посредством выполнения логопедических упражнений его важно научить произносить звуки правильно.


Подготовку к школе надо начинать с 5-ти лет

Чтение требует длительного удержания внимания. Невозможно быстро научить читать или с поминутно отвлекающемся ребёнком. Навыки концентрации у непоседы можно развивать разными способами, в том числе – составлением картин из пазлов, разрисовыванием, играми с конструктором.

Важно научить ребенка водить в книге пальчиком или указкой. Если этого оказалось недостаточно, и малыш перепрыгивает со строки на строку или часто теряет место, где остановился, стоит вырезать окошко в белом листе и передвигать его на нужную область.

Для большинства детей чтение – тяжкий труд. Важно позаботится о позитивном восприятии этого процесса.


Знакомство с буквами надо начинать с 2-3 лет

С двух-трех лет ребёнка следует постепенно приучать к книгам. Стоит остановиться на экземплярах с яркими подробными картинками, которые можно рассматривать и описывать устно. В шесть–семь лет книжки с крупным шрифтом пригодятся для внеклассного чтения.

Заучивание букв

Существуют разные точки зрения относительно того, правильно ли заучивать все буквы алфавита прежде, чем приступать к чтению. Автор оригинальной методики обучения грамоте Н.С. Жукова предостерегает от таких действий. Разработанный ею букварь построен так, что ребенок учит буквы постепенно. По мере увеличения количества знакомых букв слоги становятся разнообразнее и сложнее, а затем превращаются в слова.


Магнитная Азбука Жуковой

Родителям, решившим следовать одной из авторских методик обучения чтению, следует придерживаться рекомендаций их разработчиков. А у тех, кто решил научить ребёнка читать по-старинке, особого выбора нет. Им предстоит сначала вызубрить алфавит, а уж потом приступать к чтению. Показывать буквы ребенку целесообразно уже с двух–трех лет.


Оригинальный способ заучивания букв

Важный момент: согласные буквы с ребенком заучивают так, как они читаются в слове, – без призвука «э». Правильно произносить «р», а не «рэ» или «эр». Если этому правилу не следовать, слог «ра» ребенок станет читать как «рэа» или «эра».

Заучиванию букв способствует их визуализация. Кубики с буквами, магнитная азбука, интерактивный плакат с алфавитом – пригодиться любой вспомогательный инвентарь. Для начала ребёнка нужно научить быстро искать нужную букву среди предложенных. Позже с ним можно выкладывать букву из палочек или спичек, лепить ее из пластилина и, наконец, писать ее. Тем, кто путает буквы, правильно будет предложить ощупывать их объемные изображения с закрытыми глазами. Тактильные ощущения помогают запоминанию.


Надо следить за правильным произношением звуков

Совет: при заучивании гласных важно обращать внимание ребенка на схему звуковоспроизведения. Например «А» – рот широко открыт, «у» – губы трубочкой, «э» – рот растянут в стороны.

Отдельные правила касательно заучивания букв

Важно поощрять ребенка вслушиваться в слова и искать в них нужные звуки. Если заучивается буква «о», можно назвать ребенку начинающиеся на нее слова: облако, олень, ослик. Чтобы проверить, насколько усвоен урок, вперемежку со словами на «о» правильно предлагать ребенку и слова, начинающиеся на другие буквы. Аналогичным способом ребёнка можно быстро научить находить нужную букву в конце и средине слова.

Важно знать: ребенку проще всего выделить в слове начальную гласную (особенно, если она ударная). Относительно просто указать на конечный согласный. При этом выделить начальный согласный и последний гласный малышу очень трудно.


Лепка букв помогает их быстрее запомнить

Полезно писать с ребенком буквы красками, фломастерами. Важно, чтобы в своем воображении при идентификации звука и буквы он не ограничивался определенным размером или цветом. Можно показывать разные шрифты в газетах, на таре и упаковке, на вывесках и т. п.

Совет: ребенка до 6 лет однозначно не стоит путать, предлагая ему к прочтению прописные буквы наряду с печатными.

Тем более, не стоит учить дошкольника писать прописью дома. Полученные в домашних условиях навыки могут не соответствовать представлениям учителя относительно наклона, слитного или раздельного написания, способа соединения и подобного.

Прочтение слогов

Важно, чтобы в восприятии ребёнка 5-6 лет единицей чтения стал именно слог, а не отдельная буква. Буквосочетание должно восприниматься дошкольником как единый графический элемент. Если не уделить этому вопросу достаточного внимания, навык прочтения слогов и слов по буквам может закрепиться у ребенка надолго. Это не даст ему читать слоги и воспринимать слова. Ребёнка, усвоившего неправильную методику чтения, в итоге все равно придется переучивать.

Стоит испробовать следующий способ обучения слиянию букв в один слог. Одну букву пишут в начале строки, другую – в конце. Между ними проводится соединительная стрелка. Ребенку предлагается медленно вести по ней пальчиком и все это время «тянуть» (протяжно произносить) первый звук. Второй звук достаточно произнести кратко. Пример: А?У произносятся как «ааау», Н?О как «ннно».


Слоги-проводилки помогают слитному произношению

В результате таких тренировок ребенок должен самостоятельно, водя пальчиком по соединительной линии, свободно читать слоги из двух букв. Слоги ребенку нужно предлагать в такой последовательности:

  • состоящие из гласных (ао-, уа-);
  • открытые, состоящие из одной согласной и одной гласной (на-, да-);
  • закрытые, состоящие из одной гласной и одной согласной (ан-, ем-).

Многим детям сложно определить последовательность из букв в одном слоге. К примеру, «ам-» они могут читать как «ма-» или наоборот. Умение правильно сочетать буквы в двухбуквенном слоге нужно довести до автоматизма. Предлагать прочтение трех- и четырех буквенных слогов можно только дошкольникам, слитно и свободно читающим двухбуквенные слоги.

Чтение слогов не стоит рассматривать только как подготовку к прочтению слов. Прочтение слогов, особенно – сложных и непривычных (шпы, впу, смо, здры) тренирует навыки правильного звукопроизношения. В отличие от слов, абстрактные слоги ребенок ни с чем мысленно не связывает, поэтому прочтение слогов устраняет соблазн читать наугад.


Быстрому чтению помогают картинки

Совет: параллельно с чтением стоит научить ребенка 6 лет противопоставлять слоги с твердыми и мягкими согласными (ма-мя, ну-ню, ко-кё). Это поможет ребенку правильно писать их в школе.

Прочтение слов

Традиционно самыми простыми считаются слова, состоящие из двух повторяющихся двухбуквенных открытых слогов типа «мама» и «папа». Дети, ранее тренировавшиеся читать сложные слоги, без проблем осилят слова, состоящие из одного предложения (кот, рак, сон, хор, лук).

При прочтении слов у детей могут возникать проблемы с расстановкой ударения. Эта проблема не имеет универсального решения. Читая слово, ребенку придется его «узнавать». Обеспечить ему такую возможность можно только одним способом – расширяя его кругозор и словарный запас. Важно, чтобы родитель контролировал понимание его чадом смысла прочитанных слов.


Чтение слов по слогам - карточки

Совет: если при переходе от слогов к словам у ребёнка возникли проблемы, стоит упростить ему задачу и разделить слова на слоги черточками.

Пример: му-ха, лу-на, сло-ны, стру-на. Если подобных проблем у ребенка нет, можно сразу читать слова, написанне слитно.

Чтение предложений

Малыш 5-6 лет быстро осознает, что предложение – это законченная мысль. На этом этапе самое время познакомить ребёнка со знаками препинания («.», «!», «?»). По ним маленький читатель должен ориентироваться, где заканчивается предложение. Для начала стоит предложить ребенку предложения, состоящие из двух слов типа «Коля гуляет».

Переход к чтению предложений происходит проще всего

Главная сложность при прочтении предложений состоит в том, чтобы помнить предыдущие слова при прочтении последующих. Лучший способ научить ребенка составлять предложение из трех слов заключается в следующем.

Читается первое слово. Ребенок должен его запомнить. Повторяя его по памяти, он читает второе слово и тоже его запоминает. Далее малыш по памяти повторяет первое и второе слово и читает третье. Так достигается составление и понимание предложения в целом.

Похожие материалы

Для тех, кому важно найти ответ на вопрос Как научиться читать? сегодня подготовила замечательный материал Мария Костюченко , ведущая рубрики . Маша уверена, что есть наилучший подход к обучению чтению — обучение в игре. Так что в сегодняшнем выпуске — ни много ни мало 12 игр для обучения чтению!

12 игр, которые помогут научиться читать

Когда начинать учить ребёнка читать — и как? Этот вопрос рано или поздно встаёт практически перед каждой мамой. Сейчас есть очень много методик для обучения чтению: целыми словами, складами, буквами и т.д. и т.п. Каждая мама выбирает свой путь приобщения ребёнка к удивительному миру книг. Но нет ничего более эффективного, чем учиться читать через игру! Поэтому сегодня я хочу показать вам несколько идей, как превратить процесс знакомства с буквами и словами в увлекательный процесс. Как научиться читать в игре? Есть много-много способов!

Буква, появись!

Вы можете оживлять буквы, делать их «тактильными», сочинять про них сказки или придумать что-то ещё. А можно задействовать волшебство. Сделайте 33 карточки (размер выбирайте сами) на каждой из которых напишите белым восковым карандашом или обычной свечкой букву. Дайте ребёнку карточку (одну или несколько – это зависит от вашего плана знакомства с буквами), краски, кисточку и предложите раскрасить карточку понравившимся ему цветом. Когда ребёнок начнёт рисовать, буква, написанная воском , не закрасится, а проявится, тем самым удивив и обрадовав ребёнка.

Найди букву

Научившись распознавать буквы, необходимо научиться соотносить буквы и слова. В этом вам поможет интересная игра с карточками . Например, вы заранее делаете несколько карточек с изображением предметов (они должны быть просты и понятны) и рядом с изображением предмета пишете 2-3-4 буквы. Ребёнку предлагается выбрать букву, с которой начинается слово на карточке. Он может её закрасить, обвести, положить на неё красивый камешек, прикрепить прищепку и т.д. Главное, чтобы ребёнок понимал, что нарисовано на карточке. Например, вы даёте карточку с изображением снегиря и задумали, что ребёнок должен найти букву «С», но он может расценить картинку, как «Птица» и искать букву «П». В таких случаях вы заранее должны его предупредить, что вы хотите, чтобы он понял, что это за птица, и нашёл первую букву её названия.

Витражи — от «А» до «Я»?

Очень хорошо идёт обучение чтению в ходе творческих игр. Прекрасная идея – буква-витраж . Возьмите лист бумаги и нарисуйте на нем букву так, чтобы ее можно было закрасить. Возьмите линейку и расчертите лист бумаги так, чтобы визуально он состоял из кусочков. На кусочки, которые принадлежат букве поставьте точки и предложите ребенку раскрасить этот необычный узор. Все кусочки с точками цветами одного оттенка, а все, что без точек – цветами другого оттенка. Так ваш ребёнок ещё раз закрепит образ буквы, потренирует руку и научиться аккуратно закрашивать картинки, а также познакомиться с оттенками одного цвета. Например, букву он закрасит оттенками оранжевого: персиковый, тыквенный, медовый, медный, янтарный и т.д.

Учимся читать, нанизывая бусы?

От букв переходим к составлению слов. Прекрасный вариант игр, где ребёнок не только учится читать, но и развивает мелкую моторику. Напишите для ребёнка слово (начинать лучше с маленьких слов), можно с картинкой. Разложите перед ним кубики-бусины с буквами (если нет таких кубиков, то их можно или сделать самим из самозатвердевающей массы для лепки или из солёного теста, а также можно использовать карточки с буквами, в которых дыроколом будут проделаны отверстия), синельную проволоку (можно просто шнурок). А теперь покажите, как, нанизывая буковки на проволоку, собрать слово.

Тренажёр для обучения чтению «из ничего»

Похожая игра, только делается она намного проще и из того, что есть у нас под рукой. Для неё вам понадобятся крышки! Наклеиваем на крышки буквы (или пишем маркером, если крышки белые) и начинаем складывать из них слова!

Прицепите слово!

Следующий этап – вставляем слова в предложения . Возьмите полоску картона, напишите на ней начало предложения, которое подойдет для любого предмета, например, «я вижу ….» или «я играю с …». Положите перед ребёнком карточки с изображением предметов (они должны быть подписаны, если ребёнок начинает читать, то изображения не нужны, нужны только слова), ваше предложение и прищепку. Предлагайте ребенку менять слова с помощью прищепки и читать получившееся предложение.

Пропала буква!

Когда мы научились читать, пришла пора учиться узнавать слова, даже если в них пропущены буквы . Сделайте карточки со словами, где нет 1 или нескольких букв (уровень сложности регулируете вы сами), 33 прищепки, на концах которых будет прикреплена буква. Предложите ребенку прочитать слово и найти прищепку с пропущенной буквой.

Выходим на новый уровень и учимся составлять предложения самостоятельно. А поможет нам в этом обычный блочный конструктор . Чем меньше ребёнок, тем крупнее должны быть детали. Измеряем блоки, делаем карточки со словами, приклеиваем карточки к конструктору и можем строить целые дома из слов.

Пазлы для тех, кто учится читать

Ещё одна прекрасная игра — пазл для чтения . Вам потребуется несколько карточек одинакового размера. квадрат из карточек, на каждой карточке с двух сторон слово, а с двух других — картинки. Надо подставить картинки к соответствующим словам.

Буква… «в стоге сена»

Родители, которые хотят научить ребенка читать, должны помнить об особенностях поэтапного формирования навыка и необходимости прохождения всех этапов в пределах каждой букварной темы.
(Более подробно методические комментарии к занятиям по обучению чтению дошкольников даны в брошюре «Методические рекомендации к «Игробуквотеке»: букварь для дошкольников»)

Вопрос формирования навыка чтения далеко не так прост, как может показаться некоторым родителям и педагогам. Навык чтения является одним из сложнейших навыков человеческой деятельности. Поэтому, прежде чем приступить к занятиям, советуем внимательно прочитать информацию, которая познакомит вас с основными этапами формирования этого навыка у детей.

Естественно, что это длительный процесс. Он распадается на ряд этапов (вряд ли вы встречали ребенка, который после знакомства с буквами сразу же начинал читать и понимать (!) тексты). До этого момента ребенку придется преодолеть несколько этапов:
1 этап - Учим и запоминаем буквы;
2 этап - Учимся читать слоги разной степени трудности;
3 этап – Читаем и понимаем смысл прочитанного слова;
4 этап - Читаем и воспринимаем прочитанные слова как часть какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.

1 этап обучения - Учим и запоминаем буквы;

Первое, чему необходимо научить ребенка, это умению отличать одну букву от другой, узнавать их в многообразии графического изображения и читать. Целесообразно не давать детям названий согласных букв в том виде, как они приняты в алфавите, а называть согласную букву так, как она читается (не «ЭС» , а «С»; не «КА», а «К»).

Если вы решили знакомить ребенка с буквами, используя электронную азбуку, то предварительно проверьте, соответствуют ли названия букв в этой азбуке этим рекомендациям.
Какие приемы можно использовать, чтобы ребенок лучше запомнил буквы?

Вывешивайте крупное изображение буквы с рисунками предметов, названия которых начинаются с нее, над кроватью или столом малыша. Буквы должны целый день находиться в поле его зрения.
Гуляя по улицам, постоянно фиксируйте внимание ребенка на вывесках магазинов. Пусть он находит среди стилизованных букв те, которые уже известны ему. Очень хороший прием - ассоциативная связь между графическим изображением буквы и образом предмета, созданного из этой буквы.

Сейчас в магазинах можно купить различные наборы букв из пластмассы или мягкого вспененного изолона. Старайтесь выбрать буквы покрупнее, чтобы они удобно помещались в ладошку ребенка.
Как правило, эти буквы имеют магнитики, и с ними очень удобно играть на дверце холодильника или использовать специальную детскую доску с металлической основой. Можно использовать традиционные кубики с картинками и с изображениями букв.

Купите «Азбуку» в картинках. Хорошо, если в этой книжке к каждой букварной теме будут напечатаны небольшие стихотворения. Читайте их перед сном. Это поможет малышу лучше эту букву запомнить, а главное – узнавать звук, обозначаемый буквой, среди множества других звуков.

Очень полезно выполнять следующее упражнение. Предварительно нужно вырезать буквы из бархатной или наждачной бумаги, а затем наклеить их на лист плотного картона. Попросите малыша пальцем обвести контуры буквы сначала с открытыми глазами, а потом с закрытыми. Тактильные ощущения будут способствовать лучшему запоминанию букв. Можно лепить буквы из пластилина, глины, из мокрого песка.
А можно вырезать буквы из теста и испечь печенье.
Научите ребенка выделять и печатать те буквы, с которых начинаются имена его родственников и знакомых.

Очень эффективными и полезными являются задания, в процессе выполнения которых ребенок воссоздает целостный образ буквы с опорой на одну или несколько её частей. Например, малыш должен внимательно рассмотреть рисунок и догадаться, какие буквы лежат на столе, т.е. из частей создать целое.

Очень полезной для лучшего запоминания букв является игра «Мешочек». Ребенок на ощупь, ориентируясь только на тактильные ощущения и свои представления о графическом образе букв, определяет те из них, которые вы положили в мешочек.

Порядок введения букв для ознакомления предлагается следующий: а, о, с, н, м, у, т, к, ы, л, в, д, п, р, и, з, б, г, е, ч, ш, я, ь, ё, ж, й, ф, ю, ц, щ, х, э, ъ.

В первый месяц обучения (самый трудный!) дети будут знакомиться с теми гласными буквами, которые хорошо запоминаются (А,О). На начальном этапе знакомство с согласными буквами определяется акустическими данными и артикуляционным укладом звуков, обозначаемых этими буквами. Главное при этом облегчить детям прочтение слогов, типа С+Г (НА, СА, МА).
Например, у звуков Н, М преобладает тон голоса, поэтому их легко будет произносить в сочетании с гласными. При произнесении звука «С» в открытом слоге губы принимают положение, свойственное им при произнесении гласного, который следует за согласным. К тому же все эти буквы внешне не похожи друг на друга, поэтому их легче будет запомнить.

2 этап обучения - Учимся читать слоги разной степени трудности;

Главная конечная цель данного этапа – закрепить связи между видом слога и его произнесением.
Именно здесь, на этом этапе, рождается большинство трудностей, с которыми ребенок иногда не в состоянии справиться на протяжении всей жизни. Эту трудную для детей работу следует сделать наиболее доступной и понятной.

В методике насчитывается несколько приемов, специально рассчитанных на облегчение детям слияния звуков (слияние – это прочтение слогов, типа СА, РУ, ТИ, т.е. слогов, в которых за согласной идет гласная буква). Однако самым эффективным, на наш взгляд, является способ обучения прочтению слияний по подражанию.

Ребенок овладевает этим не теоретически, а чисто практически: он видит, как читает другой, и подражает ему. Затем путём упражнений овладевает механизмом прочтения слогов любой сложности.

Чтобы сделать этот процесс наиболее легким, в материалы для чтения вводятся подсказки для детей: наглядные схемы (подстрочные дуги и точки).

Суть в следующем: читая, ребенок одновременно проводит рукой по дугам и точкам. Дуги подсказывают ребенку, что две буквы нужно прочитать вместе, плавно (этому соответствует плавное движение руки); точки говорят о кратком прочтении названий букв.

Подобный способ обучения избавляет ребёнка от так называемых «мук слияния». Можно с большой долей убеждённости говорить о том, что этот приём является наиболее простым и эффективным. Как только ребенок усвоит несколько букв (например, А. О, Н, С,), взрослый предлагает ему упражнение «Катаемся с горки».
Обучающий, проводя указкой по дугам, читает слоги: «поднимаясь на горку», - медленно, выделяя голосом гласные; «спускаясь с горки,» - быстро. Предварительно следует обратить внимание детей на то, что дуга как бы соединяет две буквы, читать их нужно плавно, ориентируясь на вторую букву.

Дети копируют все действия взрослого (плавное движение рукой по дугам будет соответствовать плавному произнесению прямого слога и помогать детям на первоначальном этапе). Несколько раз ребенок «катается на горке» вместе со взрослым, потом - без него.


Очень эффективное упражнение для автоматизации прочтения слогов разной трудности - чтение слоговых таблиц.

Этот вид работы избавит детей от многих трудностей, т.к. их внимание будет сосредоточено лишь на технической стороне процесса. Они не смогут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может стать многократным. Очень важно, что при этом отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата.

Известно, что чем большую нагрузку испытывают при чтении органы речи, тем больше получаемый эффект. Кроме того, отрабатывая чтение слоговых цепочек разной структуры, мы готовим детей к прочтению слов разной степени трудности.

При знакомстве с очередной таблицей первым ее читает взрослый. При чтении нужно плавно проводить указкой по дугам, акцентировать остановку движения руки на точках. Таблицы читаются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях (по строчкам и по столбикам). Дети могут читать слоги в таблицах шепотом или громко. Возвращаться к прочтению таблиц можно неоднократно.


На этом этапе очень эффективными будут упражнения по выделению первого прочитанного слога из названий предметных картинок.

Не всегда в названии картинки первый слог-слияние является ударным. В этом случае взрослый должен произнести слово четко, как оно пишется, например: "са-а-а-рафан", са-а-а-лют".

Большую помощь ребенку в отработке навыка прочтения слогов окажут настольно-печатные игры, в которых ребенку предлагается подобрать соответствующую картинку к тому или иному слогу.


Очень нравится детям читать слоги, в которых графические образы букв являются необычными для детского восприятия или напоминают им знакомые предметы.

Самая распространенная ошибка взрослых на этом этапе обучения - попытка подсказать ребенку буквы, если у того произошла какая-то трудность с прочтением слога (или слова).
Например, мама помогает своему сыну прочитать слово «МУКА» следующим образом: «Смотри, буква «М» и буква «У», читаем «МУ»; буква «К» и буква «А», читаем «КА». Что получилось?»

Этого нельзя делать ни в коем случае! В дальнейшем ребенок может запомнить этот приём и пользоваться им постоянно (например, произнося сначала буквы про себя). А последствие этого – формирование неправильного способа чтения (побуквенного), от которого бывает очень и очень трудно избавиться, который будет тормозить отработку скоростных навыков чтения и приведет к ошибкам на письме.

Поэтому правильно будет в таких ситуациях показать ребенку правильное чтение (слогов, слов), а он повторит вслед за вами. Или предложить несколько вариантов прочтения, а ребенок выберет нужный. И не бойтесь, если к такой помощи придется прибегать довольно часто. Наберитесь терпения: наступит время (для каждого ребенка оно индивидуально), и он сам откажется от какой-либо помощи с вашей стороны.

На этом этапе обучения будут очень полезны следующие комплексы упражнений:

Цикл упражнений "Покатаемся на горках"
Работа со слоговыми таблицами и слоговыми цепочками
"Марсианские" стихотворения
Чтение слогов, напечатанных стилизованными буквами
Работа со слоговыми таблицами (2)

3 этап обучения - Читаем и понимаем смысл прочитанного слова;

Итак, на первых двух этапах путем специальных упражнений мы поднимаем технику чтения слогов до того уровня, при котором становится возможным усвоение смысла читаемых слов.

Это становится возможным лишь тогда, когда темп прочтения слова будет близок к темпу произнесения слова в обычной живой речи.

При слишком большой растянутости во времени слогов читаемого слова у большинства детей не возникает смысловой догадки даже в том случае, когда буквы совершенно правильно объединены в слоги и слоги произносятся в нужной последовательности (ребенок, дочитывая последний слог слова, забывает, какой же слог он прочитал первым?).

В связи с этим становится понятным огромное значение 2 этапа в формировании навыка чтения. Если в результате тренировочных упражнений взрослому удается достичь его главной цели (научить ребенка быстро узнавать слоги «в лицо»), то и объединение слогов в слова не вызовет у него больших затруднений. Таким образом, читая слово, одновременно ребенок будет понимать и смысл прочитанного. Ему не придется многократно повторять одно и то же. Быстрая реакция на зрительное изображение приведет к увеличению скорости и эффективности чтения.


В первую очередь, на этом этапе следует рекомендовать работу со столбиками слов, имеющих одинаковое начало или конец. Это упражнение очень хорошо автоматизирует навык чтения и облегчает сам процесс прочитывания, т.к. относительно новыми для детей в прочитываемых словах всякий раз оказываются несколько букв, а не все слово целиком.

При этом важно соблюдать такие рекомендации:
Слова следует читать несколько раз: медленно, постепенно убыстряя темп, громко, тихо и т.д.
После чтения необходимо выяснить у ребенка, значения каких слов ему непонятны и что общего в написании слов каждого столбика.
Взрослый называет слово (прилагательное), а ребенок из столбиков выбирает подходящее по смыслу к данному.

Например: взрослый произносит слово "электрическая", а ребенок должен из первого столбика найти подходящее слово (лампа).

Не менее эффективным!! на этом этапе является чтение подписей к предметным картинкам.

Для детей на первых порах могут быть непонятными слова, орфографическая оболочка которых значительно отличается от звуковой. Например, ребенок не сразу поймет, что читаемое им слово ГВОЗДЬ обозначает тот же предмет, что и часто слышимое и привычно произносимое им звукосочетание ГВОСЬТЬ. Должно пройти какое-то время, чтобы малыш разобрался с такими особенностями русского языка. Именно поэтому в этот период становления навыка чтения очень полезно предлагать детям прочитывать подписи к предметным картинкам.

Большим подспорьем в выполнении подобных упражнений могут стать настольно-печатные игры для дошкольников. Их сейчас очень много. В комплект игры должны входить красочные предметные рисунки и подписи к ним. Преимуществ у такого наглядного материала очень много. Во-первых, дети могут манипулировать им. Во-вторых, у взрослых появляется большое поле для фантазии. Вы сможете сами придумывать задания для ребенка. Но при этом следует всегда помнить о главной задаче: выполняя условия игры, ребенок должен прочитывать слова и соотносить их со знакомыми предметами.

Например, предложите ребенку 6 рисунков и 5 подписей к ним. Пусть он догадается, к какой картинке нет подписи. Или, наоборот, 5 предметных картинок и 6 подписей.

Как вариант, дайте задание ребенку разложить картинки и подписи к ним (4 – 6 предметов). Затем ребенок прочитывает и запоминает их. Закрывает глаза. Взрослый в это время производит замену 1 – 2 картинок, а подписи под ними оставляет. Ребенок должен определить, что изменилось.

Не менее эффективным является составление слов из букв и слогов. Это упражнение развивает у детей фонематическое восприятие, способность к анализу и синтезу, увеличивает объем кратковременной памяти, концентрацию внимания.

Общий смысл упражнения заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов, фигур. Ребенок сам будет контролировать, успешным или неуспешным был этот поиск, т.к. при правильном решении задачи он сможет составить слово (из букв или слогов).

Например, в данном случае ребенок должен определить, каким образом он сможет составить слово из данных слогов. Подсказкой в этом примере является величина доски. Если доски и слоги под ними расположить в нужной последовательности, то получится слово "фотоаппарат".

На страницах букваря "ИГРОБУКВОТЕКА" представлено много подобных упражнений. Вы можете и сами придумать аналогичные упражнения или подобрать подходящую настольно-печатную игру.

После того, как ребенок правильно составит слово, его необходимо выложить из букв азбуки или напечатать в тетради.
Очень нравится детям упражнение «Слово закружилось». В процессе его выполнения нужно прочитать слово, не зная, какая буква в этом слове первая, а какая – последняя. Дети должны понять, что читать надо без ошибок и, по возможности, быстро, не останавливаясь. Только тогда «всплывет» и само слово.

Вместе с ребенком вылепите из пластилина буквы какого-либо слова. Когда он закроет глаза, расположите их по кругу.
Примечание: на первых порах следует предварительно знакомить детей с теми словами, которые будут «кружиться на блюдце». Произносить их надо по орфографическим нормам. Слова могут быть такими: аквариум, библиотека, сковорода, табуретка, автомобиль, телевизор, вермишель, крокодилы, космонавты, велосипед, композитор, инструмент, магнитофон, водопровод, верблюды, медвежонок, снегурочка.

То же задание в качестве игрового момента можно предложить детям на любом празднике. Но предварительно вылепите буквы из теста и сделайте круговую надпись на куличе или торте.

Достаточно эффективными являются упражнения по решению буквенных примеров и узнаванию слов в слоговой цепочке.

Упражнение выполняется следующим образом: сначала взрослый читает всю цепочку слов от начала до конца на одном дыхании. Затем ребенок пытается это повторить. Не надо требовать от ребенка полного прочтения цепочки. Главное - чтобы он к этому стремился.

Следующим этапом является нахождение (выделение) слов из цепочки и запись их печатными буквами в тетрадь. Не обязательно выделять слова по порядку. Главное, чтобы ребенок увидел все слова в цепочке.

И не забывайте об очень эффективном способе формирования письменной речи у ребенка – это составление слов из букв. Начинайте с очень простых слов, постепенно усложняйте задание. Лучше, если ребенок будет составлять слова с опорой на зрительную память. Сначала он несколько раз прочитывает слово, затем, закрыв глаза, проговаривает его, а уже после такой предварительной подготовки составляет из букв.

Хотелось бы еще раз обратить внимание взрослых на то, что при чтении всего словарного материала, который вы используете на этом этапе, следует применять орфографическое проговаривание, т.е. читать слова так, как они пишутся!

Перечисленные виды упражнений ни в коем случае не исчерпывают всех видов заданий, которые представлены в букваре «Игробуквотека». Еще раз хочется отметить,что в процессе выполнения этих и других упражнений параллельно с формированием навыка чтения у детей будет развиваться наблюдательность, слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, воображение.

На этом этапе обучения будут очень полезны следующие комплексы упражнений:


Но и здесь взрослые должны постоянно контролировать детей и понимать, с какими трудностями им предстоит столкнуться.

1. Ребенок правильно прочитал все слова в предложении, но не понял его смысла. Почему?

Вероятно, читая предложение, он встретился с трудным для восприятия словом и переключил свое внимание на него. Процесс же понимания на момент прервался.

Еще одна возможная причина: для того, чтобы правильно прочитать и понять смысл предложения, ребенок должен одновременно держать в голове все слова, из которых это предложение состоит. Но очень многим детям это не удается. Поэтому смысл читаемого воспринимается ими лишь после многократного прочтения текста.

2. Некоторые дети, не овладевшие достаточно хорошей техникой чтения, пытаются читать по догадке (особенно, когда взрослые дают установку читать быстро): ребенок, стараясь понять написанное, ухватывается за первую возникшую ассоциацию читаемого с каким-либо знакомым им словом или стремится упростить трудное по произношению или непонятное слово.

3. Очень часто при чтении у детей появляются замены, пропуски или добавления букв в словах (дети схватывают графический образ слова, но неточно). Если вы чувствуете, что такие трудности возникают у вашего ребенка систематически, то лучше всего сделать шаг назад, ко 2 - 3 этапу, и продолжать выполнение тренировочных упражнений, связанных с прочтением слоговых таблиц или отдельных слов (для работы лучше всего брать слова со сложной слоговой структурой).

Не заставляйте его многократно перечитывать одно и то же, т.к. подобная форма работы, которая быстро «приедается» детям, мешает формированию у них интереса к книге, «убивает» в ребенке читателя.

Подытоживая сказанное, следует еще раз подчеркнуть, что эффективность овладения навыком чтения (а в дальнейшем – и грамотного письма) зависит от степени освоения детьми каждого из этапов в его формировании.

На этом этапе обучения будут очень полезны следующие комплексы упражнений: