Первичные баллы по обществознанию за каждое задание. Критерии оценивания заданий егэ по обществознанию от фипи
Критерии оценивания заданий по обществознанию ЕГЭ 2019
с развёрнутым ответом
- Правильно даны ответы на три вопроса - 2 балла.
- Правильно даны ответы на любые два вопроса - 1 балл.
- Правильно дан ответ на любой один вопрос. ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов.
Максимальный балл - 2
по обществознанию оценивается:
- Правильно приведено объяснение и даны ответы на два вопроса - 2 балла.
- Правильно приведены любые два элемента ответа - 1 балл.
- Правильно приведён любой один элемент ответа. ИЛИ ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов.
Максимальный балл - 2
по обществознанию оценивается:
- Правильно названы два источника (пути) и приведены по 2 примера (всего 4 примера) - 3 балла.
- Правильно названы два источника (пути), приведены любые 2-3 примера - 2 балла.
- Правильно названы один-два источника (пути), приведён любой 1 пример. ИЛИ Правильно назван 1 источник (путь) и приведены соответствующие ему 2 примера - 1 балл.
- Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов.
Максимальный балл - 3
по обществознанию оценивается:
- Правильно названы и пояснены три функции - 3 балла.
- Правильно названы две-три функции, две из них пояснены - 2 балла.
- Правильно названы одна–три функции, одна из них пояснена. ИЛИ Правильно названы только три функции - 1 балл.
- Правильно названы только одна-две функции. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов.
Максимальный балл - 3
по обществознанию оценивается:
25.1 Раскрытие смысла понятия - 2 балла
- Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) - 2 балла.
- Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, ИЛИ в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу - 1 балл.
- В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. ИЛИ Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. ИЛИ Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла - 0 баллов.
Указания по оцениванию:
- Не засчитывается: – характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт; – в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания; – объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.
- Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов.
25.2 Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия - 2 балла
- Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия - 2 балла.
- Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания - 1 балл.
- - 0 баллов.
Указание по оцениванию:
При оценивании не засчитываются:
- предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;
- предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний;
- словосочетания, нераспространённые предложения.
Максимальный балл - 4
по обществознанию оценивается:
- Правильно названы и проиллюстрированы примерами три функции - 3 балла.
- Правильно названы две-три функции, две из них проиллюстрированы примерами - 2 балла.
- Правильно названы одна–три функции, одна из них проиллюстрирована примером(-ами) - 1 балл.
- Правильно названы только одна–три функции. ИЛИ Приведено любое количество примеров без указания функций. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов.
Максимальный балл - 3
по обществознанию оценивается:
- Правильно указаны сфера, тип стратификации и три критерия - 3 балла.
- Правильно указаны сфера, тип стратификации и один-два критерия. ИЛИ Правильно указаны сфера и три критерия - 2 балла.
- Правильно указаны сфера и тип стратификации. ИЛИ Правильно указаны сфера и один-два критерия - 1 балл.
- Правильно указана только сфера. ИЛИ Сфера не указана (указана неправильно) независимо от наличия других элементов ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов.
Максимальный балл - 3
по обществознанию оценивается:
28.1 Раскрытие темы по существу - 3 балла
- Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу - 3 балла.
- Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу - 2 балла.
- Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу - 1 балл.
- Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. ИЛИ Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов) - 0 баллов.
Указания по оцениванию:
- Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
- Если по критерию 28.1 выставляется 0 баллов, то по критерию 28.2 выставляется 0 баллов
28.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана - 1 балл
- Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей - 1
- Все иные ситуации 0
Максимальный балл - 4
по обществознанию оценивается:
29.1 Раскрытие смысла высказывания - 1 балл.
- Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или сформулированы один или несколько тезисов в контексте высказывания, который(-е) требует(-ют) обоснования - 1 балл.
- Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован. ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания. ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом - 0 баллов.
Указание по оцениванию:
- Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов.
29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения - 2 балла.
(объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений)
- В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения - 2 балла.
- В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены. ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт. ИЛИ В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений - 1 балл.
- Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания. ИЛИ Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания - 0 баллов.
Указание по оцениванию:
- Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов.
29.3 Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов - 1 балл.
- В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод - 1 балл.
- Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания - 0 баллов.
29.4 Качество приводимых фактов и примеров - 2 балла.
- Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом - 2 балла.
- Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод. Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом. ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом. ИЛИ Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом - 1 балл.
- Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла
0 - 0 баллов.
Указание по оцениванию:
В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.).
- Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников
- Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании.
Максимальный балл - 6
Решай по обществознанию.
В обществе постоянно идут дискуссии по поводу ЕГЭ. Некоторые убеждены в том, что нужна отмена ЕГЭ и возврат к советской системе экзаменации учащихся. Однако существует и другая точка зрения: ЕГЭ позволяет проверить уровень знаний учащихся и дать дорогу выпускникам из провинции поступить в престижные столичные вузы. На сегодняшний день есть два обязательных экзамена – это русский язык и математика. Далее выпускник выбирает из школьной программы те предметы, результаты по которым нужно предъявить в выбранном вузе. ЕГЭ по обществознанию 2019 интересен тем, что он интегрированный и позволяет выпускникам почувствовать себя немного юристом, социологом, экономистом, политологом или правоведом.
Важные документы
Подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию должна основываться на нескольких документах, найти которые можно на сайте ФИПИ:
№ п/п | Название документа |
1 | Спецификатор |
2 | Кодификатор |
3 | Демонстративный вариант |
На сайте ФИПИ также можно найти информацию о дате проведения экзамена и порешать варианты КИМов.
Что можно узнать из Спецификации?
Из этого документа можно узнать, что этот экзамен состоит из 29-ти заданий. 20 из них — в 1 части, 9 — во второй.
В первой части 20 заданий имеют максимальный первичный балл – 35. А задания второй части -29.
Кодификатор
В Кодификаторе есть краткий перечень нормативно-правовых актов, с которыми необходимо познакомиться:
- Конституция.
- Гражданский кодекс (отдельные главы).
- Семейный кодекс (отдельные главы).
- Трудовой кодекс (отдельные главы).
- Кодекс об административных правонарушениях.
- Федеральный закон о гражданстве.
- Закон о воинской службе и другие.
Знание этих документов необходимо для того, чтобы успешно сдать экзамен по обществознанию и получить высокие результаты.
Демонстративный вариант
Демоверсия ЕГЭ по обществознанию нужна для того, чтобы ознакомиться с примерными видами заданий, которые будут в контрольно-измерительных материалах непосредственно на экзамене.
Следует большое внимание здесь обратить на систему оценивания экзаменационных работ. Это нужно, чтобы выпускник чётко понимал, как точно нужно выполнять задания 2-й части, где присутствует развёрнутый ответ.
Если одиннадцатиклассник в задании видит два знака вопроса, значит необходимо дать два ответа.
О структуре заданий
Задания 1 – 3 (базовый уровень) и задание 20 понятийные, проверяющие уровень подготовки выпускников.
4-6 – это задания, которые направлены на проверку сформированности умений учащихся 11 класса в теме «Человек и общество», включая познание и духовную культуру.
7-10 – это «Экономика».
11-12 – «Социальные отношения».
13-15 – задания из области «Политика». Всегда в задании №14 проверяют позиции из Кодификатора 4.14 и 4.1. («Органы государственной власти РФ» и «Федеративное устройство РФ»).
16-19 – это задания по теме «Право». Можно быть уверенным, что всегда задание 16 направлено на знание основ Конституционного строя РФ. Каждый выпускник школы должен быть активным гражданином нашего государства, понимающим, в каком государстве он живёт, знающим основы своего государства, права и обязанности, гарантируемые Конституцией РФ.
2 часть (9 заданий) представляет собой в совокупности базовые общественные науки, формирующие весь курс средней школы:
- Философия.
- Социология.
- Политология.
Задания 21 – 24 объединены в одно составное задание с фрагментом научно-популярного текста, направленные на проверку умения находить главное из текста.
Задания №21 и №22 строго по тексту. Надо найти только то предложение, в котором находится ответ.
В 23 задании даётся дополнительное задание по данному тексту, например:
- проиллюстрировать какое-либо положение в тексте примером;
- привести соответствующий аргумент и др.
24-е задание предполагает использование информации текста, но также необходимо знание курса «Обществознание» в целом.
25-е задание проверяет умение раскрывать ключевые обществоведческие понятия. Выпускник должен здесь показать смысловую основу понятия, выделить главную мысль.
№26 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия. Примеры – это возможность экспертам увидеть, насколько теоретические знания выпускник сможет применить в жизни.
27 задание требует анализа представленной информации, в том числе статистической, графической, объяснения связи социальных объектов.
28-е задание – развёрнутый ответ по теме. Ученик 11-го класса должен системно показать, что он знает по теме. В 2018 году добавлен 1 балл в системе оценивания к этому заданию (всего – 4 балла за задание). Здесь должно быть три пункта плана, два из которых раскрыты подпунктами.
Последнее задание, №29, – альтернативное (представлено в пяти вариантах). Это мини-сочинение. Надо выбрать одно высказывание из представленных и раскрыть смысл высказывания, представить теоретическое содержание, обозначив ключевые понятия и проиллюстрировать примерами, фактами. Здесь также с 2018 года добавлен 1 балл, посвящённый корректности использования теоретических понятий, положений и рассуждений.
Изменения в ЕГЭ по обществу
В 2018 году произошли некоторые изменения в системе оценивания экзамена по обществознанию.
Максимальный первичный балл, который можно набрать на ЕГЭ по обществознанию – 64 балла.
О 5-ти лайфхаках по обществознанию, которые помогут сдать ЕГЭ, можно посмотреть здесь:
Некоторые убеждены в том, что нужна отмена ЕГЭ и возврат к советской системе экзаменации учащихся. Однако существует и другая точка зрения: ЕГЭ позволяет проверить уровень знаний учащихся и дать дорогу выпускникам из провинции поступить в престижные столичные вузы. На сегодняшний день есть два обязательных экзамена – это русский язык и математика. Далее выпускник выбирает из школьной программы те предметы, результаты по которым нужно предъявить в выбранном вузе. ЕГЭ по обществознанию 2019 интересен тем, что он интегрированный и позволяет выпускникам почувствовать себя немного юристом, социологом, экономистом, политологом или правоведом.
Кому обязательно сдавать обществознание?
Почему большинство выпускников выбирают именно обществознание?
- Кажущаяся простота и доступность теории.
- Отсутствие сложных формул и задач, требующих математической подготовки.
- Востребованность сертификата.
Действительно, хорошо подготовившись и получив высокий бал на ЕГЭ по обществознанию, выпускник сможет претендовать в 2019 году на бюджетное место в университетах самой разной направленности. Так, обществознание как экзамен по выбору актуален для тех, кто планирует получить специальность в таких сферах, как:
- психология и педагогика;
- социология и политология;
- экономика и менеджмент;
- управление персоналом;
- сфера услуг;
- товароведение;
- бизнес-информатика и др.
Важно! В связке и обществоведением зачастую требуется сертификат ЕГЭ по профильной математике, поэтому прежде чем определиться с набором экзаменов в 2018-2019 учебном году, рекомендуем посетить сайт ВУЗа, в котором вы хотели бы продолжить обучение.
Даты проведения
В ноябре 2018 года должен быть утвержден проект расписания ЕГЭ на 2019 года. Как только документ будет доступен, мы первыми сообщим на страницах нашего сайта о датах проведения экзамена.
В прошлом году обществознание сдавали в такие дни:
Основная дата |
Резервный день |
|
Досрочный |
||
Основной |
28.06.18 и 02.07.18 |
В досрочном периоде сдать экзамен имеют право выпускники прошлых лет, а также 11-тиклассники, заканчивающие школу в 2019 году, но не имеющие возможности принять участие в основной сессии ЕГЭ по уважительным причинам (необходимо документальное подтверждение).
В резервные дни экзамены принимают у тех, кто по уважительным причинам не смог попасть на основную сдачу, либо если результат был аннулирован не по вине экзаменуемого.
Нововведения 2019 года
В в билетах ЕГЭ по обществознанию произойдут несущественные изменения, которые коснуться формулировки и критериев оценивания заданий № 25, 28 и 29 с развернутым ответом.
Ввиду того, что за выполнение задания №25 теперь будет начисляться не 3, а 4 балла, увеличиться и минимальный первичный балл за всю работу. В 2019 году он составит 65 баллов.
Важные документы
Подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию должна основываться на нескольких документах, найти которые можно на сайте ФИПИ:
№ п/п | Название документа |
1 | Спецификатор |
2 | Кодификатор |
3 | Демонстративный вариант |
На сайте ФИПИ также можно найти информацию о дате проведения экзамена и порешать варианты КИМов.
Что можно узнать из Спецификации?
Из этого документа можно узнать, что этот экзамен состоит из 29-ти заданий. 20 из них - в 1 части, 9 - во второй.
В первой части 20 заданий имеют максимальный первичный балл – 35. А задания второй части -29.
Кодификатор
В Кодификаторе есть краткий перечень нормативно-правовых актов, с которыми необходимо познакомиться:
- Конституция.
- Гражданский кодекс (отдельные главы).
- Семейный кодекс (отдельные главы).
- Трудовой кодекс (отдельные главы).
- Кодекс об административных правонарушениях.
- Федеральный закон о гражданстве.
- Закон о воинской службе и другие.
Знание этих документов необходимо для того, чтобы успешно сдать экзамен по обществознанию и получить высокие результаты.
Демонстративный вариант
Демоверсия ЕГЭ по обществознанию нужна для того, чтобы ознакомиться с примерными видами заданий, которые будут в контрольно-измерительных материалах непосредственно на экзамене.
Следует большое внимание здесь обратить на систему оценивания экзаменационных работ. Это нужно, чтобы выпускник чётко понимал, как точно нужно выполнять задания 2-й части, где присутствует развёрнутый ответ.
Если одиннадцатиклассник в задании видит два знака вопроса, значит необходимо дать два ответа.
О структуре заданий
Задания 1 – 3 (базовый уровень) и задание 20 понятийные, проверяющие уровень подготовки выпускников.
4-6 – это задания, которые направлены на проверку сформированности умений учащихся 11 класса в теме «Человек и общество», включая познание и духовную культуру.
7-10 – это «Экономика».
11-12 – «Социальные отношения».
13-15 – задания из области «Политика». Всегда в задании №14 проверяют позиции из Кодификатора 4.14 и 4.1. («Органы государственной власти РФ» и «Федеративное устройство РФ»).
16-19 – это задания по теме «Право». Можно быть уверенным, что всегда задание 16 направлено на знание основ Конституционного строя РФ. Каждый выпускник школы должен быть активным гражданином нашего государства, понимающим, в каком государстве он живёт, знающим основы своего государства, права и обязанности, гарантируемые Конституцией РФ.
2 часть (9 заданий) представляет собой в совокупности базовые общественные науки, формирующие весь курс средней школы:
- Философия.
- Социология.
- Политология.
Задания 21 – 24 объединены в одно составное задание с фрагментом научно-популярного текста, направленные на проверку умения находить главное из текста.
Задания №21 и №22 строго по тексту. Надо найти только то предложение, в котором находится ответ.
В 23 задании даётся дополнительное задание по данному тексту, например:
- проиллюстрировать какое-либо положение в тексте примером;
- привести соответствующий аргумент и др.
24-е задание предполагает использование информации текста, но также необходимо знание курса «Обществознание» в целом.
25-е задание проверяет умение раскрывать ключевые обществоведческие понятия. Выпускник должен здесь показать смысловую основу понятия, выделить главную мысль.
№26 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия. Примеры – это возможность экспертам увидеть, насколько теоретические знания выпускник сможет применить в жизни.
27 задание требует анализа представленной информации, в том числе статистической, графической, объяснения связи социальных объектов.
28-е задание – развёрнутый ответ по теме. Ученик 11-го класса должен системно показать, что он знает по теме. В 2018 году добавлен 1 балл в системе оценивания к этому заданию (всего – 4 балла за задание). Здесь должно быть три пункта плана, два из которых раскрыты подпунктами.
Последнее задание, №29, – альтернативное (представлено в пяти вариантах). Это мини-сочинение. Надо выбрать одно высказывание из представленных и раскрыть смысл высказывания, представить теоретическое содержание, обозначив ключевые понятия и проиллюстрировать примерами, фактами. Здесь также с 2018 года добавлен 1 балл, посвящённый корректности использования теоретических понятий, положений и рассуждений.
Изменения в ЕГЭ по обществу
В 2018 году произошли некоторые изменения в системе оценивания экзамена по обществознанию.
- Добавился балл в 28 задание, и теперь он оценивается в 4 балла.
- Добавился балл в 29 задание, и теперь он оценивается 6-ю баллами.
- Максимальный первичный балл, который можно набрать на ЕГЭ по обществознанию – 64 балла.
Оценивание работы
За правильное выполнение всех 29 заданий на ЕГЭ по обществознанию в 2019 году выпускник может набрать 65 первичных балов, что будет соответствовать максимальному 100-бальному результату.
Ответы 1-го блока, которые экзаменуемые вписывают в специальный бланк, будут оцифрованы и проверены с помощью специальных технических средств, поэтому очень важно соблюдать все нормы и требования по оформлению работы.
Второй блок будут проверять эксперты, для которых разработан детальный список критериев оценивания и начисления первичных балов. При этом эксперт не знает, чья работа находится у него в руках и даже в каком городе или регионе она была написана. Каждую работу должны проверить два независимых эксперта. В случае существенных различий во мнениях специалистов, будет привлечен третий эксперт, оценка которого и станет решающей.
Официально результат ЕГЭ не переводят в школьную 5-тибальную оценку. Но, желающие узнать, какому результату соответствует набранное количество тестовых баллов, могут воспользоваться таблицей соответствия:
Это значит, что для получения документа об окончании старшей школы на ЕГЭ по обществознанию в 2019 году необходимо набрать минимум 42 тестовых балла.
Но, если ваша цель – вступление в ВУЗ, то необходимо стремиться к верхней границе, ведь для многих столичных университетов проходным является результат 95+. В менее престижные учебные заведения России можно попробовать поступить на бюджет, набрав хотя бы 62 тестовых балла по обществознанию.
Секреты подготовки
Опытные педагоги утверждают, что каждый из приведенных ранее 5 блоков, в равной степени важен для получения высокого результата, а это значит, что на этапе подготовки предстоит обработать большой объем информации.
Секрет успешной подготовки в таких базовых блоках, как:
- своевременность начала подготовки;
- выбор правильной литературы;
- эффективная стратегия с учетом пробелов, имеющихся в знаниях;
- регулярность занятий;
- практика и еще раз практика.
На этапе теоретической подготовки лучше всего работать с изданиями Боголюбова, Бордовского или Никитина, в которых достаточно хорошо изложен необходимый материал. Ответы на вопросы из курса «право» вы найдете в учебниках Боголюбова и Певцова, а информацию из курса «экономика» - в книгах Липсица или Киреева.
Важным этапом также является подготовка к написанию эссе, ведь мини-сочинение имеет большое значение для каждого, кто стремиться к высокому баллу. Тут важна тренировка. Помните, в работе должны быть выдержаны все основные структурные элементы:
- собственно, цитата;
- проблема, которую поднимает автор цитаты;
- раскрытие смысла данного высказывания;
- ваша собственная точка зрения по рассматриваемой проблеме;
- аргументация;
- примеры из истории, социальной практики либо литературы;
- выводы.
Работая над эссе, вы можете использовать готовые фразы-клише:
Также полезными будут советы из видео-уроков по подготовке к ЕГЭ 2019 года по обществознанию:
Двадцатое задание ЕГЭ по обществознанию – последнее из тестовой части экзамена. В нем приводится текст с пропущенными понятиями; задача экзаменующегося – найти в списке верное понятие для каждого пропуска.
Основная сложность заключается в том, что пропусков в тексте обычно 6, а вариантов для выбора приводится 9 – поэтому действовать методом исключения здесь не получится. К тому же варианты часто довольно близки между собой. Задание может относиться абсолютно к любой теме из курса обществознания, поэтому хорошо выполнить его можно лишь в том случае, если есть уверенные знания теории. Однако в качестве подсказок могут выступить относящиеся к пропущенным слова в предложении – нередко с учетом их рода, числа можно хотя бы примерно определить, какое слово должно быть на месте пропуска: существительное или прилагательное, женского рода или мужского.
Уровень сложности 20 задания ЕГЭ по обществознанию оценивается как повышенный, максимально возможный балл – 2; он ставится при полном отсутствии ошибок. Если есть одна ошибка, ставится 1 балл, если допущено две ошибки и больше – 0 баллов.
Алгоритм выполнения задания
- Читаем текст и изучаем список приведенных вариантов;
- Расставляем пропущенные слова – или по очереди, или, в случае затруднений, начинаем с того, в чем точно уверены, а потом думаем над остальным;
- Читаем текст со вставленными словами и проверяем, насколько они подходят по смыслу;
- Записываем ответ.
Разбор типовых вариантов заданий №20 ЕГЭ по обществознанию
Первый вариант задания
«Мотивом _________(А) называется то, ради чего она осуществляется, что ее побуждает. В качестве побудителя обычно выступает конкретная _________(Б), удовлетворяющаяся в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования _________(В), социальной группы, общества в целом. _________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. _________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. _________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности».
Варианты ответов:
- Природа
- Потребность
- Деятельность
- Естественный
- Индивид
- Индивидуальность
- Духовный
- Глобальный
- Социальный
Прочитав текст, легко определить, что его основная тема – деятельность. Именно это слово и нужно вставить в первом пропуске; на это указывает как местоимение «она», так и то, что у нее есть мотивы. В следующий пропуск вставляем слово «потребность» — потребности лежат в основе деятельности и их можно удовлетворять. Под буквой В будет слово «индивид»; «индивидуальность» тут не подходит, так как дальше речь идет о социальной группе и обществе в целом. Биологическая природа человека вызывает естественные потребности – под буквой Г ставим «естественный». Дальше речь идет о социальных потребностях, связанных с общественными отношениями. На месте последнего пропуска должно быть «духовный» — духовные потребности связаны с познанием мира.
А | Б | В | Г | Д | Е |
3 | 2 | 5 | 4 | 9 | 7 |
Второй вариант задания
Прочитайте данный ниже текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из предложенного списка слова, которые нужно вставить на место пропусков. Учтите, что в списке слова даны в именительном падеже, и каждое слово можно использовать только один раз. Также обратите внимание на том, что в списке дано больше слов, чем Вам будет нужно для заполнения пропусков. Занесите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
«Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы______(А) и главы исполнительной власти. Должность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует. Президента страны избирают внепарламентским путём: или всенародным________(Б) (как, например, в Аргентине), или коллегией выборщиков (как, скажем, в США). Это обеспечивает независимость источника________(В) президента от парламента. Президент получает также право_______(Г) в отношении парламентских решений: он может вернуть на повторное рассмотрение в высший законодательный орган любой______(Д). Но если парламент вторично, квалифицированным большинством голосов в обеих палатах проголосует за него, то проект становится законом, обретает_________(Е), невзирая на мнение президента. Президент также не имеет права роспуска парламента.»
Варианты ответов:
- Власть
- Юридическая сила
- Государство
- Голосование
- Законопроект
- Форма государственного устройства
- Выборный
- Отлагательное вето
- Политический режим
Под буквой «А» ставим государство – ведь президент является главой государства, другие слова сюда не подходят. Следующее пропущенное слово – «голосование», что нетрудно определить по словам-подсказкам «избирают» и «всенародным». На месте буквы В ставим «власть» — достаточно устойчивое сочетание «источник власти». В следующем предложении описывается право отлагательного вето – это слово и будет находиться под буквой Г. Буква Д – «законопроект»; это следует из контекста как этого, так и следующего предложения, да и другие слова тут не подходят. В последнем пропуске должно быть сочетание «юридическая сила», которую закон приобретает путем обхода парламентом президентского отлагательного вето.
А | Б | В | Г | Д | Е |
3 | 4 | 1 | 8 | 5 | 2 |
Третий вариант задания
Прочитайте данный ниже текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из предложенного списка слова, которые нужно вставить на место пропусков. Учтите, что в списке слова даны в именительном падеже, и каждое слово можно использовать только один раз. Также обратите внимание на том, что в списке дано больше слов, чем Вам будет нужно для заполнения пропусков. Занесите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
«Формирование _________(А) труда может сопровождаться конфликтами между работодателями и наёмными работниками. Основным методом защиты интересов _____(Б) является создание профессиональных союзов, которые ведут переговоры от имени всех входящих в их состав людей. Профессиональные союзы обычно стараются добиться улучшения условий и повышения ____(В) своих членов, а также увеличения их заработной платы. Это делает работу для членов профсоюза более приятной и выгодной, но одновременно сужает______(Г) занятости и ведёт к росту цены товаров для покупателей, если величина прибыли в цене товара не снижается. Заработная плата не должна опускаться ниже минимального уровня, основой расчёта которого является ___(Д). Минимальная заработная плата устанавливается и меняется____________(Е) власти».
Варианты ответов:
- Безработица
- Наемные работники
- Безопасность труда
- Рыночная цена
- Прожиточный минимум
- Специальность
- Трудовой кодекс
- Экономические границы
- Законодательные органы
Под буквой А – «рыночная цена»; возможно, это сочетание звучит несколько непривычно, но другие слова тут не походят. Следующее слово – «наемные работники»; ведь именно они входят в профессиональные союзы для защиты своих интересов. Под буквой В вставляем сочетание «безопасность труда» — больше ничего из оставшихся слов по смыслу не подходит. Далее речь идет об экономических границах занятости. Следующее – «прожиточный минимум»; именно он служит основой для расчета МРОТ. Установкой МРОТ и прожиточного минимума занимаются законодательные органы власти – это сочетание и должно стоять на месте буквы Е.
А | Б | В | Г | Д | Е |
4 | 2 | 3 | 8 | 5 | 9 |
Четвертый вариант задания
Прочитайте данный ниже текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из предложенного списка слова, которые нужно вставить на место пропусков. Учтите, что в списке слова даны в именительном падеже, и каждое слово можно использовать только один раз. Также обратите внимание на том, что в списке дано больше слов, чем Вам будет нужно для заполнения пропусков. Занесите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
«______(А) приобретается с рождением человека и прекращается с его смертью. Полная ________(Б) возникает с наступления совершеннолетия (с 18 лет) или ранее, в случае вступления в брак до 18 лет. Законные представители несут имущественную ответственность за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, по всем сделкам, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их_________(В). Законные представители отвечают за вред, причинённый_________(Г). По заявлению родителей________(Д) может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами. Гражданин, злоупотребляющий спиртными напитками или наркотическими средствами, если этим он ставит семью в тяжёлое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности, по отношению к нему может быть установлено________(Е)».
Варианты ответов:
- Достигший совершеннолетия
- Вина
- Попечительство
- Правоспособность
- Деликтоспособность
- Малолетний
- Возможность заключения трудового договора
- Дееспособность
Вначале речь идет о правоспособности – любой человек с момента рождения становится гражданином и обладает определенным набором прав. А вот на месте буквы Б ставим «дееспособность» — полностью дееспособным человек становится с наступлением совершеннолетия. Следующее слово «вина» — другие сюда просто не подходят. В пропуск под буквой Г исходя из смысла предложений нужно вставить слово «малолетний», а под буквой Д – «суд». Последний пропуск заполняем слово «попечительство» — оно устанавливается в случае ограничения дееспособности.
А | Б | В | Г | Д | Е |
5 | 9 | 3 | 7 | 1 | 4 |
Пятый вариант задания
Прочитайте данный ниже текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из предложенного списка слова, которые нужно вставить на место пропусков. Учтите, что в списке слова даны в именительном падеже, и каждое слово можно использовать только один раз. Также обратите внимание на том, что в списке дано больше слов, чем Вам будет нужно для заполнения пропусков. Занесите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
«Социальная __________(А) отражает социальное различие, неравенство и в соответствии с этим положение людей в обществе. В первобытном обществе ___________(Б) было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах социальный статус общественной группы зависит от величины _____________(В), уровня образования, доступа к власти, ___________(Г) занимаемой позиции. Возникли касты, затем - сословия, а позже - классы. В одних обществах переход из одной социальной ___________(Д) в другую запрещён. Есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешён. Свобода социальной __________(Е) определяет то, каким является общество - закрытым или открытым».
Варианты ответов:
- Доход
- Расслоение
- Престиж
- Уровень образования
- Страта
- Мобильность
- Влияние
- Обязанности
- Стратификация
Первое пропущенное слово – «стратификация»; именно она отражает социальное разделение, неравенство, различие. Почти полное отсутствие стратификации означает незначительное расслоение – на месте буквы Б вставляем «расслоение». Далее идет перечисление критериев стратификации, и один из них – величина дохода; под буквой В ставим «доход». Еще один критерий – престиж профессии; следовательно, буква Г – «престиж». Конкретный социальный слой, в котором находится индивид, называется «страта» — это слово заполняет пропуск под буквой Д. Переход из одной страты в другую – социальная мобильность, о свободе которой говорится в последнем предложении, поэтому это слово должно быть под буквой Е.
А | Б | В | Г | Д | Е |
9 | 2 | 1 | 3 | 5 | 6 |
Шестой вариант задания
Прочитайте данный ниже текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из предложенного списка слова, которые нужно вставить на место пропусков. Учтите, что в списке слова даны в именительном падеже, и каждое слово можно использовать только один раз. Также обратите внимание на том, что в списке дано больше слов, чем Вам будет нужно для заполнения пропусков. Занесите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
«Учёные выделяют несколько групп глобальных проблем современного общества. Первая группа проблем связана с отношениями между странами. Устранение _______(А) экономического развития, сохранение мира - это одновременно решение и проблемы здоровья людей, и проблемы качества освоения природных ресурсов. Остановка________(Б) также предотвращает загрязнение природной среды в планетарном масштабе. Вторая группа включает в себя проблемы непосредственного______(В) природы и общества. Это, например, истощение________(Г) недр Земли и Мирового океана. В данном случае проблема природы и общества - это проблема биологических основ жизни опосредованных___________(Д). Третья группа проблем отражает взаимодействие человека и общества. К ним относят, например, проблемы __________(Е), здравоохранения, культурного наследия».
Варианты ответов:
- Народонаселение
- Взаимопомощь
- Гонка вооружений
- Социум
- Взаимодействие
- Общественное развитие
- Неравномерность
- Социальные условия
- Природные ресурсы
Этот текст будет достаточно легко проработать, если вы знакомы с тематикой глобальных проблем. В первом случае пропущено слово «неравномерность» — именно ее необходимо устранять. Под буквой Б должна быть «гонка вооружений» — больше ничего сюда не подходит, а гонка вооружений действительно вела за собой загрязнение природной среды в больших масштабах. Дальше речь идет о взаимодействии природы и общества – слово «взаимопомощь» в данном контексте не подходит. Буква Г – «природные ресурсы»; их истощение является одной из наиболее актуальных проблем. Под буквой Д нужно поставить сочетание «социальные условия» — возможно, это звучит не очень привычно, но больше по смыслу ничего не подходит. В последнем пропуске должно быть «народонаселение» — если учесть, что одной из глобальных проблем называют перенаселение планеты.
А | Б | В | Г | Д | Е |
7 | 3 | 5 | 9 | 8 | 1 |
Перед каждым выпускником, желающим в 2018 году стать студентом одного из ВУЗов РФ, стоит нелегкая задача – успешно сдать ЕГЭ, а также правильно выбрать учебное заведение и факультет для подачи документов. Большинство 11-тиклассников и их родителей впервые сталкиваются с системой оценивания итоговых экзаменов и часто затрудняются найти ответы на возникающие вопросы. Поэтому мы решили пролить свет на важные моменты.
В 2017-2018 году основные правила сдачи ЕГЭ не будут существенно изменены. Это значит, что для выпускников все также будет актуальна 100-бальная система оценивания итоговых испытаний.
Как все происходит?
В ходе проверки экзаменационных работ за каждое правильно выполненное задание выпускнику засчитываются так называемые «первичные баллы», которые по завершению проверки работы суммируются и переводятся в «тестовый балл», который и указывается в сертификате ЕГЭ.
Важно! С 2009 года официально не используется шкала перевода первичных и тестовых баллов ЕГЭ в традиционные для школы пятибалльные оценки, ведь и в 2017 и в 2018 годах итоговые экзамены не выносятся в аттестат.
Проверка работ выполняется двумя способами:
- автоматически (с помощью специальных программ и технических средств);
- вручную (правильность развернутых ответов проверяют два независимых эксперта).
Оспорить результат автоматической проверки достаточно сложно. Если при заполнении таблицы ответов не были соблюдены основные правила, компьютер может не защитить результат, и виноват в этом будет только сам выпускник, не выполнивший ряд обязательных правил.
Если спорные моменты возникают в ходе экспертной проверки, привлекается третий специалист, мнение которого будет решающим.
Когда ожидать результаты?
По закону действуют такие временные рамки:
- обработка данных (по обязательным предметам) в РЦОИ не должна длиться дольше 6 календарных дней;
- на обработку данных (предметы по выбору) РЦОИ дают 4 дня;
- проверка в Федеральном центре тестирования должна занять не более 5 рабочих дней;
- утверждение результатов Государственной экзаменационной комиссией – еще 1 день;
- до 3-х дней на рассылку результатов участникам ЕГЭ.
На практике от момента сдачи экзамена до получения на руки официального результата может пройти от 8 до 14 дней.
Перевод баллов ЕГЭ в оценку
Несмотря на то, что официально в 2018 году шкала перевода баллов по предметам ЕГЭ в пятибалльную оценку не используется, многие все же хотят интерпретировать свой результат в более привычной «школьной» системе. Для этого можно воспользоваться специальными таблицами или online-калькуляторами.
Таблица перевода тестовых баллов ОГЭ в оценки
Русский язык | ||||
Математика | ||||
Информатика | ||||
Обществознание | ||||
Иностранные языки | ||||
Биология | ||||
География | ||||
Литература |
Второй способ немного проще и удобнее, чем поиск нужных значений в ячейках огромной таблицы. Достаточно просто выбрать предмет (математика, русский язык, химия, физика, история, английский язык, обществознание… и другие предметы), ввести данные и получить в считанные секунды подучить искомый результат.
Предлагаем попробовать, насколько просто и удобно использовать на практике онлайн-калькуляторы балла ЕГЭ и его перевода в 5-тибальную оценку.
Перевод баллов из первичного в тестовый
Перевод баллов ЕГЭ в оценки
Интернет-системы для абитуриентов
Учебный 2017-2018 год завершен, экзамен сдан, результаты известны и даже интерактивная шкала перевода первичных баллов показала, что результат ЕГЭ расположился в достаточно хорошем диапазоне… Но, достаточно ли этого для вступления в желаемый ВУЗ?
Оценить реальные шансы на вступление, опираясь на тестовые баллы и минимальный проходной порог, выставленный университетом.
Важно! Минимальный проходной балл формирует сам ВУЗ. Он будет напрямую зависеть от баллов абитуриентов, которые подадут документы в 2018 году. Чем популярнее специальность – тем выше будет проходной балл.
Часто на ТОПовых факультетах для поступления на бюджет не достаточно даже 100-бальных результатов. Шансы увидеть свою фамилию в списках поступивших на такие направления есть лишь у призеров олимпиад, дающих весомые дополнительные баллы.
В 2018 году самыми популярными сервисами для подбора университета и мониторинга порога вступительных баллов на разные специальности будут:
- Учёба.ру
- Поступи онлайн
- Калькулятор Высшей школы экономики
- Postyplenie.ru
- Типичный абитуриент
Найти эти сервисы очень легко. Достаточно ввести их название в любую поисковую систему.