» »

Причастие – это благодатное приобщение души к вечной жизни. Вера православная - евхаристия

15.10.2019
Евхаристия (буквально "благодарение") - величайшее христианское таинство, в котором хлеб и вино прелагаются Духом Святым в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа, а затем верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и жизни вечной.

Это таинство имеет название Евхаристия; Вечеря Господня; Трапеза Господня; Таинство Тела и Крови Христовых. Тело и Кровь Христовы в этом таинстве называются Хлебом небесным и Чашей жизни, или Чашей спасения; святыми Тайнами; бескровной Жертвой.

Таинство святого Причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти (Мф. 26, 26-28; Мк. 14, 22-24; Лук. 22, 19-24; 1 Кор. 11, 23-25).

Приобщив учеников, Господь заповедал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). Эта жертва должна совершаться доколе Он придет (1 Кор. 11:26), как наставляет ап. Павел, т.е. до второго пришествия Господня.

В таинстве Евхаристии, - в то самое время, когда священнослужитель, призывая Святого Духа на предложенные дары, - хлеб и вино действительно прелагаются (пресуществляются) в Тело и Кровь наитием Святого Духа, как сказал Спаситель: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Иоан. 6:55). После этого момента, хотя наши глаза видят хлеб и вино на св. трапезе, но в самом существе, невидимо для чувственных очей, это - истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса Христа, только под "видами" хлеба и вина.

Такое учение о святом таинстве Причащения содержится у всех святых Отцов, начиная от самых древнейших.

Хотя хлеб и вино претворяются в таинстве собственно в Тело и Кровь Господа, но Он есть в этом таинстве всем существом Своим, т.е. Своей душой и самым Божеством Своим, которое нераздельно с его человечеством.

Хотя, далее, Тело и Кровь Господа раздробляются в таинстве Причащения и разделяются, однако мы веруем, что в каждой части - и в малейшей частице - св. Таин принимается причащающимися весь Христос по Своему существу, т.е. с душою и божеством, как совершенный Бог и совершенный Человек.

Так как Богочеловеку Христу подобает единое нераздельное Божеское поклонение и по Божеству и по человечеству, вследствие нераздельного их соединения, то и святым тайнам Евхаристии надлежит воздавать ту же честь и поклонение, какими мы обязаны Самому Господу Иисусу Христу.

Евхаристическая жертва не есть повторение крестной жертвы Спасителя, а есть принесение жертвенных Тела и Крови, однажды вознесенных нашим Искупителем на крест. Эти жертвы нераздельны: это одно и то же благодатное дерево жизни, насажденное Богом на Голгофе, Но они и различаются: приносимая в Евхаристии жертва называется бескровной и бесстрастной, так как она совершается по воскресении Спасителя, Который воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Римл. 6, 9); она приносится без страдания, без пролития крови, без смерти, хотя и совершается в воспоминание страданий и смерти Божественного Агнца.

Евхаристия есть также жертва умилостивительная за всех членов Церкви. От начала христианства бескровная жертва была приносима о памяти и оставлении грехов как живущих, так и умерших.

Божественная Евхаристия - основание литургической жизни Церкви Христовой Православной, и она же является основанием и духовной жизни каждого православного человека. Невозможно быть членом Церкви, не причащаясь Крови и Тела Христова.

Наша духовная жизнь неотделима от Евхаристии, ибо Евхаристия - вернейший путь ко спасению. Причащаться Тела и Крови Господних есть существенная, необходимая, спасительная и утешительная обязанность каждого христианина. Это видно из слов Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53-54).

Евхаристия делает нас причастниками Воскресения Христова и наследниками жизни вечной.

Спасительные плоды или действия таинства Евхаристии , при достойном приобщении, следующие:

Оно теснейшим образом соединяет нас с Господом: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56).

Оно питает наши душу и тело и способствует нашему укреплению, возвышению, возрастанию в жизни духовной: «Ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6, 57).

Оно служит для нас залогом будущего воскресения и вечно-блаженной жизни: «Ядущий хлеб сей жив будет вовек» (Ин. 6, 58).

Св. Игнатий Антиохийский называет Тело и Кровь Христовы «лекарством бессмертия, противоядием, чтобы не умереть».

Святитель Филарет , митрополит Московский писал о благодатном действии Евхаристии:

«По многоразличной силе Божественной Пищи и Пития, по многоразличной премудрости, благости Божественного Питателя, ощутительный плод вкушения Трапезы Господней является верующим то неизреченною радостию в сердце, то сладкою тишиною в душе, то светлостию в уме, то глубоким миром в совести, то утишением обуревавших искушений, то прекращением страданий душевных и телесных, а иногда и совершенным исцелением, то живейшим ощущением любви ко Господу или умножением ревности и силы к духовным подвигам и добродетелям. Но каковы бы ни были наши собственные в сей Тайне опыты, то скажу со Святым Златоустом: «Да будет истиннее и помысла, и зрения нашего слово Господа нашего». После того как Он сказал: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем; ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный (Ин. 6, 56, 54), - как дерзнем мы, хотя и недостойные причастники Его Плоти и Крови, как дерзнем отрицать то, что Он в нас, и мы в Нем, и что мы в Нем «имеем живот вечный», если только сами не удалимся от Него, если только сами не повергнем себя снова в смерть греховную?»

Глубоко раскрывают спасительное значение этого великого таинства составленные святыми отцами молитвы Последования ко Святому Причащению и благодарственные молитвы , читая которые, каждый христианин просит:

"Во оставление да будет ми прегрешений Пречистое Тело Твое, и Божественная Кровь, Духа же Святаго общение, и в жизнь вечную, Человеколюбче, и страстей и скорбей отчуждение.
Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой Причащением священных Таин, живущаго Тя имея в себе со Отцем и Духом, Благодетелю Многомилостиве".
(Канон Последования ко Святому Причащению)

"Но да будет ми угль пресвятаго Твоего Тела, и честныя Твоея Крове, во освящение и просвещение и здравие смиренней моей души и телу, во облегчение тяжестей многих моих согрешений, в соблюдение от всякаго диавольскаго действа, во отгнание и возбранение злаго моего и лукаваго обычая, во умерщвление страстей, в снабдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати, и Твоего Царствия присвоение".
(Молитва 2-я, св. Иоанна Златоустого)

"Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш… сподоби мя неосужденно причаститися Божественных, и преславных, и пречистых, и животворящих Твоих Таин, не в тяжесть, ни в муку, ни в приложение грехов, но во очищение, и освящение, и обручение будущаго Живота и царствия, в стену и помощь, и в возражение сопротивных, во истребление многих моих согрешений".
(Молитва 4-я, святого Иоанна Дамаскина)

Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной вере (1723 г.):

"Веруем, что всесвятое таинство Святой Евхаристии, которое выше мы поставили четвертым в числе таинств, есть таинственно заповеданное Господом в ту ночь, в которую Он предал себя за жизнь мира. Ибо, взяв хлеб и благословив, Он дал Своим ученикам и Апостолам, сказав: "Приимите, ядите, сие есть тело Мое". И, взяв чашу, воздав хвалу, сказал: "Пийти от нея вси: сия есть кровь Моя, яже за вы изливаемая во оставление грехов".

Веруем, что в сем священнодействии присутствует Господь наш Иисус Христос не символически, не образно (tipikos, eikonikos), не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием, как это некоторые Отцы говорили о крещении, и не чрез проницание хлеба (kat Enartismon - per impanationem), так, чтобы Божество Слова входило в предложенный для Евхаристии хлеб, существенно (ipostatikos), как последователи Лютера довольно неискусно и недостойно изъясняют; но истинно и действительно, так что по освящении хлеба и вина хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в самое истинное тело Господа , которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную кровь Господа, которая во время страдания Его на кресте излилась за жизнь мира.

Еще веруем, что по освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое тело и кровь Господня под видом и образом хлеба и вина.

Еще веруем, что сие пречистое тело и кровь Господня раздаются и входят в уста и утробы причащающихся, как благочестивых, так и нечестивых. Только благочестивым и достойно принимающим доставляют отпущение грехов и жизнь вечную, а нечестивым и недостойно принимающим уготовляют осуждение и вечные муки.

Еще веруем, что тело и кровь Господа хотя разделяются и раздробляются, но сие бывает в таинстве причащения только с видами хлеба и вина, в которых они и видимы, и осязаемы быть могут, а сами в себе суть совершенно целы и нераздельны. Почему и Вселенская Церковь говорит: "Раздробляется и разделяется раздробляемый, но неразделяемый, всегда ядомый и николи же иждиваемый, но причащающийся (разумеется, достойно) освящая".

Еще веруем, что в каждой части, до малейшей частицы преложенного хлеба и вина, находится не какая-либо отдельная часть тела и крови Господней, но тело Христово, всегда целое и во всех частях единое, и господь Иисус Христос присутствует по существу Своему, то есть с душою и Божеством, или совершенный Бог и совершенный человек. Потому хотя в одно и то же время много бывает священнодействий во вселенной, но не много тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует истинно и действительно, одно тело Его и одна кровь во всех отдельных Церквах верных. И это не потому, что тело Господа, находящееся на небесах, нисходит на жертвенники, но потому, что хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквах и по освящении претворяемый и преосуществляемый, делается одно и то же с телом, сущим на небесах. Ибо всегда у Господа одно тело, а не многие во многих местах. Посему-то таинство сие, по общему мнению, есть самое чудесное, постигаемое одной верою, а не умствованиями человеческой мудрости, коей суету и безумную изыскательность касательно вещей Божественных отвергает сия святая и свыше определенная за нас жертва".

Должно, поэтому, помнить, что эти спасительные плоды Евхаристия приносит только для тех, кто приступает к ним с верой и покаянием; недостойное же вкушение Тела и Крови Христовых принесет тем большее осуждение : «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор.11, 29-30).

Преподобный Иоанн Дамаскин:

"Тело и кровь Христовы входят в состав нашей души и тела, не истощаясь, не истлевая и не извергаясь вон (да не будет!), но (входят) в нашу сущность для охраны, отражения (от нас) всякого вреда, очищения всякой скверны; если находят (в нас) поддельное золото, то очищают (его) огнем суда, “да не с миром осудимся” в будущем веке. Очищают же болезнями и всякого рода бедствиями, как говорит божественный Апостол: “аще бо быхом себе рассуждали, не быхом осуждены были. Судима же, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся” (1 Кор. 11, 31 - 32). И вот что значит, что он говорит: причащающийся тела и крови Господней “недостойно суд себе яст и пиет” (1 Кор. 11, 29). Очищаясь через это, мы соединяемся с телом Господа и с Духом Его и делаемся телом Христовым".

К таинству Святого Причащения христиане должны подготовлять себя говением , которое состоит в посте, молитве, примирении со всеми, а затем - исповедью , т. е. очищением своей совести в таинстве покаяния.

Таинство Причащения совершается во время литургии.

Первые христиане причащались каждый воскресный день, но теперь не все имеют такую чистоту жизни, чтобы так часто причащаться. В 19-20 веках св. Церковь заповедовала причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год. В настоящее время Церковь предоставляет решать вопрос о частоте Причащения священникам, духовникам. Именно с духовным отцом и надо согласовать, как часто причащаться, как долго и как строго говеть перед этим.

На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, клирик Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Передача из Москвы.

Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях доктор богословия, врач, клирик ставропигиального Городницкого Свято-Георгиевского монастыря архимандрит Александр (Глоба).

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

Мир и Божие благословение, дорогие телезрители.

- Тема нашей передачи "Святое Причащение".

Скажите, пожалуйста, чем является по своей сути Причастие?

Можно говорить о Причастии как процессе и как Таинстве, которое носит название Таинства Евхаристии. Само Причащение - литургический и богословский процесс, за которым верующие люди причащаются Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.

Наша тема посвящена именно этому Таинству и тому, как оно применимо к жизненному опыту и ситуации в Церкви, когда к нему прибегают люди, страдающие болезнями, немощами. Наша сегодняшняя тема предполагает разговор именно в таком контексте.

- Как следует причащаться больным людям: чаще или, наоборот, реже?

- "Чаще" или "реже" - это понятия условные и, с точки зрения богословия, в корне неверные. Мы являемся православными христианами, а значит, имеем в нашем жизненном и церковном опыте определенные правила и нормы, которые прописаны Правилами святых апостолов, Правилами Соборов, святоотеческими рекомендациями. Причем, святые отцы должны иметь определенный статус церковных учителей. Святых много, но одних мы слушаем, используем их богословское мнение, к другими прислушиваемся, читаем их частное богословское мнение, которое не является обязательным к исполнению для всей церковной полноты.

Такие святые, как Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов - это учителя Церкви, мнение которых очень важно и необходимо для всей полноты Церкви. Их правила и постановления побуждают всех православных христиан: и клириков, и мирян к их исполнению.

Вопрос "чаще" или "реже" причащаться неправилен, потому что мы должны знать, как нам советуют это делать церковные правила, которые передают нам святые отцы.

Святитель Василий Великий свидетельствует о том, в какие дни Евхаристия совершалась в Кесарии Каппадокийской: "Мы приобщаемся четыре раза каждую неделю: в день Господень, то есть в воскресение, в среду, пятницу и субботу, а также и другие дни, когда бывает память какого-либо святого. Таким образом, в IV веке Литургия в Каппадокии совершалась как минимум четыре раза в неделю.

Во II веке Игнатий Богоносец говорит: "Старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога". Собираться для Евхаристии - значит, причащаться, так как во времена Игнатия Богоносца причащались все православные христиане, находившиеся на богослужении. Литургия переводится как "общественное богослужение". Все христиане приходили, пели гимны, вместе молились, вместе отвечали на возгласы священника, просят и благодарят Господа, и, в конце концов, причащаются Тела и Крови Господа Иисуса Христа.

В IV веке Кирилл Иерусалимский, мнение которого для всей полноты Православия очень весомо, увещевал свою паству: "От Причастия сами себя не отлучайте".

Мы должны прибегать к опыту и других отцов. Например, преподобный Нил в IV веке говорит: "Воздерживайся от всего тленного, и каждый день причащайся Божественной вечери, то есть принимай Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, ибо таким образом Христово Тело бывает нашим".

Конечно, речь не идет о ежедневном причащении, но мы должны выбирать важное для нашей души. Каждый православный христианин может причащаться каждое воскресение. За неделю подготовиться: помолиться, вспомнить свои грехи, очиститься от них в Таинстве исповеди. Священник выслушает, примет пастырское решение и благословит, чтобы человек подошел к Чаше и приобщился. Конечно, есть такие грехи, которые не могут сочетаться с приобщением Тела и Крови, на таких людей накладывается епитимья, то есть определенное молитвенное правило. Это не отлучение, но своего рода "таблетка" для кающегося грешника, чтобы он осознал свой грех, подумал над ним, совершил определенный молитвенный подвиг, что, в конце концов, привело бы его к осознанию греха. За это время он бы преобразился и достойно подошел к Святым Таинствам.

- Не может ли частое причащение вызвать такой эффект, как "привыкание к святыне"?

Наши люди часто любят оправдывать свое невежество и неуважение к Святым Таинствам. Если святые отцы, которые имеют мистический опыт тайнозрения, который они достигли святым жизненным поведением и непрестанной молитвой, рекомендуют: воздерживайся от всего тленного и каждый день причащайся Тайной Вечери, ибо таким образом Тело Христово бывает наше, то думаю, здесь нет и намека на то, чтобы нам, православным христианам, внушить, что это якобы охладит наше рвение или умалит достоинство Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.

В IV веке также сложилось представление, что по причине своего недостоинства христианин не должен часто приступать к Святым Тайнам. Против такого представления высказывался Кирилл Иерусалимский, святой отец с большим богословским авторитетом и общецерковное признание во всей полноте Православной Церкви, который говорил: из-за скверных грехов не лишайте себя сих священных и духовных Таин.

Человек, который не хочет работать над собой, живет эмоциями, различными движениями души и тела, и которому Святое Причастие будет мешать вести греховный образ жизни, то для него слова о недостоинстве - хорошая отговорка. Абсурд, когда человек не хочет работать над собой и считает Святое Таинство "таблеткой". Оно действительно является духовной таблеткой от греха, но не является таблеткой физической. Когда человек приобщается Тела и Крови, здесь начинает "работать" Святой Дух. Когда мы принимаем таблетку, то со временем дозу надо повышать, но, тем не менее, мы не перестаем их принимать.

Люди любострастные, живущие восхищениями, подготавливающие себя в течение какого-то длительного времени, часто имеют фарисейское установление. Он вычитал монашеское правило, тщательно оберегает себя от всех и вся, считая себя готовым, то есть достойным. Но такой человек как раз и недостоин Святых Таин, потому что их преподает нам Господь. Мы, священники, поставлены смотреть, может ли человек подойти к Тайнам. Например, мусульманин или баптист не может подойти к нашему православному Причастию, такой человек должен вступить в ряды православных христиан.

Также мы должны окормлять нашу духовную паству. Паства бывает разная, некоторые люди в течение года ходят по разным храмам города, причащаясь в них по храмовым праздникам. Плохо ли это? Нет, если он адекватен, подготовлен, то пусть делает так.

- Как правильно подготовиться к Причастию, чтобы оно не было в осуждение?

Прежде всего, правильная подготовка - это подготовка внутренняя. Необходимо само желание и необходимо понимание. Каждый православный христианин должен помнить слова Господа нашего Иисуса Христа. В Евангелии от Иоанна, в VI главе, 53-58 стихах сказано: "Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек".

На Тайной Вечере Христос показал образ этого Таинства, как Первосвященник и Великий Архиерей Сам совершил Евхаристию: преломил хлеб, раздал вино, и нам заповедал делать так же, как Он.

В Евангелии от Иоанна, в III главе, 36-м стихе написано: "Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем". Евангелие от Матфея, XXVI глава, 26-28 стихи "И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословил, преломил и, раздавая ученикам, сказал: "Примите, ядите, сие есть Тело Мое". И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: "Пейте из нее все, ибо сия есть кровь моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов". Эти стихи в точности повторяются священником во время Литургии Верных.

В Послании апостола Иоанна, V главе, 12-ом стихе сказано: "Имеющий Сына Божия имеет жизнь, не имеющий Сына Божия не имеет жизни". Каждый православный человек должен знать посыл Господа нашего Иисуса Христа, который никто не отменял, и который невозможно отменить никаким постановлением.

Как каждый человек твердо знает, что для тела ему необходимо есть и пить, также он должен знать, что для своей души он нуждается в этом истинном питии и истинном ястии, как об этом говорит нам Сам Господь. Каждый человек должен знать и свои права, и свои обязанности.

- Что главное в подготовке к Причастию?

Главное - это знание этих слов Господа. Внутреннее освобождение от своих грехов, то есть их осмысливание, внутренний разбор: что я сделал, зачем, как я хочу измениться, буду ли это делать. Если я понимаю, что это плохо, и даю Богу слово, что больше не буду так делать и изменюсь. Я должен себя "переформатировать" в определенных понятиях. Рассказать обо всем этом священнику и получить от него пастырское наставление. Таким образом, человек является тем, кто может приобщиться.

Существует определенное молитвенное правило: это утренние, вечерние молитвы, правило ко Святому Причащению. Если человек не может осилить это за один-два дня, можно разбить его на неделю. Сейчас пост, и мы живем в строгости, прежде всего, в гастрономическом плане поста, то человек может готовиться и причащаться в любой день. Если человек хочет причаститься в воскресение, и дни непостные, то человек должен знать, что он должен каждый день молиться, читать правило.

Если человек не знает церковнославянский язык, то может молиться на том языке, который понимает. Существуют и дореволюционные, и современные переводы. Но лучше всего, чтобы люди знали и постепенно привыкали к высоте церковнославянского языка. Можно смотреть и переводы непонятных мест. Главное, чтобы человек открыл свое сердце Богу.

Тем людям, которых я знаю, я всегда рекомендую читать утренние и вечерние молитвы, вычитывать правило, каноны: Покаянный Господу Иисусу Христу, Молебный Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, затем канон ко Причащению Святых Христовых Таин. Люди, которые любят помолиться особо, читают Акафист ко Причащению Святых Христовых Таин. Непосредственно в день причастия после утреннего правила они вычитывают молитвы ко Святому Причащению и идут в храм одухотворенные.

Для чего существует такое большое количество молитв? Во-первых, для того чтобы человек начал "форматировать" свое сознание. В них говорится одно и то же, но с разных позиций, с разных углов зрения, чтобы "переформатировать" с образа грешного человека на образ праведности. Человек живет в формате грешного мира и бытия, существует в определенных социальных группах, которые часто нецерковные, нерелигиозные и даже языческие, безбожные. Человек живет категориями этих групп.

Православные люди, прежде всего, должны отличаться от мира. Правда, их часто считают за дурачков, но мы никогда не будем ходить в клубы, говорить на темы, которые нарушают нашу нравственную, духовную позицию. Мы против этого, поскольку у нас иной формат мышления, восприятия информации: мы смотрим на мирские вещи под определенным углом зрения.

Для того чтобы приступить к Святым Христовым Тайнам, мы должны настроить свой формат мышления, восприятия, дать возможность Духу Святому поработать над нами, чтобы мы настроились на "одну волну" с Богом. Конечно, это выражение образное. Человек должен перенастроиться, отвлечься от своих материальных проблем или даже духовных, если он ходит к экстрасенсам, гадалкам. Человек должен отойти от всего этого, то есть изменить формат мышления. Это происходит, когда человек занимается богомыслием, молитвенным правилом, это определенный духовный труд, в результате которого происходит метанойя - перерождение.

Человек начинает жить духовными категориями, осознавать, что нуждается в Господе нашем Иисусе Христе. Он начинает находить в себе процесс, который говорит: я должен причаститься, чтобы Господь вошел в меня посредством Святых Таин, опалил терния моих прегрешений, сделал таким человеком, который мог бы воскреснуть в последний день. Возникает потребность в том, чтобы Господь нас узнал. Ведь не все люди попадут в Царство Небесное. Господь говорит нам, что не все говорящие "Господи! Господи!" войдут в Царствие Его, но те, кто будут достойными делателями. Мы готовим себя к этому последнему дню и должны знать, что наша душа должна питаться истинным хлебом и истинным питием - Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Без этого человек не спасется.

Пусть сейчас некоторые богословы говорят, что мы будем судимы по закону совести, но мы, православные священники, знаем, что не спасемся без Тела и Крови Христовой. Например, лютеране считают, что это символы тела и крови, но мы знаем, что никакого символизма здесь нет, но это истинные Тело и Кровь. У каждого священника, когда он берет в руки Тело, меняется сознание. К богословам, которые говорят, что это хлеб, в котором потом происходят какие-то невидимые изменения, мы относимся аккуратно и с любовью во Христе. Когда священник берет преложенное Тело, то уже здесь происходит претворение, когда одно стало другим. Истинно православные люди, которые православные не по газетным вывескам или выступлениям митрополитов или профессоров, но живут церковной жизнью, живущие больше духом, а не душой и плотью, знают, зачем они приходят в храм Божий и для чего причащаются.

- Есть ли послабления болящим людям при подготовке к Причастию?

Церковь ко всем относится с любовью, уважением и заботой. Люди, которые часто болеют, бывает, не могут прийти в храм Божий по немощи или по старости. Есть много болезней, которые делают это невозможным. Если такие люди живут церковной жизнью, то они молятся дома, совершают правило и приглашают священника. Естественно, что им делается послабление. Бывают заболевания, при которых врачами предписана определенная диета, и священник не вправе вмешиваться в лечение. Если больному необходимо получить определенное количество белка, съев мясо или рыбу, то священник не должен учить тому, что надо или не надо есть такому человеку. Надо делать упор на духовную составляющую: как человек помолился, что сделал полезного для своей души, как осмыслил свою жизнь с момента последней исповеди.

Если есть опасения смерти, такого человека стараются причастить быстрее. Даже рассматривалась такая ситуация: священник пришел в больницу причастить умирающего, а в этот момент родился ребенок, которому угрожает смерть, и которого надо срочно крестить "страха ради смертного". К кому в первую очередь должен пойти священник. Ответ: к умирающему, чтобы напутствовать его и причастить Святыми Тайнами. Покрестить ребенка может даже мирянин, а причастить только священник.

Можно сидя и лежа. Правило могут читать и родственники, и сестры милосердия. Но причащаться может человек, только находясь в сознании. Конечно же, он должен быть крещен, должен принести краткую исповедь, и над ним будет прочитана разрешительная молитва. Тогда он может причащаться. Нет запретов на частоту причащения. Больной в тяжелом состоянии, при условии, что он находится в сознании, может причащаться даже ежедневно. Если это невозможно, хотя бы раз в неделю.

Если говорить простым языком (который я не очень люблю), больному человеку надо причащаться часто. Надо давать работу Духу Святому. Бывает, что причастившись во время болезни, поправившийся человек приходит потом в церковь через год и больше. По церковным правилам такие люди даже не могли считаться членами Церкви Христовой. Мы живем во время церковной икономии, стараемся всех простить, увещать и сделать все, чтобы люди стали достойными прихожанами храма.

- Причастие лечит душу. Лечит ли оно тело? Имеет ли оно "медицинские" аспекты?

Опыт говорит о том, люди после тяжелых операций, травм, с тяжелыми заболеваниями, которые причащаются, лучше переносят лечение, быстрее восстанавливаются, улучшается качество медицинской помощи. Здесь налицо благодать и работа Духа Святого.

Давно замечено, что больные люди, которые исповедуется и причащаются, находясь в больнице, быстрее поправляются. Можно даже написать об этом научную работу, поскольку действительно существует большое число положительных наблюдений. Вероятность того, что такой человек поправится быстрее, гораздо больше.

Бывает, например, что у человека остеомиелит развился до такой степени, что гной сочится из раны, врачи собираются ампутировать руку или ногу. Но человек приходит к Богу, над ним совершают Таинства: соборуют, причащают, исповедуют - и он вдруг начинает поправляться. Лечение уже не помогало, готовили ампутацию - и вот человек, обретший веру, остается с сохраненной ногой. Есть очень много подобных наблюдений. Что бы ни говорили о психотерапии, мы понимаем, что это работа Духа Святого, и она делает свое дело.

Конечно, Причастие помогает и телу. Грех рождается сначала в мыслях, душе, а после начинает страдать и тело. Здесь обратный процесс: тело получает видимую часть Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Исцеляется дух и начинает исцелять и тело.

- При каких болезнях можно причащаться не натощак?

Существует довольно много таких заболеваний и предписаний врачей. Человек может принимать антибиотики, препараты, отвечающие за жизненные функции: свертываемость крови, сердечный ритм, сахар. При гормонозаместительной терапии бывает, что если человек не пример лекарства, у него возникнет сердечная аритмия, угрожающая жизни. Получается, что мы ставим таблетку выше Таинства. Такие вопросы человек должен решать со своим духовником и причащаться у него, чтобы священник знал. Если есть предписания врача больному человеку, то они не должны нарушаться священником.

Мы должны помнить историю Таинства Евхаристии. Как говорит митрополит Илларион Алфеев, сейчас произошла некая метаморфоза. В первые века христианства, так как люди собирались после работы, они сначала кушали, а затем преломляли хлеб и выпивали определенное количество вина в память Господа Иисуса Христа. После чего совершали Литургию, то есть она была окончанием братской трапезы. Со временем Литургия выкристаллизовалась в определенное Таинство Евхаристия.

В какой-то момент стало получаться так, что те, кто приходили раньше на братскую трапезу, съедали все, а последним доставались лишь крошки. Люди стали жаловаться апостолам, и тогда они приняли такое решение о Таинстве Евхаристии.

Почему надо приходить к Таинству Святого Причащение натощак? Во-первых, из-за величины Таинства, во-вторых, чтобы все были в равных условиях. Все болеть не могут, и не всем прописаны таблетки. Но для людей, которым прописано подобное регулярное и постоянное лечение, это не должно быть препятствием.

- Чем отличается говение от поста?

К сожалению, у нас эти слова стали синонимами, хотя это не так. Говение - это особенная молитвенная, духовная и душевная подготовка к посту, определенное делание. Пост - это более глубокое делание: и воздержание от пищи, и ограничение себя во всем, и пребывание в Духе и истине, постоянная работа над собой.

Такой пример. Если мы живем в миру и во время поста должны ехать в храм на Литургию в общественном транспорте, то мы должны "закрыть" наши глаза и уши, чтобы доехать без осуждения, различных искушений перед Причастием. Говение состоит в том, как если бы мы "закрыли" уши и смотрели глазами. То есть здесь полнота и важность попроще.

Человек хочет подготовиться к Таинству Святого Причащение в воскресение. Сейчас выходит много книг разных священников о том, как это надо делать. Пишут, что надо поститься три дня. Значит, человек должен поститься начиная с четверга. Но у нас есть постные дни на неделе: среда и пятница. Существуют апостольские постановления, запрещающие христианам поститься по средам и субботам. Субботний пост принят лишь во время сплошных постов и в специально обозначенные субботы. Когда человек постится в субботу, он уподобляется иудею или католику.

В дни подготовки ко Святому Причастию требуется как раз говение. Если это супружеская пара, то они воздерживаются от отношений, но вместе молятся, вместе идут в храм. Если кушаете и борщ, и котлеты, то в дни подготовки скушайте только борщ, а вместо котлет скушайте зелени. То есть, говение - это частичное ограничение, пост же - полное. Пищевые запреты не должны умалять подход к Святому Таинству. По словам Иоанна Златоуста, пост не приближает нас к Богу и не отдаляет от Него.

Говение также подразумевает исповедание наших мыслей духовнику, поэтому мы должны знать, что, подходя к Таинству Святого Причастия, должны соблюдать и апостольские постановления как христианские нормы. Должны помнить, что цель говения в подготовке человека к Причастию.

- Целесообразно ли человеку брать на себя усиленный пост?

Часто подходят люди, которые хотят поблажить. Но хочу привести пример: целесообразно ли человеку, занимающемуся тяжелой атлетикой, взять сто килограмм сверх нормы - и поднять? Поднимешь - и надорвешься или станешь инвалидом. Так и здесь. Человек, который накладывает на себя подвиги, выше тех, которые рекомендует Церковь, может надорваться. Бес может так посмеяться над таким человеком, что он перестанет ходить в храм Божий, перестанет причащаться и молиться, а начнет насмехаться и кощунствовать.

Таких примеров много и в святоотеческом наследии, и в моем личном опыте: люди, которые хотят сделать что-то не ради спасения, а ради тщеславия, гордыни даже перед самими собой, очень часто надрываются. Они не дают работать в себе Духу Святому, считая, что смогут все сделать сами.

- Как определить меру в посте, чтобы и не перегрузить себя и не дать себе послабления?

Когда я служил в монастыре, то смотрел за людьми, приходящими из мира в монастырь. Люди, которые имеют Духа и действительно предрасположены к этому, будут ходить в храм каждый день, готовиться. Таких людей сразу видно. Как сразу видно и тех людей, которые блажат. У них сразу возникают какие-то проблемы: все время что-то мешает прийти в храм.

Христос сказал, что тот, кто берется за плуг и озирается назад, тот недостоин Царства Небесного. Очень часто люди хотят взяться за "плуг", но тут же озираются назад.

Если я не знаю человека, то никогда не даю благословения на особые подвиги. Если ты считаешь, что призван к сугубым подвигам, иди в монастырь, испытывай себя. Очень часто бывает, что пожив и поработав в монастыре, люди понимают, что не предназначены для этого, возвращаются в мир. Могут продолжать ходить в церковь, но бывает, что и перестают.

- Можно ли помочь людям, которые "озираются назад"?

Мы все время помогаем таким людям. Часто бывает, что приходя в церковь, человек думает, что в ней все святые. Враг рода человеческого отвращает человека от храма, внушая ему: "Ты такой грешник, иди в храм Божий там праведники!" Он приходит, а там бабушки злые, замечания делают, знакомые в храм ходят, а его обижают. Оказывается, что там все такие плохие, не святые, а подлецы и грешники. И человек решает: "Нет, в церковь я ходить не буду". Таким образом сатана сделал свое дело: отлучил человека от церкви, от Таинств. Такие люди могут погибнуть.

Мы говорим людям: "Когда вы приходите в храм, видите золотые купола, то видите лишь отражение и образ Царства Небесного. Насколько это красиво здесь, но в Царствии Небесном это будет во много-много раз лучше и краше. Здесь мы лишь стремимся к этому". Надо помнить слова Христа, Который сказал, что пришел спасать не праведников, а грешников. И должны помнить, что храм Божий - врачебница, и люди приходят сюда лечиться. Когда мы приходим в больницу, то не рассчитываем встретить там здоровых людей. Если бы это было так, зачем нам приходить туда?

Человек должен помнить, что, идя в храм Божий, он направляется во врачебницу для души: примириться с Богом, научиться молиться. Приходит, для того чтобы научиться жить правильной духовной жизнью. Если человек придет в больницу и скажет: "Там столько больных, я лечиться не буду!" Это же абсурд!

Когда я привожу подобные примеры, люди начинают понимать, что приходят в церковь для исцеления своей души с молитвой к Богу. В таком случае мы, как священники, выполняем свою маленькую работу: люди начинают открывать свои сердца Богу, примиряться с Ним посредством Таинств, общественной молитвы. Они начинают работать над собой. Вот в чем корень.

Священник тоже человек. Как врач может болеть и лечиться, так и священник может быть немощным. Поэтому не надо смотреть на батюшек: кто на какой машине ездит или с какими людьми общается. Каждый ответит за свое. Ты приходи в храм и получай, что тебе нужно. Когда ты приходишь в больницу, то хочешь, чтобы стало легче тебе, а не смотришь, как лечат другого. Смотри на себя: стало тебе легче. Получив благодать в храме, неси ее домой, чтобы не растерять ее и не погасить свечу в своей душе.

- Большое спасибо, отец Александр. Время передачи подошло к концу. Благословите наших телезрителей.

Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывает со всеми вами.

Ведущий: Денис Береснев

Расшифровка: Юлия Подзолова

Таинство причащения, или евхаристия (в переводе с греческого - «благодарение»), занимает главное - центральное - место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви. Православными людьми нас делает не ношение нательного креста и даже не то, что над нами когда-то было совершено святое крещение (тем более что в наше время это не является особым подвигом; сейчас, слава Богу, можно свободно исповедовать свою веру), но православными христианами мы становимся, когда начинаем жить во Христе и участвовать в жизни Церкви, в ее таинствах.

Все семь таинств имеют Божественное, а не человеческое установление и упоминаются в Священном Писании. Таинство причащения впервые совершено Господом нашим Иисусом Христом.

Установление таинства причащения

Произошло это накануне крестных страданий Спасителя, перед тем, как было совершено предательство Иуды и предание Христа на мучения. Спаситель и Его ученики собрались в большой комнате, приготовленной для того, чтобы совершить по иудейскому обычаю пасхальную трапезу. Этот традиционный ужин устраивался каждой еврейской семьей как ежегодное воспоминание об исходе израильтян из Египта под предводительством Моисея. Ветхозаветная пасха была праздником избавления, освобождения от египетского рабства.

Но Господь, собравшись со своими учениками на пасхальную трапезу, вложил в нее новый смысл. Это событие описано всеми четырьмя евангелистами и получило название тайной вечери. Господь устанавливает на этом прощальном вечере таинство святого причащения. Христос идет на страдания и крест, отдает Свое пречистое тело и честную кровь за грехи всего человечества. И вечным напоминанием всем христианам о принесенной Спасителем жертве должно служить причащение Его Тела и Крови в таинстве евхаристии.

Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26-28).

Господь претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и заповедал апостолам, а через них их приемникам - епископам и пресвитерам совершать это таинство.

Реальность таинства

Евхаристия не есть какое-то просто воспоминание того, что происходило когда-то более двух тысяч лет назад. Это реальное повторение тайной вечери. И на каждой евхаристии - и во времена апостолов, и в нашем XXI веке - Сам Господь наш Иисус Христос через канонически рукоположенного епископа или священника претворяет приготовленные хлеб и вино в Свои пречистые Тело и Кровь.

В православном катехизисе святителя Филарета (Дроздова) сказано: «Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную» .

Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит нам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53-56).

Необходимость причащения для православных христиан

Не причащающийся святых таин отрывает себя от источника жизни - Христа, ставит себя вне Его. И наоборот, православные христиане, с благоговением и с должной подготовкой регулярно приступающие к таинству причащения, по слову Господа «пребывают в Нем». И в причастии, которое оживотворяет, одухотворяет наши душу и тело, мы как ни в каком другом таинстве соединяемся с Самим Христом. Вот что говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский в поучении на праздник Сретения, когда Церковь вспоминает, как старец Симеон принял в Иерусалимском храме на свои руки сорокодневного Младенца - Христа: «Не ревнуем тебе, старче праведный! Мы сами имеем твое счастье - подъять не на руки только Божественного Иисуса, но устами и сердцами, как и ты носил Его всегда в сердце, еще не видя, но чая Его; и не раз в жизни, не десять, а сколько хотим. Кто не поймет, возлюбленные братья, что я говорю о причащении животворящих таин Тела и Крови Христовой? Да, мы имеем бо льшее счастье, чем святой Симеон; и праведный старец, можно сказать, заключил в объятиях своих Живодавца Иисуса в предзнаменование того, как верующие во Христа впоследствии времени во вся дни до скончания века будут принимать и носить Его не на руках только, а в самом сердце своем» .

Вот почему таинство причащения должно постоянно сопровождать жизнь православного человека. Ведь мы здесь, на земле, должны соединиться с Богом, Христос должен войти в наши душу и сердце.

Человек, который ищет в своей земной жизни соединения с Богом, может надеяться на то, что он будет с Ним и в вечности.

Евхаристия и жертва Христова

Евхаристия еще потому является самым главным из семи таинств, что изображает жертву Христову. Господь Иисус Христос принес за нас жертву на Голгофе. Он совершил ее единожды, пострадав за грехи мира, воскрес и вознесся на небо, где воссел одесную Бога-Отца. Жертва Христова была принесена один раз и более уже повторяться не будет.

Господь устанавливает таинство евхаристии, потому что «теперь на земле в другом виде должна быть Его жертва, в которой бы Он всегда Себя приносил, как на кресте» . С установлением Нового Завета ветхозаветные жертвоприношения прекратились, и теперь христиане совершают жертву в воспоминание жертвы Христовой и для приобщения Его Тела и Крови.

Ветхозаветные жертвоприношения, когда заколались жертвенные животные, были лишь тенью, прообразом Божественной жертвы. Ожидание Искупителя, Освободителя от власти диавола и греха - главная тема всего Ветхого Завета, и для нас, людей Нового Завета, жертва Христа, искупление Спасителем грехов мира - основа нашей веры.

Чудо святого причащения

Таинство причащения есть величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно. Как некогда невместимый Бог сошел на землю и обитал среди людей, так и сейчас вся полнота Божества вмещается в святые дары, и мы можем причащаться этой величайшей благодати. Ведь Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).

Святые дары - это огонь, пожигающий всякий грех и всякую скверну, если человек причащается достойно. И нам, приступая к причащению, нужно делать это с благоговением и трепетом, осознавая свою немощь и недостоинство. «Хотя ясти (вкушать), человече, Тело Владычне, страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть», - говорится в молитвах ко святому причащению .

Нередко людям духовным, подвижникам во время совершения евхаристии бывали явления небесного огня, сходящего на святые дары, как это описано, например, в житии преподобного Сергия Радонежского: «Однажды, когда святой игумен Сергий совершал Божественную литургию, Симон (ученик преподобного. - о. П.Г. ) видел, как небесный огонь сошел на святые тайны в минуту их освящения, как этот огонь двигался по святому престолу, озаряя весь алтарь, он как бы вился около святой трапезы, окружая священнодействующего Сергия. А когда преподобный хотел причаститься святых таин, Божественный огонь свился “как бы некая чудная пелена” и вошел внутрь святого потира. Таким образом угодник Божий причастился этого огня “неопально, как древле купина неопально горевшая…”. Ужаснулся Симон от такого видения и в трепете безмолвствовал, но не укрылось от преподобного, что ученик его сподобился видения. Причастившись святых таин Христовых, он отошел от святого престола и спросил Симона: “Чего так устрашился дух твой, чадо мое?”. “Я видел благодать Святого Духа, действующего с тобой, отче», - отвечал тот. “Смотри же, никому не говори о том, что ты видел, пока Господь не позовет меня из этой жизни”, - заповедал ему смиренный авва» .

Святитель Василий Великий посетил однажды одного пресвитера весьма добродетельной жизни и видел, как во время совершения им литургии Святой Дух в виде огня окружал священника и святой алтарь. Такие случаи, когда особо достойным людям открывается схождение Божественного огня на святые дары или Тело Христово является зримо на престоле в виде Младенца, неоднократно описаны в духовной литературе. В «Учительном известии (наставлении к каждому священнику)» даже рассказывается, как вести себя священнослужителям в случае, когда святые дары принимают необычный, чудесный вид.

Тем, кто сомневается в чуде претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову и дерзает при этом приступить к святой чаше, может быть дано грозное вразумление: «Дмитрий Александрович Шепелев рассказывал о себе настоятелю Сергиевой пустыни, архимандриту Игнатию-первому, следующее. Он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда воспитанники приступали к святым тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие в то, что в чаше Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были святые тайны, он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека, он был вне себя, не находил сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшую с ним перемену и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и проглотил преподанные ему святые дары» .

Да, таинство причащения - евхаристия - это величайшее чудо и тайна, а также величайшая милость нам, грешным, и видимое свидетельство того, что Господь установил с людьми Новый Завет «в крови Его» (см.: Лк. 22: 20), принеся за нас жертву на кресте, умер и воскрес, воскресив Собою все человечество. И мы можем теперь причащаться Его Тела и Крови во исцеление души и тела, пребывая во Христе, и Он будет «пребывать в нас» (см.: Ин. 6: 56).

Происхождение литургии

Таинство причащения с древности получило также именование литургия , что с греческого переводится как «общее дело», «общее служение».

Святые апостолы, ученики Христовы, приняв от своего Божественного Учителя заповедь совершать таинство причащения в воспоминание о Нем, после Его вознесения стали совершать преломление хлеба - евхаристию. Христиане «постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42).

Чин литургии формировался постепенно. Вначале апостолы совершали евхаристию по тому самому порядку, который они видели у своего Учителя. В апостольские времена евхаристия была соединена с так называемыми агапами, или трапезами любви. Христиане вкушали пищу и пребывали в молитвах и братском общении. После вечери совершалось преломление хлеба и причащение верующих. Но потом литургия была отделена от трапезы и стала совершаться как самостоятельное священнодействие. Евхаристию стали совершать внутри священных храмов. В I-II веках порядок литургии, видимо, не был записан и передавался изустно.

Постепенно в разных местностях стали складываться свои литургические чины. В Иерусалимской общине служилась литургия апостола Иакова. В Александрии и Египте совершалась литургия апостола Марка. В Антиохии - литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Литургии эти имели много общего в главной тайносовершительной своей части, но отличались друг от друга в деталях.

Сейчас в практике православной Церкви совершаются три чина литургий. Это литургии святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого и святителя Григория Двоеслова.

Литургия святителя Иоанна Златоуста

Эта литургия совершается во все дни года, кроме будничных дней Великого поста, а также кроме первых пяти воскресений Великого поста.

Святой Иоанн Златоуст составил чин своей литургии на основании прежде составленной литургии святителя Василия Великого, но сократил некоторые молитвы. Святой Прокл, ученик святителя Иоанна Златоуста, говорит, что ранее литургия совершалась весьма пространно, и «святитель Василий, снисходя… слабости человеческой, сократил ее; а после него еще более святой Златоуст».

Литургия святителя Василия Великого

По сказанию святого Амфилохия, епископа Ликаонской Иконии, святитель Василий Великий просил у «Бога дать ему силу духа и разума совершать литургию своими словами. По шестидневной пламенной его молитве Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его прошение. Вскоре потом Василий, будучи проникнут восторгом и божественным трепетом, начал возглашать “Да исполнятся уста моя хваления” и “Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего” и прочие молитвы литургии».

Литургия святителя Василия совершается десять раз в году. Накануне двунадесятых праздников Рождества Христова и Крещения (в так называемый Рождественский и Крещенский сочельник); в день памяти святителя Василия Великого 1/14 января; в первые пять воскресений Великого поста, в Великий четверток и в Великую субботу.

Литургия святителя Григория Двоеслова (или литургия преждеосвященных даров)

Во время святой Четыредесятницы Великого поста в будние дни прекращается служение полной литургии. Пост - время покаяния, плача о грехах, когда из богослужения исключается всякая праздничность и торжественность. Об этом пишет блаженный Симеон, митрополит Фессалоникийский. И поэтому по правилам церковным в среду и пятницу Великого поста совершается литургия преждеосвященных даров. Святые дары освящаются на литургии в воскресенье. И верующие причащаются ими на литургии преждеосвященных даров.

В некоторых Поместных Православных Церквах в день памяти святого апостола Иакова, 23 октября/5 ноября, служится литургия по его чину. Это древнейшая литургия и она является творением всех апостолов. Святые апостолы, до того как они не разошлись в разные страны для проповеди Евангелия, собирались вместе для совершения евхаристии. Позже этот чин был зафиксирован письменно под названием литургии апостола Иакова.

Люди ходят в храм Божий, чтобы участвовать в Святой Евхаристии – главном событии, ради которого создана церковь и храмы. Святая Евхаристия – это и есть Причастие. Что такое Причастие в церкви, для чего оно нужно и кем установлено – мы разберем в этой статье.

Евхаристия (а у протестантов Вечерня Господня или Хлебопреломление) – это таинство церкви, центральная часть Богослужения и главное событие в жизни христианина. В таинстве Христос соединяется с человеком: потребив его достойно, становится возможным усвоить Сына Божия, насколько это доступно каждому. Христос подарил нам Себя – во всех смыслах.

Причастие в церкви: что это и для чего?

Причастие – это хлеб и вино, которое после специальной молитвы, «пресуществления», символизирует Тело и Плоть Господа. Свое Тело и Кровь Господь оставил нам на Великой вечери перед Своими крестными страданиями, как написано в Евангелии.

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26–28)

«…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19)

Причастие сокрыто от нас в его истинном облике и образ хлеба и вина сохранен, так как человеку не свойственно потреблять в пищу плоть, пусть и Божественную. Но после пресуществления, то есть, после совершения таинства, свойство изменено — это уже истинное Тело и истинная кровь Христова.

Таинство создано и введено Самим Господом накануне предательства Иуды, непосредственно перед арестом, бичеванием и казнью. Причащение, которое потребляют в церкви – это соединение с Богом Отцом во Христе, примирение с Ним ради Его Сына. Это Новый Завет между человеком и Богом, который принес на землю Спаситель. Христос отдал себя в жертву, чтобы мы ели Его Тело и пили Его Кровь и через это имели в себе жизнь вечную, потерянную однажды в Раю, как сказал Он нам в Евангелии.

Если не будете есть плоть Сына человеческого и не будете пить Его кровь, не будете иметь в себе жизни. Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот пребывает во Мне и Я в нем (Ин. 6, 53,56)

Причастие в католической церкви отличается от православного. Так, у первой для таинства используется неквасной хлеб, а у второй – дрожжевой.

Как готовиться к Причастию в церкви?

Подготовка к Причастию в церкви состоит, в первую очередь, в наблюдении за собой. К Святым Дарам нельзя приступать, если в сердце живет обида на кого-то, если что-то не прощено, если не попрошено прощения у тех, кого обидели. Обязательно накануне Причастия следует пройти другое таинство – Покаяние. Покаяние заключается в искреннем раскаянии в грехах и твердом решении больше не повторять их.

Свое сокрушение о грехах нужно принести на исповедь к священнику. Недостаточно раскаяться «в душе» — апостолы завещали нам исполнять таинство исповеди в присутствии их приемника, которым является священник. Мы не можем нарушить эту иерархию. Исповедь рассказывается наедине священнику – у католиков это происходит полностью инкогнито, а у православных исповедующий священник видит лицо человека, но исповедь скрыта от посторонних ушей. Служба, на которой происходит таинство исповеди, служится вечером, накануне Литургии, обычно она начинается в 17.00.

Еще одним немаловажным делом является физическая и молитвенная подготовка к принятию таинства. Чтобы достойно принять в себя Христа, церковь рекомендует прочитать специальные молитвы перед Причастием и несколько дней воздержаться от мясных и молочных блюд. В православии молитвы к Причастию включают в себя правило из молитвослова:

  • правило на сон грядущий накануне причастия;
  • три канона: Господу, Деве Марии, Ангелу Хранителю;
  • последование ко Святому Причастию;
  • утреннее правило перед службой.

Перечисленные молитвы носят рекомендательный характер, новичку бывает нелегко вдумчиво всё прочесть. Поэтому правило допускается сокращать – вплоть до самых необходимых десяти молитв, которые содержатся в последовании ко Святому Причастию. Но сокращение правила — а также другие послабления для Причастия — рекомендуется обсуждать со священником после исповеди, так как нужное количество молитв должно подбираться индивидуально.

Как проходит причастие в церкви?

В православном храме утром служится Литургия. Во сколько начинается служба можно узнать в конкретном храме за свечным ящиком, так как расписание у всех разное. Литургия («общее дело») — это самое главное Богослужение, удивительное по красоте действо, наполненное глубоким содержанием и смыслом. Оно состоит из древнейших песнопений и направлено на то, чтобы с необходимыми молитвами и правильным освящением Даров приступить ко Причастию. Причастники сердечно молятся на этой службе и в конце благоговейно причащаются.

В католической церкви Причастие проходит на Мессе, без чина освящения, также после специальных молитв, которые установлены католическим катехизисом. Католическое Богослужение наполнено красотой, которую передает искусный хор и знаменитый орган – инструмент, сопровождающий священное действо.

После Причастия читается благодарственная молитва и затем, поцеловав крест, каждый может идти домой, чтобы в чистоте сердца, молчании и сосредоточенности бережно сохранить полученную от Господа благодать.

Что такое Причастие в церкви можно понять только опытно. Невыразимая связь человека и Бога, такая естественная для неповрежденного Адама, стала вновь доступна людям. Душа человека жаждет Божественного общения, но ищет, порой, его совсем не там. Как часто мы выбираем порок и сомнительные удовольствия? Душа ищет рая, но часто ошибается в своем поиске. Состояние причастия с Господом, при условии достойного принятия таинства, может дать искомую полноту. Но важно помнить, что Иуда тоже причастился (одним из первых), и его Причастие ему было в осуждение. Поэтому крайне ответственно подойдем к такому важному таинству, чтобы найти искомую связь.