» »

Конспект занятия по развитию речи «Весна. Конспект занятия по развитию речи на тему «Ранняя весна

30.09.2019

Программное содержание:

— закреплять знания детей старшей группы об отличительных признаках времен года;

— обогащать предметный словарь (проталина, оттепель, капель, посевная, саженцы и т. д.); — упражнять детей в распространении полного простого предложения однородными дополнениями или определениями;

— учить составлять связный повествовательный рассказ о весенних изменениях в природе с опорой на схему.

Материал: сюжетные картинки одного пейзажа в разные времена года; набор предметных , ; схема для составления рассказа о временах года.

Ход занятия

В. Какое время года вы любите больше всего? Почему люди очень радуются приходу весны? Когда наступает весна? Назовите весенние месяцы!

Игра «Куда пришла весна?»

Дети делятся на команды: «город», «поле», «лес». Задание: рассказать о приметах весны только «на своей территории». Победит та команда, которая назовет больше признаков.

В. Рассмотрите четыре похожих пейзажа. Определите по картинкам весенние месяцы и распределите их по порядку. Какая картинка оказалась лишней? (Осень.) По каким признакам вы отличаете позднюю осень от ранней весны? (Темный снег, чистое небо и яркое солнце.)

Игра «Умозаключения».

  • Почему поздней весной не бывает ледохода?
  • Почему ранней весной не цветет яблоня?
  • Откуда появляются ручейки?
  • Сейчас на улице весна, потому что…

В. Скажите со словом «весенний(-яя, -ее)»: день, погода, дождь, настроение, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы. Что означает выражение «весеннее настроение»?

Физкультминутка.Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сдувает росу. В стороны руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем: Крылья сложили назад.

В. Какие птицы прилетают к нам весной? Как они узнают, что им пора возвращаться домой? Почему люди радуются возвращению птиц? Как мы помогаем птицам весной? Расскажите по предметному ряду картин птиц о последовательности прилета птиц. (На картинках изображены жаворонок, скворец, зяблик, пеночка, кукушка, ласточка, горихвостка, иволга и снегирь.) Внимательно посмотрите на весь ряд и скажите, какая птица «заблудилась», т. е. какая из них не улетает на зиму в теплые края. Подберите побольше определений к слову «птица». Расскажите о скворце, ласточке, журавле (подгруппами), используя названные вами слова-определения. (Дети составляют распространенные предложения с однородными определениями.)

Послушайте знакомую уже вам мелодию П.И. Чайковского (сборник «Времена года») и покажите пластический этюд «Как просыпается цветок?». Какие весенние цветы вы знаете? Какой цветок появляется весной раньше всех? (Подснежник.) Почему он так называется? Мы вновь разделимся на подгруппы: «лес», «сад», «луг» - и разложим картинки цветов по месту их произрастания. Какая из групп справится быстрее и без ошибок?

Расскажите, что весной растет в лесу? В саду? На лугу? (Дети составляют распространенные предложения с однородными дополнениями.) Подумайте и скажите, кто «дружит» с цветами, но очень боится птиц? (Насекомые.) Каких насекомых вы знаете? Чем похожи все насекомые? (У них по шесть лапок.) Сделайте из ладошек обеих рук жука: большие и указательные пальцы переплетены между собой и держатся, как туловище, параллельно столу. Остальные пальцы стоят на столе подушечками, как все шесть лапок. Покажите, как ползает жук! Споем все вместе песенку маленького жука (тихим и тоненьким голосом): ж-ж-ж; и песенку большого майского жука (громко и как можно дольше, не останавливаясь): Ж-Ж-Ж. У кого майский жук сможет лететь дольше, не останавливаясь (длительный и равномерный выдох)?! Дети в процессе упражнения поднимают руки в положении «жука» над столом или над головой.

В. Посмотрите на схему для описания времени года. О чем мы будем рассказывать сначала? (О неживой природе - солнце, небо, облака, осадки.) Составьте несколько предложений, начиная так: «Весной…»

  • Весной солнце пригревает сильнее, светит ярче и дольше, чем зимой.
  • Весной тает снег, появляются проталины.
  • Весной небо чистое, высокое, воздух прозрачный; дышится легко.
  • Весной облака легкие, белые; их мало и они летят высоко.
  • Весной идут редкие дожди и начинаются грозы.

В. Следующий пункт схемы обозначен картинкой дерева. Будем говорить о растениях. Что изменяется в жизни растений весной?

  • Весной у деревьев начинает идти сок, они «просыпаются».
  • Весной на деревьях набухают почки и появляются первые листочки, цветочки.
  • Весной появляются подснежники.
  • Весной начинают прорастать семена разных растений. Далее предлагается схематичное изображение животного (птицы, насекомого).

В. Расскажите о жизни диких животных (птиц, насекомых) весной.

  • Весной медведь просыпается и выбирается из берлоги.
  • Весной заяц меняет белую шубку на серую.
  • Весной перелетные птицы возвращаются в свои гнезда.
  • Весной насекомые просыпаются и выползают из своих норок. И т. д.

В. Следующая картинка схемы - одежда детей. Чем отличается одежда, которую вы носили зимой от той, которую носите весной.

Зимняя одежда для детей:

  • зимние шапки, шарфы, пальто, комбинезоны, шубы, зимние куртки, валенки и т.д.

Весенняя одежда для детей:

В. Таким образом, мы составили большой и полный рассказ о весне. Задание: запомнить схему и рассказать дома родителям о весенних изменениях в природе. На следующем занятии мы определим, кто больше может составить предложений о весне без подсказок, у кого получится красивый и полный рассказ. Если вы сможете нарисовать картины к своему рассказу, то мы составим целую книжку с вашими рассказами и рисунками.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА «ЗВЕЗДОЧКА» Г. ЗЕРНОГРАДА

Конспект

открытого занятия по развитию речи

на тему «Ранняя весна»

Подготовила и провела:

учитель-логопед

Хилай Марина Аркадьевна

Зерноград, 2012

Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: Ранняя весна.

Задачи:

Образовательные:

    расширение и активизация словаря по теме «Весна», развитие умения объяснять лексическое значение слов;

    развитие умения согласовывать числительные с существительными и прилагательными;

    развитие умения составлять словосочетание, предложение;

    обучение навыкам связного высказывания.

Коррекционные:

Воспитательные:

    воспитание бережного отношения к природе;

    воспитание умения работать индивидуально и в коллективе.

Оборудование: запись “Звуки весны”, «Пение птиц», «Весенняя песенка», игрушка Колобок, Весёлое Солнышко, картинки для мимической гимнастики, картинки-приметы весны и других времён года, картинно-графический план, облако с линиями для зрительной гимнастики, картинка большая «Подснежники» и маленькие для каждого ребенка, разрезная сюжетная картинка «Весна», подарки для детей.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Приветствие.

Дети заходят в группу, встают полукругом.

Логопед: Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг,

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг.

Минута релаксации (Звучит запись “Пение птиц”).

Логопед: Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу.

Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох три раза)

Логопед: Сядьте правильно, спинка ровная (обращаем внимание на осанку).

Наши ушки слушают и всё …(слышат).
Наши глазки смотрят и всё … (видят).
Наша голова работает … (хорошо).
Язычок чётко произносит все … (звуки).

2. Введение в тему занятия.

Логопед: Какой сегодня день недели? Число? Месяц? А время года?

Сегодня я предлагаю вам провести занятие вместе со сказочным героем, имя которого вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушел.

У него румяный бок…

Вы, узнали? (КОЛОБОК).

Верно, это Колобок. Он очень спешил к нам на занятие. А знаете, что у Колобка тоже меняется настроение, как и у людей. Он бывает каким? (делаем мимическую гимнастику).

А знаете о чём он мечтает? Он очень хочет встретиться с Весной. А для того, чтобы исполнилась его мечта, ему нужно выполнить разные задания, которые он встретит на своем пути. Поможем ему? Ну, тогда вперед! И вот первое задание: ребята, как вы думаете, какая самая яркая примета весны? (Солнышко). Конечно, это лучистое солнышко. Но почему-то наше солнышко спряталось за тучки и никак не может выбраться. Давайте подойдем к столу и раздуем тучки. (Дыхательная гимнастика: дети сдувают легкие тучки с рисунка солнышка). Вот и выглянуло солнышко и можно дальше продолжать путь. Следующее задание такое: посмотрите внимательно на доску. (На доске изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года). Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы. (Ответы детей).

3. Самомассаж лица и шеи.

Логопед: Ребята, вы справились с заданием. Но чтобы нам продолжать занятие дальше, нужно хорошо подготовиться: «Не циркач и не артист, сам себе я массажист» - сделаем массаж лица и шеи.

Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

И лицо теплом мы умываем

(разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли

(граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро

(растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)

Тянем вниз за мочки

(оттягивание вниз за мочки ушей)

А потом уходим пальцами на щёчки

(пальцы перебегают на щёки)

Щёчки разминаем

(указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

А потом от носа мы к губам стекам

(спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта

по носогубным складкам)

Губки пожуём мы, шарики надуем

(покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот;

надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)

И губами вправо-влево потанцуем

(указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу

и двигаются навстречу друг другу)

Тянем подбородок и его щипаем

(разминание подбородка с оттягиванием его вниз:

пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

А потом по шейке ручками стекаем

(поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к

ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

4. Работа по картинно-графическому плану.

Логопед: Ребята, вы уже говорили, что сейчас у нас на дворе …. (ответы детей – весна). После какого времени года наступает весна? Как называется первый месяц весны? Второй? Третий?

(Логопед вывешивает картинно-графический план).

Логопед: Какое солнце весной? (Оно яркое, теплое, чаще появляется). Да, солнце ярко светит, пригревает. Что происходит со снегом? (тает, он грязный). Снег тает, темнеет, бегут ручейки, появляются проталины – место, где стаял снег и видна земля. На проталинах появляются первые цветы – подснежники. Сосульки тоже тают. Днем с них капает вода. Это явление природы называется капель . А что происходит с деревьями? (просыпаются, на них видны почки). Деревья и кусты оживают, просыпаются, на них начинают набухать почки. Что происходит с птицами и животными? (Прилетают грачи. Просыпается медведица, у нее появляются детеныши. Заяц, лиса, белка, волк - линяют). Весной просыпается медведица с

медвежатами. Какой день весной? (Длиннее день, а ночь короче.) Весенний день уже теплый, длиннее ночи. Все эти явления происходят в марте. Это ранняя весна. В каком месяце происходят все эти явления? (в марте). Какая это весна? (ранняя).

А теперь, ребята, давайте по цепочке расскажем Колобку о весне. Сначала послушайте меня, а потом расскажете вы.

5. Пересказ по цепочке рассказа о весне.

6. Физминутка.

Логопед: Колобок хочет поиграть с вами в игру «Весенние слова» (под музыку) (на развитие слухового внимания).

Я буду называть слова, а вы присядете на корточки, когда услышите «весеннее» слово. (Звучит запись “Звуки весны”).

Мороз, снегопад , капель , листопад, метель , апрель, снежинка, проталина , гололед, снеговик, подснежник , урожай, ручеек, вьюга, Снегурочка.

Логопед: Какие весенние слова вы запомнили?

7. Зрительная гимнастика.

Логопед: Ребята, посмотрите какое необычное облако у нас появилось. На нем есть линии и фигуры разного цвета. Давайте проследим по этим линиям и фигурам глазками за красной точкой. Приготовьтесь. (по кругу следим за лазером). Сделали зрительную гимнастику, сняли напряжение с глаз. Отдохнули.

8. Упражнение на развитие мелкой моторики «Спрячем цветы» и упражнение в согласовании числительных с существительными и прилагательными.

Логопед: Ребята, а какие первые цветы появляются весной? Вот и у нас на полянке выросли маленькие подснежники. Колобок предлагает вам посчитать их.
1 маленький подснежник,
2 маленьких подснежника,
3 …,
5 маленьких подснежников.

(Открываем поочерёдно цветочки)

Логопед: Злые люди хотят сорвать наши подснежники. Цветы их боятся. Давайте спрячем подснежники под пальчиками (сначала правой руки, затем левой). (на маленьких картинках

дети индивидуально закрывают пальчиками подснежники).
Спасли цветы.

9. Работа с сюжетной картинкой.

Логопед: А теперь вспомним, какие приметы весны мы сегодня с вами называли. А поможет вспомнить нам вот эта картинка. (Дети называют приметы). Есть здесь приметы, которые мы с вами еще не назвали. Найдите их.

Логопед: Ребята, а у Колобка есть эта картинка, разрезанная на части. Он собирает ее дома как пазл. Но у него что-то не получается. Давайте поможем Колобку собрать ее. У каждого из вас есть по 3 фрагмента от этой картинки. (Повторить правила, как собирать пазлы). (Дети работают вместе). Что нам помогает правильно сложить картинку? Увидите фрагмент с синей рамкой – это граница рисунка.

(Дети собрали пазл, получилась весенняя картинка). Давайте посмотрим, правильно ли мы собрали картинку? Какие приметы весны вы запомнили? А какие еще не назвали?

Логопед: Ребята, посмотрите-ка, вот и весна наступила. Наш Колобок встретился с весной, мы помогли ему в этом. (Включить колобка).Он благодарит вас за это и дарит вам маленькие сувениры (подснежники).

10. Итог занятия. Поощрение детей.

Логопед: Ребята, вы сегодня очень хорошо выполнили все задания. (Звучит запись “Весенняя песенка»”). Я вижу, что вы внимательные и старательные дети. Думаю, что вы порадовали не только меня, но и всех наших гостей. Спасибо вам большое!

Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе

Программное содержание: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. По мимике распознавать настроение, соотносить с явлениями природы весной. Развивать интерес к театрализованным играм. Работа по картине.

Задачи

Образовательные:

Учить называть приметы весны, знать названия весенних месяцев.

Расширить словарный запас по теме “Весна”.

Развивающие:

Развивать связную речь.

Развивать артикуляционную моторику и мимические мышцы лица.

Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Формировать умения работать в коллективе.

Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май. Приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы. Солнце, ручьи, сосулька, проталины, цветы, перелётные птицы.

Подготовительная работа: Чтение стихотворений и рассказов о весне; рассматривание иллюстраций по теме; разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр; работа над театрализованной сказкой “Как колобок весну встречал”.

Оборудование: картина “Весна”, макеты цветов. Магнитофон, кассета с релаксационной музыкой. Костюмы (или шапочки) зверей: заяц, волк, медведь, лиса, колобок, зонтик.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Как сегодня тепло и светло! Посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года? (Дети смотрят в окно)

А какие весенние месяцы вы знаете?

Март, апрель, май.

Молодцы! Знаете.

Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)

Давайте проверим.

Зима ушла, а весна - …- пришла.

Зимой - холодно, морозы, а весной? (Ответы детей)

Зимой солнце низко над горизонтом, а весной? (Ответы детей) Солнышко поднимается высоко, сильнее пригревает, становится теплее.

Зимой сугробы высокие, а весной? (Ответы детей) Снег начинает таять, капают сосульки, бегут ручьи, образуются проталины и т.д.

Зимой дни – короткие, а весной? (Ответы детей)

Всё правильно, молодцы.

2. Работа по картине , развитие связной речи . Актуализация лексики по теме “Весна”.

Ребята, внимательно посмотрите на картину.

А теперь ответьте на мои вопросы:

Какое время года изображено на картине? - Весна.

Как вы догадались? По каким признакам? - Ярко светит солнышко. Небо голубое. Деревья ещё без листьев. Набухают почки. Травка зеленеет. Появились первые цветочки.

Солнышко какое? - яркое, ласковое, доброе, тёплое.

А травка какая? - зелёная, нежная, маленькая.

Прислушайтесь, по весенней травке гуляет ветерок. Он ещё очень слабенький.

Давайте поможем ветерку. Дети дуют на ладошку (развитие речевого дыхания).

Как шумит ветерок? - Ш-Ш-Ш

А в травке зашевелились первые весенние жучки. Как жучки жужжат? – Ж-Ж-Ж

3. Физкультминутка “Солнечные цветочки”.

А сейчас, ребята, мы с вами сами превратимся в весенние солнечные цветочки (включается аудиозапись приятной музыки).

Мы сидим в земле, как семечки (дети присели).

Поднимаемся к солнышку, вверх, как ростки (дети встают и тянутся на носочках вверх).

Распускаем, как цветочки (дети разводят руки в стороны).

Молодцы, ребята, какие замечательные солнечные цветочки расцвели в нашей группе. Посмотрели друг на друга и улыбнулись.

4.Сказка “Как колобок весну встречал”. Развитие интереса к театрализованным играм, развитие связной речи.

Дети, вы все знаете сказку “Колобок”? – Да.

А сейчас мы разыграем сказку про колобка на весенний лад. А называется она “Как колобок весну встречал”. (Дети, участвующие в постановке одевают костюмы)

Инсценировка по сказке “ КАК КОЛОБОК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛ” Татьяны ЕВТЮКОВОЙ

Бабушка: Ой, а это что такое?

Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости? Как здорово, будет весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне.

Бабушка (обращаясь к детям): Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.

Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.

Колобок: Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)

Я весёлый Колобок,

У меня румяный бок,

А качусь я по дорожке

Весну красную встречать

Будет мы тогда все дружно

Песни петь и танцевать

Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку-отпущу подобру-поздорову.

Колобок (обращаясь к ребятам): Ребята, вы мне поможете?

Ну, слушайте загадку от зайца:

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

Дети: Март!

Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный…

Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)

Волк: Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку - оставлю в покое.

Бабушка: Слушайте загадку от Волка:

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?

Дети: Апрель!

Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь?

Поёт ещё раз песенку.

Медведь: Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый.Отгадаешь загадку мою - отпущу.

Бабушка: Загадка от медведя:

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

Дети: Май!

Медведь (удивлённо): Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай!

Бабушка: Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-катится, а навстречу ему Лиса.

Лиса: Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!

Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут! Лиса, ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь! Давай так: не отгадаю твою загадку - съешь меня, а отгадаю - отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?

Лиса: Ладно, попробуй отгадать.

Бабушка: Загадка от лисы:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт.

Колобок (задумчиво):

Дети, помогите мне ещё раз!

Дети: Весна!

Лиса: Верно, Весна. Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать, не трону тебя. Привет Весне передавай! (Лиса убегает)

Воспитатель: Ну, что, колобок, нашёл Весну? А ведь весна-то уже наступила. Весна пришла!!! Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!!! (Поклон артистов)

5. Завершение занятия . Повторение, закрепление, обобщение материала.

Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?

О весне.

Какие весенние месяцы вы теперь знаете?

Март, апрель, май.

Какие признаки весны вы теперь знаете?

Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран.

Молодцы, все сегодня хорошо поработали, а теперь пора и поиграть.

6. Игра “Воробышки и дождик” (развитие умения действовать по команде, развитие умения декламировать стихи хором, сплочение детского коллектива).

Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притопывая под текст:

Воробей с березы на дорожку прыг!

Больше нет морозов чик-чирик!!!

По сигналу “Дождик пошел, скорей домой!” все бегут и прячутся под зонтик, который держит взрослый.

Список использованной литературы:

1. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду М: ТЦ Сфера 2002 г.

2. Сценарий весеннего праздника для детей 3-5 лет “ КАК КОЛОБОК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛ” Татьяна ЕВТЮКОВА, специально для детского портала “Солнышко”. Опубликовано 4 февраля 2002 года.

Образовательные цели : обобщить и закрепить словарь детей по теме «Весна»; определение позиции звука в начале и в конце слова; обучение составлению рассказа с помощью моделей; закрепление пословиц о труде; дифференцирование свистящих и шипящих звуков; образование родственных слов; отгадывание загадок о весне; звуковой анализ слова РАДУГА;

Развивающие цели : развитие мелкой моторики, фонематического слуха, восприятия,памяти;

Воспитательные цели : воспитание у детей интереса и любви к природе; уважительного отношения друг к другу.

Оборудование : модели (солнце, трава, цветы,дерево, птицы,грабли, лопата), семена (подсолнуха, кукурузы,гороха,огурца, картофеля, риса) ,цветы на них слова с пропущенными буквами, воздушные шары.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ОРГАНИЗИЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель: Ребята,какой сегодня чудесный день. Я улыбаюсь вам,а вы улыбнитесь мне и друг другу.Как хорошо, что мы сегодня вместе.Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, радость этого дня. А выдохните через ротик все невзгоды (3р).

Воспитатель: Молодцы. А сейчас я вам покажу карточку, в ней спрятано слово, вы должны будете отгадать его и тогда узнаете,о чем мы сегодня будем говорить на занятии. Даю вам подсказку, вы должны с каждой картинки определить первый звук и у вас получиться слово.

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно. Молодцы!Итак мы сегодня поговорим о весне.

Игра « Весенние слова».

Воспитатель: Давайте с вами сыграем в игру « Весенние слова» , Вставайте в кружок, передеете по очереди друг другу солнышко,называете весеннее слово и определяете первый и последний звук в вашем слове.

Ребенок: Солнце с-э

Ребенок: почки п-и

Ребенок: проталина п -а

Ребенок: травка т-а

Ребенок: подснежник п-к

Ребенок: прилетают п-т

Логопед:Умнички вы у меня.

Составление рассказа о весне с.помощью моделей.

Давайте с вами составим рассказ о весне с помощью моделей. И каждый начинает свое Воспитатель: предложение со слова весна.

Ребенок: Весной ярко светит солнце. (выставляет на фланелеграф модель солнца).

Ребенок: Весной на деревьях набухают почки (дерево с почками).

Ребенок: Весной растет трава (трава).

Ребенок:Весной распускаются цветы (цветы).

Ребенок: Весной из теплых стран прилетают перелетные птицы(птицы).

Ребенок: Весной люди сажают огороды (грабля, лопата).

Воспитатель: Молодцы ребята.

Закрепление пословиц о труде.

Воспитатель: Вот вы сказали, что люди весной сажают огороды. А что они сажают?

Дети: семена.

Воспитатель: Правильно. Вот у меня в руках как раз семена, они не простые на них написаны начало пословиц о труде,вы должны их будете закончить.

Воспитатель: Сделал дело ……..

Дети: гуляй смело.

Воспитатель: Любишь кататься……….

Дети: люби и саночки возить.

У Воспитатель: мение и труд………..

Дети: все перетрут.

Воспитатель: Делу время………

Дети: потехе час………..

Воспитатель: Лучше поздно ……….

Дети: чем никогда.

Воспитатель: Поспешишь ………..

Дети: людей насмешишь.

Воспитатель: Какие труды………

Дети: такие и плоды.

Воспитатель: Хорошо, ребята,вы справились с заданием.

Игра: « Помогите цветам».

Воспитатель: Дети, а какая весна в нашем крае?

Дети: Солнечная, теплая, зеленя,журчащая.

Воспитатель: А еще она бывает непредсказуемой. Помните в марте какой был снег, казалось,что настоящая зима вернулась.Она вернулась на надолго, а с цветами произошла беда Они замерзли. А ведь цветы были не простые: на их цветках написаны слова, мороз так напугал своим холодом, что первые буквы убежали в середину, чтобы согреться. Они оживут, если мы найдем эти буквы.

Дети: с-з – суп, салат, замок; ш-ж — жаба,школа, жираф,шапка;

Воспитатель: Молодцы.

Пальчиковая гимнастика: « Цветок».

Воспитатель: давайте сделаем пальчиковую гимнастику « Цветок».

Вырос цветок на весенней полянке,

Нежную голову робко поднял

Ветер подул –он качнулся неловко,

Он испугался, затрепетал.

Ветер бутоны качает упрямо

Вперед и назад, налево, направо.

Этюд « Что такое счастье?»

Воспитатель: Вы согрели их своей заботой, теплом своих сердец. Если бы цветы были живыми существами, то испытали бы какие-то чувсва. Давайте я загаю вам чувство, а вы должны будете отгадать и показать это чувство.

Воспитатель: Веселый клоун, вас сильно в цирке рассмешил.

Дети: Веселье.

Воспитатель: Ваш друг заболел и не пришел в детский сад.

Дети: Грусть.

Воспитатель: Вас 5 раз похвали в детском саду и 10 раз дома.

Дети: Радость.

Воспитатель: А что еще нужно цветам, кроме солнечного и душевного тепла?

Дети: Вода, дождь.

Воспитатель: расскажите мне стихотворение про дождь.

Ребенок: Дождик днем с веселым звоном

Прыгал с неба на карниз.

Громко, бойко,озорно

Барабанил к нам в окно.

Воспитатель: После дождя появляется радуга. Давайте с вами сейчас сделаем звуковой анализ слова радуга с помощью разноцветных шаров.

Ребенок: Я взяла синий шар т.к. р-согласный, звонкий, твёрдый.

Ребенок: Синий шар т.к. д-согласный, звонкий, твёрдый.

Ребенок: Красный шар т.к. у- гласный.

Ребенок: Синий шар т.к. г-согласный, звонкий, твёрдый.

Ребенок: Красный шар т.к. а- гласный.

Итог. Воспитатель:Вот, ребята и подошло к концу наше занятие. Сегодня,когда выйдете на улицу обязательно посмотрите вокруг, точно пришла весна или она ещё задерживается?

Название: Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников «Весна пришла»

Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МДОУ №10 «Радуга»
Месторасположение: Приднестровье, город Тирасполь

Тема: «ВЕСНА».

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Закрепить образование множественного числа имени существительных и согласовывать изменения прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

Активизировать и обогащать словарь детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной;

Закреплять умения детей отвечать на вопрос полным предложением.

Развивающие задачи:

Развивать у детей мышление путем уточнения и систематизирования представлений детей о весенних изменениях в природе;

Развивать связную и объяснительную речь.

Воспитательные задачи:

Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников;

Способствовать формированию интереса и любви детей к природе, учить замечать изменения в ней.

Предварительная работа: наблюдение за природой на прогулках, чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций о весне.

Организация детей: по подгруппам.

Словарная работа: весна - красна, капель, набухают почки, сокодвижение, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.

Методические приемы: художественное слово (стихи про весну, вопросы, игровые, анализ.

Индивидуальная работа: С Егором и Лианой согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Материалы к занятию: мнемотаблица «Весна»; иллюстрации с изображением природных явлений в разные периоды весны, птиц; мяч.

Ход занятия:

1. Вхождение в день.

Здравствуйте! – Ты скажешь человеку

Здравствуй! – Улыбнется он в ответ

И, наверно,

Не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте поздороваемся на трех языках: исэнмесез, здравствуйте, хеллоу.

Воспитатель: На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

С. Маршак.

О приходе какого времени года эти стихи?

Дети: о весне.

Воспитатель: Да! Правильно! Впереди нас ждет лето, и я хочу чтобы мы еще раз вспомнили о весне, о её характерных признаках. А Вы любите весну?

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы собрались, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу и птичкам, которые прилетают с юга. Давайте все улыбнемся и скажем: «Здравствуй, весна! » А какие признаки весны вы знаете?

Дети: Солнце светит ярко! Тают сосульки. Появляются лужи, в них можно пускать кораблики. Возвращаются перелетные птицы. Зеленеет травка.

Воспитатель: А вы знаете, сколько месяцев длится весна? А сейчас поиграем в игру “Доскажи словечко”.Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы должны угадать какое слово пропущено.

Прошла зима

И каждый рад.

Спешит весна,

И месяц … (март)

За ним другой стучится в дверь,

Он называется … (апрель)

И третий месяц вспоминай,

Как называется он… (май)

Молодцы, дети как хорошо вы знаете весенние месяцы, а теперь давайте поиграем в словесную игру «Весенние месяцы».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Здесь вы видите таблицу с рисунками.

1. Каким весной становится небо? (Голубое, светлое, безоблачное).

А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее) .

2. Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины (место где стаял снег и открылась земля, снег начинает таять, текут ручьи) .

3. Что вы видите на третьей картинке? (с крыш свисают сосульки)

Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? (Сосульки быстро тают под теплыми солнечными лучами, и капельки воды часто-часто капают с крыш) .

4. Что вы видите на четвертой картинке? (на деревьях набухают почки)

Правильно. В это время вся земля пропитывается влагой, у деревьев и кустарников начинается сокодвижение - от корней к каждой веточке поступает сок, который питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах, набухают.

5. Что вы видите на следующей картинке? (Прилетели птицы из теплых краев). Каких птиц вы знаете, которые прилетают к нам из теплых стран? (грачи, ласточки, скворцы, жаворонки).

7. Чем озабочены птицы? (Птицы вьют гнезда) .

8. Что вы видите на этой картинке? (Просыпаются животные, насекомые выползают из своих убежищ). Правильно. Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле, под опавшей листвой – они были неподвижны. Отогревшись, они выползают из своих убежищ. Зимой птицы питались сохранившимися семенами растений, но этого им было мало. Вспомните, чем мы им помогали? Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы. А какие животные проснулись от зимней спячки? (Ежи, медведи, барсуки) .

9. Да, ребята. Весной вся природа словно пробудилась от зимнего сна. А люди изменились? (люди надели весеннюю одежду) .

Молодцы! Ребята, скажите ка мне, какие новые слова мы сегодня узнали (проталина, сокодвижение, капель) .Давайте отдохнем.

Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка рано встает,

Ушки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять-

Хомка хочет сильным стать.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру “Один и много”(Дети встают в круг, воспитатель в середине). Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали:

Ручей–ручьи

Дождь–дожди

Солнце–солнце

Скворец–скворцы

Гнездо–гнёзда

Сосулька–сосульки

Проталина–проталины

Лист–листья

Капель–капель

Насекомое–насекомые

Дерево–деревья

Воспитатель: А сейчас закончите предложения:

На высоком дереве гнездо. На высоких деревьях? (гнезда)

В маленьком гнезде птенец. В маленьких гнездах? (птенцы)

Что мы с вами только что делали?

Говорили слова в единственном числе, а потом эти слова говорили нав множественном числе.

Воспитатель: Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии? (о весне). Ответьте на вопросы полным предложением:

Какое сейчас время года?

Как светит солнышко весной?

Что набухают на деревьях?

Какие птицы прилетели из теплых стран?

Что будут делать птицы?

Где вьют птицы гнезда?

Какими красивыми словами можно сказать о весне (Мы можем сказать: Весна – красна, потому что она яркая, веселая, красивая) .

Похвалить детей, сказать кто как занимался на занятии.