» »

Вещество вырабатываемое на чужеродный организм или белок. Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Внутренняя среда организма" (8 класс)

02.07.2020

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Создание методики формирования понятия "вещество". Определение химического элемента и простого вещества. Изучение основных свойств веществ, их состава и строения. Особенности молекулярного строения. Разработка дидактических карточек по теме "Вещество".

    курсовая работа , добавлен 17.02.2011

    Основы формирования характера учащихся начальных классов. Исследование зависимостей особенностей характера школьников (общительности, лидерских качеств, темперамента, реакции на стрессовые ситуации, предрасположенности к заболеваниям) от группы крови.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2014

    Сущность, структура и функции белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов. Место биохимии в школьном курсе химии. Методика проведения интегрированных уроков биологии и химии по темам: "Химия крови" и "Лекарства" с применением лабораторного практикума.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2010

    Определение понятия "понимание". Методология изучения понимания в психологии. Основные формы понимания. Исследования особенностей понимания в процессе педагогического общения. Понимание в рамках функционирования познавательной сферы личности человека.

    контрольная работа , добавлен 16.07.2016

    Формирование понимания сущности некоторых экологических понятий у дошкольников. Характеристика крупных диких животных одного экологического сообщества. Методика формирования обобщенных представлений у детей старшего дошкольного возраста о диких животных.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2012

    Деятельность учителя по углублению ряда ключевых природоохранных понятий в процессе изучения зоологии. Система внеурочной работы с учениками по охране природы при изучении животных. Организация кружковой работы. Работа юннатов по изучению местной фауны.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2014

    Психофизиологические механизмы чтения. Трудности в овладении навыком чтения умственно отсталыми школьниками. Методические аспекты формирования понимания читаемого. Организация и методика экспериментальной части данного исследования, его цель и задачи.

    дипломная работа , добавлен 06.10.2017


1.Движение крови по кровеносным сосудам. 2.Самый крупный сосуд 3.Красные кровяные клетки. 4.Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами 5.Кровь, насыщенная углекислым газом. 6.Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертывания крови 7.Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. 8.Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. 10. Способность организма защищаться от инфекционного воз­действия. 11.Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. 12.Человек, предоставляющий часть своей крови для перелива­ния. 14.Жидкая часть крови. 15.Группа крови универсального донора. 16.Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный бе­лок или организм. 17.Кровь, насыщенная кислородом. 18.Колебания стенок сосудов, вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. 19.Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. 20.Сосуды, несущие кровь от сердца. Термины


1.Движение крови по кровеносным сосудам. (Кровообращение.) 2.Самый крупный сосуд. (Аорта.) 3.Красные кровяные клетки. (Эритроциты.) 4.Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. (Фагоцитоз.) 5.Кровь, насыщенная углекислым газом. (Венозная.) 6.Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертывания крови. (Гемофилия.) 7.Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. (Большой круг кровообращения.) 8..Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. (Вакцина.) 9.Белые кровяные клетки. (Лейкоциты.) 10. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. (Иммунитет.) 11.Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. (Вены.) 12.Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. (Донор.) 13.Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин.) 14.Жидкая часть крови. (Плазма.) 15.Группа крови универсального донора. (1 или 00.) 16.Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный бе­лок или организм. (Антитело.) 17.Кровь, насыщенная кислородом. (Артериальная.) 18.Колебания стенок сосудов, вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. (Пульс.) 19.Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. (Малый круг кровообращения.) 20.Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии.) Термины




90% раз в мин. 0,8сек 120 дней 0,9% 6-9 тыс./мм см/с 120/80 мм рт.ст. 5млн/мм3 0,5-1 мм/с 2,5 см 300г. количество воды в крови масса сердца количество сердечных сокращений продолжительность жизни эритроцитов длительность сердечного цикла количество NaCl в крови количество эритроцитов скорость тока крови в капиллярах нормальное артериальное давление крови количество лейкоцитов скорость тока крови в аорте диаметр аорты




1.У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идет толчками, цвет крови - алый. 2. У пострадавшего остановка сердца вследствие электрошока. 3.У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена. 4.У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена. Прием в травмпункте


1.Ответ. Тип кровотечения - артериальный. Необходимо нало­жить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не бо­лее 1,5-2часов (чтобы не вызвать некроза). На рану- стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт. 2.Ответ. Необходимо обесточить пострадавшего, затем срочно начать выполнять непрямой массаж сердца в комплексе с искусст­венным дыханием. Вследствие воздействия тока может быть спазм мышц, поэтому разжать зубы пострадавшему можно с использова­нием ножа или палочки. На рот и нос пострадавшего накладывается чистый платок, в легкие вдувается воздух с частотой раз в ми­нуту, массаж сердца - ритмичные надавливания на нижнюю треть грудины - с частотой раз в мин. 3.Ответ. Необходимо промокнуть рану салфеткой, приложить к ране свернутую в несколько раз марлю и наложить повязку круго­вую или «шапочку». Пострадавшего доставить в медпункт для на­ложения швов. 4.Ответ. Рану промыть кипяченой водой или раствором марган­цовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану бактерицидным пластырем, повязка не обязательна.

(от греч. leukos - «белый» и kytos-«вместилище», «клетка») — это белые кровяные тельца - бесцветные клетки крови размером от 8 до 20мкм, содержащие ядро и цитоплазму.

Виды лейкоцитов

В зависимости от того, является ли цитоплазма лейкоцитов однородной или содержит зернистость, они подразделяются на зернистые (гранулоциты) и незернистые (агранулоциты).

Гранулоциты бывают трех видов: базофилы (окрашиваются щелочными красками в голубой и синий цвета), эозинофилы (окрашиваются кислыми красками в розовый цвет) и нейтрофилы (окрашиваются и щелочными, и кислыми красками; это наиболее многочисленная группа). Нейтрофилы по степени зрелости делятся на юные, палочкоядерные и сегментоядерные.

Агранулоциты, в свою очередь, бывают двух видов: лимфоциты и моноциты.

Функции лейкоцитов

Все виды лейкоцитов выполняют в организме защитную функцию. Однако делают они это поразному.

Явление фагоцитоза открыл в 1882 году выдающийся русский ученый Илья Ильич Мечников

Основная функция нейтрофилов - фагоцитоз бактерий и продуктов распада тканей. Процесс фагоцитоза (активного захвата и поглощения живых и неживых частиц фагоцитами - специальными клетками многоклеточных животных организмов) чрезвычайно важен для иммунитета. Фагоцитоз представляет собой первую стадию заживления раны (ее очистку). Именно поэтому у людей с пониженным числом нейтрофилов раны затягиваются медленно.

Нейтрофилы вырабатывают интерферон, обладающий противовирусным действием, и выделяют арахидоновую кислоту, которая играет важную роль в регуляции проницаемости кровеносных сосудов и в запуске таких процессов, как воспаление, боль и свертывание крови.

Эозинофилы обезвреживают и уничтожают токсины чужеродных белков (например, пчелиный, осиный, змеиный яды). Они вырабатывают гистаминазу - фермент, который разрушает гистамин, освобождающийся при различных аллергических состояниях, бронхиальной астме, глистных инвазиях, аутоиммунных заболеваниях. Именно поэтому при данных болезнях увеличивается количество эозинофилов в крови. Этот вид лейкоцитов также синтезирует плазминоген, который снижает свертываемость крови.

По нейтрофилам можно определить пол человека: у женского генотипа имеются круглые выросты - «барабанные палочки»

Базофилы вырабатывают и содержат важнейшие биологически активные вещества. Так, гепарин препятствует свертыванию крови в очаге воспаления, а гистамин расширяет капилляры, что способствует его рассасыванию и заживлению. В базофилах также содержатся гиалуроновая кислота, влияющая на проницаемость сосудистой стенки; фактор активации тромбоцитов (ФАТ); тромбоксаны, способствующие агрегации (слипанию) тромбоцитов; лейкотриены и гормоны простагландины.

При аллергических реакциях базофилы выделяют в кровь биологически активные вещества, в том числе гистамин. Зуд в местах укусов комаров и мошек появляется вследствие работы базофилов.

Моноциты вырабатываются в костном мозге. Они находятся в крови не более 2-3 дней, а затем выходят в окружающие ткани, где достигают зрелости, превращаясь в тканевые макрофаги (крупные клетки).

Лимфоциты - главное действующее лицо иммунной системы. Они формируют специфический иммунитет (защиту организма от различных инфекционных заболеваний):

  • выполняют синтез защитных антител;
  • лизис (растворение) чужеродных клеток;
  • обеспечивают иммунную память.

Лимфоциты образуются в костном мозге, а специализацию (дифференцировку) проходят в тканях.

Выделяют 2 класса лимфоцитов: Т-лимфоциты (созревают в вилочковой железе) и В-лимфоциты (созревают в кишечнике, нёбных и глоточных миндалинах).

В зависимости от выполняемых функций различаются: Т-киллеры (убийцы), растворяющие чужеродные клетки, возбудителей инфекционных заболеваний, опухолевые клетки, клетки-мутанты; Т-хелперы (помощники), взаимодействующие с В-лимфоцитами; Т-супрессоры (угнетатели), блокирующие чрезмерные реакции В-лимфоцитов. В клетках памяти Т-лимфоцитов хранится информация о контактах с антигенами (чужеродными белками): это своего рода база данных, куда заносятся все инфекции, с которыми наш организм встречался хотя бы один раз.

Большинство В-лимфоцитов вырабатывают антитела - белки класса иммуноглобулинов. В ответ на действие антигенов (чужеродных белков) В-лимфоциты взаимодействуют с Т-лимфоцитами и моноцитами, превращаются в плазматические клетки. Эти клетки синтезируют антитела, которые распознают и связывают соответствующие антигены, чтобы затем их уничтожить. Среди В-лимфоцитов также есть киллеры, хелперы, супрессоры и клетки иммунологической памяти.

Лейкоцитозы лейкопении

Количество лейкоцитов в периферической крови взрослого человека в норме колеблется в пределах 4,0-9,0х109/л (4000-9000 в 1 мкл). Увеличение их называется лейкоцитозом, а уменьшение - лейкопенией.

Лейкоцитозы могут быть физиологическими (пищевой, мышечный, эмоциональный, а также возникающий при беременности) и патологическими. При патологических (реактивных) лейкоцитозах происходит выброс клеток из органов кроветворения с преобладанием молодых форм. Наиболее тяжелый лейкоцитоз бывает при лейкозах: лейкоциты не способны выполнять свои физиологические функции, в частности защищать организм от патогенных бактерий.

Лейкопении наблюдаются при воздействии радиации (особенно в результате поражения костного мозга при лучевой болезни) и рентгеновского излучения, при некоторых тяжелых инфекционных заболеваниях (сепсис , туберкулез), а также вследствие применения ряда лекарственных препаратов. При лейкопении происходит резкое угнетение защитных сил организма в борьбе с бактериальной инфекцией.

При изучении анализа крови имеет значение не только общее количество лейкоцитов, но и процентное соотношение отдельных их видов, получившее название лейкоцитарной формулы, или лейкограммы. Увеличение количества юных и палочкоядерных нейтрофилов называется сдвигом лейкоцитарной формулы влево: он свидетельствует об ускоренном обновлении крови и наблюдается при острых инфекционных и воспалительных заболеваниях, а также при лейкозах. Кроме того, сдвиг лейкоцитарной формулы может иметь место при беременности, особенно на поздних сроках.

Тромбоцитами (от греч. trombos - «ком», «сгусток» и kytos- «вместилище», «клетка») называются кровяные пластинки - плоские клетки неправильной округлой формы диаметром 2-5 мкм. У человека они не имеют ядер.

Тромбоциты образуются в красном костном мозге из гигантских клеток мегакариоцитов. Живут кровяные пластинки от 4 до 10 дней, после чего разрушаются в печени и селезенке.

Тромбоциты содержат большое количество серотонина и гистамина, которые влияют на величину просвета и проницаемость кровеносных капилляров

Функции тромбоцитов

  • Предотвращение большой кровопотери при ранении сосудов, а также заживление и регенерация поврежденных тканей. (Тромбоциты способны прилипать к чужеродной поверхности или склеиваться между собой.)
  • Синтез и и выделение биологически активных веществ (серотонина, адреналина, норадреналина), а также факторов свертывания крови.
  • Фагоцитоз инородных тел и вирусов.
  • Тромбоциты содержат большое количество серотонина и гистамина, которые влияют на величину просвета и проницаемость кровеносных капилляров.

Нарушение количества и качества тромбоцитов

Активированные трмбоциты

Количество тромбоцитов в периферической крови взрослого человека в норме составляет 180-320х109/л, или 180 000-320 000 в 1 мкл. Имеют место суточные колебания: днем тромбоцитов больше, чем ночью. Уменьшение содержания тромбоцитов называется тромбоцитопенией, а увеличение - тромбоцитозом.

Тромбоцитопении возникают в двух случаях: когда в костном мозге образуется недостаточное количество тромбоцитов или когда они быстро разрушаются. Негативно повлиять на выработку кровяных пластинок могут радиация, прием ряда лекарственных препаратов, дефицит некоторых витаминов (В 12 , фолиевой кислоты), злоупотребление алкоголем и, в особенности, серьезные заболевания: вирусный гепатит В и С , цирроз печени , ВИЧ и злокачественные опухоли. Повышенное разрушение тромбоцитов чаще всего развивается при сбое в работе иммунной системы, когда организм начинает вырабатывать антитела не против микробов, а против своих же клеток.

При тромбоцитопении наблюдаются склонность к легкому образованию синяков (гематом), возникающих при незначительном нажатии или вообще без причины: кровоточивость при мелких травмах и операциях (удаление зуба); у женщин - обильные кровопотери во время менструаций. Если вы заметили у себя хоть один из этих симптомов, необходимо обратиться к врачу и выполнить анализ крови.

При тромбоцитозе наблюдается обратная картина: вследствие увеличения количества тромбоцитов возникают тромбы - кровяные сгустки, которые закупоривают кровоток по сосудам. Это очень опасно, поскольку может привести к инфаркту миокарда , инсульту и тромбофлебиту конечностей, чаще нижних.

В ряде случаев тромбоциты, несмотря на то что количество их соответствует норме, не могут полноценно выполнять свои функции (обычно вследствие дефекта мембраны), и наблюдается повышенная кровоточивость. Подобные нарушения могут быть как врожденными, так и приобретенными (в том числе развившимися под воздействием длительного приема медикаментов: например, при частом бесконтрольном приеме болеутоляющих лекарств, в состав которых входит анальгин).

Итак, в организме предсуществуют антитела и РТК к любому произвольно взятому антигену. Эти антитела и РТК присутствуют на поверхности лимфоцитов, образуя там антиген-распознающие рецепторы. Чрезвычайно важно, что на поверхности одной клетки находятся антитела (или РТК) одной и той же специфичности. Один лимфоцит может синтезировать антитела (или РТК) только одной специфичности, не отличающиеся друг от друга по структуре активного центра. Это формулируется как принцип «один лимфоцит - одно антитело».

Каким же образом антиген, попадая в организм, вызывает усиленный синтез именно тех антител, которые специфично реагируют только с ним? Ответ на этот вопрос дала теория селекции клонов австралийского исследователя, Нобелевского лауреата Ф. М. Бернета (1899-1985). Согласно этой теории, высказанной в 1957 году и полностью подтвержденной последующими экспериментами, одна клетка синтезирует лишь один тип антител, которые локализуются на ее поверхности. Репертуар антител формируется до и независимо от встречи с антигеном. Роль антигена заключается лишь в том, чтобы найти клетку, несущую на своей мембране антитело, реагирующее именно с ним, и активировать эту клетку. Активированный лимфоцит вступает в деление и дифференцировку. В результате из одной клетки возникает 500 - 1000 генетически идентичных клеток (клон), синтезирующих один и тот же тип антител, способных специфически распознавать антиген и соединяться с ним. В результате дальнейшей дифференцировки лимфоцит превращается в клетку, не только синтезирующую данное антитело, но и секретирующую его в окружающую среду. Таким образом, функции антигена - найти соответствующий ему лимфоцит, вызвать его деление и дифференцировку в клетку, секретирующую антитела. В этом и заключается суть иммунного ответа: в селекции нужных клонов и их стимуляции к делению. Динамика первичного и повторного ответов, согласно теории Бернета, - это отражение динамики размножения клонов клеток, продуцирующих антитела к данному антигену. Толерантность - утрата клона клеток вследствие их контакта с антигеном в процессе созревания лимфоцита.

В основе образования лимфоцитов-киллеров лежит тот же принцип: селекция антигеном Т-лимфоцита, несущего на своей поверхности РТК нужной специфичности, и стимуляция его деления и дифференцировки. В результате образуется клон однотипных киллеров, несущих на своей поверхности большое количество РТК, взаимодействующих с антигеном, входящим в состав чужеродной клетки, и способных убивать эти клетки.

И здесь мы встречаемся с новыми проблемами, уже выходящими за пределы клонально-селекционной теории иммунитета. Первая из них: как РТК узнают антиген? Дело в том, что киллер ничего не может сделать с растворимым антигеном, ни обезвредить его, ни удалить из организма. Но лимфоцит-киллер очень эффективно убивает клетки, содержащие чужеродный антиген, поэтому он проходит мимо растворимого антигена, но не пропускает антиген, находящийся на поверхности чужеродной клетки. Для этого существует специальный механизм, так называемое «распознавание в контексте». Он заключается в том, что РТК не узнают соответствующий ему антиген, если он находится в свободном виде, но строго специфически реагируют с ним, если он находится в комплексе с антигеном тканевой совместимости, о котором мы упоминали выше. Эти антигены всегда присутствуют на поверхности любых клеток организма и обладают способностью комплексироваться с чужеродными белками, вернее, с их фрагментами. Таким образом, антигены тканевой совместимости образуют «контекст», в котором (и только в котором!) РТК распознают чужеродный антиген, активируя лимфоцит и стимулируя его к делению и дифференцировке в полноценный киллер.

Вторая проблема, выходящая за пределы клонально-селекционного принципа, - это лимфоциты-помощники. Детальное изучение реакций иммунитета показало, что для образования клона клеток, продуцирующих антитела, или клона киллеров необходимо участие специальных лимфоцитов-помощников. Сами по себе они не способны ни вырабатывать антитела, ни убивать клетки-мишени. Но, распознавая чужеродный антиген, они реагируют на него выработкой ростовых и дифференцировочных факторов, которые необходимы для размножения и созревания антителообразующих и киллерных лимфоцитов. В этой связи интересно вспомнить о вирусе СПИДа, вызывающем сильнейшее поражение иммунной системы (синдром приобретенного иммунодефицита - СПИД). Этот вирус поражает именно лимфоциты-помощники, делая иммунную систему не способной ни к выработке антител, ни к образованию киллеров.

И наконец, очень важная проблема: как вырабатывается толерантность к антигенам собственного организма? В полном соответствии с теорией Бернета было показано, что если незрелый лимфоцит, несущий антительный рецептор или РТК к собственным антигенам, встречается с таким антигеном, то он инактивируется или погибает. Таким образом, организм лишается клонов лимфоцитов, способных реагировать с собственными антигенами, не ослабляя своего ответа на антигены чужеродные. Важно отметить, что при некоторых заболеваниях сохраняются «запрещенные» клоны, отвечающие антителами или киллерами на антигены собственных клеток. В этом случае возникают тяжелейшие заболевания, такие, например, как красная волчанка, при которой поражаются собственные ткани организма.

Урок - смотр знаний по теме: «Кровь. Кровеносная система. Иммунитет»

кровь лейкоцит сосуд ученик

Задачи


.повторить терминологию по темам кровь, иммунитет; выявить степень понимания процессов свертывания крови, фагоцитоза, формирования иммунитета.

.умение оказывать первую помощь при различных типах кровотечения.

.воспитание здорового образа жизни.


Оборудование


·таблички с названиями команд

·эмблемы участников конкурсов

·ведомости для жюри

·бумага для терминологического диктанта

·эталон ответов

·карточки с цифровой информацией

·реквизиты для показа моделей

·вата, бинт, жгут, носовой платок


Ход урока


I. Организационный момент.

Учитель сообщает цель и задачи урока, объявляет условия проведения игры, представляет жюри. Учащиеся выбирают цветовые фишки и занимают места за игровыми столами.

II. Основная часть.

.Конкурс «ТЕРМИНЫ»

Условия: учитель читает определения, все учащиеся на местах записывают по порядку термины. После окончания диктовки по одному участнику от каждой команды (с желтой фишкой) выходят к столу жюри, где проводится проверка их работ. Жюри исправляет ошибки и ставит оценки участникам конкурса, которые теперь, имея эталон ответа, в течении 5 минут проверяют работы своей команды.

.самый крупный сосуд (аорта)

.красные кровяные клетки (эритроциты)

.кровь, насыщенная углекислым газом (венозная)

.препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов (вакцина)

.белые кровяные клетки (лейкоциты)

.способность организма защищаться инфекционного воздействия (иммунитет)

.кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу (вены)

.вещество, входящее в состав эритроцитов (гемоглобин0

.вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм (антитела)

.кровь, насыщенная кислородом (артериальная)

.сосуды, несущие кровь от сердца (артерии)

.Конкурс «С ТОЧНОСТЬ ДО …..»

Условия: в конкурсе участвуют игроки, имеющие синюю фишку. Баллы будут набирать те игроки, которые быстрее всех вспомнят, что означают следующие цифры и числа.

.90% (количество воды в крови)

.300г (масса сердца)

.60-80 раз в минуту (количество сердечных сокращений)

.120 дней (продолжительность жизни эритроцитов)

.0,8 сек (длительность сердечного цикла)

.0,9% (количество NaCI в крови)

.120/80 мм рт. ст. (нормальное артериальное давление)

.30-50 см/с (скорость тока крови в аорте)

.2,5 см (диаметр аорты)

.0,5-1 мм/с (скорость тока крови в капиллярах)

.Конкурс «МОДЕЛИ»

Условия: команды разыгрывают модели физиологических процессов: «Круги кровообращения», «Свертывание крови», «Иммунитет». Конкурсанты с зелеными фишками комментируют выступление своей команды.

«Круги кровообращения»

Участвуют 4 человека: «кровь», «сердце», «тело», «легкие». Кровь идет от сердца к телу, которому отдает красную фишку (кислород) и берет у него синюю фишку (углекислый газ), затем кровь возвращается к сердцу и далее движется к легким, где отдает синюю фишку и берет красную, кровь возвращается к сердцу и все повторяется.

«Свертывание крови»

Участвуют 5-6 человек: двое изображают стенки сосудов, а остальные - элементы крови. Ведущий читает текст, участники разыгрывают действие.

Ведущий. Представьте себе, что вы порезали палец (1 и 2 участник размыкают руки) и через поврежденную стенку сосуда начинает течь кровь (3,4,5 игроки многократно пробегают через разомкнутые руки). Но вот на месте повреждения начинают появляться нити фибрина (1 и 2 игроки протягивают руки и соединяют их), которые словно сеточка, закрывают отверстие. И в эту сеть попадают клетки крови, они закупоривают прорыв. Так образуется тромб.

«Формирование иммунитета»

Действующие лица: девочки (две клетки), хулиган (болезнетворный организм), полицейский (лейкоцит), боец спецназа (антитело).

Девочки-клетки не спеша прогуливаются, беседуют, тут на них налетает хулиган, который начинает их пинать, щекотать, в результате одна из девочек падает в обморок (клетка погибает), другая убегает, затем возвращается, ведя с собой полицейского. Полицейский смотрит на хулигана, делает запись в протоколе (определяет вид инфекции) и приглашает бойца спецназа (антитело), который уводит упирающегося хулигана.

.Конкурс «НАЙДИ ОШИБКУ»

Условия: команды получают тексты, в которых допущены ошибки. В течение 2 минут в группах идет работа по выявлению ошибок, затем игрок, имеющий красную фишку, зачитывает текст и комментирует ошибки.

Эритроциты.

Эритроциты - красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм их 10 млн (5 млн). зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер). Это клетки шаровидной (двояковогнутой) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин - соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке).основная функция эритроцитов - транспорт питательных веществ (газов).заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови называется тромбофлебитом (малокровие).

Лейкоциты.

Лейкоциты - белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют нитевидную (амебоидное) тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм крови их от 9 до 15 тыс. (6-9 тыс). Как и эритроциты, лейкоциты не способны (способны) самостоятельно передвигаться. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела - особые клетки (вещества), способные нейтрализовать любую (специфическую) инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П. Павлов (И.И. Мечников).

Сердце - двигатель крови в организме. Это трехкамерный (четырехкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца около 1 кг (300 г). И снаружи (соединительная ткань) и внутри сердце выстлано однослойным эпителием. Внутри клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому венозная и артериальная кровь смешиваются (не смешиваются).

.Конкурс «ПРИЕМ В ТРАВМПУНКТЕ»

Условия: в конкурсе участвуют ребята, имеющие белую фишку. Они должны оказать ПМП «пострадавшему».

.у пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идет толчками, цвет крови - алый.

Ответ: тип кровотечения - артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду, выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5 - 2 часов. На рану стерильная повязка.

.у пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена.

Ответ: необходимо промокнуть рану салфеткой, приложить к ране свернутую в несколько раз марлю и наложить повязку круговою или «шапочкой». Доставить в медпункт.

.у пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена.

Ответ: рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой. Повязка не обязательна.

.Конкурс «СООБЩЕНИЯ»

Условия: выступают участники команд, подготовившие сообщения.

Темы примерные: «Сердечнососудистые заболевания и их профилактика», «Влияние алкоголя, табака, наркотиков на работу ССС», «зачем нужны прививки?».

III. Подведение итогов урока.

.Выставление оценок за терминологический диктант.

.Оценки за участие в конкурсах.

.Общие итоги и выводы.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.