» »

Возрастные особенности опорно-двигательной системы. Анатомо-физиологические особенности ребенка

10.04.2019

Страница 1
Лекция 3. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата

План

1. Скелет – пассивный аппарат движения. Рост, развитие, строение и

соединение костей

2. Мышцы – активный аппарат движения. Строение и работа мышц


1. Скелет – пассивный аппарат движения. Рост, развитие, строение и

соединение костей

Один из видов приспособления организма к окружающей среде –

передвижение его в пространстве. Эту функцию в организме выполняет

аппарат движения, который в процессе эволюции позвоночных достиг

определённого совершенства. Однако локомоторная функция современного человека не достигла такой силы, как у хищников или птиц. Связано это с цивилизацией человеческого общества и техническим прогрессом, который дал человеку необходимые механизмы для приспособления к условиям существования.

Аппарат движения принято делить на пассивную (скелет) и активную (мышцы) части, которые сообща выполняют в организме опорно-двигательную функцию. Костный скелет человека насчитывает 203 – 206 костей. К костям прикрепляются скелетные мышцы, при сокращении которых происходит перемещение тела в пространстве, отдельных частей относительно друг друга и сохраняется устойчивость при различных положениях.

Костная ткань состоит из клеток и плотного межклеточного вещества, богатого коллагеном и минеральными компонентами. Они определяют физико-химические свойства костной ткани (твёрдость и упругость). В состав кости входят оссеин – органическое вещество и неорганические вещества – соли кальция, фосфаты, соединения магния, кальция, фтора. Кость человека прочнее гранита и превосходит упругость дуба.

Во внутренних полостях костей скелета содержится красный и жёлтый костный мозг. Жёлтый костный мозг играет важную роль в обменных процессах, красный костный мозг осуществляет кроветворение.

У зародыша на ранних стадиях развития формируется

соединительнотканный скелет, который со второго месяца внутриутробного развития заменяется хрящевой тканью. К моменту рождения ребёнка от хорды остаётся только студенистое ядро межпозвоночных дисков. С третьего месяца внутриутробного развития в скелете происходит закладка костных элементов. К рождению ребёнка точки окостенения имеются почти во всех костях.

Окостенение скелета человека – очень длительный процесс, он продолжается многие годы после рождения. Сроки завершения окостенения для разных костей различны, но для отдельно взятой кости они постоянны. Это явление имеет важное значение для суждения о норме в развитии и о возрасте человека. Например, позвонки человека окостеневают в 20 – 25 лет, а кости кисти – к 12 – 15 годам.

Молодые трубчатые кости растут в длину за счёт замещения хрящевой ткани костными клетками по краям верхней и нижней частей диафизов. Рост костей в толщину происходит путём замещения поверхностного слоя хрящевой ткани диафизов. Эпифизы костей ребёнка окостеневают к десятилетнему возрасту. Большинство костей скелета развивается путём замещения хряща костной тканью. Исключением является развитие большинства костей черепа, где, минуя хрящевую стадию, костные клетки закладываются в соединительной ткани. Темпы роста скелета зависят от ряда условий: питания ребёнка, деятельности желез внутренней секреции, перенесённых заболеваний. Стимулирующим фактором роста костей и процессов окостенения является дозированная физическая нагрузка. Несоблюдение гигиены физических нагрузок может вызвать задержку роста.

Изменения в строении костной системы человека происходят и после

достижения физиологической зрелости. Так, в старости нарушается баланс между минеральными и органическими веществами, кости становятся хрупкими.

Соединения костей обусловливают подвижность частей скелета или прочную неподвижность. Различают два вида соединения костей: непрерывное (неподвижное) и сустав.

Скелет человека состоит из четырёх отделов: череп, скелет туловища (позвоночный столб и грудная клетка), скелета нижних и верхних конечностей. В процессе эволюции скелет человека претерпел существенные изменения. В связи с прямохождением и трудовой деятельностью вертикальный позвоночный столб имеет четыре изгиба. Позвонки по размеру увеличиваются в направлении сверху вниз. Грудная клетка имеет форму уплощённой трапеции. Верхние конечности осуществляют трудовые процессы, нижние конечности

выполняют функцию опоры и движения. Существенно изменились функции и строение пояса верхних конечностей.

Череп имеет два отдела мозговой и лицевой. Развитее всех костей черепа начинается с соединительнотканной стадии. Затем кости основания черепа проходят последовательно хрящевую стадию и стадию окостенения.

К концу второго месяца внутриутробной жизни в соединительной ткани костей черепа формируются очаги окостенения. Слияние очагов происходит в период внутриутробной жизни, но между костями черепа остаются участки соединительной ткани – роднички. Различают лобный, затылочный, передние и задние боковые роднички по углам теменных костей. Такое соединение позволяет краям костей черепа зрелого плода сближаться, облегчая проход через родовые пути. Большая часть родничков зарастает на втором месяце после рождения, лишь лобный родничок к полутора годам.

В процессе онтогенеза кости черепа претерпевают значительные

изменения. Лобная кость новорожденного состоит из двух половин, сращение которых начинается на шестом месяце после рождения, а заканчивается к концу третьего года жизни. Затылочная кость состоит из четырёх частей, соединённых пластинками хряща. Сращение начинается на втором году жизни, а заканчивается на всех участках к 16 – 17 годам. Клиновидная кость срастается к восьми годам, решётчатая к шести, височная кость срастается из трёх частей ещё до рождения ребёнка, но окончательно оформляется к 13 – 14 годам.

Кость верхней челюсти парная и растёт активно до 7 лет. С 7 до 12 лет в

основном увеличивается размер полости носа. Нижняя челюсть, срастаясь на третьем месяце, к двухлетнему возрасту приобретает окончательную форму, однако продолжает изменяться в зрелом, пожилом и старческом возрасте.

Соотношение лицевого и мозгового черепа у новорожденного равно 1:8, у двухлетнего ребёнка – 1:6, у пятилетнего – 1:4, у десятилетнего – 1:3, у взрослого мужчины – 1:2. В течение первого года жизни ребёнка череп растёт равномерно. От одного года до трёх лет наблюдается активный рост задней части черепа. К 2-3 – летнему возрасту увеличиваются лицевой отдел и кости основания черепа, достигая размеров костей взрослого человека. Период от рождения до 7 лет – наиболее активный период роста черепа. От 7 лет до полового созревания растёт в основном свод мозгового черепа, достигая размеров черепа взрослого человека. После 13 лет растёт лобная часть мозгового отдела и лицевой череп, приобретая зрелые формы и половые признаки.

Скелет туловища включает позвоночник и грудную клетку. Позвоночник – основной функциональный стержень туловища человека – состоит из позвонков, между которыми находятся прослойки хрящевой ткани – межпозвоночные диски. Межпозвоночные диски играют роль буферов при нагрузке. Выделяют пять отделов позвоночника: шейный – 7 позвонков, грудной – 12, поясничный – 5, крестцовый – 5 и копчиковый – 4 – 5 позвонков. Длина позвоночника мужчины – 73-75 см, женщины – 69-71 см. С возрастом длина позвоночника вследствие атрофии межпозвоночных дисков уменьшается приблизительно на 6 – 9 см.

У ребёнка в раннем возрасте крестцовый отдел позвоночника состоит из

пяти отдельных позвонков. Окостенение хрящевых межпозвоночных дисков начинается в 13 – 15 лет и длиться до 25 лет.

Позвоночник новорожденного не имеет чётких изгибов. На третьем месяце после рождения, когда ребёнок начинает держать голову, становится заметным шейный изгиб – лордоз, выпуклой стороной направленный вперёд. В 5 -6 месяцев формируется грудной кифоз, выпуклой стороной обращённый назад. К 9 – 13 годам формируется поясничный лордоз и крестцовый кифоз. К 18 – 25 годам естественные изгибы позвоночника окончательно сформированы.

Грудная клетка образована 12 парами рёбер, соединённых с позвонками. Впереди рёбра соединяются с грудиной. Формирование и рост скелета грудной клетки связаны с функциональным состоянием организма. У новорожденных форма грудной клетки более округлая. С возрастом происходит опускание передней части рёбер и грудная клетка принимает форму трапеции. Истинные рёбра (с 1 по 7) самостоятельно соединяются с грудиной, ложные (8 – 9) хрящевыми концами срастаются между собой, образуя рёберную дугу. Два последних ребра лежат свободно в мышцах стенки живота.

Точки окостенения возникают на восьмом месяце внутриутробной жизни в теле ребра. В 10 – 11 лет точки окостенения возникают в головках рёбер. К 22 годам процесс окостенения завершается. Грудина – плоская кость, состоящая из рукоятки, тела и мечевидного отростка. К верхней части рукоятки грудины присоединяются ключицы и хрящевые части 1 ребра. Остальные рёбра соединены с телом грудины. У новорожденного грудина состоит из нескольких частей. В 17-18 лет начинается и к 35 годам заканчивается сращение частей грудины.

Грудная клетка защищает расположенные внутри неё органы – сердце,

лёгкие, крупные кровеносные сосуды. К костям грудной клетки прикрепляются дыхательные мышцы. Изменения в строении грудной клетки наблюдаются у детей с плохо развитой мышечной системой, больными лёгкими (впалая грудь). У детей, страдающих рахитом, часто происходит смещение грудины относительно рёбер (куриная грудь).

Скелет верхней конечности состоит из костей плечевого пояса (лопатка и

ключица) и свободной верхней конечности (плечо, предплечье, кисть).

Скелет пальцев образован фалангами. Их окостенение начинается ещё на ранних стадиях эмбриогенеза.

Скелет нижней конечности, соответствуя вертикальной статике, служит опорой телу и средством его передвижения. Нижняя конечность состоит из пояса (тазовые кости, соединённые сзади крестцовым отделом позвоночника) и свободной конечности (бедро, голень, стопа). Срастание костей начинается в шестилетнем возрасте и заканчивается у девочек в 12 – 15 лет, а у мальчиков в 13 – 16 лет. Подвздошная кость, соединяясь с боковой поверхностью крестца, образует практически неподвижное соединение. Соединение тазовых костей и крестца образуют прочную структуру – таз. Таз разграничивают на большой и малый. Граница проходит по линии лобковых костей и крестца. В строении таза отражены половые различия: женский таз шире и короче, угол соединения лобковых костей около 90-100°, а у мужчин 70-75°. Нижнее отверстие таза у женщин больше. Эти отличия связаны с детородной функцией и проявляются в 8 -10 летнем возрасте.

К моменту рождения человека эпифизы трубчатых костей конечностей, некоторые губчатые кости предплюсны и надколенник – хрящевые. Окостенение происходит в отдельных костях в различные сроки: бедренных костей – к 18 годам, костей голени – к 18-20, надколенника – к 16-17 годам. Окостенение костей стопы у девушек завершается к 16 -18 годам, а у юношей к – 18 – 20.

Возрастные изменения в строении скелета имеют значение для

характеристики физического развития ребёнка. По изменениям в строении кисти и стопы можно определить возраст ребёнка, начиная от одного года и до полового созревания.
2. Мышцы – активный аппарат движения. Строение и работа мышц

Мышечная ткань человека представлена тремя типами: сердечная мышца, гладкие мышцы и скелетные мышцы, которые прикрепляются к костям скелета, очерчивая наружные формы человеческого тела.

В организме человека около 600 мышц. Мышцы – очень активно

функционирующий орган с интенсивными обменными процессами, богато снабженный кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Каждая мышца имеет: сухожильную головку, которой крепится к кости, - это начало мышцы; тело (или брюшко), образованное мышечными волокнами; сухожильный конец (или хвост), с помощью которого мышца крепится к другой кости. Обычно хвост является подвижным местом прикрепления, а головка неподвижным.

По месту расположения различают мышцы головы, шеи, спины и груди, живота, верхних и нижних конечностей. Основные физиологические свойства мышц – возбудимость.

Проводимость и сократимость. Возбуждение и сокращение мышц происходит в ответ на импульс из центральной нервной системы. Нервные импульсы проходят в область контакта нервного окончания и мышцы, приводя в движение миофибриллы мышечных волокон, и мышца сокращается.

Сокращаясь, она выполняет работу, пропорциональную её силе. Сильная мышца содержит большее количество волокон. Сила мышцы зависит от особенностей прикрепления её к костям скелета. Соединение костей и мышц являются определёнными рычагами движения, в которых мышца может развить тем большую силу, чем дальше от точки опоры рычага и ближе к точке приложения силы тяжести она прикрепляется.

В разные возрастные периоды мышцы растут с неодинаковой скоростью.

Наиболее интенсивный рост их связан с началом самостоятельной

двигательной активности ребёнка. Так к двум годам масса мышц достигает 23 – 24% массы тела, к восьми – 28, к пятнадцати – 33, к восемнадцати – 44%. Увеличение массы мышц происходит в основном за счёт увеличения поперечного сечения мышечных волокон, растёт и количество миофибрилл.

У грудных детей развиваются, прежде всего, мышцы живота, позже –жевательные. К концу первого года жизни растут мышцы спины и конечностей. В период полового созревания вслед за трубчатыми костями увеличиваются в длину сухожилия, подростки выглядят голенастыми и длиннорукими. Рост мышечных волокон продолжается до 25 лет и зависит от двигательной активности.

Сила мышц имеет также и возрастные аспекты. Незначительная в раннем детстве, в 4 – 5 лет сила мышц нарастает в отдельных мышечных группах. Совершенствуется координация движений, детям доступны сложные двигательные акты. Особое значение приобретает в этом возрасте координация движений нижних конечностей: в три года ребёнок начинает подпрыгивать на месте, немного отрывая ноги от земли. В шестилетнем возрасте он совершает прыжки, до тринадцати лет оформляется дальность и высота прыжка.

У ребёнка 7 – 10 лет статические нагрузки вызывают быстрое утомление, а кратковременные динамические упражнения даются легко. В связи с этим следует постепенно вырабатывать у детей статические навыки. Особое значение приобретает сохранение осанки. Нарастание мышечной силы у девочек происходит к 10-12 годам, а у мальчиков – в 13-14 лет. Но в возрасте 15 лет девочки уступают мальчикам в силе мышц. Увеличение массы и нарастание силы мышц замедляются к 20 – 25 годам.

Выносливость – это способность ребёнка к длительному выполнению какого – либо рода деятельности. Слабая выносливость детей младшего возраста проявляется во всех видах деятельности. Только с 11-12 лет дети становятся более выносливыми. К 14 годам выносливость составляет - 50%, а к шестнадцати – 80% от уровня выносливости взрослых.

Чередование умственного и физического труда, подвижные игры до

занятий, физкультурные паузы во время уроков повышают работоспособность учащихся.
страница 1

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра нормальной физиологии

СРС на тему:

Возрастная физиология опорно-двигательной системы у детей

Выполнил студент

Блюм Евгений 3-094 ОМ

Проверила: Мейрамова А.Г.

г. Караганда 2013 г.

Введение

1. Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата

2. Возрастные особенности суставов у детей

3. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы

Введение

С возрастом содержание в кости гидроксиапатита (основного её минерального компонента) увеличивается. Волокнистое строение и особенности химического состава обусловливают большую эластичность костей у детей и их податливость при сдавлении. Кости у детей менее ломкие, но легче изгибаются и деформируются.

Поверхности костей у детей сравнительно ровные. Костные выступы формируются по мере развития и активного функционирования мышц.

Кровоснабжение костной ткани у детей более обильное, чем у взрослых, за счёт количества и большой площади ветвления диафизарных, хорошо развитых метафизарных и эпифизарных артерий. К 2 годам у ребёнка складывается единая система внутрикостного кровообращения. Обильная васкуляризация обеспечивает интенсивный рост костной ткани и быструю регенерацию костей после переломов. Периферический край этого хряща на поверхности кости называют эпифизарной линией. Эпифизарный хрящ выполняет костеобразующую функцию до достижения костью её окончательных размеров (18-25 лет). В последующем он замещается костной тканью и срастается с эпифизом. Рост кости в толщину происходит за счёт надкостницы, во внутреннем слое той молодые костные клетки формируют костную пластинку (периостальный способ образования костной ткани).

Костная ткань новорождённых имеет порозное грубоволокнистое сетчатое (пучковое) строение. Костные пластинки немногочисленны, располагаются неправильно. Гаверсовы каналы выглядят неупорядочено разбросанными полостями. Объёмы внутрикостных пространств невелики и формируются с возрастом. По мере роста происходит многократная перестройка кости с заменой к 3-4 годам волокнистой сетчатой структуры на пластинчатую, с вторичными гаверсовыми структурами.

Перестройка костной ткани у детей происходит более интенсивно. Так, в течение первого года жизни перемоделируется 50-70% костной ткани, а у взрослых за год -- всего 5%.

По химическому составу костная ткань ребёнка содержит больше воды и органических веществ и меньше минеральных веществ, чем у взрослых. Так, у новорождённых зола составляет 1/2 массы кости, а у взрослых -- 4/5. Опорно-двигательный аппарат состоит из костей, мышц, связок, сухожилий, хрящей, суставов и суставных капсул и предназначен для обеспечения изменения положения тела и передвижения в пространстве. Кости и их соединения составляют пассивную часть опорно-двигательного аппарата, а мышцы -- его активную часть.

1. Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата

Особенности к остной с истемы

Костная система у детей характеризуется рядом особенностей.

К моменту рождения ребёнка процесс оссификации полностью не завершён. Диафизы трубчатых костей представлены костной тканью, а подавляющее большинство эпифизов, все губчатые кости кисти и часть трубчатых костей стопы состоят из хрящевой ткани. Точки окостенения в эпифизах начинают появляться только на последнем месяце внутриутробного развития и к рождению намечаются в телах и дугах позвонков, эпифизах бедренных и большеберцовых костей, а также пяточных, таранных и кубовидных костях. Точки окостенения в эпифизах остальных костей появляются уже после рождения в течение первых 5-15 лет, причём последовательность их появления достаточно постоянна. Совокупность имеющихся у ребёнка ядер окостенения представляет важную характеристику уровня его биологического развития и носит название «костный возраст».

После рождения ребёнка кости интенсивно растут. Рост костей в длину происходит благодаря наличию эпифизарного хряща (небольшой прослойки хрящевой ткани между окостеневающим эпифизом и диафизом). Вместе с тем, богатое кровоснабжение с наличием хорошо развитых, перфорирующих ростковый хрящ эпиметафизарных сосудов создаёт анатомические предпосылки к возникновению у детей гематогенного остеомиелита (до 2-3 лет жизни чаще в эпифизах, а в более старшем возрасте -- в метафизах). У детей старше 2 лет количество кровеносных сосудов в костях значительно уменьшается и вновь возрастает лишь ко времени препубертатного и пубертатного ускорения роста.

Надкостница у детей более толстая, чем у взрослых, в результате чего при травме возникают поднадкостничные переломы по типу «зелёной ветки». Функциональная активность надкостницы у детей существенно выше, чем у взрослых, что обеспечивает быстрый поперечный рост костей.

Во внутриутробном периоде и у новорождённых все кости заполнены красным костным мозгом, содержащим клетки крови и лимфоидные элементы и выполняющим кроветворную и защитную функции. У взрослых красный костный мозг содержится только в ячейках губчатого вещества плоских, коротких губчатых костей и эпифизах трубчатых костей. В костномозговой полости диафизов трубчатых костей находится жёлтый костный мозг, представляющий собой перерождённую строму с жировыми включениями. Наиболее выраженные изменения в костях происходят в течение первых 2 лет жизни, в младшем школьном возрасте и в периоде полового созревания. Лишь к 12 годам кости ребёнка по внешнему строению и гистологическим особенностям приближаются к таковым взрослого человека.

2. Возрастные особенности суставов у детей

К моменту рождения суставно-связочный аппарат анатомически сформирован. У новорождённых уже имеются все анатомические элементы суставов, однако эпифизы сочленяющихся костей состоят из хряща.

Капсулы суставов новорождённого туго натянуты, а большинство связок отличается недостаточной дифференцировкой образующих их волокон, что определяет их большую растяжимость и меньшую прочность, чем у взрослых. Эти особенности определяют возможность подвывихов, к примеру, головки лучевой и плечевой костей.

Развитие суставов наиболее интенсивно происходит в возрасте до 3 лет и обусловлено значительным увеличением двигательной активности ребёнка. За период с 3 до 8 лет у детей постепенно возрастает амплитуда движений в суставах, активно продолжается процесс перестройки фиброзной мембраны суставной капсулы и связок, увеличивается их прочность. В возрасте 6-10 лет усложняется строение суставной капсулы, увеличивается количество ворсинок и складок синовиальной мембраны, происходит формирование сосудистых сетей и нервных окончаний синовиальной мембраны. В возрасте 9-14 лет процесс перестройки суставного хряща замедляется. Формирование суставных поверхностей, капсулы и связок в основном завершается лишь к 13-16 годам жизни.

Череп

Череп к моменту рождения представлен крупным количеством костей, соединённых с помощью широких хрящевых и соединительнотканных прослоек. Происходят утолщение и пневматизация костей, что приводит к уменьшению их массы.

Позвоночник

Длина позвоночного столба у новорождённого составляет 40% длины его тела и за первые 2 года жизни удваивается. Однако разные отделы позвоночного столба растут неравномерно, так, на первом году жизни наиболее быстро растёт поясничный отдел, медленнее всего -- копчиковый.

У новорождённых тела позвонков, а также поперечные и остистые отростки развиты относительно слабо, межпозвонковые диски относительно толще, чем у взрослых, они лучше кровоснабжаются.

Позвоночник новорождённого имеет вид пологой дуги, вогнутой спереди. Физиологические изгибы начинают формироваться только начиная с 3-4 мес. Шейный лордоз формируется после того, как ребёнок начинает держать голову. Швы между костями свода (стреловидный, венечный, затылочный) не сформированы и начинают закрываться только с 3-4-го месяца жизни. Края костей ровные, зубцы образуются только на 3-м году жизни ребёнка. Формирование швов между костями черепа заканчивается к 3-5 годам жизни. Зарастание швов начинается после 20-30 лет.

Наиболее характерная особенность черепа новорождённого -- наличие родничков (не окостеневших перепончатых участков свода черепа), благодаря чему череп очень эластичен, его форма может изменяться во время прохождения головки плода через родовые пути (рис. 2-10).

Большой родничок расположен в месте пересечения венечного и сагиттального швов. Его размеры от 1,5x2 см до 3x3 см при измерении между краями костей. Закрывается большой родничок обычно к возрасту 1-1,5 лет (в настоящее время нередко уже к 9-10-му месяцу жизни).

Малый родничок расположен между затылочной и теменными костями, к моменту рождения закрыт у 3/4 здоровых доношенных детей, а у остальных закрывается к концу 1-2-го месяца жизни.

Боковые роднички (передние клиновидные и задние сосцевидные) у доношенных детей при рождении закрыты.

Мозговой отдел черепа по объёму существенно больше лицевого (у новорождённого в 8 раз, а у взрослых только в 2 раза). Глазницы у новорождённого широкие, лобная кость состоит из двух половин, надбровные дуги не выражены, лобная пазуха не сформирована. Челюсти недоразвиты, нижняя челюсть состоит из двух половин.

Череп быстро растёт до 7 лет. На первом году жизни происходит быстрое и равномерное увеличение размеров черепа, толщина костей увеличивается в 3 раза, формируется структура костей свода черепа. В возрасте от 1 до 3 лет сливаются точки окостенения, хрящевая ткань постепенно замещается костной. На 1-2-м году срастаются половины нижней челюсти, на 2-3-м году в связи с усилением функции жевательных мышц и завершением прорезывания молочных зубов усиливается рост лицевого черепа. С 3 до 7 лет наиболее активно растёт основание черепа, и к 7 годам его рост в длину в основном заканчивается. В возрасте 7-13 лет череп растёт более медленно и равномерно. В это время завершается сращение отдельных частей костей черепа. В возрасте 13-20 лет растёт преимущественно лицевой отдел черепа, появляются половые отличия. Вертлужная впадина у новорождённого овальная, глубина её значительно меньше, чем у взрослого, вследствие чего большая часть головки бедренной кости расположена вне её. Суставная капсула тонкая, седалищно-бедренная связка не сформирована. Постепенно с ростом тазовой кости в толщину и формированием края вертлужной впадины головка бедренной кости глубже погружается в полость сустава.

Конечности

У новорождённых конечности относительно короткие. В последующем нижние конечности растут быстрее и становятся длиннее верхних. Наибольшая скорость роста нижних конечностей происходит у мальчиков в возрасте 12-15 лет, у девочек в возрасте 13-14 лет.

У новорождённого и ребёнка первого года жизни стопа плоская. Когда ребёнок начинает сидеть (5-6 мес.) появляется грудной кифоз. Поясничный лордоз начинает формироваться после 6-7 мес., когда ребёнок начинает сидеть, и усиливается после 9-12 мес., когда ребёнок начинает стоять и ходить. Одновременно компенсаторно формируется крестцовый кифоз. Изгибы позвоночного столба становятся хорошо заметными к 5-6 годам. Окончательное формирование шейного лордоза и грудного кифоза завершается к 7 годам, а поясничного лордоза -- к периоду полового созревания. Благодаря изгибам увеличивается эластичность позвоночного столба, смягчаются толчки и сотрясения при ходьбе, прыжках и т.д.

В связи с незавершённостью формирования позвоночника и слабым развитием мышц, фиксирующих позвоночник, у детей легко возникают патологические изгибы позвоночника (к примеру, сколиоз) и нарушения осанки.

Грудная клетка

Грудная клетка новорождённого имеет конусовидную форму, её передне-задний размер больше поперечного. Рёбра отходят от позвоночника почти под прямым углом, расположены горизонтально. Грудная клетка как бы находится в положении максимального вдоха.

Рёбра у детей раннего возраста мягкие, податливые, легко прогибаются и пружинят при надавливании. Глубину вдоха обеспечивают в основном экскурсии диафрагмы, место прикрепления той при затруднении дыхания втягивается, образуя временную или постоянную харрисонову борозду.

Когда ребёнок начинает ходить, грудина опускается, и рёбра постепенно принимают наклонное положение. К 3 годам переднезадний и поперечный размеры грудной клетки сравниваются по величине, увеличивается угол наклона рёбер, становится эффективным рёберное дыхание. анатомический физиологический костный мышечный ребенок

К школьному возрасту грудная клетка уплощается, в зависимости от типа телосложения начинает формироваться одна из трёх её форм: коническая, плоская или цилиндрическая. К 12 годам грудная клетка переходит в положение максимального выдоха. Только к 17-20 годам грудная клетка приобретает окончательную форму.

Кости таза

Кости таза у детей раннего возраста относительно малы. Форма таза напоминает воронку. Наиболее интенсивно кости таза растут в течение первых 6 лет, а у девочек, кроме того, в пубертатном периоде. Изменение формы и размеров таза происходит под влиянием веса тела, органов брюшной полости, под воздействием мышц и влиянием половых гормонов. Разница в форме таза у мальчиков и девочек становится заметной после 9 лет: у мальчиков таз более высокий и узкий, чем у девочек.

До 12-14 лет тазовая кость состоит из 3 отдельных соединённых хрящом костей, сращённые тела которых образуют вертлужную впадину. Линия поперечного сустава предплюсны почти прямая (у взрослого S-образная). Формирование суставных поверхностей, связочного аппарата и сводов стопы происходит постепенно, после того как ребёнок начинает стоять и ходить и по мере окостенения костей стопы.

Зубы

Молочные зубы у детей прорезываются обычно с возраста 5-7 мес в определённой последовательности, при этом одноимённые зубы на правой и левой половинах челюсти появляются одновременно. Порядок прорезывания молочных зубов следующий: 2 внутренних нижних и 2 внутренних верхних резца, а затем 2 наружных верхних и 2 наружных нижних резца (к году -- 8 резцов), в возрасте 12-15 мес. -- передние коренные (моляры), в 18-20 мес. -- клыки, в 22-24 мес. -- задние моляры. Таким образом, к 2 годам у ребёнка имеется 20 молочных зубов. Для ориентировочного определения должного количества молочных зубов можно использовать следующую формулу:

где: X -- количество молочных зубов;

п -- возраст ребёнка в месяцах.

Период замены молочных зубов на постоянные носит название периода сменного прикуса. Постоянный зуб прорезывается обычно через 3-4 мес. после выпадения молочного. Формирование как молочного, так и постоянного прикуса у детей -- критерий биологического созревания ребёнка (зубной возраст).

В первый период (от прорезывания до 3-3,5 лет) зубы стоят тесно, прикус ортогнатический (верхние зубы прикрывают нижние на одну треть) в связи с недостаточным развитием нижней челюсти, отсутствует стёртость зубов.

Во втором периоде (от 3 до 6 лет) прикус становится прямым, появляются физиологические промежутки между молочными зубами (как подготовка к прорезыванию постоянных, более широких зубов) и их стёртость.

Смена молочных зубов на постоянные начинается с 5 лет. Порядок прорезывания постоянных зубов обычно следующий: в 5-7 лет прорезываются первые моляры (большие коренные зубы), в 7-8 лет -- внутренние резцы, в 8-9 лет -- наружные резцы, в 10-11 лет -- передние премоляры, в 11-12 лет -- задние премоляры и клыки, в 10-14 лет вторые моляры, в 18-25 лет -- зубы мудрости (могут отсутствовать). Для ориентировочной оценки количества постоянных зубов можно использовать формулу:

где: X -- число постоянных зубов,

п -- возраст ребёнка в годах.

У некоторых детей прорезывание зубов может сопровождаться повышением температуры тела, расстройством сна, диареей и др. Формирование как молочного, так и постоянного прикуса у детей -- важный показатель биологического созревания ребёнка. Постоянный прикус в норме должен быть ортогнатическим или прямым.

Наряду с развитием мышечных волокон идёт формирование эндомизия и перимизия. Мышечная система включает более 600 мышц, большинство из которых участвует в выполнении различных движений.

3. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы

К моменту рождения количество мышц у ребёнка почти такое же, как у взрослого, однако имеются существенные различия в отношении массы, размеров, структуры, биохимии, физиологии мышц и нервно-мышечных единиц.

Скелетные мышцы у новорождённого анатомически сформированы и сравнительно хорошо развиты, их общая масса составляет 20-22% массы тела. К 2 годам относительная масса мышц несколько уменьшается (до 16,6%), а затем в связи с нарастанием двигательной активности ребёнка вновь увеличивается и к 6 годам достигает 21,7%, к 8-27-28%, а к 15-32-33%. У взрослых она составляет в среднем 40-44% массы тела. В общей сложности масса мышц за период детства увеличивается в 37 раз.

Структура скелетной мышечной ткани у детей разного возраста имеет ряд отличий. У новорождённого мышечные волокна расположены рыхло, их толщина 4-22 мкм. В постнатальном периоде рост мышечной массы происходит в основном за счёт утолщения мышечных волокон, и к 18-20 годам их диаметр достигает 20-90 мкм. В целом мышцы у детей раннего возраста более тонкие и слабые, а мышечный рельеф сглажен и становится отчётливым обычно только к 5-7 годам жизни.

Фасции у новорождённого тонкие, рыхлые, легко отделяются от мышц. Так, слабое развитие сухожильного шлема и рыхлое соединение его с надкостницей костей свода черепа предрасполагают к образованию гематом при прохождении ребёнка через родовые пути. Созревание фасций начинается с первых месяцев жизни ребёнка и связано с функциональной активностью мышц. В мышцах новорождённого относительно много интерстициальной ткани. В первые годы жизни происходит абсолютное увеличение рыхлой внутримышечной соединительной ткани, а относительное количество клеточных элементов на единицу площади уменьшается. Его дифференцировка заканчивается к 8-10 годам.

Нервный аппарат мышц к моменту рождения сформирован не полностью, что сочетается с незрелостью сократительного аппарата скелетных мышц. По мере роста ребёнка происходит созревание как двигательной иннервации фазных скелетных мышечных волокон (смена полинейронной иннервации на мононейронную, уменьшение площади чувствительности к ацетилхолину, в зрелых нервно-мышечных синапсах приуроченной только к постсинаптической мембране), так и формирование дефинитивных нервно-мышечных единиц. Происходит также образование новых проприорецепторов с концентрацией их в участках мышц, испытывающих наибольшее растяжение.

Скелетные мышцы у новорождённых характеризуется меньшим содержанием сократительных белков (у новорождённых их в 2 раза меньше, чем у детей старшего возраста), наличием фетальной формы миозина, обладающего небольшой АТФ-азной активностью. По мере роста ребёнка фетальный миозин замещается дефинитивными миозинами, увеличивается содержание тропомиозина и саркоплазматических белков, уменьшается количество гликогена, молочной кислоты и воды.

Мышцы ребёнка характеризуются рядом функциональных особенностей. Так, у детей отмечают повышенную чувствительность мышц к некоторым гуморальным агентам (в частности, к ацетилхолину). Во внутриутробном периоде скелетные мышцы отличаются низкой возбудимостью. Мышца воспроизводит лишь 3-4 сокращения в секунду. С возрастом число сокращений доходит до 60-80 в секунду. Созревание нервно-мышечного синапса приводит к значительному ускорению перехода возбуждения с нерва на мышцу. У новорождённых мышцы не расслабляются не только во время бодрствования, но и во сне. Постоянную их активность объясняют участием мышц в теплопродукции (так называемый сократительный термогенез) и метаболических процессах организма, стимуляции развития самой мышечной ткани. Мышечный тонус может быть ориентиром при определении гестационного возраста новорождённого. Так, у здоровых детей первых 2-3 мес. жизни отмечают повышенный тонус мышц сгибателей, так называемый физиологический гипертонус, связанный с особенностями функционирования ЦНС и приводящий к некоторому ограничению подвижности в суставах. Гипертонус в верхних конечностях исчезает в 2-2,5 мес., а в нижних -- в 3-4 мес. Глубоко недоношенные дети (срок гестации менее 30 нед.) рождаются с общей мышечной гипотонией. У ребёнка, родившегося на 30-34-й неделе гестации, нижние конечности согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Флексия верхних конечностей появляется только у детей, родившихся после 34-й недели гестации. После 36-38-й недели отмечают флексорное положение как нижних, так и верхних конечностей.

Рост и развитие мышц у детей происходит неравномерно и зависит от их функциональной активности. Так, у новорождённого слабо развиты мимические и жевательные мышцы. Они заметно укрепляются после прорезывания молочных зубов. Отчётливо выражены возрастные особенности диафрагмы. Её купол у новорождённых более выпуклый, сухожильный центр занимает относительно малую площадь. По мере развития лёгких выпуклость диафрагмы уменьшается. У детей до 5 лет диафрагма расположена высоко, что связано с горизонтальным ходом рёбер.

У новорождённых слабо развиты мышцы, апоневрозы и фасции живота, что обусловливает выпуклую форму передней брюшной стенки, сохраняющуюся до 3-5 лет. Пупочное кольцо у новорождённого ещё не сформировано, особенно в верхней его части, в связи с чем возможно образование пупочных грыж. Недостаточное развитие мышц возникает у детей, ведущих малоподвижный образ жизни, при дистрофии, обусловленной нарушением питания, наличием хронических соматических заболеваний, патологии нервной системы, генерализованного поражения суставов и т.д.

Крайняя степень слабого развития мышц -- атрофия. При этом состоянии масса мышечной ткани резко уменьшена, а брюшко мышц по своей толщине и консистенции становится похожим на сухожилие. При мышечной атрофии происходит обратимое или необратимое нарушение трофики мышц с развитием истончения и перерождения мышечных волокон, ослаблением или утратой их сократительной способности. Асимметрия мышечной массы предполагает неодинаковую степень развития одноимённых групп мышц. Для выявления асимметрии последовательно сравнивают аналогичные мышцы обеих половин лица, туловища, конечностей. Для более точной оценки измеряют сантиметровой лентой и сравнивают окружности левой и правой конечностей на одинаковых уровнях.

Мышечная асимметрия может быть следствием недоразвития, травмы, патологии нервной системы, некоторых ревматических заболеваний (гемисклеродермии, ЮРА) и др.

При пальпации выявляют локальную или распространённую болезненность, а также уплотнения по ходу мышц, что может быть связано с воспалительными изменениями, очаговым или диффузным отложением в них кальция.

Мышечный тонус

Мышечный тонус -- рефлекторное напряжение мышц, контролируемое ЦНС и зависящее также от происходящих в мышце метаболических процессов. Снижение или отсутствие тонуса называют гипотонией или атонией мышц соответственно, нормальный тонус -- нормотонией мышц, высокий тонус -- мышечной гипертонией.

Предварительное представление о состоянии мышечного тонуса можно получить при визуальной оценке позы и положения конечностей ребёнка. Так, к примеру, поза здорового новорождённого (руки согнуты в локтях, колени и бёдра подтянуты к животу) свидетельствует о наличии у него физиологического гипертонуса сгибателей. При снижении мышечного тонуса новорождённый лежит на столе с вытянутыми руками и ногами. У детей более старшего возраста снижение тонуса мышц приводит к нарушениям осанки, крыловидным лопаткам, чрезмерному поясничному лордозу, увеличению живота и др.

Мышечный тонус исследуют, оценивая сопротивление мышц, возникающее при пассивных движениях в соответствующих суставах (конечность при этом должна быть максимально расслаблена).

Повышение тонуса может быть двух видов.

-- мышечная спастичность -- сопротивление движению выражено только в начале пассивного сгибания и разгибания, затем препятствие как бы уменьшается (феномен «складного ножа»). Возникает при перерыве центрального влияния на клетки переднего рога спинного мозга и растормаживании сегментарного рефлекторного аппарата.

-- мышечная ригидность -- гипертонус постоянен или нарастает при повторении движений (феномен «восковой куклы» или «свинцовой трубки»). При исследовании мышечного тонуса может возникнуть прерывистость, ступенчатость сопротивления (феномен «зубчатого колеса»). Конечность может застывать в той позе, которую ей придают -- пластический тонус. Возникает при поражении экстрапирамидной системы.

При мышечной гипотонии выявляют отсутствие сопротивления при пассивных движениях, дряблую консистенцию мышц, увеличение объёма

движений в суставах (к примеру, переразгибание). Существует несколько проб, позволяющих судить о состоянии мышечного тонуса у детей.

Симптом возврата -- ножки новорождённого, лежащего на спине, разгибают, выпрямляют и прижимают к столу на 5 с., после чего отпускают. Так, показатели динамометрии у мальчиков выше, чем у девочек. Исключением служит период от 10 до 12 лет, когда становая сила у девочек выше, чем у мальчиков. Относительная сила мышц (на 1 кг массы тела) до 6-7 лет изменяется незначительно, а затем к возрасту 13-14 лет быстро увеличивается. Мышечная выносливость с возрастом также растёт и у 17-летних вдвое превышает аналогичные показатели 7-летних детей.

Степень развития мышц

У здоровых детей мышцы упругие на ощупь, одинаковые на симметричных участках тела и конечностей. Различают 3 степени развития мышц.

Хорошее -- контуры мышц туловища и конечностей в покое хорошо видны, живот втянут или незначительно выдаётся вперёд, лопатки подтянуты к грудной клетке, при напряжении усиливается рельеф сокращённых мышц.

Среднее -- мышцы туловища развиты умеренно, а конечностей -- хорошо, при напряжении отчётливо изменяются их форма и объём.

Слабое -- в покое мышцы туловища и конечностей плохо контурируются, при напряжении рельеф мышц изменяется едва заметно, нижняя часть живота отвисает, нижние углы лопаток расходятся и отстают от грудной клетки. Поверхностное паховое кольцо образует воронкообразное выпячивание, более выраженное у девочек.

У новорождённого преобладает масса мышц туловища. В первые годы жизни ребёнка в связи с нарастанием двигательной активности быстро растут мышцы конечностей, причём развитие мышц верхних конечностей на всех этапах опережает развитие мышц нижних конечностей. В первую очередь развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, гораздо позднее -- мышцы кисти, что приводит к трудностям в выполнении тонкой ручной работы до 5-6-летнего возраста. До 7 лет у детей недостаточно развиты мышцы ног, в связи с чем они плохо переносят длительные нагрузки. В возрасте 2-4 лет усиленно растут большие ягодичные мышцы и длинные мышцы спины. Мышцы, обеспечивающие вертикальное положение тела, наиболее интенсивно растут после 7 лет, особенно у подростков 12-16 лет. Совершенствование точности и координации движений наиболее интенсивно происходит после 10 лет, а способность к быстрым движениям развивается лишь к 14 годам.

Интенсивность прироста мышц и мышечной силы связана с полом. При наличии у новорождённого физиологического гипертонуса ножки сразу же возвращаются в исходное положение, при сниженном тонусе полного возврата не происходит.

Проба на тракцию -- лежащего на спине ребёнка берут за запястья и стараются перевести в сидячее положение. Ребёнок сначала разгибает руки (первая фаза), а затем сгибает их, всем телом подтягиваясь к исследующему (вторая фаза). При гипертонусе отсутствует первая фаза, а при гипотонусе -- вторая фаза.

Симптом «верёвочки» -- исследователь, стоя лицом к ребёнку, берёт его в свои руки и совершает вращательные движения попеременно то в одну, то в другую сторону, оценивая при этом степень активного мышечного сопротивления.

Симптом «дряблых плеч» -- плечи ребёнка обхватывают сзади двумя руками и активно поднимают вверх. При мышечной гипотонии это движение даётся легко, при этом плечи касаются мочек ушей.

Объём движений

Оценивают объём как активных, так и пассивных движений.

Активные движения изучают в процессе наблюдения за ребёнком во время игры, ходьбы, выполнения тех или иных движений (приседаний, наклонов, подниманий рук и ног, перешагиваний через препятствия, подъёма и спуска по лестнице и т.д.). Ограничение или отсутствие движений в отдельных мышечных группах и суставах указывает на поражение нервной системы (парезы или параличи), мышц, костей, суставов.

Пассивные движения исследуют, последовательно производя сгибание и разгибание в суставах: локтевых, тазобедренных, голеностопных и т.д. У новорождённых и детей первых 3-4 мес жизни отмечают ограничение движений в суставах, обусловленное физиологическим гипертонусом. Ограничение пассивных движений у детей более старшего возраста указывает на повышение мышечного тонуса или поражение суставов.

Сила мышц

Силу мышц оценивают по степени усилия, необходимого для преодоления активного сопротивления той или иной мышечной подгруппы. У детей раннего возраста пытаются отнять схваченную ими игрушку. Старших детей просят оказать сопротивление при разгибании согнутой руки (ноги). О состоянии мышечной силы косвенно можно судить по тому, как ребёнок выполняет приседания, подъём и спуск по лестнице, вставание с пола или кровати, одевание и раздевание и т.д. мышечная сила отчётливо увеличивается с возрастом. Как правило, ведущая рука сильнее, и в целом мышечная сила у мальчиков больше, чем у девочек. Более объективно судить о мышечной силе можно по отображениям динамометра (ручного и станового).

Лабораторные и инструментальные исследования

При заболеваниях мышечной системы исследуют биохимические показатели крови [активность креатинфосфокиназы, мышечной фракции лактат-дегидрогеназы (ЛДГ), трансаминаз, концентрацию аминокислот и креатина в крови и моче, содержание миоглобина в крови и моче], определяют аутоантитела. Для уточнения диагноза проводят генетические и морфологические исследования биоптата мышц.

Среди инструментальных методов для выяснения причины снижения мышечной силы в клинической практике наиболее часто применяют электромиографию (ЭМГ) -- метод регистрации биоэлектрической активности мышц, позволяющий, к примеру, дифференцировать первичную патологию мышц от их поражений при заболеваниях нервной системы. Мышечную возбудимость оценивают с помощью хронаксиметрии, мышечную работоспособность -- эргографом и эргометром.

Список используемой литературы:

1. Основы физиологии человека / Под. ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: РУДН, 2001

2. Физиология человека/ Под. ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - М.: Медицина, 2003

3. Физиология плода и детей / Под. ред. В.Д. Глебовского - М.: Медицина, 1988.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общая характеристика и возрастные особенности хрящевой ткани. Виды хрящевой и костной ткани. Общая характеристика и возрастные особенности костной ткани. Особенности строения мышечной ткани в детском и в пожилом возрасте. Скелетная мышечная ткань.

    презентация , добавлен 07.02.2016

    Анатомо-физиологические особенности органов дыхания, кровообращения у детей. Сердечно-сосудистая, мочевыделительная и нервная системы. Анализ развития опорно-двигательного аппарата в детском возрасте. Функции пищеварительной системы и системы крови.

    презентация , добавлен 28.12.2014

    Общая характеристика двигательной активности животных. Ознакомление со строением системы тканей и органов - опорно-двигательным аппаратом. Описание основных функций скелета животного. Изучение особенностей нервно-мышечной части двигательного аппарата.

    реферат , добавлен 26.10.2015

    Изучение строения и характеристика элементов опорно-двигательного аппарата человека как функциональной совокупности костей скелета, сухожилий и суставов, обеспечивающих двигательные действия. Функции двигательного аппарата: опорная, защитная, рессорная.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2011

    Система органов движения: кости (скелет), связки, суставы и мышцы. Характеристика костной ткани, состоящей из клеток и межклеточного вещества. Три периода развития черепа после рождения. Возрастные особенности позвоночника и скелетной мускулатуры.

    реферат , добавлен 06.06.2011

    Анатомо-физиологические особенности нервной системы у новорожденных. Функциональные особенности нервной системы у детей. Психомоторное развитие детей. Безусловные, висцеральные и вегетативные рефлексы новорожденных. Возрастные гистологические особенности.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2015

    Периоды развития зубов у детей. Морфологические особенности внутриутробного периода. Время от рождения до начала прорезывания молочных зубов, период формирования их прикуса. Сформированный молочный и сменный прикусы. Период прикуса постоянных зубов.

    презентация , добавлен 16.12.2015

    Произвольные и непроизвольные мыщцы. Отведение и вращение внутрь – основные функции мышц. Свойства мышечной ткани: возбудимость, сократимость, растяжимость, эластичность. Функции скелетных (соматических) мышц. Особенности мышц синергистов и антагонистов.

    презентация , добавлен 13.12.2010

    Гистологическое строение респираторного отдела лёгких. Возрастные изменения и анатомо-физиологические особенности респираторного отдела лёгких. Особенности исследования дыхательной системы у детей. Состав альвеолярного эпителия. Бронхиальное дерево.

    презентация , добавлен 05.10.2016

    Закладка дыхательной системы у эмбриона человека. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей раннего возраста. Пальпация пациента при исследовании органов дыхания, перкуссия и аускультация легких. Оценка спирографических показателей.

Скелет ребенка в процессе роста и развития подвергается сложным преобразованиям. Костная ткань у ребенка грудного возраста имеет волокнистое строение, бедна минеральными солями, богата водой и кровеносными сосудами. Каждая кость у ребенка представлена как несколько костей, которые впоследствии сливаются воедино. Если у взрослого их 206, то у новорожденного их 350. Еще после 14 лет продолжается срастание костей. Например, у ребенка в первые годы тазовая кость состоит из трех отдельных костей, соединенных друг с другом прослойками хряща, которые постепенно замещаются костной тканью, и кости срастаются друг с другом

После рождения кости продолжают расти в толщину путем наслаивания костной ткани снаружи и разрушения изнутри. Это большая часть костей мозгового и лицевого черепа. Иначе растут длинные кости конечностей, в которых принято различать среднюю часть, или диафиз , и концы кости, или эпифизы. Сначала костная ткань образуется посредине диафиза. В длинных костях в течение продолжительного времени остаются хрящевые прослойки между диафизом и эпифизом (зоны роста ). Окостенение начинается со средней части кости – с диафиза, где благодаря деятельности костных клеток образуется костная манжетка. Она увеличивается в направлении к эпифизам, в результате чего кость растет в длину. Вместе с тем происходит увеличение ее толщины за счет образования новых слоев костной ткани. При окостенении хрящевой прослойки рост кости в длину становится невозможным. В большинстве длинных костей и позвонков хрящевая прослойка между диафизами и эпифизами сохраняется до 17-20 лет, а в некоторых и до 22-25 лет.

В скелете новорожденного ребенка много хрящевых частей. Хрящевыми остаются эпифизы, то есть концы длинных костей конечностей. Во многих костях сохраняются хрящевые участки между отдельными центрами окостенения (рис. 4.8).

Кости черепа не на всем протяжении соприкасаются друг с другом. Особенно велик промежуток между лобной и двумя теменными костями – большой родничок , который зарастает к году. Малый родничок – промежуток, между затылочной и двумя теменными костями. Он зарастает в первый месяц жизни, а чаще к рождению (рис. 4.9.). Неравномерно растет череп. Стремительно растет в первый год: окружность головы увеличивается на 30%, а поперечный диаметр более чем на 40%. Объем мозгового черепа увеличивается в 2,5 раза. Увеличиваются размеры лицевого черепа. Объем мозгового черепа продолжает увеличиваться и к трем годам достигает 80 % объема взрослого человека. К этому времени начинают образовываться черепные швы. Продолжает значительно расти основание мозгового черепа, и к 7-8 годам становится таким же, как у взрослого. Лицевой череп также продолжает расти. По мере роста молочных и постоянных зубов растут верхняя и нижняя челюсти.

Освоение вертикального положения тела приводит к ряду существенных изменений в двигательном аппарате: во-первых, резко повышается тонус и сократительная способность мышц-разгибателей; во-вторых, появляются изгибы позвоночника, которые способствуют сохранению равновесия, оказывают пружинящее влияния при ходьбе, беге, прыжках и облегчают работу мышц при длительном сохранении вертикального положения тела.

Позвоночник у новорожденных выпрямлен, не имеет физиологических изгибов. Первый изгиб – шейный (лордоз) появляется в двухмесячном возрасте, когда ребенок начинает держать голову. Обращенная вперед выпуклость шейной части позвоночника становится хорошо выраженной значительно позднее, когда ребенок самостоятельно и подолгу сохраняет позу сидения. Постоянство шейной кривизны устанавливается к 7 годам. Одновременно более отчетливо выявляется обращенная назад выпуклость средней части позвоночника – грудной изгиб. Грудной изгиб (кифоз) появляется к 6 месяцам, когда ребенок может сидеть. Кифоз – изгиб, направленный выпуклостью назад. Положение сидя, и особенно стоя способствует образованию поясничного изгиба, обращенного выпуклостью вперед. Изгиб, направленный выпуклостью вперед, называется лордозом . Он появляется после года, когда ребенок начинает ходить. С образованием поясничного лордоза, центр тяжести перемещается кзади, препятствуя падению тела при вертикальном положении. Обычно этот изгиб становится заметным на 2 году жизни.

На протяжении всего дошкольного возраста изгибы в сильной степени зависят от положения тела. После длительного лежания, например, после ночного сна, шейный изгиб и особенно поясничный могут совершенно исчезать, вновь появляясь и усиливаясь к концу дня под влиянием сидения и ходьбы. Даже в младшем школьном возрасте изгибы в течение ночи значительно уплощаются. К 7 годам уже имеются четко выраженные шейный, грудной изгибы. Фиксация поясничного изгиба происходит в 12-14 лет. Изгибы позвоночника составляют специфическую особенность человека и возникли в связи с вертикальным положением тела. Благодаря изгибам, позвоночный столб пружинит. Удары и толчки при ходьбе, беге, прыжках ослабляются и затухают, что предохраняет мозг от сотрясений (рис. 4.10.).

Рост позвоночника в длину происходит особенно интенсивно в первые два года и в период полового созревания. Между позвонками расположены диски из хряща, способствующие подвижности позвоночного столба. С возрастом высота дисков меняется. Окостенение позвонков продолжается в течение всего детского возраста.

У новорожденных и грудных детей до 6 месяцев грудная клетка имеет форму цилиндра или усеченного конуса. Поперечник нижнего его отдела превышает поперечник верхнего отдела. Ребра расположены горизонтально. Грудная клетка первых месяцев представляется укороченной. Затем она изменяется, и появляются физиологическое опущение ребер. Ребра принимают более косое направление, межреберные промежутки становятся более узкими. Особенности грудной клетки ребенка сглаживаются к 6-7 годам, окончательное формирование ее происходит к 12-13 годам.

Грудная клетка образует костную основу грудной полости. Она защищает сердце, легкие, печень и служит местом прикрепления дыхательных мышц и мышц верхних конечностей. Соответственно изменению грудной клетки увеличивается объем легких. Изменение положения ребер способствует увеличению движений грудной клетки, отчего эффективнее осуществляются дыхательные движения.

Поясничный пояс образует крестец и 2 тазовые кости. Каждая тазовая кость у новорожденных состоит из трех костей, сращение их начинается с 5-6 лет, завершается к 17-18 годам.

У новорожденных кости запястья только намечаются, становятся ясно видимыми к 7 годам, их окостенение завершаются к 12 годам. Окостенение фаланг пальцев завершается к 11 годам. Не сформированная кисть быстро утомляется

К двум годам жизни кости ребенка по строению приближаются к костям взрослого человека и к 12 годам уже не отличаются от них

С помощью опорно-двигательного аппарата осуществляется важнейшая функция организма – движение. Двигательная активность играет важнейшую роль в обменных процессах, положительно влияет на работу всех внутренних органов.

Мышцы у новорожденного и ребенка грудного возраста развиты слабо. Составляют 25% массы тела, тогда как у взрослого 40-43%. Величина мышц зависит от выполняемой ими работы. В процессе развития ребенка мышечные группы растут неравномерно. У грудных детей, прежде всего, развиваются мышцы живота. К году, в связи с ползанием и началом ходьбы заметно растут мышцы спины и конечностей. За весь период роста ребенка масса мускулатуры увеличивается в 35 раз. Увеличение массы мышц достигается их удлинением и утолщением, за счет увеличения диаметра волокон. У новорожденных он не превышает 10-15 тысячных долей миллиметра, а к 3-4 годам увеличивается в 2-2,5 раза. В последующие годы диаметр мышечных волокон в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей организма, и главным образом от двигательной активности.

Уже в первые дни жизни ребенок проявляет большую двигательную активность. В основном, это беспорядочные движения конечностей.

У детей первых месяцев жизни отмечается повышенный тонус мышц. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей. При нормальном развитии ребенка двигательные навыки у него образуются последовательно.

В 1-2 месяца ребенок удерживает голову в вертикальном положении. В положении на животе он приподнимает голову, а к концу второго месяца, опираясь на руки, поднимает не только голову, но и грудь.

Трехмесячный ребенок начинает переворачиваться со спины на живот. В 3-3,5 месяца при поддержке за подмышки упирается ногами. В возрасте 4-5 месяцев движения начинают хорошо контролироваться зрением: увидев новый предмет, ребенок протягивает к нему руки, хватает и, как правило, тащит в рот.

В 6 месяцев – самостоятельно сидит. В 7-8 месяцев ползает. К 7 месяцам ребенок хорошо сохраняет сидячее положение, а еще через месяц самостоятельно садится и, держась за различные предметы, поднимается на ноги. Постепенно он начинает ползать на четвереньках. В 10 месяцев – стоит без опоры. В 12 месяцев ребенок делает первые самостоятельные шаги.

Поддержание вертикального положения тела требует хорошо согласованной деятельности почти трехсот больших и малых мышц. Каждая мышца должна сокращаться со строго определенной силой, чтобы совместно с другими мышцами закреплять в определенном положении подвижно соединенные друг с другом кости скелета. Особенно сложна работа мышц при ходьбе и беге. Во время ходьбы около 50 мышц участвуют в переносе ноги вперед. Пока одна нога делает шаг вперед, мышцы другой вместе с мышцами туловища обеспечивают поддержание равновесия, что усложняется непрерывным перемещением центра тяжести.

У ребенка координация работы мышц при стоянии и ходьбе устанавливается не сразу: Вначале ребенок ходит, широко расставляя ноги и балансируя разведенными в стороны руками. Лишь постепенно, к 3-4 годам, координация движений становится настолько точной, что ребенок легко ходит и бегает, сохраняя равновесие.

В возрасте 4-5 лет ребенок может прыгать, скакать на одной ноге, скользить по ледяным дорожкам, кататься на коньках, проделывать различные гимнастические и акробатические упражнения.

Движения мелких мышц кисти начинают осваиваться уже к концу первого и началу 2 года жизни. Ребенок может схватывать и удерживать мелкие предметы не только всей кистью, но большим и указательным пальцами. К 3-5 годам ему доступны самые разнообразные, хорошо координированные и точные движения пальцев: ребенок может научиться рисовать, играть на рояле, резать ножницами. Можно считать, что свойственная взрослому человеку координация движений различных мышечных групп устанавливается к 6-летнему возрасту. Интенсивный рост мышц и увеличение их силы наблюдаются после 6 лет. К 8 годам жизни мышцы составляют уже около 27 % веса тела, что объясняется их естественной тренировкой.

Очень медленно развивается другое свойство мышц – их выносливость . Выносливость двигательного аппарата определяется работоспособностью мышц, их способностью длительное время выполнять динамическую и статическую работу. Дети более приспособлены выполнять динамическую работу, нежели статическую, так как последняя вызывает быстрое утомление мышц.Дети дошкольного возраста, очень подвижны. Приблизительный подсчет показывает, что за день, особенно в летнее время, ребенок, двигаясь, покрывает до 15-20 км. Иными словами, происходит значительная естественная тренировка двигательного аппарата. Ребенок 3-4 лет обычно не в состоянии долго идти спокойным, равномерным шагом. Его движения непрерывно меняются. Статическое напряжение его мышц может быть неизменным только в течение короткого времени.

В старшем дошкольном возрасте двигательная активность разнообразнее. Мышцы становятся значительно сильнее, а движения – хорошо координированными. Выносливость несколько повышается, но все же ребенок очень быстро переходит от одной деятельности к другой. При ходьбе его движения приобретают правильную ритмичность, но лишь на некоторое время, например на 5, 10 или 15 минут. Увеличивается способность сохранять неподвижную позу, особенно при сидении, но ненадолго. Особенно низкой остается выносливость по отношению к максимальному силовому напряжению. Выносливость мышц увеличивается с 8-10 лет. Выносливость к динамической работе зависит не только от степени развития мышц, но и от работоспособности внутренних органов, особенно кровеносной и дыхательной систем, поэтому всякую физическую нагрузку (подвижные и спортивные игры, занятия гимнастикой, прогулки) необходимо строго дозировать. Наибольшая выносливость к динамической работе достигается к 25-30 годам.

Таким образом, в дошкольном и младшем школьном возрасте рост и развитие опорно-двигательного аппарата далеко еще не закончены. Об этом следует помнить педагогам и стараться выполнять гигиенические требования, предъявляемые к организации условий жизни ребенка.

Опорно-двигательный аппарат аппарат состоит из костей, мышц, связок, сухожилий, хрящей, суставов и суставных капсул и предназначен для обеспечения изменения положения тела и передвижения в пространстве. Кости и их соединения составляют пассивную часть опорно-двигательного аппарата, а мышцы - его активную часть.

Опорно-двигательный аппарат у детей

К моменту рождения ребёнка процесс оссификации полностью не завершён. Диафизы трубчатых костей представлены костной тканью, а подавляющее большинство эпифизов, все губчатые кости кисти и часть трубчатых костей стопы состоят из хрящевой ткани. Точки окостенения в эпифизах начинают появляться только на последнем месяце внутриутробного развития и к рождению намечаются в телах и дугах позвонков, эпифизах бедренных и большеберцовых костей, а также пяточных, таранных и кубовидных костях. Точки окостенения в эпифизах остальных костей появляются уже после рождения в течение первых 5-15 лет, причём последовательность их появления достаточно постоянна. Совокупность имеющихся у ребёнка ядер окостенения представляет важную характеристику уровня его биологического развития и носит название "костный возраст".

Развитие костной системы у детей

После рождения ребёнка кости интенсивно растут, опорно-двигательный аппарат развивается. Рост костей в длину происходит благодаря наличию эпифизарного хряща (небольшой прослойки хрящевой ткани между окостеневающим эпифизом и диафизом). Периферический край этого хряща на поверхности кости называют эпифизарной линией. Эпифизарный хрящ выполняет костеобразующую функцию до достижения костью её окончательных размеров (18-25 лет). В последующем он замещается костной тканью и срастается с эпифизом. Рост кости в толщину происходит за счёт надкостницы, во внутреннем слое которой молодые костные клетки формируют костную пластинку (периостальный способ образования костной ткани).

Костная ткань новорождённых имеет порозное грубоволокнистое сетчатое (пучковое) строение. Костные пластинки немногочисленны, располагаются неправильно. Гаверсовы каналы выглядят неупорядочено разбросанными полостями. Объёмы внутрикостных пространств невелики и формируются с возрастом. По мере роста опорно-двигательного аппарата происходит многократная перестройка кости с заменой к 3-4 годам волокнистой сетчатой структуры на пластинчатую, с вторичными гаверсовыми структурами.

Формирование костной системы у ребенка

Перестройка костной ткани у детей происходит более интенсивно. Так, в течение первого года жизни перемоделируется 50-70% костной ткани, а у взрослых за год - всего 5%.

По химическому составу костная ткань ребёнка содержит больше воды и органических веществ и меньше минеральных веществ, чем у взрослых. Так, у новорождённых зола составляет 1/2 массы кости, а у взрослых - 4/5. С возрастом содержание в кости гидроксиапатита (основного её минерального компонента) увеличивается. Волокнистое строение и особенности химического состава обусловливают большую эластичность костей у детей и их податливость при сдавлении. Кости у детей менее ломкие, но легче изгибаются и деформируются.

Поверхности костей у детей сравнительно ровные. Костные выступы формируются по мере развития и активного функционирования мышц.

Кровоснабжение костной ткани у детей более обильное, чем у взрослых, за счёт количества и большой площади ветвления диафизарных, хорошо развитых метафизарных и эпифизарных артерий. К 2 годам у ребёнка складывается единая система внутрикостного кровообращения. Обильная васкуляризация обеспечивает интенсивный рост костной ткани и быструю регенерацию костей после переломов. Вместе с тем, богатое кровоснабжение с наличием хорошо развитых, перфорирующих ростковый хрящ эпиметафизарных сосудов создаёт анатомические предпосылки к возникновению у детей гематогенного остеомиелита (до 2-3 лет жизни чаще в эпифизах, а в более старшем возрасте - в метафизах). У детей старше 2 лет количество кровеносных сосудов в костях опорно-двигательного аппарата значительно уменьшается и вновь возрастает лишь ко времени препубертатного и пубертатного ускорения роста.

Особенности развития костной системы у детей

Надкостница у детей более толстая, чем у взрослых, в результате чего при травме возникают поднадкостничные переломы по типу "зелёной ветки". Функциональная активность надкостницы у детей существенно выше, чем у взрослых, что обеспечивает быстрый поперечный рост костей.

Во внутриутробном периоде и у новорождённых все кости заполнены красным костным мозгом, содержащим клетки крови и лимфоидные элементы и выполняющим кроветворную и защитную функции. У взрослых красный костный мозг содержится только в ячейках губчатого вещества плоских, коротких губчатых костей и эпифизах трубчатых костей. В костномозговой полости диафизов трубчатых костей находится жёлтый костный мозг, представляющий собой перерождённую строму с жировыми включениями. Наиболее выраженные изменения в костях происходят в течение первых 2 лет жизни, в младшем школьном возрасте и в периоде полового созревания. Лишь к 12 годам кости ребёнка по внешнему строению и гистологическим особенностям приближаются к таковым взрослого человека.

Формирование суставов у детей

Возрастные особенности суставов у детей

К моменту рождения суставно-связочный аппарат анатомически сформирован. У новорождённых уже имеются все анатомические элементы суставов, однако эпифизы сочленяющихся костей состоят из хряща.

Капсулы суставов новорождённого туго натянуты, а большинство связок отличается недостаточной дифференцировкой образующих их волокон, что определяет их большую растяжимость и меньшую прочность, чем у взрослых. Эти особенности определяют возможность подвывихов, например головки лучевой и плечевой костей.

Развитие суставов наиболее интенсивно происходит в возрасте до 3 лет и обусловлено значительным увеличением двигательной активности ребёнка. За период с 3 до 8 лет у детей постепенно возрастает амплитуда движений в суставах, активно продолжается процесс перестройки фиброзной мембраны суставной капсулы и связок, увеличивается их прочность. В возрасте 6-10 лет усложняется строение суставной капсулы, увеличивается количество ворсинок и складок синовиальной мембраны, происходит формирование сосудистых сетей и нервных окончаний синовиальной мембраны. В возрасте 9-14 лет процесс перестройки суставного хряща замедляется. Формирование суставных поверхностей, капсулы и связок в основном завершается лишь к 13-16 годам жизни.

Особенности опорно-двигательного аппарата ребенка.

ТЕМА №3

Рост и развитие скелœета .

К системе органов движения относятся кости, связки, суставы и мышцы.

Кости, связки и суставы являются пассивными элементами органов движения.

Активной частью аппарата движения являются мышцы .

Система органов движения - единое целое: каждая часть и орган формируются в постоянной связи и взаимодействии друг с другом.

Скелœет - опора мягких тканей, а там, где соединœенные кости образуют полости, выполняет защитную функцию (череп, грудная клетка, таз). Скелœет состоит из отдельных костей, соединœенных между собой соединительной тканью, а иногда и непосредственно кость с костью.

Сустав. Различают два базовых типа соединœений костей скелœета: прерывное и непрерывное.

Непрерывное соединœение характерно тем, что кости соединœены друг с другом сплошной прослойкой ткани и пространства между ними нет. Движения в таком случае ограничены или исключены. К непрерывным соединœениям костей относят череп, таз, позвоночник, соединœение ребер с грудиной.

Прерывное соединœение, или суставы, характеризуется наличием между концами костей небольшого пространства. Сами же концы заключены в специальное герметическое образование, называемое сумкой сустава. При этом концы костей покрыты слоем гладкого суставного хряща, а сумка изнутри выстлана специальной оболочкой, называемой синовиальной. В суставной сумке сохраняется постоянное давление, оно ниже атмосферного. Внутри суставной сумки есть небольшое количество жидкости, снижающее трение поверхностей друг о друга.

Суставные поверхности костей обычно по форме соответствуют друг другу, иесли одна имеет головку, то вторая - впадину для нее.

Снаружи, а иногда и внутри суставов есть связки, укрепляющие сочленение поверхностей. Такие внутрисуставные связки имеются в тазобедренном, коленном и других суставах.

Череп. В скелœете головы - черепе различают лицевой и мозговой отделы.

В мозговом отделœе черепа располагается головной мозг и высшие органы чувств (зрение, слух, обоняние и др.), а в лицевом - верхние дыхательные пути и начальный отдел пищеварительной системы.

Все кости черепа, кроме нижней челюсти и подъязычной кости, имеют непрерывное соединœение швами. Места соединœения хорошо видны на черепе. Различают зубчатый, чешуйчатый и плоский швы

Зубчатым швом называют такое соединœение, когда выступы края одной кости заходят между выступами другой, к примеру шов между лобной и теменной костями. Когда край одной кости накладывается на край другой, соединœение называют чешуйчатым швом, к примеру соединœение височной кости с теменной. Иногда гладкие края срастающихся костей соединяются между собой без всяких выступов. Это - плоское соединœение костей, к примеру соединœение носовых костей, верхних челюстей и т. д. .. Нижняя челюсть с височными костями имеет прерывное соединœение посредством двух подвижных комбинированных нижнечелюстных суставов. Οʜᴎ образованы головками суставных отростков нижней челюсти и впадинами височных костей.

У младшего школьника череп отличается от черепа взрослого относительно большой величиной. Этот признак у детей раннего возраста и дошкольников особенно заметен. Вместе с тем, ему свойственно преобладание мозгового отдела над

Развитие мозгового отдела черепа зависит от роста и развития головного мозга, а лицевого - от прорезывания зубов, развития челюстей и особенно от акта жевания.

В развитии черепа выделяют четыре периода. Первый период - от рождения до семилетнего возраста. Череп растет равномер­но. Зарастают роднички. Черепные швы срастаются к 4 годам. К концу периода основание черепа и большое затылочное отверстие достигают почти постоянной величины.

Второй период - с 13 до 15 лет. Это время интенсивного роста лобных костей, преобладание развития лицевого черепа над мозговым. Складываются общие черты лица, которые в последующем почти не изменяются.

Третий период-от наступления половой зрелости до 30 лет, когда швы крыши черепа делаются почти незаметными.

У младших школьников и подростков отмечается значительная тонкость костей черепа с неясно выраженными местами прикрепления мышц. У них же недостаточно развит сосцевидный отросток височной кости.

Скелœет туловища. Позвоночник, или позвоночный столб состоит из отдельных сегментов - позвонков, накладывающихся друг на друга, и прослоек хряща - межпозвонковых дисков, придающих позвоночнику гибкость и оказывающих противодействие нагрузке по его продольной оси. Насчитывают 33-34 позвонка.

Позвоночник является осью и опорой скелœета͵ защищает находящийся внутри него спинной мозг, принимает на себя тяжесть верхних и нижних конечностей.

По мере развития позвоночника хрящевая ткань уменьшается. Окостеневает позвоночник постепенно.

У позвоночника взрослого ясно видно 4 физиологических изгиба: шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз и крестцовокопчиковый кифоз.

Изгибы позвоночника обеспечивают правильное положение центра тяжести и возможность прямостояния.

Поднятие тяжестей, непосильных для младшего школьника, увеличивает поясничный лордоз. Грудной кифоз школьника более резко формируется при сидении за партой, особенно у детей с ослабленной мускулатурой спины и шеи. Подвижность позвоночника и его пружинящее свойство зависят от толщины межпозвонковых хрящей, их упругости, а также от состояния связок позвоночника. Эти аппараты у детей наиболее эластичны, а в связи с этим их позвоночник весьма подвижен.

Грудная клетка состоит из грудины и ребер, соединœенных сзади с позвоночником

Грудинная кость состоит из трех частей (рукоятки, тела и мечевидного отростка). У детей эти части соединœены хрящевыми прослойками. Тело грудинной кости состоит из сегментов губчатой кости. Оно довольно долго у детей сохраняет хрящевые прослойки. Так, нижние сегменты срастаются с телом только к 15-16 годам, а верхние - к 21-25, гораздо позже прирастает к грудинœе мече­видный отросток (после 30 лет).

Рукоятка грудины прирастает к телу еще позже, чем мечевидный отросток, а иногда и совсœем не прирастает. Наибольший годичный прирост грудинной кости в целом падает на 8-й год жизни как у мальчиков, так и у девочек.

Двенадцать пар ребер, имеющих вид узких, сильно изогнутых пластинок, сочлененных задними концами с позвоночником, их передние концы (кроме двух нижних ребер) сочленены с грудиной.

Скелœет конечностей .

Верхние конечности представлены костями плечевого пояса и свободной верхней конечностью

Плечевой пояс на каждой стороне состоит из двух костей: лопатки и ключицы. , Οʜᴎ соединœены между собой связками и хрящевыми сращениями, а с туловищем - \ мышцами и их сухожилиями.

Соединœение же костей плечевого пояса с костями свободной конечности осуществляется благодаря суставам, суставным сумкам и связкам, укрепляющим соединœение.

Подвижное соединœение костей плечевого пояса с грудной клеткой и позвоночником, а также со свободной верхней конечностью увеличивает объём движений конечности.

Лопатки младших школьников не только меньше по размерам, но имеют меньшую вогнутость позвоночной поверхности, которая не соответствует изогнутости ребер, а в связи с этим у детей отмечается неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выпячивание лопаток. Это можно наблюдать с недостаточным развитием подкожного жирового слоя и слабым развитием мышечной системы.

Ключицы имеют более круглое тело, они меньше по разме­рам, более нежные по строению и содержат значительное количество хряща в лопаточных концах. Окостенение ключиц заканчивается к 20-25 годам.

Окостенение лучевой кости заканчивается к 21-25 и локтевой к 21-24 годам. Окостенение сесамовидных костей (т. е. лежащих в сухожильных образованиях) у мальчиков начинается в 13-14 лет, а у девочек в 12-13, т. е. в период полового созревания. Окостенение концов (эпифизов) трубчатых костей верхних конечностей заканчивается в 9-11 лет, базовых фаланг пальцев и головок запястных костей - в 16-17 лет, а окостенение кисти - к 6- 7 годам. По окостенению определяют ʼʼкостный возрастʼʼ.

Нижняя конечность каждой стороны состоит из тазовой кости и костей свободной нижней конечности .

Тазовая кость с правой и левой стороны соединяется с крестцовой костью у взрослых, а у младших школьников с крестцовыми позвонками, образуя таз.

Тазовая кость ребенка состоит из трех отдельных костей: подвздошной, седалищной и лонной, соединœенных между собой хрящевой тканью. Срастание их начинается с 5-6 лет и заканчивается к 17-18 годам. На месте срастания трех костей образуется утолщение с наличием в нем значительного углубления для головки бедренной кости, называемого вертлужной впадиной.

Таз в целом играет защитную роль для органов таза и опорную для всœей вышелœежащей части тела.

Женский и мужской таз имеет отличительные половые признаки Женский таз значительно шире и ниже мужского, его кости более тонкие и гладкие. Крылья подвздошных костей у женщин более отвернуты, мыс меньше выступает, а лонный угол более тупой, чем у мужчин. Седалищные бугры у женщин более широко поставлены друг от друга. Все признаки женского таза связаны с детородной функцией. Οʜᴎ становятся особенно заметными с 11 - 12 лет, хотя лонный угол уже хорошо заметен с 5-летнего возраста.

Деформация костей таза у детей, особенно у девочек-подростков, наступает от ношения обуви па высоких каблуках. Это приводит к сужению выходного отверстия из малого таза, что затрудняет роды.

К тазовым костям присоединяется сочленение костей свободной нижней конечности, состоящей из бедренной, большой и малой берцовых костей и костей стопы. В основном это длинные трубчатые кости.

Окостенение нижней конечности начинается еще во внутриутробном периоде, а заканчивается в разные сроки.

С 7-летнего возраста у мальчиков ноги растут быстрее, чем у девочек. И по отношению к туловищу они достигают наибольшей длины у девочек к 13 годам, а у мальчиков к 15.

Тела трубчатых костей нижних конечностей и их концевые отделы в младшем школьном возрасте построены из костной ткани. И только на местах соединœения (срастания) имеются хрящевые зоны, которые начинают уменьшаться с 12-14 лет и полностью исчезают в 18-24 года, превращаясь в костную ткань.

Все кости стопы образуют свод, который заметен при наличии связочного аппарата на стопе. Стопа выполняет опорную и рессорную функцию, опорной является наружный край, а рессорную - внутренний, в котором имеется свод.

Особенности опорно-двигательного аппарата ребенка. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности опорно-двигательного аппарата ребенка." 2017, 2018.