» »

Медитация Випассана. Описание техник

10.10.2019

Благодаря одному хорошему человеку пару лет назад я услышал про курс медитации Випассана (Vipassana). С тех пор медленно но уверенно приближался тот день, когда я таки подал заявку на участие в этом курсе. Процедура надо сказать не такая уж и доступная, спрос на курс с каждым годом растет и места разбирают в считаные часы, если не минуты. Но ничего, проснулся в 6:30, начало регистрации в 7:00. В 7:01 честно заполнена анкета и дело в шляпе, подтверждение получено. Спустя пару месяцев настал день “Ч” и я отправился на Випассану.

Что такое Випассана и как это работает?

Чтобы не пересказывать уже существующее официальное описание, приведу его 1:1 с официального сайта Випассаны:

Випассана, что означает «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле», - одна из древнейших техник медитации, зародившихся в Индии. Она была заново открыта Готамой Буддой более 2500 лет назад и преподавалась им как универсальное средство от всех несчастий - как Искусство жить. Эта несектантская техника имеет целью полное искоренение загрязнений ума и, как результат, высшее счастье - полное освобождение.

Випассана - это способ трансформации личности через самонаблюдение. Она фокусируется на глубокой взаимосвязи ума и тела, переживаемой на личном опыте путем сосредоточения внимания на физических ощущениях, из которых состоит жизнь тела, постоянно взаимодействующих с умом и обуславливающих его состояние. Именно это основанное на наблюдении самоисследование, путешествие к общим истокам ума и тела, устраняет ментальные загрязнения. Результат - уравновешенный ум, полный любви и сострадания.

Человеку становятся понятными научные законы, управляющие его мыслями, чувствами, суждениями и ощущениями. Благодаря непосредственному опыту приходит понимание природы развития и деградации человека, механизмов умножения страданий и освобождения от них. Человек становится более осознанным, избавляется от заблуждений, обретает покой и умение владеть собой.

Сразу отмечу, что меня, человека в определенной степени притязательного, приятно порадовала последовательность и логичность подачи курса. Каждый теоретический этап сразу же подкрепляется практикой и примерами. Что называется пофилософствовали о вечном - а теперь давайте поработаем. Грамотно.

Никаких богов, никакой религии, статуэток, поклонений или молитв. Интерьеры очень аскетичные, аккуратные, никаких излишеств.

В течении 10 дней вы полностью отключаетесь от внешнего мира. Все мобильные телефоны и другие отвлекающие гаджеты придется сдать. Десять дней нельзя ни с кем разговаривать, ничего писать или рисовать, никакой коммуникации. Исключение - вопросы менеджеру или ассистенту учителя. Необходимо строгое и волевое соблюдение всех правил. Первые дня два такие изменения переносятся довольно причудливо. Но потом привыкаешь, а на десятый день не очень-то и хочется возвращаться во всю эту городскую суету. Но именно для этого 10-й день и сделан адаптационным, когда за территорию центра выходить еще нельзя, но общаться уже можно.

Суть же самой практики основана на остро сфокусированном наблюдении за своим телом и ощущениями, которые то появляются то исчезают, тем самым иллюстрируя один из базовых законов природы - все меняется, ничто не вечно, все приходит и уходит. И хорошее и плохое. Всегда.
Осознав этот феномен мы перестаем испытывать одержимость к любому объекту, событию, процессам и даже привычкам. Одержимость любую, и со знаком плюс и со знаком минус. Любая одержимость в конечном итоге приводит к страданиям. Но любовь, сострадание, симпатию и страсть при этом никто не отменял, и это очень важный момент.
Если мы что-то или кого-то теряем, перестаем чем-то обладать, что-то не получается - это грустно, это вызывает негативные эмоции. Мы расстраиваемся, плачем, портиться настроение - это нормально и естественно, надо просто это принять, что так бывает, но мы не должны позволять этим событиям одолевать нами длительное время и оседать на глубинном уровне подсознания. Ровно тоже самое и с позитивными ситуациями. Свалилось на голову наследство в миллион? Это приятно, но эмоции надо обуздать, они не должны вскружить голову и породить глубокое переживание и привязанность к этому успеху (Санкхара). Успех и радость, как и горе - не вечны. Вспоминаем “зебру”: то черное, то белое - ну и что? Улыбаемся и машем:) Так вот через практику медитации Випассана мы на реальном опыте работы со своим телом перестраиваем наш ум так, что он не просто на поверхностном и теоретическом уровне начинает понимать что “и это пройдет”, а на глубинном уровне начинает автоматически сглаживать все пиковые эмоции и становиться более нейтральным и уравновешенным. И это круто.

Возвращаясь к наблюдению за ощущениями на своем теле. В повседневной жизни мы этого просто не замечаем и не можем замечать. От силы почувствуем что-то, если посадим синяк, если укусит комар и зачешется, появится зубная боль или начнет выпрыгивать из клетки сердце - это максимум на что мы способны. Наш ум очень грубый и поверхностный. На протяжении этого курса шаг за шагом я стал замечать все больше и больше тонких ощущений на теле. Это невероятно! Каждая часть тела, каждый участок кожи - везде и почти всегда что-то происходит. Тело постоянно живет, дышит и меняется. Конечно это не новость. Но пережить этот опыт не на словах а на деле - это совсем разные вещи с разным “выхлопом”. И даже тут я замечал как появляются привязанности к тем или иным хорошим ощущениям, в принципе, к их присутствию или их отсутствию. Фокус в том, что отсутствие ощущений в тот или иной момент на том или ином участке - это тоже нормально, не надо сидеть и пыхтеть в надежде что-то из себя выдавить. Подождал пару минут, понаблюдал, если сейчас ничего нет - значит нет. И с этим тоже надо работать.

Зачем люди проходят курс Випассана?

По сути это гигиена и очистка ума на нескольких уровнях. Как почистить зубы или постирать грязную одежду. Раз в какое-то время просто необходимо делать генеральную уборку в этом чулане, но поддерживать чистоту конечно надо постоянно, в идеале каждый день уделяя этому хотя бы какое-то время. Благо ни тренажерных залов ни дорогих абонементов для этого не надо. Медитировать можно фактически где угодно, сидя, лежа, стоя, даже на ходу.
Наведя порядок на всех уровнях нашего ума, работа мозга становится более эффективной, существенно повышаются шансы избавиться и от многих заболеваний, имеющих психосоматическую природу и не только. И тому тоже уже есть множество научных подтверждений.

Какие были замечены минусы в течении курса Випассана?

Ну, прям так больших минусов или разоблачений я как не старался но пока найти не сумел. Возможно со временем что-то всплывет. Но есть определенные вещи, которые мне показались странноватыми, во всяком случае здесь, в западном мире с западными традициями они выглядят чуть непривычно.

Одна из странностей - это так называемый “chanting”. Небольшие аудио записи с своеобразным пением на языке пали учителем Гоенкой. Не смотря на то, что смысл этих текстов весьма трезвый, добродушный и логичый, в любом случае эта традиция мне осталась не до конца ясна. Тем более что язык пали в западной цивилизации никто не понимает. Возможно это помогает сконцентрироваться? Благотворные вибрации? - Не знаю. Меня это скорее отвлекало. Но спишем это на древность учения и его зарождение в Индии, с соответствующими традициями.

В медитационном холле, согласно висящей инструкции, нельзя вытягивать ноги в сторону учителя. Не вяжется вообще никак и ни с чем, о чем они говорят и чему учат. В общем я это правило нарушал постоянно, не со зла конечно и не в пику, сохраняя уважение и почтение и учителю и его ассистенту. Просто нужно было размять колени и ноги, не тревожа своих соседей, никакого криминала.

Ассистент учителя сидит на небольшом возвышении. Во время интервью или вопросов, в непосредственной близости, чувствуешь себя не очень уютно. С другой стороны конечно такое положение оправданно в большом холле при работе с большим количеством людей, чтобы всем было видно “ведущего” и ему было видно всех.

Каких знаний мне не хватило на первом 10-ти дневном курсе Випассаны?

* * *
Необходимо заранее немного проработать растяжку ног, для более качественных ощущений в процессе медитации. Это необходимо молодым людям в более менее нормальной физической форме, они в основном сидят на полу на специальных подушках. Тем кто постарше или у кого проблемы со спиной или ногами, корячиться и мучаться совершенно нет смысла. Надо просто попросить стул или поддержку для спины, всем этим обычно центры оснащены. В общем просто попробуйте посидеть хотя бы 30 минут с ровной спиной не двигаясь на стуле или на полу, со скрещенными ногами, на коленях или на корточках - как угодно. Вы все сразу поймете сами, где и что следует подтянуть.

Идея техники совсем не в том, чтобы сесть в позу лотоса и левитировать. Сидеть вы можете как вам удобно. В любом случае, сидя сконцентрировано и на одном и том же месте вы рано или поздно почувствуете дискомфорт в том или ином месте, в той или иной мышце - это часть техники, этот дискомфорт или болевые ощущения необходимы и они вполне преодолимы, ничего страшного. Но порой попотеть придется.

UPD. обсудив этот вопрос с опытным бойцом, все же поправлюсь. Готовиться как-то особенно смысла все же нет. Надо переживать те ощущения, те индивидуальные чувства, которые у вас возникают. Растянуты вы или нет - не имеет никакого значения. Это все часть опыта, ценного опыта. Как только вы начнете пытаться создать “идеальные” условия - вы начнете препятствовать естественному ходу событий, “свободному потоку”.

* * *
На курсе часто используется термин Санкхара. Но что это такое (в деталях) понять было не просто. Формулировки были на мой вкус не достаточно точными и однозначными. В конце курса в результате дискуссии с коллегами по цеху мы вывели суть этого термина.
Санхкара - ментальный след, формирование, после пиковых переживаний и реакций, хороших или плохих. Он может остаться и осесть в нашем подсознании на долгие годы, что служит причиной появления самых разных комплексов, одержимостей, болезней, внутренней напряженности, и страданий.
Иллюстрирующий пример из курса: вы проводите рукой по воде - остается след но он пропадает быстро; по песку - след остается чуть дольше, но скоро его разметет ветер; если выцарапать линию ножом по дереву или камню - след останется на долгие долгие годы.
Практикуя медитацию, мы на глубинном уровне перестаиваем наш ум так, чтобы он реагировал на пиковые и эмоциональные нагрузки сдержанно и не так эмоционально и глубоко. Наблюдая (но не привязываясь) свои эмоции и ощущения на теле, мы не даем им слишком много воли и силы над нами же. Таким образом новые рубцы (Санкхары) не появляются, а старые рубцы постепенно выветриваются снимая глубинное внутреннее напряжение, обиды и переживания.

* * *
Упоминание слова “страсть” в русских аудио лекциях, которые они перевели с английского “passion” следует, с моей точки зрения, интерпретировать как “одержимость”. Философия учения не подразумевает, что все должны обриться в монахи и ограничить себя во всем. Основная мысль философии в Золотом правиле нравственности и совершении любых действий с добрым побуждением, даже если кому-то в итоге придется начистить до блеска петачок. Этот момент важен, чтобы не превратиться после техники в растение или божий одуванчик.

* * *
Если случится, что ночью вы не можете окунуться в глубокий сон - не страшно. Две ночи подряд я глубоко спал может часок-другой, находясь в основном в состоянии бодрствования, и в момент подъема ум привычно начинает ворчать “Ты же не выспался, тебе будет целый день плохо!” - но в этот раз он ошибся. Чувствовал я себя прекрасно по той причине, что сон по сути нам нужен как раз для того, чтобы дать отдохнуть телу и очистить ум. Если же тело и так особо не напрягается а ум очищен через медитацию - сон становится нужен постольку-поскольку. Пугаться этого не стоит, это нормально, хоть и необычно.

* * *
Что бы вам не говорили, что бы вы не слушали и не услышали - анализируйте сами. Задавайте себе и ассистенту учителя вопросы.

Диета и распорядок дня на Випассане

Записываясь на курс надо понимать, что наше тело и ум очень плотно переплетены и взаимосвязаны. Поэтому для более тонкой работы с умом нужно и более тонкое и здоровое тело. В течении 10 дней любителям алкоголя, сигарет, картошечки фри, чипсиков, колы, мяса и прочих “благ” цивилизации придется сделать как минимум паузу. Диета строго вегетарианская. Это овощи, тушеные, запеченные, вареные, жареные, свежие салаты, семечки, мед, овсянка, мюсли, вкусный хлеб, травяные чаи, вода, какао, пара видов молока, фрукты и так далее. Частенько балуют неплохими десертами на вегетарианкой основе. Иногда конечно еда бывает совсем непривычной и даже безвкусной. Но это еда, она нужна для того, чтобы наше тело функционировало, в первую очередь.

4:00 - Утренний колокол, подъем
4:30-6:30 - Медитация в зале или в своей комнате
6:30-8:00 - Перерыв на завтрак и отдых
8:00-9:00 - Общая медитация в зале
9:00-11:00 - Медитация в зале или в комнате (по усмотрению учителя)
11:00-12:00 - Перерыв на обед, отдых
12:00-13:00 - Отдых и личные встречи с учителем
13:00-14:30 - Медитация в зале или в своей комнате
14:30-15:30 - Общая медитация в зале
15:30-17:00 - Медитация в зале или в комнате (по усмотрению учителя)
17:00-18:00 - Перерыв на чай с фруктами
18:00-19:00 - Общая медитация в зале
19:00-20:15 - Лекция в зале или в наушниках на родном языке
20:15-21:00 - Общая медитация в зале
21:00-21:30 - Время для вопросов в зале
21:30 - Отход ко сну в своей комнате. Выключается свет

Как записаться на курс и сколько это стоит?

Запись происходит на официальном сайте Dhamma.org . Для этого вам надо выбрать ближайший центр и найти ближайший курс. Обычно запись надо производить за пару месяцев до проведения курса. В обязательном порядке все новички должны пройти 10-ти дневный курс. После этого разрешается посещать и короткие 3-5 дневные курсы или приезжать в центры помогать в качестве волонтера.

Курс проводится абсолютно бесплатно. Вся организация имеет огромное количество центров по всему миру и существует исключительно на пожертвованиях, при чем пожертвования вы можете оставить только по завершению курса, если сочтете уместным и нужным. В течении десяти дней проживание, питание и все остальное не будет стоить вам ни копейки, верней, чтобы быть более точным, ваше пребывание там оплатили через пожертвования другие студенты, прошедшие курс до вас.

Ни один человек на курсе не получает зарплату или финансовый доход с этого мероприятия. Во всяком случае такова их официальная позиция. Все задействованные в хозяйственных процессах люди - волонтеры.

Позже, осознав масштабность организации на общественных началах, я был просто поражен как это все потрясающе устроено и работает. Пожалуй, до сих пор я пока не видел ничего подобного. Формирование 21-го века, существующее и развивающееся фактически вне государства и вне капиталистических законов, несущее полезные и практические знания на благо всего человечества, вне религий, полов, рас, возраста, политических взглядов или гражданства. Потрясающе!

И как она жизнь после Випассаны?

Сам себе задаю этот вопрос и сам попытаюсь на него ответить. Конечно эффект определенный чувствуется. Пропало внутреннее напряжение, которое я испытывал ввиду весьма насыщенной жизни и плотного рабочего графика.
Как минимум я вернулся в свою идеальную форму по весу, скинув 4 кг за 10 дней. Начал видеть и запоминать интересные сны. Пережил давно забытый опыт сна во сне. На курсе я впервые почувствовал существенные изменения к лучшему с вяло тлеющим в фоновом режиме недугом, который меня сопровождал в течении лет уже 20-ти (желудок). Думаю заслуга режима, диеты и спокойствия. Сейчас же стараюсь два раза в день практиковать медитацию, утром и вечером минимум по пол часа, это совершенно не сложно и поскольку техника медитации сейчас ясна. Со знанием дела даже приятно этим заниматься.

На долго ли? Посмотрим. Надеюсь что да.

p.s. очень рекомендую детально изложенную публикацию доктора медицинских наук Пола Р. Флейшмана “Практический и духовный путь: Введение в медитацию випассана” . В ней Пол описывает свое видение Випассаны, с высоты 40-летнего опыта практики.

Пара затравочек:

* * *
“Хочу дополнить свое вступление учителя медитации словами о том, что медитацию нельзя свести к «технике, преподаваемой техником». Я собираюсь сделать упор на то, что медитация - это живой варьируемый личный опыт

* * *
“Намерение медитирующего - наблюдать ощущения в теле, но подлинная сущность медитации проявляется во взаимосвязи ума и тела.”

Випассана - это медитационная техника, которая сделала просветленными больше людей, чем какая-либо другая, ибо випассана - это сама сущность. Во всех других техниках имеется такая же сущность, но в иных формах; в них входит и кое-что несущественное. Но випассана - это чистая сущность. Вы ничего не можете из нее выбросить и ничего к ней добавить.

Випассана настолько проста, что выполнить ее может даже ребенок. Более того, ребенку она удастся лучше, чем вам, потому что он еще чист и невинен и не заполнен отбросами ума.

Випассану можно выполнять тремя способами - вы можете выбрать себе тот, который подходит вам лучше.


Первый способ:
осознавание своих действий, своего тела, ума, сердца. Гуляя, вы должны гулять с осознаванием. Двигая рукой, двигать ею с осознаванием, твердо зная, что вы двигаете рукой. Ведь вы можете делать это совершенно бессознательно, как механическое устройство... вы на утренней прогулке - вы можете гулять, не осознавая своих ног.

Будьте бдительны к движениям своего тела. Когда вы едите, будьте бдительны к движениям, необходимым для еды. Принимая душ, будьте бдительны к прохладе, к падающей на вас воде, к проистекающей из этого огромной радости - просто будьте бдительны. Это не должно происходить в бессознательном состоянии.

То же самое относительно ума. Какая бы мысль ни пробегала по экрану вашего ума, оставайтесь наблюдателем. Какая бы эмоция ни пробегала по экрану вашего сердца, оставайтесь свидетелем - не вовлекайтесь, не отождествляйтесь, не оценивайте, что хорошо, а что плохо; это не должно быть частью вашей медитации.

Второй способ: дыхание, осознавание дыхания. Когда вы вдыхаете, ваш живот поднимается, а когда выдыхаете - опускается. Поэтому второй способ выполнения випассаны - это осознавать живот: его подъем и опускание. Просто осознавайте поднимающийся и опускающийся живот, а живот находится очень близко к жизненным источникам, потому что ребенок соединен с жизнью матери через пупок. За пупком находится источник его жизни. Поэтому когда живот поднимается и опускается, то с каждым вдохом и выдохом поднимается и опускается жизненная энергия, источник жизни. Это тоже не трудно, а, возможно, еще и легче, поскольку представляет собой отдельную технику.

При первом способе вы должны осознавать тело, осознавать ум, осознавать свои эмоции, настроение. Поэтому первый способ включает в себя три шага. Во втором же способе всего один шаг: только живот - поднимающийся и опускающийся, а результат тот же самый. По мере того как вы начинаете осознавать свой живот, ум умолкает, сердце успокаивается, эмоции исчезают.

Третий способ: заключается в осознавании дыхания там, где оно входит в тело. Ощущайте его в этой точке - в полярной животу точке - ощущайте его, когда оно проходит через ноздри. Дыхание, попадая внутрь, охлаждает ваши ноздри. Затем выходит наружу... входит внутрь, выходит наружу.

Это тоже возможно. Мужчинам это дается проще, чем женщинам. Женщина лучше осознает свой живот. Большинство мужчин не умеет дышать животом. Их грудная клетка вздымается вверх и опускается вниз, поскольку в мире возобладала неправильная разновидность спорта. Конечно, если ваша грудная клетка высоко поднята, а живот сведен почти на нет, это придает вашему телу более красивые очертания.

Мужчина перешел на дыхание грудью, поэтому его грудная клетка становится все больше, а живот уменьшается. Ему кажется, что это более атлетично.

Повсюду в мире, за исключением Японии, спортсмены и их тренеры подчеркивают, что нужно дышать, расширяя грудную клетку и втягивая живот. Их идеалом служит лев с большой грудной клеткой и маленьким животом. «Будь как лев!» - для атлетов, гимнастов и всех, кто работает с телом, стало правилом.

Единственным исключением является Япония, где не заботятся о широкой грудной клетке и втянутом животе. Втягивание живота требует определенной дисциплины; втягивание живота неестественно. Япония выбрала естественный путь, поэтому японская статуя Будды может вас удивить. Таким образом вы без труда определите, индийская перед вами статуя или японская. У индийских статуй Гаутамы Будды вполне атлетическое тело: живот очень маленький, а грудь широкая. Японский же Будда совершенно иной: его грудь почти бездействует, потому что он дышит животом, зато живот большой. Это выглядит не очень красиво - потому что преобладающий в мире идеал маленького живота очень стар; и тем не менее дыхание животом более естественно, с его помощью можно лучше расслабиться.

Ночью, когда вы спите, вы дышите не грудью, а животом. Вот почему ночью вам удается расслабиться. Утром, после сна, вы чувствуете, что посвежели и помолодели, ведь всю ночь вы дышали естественным образом... вы были в Японии!

Это две точки: если вы боитесь, что дыхание животом и внимательное наблюдение за тем, как он поднимается и опускается, нарушит вашу атлетическую форму... а мужчины могут быть очень озабочены своей атлетической формой, тогда вам лучше сосредоточить свое наблюдение на ноздрях. Дыхание входит - наблюдайте, дыхание выходит - наблюдайте.

Таковы эти три способа, подойдет любой из них. Если хотите выполнять два способа сразу, можете это делать, ваше усилие станет более интенсивным. Если хотите выполнять сразу три способа, можете делать и это, в таком случае вероятность успеха еще более возрастет. Вам решать, какой способ вы изберете; выбирайте тот, который для вас проще.

Запомните: то, что проще, - правильнее.

Когда медитация обретет корни, а ум умолкнет, - ваше эго исчезнет. Вы останетесь, но никакого ощущения «я» не будет. Значит, двери открыты.

Теперь с любовной жаждой, с открытым сердцем ждите этот великий момент - величайший момент в жизни любого человека: ждите просветления.

Оно придет... оно непременно придет. Оно никогда не задерживается ни на одно мгновение. Как только вы настроитесь на правильную волну, оно внезапно ворвется в вас и преобразит вас.

Старый человек умер, пришел новый.

Сидение

Отыщите удобную позу, в которой можно сохранять бдительность на протяжении 40-60 минут. Спина и голова выпрямлены, глаза закрыты, дыхание обычное. Старайтесь не двигаться, меняйте позу лишь в том случае, если это действительно необходимо.


Главное во время сидения - наблюдать, как в точке чуть выше пупка вдох и выдох поднимает и опускает живот. Это не техника концентрации, поэтому во время наблюдения за дыханием ваше внимание будут отвлекать разные посторонние вещи. Но в випассане ничто не может быть помехой, поэтому, когда возникнет какая-либо помеха, прекратите наблюдать за дыханием и уделите внимание ей, а потом снова вернитесь к дыханию. Помехой может быть мысль, чувство, суждение, телесное ощущение, впечатление из внешнего мира и т. д.

Важен сам процесс наблюдения, а то, что вы наблюдаете, уже не так важно, и потому помните: не отождествляйтесь со всем тем, что к вам приходит; в вопросах и проблемах можно видеть таинства, приносящие вам наслаждение!


Ходьба по методу випассаны

Это обычная медленная ходьба, в основе которой - осознавание ног, касающихся земли.

Можно ходить по кругу или по прямой линии, 10-15 шагов туда и обратно, внутри или вне помещения. Глаза следует опустить, смотрите на землю в нескольких шагах впереди. Во время ходьбы внимание нужно направить на то, как каждая нога по очереди касается земли. Если возникнет какая-либо помеха, переключите свое внимание с ног на помеху, а затем снова на ноги.

Та же техника, что и при сидении, только объект наблюдения иной. Ходить следует 20-30 минут.

НАБЛЮДАЙТЕ ЗАЗОР В ДЫХАНИИ

Шива сказал: Лучезарная, это переживание может забрезжить между двумя дыханиями. После того, как дыхание вошло внутрь (вниз) и сразу перед его обращением вверх (наружу) - благодать.

Когда ваше дыхание входит внутрь, наблюдайте. Прежде чем оно поворачивает вверх, прежде чем оно поворачивает наружу, на одно мгновение, на одну тысячную долю мгновения, никакого дыхания нет. Дыхание вошло внутрь, в определенный момент оно останавливается. Затем дыхание выходит наружу. Когда дыхание вышло, вновь на одно мгновение или на долю мгновения, оно останавливается. Затем дыхание снова входит внутрь.

Прежде чем дыхание повернет внутрь или наружу, возникает такой момент, когда вы не дышите. В этот момент совершается великое событие, ибо когда вы не дышите, вы не находитесь в этом мире. Поймите следующее: когда вы не дышите, вы мертвы; вы пребываете здесь, но вы мертвы. Однако этот момент настолько мал, что вы его не замечаете.

Вдох - это новое рождение; выдох - смерть. Выдох равносилен смерти; вдох равносилен жизни. С каждым дыханием вы умираете и рождаетесь вновь. Зазор между двумя дыханиями чрезвычайно мал, однако пристальное наблюдение и внимание помогут вам уловить этот зазор. И тогда ничего другого не нужно. Вы блаженны. Вы познали; событие совершилось.

Не нужно тренировать дыхание. Оставьте его таким, как есть. Но почему такая простая техника? Можно ли с такой простой техникой познать истину? Познать истину - значит познать то, что не рождается и не умирает, познать тот вечный элемент, который существует всегда. Вы можете знать выдох, можете знать вдох, но вам неведом зазор между двумя дыханиями.

Попробуйте проделать это. И внезапно вы попадете в точку - вы способны попасть в нее: вы уже в ней. К вам и к вашему устройству ничего не надо добавлять: вы уже в ней. Все уже есть за исключением определенной доли осознавания. Так как же это сделать? Сначала осознавайте вдох. Наблюдайте его. Забудьте все: просто наблюдайте вдох - наблюдайте его прохождение. Когда дыхание касается ваших ноздрей, ощущайте его в них. Затем пусть оно двинется внутрь. Двигайтесь вместе со вдохом при полном сознании. Когда вы опускаетесь вместе с дыханием, не упускайте его. Не забегайте вперед; не плетитесь позади. Идите вместе с дыханием. Помните: не забегайте вперед; не следуйте за ним подобно тени. Двигайтесь одновременно с ним.

Дыхание и сознание должны стать одним. Дыхание входит внутрь; вы тоже входите внутрь. Только тогда вам удастся попасть в зазор между двумя дыханиями. Это нелегко.

Двигайтесь внутрь вместе со вдохом, двигайтесь наружу вместе с выдохом: внутрь - наружу, внутрь - наружу. Будда чаще всего пользовался этим методом, поэтому он стал буддистским. В буддистской терминологии он известен как «Анапанасати йога». В основе просветления Будды лежала эта техника - именно она.

Если практиковать сознательное дыхание, осознавание дыхания, то однажды, сами не подозревая об этом, вы окажетесь в этом зазоре. По мере того, как ваше осознавание будет обостряться, углубляться и усиливаться, по мере того, как ваше осознавание будет входить в зазор - мир будет вам открываться; весь мир, вся область вашего сознания будет состоять из вашего вдоха и выдоха - и внезапно вы окажетесь в зазоре, в котором нет дыхания.

Если вы очень внимательно двигаетесь вместе с дыханием, и вот никакого дыхания нет, как вы можете оставаться неосознающим? Вы осознаете вдруг, что дыхания нет, наступит такой момент, когда вы почувствуете, что нет ни выдоха, ни вдоха. Дыхание полностью остановилось. В этой остановке - «благодать».

НАБЛЮДАЙТЕ ЗАЗОР, НАХОДЯСЬ НА БАЗАРНОЙ ПЛОЩАДИ

Шива сказал: Занимаясь мирскими делами, будь внимательна между двумя дыханиями, и так упражняясь, через несколько дней ты родишься заново.

Что бы вы ни делали, удерживайте свое внимание в зазоре между двумя дыханиями. Практиковать это необходимо и во время деятельности.

Мы уже обсудили одну очень похожую технику медитации. Новая техника отличается лишь тем, что ее нужно практиковать в то время, когда вы заняты мирскими делами. Не практикуйте ее, отложив все дела. Эту технику следует практиковать тогда, когда вы что-то делаете. Вы едите: ешьте и будьте внимательны к зазору. Вы гуляете: гуляйте и будьте внимательны к зазору. Вы отправляетесь спать: ложитесь, засыпайте, но будьте внимательны к зазору.

Почему во время деятельности? Потому что деятельность отвлекает ваш ум. Деятельность обращает на себя ваше внимание. Не отвлекайтесь. Сосредоточьтесь на зазоре и не прекращайте деятельности; пусть она продолжается. У вас окажется два слоя существования - делание и бытие.

Мы обладаем двумя слоями существования: миром делания и миром бытия, окружностью и центром. Продолжайте работать на периферии, на окружности; не прекращайте работы. Но одновременно внимательно работайте в центре. Что произойдет? Ваша деятельность станет лицедейством, как будто вы играете роль.

Если вы продолжите практиковать этот метод, вся ваша жизнь станет нескончаемой драмой. Вы окажетесь актером, играющим роль, но при этом будете постоянно сосредоточены на зазоре. Если вы забываете о зазоре, тогда вы не играете роль, вы стали ролью. Тогда это не драма. Вы по ошибке приняли ее за жизнь. Именно это мы и делаем. Каждый считает, что он живет жизнь. Но это не жизнь, а всего лишь роль - роль, которую вручило вам общество, обстоятельства, культура, традиция, страна, ситуация. Вам дали роль. Вы ее играете; вы отождествились с ней. Чтобы нарушить это отождествление, воспользуйтесь указанной техникой.

Эта техника предназначена для того, чтобы сделать вашу жизнь психодрамой - просто игрой. Вы сфокусированы на зазоре между двумя дыханиями, а жизнь продолжается, продолжается на периферии. Если ваше внимание находится в центре, тогда на периферии его нет; на периферии находится разве что «вспомогательное внимание». Оно просто случается где-то рядом с вашим вниманием. Вы можете ощущать его, можете знать о нем, но это не имеет значения. Оно как будто не имеет к вам отношения.

Повторяю еще раз: если вы будете практиковать эту технику, вся ваша жизнь будет происходить как будто не с вами, а с кем-то другим.

Если вы сумеете что-нибудь сделать с дыханием, вы неожиданно повернете в настоящее.

Если вы сумеете что-нибудь сделать с дыханием, вы достигаете источника жизни. Если вы сумеете что-нибудь сделать с дыханием, вы сможете преодолеть время и пространство. Если вы сумеете что-нибудь сделать с дыханием, вы будете в мире и одновременно - вне его.

Ошо. "Медитация: первая и последняя свобода".

Календарь практик в Центре СемиЗнание: http://сайт/kalendar

в ВК:https://vk.com/club48949268, https://vk.com/event162743272

в ФБ:https://www.facebook.com/semiznanie/

#семизнание #медитация #випассана #йога #тантра #пробуждение #просветление #осознанность #дыхание

Духовное самоочищение зародилось еще в древней Индии, но его и по сей день активно практикуют совершенно разные люди по всему миру.

Самой давней практикой является медитация випассана, она очень популярна и ныне, ведь подходит всем, даже тем людям, которые очень далеки от религии буддизма.

Благодаря этой мудрой технике вы сможете легко научиться жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром, быть счастливым.

Дословно название этой практики переводится как «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле», а главная задача ее – очистить человеческий ум от негатива, от зла и загрязнений, чтобы обрести духовную свободу. Медитация випассана – техника не сложная, однако требует определенных знаний и действий от человека.

  • Действие випассана направлено на то, чтобы избавлять людей от страданий;
  • Практика дает возможность жить с ощущением легкости, счастья и гармонии;
  • Медитация випассана полностью очищает человека от всех плохих эмоций и переживаний;
  • Эта методика никоим образом не привязана к религии, потому подходит всем;
  • Медитация позволяет в корне изменить свою жизнь, обрести духовный покой.

Основные цели и задачи медитации випассана

Практика была несправедливо утрачена и забыта древним народом, однако сам великий Будда вернул ее людям в 500-х годах до н.э. Каким же образом она помогает избавлять человеческие души от страданий и моральных мук? Дело в том, что духовная практика учит реагировать правильно на события в нашей жизни, как положительные, так и отрицательные, чтобы сохранять необходимый баланс. Медитация випассана помогает устранить три главные первопричины человеческих бед:

  1. неведение;
  2. отвращение;
  3. влечение.

Традиционно, эта духовная практика самоочищения длится ровно 10 дней, на протяжении которых вы помогаете себе совершенствоваться, постигать тайные истины, просветляться духовно и, как итог, обретать долгожданное умиротворение.

Современные последователи и учителя практики випассана утверждают, что проводить ее следует в уединении, относиться к каждому новому дню техники серьезно, но не воспринимать ее как панацею от всех земных бед. Медитация випассана способна излечить и физическое тело (ведь духовный и материальный мир всегда тесно связаны между собой, очищение тонких сфер неизбежно отражается и на нашем общем самочувствии), однако важно понимать, что должный эффект следует ожидать лишь после правильной, продуктивной работы на протяжении всех 10 дней практики.

Помните о том, что любая духовная практика – это всего лишь ваш путеводитель, наставник или некий инструктор, который помогает направить вас к необходимым мыслям, действиям и выводам, дает важные для самосовершенствования знания. Однако работать над собой придется вам самим, и лишь от вас будет зависеть финальный итог. Нельзя ожидать духовного очищения и просветления, если за 10 дней практики вы не соблюдали всех необходимых предписаний.

Медитация випассана: техника и предписания

В силу того, что духовная практика имеет множество тонких нюансов, знаний и наставлений, в одиночестве ее выполнять будет очень затруднительно. Потому мудрые последователи Будды помогают современному человечеству и направляют новых учеников к верному пути. Ныне медитация випассана преподается для всех желающих, а учитель помогает соблюдать важные правила, удерживает мысли практика в правильном направлении на протяжении всех 10 дней. Практика состоит из трех своеобразных курсов, выполнять которые следует поэтапно:

  1. В первую очередь вы должны узнать и выучить все предписания, чтобы неукоснительно выполнять их. Без этих разумных ограничений невозможно сконцентрироваться на своем тонком мире и энергетических вибрациях, потому как материальные ощущения будут отвлекать разум.
  2. Затем учитель предлагает дыхательную технику (это специальная методика, которая фокусирует все ваше внимание на воздушном потоке, на его циркуляции вокруг вашего тела и в нем самом). Такой прием помогает отсечь все лишнее, заставить человеческий ум полностью очиститься от любых ненужных чувств, ощущений, мыслей. Благодаря этому этапу будет проще сконцентрироваться, сделать свой дух восприимчивым для дальнейших учений, максимально точно донести до своего разума новые знания.
  3. Завершающий этап – это концентрация на ощущениях своего физического тела, на материальных чувствах, чтобы овладеть техникой отсечения. Заставьте себя ясно осознать, что все эти чувства совершенно не значащие, не важные, научитесь полностью игнорировать их. В десятый же, самый последний день медитации випассана, вы начинаете концентрироваться на чакрах любви, доброты и понимания. Заполняете этими положительными вибрациями свое самосознание, чтобы они могли оказывать эффект и на других людей, позитивно влияли на окружающий мир.

Предписания для медитации випассана

На протяжении всего курса, всех 10 дней медитации и практики, вы следуете указаниям своего духовного наставника, придерживаетесь ограничений, не нарушаете запреты.

Выше уже упоминалось, как неразрывно связаны два мира – материальный и энергетический, тонкий мир нашей души. Если тревожащие чувства первого мира преобладают в нашем сознании, то глубоко проникнуть в мир духовный будет невозможно. Поэтому медитация випассана начинается именно с того, что берет под контроль физическое тело и животное начало, не дает этому помешать духовному просветлению. Для гармоничной практики необходимо:

  • Воздержаться от убийства любых живых существ;
  • Воздержаться от плотских утех и любых половых контактов;
  • Воздержаться от воровства и подобных злодеяний;
  • Воздержаться от принятия веществ, опьяняющих рассудок (алкоголя, наркотических средств и пр.)
  • Воздержаться от лжи.

Учитель посоветует вам приостановить любые религиозные начинания на время медитации випассана, не придерживаться поста, не молиться и не совершать прочих подобных деяний. Это необходимо для того, чтобы ничего более не отвлекало вас, чтобы вы целиком и полностью погрузились в практику. После окончания курса медитации випассана вы сможете сразу вернуться к прежнему образу жизни.

Супругам на время практики следует спать в разных кроватях, чтобы не тревожить друг друга отвлекающими плотскими мыслями. Медитация предполагает полное разделение полов, а также уединение на протяжении 10 дней курса, потому лучше исключить любые физические контакты с людьми. Следует подумать и о новом месте для сна: мудрецы этой методики советуют спать на низком, твердом ложе.

Чего стоит ожидать после удачной медитации випассана

Уже на десятый день курса вы начинаете ощущать благоприятные перемены в своей жизни. Тревоги и страхи, беспокоящие и отравляющие ваш ум ранее, уменьшаются и исчезают, а вместо них внутри разливается чувство покоя, благодатной тишины, умиротворения.

Человек спокойнее реагирует на неприятности и жизненные неурядицы, легко переносит неудачи, они не способны его сломить или лишить сил. Каждый день не покидает ощущение тихого счастья, невесомости в мыслях. Вы буквально расцветаете! Медитация випассана отзывы имеет настолько впечатляющие, что круг ее приверженцев и число новых учеников растет год от года.

Медитация випассана – это духовная практика, которую следует периодически повторять. Это помогает сохранять чистоту ума, избавляться от негативных переживаний прошлого опыта. Возвращайтесь к практике через определенное время, чтобы поддерживать качество своей духовной жизни на высоком уровне, повышать свою моральную стойкость.

Кроме того, после курса випассана человек начинает излучать духовный свет, он способен одаривать своим добром и теплыми вибрациями других людей, улучшать окружающий мир, способствовать наполнению его любовью, чистотой и миром. Вы начинаете жить не просто лучше, но и на благо мира!

Что это такое – випассана? К данному вопросу со временем приходит каждый, кому довелось осваивать медитативные практики с целью развития личности, познания своего «Я». Избавившись от всего лишнего, что таится в сознании и подсознании, человек достигает внутренней гармонии, избавляется от телесных и душевных болезней.

Являясь методом освобождения ума от ненужных эмоций, переживаний и терзаний, практика випассаны помогает достичь просветления, к которому стремятся в . Прийти к этому состоянию можно самостоятельно, используя многовековой опыт тех, кто испытал на себе силу «медитативного прозрения» – випассаны.

Випассана – особенности практики и ее виды

Випассана – это древнейшая духовная практика, признанная в буддизме как методика развития личности . С санскрита слово «випассана» (випашьяна) переводится как «медитация прозрения» и «видение как есть». Именно в этом переводе кроется основное значение и понимание сути методики.

Нацеленная на очищение ума от всего лишнего, мешающего познанию себя, практика заключается в погружении в особое медитативное состояние . С ее помощью человек учится познавать свое «Я», отбрасывать все лишнее, что мешает ощутить внутреннюю гармонию. Осваивая практику випассаны, человек становится ближе к просветлению.

Считается, что зародилась випассана в – там, где духовному всегда отводилась первоочередная роль . Якобы 2500 лет назад сам Будда Гаутама освоил эту практику и обучил ей своих учеников. Шакьямуни признал випассану путем обретения гармонии и здоровья, называя ее «искусством жизни». Она помогает исцелить многие телесные и душевные болезни, ставшие результатом физических и психологических страданий, возникающих в результате получения жизненного опыта.

Главная цель випассаны – обрести свободу сознания, которая является наивысшим счастьем. Достичь этого можно только с помощью постепенного принятия неудовлетворенности, непостоянства и безличности опыта.

Существуют разные направления випассаны в тибетском буддизме. Но, главные преобразования были осуществлены в XIX веке . Сегодня эта медитативная практика в основном ассоциируется с учениями Сатья Гоенка и Махаси Саядо.

Випассана по Сатье Гоенке – это десятидневная методика, направленная на :

  • Отрешенное наблюдение за собственным телом, его ощущениями.
  • Постижение практики нравственности.
  • Наблюдение за дыханием в районе ноздрей и верхней губы.
  • Развитие доброжелательности.

Данная методика – это курсы, включающие ежедневные медитации, продолжающиеся 10 часов, и вечерние лекции, на которых раскрываются все важные моменты випассаны и даются ответы на возникающие вопросы. Результатом этих курсов должно стать постепенное освобождение самскары (бессознательных впечатлений), раскрытие энергичности и доброты, развитие щедрости и честности, побуждения нравственности и самоотречения . Благодаря тому, что освобождается память от острых эмоциональных реакций, человек получает такой результат. Все, кто желает не ограничиваться десятидневными курсами, могут пройти дополнительные курсы, которые могут длиться 3 или даже 60 дней.

Випассана по Сатье Гоенке особенно распространена в странах СНГ, в том числе, России.

Випассана, интерпретированная Махаси Саядо, получила наибольшее распространение на острове Шри-Ланка и в Таиланде. Главная особенность практики – проведение медитации не только в положении сидя, но и в процессе ходьбы.

Несмотря на то, что випассана выполняется почти круглые сутки, особого утомления человек не испытывает. Это благодаря тому, что происходит чередование статичности (неподвижного положения) и динамичности (движения). Во время медитации необходимо испытать «випассана-няна» (шестнадцать осознаний). Только так можно считать, что должный результат был достигнут.

Как постичь випассану самостоятельно – способы освоения

Человек – существо эмоциональное, а потому у него накапливаются эмоции и переживания. Со временем они могут привести к болезням, от которых можно излечиться только путем избавления от негативных эмоций. Випассана помогает разобраться со «старыми» переживаниями и прекратить накапливаться новым. Как это сделать?

  • Во-первых, нужно избавиться от внешних раздражителей.
  • Во-вторых, следует успокоить свой ум.
  • В-третьих, необходимо научиться созерцанию своих эмоций и ощущений, но не реагировать на них.
  • В-четвертых, нужно дать возможность осознать все, что когда-то волновало и способствовало возникновению переживаний.

Медитация випассана дает понять, насколько тесна связь ума и тела . Во время выполнения практики необходимо сосредоточиться на состоянии ума и физических ощущениях. Для этого могут использоваться три действенных способа, позволяющие освоить випассану самостоятельно. Их мы рассмотрим ниже. Начинать выполнять их лучше по очереди и практиковать отдельно друг от друга. Когда придет осознание, делать их желательно все вместе.

Осознание движения и мыслей

Благодаря освоению этой техники можно научиться полностью осознавать собственные действия . Абсолютно любое движение должно быть осознанным. От чувства механического выполнения нужно полностью избавиться. Нужно понимать, что рука либо нога подчиняется вам, двигается по вашей воле. Может, этот способ покажется несколько наивным, но, на самом деле, он очень действенный.

Практикуя данную технику, вы отказываетесь от бессознательных действий. Вам необходимо следить за тем, как вы поправляете одежду, раскладываете вещи, убираетесь в жилище. Только после того, как у вас получилось осознать свое тело, у вас получится осознать и свой разум . Нужно избавиться от необходимости оценивания мыслей и эмоций. За ними необходимо просто наблюдать. Третьим шагом после осознания тела и разума станет осознание своего настроения.

После выхода из состояния медитации придет понимание своего тела и психологии.

Наблюдение за верхней губой и ноздрями

Эта техника направлена на то, чтобы вы наблюдали за своими ощущениями, когда воздух наполняет вас при вдохе и плавно покидает тело при выдохе. Вы осознаете, что на вдохе в области ноздрей ощущается прохлада, а на выдохе чувствуется тепло на верхней губе.

Такой способ гораздо быстрее и легче осваивается мужчинами ввиду того, что наблюдать за движениями живота для них сложнее.

Осознание дыхания

Движения живота означают движение жизненной силы . Наблюдение в данном случае ведется именно за животом, так как на нем расположен пупок, являющийся источником жизненной энергии. Ведь неспроста через него матерь соединена со своим дитем, которого она вынашивает под сердцем.

Постепенно, наблюдая за движениями своего живота, вы ощущаете, как мысли и эмоции утихают, не мешают вам чувствовать свое «Я».

Положения тела, используемые для освоения випассаны

Техника выполнения випассаны может быть представлена в двух вариантах – сидя и при ходьбе.

Для проведения медитации в положении сидя нужно принять позу, которая будет максимально удобной для того, чтобы в ней можно было просидеть 40 минут без смены положения тела. Спина и голова при этом должны быть прямыми, а глаза – закрытыми. Наблюдайте за движением живота в районе чуть выше пупка.

Випассана при ходьбе – это осознание ног, касающихся земли . Ходить можно как по прямой, так и по кругу. Делайте 15 шагов вперед и назад. При этом держите глаза опущенными вниз и наблюдайте за землей, которая находится перед вашими ногами.

Нужно наблюдать за каждым ощущением : как ступня поднимается в воздух и упирается в землю, как сгибается колено и пр. В том случае, если возникнет какая-то преграда, устраните ее и продолжайте свое наблюдение. Постепенно уйдут переживания, смолкнет ум. Все негативные эмоции (страхи, боль, зависть, обиды) покинут вас, а милосердие, доброта и сопереживание займут в вашей душе главное место .

Випассана – это та медитативная практика, которую с легкостью можно освоить самостоятельно . Детям она и вовсе поддается гораздо быстрее, так как их разум меньше заполнен лишними мыслями, переживаниями и негативным опытом.

Вот мы и узнали многое о технике випассана. Используя метод наблюдения за собой, человек постепенно придет к осознанию и просветлению.

Випассана является высшим выражением изречения Сократа «Познай себя». Будда обнаружил, что причина страдания действительно может быть стерта, когда мы видим нашу истинную природу. Это радикальное понимание.

Это означает, что наше счастье не зависит от манипулирования внешним миром.

Медитация випассана является рациональным способом очистки сознания. А так же способом очистки от психических факторов, которые вызывают страдания и боль. С помощью випассаны можно осознать то, что не возможно понять находясь в постоянном процессе манипулирования внешней материей.

Медитация постепенно очищает ум, ликвидируя разные формы привязанностей. Будда говорил, что два фактора являются корнем страдания: желание и невежество.

Медитация касается настоящего момента с пребыванием в «сейчас». Медитация заключается в наблюдении за телом и умом с чистым вниманием.

Как випассана связана с религией?

Хотя випассана была обнаружена Буддой, сама медитация - это не буддизм. Это метод, при котором Будда и его ученики освободились от всякого рода страдания и достигли пробуждения.

Этот простая техника является демократическим методом, открытым для людей любой веры.

Является ли медитация бегством от реальности? Нет. Напротив, это истинная конфронтация с реальностью.

Випассана, или медитация прозрения, является фундаментальной буддийской медитацией, заимствованной из южного буддизма. Фокусировка или первичный объект этой медитации - это дыхание, и начало практики начинается с дыхания.

Концентрация на дыхании называется – анапанна. И это переносит вас в состояние «здесь и сейчас». Все дышит. У всех нас есть индивидуальные различия, но мы все дышим. Далее приводится сама техника анапанны.

Как правильно выполнять медитацию?

Сядьте удобно, выпрямите спину и позвоночник, выровняйте голову, шею и грудь. Сделайте два или три преднамеренных медленных глубоких вдоха и закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании, следите за своим дыханием. Существуют два эффективных способа это сделать:

  1. Делайте акцент на мышцы в области солнечного сплетения, которые каждый раз, когда вы вдыхаете, движутся в одном направлении, и каждый раз, когда вы выдыхаете, движутся в другом направлении.
  2. Делайте акцент на внутренней стороне ноздрей и на кончике вашего носа. Почувствуйте, как проходит воздух, почувствуйте легкий шепот воздуха в процессе дыхания.

Когда ваша концентрация ослабевает, мысленно возвращайтесь к одному из вышеуказанных способов. Ваша задача состоит в том, что бы сосредоточиться на дыхании в самом легком из возможных способов.

Цель практики - не отвлекаться на постоянно возникающие мысли. Но еще важнее - это насильственно не отталкивать мысли. Не чувствуйте себя виноватым за то, что у вас возникают мысли. Это естественный процесс.

Старайтесь снова и снова просто привести ваше осознание обратно на основной объект медитации: вдох и выдох. Делайте это спокойно и мягко. Просто продолжайте возвращаться к дыханию.

Если ваше дыхание становится быстрым или медленным, просто плавно следите за дыханием. Не пытайтесь изменить его, просто следите. Любые звуки, запахи, ощущения будут присутствовать, но ваша задача - не обращать на это внимания, а просто наблюдать, как они приходят, и как они уходят.

Возвращайте ваше сознание обратно на свое дыхание. Если ваш ум блуждает, старайтесь очень мягко вернуть его к вдоху и выдоху. Не судите себя, не расстраивайтесь, нет никакого успеха или неудачи в том, что у вас сразу не получается сконцентрироваться, просто плавно возвращайтесь к осознанию своего дыхания.

Все звуки, которые вы слышите, просто замечайте их, но не концентрируйтесь на них. Старайтесь вернуться к своему дыханию.

Если вы испытываете возбуждение или путаницу или скуку или блаженство или ничего не испытываете, просто рассматривайте это как еще одну мысль. Если вы начинаете дремать, сделайте несколько глубоких вдохов.

Если ваш ум становится взволнованным в течение дня, просто начинайте следить за своим дыханием.

Заключение

Вот такую простую, на первый взгляд, технику открыл Будда. Если осмелиться попробовать хотя бы 10 минут делать анапанну, то сразу придет понимание сложности процесса.

В голове будет появляться огромное количество мыслей, которые в течение дня просто не осознаются. Их так де много, а то и больше, но человек не обращает внимание на этот поток, отвлекаясь задачами и проблемами.

Медитация випассана способна научит человека концентрации и сосредоточению на моменте «здесь и сейчас». А если обрести такую способность, то все проблемы начнут отпадать сами собой.