» »

Здоровье - принцип жизни. Здоровый образ жизни как ценность современного человека

22.09.2019

Отметим, что сегодня многие ученые из этой области полагают, что современный человек имеет противоречивые черты: с одной стороны, он является творцом великих достижений нашего времени, а с другой, обычным потребителем, который не задумывается о необходимости саморазвития.

Безусловно, в каждой культуре есть выдающиеся личности, которые способствуют развитию прогресса, и также бездеятельные люди, однако если представить современного человека в качестве собирательного образа, то картина, безусловно, выглядит противоречивой.

Современный человек: культ успеха и мораль

Сегодня общим для представителей разных культур является стремление к достижению успеха. Интересно то, что раньше человек считал успехом проявление героизма (период 50-200 летней давности), создание крепких семейных уз и рождение здорового потомства, т.е. социальную реализацию без учета материальных благ.

Теперь же мерилом успеха (в большинстве случаев) выступают деньги, и погоня за ними порой нацелена на разрушение окружения, а иногда и саморазрушение.

Можно сказать, что и духовная в понимании современного человека сливаются в понятие с одним значением, материальным, в то время как ранее люди их наделяли большими различиями.

Тем не менее, в обществе до сих пор уделяют большое значение таким понятиям, как милосердие, доброта, сочувствие: на это указывают различные организации, созданные для материальной поддержки бедных слоев населения.

Поэтому можно сказать, что у современного человека полярная: можно встретить примеры как альтруистичного поведения, так и эгоистичного.

и технологии

Еще одна отличительная черта современности - усиленный темп внедрения новых технологий и устройств. И это то, чем отличается жизнь современного молодого человека, она неразрывно связана с техникой.

Электронные приборы стали играть большое значение для многих современных людей, они становятся не только частью повседневности, а даже формируют Стоит только представить день без компьютера и интернета. У одних без них не может быть организована работа, а другие просто не найдут, и все же обратятся к другим техническим устройствам: телефону, радио, телевизору. 200 лет назад люди существовали без этих приборов, а сейчас жизнь без них очень бы усложнилась.

Поэтому можно сказать, что жизнь современных людей очень тесно связана с техникой, ее качество во многом зависит от технических возможностей.

Современный человек и проблема свободы

Ранее вопрос свободы не стоял так остро, как сейчас. Человек научился отстаивать свои права, ценить расширенные возможности и уважать чужую свободу. Это положительная черта современности: практически всем предоставлена максимально возможная свобода развития, что позволяет проявлять свои таланты. Это способствует развитию прогресса и свидетельствует о гуманности мировоззрения. Равные права важны и полезны для общества. И то, что сейчас они реализованы - положительная черта нашего времени.

Каким должен быть современный человек

Историк и социолог Борис Поршнев вывел такое понятие, как «неоантроп», под которым он понимал тип человека будущего, однако он указывал, что его представителей можно встретить и в настоящее время. Этому человеку присущи такие черты:

  • свободный, неподвластный чужому внушению (развитое самосознание);
  • абстрактное мышление, развитые воля и способность к суггестии используются только в созидательных целях;
  • стремление к жизненному балансу общества (отсутствие революций);
  • доброта.

По мнению ученого, такие люди смогут привести общество к процветанию и уменьшить количество конфликтов, которые разрушительно влияют на все области жизни.

Условия жизни современного человека значительно отличаются от тех, в которых происходило его становление как биосоциального существа. На ранних этапах существования человека разумного он вел образ жизни, близкий к естественному. В частности, для него был характерен высокий уровень физической активности, который сам по себе соответствовал нервно-психическому напряжению, необходимому в борьбе за существование. Люди жили небольшими сообществами, обитали в экологически чистой естественной среде, которую можно было сменить (но не изменить) всем сообществом, если она становилась неподходящей для жизни.

Развитие цивилизации шло в направлении имущественного расслоения и профессиональной специализации людей, необходимой для овладения новыми орудиями труда, увеличения сроков обучения и постепенного удлинения периода специализации части населения. С позиций жизни одного поколения все эти изменения происходили довольно медленно, на фоне относительно медленных изменений среды обитания, низкой плотности населения и при сохранении высокого уровня двигательной активности. Все это не предъявляло каких-либо особых, выходящих за пределы сложившихся в эволюции требований к психике человека.

Положение стало меняться с началом развития капитализма и прогрессирующей урбанизации, причем наиболее радикально – во второй половине XX века, когда образ жизни человека стал стремительно меняться. Научно-техническая революция привела к уменьшению доли физического труда, то есть к снижению уровня двигательной активности. Это обстоятельство нарушило естественные биологические механизмы, в которых именно последняя являлась конечным звеном жизнедеятельности, поэтому изменился характер протекания жизненных процессов в организме и в конечном итоге снизился запас адаптационных возможностей человека.

Еще одним важным следствием поступательного развития цивилизации явился рост городского населения, что резко увеличило плотность контактов человек–человек. С точки зрения психики эти контакты для человека зачастую оказываются неприятными. Напротив, благотворно действуют семейные, если, разумеется, отношения между членами семьи хорошие. Однако, к сожалению, благоприятные семейные отношения занимают в семье, согласно статистике, лишь 20–30 минут в сутки.

Несомненное влияние на психику современного человека оказывают некоторые факторы заметно измененной внешней среды. Так, значительно возрос уровень шумов, особенно в городской черте, где он заметно превышает допустимые нормы. Если это оживленная магистраль, то воздействие шума на мозг человека сопоставимо с действием грохота аэропорта. Плохая звукоизоляция, включенные в собственной квартире или у соседей звуковоспроизводящие устройства (ТВ, радио и т.д.) делают влияние шумов практически постоянными. Такие шумы в отличие от естественных, которые в процессе эволюции были составной частью окружающей человека природы (шум ветра, звон ручья, пение птиц и т.д.), оказывают негативное влияние на весь организм и на психику в частности: меняются частота дыхания и артериальное давление, нарушаются сон и характер сновидений, развивается бессоница и другие неблагоприятные симптомы. Особенно сильное воздействие такие неблагоприятные средовые факторы оказывают на растущий детский организм, и у детей отчетливее повышается уровень страха.

Косвенное влияние на состояние мозга, психическое здоровье оказывает и химическое загрязнение атмосферы. Так, повышение содержания угарного газа во вдыхаемом воздухе ухудшает газообмен в мозговой ткани и снижает ее функциональные характеристики. Ряд других газов (окислы азота и серы) неблагоприятно воздействуют на обмен веществ в мозгу.

Особое место в нарушении психического состояния человека играет радиоактивное загрязнение. Нервная система очень чувствительна к его воздействию, но при невысоком уровне радиоактивности, по-видимому, важнее психологическое действие этого фактора, так как оно порождает страх, особенно кажущийся реальным после Чернобыльской катастрофы.

Серьезное негативное влияние на мозг человека, его психику оказывает электромагнитное «загрязнение» окружающей среды в виде излучения от сплетения проводов. На эмоциональную сферу человека оказывают исключительно неблагоприятное воздействие и некоторые формы рок-музыки, для которых характерен однообразный ритм, подчеркнуто эмоционально-напряженная окраска голосов солистов, повышенная сверх нормы громкость и особый спектр звука.

Одним из основных факторов, негативно действующих на организм человека и особенно на его психику, следует считать его усиливающуюся изоляцию от естественной (природной) среды обитания со всеми вытекающими последствиями. В частности, это касается городских жителей, которые подавляющую часть своей жизни проводят в искусственно созданном мире камня и бетона, изолированных пространств и т.д. Они нечасто бывают на природе, лишены удовольствия дышать чистым воздухом, любоваться восходами и закатами, слушать птиц и многого другого. Наличие дачных участков только отчасти смягчает эту проблему, так как современная дача больше подчинена практическим, утилитарным целям. Разрушение естественного природного окружения человека – частицы природы деформирует его психику, особенно эмоциональную компоненту, нарушает восприятие, снижает потенциал здоровья. Городская среда обитания человека, обедненная в естественно-природном отношении, представленная в основном однообразными, одноцветными зданиями, делает человека более агрессивным – это еще и воздействие различных электроприборов и других источников радио- и электромагнитных излучений и т.д. Все они взаимодействуют с электрическими процессами, протекающими в головном мозгу, сложным образом влияя на их динамику. Усиление электромагнитного излучения Солнца, весьма незначительное по сравнению с соответствующими характеристиками искусственных источников, также увеличивает число психических и некоторых других заболеваний. Следует учитывать, что и сам человек является источником слабых электромагнитных и других физических полей. Возможно, большое скопление людей (а это характерно для города, для помещения) генерирует электромагнитные волны различных характеристик, которые на неосознанном уровне могут оказывать негативное влияние на мозг.

Хотя нервная система человека довольно пластична и способна адаптироваться к различным ситуациям, возможности ее не беспредельны.

По-видимому, человек сейчас находится в ситуации, когда адаптивные возможности его психики отстают от все возрастающих требований современной жизни. При этом мозг пытается защищаться от избыточной и неблагоприятной информации, что делает человека эмоционально менее чувствительным, эмоционально «тупым». Неудивительно поэтому, что жители городов, особенно крупных, слабее реагируют на различные проблемы, касающиеся близких, переживают эти проблемы более короткое время, во все большей степени изолируются от тех факторов, которые не имеют к ним непосредственного отношения. Другая часть людей часами просиживает у экранов телевизоров, сопереживая жизни героев различных сериалов, и этим пытается уйти от собственных проблем, вызывающих эмоциональные стрессы.

В ряде случаев малочувствительными к чужой боли становятся уже маленькие дети. «Эмоциальный слух», то есть способность распознать настроение или состояние говорящего, хорошо развит только у 32% детей школьного возраста, что связано с деформацией общения между людьми (даже членами одной семьи) в сторону преобладания сдержанности и суровости, с одной стороны, и раздражения и гнева – с другой. Немалую роль в этом играет и ведущее средство массовой информации – телевидение, наполненное сценами насилия и ужасов и формирующее ненормальное мировосприятие ребенка, который привыкает к сильным ощущениям и начинает получать даже удовольствие от сцен насилия и убийства. Так постепенно формируется психологическая нечувствительность к жестокости, а затем – и к добру, развивается агрессивность большая, чем у взрослых.

Особенно важное значение существующие условия жизни имеют для гармоничного развития самой чувствительной части человеческой популяции – детей. Схемы воспитания и обучения, доминирующие сегодня, ориентированы на развитие вербальных механизмов деятельности мозга, которые обеспечивают абстрактно-логическое мышление. Эмоционально-чувствительные же механизмы, обеспечивающие непосредственный контакт с окружающим миром с помощью органов чувств и требующие тесного общения с природой, стимулируются при этом недостаточно. В то же время практика показывает, что общение с природой – самый простой, естественный и эффективный способ оптимизирующего действия на психику.

Все негативные воздействия на психику современного человека развертываются в нашей стране на фоне сложных экономических, социальных и социально-психологических изменений, происходящих в обществе и прямо или опосредовано влияющих и на индивидуальную психику, и на все сообщество в целом. Степень такого влияния очень различна, и разные люди на него реагируют по-разному. Одним из путей, который выбирает часть людей, чтобы уйти от такого негативного воздействия, является наркомания, пьянство и алкоголизм, рост которых особенно заметен среди детей, подростков и женщин. Во многих случаях таким образом в деформированном виде проявляются механизмы саморегуляции мозга, который защищается от дефицита положительных эмоций, большого потока информации, трудностей адаптации в окружающем мире и других факторов, с которыми не может справится человек.

В создавшихся условиях человеку защититься от эмоционально-информационных стрессов становится все труднее. Поэтому он зачастую находится в состоянии сильного (или длительного) психического напряжения, которое постепенно подтачивает его силы, снижая физическую и умственную работоспособность, иммунитет и нарушая нормальную работу мозга. К счастью, мозг обладает колоссальным запасом избыточности, а значит, функциональной прочности.

Cтраница 1


Жизнь современного человека немыслима без машин.  

Жизнь современного человека протекает в постоянном взаимодействии с техническими устройствами и системами. Естественно, что необходимы большие и серьезные усилия по организации и совершенствованию указанного взаимодействия.  

Невозможно представить жизнь современного человека и тем более общества без электроэнергии. Доступность, дешевизна, комфортность применения и ряд других преимуществ в сравнении с другими энергоносителями обеспечили широкое, практически неограниченное использование ее в быту и народном хазяйстве. По данным отечественных и зарубежных исследователей 50 - 60 % прироста производительности общественного труда обеспечивается за счет повышения его электровооруженности.  

Переговоры становятся все более значимой составляющей жизни современного человека. Они возникают не в ситуации иерархической зависимости (типа армейской), а в случае необходимости достигнуть согласия у двух автономных участников.  

Не секрет, что жизнь современного человека в значительной степени связана с достижениями науки и техники. Ежедневно люди пользуются холодильниками и телевизорами, компьютерами и сотовыми телефонами, ездят на автомобилях, летают на самолетах; общество избавилось от холеры и оспы - болезней, которые когда-то опустошали целые селения; человек высадился на Луну и теперь готовит научные экспедиции на другие планеты Солнечной системы. В настоящее время нет практически ни одной сферы человеческой деятельности, где можно было бы обойтись без использования научного знания, и поэтому дальнейший прогресс человечества многие люди тесно увязывают с новыми научно-техническими достижениями.  

Роль заглубленных сооружений в жизни современного человека трудно переоценить. Помимо городских подземных сооружений, это и горные выработки, сопутствующие строительным работам, и подземные сооружения при реконструкции и эксплуатации предприятий, в том числе горно-рудной и топливной промышленности. Подземные выработки приобретают все большее значение в жизни больших городов при прокладке городских коммуникаций, в частности метро и подземных переходов.  

Органическая химия настойчиво вторгается в жизнь современного человека, и вторжение это имеет два аспекта. Скажем, полимерные материалы, из которых изготавливаются тысячи различных видов изделий, применяемых в повседневной жизни, несомненно способствуют совершенствованию нашего быта, но в то же время при их производстве выделяются многочисленные вредные отходы, загрязняющие окружающую среду. Лекарственные препараты помогают излечивать болезни, но одновременно способствуют развитию новых модификаций болезнетворных микроорганизмов. Наркотики спасают людей от мучительных болей и создают почву для развития социальных бед и преступлений. Не секрет, что во многих странах значительная часть населения, помимо эпизодического использования лекарственных препаратов, регулярно вводит в организм различные тонизирующие или снотворные препараты, гормональные противозачаточные средства.  

Культура и цивилизация абсолютно необходимы для жизни современного человека в той же степени, как и его генетическая программа. Изменяя окружающую среду, человек меняет и свою культуру, что сопровождается эволюцией культурной информации и частичной потерей старой культуры.  

Без этих химических продуктов невозможно представить жизнь современного человека. Посмотрите вокруг себя - окрашены стены, пол, потолок, оконные рамы и двери, мебель, сложная современная радиоэлектронная аппаратура - телевизоры, магнитофоны, приемники; индивидуальные средства передвижения - автомобиль, мотоцикл, велосипед, лодка; спортинвентарь - лыжи, ракетки; даже игрушки, которыми играют Ваши дети, окрашены в различные цвета.  

Исключительно велика роль так называемой малой химии в жизни современного человека. В 1976 г. в Москве проходил VII Международный конгресс, посвященный поверхностно-активным веществам. За последние годы их мировое производство выросло почти до 3 млн. т в год.  

Научно-техническая революция вносит огромные перемены и в условия жизни современного человека. Гигантский рост городов, представляя собой широко распространенный во всем мире феномен, при отсутствии строгого контроля со стороны государственных и общественных организаций за происходящими процессами разрушения физических и биологических условий окружающей человека городской жизненной среды: и ее опасным воздействием на человеческий организм: таит в себе очаг многочисленных опасностей для зда-ровья трудящихся.  

Вопрос о влиянии бурно развивающейся транснациональной сети Интернета на жизнь современного человека - предмет острых дискуссий, идущих в последние годы не только среди специалистов в области современных информационных технологий, но и среди ученых-обществоведов, экономистов, политиков. Некоторые предостерегают от переоценки значения Интернета, утверждая, что он представляет собой не более чем рядовое технологическое новшество в ряду тех, которыми так богат XX в. Гордон, являющейся одним из ведущих в мире экспертов по проблемам производительности труда и фактов, обусловливающих их рост, полагает, что з списке крупнейших технологических открытий XX в. Интернет занимает лишь 13 - е место, уступая по значимости не только радио, телефону, телевидению, автомобилю, самолету, но и таким достижениям техники, как, например, антибиотики, домашний водопровод, канализация. Все достоинства Интернета сводятся к тому, что он существенно расширяет доступ современного человека к информации и ускоряет процесс ее получения и передачи.  

Остью патологических процессов от генетических, биологических, социальных факторов жизни современного человека, которые все в большей степени определяют характер его патологии. Без правильного понимания и учета биосоциальной сущности человека, знания объективных законов развития общества, невозможно создание современной патологии. Так как все функции человеческого организма в норме и патологии опосредованы социальными условиями, важно поэтому исследовать человека не только в плане единства его биологических и социальных характеристик, но и на всех уровнях организации человека: индивидуальном, коллективном и общественном.  

Вероятно, ни одна отрасль науки не оказывает такого большого влияния на жизнь современного человека, как химия. Мы едим пищу, в цикле получения которой участвуют химические удобрения и инсектициды, носим одежду, волокно для которой вырабатывают на химических предприятиях, и вообще почти все, чем мы пользуемся в повседневной жизни, так или иначе имеет отношение к химической промышленности.  

Значение органической химии настолько велико, что в настоящее время невозможно представить жизнь современного человека без использования достижений этой науки. Органическая химия является основой очень многих важнейших отраслей промышленности.  


Размещено на http://www.сайт//

Размещено на http://www.сайт//

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Сервисология»

«Смысл жизни современного человека»

Работу выполнил

Студ. Гр. СВ 1 курс

Данильченко Дарья

Научный руководитель

Шаронова В. П.

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о смысле жизни -- одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации.

Многие утверждают, что «смысла жизни нет». Имеется в виду, что нет единого для всех смысла жизни, данного свыше. Однако несомненно, что почти каждый человек имеет цели, которые выходят за рамки его собственной «пользы» и даже за рамки его собственной жизни. Например, мы желаем счастья и процветания своим детям, прилагаем большие усилия по их развитию за счет ограничения собственных потребностей. При этом все эти усилия дадут основной результат вовсе не нам и, во многом, даже после нашей смерти.

Говоря о том, что смысл жизни у каждого свой, тем не менее, следует иметь в виду, что на выбор смысла жизни есть определенные объективные ограничения. Эти ограничения связаны с естественным отбором как самих «носителей смысла жизни» (конкретных людей), так и обществ, где превалирует тот или иной смысл жизни. Например, если смысл жизни человека -- самоубийство, то очень быстро носителей такого смысла жизни не останется. Аналогично, если смыслы жизни большинства членов общества «самоубийственны» для общества, то такое общество перестанет существовать. В частности, если смысл жизни людей направлен исключительно на решение краткосрочных задач, например на максимизацию удовольствий, то такое общество не сможет существовать долго.

Цель курсовой работы - изучить особенности понимания смысла жизни современного человека.

ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ

Потребности -- переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для его нормального функционирования, для поддержания жизнедеятельности организма и развития личности.

Человек нуждается в определенных условиях существования. Вся деятельность людей направлена на то, чтобы удовлетворять их разнообразные потребности.

Потребности человека могут быть различными на разных этапах его жизни, однако часть из них остается неизменной: это базовые физиологические потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека. Структура социальных и культурных потребностей формируется и меняется на протяжении всей жизни индивида, превращая его в человеческую личность, субъекта духовной жизни. Эти потребности способствуют развитию подлинно человеческих качеств: разума, нравственности, стремления к истине, к созидательной деятельности на благо общества.

Человек способен ограничивать свои потребности, опираясь на заключения разума и ориентируясь на социальные нормы. Далеко не всегда его потребности могут быть удовлетворены в полной мере. Кроме того, их удовлетворение может противоречить нравственным нормам общества и ущемлять интересы других людей.

Потребности человека -- основа для его интересов. Интерес -- это форма осознанной потребности, целенаправленное отношение человека к объекту, стремление действовать определенным образом, чтобы добиться желаемого.

Потребности человека также проявляются в мотивах его деятельности. Неудовлетворенные потребности обладают побудительной силой, они вызывают активность человека, формируют и направляют его устремления к определенной цели.

Рисунок 1. Пирамида потребностей по Маслоу.

Во всем многообразии человеческих потребностей можно выделить две основные группы: первичные и вторичные потребности.

Первичные (врожденные) потребности человека относятся к области физиологии и необходимы для выживания и воспроизводства организма: это потребности в еде, воде, сне, убежище, отдыхе, безопасности и т. п.

Вторичные (приобретенные) потребности относятся к области психологии: потребности в общении, социальных связях, внимании со стороны других людей, самоуважении, творческой самореализации и т. п.

Вторичные потребности также называют приобретенными, потому что процесс духовного становления человека, формирования его личности связан с развитием его интереса и способностей к социальному взаимодействию и культурной деятельности. Таким образом, духовное взросление человека сопровождается возрастанием роли вторичных потребностей, удовлетворение которых превращает его в социальное существо и выделяет из мира живой природы.

В науке существует и более дробная классификация потребностей человека.

Первичные потребности подразделяются на: 1) биологические, или материальные органические потребности (пища, дыхание, жилище и т. п.), 2) экзистенциальные (связанные с чувством безопасности, уверенностью в будущем, гарантиями благополучного существования и обеспечения биологических потребностей).

Среди вторичных потребностей выделяют: 1) социальные потребности (связанные с чувством принадлежности к обществу), 2) престижные потребности (связанные с оценкой деятельности человека, уважением и самоуважением, общественным признанием его успехов в карьере и творчестве, достижением авторитета), 3) духовные, или идеальные, познавательные потребности (познание мира, самовыражение, самореализация, творческая деятельность личности, направленная на создание прекрасного).

Также можно разделить потребности человека на три основные группы: естественные (биологические), социальные и духовные (культурные) потребности.

Существование нескольких вариантов классификации потребностей обусловлено тем, что все потребности человека тесно связаны между собой и взаимно влияют друг друга. Биологические потребности у человека обретают социальную окраску, социальные потребности стимулируют духовную деятельность и т. д.

ГЛАВА 2. ПОТРЕБНОСТЬ В СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

Внутренний (духовный) мир человека - это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

Структура духовного мира человека:

Познание - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни - формирует интеллект человека, т. е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.

Эмоции - субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд, презрение и т. д.).

Чувства - эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм и др.; эстетические: отвращение, восторг, тоска и др.; интеллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность и др.).

Мировоззрение - система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Оно обусловливает направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.

Идеальные (или духовные, культурные) потребности человека -- это внутренние побуждения человека к реализации своего творческого потенциала, к созданию и освоению культурных ценностей, этических и эстетических представлений и идеалов, к обретению разноплановых знаний о мире.

Основа идеальных потребностей человека -- стремление к познанию окружающего мира и смысла своего существования. Эта категория потребностей стимулирует развитие науки, искусства, философии, религиозных учений.

В иерархии потребностей, составленной А. Маслоу, высшую ступень занимает самореализация человека -- осуществление его творческих способностей, реализация талантов через созидательную духовную деятельность. Результаты самореализации нужны не только самому индивиду, который ее осуществляет, но и обществу. Профессиональное становление -- один из результатов самореализации. Для общества самореализация индивидов означает развитие экономики, политических отношений, искусства, науки, спорта и т. д.

Потребность в смысле жизни - это, по-видимому, наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения - системы взглядов человека на мир в целом и свое место в нем. Смысл своего существования определяется каждой личностью индивидуально, но это не значит, что он зависит от субъективного видения мира. Существуют, во-первых, несколько основных концепций смысла человеческого существования, к которым многие люди приходят на том или ином этапе своей жизни (при этом тем или иным образом модифицируя их, адаптируя к особенностям своей личности). Во-вторых, концепция смыла жизни напрямую зависит от того, как развивались способности человека и как удовлетворялись потребности в познании, образовании и воспитании. Различные общественные структуры, движения и организации с глубокой древности стремились воздействовать на внутренний мир человека, чтобы сформировать у него такое мировоззрение и понимание смысла жизни, которое соответствует идеологии этих движений и организаций. Для подобного воздействия на формирование духовных потребностей используется широкий набор приемов - дозированная информация и дезинформация, эмоциональное воздействие искусства, чувство товарищества и солидарности, пропаганда через средства массовой информации, наконец, простая материальная заинтересованность в получении тех или иных благ. Духовные потребности, которые потребность в смысле жизни как бы обобщает и подытоживает, во многом определяют поведение человека. Поэтому на их формирование всегда пытаются повлиять в своих интересах как общество в целом, так и отдельные существующие в нем структуры, движения, организации и группировки.

Большинство первичных биологических потребностей формируется ещё в эмбриональном состоянии, в раннем детстве формируются основы инстинкта самосохранения, основы материально-духовных (игрушки, мультфильмы) и коммуникативных потребностей. Что касается самореализации, самореализации и экологии человечества, то время формирования этих уровней потребностей сильно варьирует в зависимости от ряда факторов, которые в комплексе мы можем назвать воспитанием.

Наиболее интересная психологическая концепция развития смысла жизни начинает формироваться у человека в детстве и может пройти следующие фазы:

Рисунок 2. Фазы формирования смысла жизни

Предварительная фаза

На предварительной фазе ребенок начинает формулировать вопросы об окружающем мире и о себе самом. В этих вопросах, которые он задает взрослым, постепенно появляются попытки понять причины, значение и цель тех или иных явлений («Что это такое?», «Зачем нужна мама?», «Зачем луна?», «Что было бы, если бы ты меня не родила?», «Почему бывает война, если Бог милостив?»). Здесь закладываются предпосылки постановки вопроса о смысле жизни.

Фаза идентификации

Фаза идентификации наступает у школьников младших классов. «Молодой человек начинает чувствовать желание обосновать смысл себя» и «легче всего он находит его в виде идентификации с кем-то, кто, по его оценке, является "осмысленным"». Действительно, проще всего не выдумывать какой-то смысл самому, а найти у других его правильное понимание. Стремление объединяться в группы и организации, имеющие общие задачи и занятые осмысленной деятельностью, является типичным для подросткового возраста. Это могут быть рокеры, фанаты футбольного клуба, поклонники рок-певца или группы, всевозможные экстремистские организации с различными идеологиями, дворовые компании, учащиеся престижного учебного заведения, члены спортивной команды или команда КВН и т.п. Идентификация с членами своей группы требует активной деятельности, защиты общих ценностей и отрицания системы ценностей других групп. Отсюда - вражда и открытые конфликты между такими сообществами (панки против скинхедов, болельщики одного клуба против болельщиков другого и т.п.). Эти виды идентификации - первый признак появления потребности в смысле жизни, выражающейся в стремлении к осмыслению эмоционального контакта. Важной особенностью идентификации является то, что в определенных условиях она достаточно полно имитирует смысл жизни и может остаться у индивида на всю жизнь как способ самоопределения. В этом случае она блокирует дальнейшие фазы развития смысла жизни, а значит, и путь к развитию личности. Так, взрослый человек может видеть основной смысл своей жизни в том, что он «болеет» за спортивную команду или вместе со старыми друзьями ездит на рыбалку и ходит в баню. Все потребности такой личности будут тяготеть к эталонам и стандартам, принятым в его группе. Для спортивных фанатов и членов других, похожих на них, сообществ особенно важны услуги, связанные с принадлежностью к данному сообществу (специфический внешний вид.времяпровождение, использование «культовых» предметов). Фанатичные сторонники религиозных организаций тоже находятся на том же уровне сознания смысла жизни.

Фазу космической потребности в смысле жизни

На так называемой космической стадии человек пытается сформулировать смысл жизни в виде неких общих для всех абстрактных идей. Личность еще не может уловить и понять свой собственный, индивидуальный смысл, ограничиваясь универсальными мировоззренческими утверждениями о природе мира и человеке вроде «мир является…», «самое важное для людей…», «людьми управляет…». Человек на этой стадии может «зацикливаться» на реализации какой-то идеи, кажущейся ему единственно заслуживающей внимания. Тем не менее, даже такое статичное понимание смысла позволяет ориентироваться в окружающем мире и вырабатывать более самостоятельную стратегию поведения, чем в стадии идентификации с другими.

Фаза зрелой концепции смысла жизни

Наконец, зрелая концепция смысла жизни состоит в том, что человек находит свой собственный, индивидуальный смысл и учится его развивать. Смысл жизни не является застывшим комплексом идей и представлений, одинаковым для ребенка, и для взрослого, и для старика. Изменения личности должны происходить, поскольку существование личности является процессом и ее стабильное состояние невозможно. Даже данный извне смысл жизни определенное время исполняет роль стабилизатора и фактора сопротивляемости, только в этом случае важность жизни зависит в основном от обстоятельств. Когда смысл жизни собственный, поскольку следует из самостоятельной концепции жизни, то к этим достоинствам добавляется шанс осуществления собственной адаптации, а значит, и развития личности. Этого шанса никто никому не может дать. Полнота жизни зависит от самой личности.

К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основе той или иной концепции.

Рисунок 3. Концепции смысла жизни

Смысл жизни - это самостоятельный осознанный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориентируют его не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть.

Другими словами, смысл жизни человека - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой.

ГЛАВА 3. ПОТРЕБНОСТЬ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПО А. МАСЛОУ

духовный смысл жизнь потребность

Потребность в осмысленности своего существования и деятельности - наиболее сложная и комплексная потребность человека. Проблемой смысла жизни люди задались еще до наступления эпохи цивилизаций - они создали мифологическое и религиозное мировоззрение, дававшее человеку этот смысл и ориентиры деятельности. А. Маслоу отмечал, что удовлетворение базовых потребностей само по себе еще не дает такого смысла и жизненных ориентиров. А. Камю назвал вопрос о смысле жизни неотложнейшим из всех стоящих перед человеком вопросов. К. Обуховский обсуждает трагедию человека, жизнь которого после удовлетворения насущных потребностей теряет смысл и бесцельно «колеблется от ситуации к ситуации»: «Некоторые утверждают, что им этого хватает. Они достаточно упростились, чтобы не ставить жизни особых требований. Они воспринимают ее такой, какой она становится, и какими они становятся изо дня в день. На самом деле эти люди только притворяются, что им этого достаточно. Зачастую они обманывают самих себя и имитируют отсутствие интереса к тому, что выходит за рамки повседневных событий. Этих притворщиков выдают повторяющиеся приступы хандры, привыкание к затуманивающим разум химическим веществам или зависимость от того, кому они должны и хотят верить, чтобы ослабить чувство потерянности. Часто у них появляется иррациональная агрессия по отношению к другим людям и к самим себе. Один гусарский офицер так обосновал решение о самоубийстве: "Надоело уже - утром одевайся, вечером раздевайся, потом снова одевайся…"». Никакого смысла, кроме регулярного одевания и раздевания, в его жизни, видимо, не осталось. Такая бессмысленность существования - причина многих человеческих трагедий и самоубийств.

Абрахам Маслоу считает, что после удовлетворения физиологических потребностей, потребностей в безопасности, любви и уважении неизбежно обостряется потребность в самореализации. «Даже если все названные потребности удовлетворены, - пишет он о первых четырех, - часто (если не всегда) мы можем ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойство и неудовлетворенность, если человек не занимается тем, для чего он создан. Музыканты должны создавать музыку, художники должны писать картины, поэты - сочинять стихи, чтобы оставаться в согласии с собой. Человек не должен быть тем, чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе. Эту потребность мы можем назвать самореализацией». Этот термин относится к желанию людей реализовать себя, а именно к склонности проявить в себе то, что в них заложено потенциально. Эта склонность может быть определена как желание в большей степени проявить присущие человеку отличительные черты, чтобы достичь всего, на что он способен. На этом уровне очень высока степень индивидуальных различий. Однако общим свойством потребностей в самореализации является то, что их появление обычно опирается на некую предварительную удовлетворенность физиологических потребностей в безопасности, любви и уважении. Много лет исследуя людей с ярко выраженной потребностью в самореализации, Маслоу составил список свойственных им отличительных черт личности. К таким чертам он отнес:

адекватное восприятие реальности;

принятие мира таким, каков он есть;

спонтанность и естественность поведения;

центрирование на решении тех или иных проблем, а не на своем «Я»;

склонность к уединению;

автономию, т.е. относительную независимость от физического и социального окружения;

свежесть восприятия обыденных явлений действительности;

особые эмоциональные переживания («пиковые переживания»);

чувство единства и родства всех людей;

скромность и уважение к окружающим;

избирательность в общении и особый стиль межличностных отношений;

строгое следование избранным для себя моральным стандартам;

превращение средств достижения той или иной цели в интересную творческую деятельность;

чувство юмора;

креативность, т.е. самостоятельный и творческий стиль деятельности;

сопротивление приобщению к чуждым для себя культурным нормам;

наличие многочисленных мелких недостатков и несовершенств;

формирование собственной самостоятельной системы ценностей;

целостность личности и отсутствие в ней разрушительных противоречий, гармония внутреннего мира и поведения.

Сам термин "самореализация" впервые использовал К.Гольдштейн. Маслоу рассматривал самореализацию не только как конечное состояние, но и как процесс выявления и реализации своих возможностей. Он считал, что "человек всегда хочет быть первоклассным или настолько хорошим, насколько он может быть". Маслоу ориентирует самореализацию на высшие достижения, максимальные в той сфере, к которой человек потенциально предрасположен. Дело в том, что он проводил биографические исследования пожилых людей с высокими успехами в избранной ими области: Эйнштейна, Торо, Джефферсона, Линкольна, Рузвельта, У. Джеймса, Уитмена и др. Изучал особенности личности "прекрасных, здоровых, сильных, творческих, добродетельных, проницательных людей". Это люди с высоким уровнем самореализации. Им присущи такие черты как ориентация в большей степени на настоящее, внутренний локус контроля, высокая значимость ценностей роста и духовных ценностей, спонтанность, терпимость, автономия и независимость от окружения, чувство общности с человечеством в целом, сильная деловая направленность, оптимизм, устойчивые внутренние моральные нормы, демократичность в отношениях, наличие интимной среды, включающей немногих близких людей, креативность, критичность по отношению к своей культуре (нередко оказываются в изоляции в непринимаемой ими культурной среде), высокое самопринятие и принятие других.

Данное открытие означает, что для многих людей единственным определением жизни, наполненной смыслом, которое они могут себе представить, является следующее: «не иметь чего-то важного и стремиться обрести это». Но мы знаем, что самореализующиеся люди, даже если уже удовлетворены все их базовые потребности, находят жизнь наполненной даже более глубоким смыслом, поскольку они могут жить, так сказать, в царстве Бытия.

Жизнь - это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день - значит десять раз продвинуться к самореализации.

Самореализация - это не только конечная станция нашего путешествия, но и само путешествие, и движущая сила его. Это ежеминутная актуализация всех наших чувствуемых и даже лишь предощущаемых возможностей.

Как и А. Маслоу, Ш. Бюлер, К. Роджерс, К. Хорни, Р. Ассаджиоли и др. считали самореализацию своего жизненного предназначения центральным аспектом развития личности. Однако если Маслоу ориентирует в своей концепции самореализацию в первую очередь на максимальные достижения, то они считали такую ориентацию потенциально дисгармонирующей личность и делали упор на достижении гармоничной жизни человека, его развития. Гонка за большими достижениями достаточно часто делает процесс самореализации односторонним, обедняет образ жизни, может приводить к хроническим стрессам, нервным срывам, инфарктам.

ГЛАВА 4. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ М. ВЕБЕРА

Смысл жизни и самореализация - не всегда одно и то же. Сам А.Маслоу считал, что «самореализаторов» сравнительно немного. Как в таком случае определить смысл жизни всех остальных людей и возможно ли дать хотя бы приблизительно классификацию основных подходов к определению смысла жизни?

Одна из возможных классификаций таких подходов может быть основана на теории социального действия выдающегося немецкого социолога Макса Вебера (1864 - 1920).

По мнению Вебера, все действия людей можно оценить с точки зрения их механизмов и мотивации. Его социологическая модель включает четыре типа социального действия:

Традиционный тип социального действия

Традиционное действие наиболее широко распространено в племенах туземцев и у народов, стоящих на доиндустриальной стадии развития. Оно полностью ориентировано на выполнение норм, правил и традиций, которые человек освоил в процессе воспитания. Люди еще не анализируют смысл тех или иных приемов поведения. Этнографы, изучавшие племена туарегов, которые населяют пустыню Сахара, столкнулись именно с таким стилем деятельности. Согласно традициям туарегов, мужчина должен всегда закрывать лицо специальной повязкой (открытыми остаются только глаза). У других народов такого поведения требуют, как известно, только от женщин. Когда у туарегов спрашивали, почему они сохраняют такой странный обычай, последние вообще не понимали смысл вопроса и отвечали: повязку носят потому, что лицо мужчины должно быть закрыто повязкой. Вопрос «почему?», побуждающий найти причины и рациональные объяснения, человеку с таким мировоззрением еще не понятен. Смысл жизни при этом понимается как строгое соблюдение того порядка, который существует, безо всякого понимания его смысла. Просто «так надо», «так положено», «так принято», «так мы должны поступать». Подобный стиль поведения существует и в современном развитом обществе: многие люди видят цель и смысл жизни в том, чтобы делать «то, что положено», вести себя «так, как надо». Здесь смысл жизни полностью задается исторически сложившейся традицией, которую человек не пытается понять, а просто исполняет. Отношение к потребностям и услугам здесь тоже полностью предсказуемо и всецело определяется сложившимися на данный момент традициями. Освоение чего-то нового в любой сфере деятельности при этом крайне затруднено. Этот стиль поведения и соответствующее ему представление о смысле жизни сыграли свою роль, упорядочивая поведение людей в древних обществах. Однако в эпоху становления постиндустриального типа цивилизации подобная жизненная ориентация становится недостаточной, слишком примитивной (хотя и продолжает играть положительную роль). В то же время люди с таким мировоззрением легче других становятся жертвами всевозможных идеологических манипуляций, зомбирования и т.п.

Аффективный тип социального действия

В условиях преобладания аффективного типа действия человек принимает решения на основе своих желаний, настроений и капризов. Смысл жизни понимается им как возможность оторваться от традиций, делать то, что «я хочу», свободно проявлять свои личные вкусы и интересы, а не следовать каким-то навязанным другими людьми стандартами. Это похоже на эпикурейский стиль поведения. Потребности человека, пути их удовлетворения и спрос на услуги становятся менее предсказуемыми, так как личность стремится проявить себя, действовать на основе своих желаний (за которыми, конечно, все равно стоит необходимость удовлетворения насущных потребностей). Подростки, формирующиеся как самостоятельная личность, обычно тяготеют именно к такому пониманию смысла жизни и к соответствующему стилю поведения.

Ценностно-ориентационный тип социального действия

При ценностно-рациональном типе социального действия человек считает наиболее важным для себя следовать какой-либо идее. Эта идея имеет самостоятельную ценность, порой даже большую, чем жизнь человека или большого количества людей. Смысл жизни отдельной личности понимается как необходимость служения этой идее, воплощения ее в жизнь. Такой стиль поведения и соответствующее ему понимание смысла жизни объединяет людей с очень разным по содержанию мировоззрением - религиозных фанатиков, революционеров, ученых, художников, поэтов, музыкантов, которые видят смысл своего существования в бескорыстном служении науке или искусству. Офицер может служить своему народу, мать - своим детям, инженер - воплощению в жизнь своих технических идей и изобретений. Человек с таким пониманием смысла жизни будет оценивать свои и чужие потребности, а также услуги, предлагаемые сервисными организациями, с точки зрения их соответствия его идее или цели. Хорошо и ценно то, что соответствует ей, плохо - то, что мешает ее реализации. Если попытаться со стороны оценить эффективность и разумность такого поведения, потребуется, прежде всего проанализировать ту идею или тот принцип, на которых базируется данное понимание смысла жизни. Ясно, что идеи могут быть самыми разными по содержанию - от возвышенных и гуманистических до человеконенавистнических (расистских, фашистских т.п.).

Целерациональный тип социального действия

При господстве целерационального типа действий человек определяет смысл своей жизни более гибко и индивидуально. Этот смысл зависит от той конкретной жизненной ситуации, в которой он находится и которую стремится рационально осмыслить, понять. Жизненная ситуация меняется, поэтому она требует постоянного анализа, осмысления. На основе этого осмысления личность может выстраивать стратегию своей деятельности, намечать цели и методы их достижения, которые соответствуют нашему мировоззрению и конкретной жизненной ситуации. Для человека, действующего таким путем, невозможно потерять смысл жизни - этот смысл всегда можно переформулировать и переосмыслить с учетом изменившихся условий. Примерно такого понимания смысла своего существования придерживаются и те люди, которых А. Маслоу называет «самореализаторами». Люди, выработавшие подобное мировоззрение, обладают сложной, постоянно изменяющейся системой потребностей и предъявляют спрос на разнообразный набор услуг, отвечающих конкретным потребностям развития личности на данном жизненном этапе и в данной конкретной ситуации.

ГЛАВА 5. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Ценность - это свойство предмета или явления иметь значение для людей в культурном, общественном или личностном отношениях.

У каждой эпохи, у каждого народа или отдельного человека - свои ценности. Так, для некоторых народов золото не являлось ценностью. У людей также менялись представления о красоте, счастье и т.д. Отсюда, казалось бы, напрашивается вывод о том, что ценность - это нечто преходящее, временное, относительное. Однако это не совсем так.

Во-первых, действительно, ценности относительны, они меняются в зависимости от изменения потребностей и интересов людей, от формы господствующих в обществе отношений, уровня цивилизованности и других факторов. Но вместе с тем ценности и устойчивы, ибо существуют определенное (иногда весьма продолжительное) время. Более того, есть ценности, которые сохраняют свое значение на протяжении всего существования человечества (например, жизнь, благо), имеющие, следовательно, абсолютное значение.

Во-вторых, ценность - это единство объективного и субъективного. Ценность объективна в том смысле, что объективны свойства предмета или процесса, которые имеют значение для человека, но при этом от него не зависят. Эти свойства зависят от самого предмета или процесса. Субъективность же ценности заключается в том, что она существует лишь как процесс или результат оценки, т.е. субъективного человеческого действия. Ибо, ценность - это не сам предмет, а значение предмета для человека. Вне человека ценность лишена смысла и в этом плане она субъективна.

Таким образом, ценность совмещает в себе изменчивость и устойчивость, объективность и субъективность, абсолютность и относительность. Она не существует вне оценки, оценочного отношения.

Под оценкой обычно понимают суждение о значении предмета или явления для людей, вступающих с ними в оценочные отношения. Оценочное отношение возникает не к любому предмету или явлению, а лишь к такому, который имеет индивидуальную или социальную значимость. В процессе (и в результате) отношения формируется оценка как суждение о значимости данного феномена для человека и человечества.

Таблица 1. Различия между потребностями и ценностями.

В силу множества предметов и процессов, имеющих значение для человека, а также многообразия человеческих потребностей и ориентаций возникает большое количество различных ценностей, которые по определенным основаниям можно привести в систему. Наибольшее распространение получили классификации ценностей по следующим основаниям:

2) По широте их содержания: индивидуальные, групповые (классовые, этнические, конфессиональные и др.) и общечеловеческие ценности.

3) По сферам общественной жизни: материально-экономические (природные ресурсы, орудия труда), социально-политические (общественные институты, необходимые человеку - семья, этнос, Отечество) и духовные ценности (знания, нормы, идеалы, вера и т.п.).

4) По значимости для человека и человечества: высшие и низшие. Как правило, они совпадают с абсолютными и относительными ценностями, которые обусловлены длительностью их существования.

Высшие (абсолютные) ценности обладают неутилитарным характером, они являются ценностями не потому, что служат для чего-либо иного, а напротив, все иное приобретает значимость лишь в контексте высших ценностей. Эти ценности непреходящи, вечны, значимы во все времена, абсолютны. К высшим ценностям относятся общечеловеческие - мир, человечество; социальные - справедливость, свобода, права человека; ценности общения - дружба, любовь, доверие; культурные - мировоззренческие, этнические; деятельностные - творчество, истина; ценности самосохранения - жизнь, здоровье, дети; личностные качества - честность, патриотизм, верность, доброта и др.

Низшие (относительные) ценности выступают средствами для достижения каких-либо более высоких целей, они больше подвержены влиянию обстоятельств, изменению условий, ситуаций, более подвижны, время их существования ограничено.

5) В зависимости от типа цивилизации - в этом отношении некоторые авторы делят ценности на три группы, каждая из которых включает ценности, преимущественно культивируемые в основных типах современных цивилизаций - восточной, западной и евразийской. Восточная цивилизация ориентируется на коллективизм, традиционализм, адаптацию к среде. Базовыми ценностями являются уравнительность, гуманизм, справедливость, культ общины, почитание родителей и старших, авторитаризм.

Западная цивилизация ориентируется на индивидуализм, на культ личности, на адаптирование среды к интересам индивида. Поэтому ключевыми ценностями западной цивилизации являются свобода, лидерство, индивидуальность, равноправие и др.

В евразийской цивилизации сочетаются ценностные ориентации Востока и Запада. Для русского народа характерны патриотизм, взаимопомощь, открытость, доверчивость, терпимость, духовность, и даже, женственность. Не приемлемо - насилие, подавление свободы, чужеземного владычества, особой ценностью является социальная свобода.

Однако ценности любой цивилизации и эпохи не существуют вне человека как родового существа. В то же время существующие ценности выполняют важные функции в обществе в целом и в отношении конкретного человека - познавательную, нормативную, регулятивную, коммуникативную, целевую, которые в конечном счете интегрируются в функции социализации. Другими словами, ценности социализируют индивида.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное общество, безусловно, не навязывает смысл жизни своим членам и это является индивидуальным выбором каждого человека. В то же время, Современное общество предлагает привлекательную цель, которая способна наполнять жизнь человека смыслом и придавать ему силы.

Смысл жизни современного человека -- самосовершенствование, воспитание достойных детей, которые должны превзойти родителей, развитие этого мира в целом. Цель -- превратить человека из «винтика», объекта приложения внешних сил в творца, строителя мира.

Любой человек, встроенный в современное общество, -- это творец будущего, участник развития нашего мира, в перспективе -- участник создания новой Вселенной (ведь всего лишь за несколько сотен лет мы преобразовали планету Земля -- значит, за миллионы лет преобразуем и Вселенную). И неважно, где и кем мы работаем -- двигаем экономику вперед в частной фирме или учим детей в школе -- наш труд и вклад нужен для развития.

Сознание этого наполняет жизнь смыслом и заставляет делать свое дело хорошо и добросовестно -- на благо себе, другим людям и обществу. Это позволяет осознавать собственную значимость и единую цель, которую ставят перед собой современные люди, ощущать себя причастным к наивысшим достижениям человечества. Да и просто чувствовать себя носителем прогрессивного Будущего -- это уже немаловажно.

Благодаря нам -- современным людям -- мир и развивается. А без развития его ждала бы катастрофа. Люди, которые живут прошлым, а не будущим, чувствуют, что их жизнь теряет смысл; что то прошлое, на которое они молятся, заканчивается. Отсюда всплески отчаяния -- религиозный фанатизм, терроризм и т.п. Век традиционных обществ закончился. Тем не менее, следует помнить, что фанатики хотят разрушить наш смысл жизни, нацеленный на развитие и процветание, и мы должны эффективно противостоять этому.

Смысл жизни современного человека дает ему и вполне практическую отдачу. Совершенствуя себя, повышая свою квалификацию, энергично осваивая новое и занимая активную жизненную позицию, мы становимся ценными, высокооплачиваемыми специалистами (либо процветающими предпринимателями). В результате наша жизнь становится комфортной и богатой, мы можем больше потреблять и удовлетворять свои запросы. Кроме того, исходя из нашего смысла жизни, мы стремимся сделать своих детей умными, дать им образование -- и в результате наши дети становятся достойными людьми, что также приносит нам удовлетворение.

Смысл и цель человеческой жизни заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, т. е. изменяет и развивает самого себя. Исследуя процессы развития личности, мы рассматриваем ряд уровней анализа смысла жизни («назначения») человека: развитие как смысл жизни, всестороннее развитие как смысл жизни нового типа личности, самореализация человека как деятельное выполнение, осуществление им своего назначения. Смысл жизни выступает наиболее гибкой характеристикой и материальных и духовных потребностей. В конечном счете, сама система потребностей определяется смыслом жизни: если таковым является умножение личного богатства, то, естественно, это ведет к гипертрофированному развитию материальных потребностей. И наоборот, ставшее целью жизни духовное развитие господствует в структуре личности в виде соответствующих духовных потребностей. Смысл жизни определяется, прежде всего, конкретными историческими условиями, интересами и потребностями В конечном счете, смысл жизни определяется объективно существующей системой общественных отношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Кузнецов А.С. Человек: потребности и ценности. Свердловск, 1992.

Смысл жизни (http://smysl.hpsy.ru)

Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003.

Герштейн М.Л. Смысл жизни (Письмо детям). (http://hpsy.ru/ public/x3142.htm)

Франкл Виктор. Человек в поисках смысла. М.:Прогресс, 2000.

Орлов С.В., Дмитриенко Н.А. Человек и его потребности: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007.

Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986.

Подобные документы

    Духовный мир отдельной личности как индивидуальная форма проявления и функционирования духовной жизни общества. Сущность духовного мира человека. Процесс становления духовного мира личности. Духовность как нравственная ориентация воли и разума человека.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Обзор философского, этического, религиозного и социологического аспектов проблемы смысла жизни человека. Изучение уровней высших ценностей. Анализ особенностей самореализации личности. Экзистенциальные моменты, которыми можно описать бессмысленность.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2012

    Осознание человеком конечности своего земного существования, выработка собственного отношения к жизни и смерти. Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. Вопросы утверждения нравственного, духовного бессмертия человека, право на смерть.

    реферат , добавлен 19.04.2010

    Смысл жизни - содержательно-ценностная ориентация человека в его самоопределении, самоутверждении и самореализации; стратегическая жизненная перспектива в его понимании подлинного существования и бытия; смыслообразующие доминанты: труд, любовь, счастье.

    доклад , добавлен 29.05.2012

    Понятие смысла жизни (поиска в жизни смысла), его место в различных мировоззренческих системах. Представления массового сознания о смысле жизни. Развитие парадигм о смысле жизни вне жизни человека в эпоху Средневековья и в самореализации - в XX веке.

    реферат , добавлен 18.06.2013

    Понимание смысла жизни в эпоху Античности, в Новое и Новейшее время. Средневековое понимание этого вопроса. Смысл человеческой жизни в марксистской философии. Религиозное и атеистическое его истолкование в философии. Проблема самореализации человека.

    реферат , добавлен 09.02.2013

    Полемика о природе человека, путях эволюции общества. Идея исторического развития потребностей. Точка зрения Гегеля на человеческие потребности. Положение человека в мире, его "всеобщность", "универсальность". Мнение Карла Маркса о потребностях человека.

    реферат , добавлен 26.02.2009

    Характеристика смысла жизни и предназначения человека с точки зрения философской антропологии. Взаимосвязь личности и общества. Проблема мужского и женского начала в понимании антропологии. Человек и биосфера. Различные философские течения о смысле жизни.

    реферат , добавлен 21.11.2010

    Прародина человека согласно современным научным представлениям. Смысл жизни человека согласно эвдемонизму. Трактование смысла жизни человека в отечественной религиозной философии. Концепция социализации личности. Мораль в регулировании поведения человека.

    тест , добавлен 15.02.2009

    Вопрос о смысле жизни как предназначении человека. Совесть как орган смысла субъекта, секуляризованная религиозная идея и самореализация человеческой сущности, марксистский подход и счастье в жизни человека. Неповторимость индивидуального опыта.

В современном мире нет большей силы, чем деньги. Деньги развязывают войны и обеспечивают благосостояние целых стран и регионов. Из-за денег или с использованием денег совершается подавляющая часть преступлений. И в то же время благодаря деньгам люди создают величайшие изобретения, совершают подвиги, открывают новые земли и покоряют новые миры.

Деньги организуют современное общество и государство. Деньгам подчинена жизнь современных людей, государств и всего мирового сообщества.

Деньги - выдающееся достижение человечества. Они создали современную цивилизацию. Без денег человек до сих пор одевался бы в звериные шкуры, а в качестве рабочей силы использовал бы животных или себе подобных, превращенных в рабов.

Разве мог бы человек выйти в космос, создать искусственный разум и иные чудеса современной цивилизации, если бы не было денег.

Два величайших изобретения человека создали современную цивилизацию. Первое - это письменность, которая выделила человека из мира животных и создала возможность накопления опыта и знаний и передачи их потомкам и другим людям без прямого человеческого контакта. Второе - это деньги. Деньги создали возможность управления деятельностью человека и общества в плане обеспечения их пользы без прямого воздействия людей друг на друга.

Роль денег в истории постоянно возрастала, и сейчас наша цивилизация достигла такого состояния, когда их значение стало тотально определяющим. Еще сто, даже пятьдесят лет назад существовали большие человеческие сообщества, которые не знали денег или использовали их в своей повседневной жизни чрезвычайно ограниченно. Конец XX века - эпоха полной и тотальной «деньгизации» всего человеческого сообщества. В современном мире без денег человек не может обойтись так же, как без воды, воздуха и пищи. В сегодняшнем обществе человек, не обладающий деньгами, обречен в буквальном смысле на смерть, причем в кратчайшие сроки. Он может ходить по городу, магазины в котором ломятся от продовольствия, и умирать от голода, если у него нет денег.

Или другой пример. Представим крупный завод, оснащенный современным оборудованием, на котором квалифицированные рабочие и другие специалисты, сырье, а продукцию этого предприятия ожидают потребители. И тем не менее предприятие стоит и не работает. И причина всего лишь в том, что в некоем таинственном банковском компьютере нет каких-то цифр - на счете предприятия нет денег.

Даже пустыня, «политая» деньгами, расцветет и превратится в эдемский сад. И самое прекрасное для жизни место, лишенное денег, станет юдолью скорби и страданий.

Во что превращается жизнь людей в современном мире без денег, хорошо видно на примере Кампучии во времена Пол Пота. Три миллиона погибших - такова цена эксперимента по ликвидации денег.

Обществом можно управлять либо силой, либо с помощью денег.

О том, как разрушается механизм общественной и экономической жизни при расстройстве денежной системы, мы хорошо знаем из собственного опыта. Следствием этого стал общий кризис страны, охвативший государственную, экономическую, социальную, правовую и иные сферы жизни.

Деньги для нас -- способ выразить свои стремления, выполнить обязательства, добиться отмщения и воздаяния. Тайная власть денег связывает всех нас -- братьев и сестер, молодых и старых -- узами любви и зависти, жалости и злобы.

Деньги не оставляют равнодушным никого. Одни убеждены, что будь у них больше денег, жизнь их стала бы намного лучше, и они смогли бы обрести счастье. Другие, у кого денег много, по-видимому, постоянно озабочены тем, как добыть их еще больше, как потратить и не потерять. Деньги не оставляют равнодушным никого, и вряд ли можно найти человека, который был бы удовлетворен тем, сколько денег он имеет и как их использует.

У бедных совсем иные заботы, чем у богатых, но семейные конфликты, порождаемые деньгами, в разных социально-экономических слоях часто очень похожи. Для большинства из нас деньги так прочно вплетены в жизнь, что связанные с ними проблемы влияют и на наше здоровье, и на наши интимные взаимоотношения, и на отношения с нашими детьми и родителями. Это проблема, которая всегда с нами.

Деньги -- это не просто наличность, позволяющая нам приобретать разные вещи. Имея деньги, можно купить образование, здоровье, безопасность. Можно купить время, чтобы наслаждаться красотой, искусством, обществом друзей, приключениями. Имея деньги, мы помогаем тем, кого любим, и предоставляем своим детям более обширные возможности. Имея деньги, можно покупать товары и услуги или приберегать такую возможность на будущее или для своих потомков. Деньги -- это инструмент правосудия, с помощью которого мы возмещаем ущерб, нанесенный другим. Справедливое распределение денег в семье и в обществе обеспечивает всем равные возможности. Деньги могут служить символом всего самого хорошего, что только есть в жизни: материальных благ, образования, здоровья, красоты, развлечений, любви и справедливости.

Хотя мы и знаем, как много хорошего в жизни связано с деньгами, каждому из нас прекрасно знакомы проблемы, которые они порождают. Денежные заботы могут причинить много горя. Богатство нередко как будто несет на себе печать проклятья и приносит больше несчастий, чем радостей. Многие из нас предаются самому горькому отчаянию из-за того, что зарабатывают слишком мало, или боятся, что из-за отсутствия денег нам или нашим детям будет плохо. Деньги -- не только символ всего хорошего в жизни, но и корень всех наших проблем.

Каждый понимает, что деньги часто оказываются причиной счастья или горя, однако почти во всех слоях общества существует всеобщее табу на любые разговоры о нашем личном отношении к деньгам. Считается дурным тоном говорить о том, что сколько стоит, кто сколько зарабатывает и у кого сколько денег. Поэтому деньги очень редко становятся темой открытого обсуждения между родителями и детьми, мужем и женой, братьями и сестрами, друзьями и даже между терапевтом и его пациентом.

Деньги -- это разновидность энергии, движущая сила нашей цивилизации. Подобная ситуация возникла в ходе развития человечества лишь недавно; так было не всегда. В прошлом источником энергии, питавшей взаимодействия между людьми, являлись земля или скот, или рабы, или природные ресурсы (вода, соль, железо), или оружие. И хотя люди всегда использовали в качестве главного источника энергии что-то одно -- одну вещь или один природный ресурс -- ничто из этих вещей или ресурсов не смогло превратиться в тот колоссальный механизм, каким в наше время являются деньги -- единственное, что пронизывает все стороны человеческой жизни и составляет основной элемент современной культуры. Сегодня деньги -- это энергия, которая движет миром.

Деньги -- это нечто грязное. Первым, кто осознал, что деньги таят в себе скрытый смысл, был Фрейд. Однако он увидел лишь отрицательную их сторону. Для него деньги символизировали экскременты и ассоциировались с чем-то отвратительным и презренным. Может быть, именно поэтому о деньгах в большинстве слоев общества говорить не принято.

Фрейд восстал против лицемерия господствующей религии викторианской эры с ее осуждением того, что считалось "низменной" частью человеческой природы: тела, сексуальности и материальных вожделений. Он разрушил табу, которое запрещало рассматривать секс как важную часть человеческой жизни. Однако Фрейд не сделал того же с деньгами -- возможно, потому что считал, будто стремление к деньгам не есть первоначальное, инфантильное побуждение, а может быть, потому что во времена Фрейда деньги еще не стали тем универсальным источником энергии, каким они являются сегодня, -- единственным символом, олицетворяющим любые желания.

Табу, не позволяющее деньгам занять свое место в нашем понимании человеческой природы, все еще остается в силе. Даже терапевты, которые без всяких колебаний затрагивают всевозможные проблемы, имеющие отношение к сексу и власти, редко касаются всего, что связано с деньгами. Они не высказали почти никаких мудрых соображений на тот счет, как следует относиться к важной роли денег в развитии личности. Большинству людей и в голову не приходит посоветоваться с терапевтом, когда их одолевают финансовые конфликты. Однако из-за разногласий по поводу денег разваливается, возможно, больше браков, чем по любой другой причине. Обида, возникающая на денежной почве, вероятно, самая важная из всех проблем, создающих отчуждение между родителем и ребенком, братом и сестрой.

Для сегодняшнего мира деньги означают то же самое, что в средние века означало спасение души. Самые важные войны XX века велись не из-за религии, а из-за денег. Остается вопрос: есть ли в нашем современном представлении о людях место для духовности. И если есть, то каким образом духовность соотносится с деньгами.

В прошлом соотношение между нашими духовными обязательствами и материальными желаниями регулировала организованная религия. По мере того, как духовность переставала быть важным элементом нашего "я", наше самоощущение все в большей степени стало определяться материальными вожделениями, алчностью и пагубными пристрастия. Равновесие оказалось нарушенным, и материальные побуждения вышли из-под контроля.

Сегодня деньги -- главное отражение материального мира, того "низменного" мира, корни которого уходят в физические потребности нашего тела, в вожделения и страхи. Духовность же -- это отражение наших лучших свойств, способности жалеть других, "высшего" мира поисков смысла жизни, стремления к единству и общности.

Деньги тоже могут быть одним из элементов, делающих возможными проявления духовности. Они позволяют нам сострадать, воздавать должное, "любить ближнего своего". Однако погоня за деньгами ради эгоистических целей противоречит духовным ценностям. Где проходит грань между любовью к себе и любовью к другим. Ответ на этот вопрос означает разрешение дилеммы нашей двойственной природы.

В сегодняшнем обществе в качестве разменной монеты, служащей удовлетворению всех вожделений, выступают деньги -- энергия, движущая миром. В жажде денег находят свое отражение желание иметь Porsche (именно Porsche, а не просто автомобиль, на котором можно ездить); потребность обладать загородным домом (именно загородным домом, а не просто крышей над головой); потребность лакомиться пирожными и сластями (а не просто утоление голода). Жажда денег -- искусственная потребность, которая олицетворяет все остальные искусственные потребности -- быть стройной и красивой, а не просто здоровой и сильной; быть влиятельным и вызывать восхищение, а не просто иметь хорошую работу; потребность глубокомысленно общаться, а не просто приятно проводить время.

Все это -- искусственные потребности, и символическая жажда денег олицетворяет непреодолимое желание их удовлетворения. Для приобретения всех этих вещей мы предлагаем взамен свои тела, свое время, свою любовь и свое душевное спокойствие.

В жизни многих людей деньги оказываются главной разменной монетой любви. Когда мы кого-то любим, то стараемся что-то от него получить и в то же время что-то ему дать. Эта двойственность цели и придает проблемам любви такую сложность. Деньги влияют и на наш характер, делая нас либо эгоистами, либо альтруистами. Но если можно любить и в то же время быть любимым, то, когда речь идет о деньгах, нам часто приходится выбирать между эгоизмом и альтруизмом.

Для каждого из нас деньги составляют особый внутренний мир, скрытую жизнь, которая может никак не проявляться внешне. Внутри каждого из нас, возможно, сидит тайный скупец или филантроп. Мы терзаемся от мучительного чувства вины или от неутоленных желаний. Счастье и горе -- часть тайного смысла денег. Каждый относится к деньгам по-своему, и для многих из нас это отношение определяет характер всех остальных наших взаимоотношений. Мы видели, что тайный смысл денег может преломляться в различных измерениях и имеет широкий диапазон проявлений, вплоть до самых крайних. Например, деньгами можно воспользоваться, чтобы выразить свою враждебность или любовь, чтобы помогать людям или эксплуатировать их. От того, что именно мы хотим выразить посредством денег, и зависит характер наших взаимоотношений с окружающими.

О чем сейчас говорится на всех заседаниях парламента и правительства, на совещаниях у президента, в десятках тысяч газетных статей, в многочисленных передачах по телевидению… об отсутствии денег.

Но если задуматься, то это не может не вызвать удивление. Десять лет назад бюджет страны характеризовался суммами в десятки миллиардов рублей, и при этом постоянно шли разговоры об отсутствии денег. Сейчас счет в бюджете идет на сотни триллионов. И вновь мы слышим о катастрофической нехватке денег. А если бюджет будет составлять миллионы триллионов. Интересно, тогда скажут, что денег достаточно. Еще недавно мы получали зарплаты в сто-двести рублей и были довольны. Сейчас даже пенсионер получает тысячи рублей и жалуется на нехватку денег. А если он будет получать сто миллионов, уверены ли мы, что он станет богаче.

Таким образом, дело отнюдь не в количестве денег, а в чем-то совсем ином. Дело, прежде всего, в системе функционирования денег. А количество денег само по себе - вопрос второстепенный.

Вот почему важно знать и понимать, как деньги функционируют в современном обществе.

К сожалению, эти знания зачастую скрываются от общества. Люди, управляющие обществом посредством денег, отнюдь не горят желанием делиться с общественностью своими знаниями в этой области. Наоборот, в этой сфере специально создаются мифы и готовится дезинформация, общественное внимание отвлекается на всякие второстепенные вопросы от по-настоящему важных моментов.

деньги кредитный безналичный чек