» »

Московский успенский собор. Собор успения пресвятой богородицы

17.05.2022

: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов , митрополитов и патриархов , оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

История

Первое каменное здание собора, "церковь камена на Москве на площади", было заложено в году первым Московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой , на месте ранее существовавшей, как предполагается деревянной. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Московский Успенский собор - первая каменная церковь Москвы - был призван заменить Владимирский Успенский собор как главный храм Руси. В том же году святитель Петр упокоился в строящемся соборе и был похоронен с северной стороны храма, близ жертвенника. В честь преставившегося митрополита князь Иоанн Калита устроил в соборе придел в честь Поклонения веригам апостола Петра . Собор был освящен 14 августа года святителем Прохором Ростовским накануне праздника Успения Богородицы .

Вскоре после этого собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. При этом научной реставрации собора в советские времена не проводили.

Богослужения в соборе возобновились в году.

Архитектура

Иконостас

Иконостас собора был создан в году по инициативе патриарха Никона . В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся библейская история человечества. Верхний ряд – праотеческий - ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа. В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа. Главным является Деисисный чин , напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов.

Иконы

Собрание икон XII -XVII веков в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и веков, другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Можно отметить древнейшую русскую икону – двусторонняя "Богоматерь Одигитрия" и "Святой Георгий", "Спас Ярое око", "Троица", два списка "Богоматери Владимирской", храмовый образ "Успение", "Предста царица", "Апостолы Петр и Павел", "Митрополит Петр в житии" и многие другие. С именем святителя Петра Московская связана небольшая икона, именуемая "Богоматерь Петровская," которую по преданию написал он сам, и которая впоследствии хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь.

Архитектор: Аристотель Фиораванти
Построен: 1479

Адрес храма: Москва, Кремль, Соборная пл. (м. «Боровицкая», «Александровский сад»).

История: ныне существующий Успенский собор возведен в 1475 - 1479 гг. (арх. Аристотель Фиораванти) на месте прежнего (1327 г.); расписан в 1642 - 1644 гг.; пятиярусный иконостас выполнен мастерами Троице-Сергиевой лавры в 1653 г.

Успенский собор, ставший символом единой Руси, являлся кафедральным собором московских митрополитов, позднее - патриархов, местом их служения и погребения; здесь венчались на царство русские государи.

Святыни: С 1395 г. в соборе находилась чудотворная Владимирская икона Божией Матери (ныне - в храме свт. Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее - ГТГ). До 1918 г. в соборе хранилась великая святыня - хитон, или Риза Господня, присланная персидским шахом Аббасом со специальным посольством в Москву в первой четверти XVII в.
Икона св. Димитрия Солунского.
10 июля 1625 г. хитон был положен в специально изготовленный драгоценный ковчег и установлен в Успенском соборе Московского Кремля . После прекращения служб (1918 г.), хитон, вместе с другими почитаемыми реликвиями, был унесен из собора.
Поклоняются и другим святыням, находящимся в соборе: мощам свтт. Московских - Петра, Филиппа, Ионы, Ермогена, Иова; под спудом - свтт. Феогноста, Фотия, Макария, Киприана; митрополитов Московских и всея Руси - Филиппа I, Геронтия, Симона, а также последнего русского патриарха XVII в. Адриана. В приделе вмч. Димитрия Солунского погребен московский князь Юрий Данилович, внук Александра Невского , убитый в 1325 г. в Орде.
К святыням Успенского собора также относятся: иконы - «Спас Ярое око», «Спас Златые власы» (XIII в.), Троица, Успения Пресвятой Богородицы; здесь хранится Гвоздь Господень и посох свт. Петра, митрополита Московского.


Святейший Патриарх Кирилл за Литургией в Успенском соборе Московского Кремля .

День памяти: 15/28 августа Богослужения совершаются в дни великих праздников, в дни памяти покоящихся в соборе святителей Московских и, по особому благословению патриарха, в дни иных празднований.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле - апрель 2009 года.


Апрель 2009 года.

Апрель 2009 года.

Всего текстов: 3

Древности. Тр. Моск. археолог. о-ва. М., 1900, Т. 17, с. 279-280

Затем, сообщив, что первый доклад будет прочитан д. чл. проф. К. М. Быковским "О реставрации Московского Большого Успенского собора", графиня предпослала этому докладу следующие слова:

"Константин Михайлович Быковский доложит о реставрации Московского Большого Успенского собора, произведенной за последнее время под руководством Императорского Московского Археологического Общества, член которого, Константин Михайлович Быковский, был приглашен Святейшим Синодом руководителем всех производимых по собору работ.

К несчастию, представляемый ныне доклад не может быть иллюстрирован всеми теми рисунками, которые желательно было бы приложить к докладу, в силу того обстоятельства, что Московское Археологическое Общество лишено возможности получить фотографии, снятые по указанию Общества в разные моменты реставрации собора с тех отдельных частей древнего здания, которые предполагалось возобновлять или исправлять.

Зная по многолетнему опыту, что ученая часть реставрации наших древних храмов не представляет особого интереса духовенству, я, в начале реставрации Успенского собора, несколько раз обращала внимание на необходимость закрепить за Московским Археологическим Обществом снимаемые фотографии, но архитектора наши, полные преданности к преследуемым ученым целям, не настаивали на этом вопросе в полной уверенности, что их не могут лишить того ученого материала, который собран единственно благодаря их трудам и указаниям и который по силе обстоятельств должен принадлежать не одному какому-либо ведомству, а всему ученому миру или, скорей, всей России. Случилось однако ж противное: когда реставрация собора является настолько законченной, что Московское Археологическое Общество считает своею обязанностью отдать ученому миру отчет в своих действиях и решениях, Московская Синодальная контора налагает арест на сделанные фотографии, считает их своею собственностью и не дозволяет воспользоваться ими даже для нынешнего доклада.

Принимая всю вину на себя, как председателя Комиссии по сохранению древних памятников, и извиняясь пред Обществом, что я не сумела настоять на том, чтобы фотографии остались за Обществом, позволяю себе высказать надежду, что они, по крайней мере, не погибнут и когда-нибудь будут все-таки изданы".

После чего К. М. Быковский приступил к изложению сообщения своего о ходе работ по реставрации собора, причем, насколько это удалось сделать Обществу, представил снятые Обществом несколько фотографий, рисунков и планов, относящихся до сей реставрации.

Постановлено: благодарить К. М. Быковского за интереснейшее сообщение и просить его для издания в ближайшем томе "Древностей", присоединяясь вполне к высказанной графиней надежде, что полное собрание фотографий и планов по реставрации собора когда-нибудь увидит свет в научной и серьезной обработке.

"Арх. Изв. и Зам." 1896 г., №№2-3.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 36-45

Собор Успения Божией Матери

Соборная площадь

"Прежний Успенский собор, предшественник нынешнего, построен был в 1326-1327 гг. при Иване Калите. Этот одноглавый белокаменный Успенский собор стал кафедрой московского митрополита, переселившегося в Москву из Владимира, местом торжественных богослужений и усыпальницей московских митрополитов".

"Под 1326 г. летопись сообщает: "Заложена бысть первая церковь камена на Москве" - Успенский собор". "В летописи упоминается, что в 1470 г. прежний Успенский собор горел".

"В 1472 г. прежний Успенский собор был разобран из-за древности, грозившей разрушением. Новый Успенский собор строился на средства великого князя, церквей, монастырей, пожертвования бояр и гостей".

"При разборке старого собора 1326-1327 гг. были обретены нетленными мощи почивавшего в нем святителя московского митрополита Петра".

"Новый собор начали строить в 1472 г. мастера Кривцов и Мышкин. К 1474 г. успели возвести белокаменные стены собора и положить на них свод. Вдруг одна стена обвалилась и, падая, разрушила все сооружение.

В том же году был приглашен для руководства строительством итальянский зодчий Аристотель Фиораванти из города Болоньи. Ему было велено следовать традициям русского зодчества. Образцом для подражания указан Успенский собор во Владимире, куда он и был послан для изучения архитектуры храма. Вероятно, он ездил и в Новгород - знакомиться с Софийским собором.

Стены Успенского собора построены из белого камня, а своды и остальные части здания из кирпича, изготовлявшегося близ Андроньева монастыря. В 1479 г. собор был закончен".

"Собор строился по указаниям Ивана III и митр. Геронтия с июня 1475 г., освящен 12 авг. 1479 г.".

"Заметим, что Фиораванти заложил фундаменты собора прежде своей поездки во Владимир". "Но после протеста митрополита ему было указано изменить проект и вместо фряжского построить храм в русской традиции".

"Новое здание Успенского собора, дошедшее до наших дней, построено при Иване III в 1475-1479 гг. Аристотелем Фиораванти. Предназначенный для важнейших государственных церемоний - посажения на стол московского великого князя, а с XVI в. венчания на царство; интронизации[*] и погребения митрополитов, Патриархов и т. д., - храм стал центром ансамбля Кремля".

"Высота основного объема 22,5 метра... Высота всего храма 45 м".

"Фундамент был сделан более глубоким, чем обычно. Это и все прочие технические новшества обеспечили грандиозному сооружению необходимую прочность.

Храм напоминает свой прототип - Успенский собор во Владимире - и традиционным пятиглавием, и позакомарным покрытием, и аркатурно-колончатым поясом, и перспективными порталами, и рядом других деталей. В то же время он отличается принципиально новым конструктивно-планировочным решением, технологическими приемами и методами строительства. Здесь также применены элементы ордерной ренессансной архитектуры, которые зодчий очень тактично приспособил к традиционным формам, отчего они и не показались чуждыми и очень скоро привились на русской почве.

В основу плана и решения фасадов собора, как это было принято в архитектуре Возрождения, Фиораванти положил пропорции золотого сечения, что определило соразмерность и гармоническую уравновешенность частей здания.

Незначительные перестройки, которым подвергался Успенский собор за годы своего существования, не исказили его первоначального облика. При восстановлении храма после пожара 1547 г. западный портал был оформлен в виде открытого крыльца - лоджии на колонках с двойными подвесными арками (позже оно было превращено в закрытый тамбур). Этот мотив получил в дальнейшем широкое развитие в русском зодчестве. Западный и южный порталы в XVI в. были украшены фресками. Частичные переделки были произведены и в середине XVII в. внутри, в юго-восточной части храма, где Фиораванти в свое время устроил два придела - Похвальский и Димитриевский, разделенные невысокой стенкой: стена была разобрана, и все помещение перекрыто сводами так, чтобы выделить над ним место для ризницы; внизу был оставлен только Димитриевский придел, а Похвальский переведен в барабан купола. Тогда и были пробиты прямоугольные окна: одно - на южном фасаде и два - в нижней части юго-восточных абсид. Видимо, при росписи собора были сбиты капители столпов. В 1481 г. Дионисий с помощниками - Тимофеем, Ярцем и Коней - по заказу ростовского архиепископа Вассиана Рыло исполнил для нового собора трехъярусный иконостас, который был установлен над алтарной преградой (не сохранился). К тому же времени относят и первые фрески собора: полуфигуры преподобных на алтарной преграде (сохранились 20 изображений из 23), композиции "Семь спящих юношей эфесских", "Сорок мучеников севастийских" (уцелели 24 фигуры из 40), "Апостол Петр исцели недужные" - в северо-восточном, Петропавловском приделе, "Три отрока в пещи огненной" - в жертвеннике алтаря, "Поклонение волхвов" и "Похвала Богоматери" - в бывшем Похвальском приделе и "Рождество Иоанна Предтечи" - в узком коридоре, ведшем в Димитриевский придел. Полуфигуры преподобных и большая часть этих композиций, как полагают, выполнены под руководством Дионисия мастерами его круга при его непосредственном участии (Дионисию приписываются - фреска "Поклонение волхвов", образ Алексея человека Божия на алтарной преграде и ряд полуфигур пророков из "Похвалы Богоматери"). Композиция "Сорок мучеников севастийских" обнаруживает связь с традицией Андрея Рублева и, по-видимому, была написана другой артелью художников. В 1513-1515 гг. собор был расписан уже целиком, но эти первоначальные фрески были оставлены без изменений, органично войдя в общую систему росписи. Эта роспись просуществовала до XVII в. В 1642-1643 гг. собор был расписан заново, но с сохранением всей прежней системы фресок, их иконографического состава и расположения на поверхности стен (с обветшавшей стенописи предварительно были сняты прориси, а затем она была сбита). Фрески конца XV в., к счастью, уцелели, но некоторые композиции ("Три отрока в пещи огненной", "Семь спящих юношей эфесских") были поновлены. В росписи собора участвовали 150 иконописцев из шестнадцати городов, включая Москву (И. Владимиров, И. Паисеин, С. Осипов (Поспеев), М. Матвеев, Б. Савин и другие). В 1773 г. стенопись была сплошь покрыта масляными красками и на протяжении XIX в. неоднократно подновлялась. В 1911 г. была начата реставрация фресок, но она носила эпизодический характер. И только с 1960 г. развернулось планомерное раскрытие всей настенной живописи собора, продолжающееся и по сей день. Стенопись храма отличает исключительная полнота отдельных тематических циклов и их строгая продуманность, благодаря чему она стала образцом для других храмов Древней Руси. К числу наиболее выразительных композиций принадлежит фреска конхи абсиды "Великий вход" (раскрыта в 1961 г.).

Пятиярусный иконостас относится к 1652 г. (выполнен мастерами Троице-Сергиевой лавры Ф. Кондратьевым, Л. Афанасьевым, Я. Григорьевым). Серебряный позолоченный оклад иконостаса - XIX в.

Представляет интерес "Царское место" Ивана Грозного, или "Мономахов трон" (1551 г.), в юго-восточной части Успенского собора - яркий пример древнерусской резьбы по дереву. Его боковые стенки украшены композициями, воссоздающими легенду о происхождении шапки и барм Мономаха".

К 1917 г. существовали следующие приделы:

"Придел Димитрия Солунского, за главным иконостасом". "Построен Фиораванти первоначально вместе с Похвальским, позже - в XVII в. - расширен за счет последнего. Находится с юго-востока";

"Придел Похвалы Богородицы". "Первоначально, со времен Фиораванти, находился рядом с Димитриевским, разделенный от него невысокой стенкой; при переделке середины XVII в. из юго-восточной части собора перенесен в барабан купола";

"Придел апп. Петра и Павла, за главным иконостасом", "с северо-востока собора".

"Приделы получили те же наименования, какие были при первом здании собора, стоявшем с 1327 г., только нынешний Петропавловский был в начале XVIII в. переосвящен из придела Поклонения веригам ап. Петра".

"В 1812 г. 26 сентября Наполеон со свитой осматривали Успенский собор, для чего был вызван священник Михаил Онуфриев (Пылаев). По словам священника, к нему на квартиру пришел французский переводчик Осип Яковлевич Заборовский с караулом.

Переводчик объяснил, что он русский, долго жил во Франции, а в Россию приехал с французами. Священника отвели в Кремль, где он в Успенском соборе читал надписи на образах Донской и Печерской Божией Матери, а переводчик переводил для группы офицеров.

Один из офицеров спросил его: "Где русские архиереи и где под собор ход?" Он ответил: "Не знаю". Затем с побоями и угрозами застрелить заставили священника облачиться в архиерейские ризы. По разоблачении надели на него бархатную камилавку, шелковую рясу и выпроводили из Кремля.

Переводчик сказал: "Тот из офицеров, который задавал вопросы, - Наполеон".

По уходе французов из Москвы в Успенском соборе оказалось, что оклады с икон расхищены, покой св. мощей нарушен, мощи святителя Филиппа лежали вне раки, на помосте; рака святителя Петра вскрыта. Только мощи святителя Ионы с серебряной ракой остались без повреждения.

Большое серебряное паникадило похищено, вместо него находились весы. Неприятели устроили в соборе горн для плавки металла, осталась даже запись - сколько ими употреблено серебра и золота: 325 пудов серебра и 18 пудов золота.

Вскоре разные лица стали доставлять преосвященному предметы кремлевской святыни и слитки. Нашлось и паникадило, только не в целости. Преосвященный принял от главнокомандующего в Москве отысканные в Орле части большого серебряного паникадила Успенского собора, в которых весу было с выжигою и разного лома более 21 пуда.

Преосвященный приказал хранить их в ризнице, может, отыщутся и недостающие части, в то же время сделать смету на устройство недостающих частей по образцу имеющихся. Для украшения икон и рак св. мощей просил у Синода разрешения употребить на это серебро, присланное кн. Кутузовым, которое он отбил у неприятеля, и слитки серебра, доставленные населением.

В 1813 г. преосвященный Августин доносил Синоду: "До нашествия неприятеля рака с мощами св. митрополита Петра была заперта и запечатана; при французах рака открыта, в ней найдены нетленные мощи. Просил разрешения оставить мощи открытыми "во свидетельство всем, что нечестие не только не могло лишить нас святыни, но паче, по неисповедимым судьбам Божиим, невольным образом содействовало вящему прославлению оныя..."

Синод разрешил. С тех пор мощи первосвятителя Петра митрополита почивают в Успенском соборе открытыми, на том же месте, где прежде находились под спудом".

Перед 1917 г. в Успенском соборе "почивали мощи шести св. Угодников Божиих: св. Петра митрополита - между Петропавловским приделом и главным алтарем, в арке, в богатой серебряной раке;

св. Ионы митрополита, в северо-западном углу, как и мощи св. Петра, почивали открытыми;

св. митр. Филиппа (Колычева), у южных дверей, подле иконостаса, по чудному стечению обстоятельств, мощи св. Филиппа положены на том самом месте собора, где он с христианским терпением перенес кару царя Ивана Грозного - именно тут в 1568 г. опричники, не дав ему кончить литургии, сорвали с митрополита священные ризы и вытолкали из храма;

свв. митрополитов Феогноста, Киприана и Фотия - под спудом: Феогноста в Петропавловском приделе, Киприана и Фотия - юго-западном углу собора.

Сверх того, по северной, западной и южной стенам собора погребены митрополиты московские и всея Руси: Филипп I, Геронтий, Симон, Макарий и все Патриархи всероссийские, кроме Никона: Иов, Гермоген, Филарет, Иоасаф, Иосиф, Иоасаф II, Питирим, Иоаким и Адриан".

Последний раз торжественный чин помазания на царство состоялся в Успенском соборе во время коронации императора Николая II, происходившей в Москве с 11 по 14 мая 1896 г. (фотографии см., например, в кн. 12).

К 1917 г. в Успенском соборе находилась богатейшая ризница. Существует множество ее описаний (напр., в кн. 10, 13 и проч.). Самый короткий перечень святынь следующий:

"1. Образ Спасителя, принесенный в 1570 г. из Новгорода, коему был подарен греческим царем Еммануилом.

2. Образ Успения Пресв. Богородицы, писанный св. митрополитом Петром.

3. Образ Благовещения, принесенный из Великого Устюга, на нем надпись: "Матери Бога нашего за избавление от гибели Устюга в лето 1290 посвящают вновь сооруженную ризу вызолоченную в 1818 г."[**] .

4. Образ Владимирской Божией Матери, принесенный в 1395 г. из Владимира, писан, по преданию, св. евангелистом Лукою[***] .

5. Образ Иерусалимской Богородицы, писанный святыми апостолами в Гефсимании (на правой стороне за столбом).

6. Образ Влахернской Богородицы, принесенный в 1654 г., весь из воскомастики. В приделе Петра и Павла.

7. Образ св. влкмч. Дмитрия Солунского, принесенный из Владимира в 1380 г.

8. Образ Всемилостивого Спаса, принесенный из Владимира в 1518 г. (возле северных дверей алтаря).

9. Образ Псковско-Покровской Богородицы, писанный на гробовой доске св. Алексея митр. Стоит над входом в придел Петра и Павла[****] .

10. Копия с образа Тихвинской Богородицы, бывшего при заключении Столбовского мира с Швецией в 1617 г.

11. Мощи св. угодников, находящиеся в разных позолоченных ковчегах, между ними особенно замечательны: рука св. ап. Андрея Первозванного, рака св. митр. Петра в приделе Петра и Павла, мощи митрополитов и Патриархов. Подле гробов патриарших находится Гроб Господень кипарисовый, окруженный с трех сторон медною оградой, покрытый шатровой крышкой. В гроб положена Риза Господа Иисуса Христа, присланная в 1625 г. персидским шахом Аббасом, и часть Ризы Божией Матери".

"В главном алтаре, за жертвенником, в особом великолепном иконостасе, за царскою печатью, хранится Риза Господня, вложенная в серебряный ковчег, украшенный драгоценными камнями. Святыня эта принесена в Москву в 1625 г. послами персидского шаха Аббаса по старанию нашего посланника Василия Коробьина. Патриарх Филарет тогда же установил по этому случаю празднество Перенесения или Положения Ризы в 10-й день июля. Серебряный ковчег, как видно из надписи на нем, есть дар царя Феодора Алексеевича в 4-й день апреля 1682 г.

В том же иконостасе помещаются два другие ковчега, золотой и серебряный. В первом заключается Гвоздь Господень - один из тех, коими прибито было ко кресту Божественное Тело Спасителя. Гвоздь вывезен из Грузии в 1686 г. царем Арчилом Вахтанговичем, а в собор доставлен митр. Сарским и Подонским Игнатием. Во втором ковчеге находится часть Ризы Пресвятыя Богородицы, принесенная в дар Успенскому собору кн. Василием Васильевичем Голицыным".

"В ризнице между драгоценностей и достопримечательностей особенное внимание составляют:

1. Крест Константина Великого с драгоценными камнями, присланный с Афонской горы царю Феодору Иоанновичу, четырехконечный, длиною 5 вершков. Этот крест был на Петре Великом в день Полтавской битвы. Пуля попала в край креста и надломила серебро". "Оригинальный крест похищен французами, заменен копией".

2. "Кресты кипарисовые, серебряные, золотые, в золотых окладах, с частицами Креста Господня и мощей святых, сделанные в конце XVI в. Сверх того много драгоценных крестов золотых, серебряных, с жемчугами.

3. Евангелие напрестольное большое, обложено золотом и драгоценными камнями необыкновенной величины и красоты. Искусно вырезаны изображения евангелистов и некоторых праздников. Подарено царицею Натальей Кирилловной в 1693 г. При Екатерине II оценено в 200 000 рублей.

4. Евангелие, писанное рукою царевны Ирины Михайловны, красивым почерком, краски доныне не утратили блеска и живости.

5. Много печатных и писаных книг, некоторые унизаны жемчугом, обложены золотом, серебром.

Из священных сосудов: два потира преп. Антония Римлянина, вывезенные из Новгорода царем Иваном Васильевичем. Один из них украшен ориентальным ониксом, вещь единственная и цены не имеющая. Весу в нем с золотом и камнями 4 фунта 36 золотников. Другой восточной яшмы, с яхонтовой решеткой, вес с золотом и серебром 4 фунта 64 золотника, оценен в 25 тыс. руб. Потир яхонтовый. Потир и дискос чистого золота 7 фунтов 78 золотников, сделанные в 1585 г. Дарохранительница, присланная Потемкиным в 1778 г., золота в ней 19 фунтов и серебра 19 фунтов 24 золотника. И много других ценностей, перечисление которых составит целый том.

Посреди собора большое серебряное паникадило весом в 20 пудов. Прежнее весило 60 пудов, оно похищено французами в 1812 г.".

"В Петропавловском приделе, в противоположной от мощей св. Петра стене на нарочно для них сделанной раке находятся в особых ковчегах: правая рука и локоть св. ап. Андрея Первозванного, глава св. Григория Богослова, глава св. Иоанна Златоустого, глава муч. Авксентия, часть мощей св. Иоанна Крестителя, Георгия великомученика, кн. Владимира, часть мощей преп. Сергия, рука Евфимии Прехвальныя и другие святыни".

"Икона Владимирской Богоматери, хранящаяся в Успенском соборе, исстари пользовалась большим почетом. Пред нею происходило избрание русских митрополитов и Патриархов. После молебна в киот иконы клались на пелену, в складной панагии, жребии, запечатанные царем. Служился молебен, потом архиерей вынимал один из жребиев, царь распечатывал его, и имя избранного святителя объявлялось народу.

В 1605 г. схваченный поляками Патриарх Ермоген снял с себя архиерейскую панагию, положил ее в киот иконы и сказал: "Здесь, пред сею святой иконою, я удостоен был святительского сана и 12 лет хранил целость веры. Ныне вижу бедствие Церкви, торжество обмана и ереси. Матерь Божия! Спаси и утверди православие!"

Патриарх Никон, оставляя Москву, у иконы поставил свой архиерейский посох, сложил с себя святительские одежды и заявил при этом, что он отныне уже не Патриарх московский, а пасомый, как грешный и недостойный".

"В 1910 г. злоумышленник, проникший внутрь собора, снял с иконы Владимирской Богоматери венчик из кованого золота с изумрудом стоимостью 80 тыс. рублей и 602 бриллианта с разных икон, по приблизительным подсчетам на сумму свыше 500 000 рублей. Похититель был обнаружен, им оказался золотых дел мастер 18-летний Никита Семин. Спрятанные им ценности найдены.

Общая стоимость золотой ризы на иконе Владимирской Богоматери около 280 000 руб.". Вор три дня прятался в иконостасе, покуда не вынужден был голодом выйти и сдаться догадавшемуся о его хитрости начальнику московской сыскной полиции А. Ф. Кошко.

Во время переворота в Москве в октябре 1917 г. Кремль, занятый юнкерами, был подвергнут бомбардировке, продолжавшейся и после его сдачи, когда юнкера покинули кремлевскую территорию. Вот что пишет об этом в вышедшей в том же году книге епископ Нестор Камчатский (Анисимов, впоследствии митрополит; 1883-1962; похоронен при храме Афонского подворья в с. Лукино (Переделкино) под Москвой), как член Всероссийского Поместного собора он был свидетелем событий и одним из первых вошел в Кремль после окончания боев: "Чувство невыразимой тоски поистине неизглаголанного горя охватывает вас при виде этих разрушений и ужаса, и чем вы углубляетесь дальше в осмотр поруганной святыни, тем эта боль становится сильнее и сильнее. С неподдающимся описанию волнением вы переступаете ограду на каменную площадь к великому Успенскому собору и видите огромные лужи крови с плавающими в них человеческими мозгами. Следы крови чьей-то дерзкой ногой разнесены по всей этой площади.

Успенский собор расстрелян. В главный его купол попал снаряд, разорвавшийся в семье его 5 глав, из коих, кроме средней, одна также попорчена. Пробоина в главном куполе размером в 3 аршина, а в поперечнике 2,5 аршина. В барабане купола есть опасные трещины. От сильных ударов осколками снарядов в некоторых местах кирпичи выдвинулись внутрь собора, а на стенах барабана образовались трещины, но все это еще не исследовано архитекторами окончательно, еще не определено - излечимы ли и какими средствами эти страшные раны. Снаружи вся алтарная стена собора испещрена мелкими выбоинами от пуль и осколками снарядов. Таких следов на белокаменной облицовке насчитывается свыше 70. Да на северной стене 54 выбоины. Зеркальные стекла всюду в окнах выбиты или прострелены пулями. Одних только стекол перебито в соборе на 25 000 руб. Внутри Успенского собора разбросаны осколки разорвавшегося там шестидюймового снаряда и по солее и по собору разбросаны осколки белого камня, кирпича и щебня. Стенопись внутри храма в куполе попорчена, паникадила погнуты. Престол и алтарь засыпаны разбитым стеклом, кирпичами и пылью. Гробница св. Патриарха Ермогена тоже покрыта осколками камней и мусором. Такова мрачная картина разрушения и поругания нашей православно-русской Святыни великого Успенского собора - этой духовной твердыни многократного возрождения и укрепления православно-русского благочестия, даже во дни древних тяжелых лихолетий. И еще становится страшнее, когда вы узнаете, что эта всероссийская народная Святыня расстреливалась по прицелу, по обдуманному плану. Расстрел всего этого происходил в ночь на 3 ноября, когда мир был уже заключен и господствовали большевики над Священным Кремлем. Последний ужасный удар по Кремлю приходился на 6 часов утра 3-го ноября.

Православные! Не щемит ли ваше сердце зияющая перед вами эта черная рана нашей родной святыни, разбитая глава нашего Великого Собора? Не стыдно ли вам за вашу Родину, когда вы слышите, как стоящий в толпе перед развалинами кремлевских Святынь чужестранец, серый китаец, изумленно глядит на развалины и бормочет: "Русский не хороший, худой человек, потому что стреляет в своего Бога!".

21 ноября (ст. ст.) 1917 г. в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе был совершен обряд поставления в Патриархи московского митрополита Тихона (Белавина), избранного по жребию на Всероссийском Поместном соборе 1917-1918 гг.

Однако с переездом 10-11 марта 1918 г. правительства РСФСР из Петрограда в Москву Кремль, в том числе и Успенский его собор, был для народа закрыт. Последняя служба в соборе состоялась на Пасху 1918 г. "по специальному указанию Ленина, данному с целью успокоить ходившие в народе толки об осквернении и распродаже кремлевских святынь". Возглавлял богослужение викарий Московской епархии еп. Дмитровский Трифон (в миру кн. Туркестанов). Впоследствии момент окончания этой службы сделался сюжетом главного произведения художника Павла Корина "Уходящая Русь". С помощью М. Горького, одобрившего всю затею с написанием картины, был приобретен и установлен в мастерской Корина на Б. Пироговской (ранее - Большой Царицынской) улице огромный холст и начата работа по портретированию будущих героев полотна. В числе их оказался, кроме Преосвященного Трифона, и молодой монах Пимен, впоследствии Патриарх, а также другие духовные лица, вид которых поразил Корина во время похорон Патриарха Тихона, увиденных им в 1925 г. в Донском монастыре в Москве.

После смерти Горького, покровительствовавшего созданию картины, возможность написания ее пропала. В мастерской-музее Павла Корина доныне хранится пустой монументальный холст, небольшой эскиз, а также значительное число портретов и набросков к "Уходящей Руси".

"В 1922 г. при изъятии в апреле - мае церковных ценностей под предлогом "спасения голодающих" из одного Успенского собора было "добыто" 65 пудов серебряных изделий, и среди них - драгоценная рака Патриарха Гермогена. Из обычных московских приходских церквей вывозили в среднем от 5 до 15 пудов серебра".

Во времена Сталина доступ в Кремль для народа был закрыт. Быт его в те времена описан, например, в воспоминаниях дочери Сталина Светланы Аллилуевой "20 писем к другу". Современная московская легенда повествует, что якобы в критический момент зимой 1941 г. Сталин, бывший воспитанник Тифлисской духовной семинарии, тайно велел отслужить в Успенском соборе молебен о спасении от нашествия иноплеменных.

С середины 1950-х гг. часть кремлевских храмовых зданий, в том числе Успенский собор, стала музеем. Здесь постоянно проводится реставрация. Весь ансамбль Кремля поставлен на государственную охрану, охранный номер Кремля - для всего его ансамбля - № 1.

После 1918 г. состав реквизированной ризницы собора значительно уменьшился. В частности, ее ценности были использованы для выплаты контрибуции по заключенному 3 марта 1918 г. Брестскому миру с Германией (при этом стоимость изделий определялась их весом). В 1920-1930-х гг. предметы ризницы передавались в Оружейную палату, Государственную Третьяковскую галерею, продавались за границу.

Описание ризницы в 1979 г. существенно скромнее прежних: "В Успенском соборе были поставлены (в местном ряду иконостаса и в киотах) особо почитаемые иконы, как написанные специально для собора ("Спас ярое око" - XIV в., "Троица" - пер. пол. XIV в., записанная в 1700 г. Т. Филатьевым, "Богоматерь Владимирская" - копия начала XV в. древней византийской иконы, - связанные с первым храмом; и "Успение", "О Тебе радуется", "Митр. Петр с житием" - произведения 1480-х гг. школы Дионисия - с построенным в 1475-1479 гг.), так и принесенные из других городов Древней Руси, Византии, с Балкан ("Спас Нерукотворный" XII в., ныне хранящийся в Третьяковской галерее, "Царь царем или Предста Царица" - сербская икона XIV в., "Св. Георгий" - XII в. и "Благовещение Устюжское" - между 1119-1130 гг., вывезенные Иваном Грозным из Новгорода, икона "Богоматерь Владимирская" - XII в. из Константинополя, впервые взятая в Успенский собор в 1395 г. и затем возвращенная во Владимир, а в 1480 г. вновь перенесенная в Москву и поставленная в соборе - обе последние иконы находятся теперь также в Третьяковской галерее).

Из церковной утвари Успенского собора обращает на себя внимание серебряный позолоченный ковчег, так называемый Малый Сион, предназначенный для торжественных богослужений (1486 г., Оружейная палата). Многие вклады в Успенский собор являются высокими образцами прикладного искусства. Особенно славились изделия, изготовленные в мастерских Московского Кремля. Таков, например, оклад Евангелия митрополита Симона, украшенный эмалью, сканью, чеканкой, литьем (1499 г., Оружейная палата)". Скромность описания вызвана как передачей части ризницы в фонды музея, так и ее растратой.

Судьба Ризы Господней доныне неизвестна.

К 1990 г. в Успенском соборе хранятся мощи:

св. Патриарха Ермогена - в сени работы Д. Сверчкова, 1624 г., где до 1913 г. была Риза Господня; св. митр. Ионы, в северо-западном углу, в раке 1585 г.; св. митр. Петра в особой раке; св. митр. Феогноста, Фотия и Киприана - под спудом; св. митр. Макария и Патриарха Иова.

Посох св. митр. Петра и Гвоздь Господень находятся в ларце в Петропавловском алтаре.

В 1979 г. было отпраздновано 500-летие собора, но к этому юбилею он был закрыт для серьезной реставрации и с тех пор еще долго не открывался. Необходимость капитальных работ вызвана тем, что при строительстве в Кремле Дворца съездов был неосторожно нарушен баланс подземных вод, в связи с чем основание Успенского собора (фундамент его стоит на дубовых сваях) стало подгнивать и там образовались пустоты.

К 1000-летию Крещения Руси поднялось движение за возвращение собора Русской Православной Церкви. Была создана церковная община и исполнительный орган - "двадцатка". Но в 1988 г. собор так и не был возвращен. 17 июля 1989 г. на его паперти в годовщину мученической гибели царской семьи о. Глеб Якунин отслужил молебен Новомученикам Российским - об этом рассказал вскоре в газете "Литературная Россия" писатель Олег Михайлов. Наконец, "во время Поместного собора Русской Православной Церкви 13 октября 1989 г. в 9 часов утра внутри главного храма Руси Патриарх Пимен в сослужении архиереев отслужил панихиду по Всероссийским Патриархам и молебен новопрославленным святым Патриархам Иову и Тихону, а также всем святым, в земле Российской просиявшим" . "К сожалению, участниками богослужения стали почти исключительно делегаты собора; и уже с часа дня собор вновь обратился в музей". И лишь год спустя в Успенском соборе "23 сент. 1990 г. совершил первую после долгого перерыва литургию Патриарх Алексий II, после чего он возглавил крестный ход ко вновь открытому храму Большого Вознесения". Согласно письму Патриарха Алексия II от 31.8.1990 г. исполком Моссовета принял решение возвратить собор верующим.

[*] Интронизация - торжественное возведение на кафедру вновь избранного епископа.

[**] Ныне в Государственной Третьяковской галерее.

[***] Там же.

[****] Ныне в Государственной Третьяковской галерее.

Сытин. С. 46-47.

Путеводитель Машкова (есть план и фотографии). С. XXIII-XXX.

Синодальный справочник.

Иванов В. Московский Кремль. М., 1971 (есть план и фото).

Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 419-422 (есть план и фото).

Иконников А. В. Каменная летопись Москвы. М., 1978. С. 17, 45, 67-70, 71.

Александровский, № 8.

Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. М., 1973. С. 2, 18.

Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3, кн. 2.

Кондратьев И. К. Московский Кремль, святыни и достопамятности. М., 1910. С. 17-41.

Нестор, еп. Камчатский. Расстрел Московского Кремля. М., 1917 (издано по постановлению Всероссийского Поместного Собора). 28 с.: 28 ил.

Москва в ее прошлом и настоящем. М., 1911. Т. 10. С. 44.

Проценко Н. Ф. Монастыри в России и соборы в Москве... М., 1863.

Московские церковные ведомости. 1902. № 33.

Там же. 1910. № 17.

Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной (список). М., 1980. С. 55-58.

Нива. 1918. № 2 (фотографии расстрелянного Кремля).

Павлинов А. М. Московский Успенский собор. М., 1895. С. 11.

Марков В., прот. Успенский собор. Устройство его отопления // Русский архив. 1908. № 3, 4 (есть отдельный оттиск).

Большой Успенский собор в Москве / Изд. кн. Александром Ширинским-Шихматовым. М., 1896. (Альбом со 165 ил.).

Усов С. А. К истории московского Успенского собора. М., 1882. С. 24.

Уникальному памятнику русской культуры - Успенскому собору Московского Кремля 500 лет: Тезисы науч. конференции. М., 1979. С. 84.

Успенский собор Московского Кремля. К 500-летию. М., 1979. 180 с.: 132 ил.

Успенский собор Московского Кремля. М., 1971. 144 с.: 96 ил.

Наука и религия. 1976. № 4. С. 5.

Кошко А. Ф. Очерки уголовного мира царской России: Воспоминания бывшего начальника московской сыскной полиции и заведующего всем уголовным розыском империи. Париж, 1926. С. 94-105.

Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982. С. 315-320.

Московские церковные ведомости. 1989. № 14. С. 7.

Вестник Христианского информационного центра. 1989. № 36, 37.

Успенский собор Московского Кремля: Сб. статей. М., 1985. 264 с.

Рукопись Александровского, № 8.

Саликова Э. П. Древние соборы Кремля. М., 1971.

Козлов В. У истоков //Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 7. С. 15.

Каталог архивов = История памятников архитектуры и градостроительства Москвы, Ленинграда и их пригородов: Каталог архивных документов. М., 1988. Вып. 3; М., 1990. Вып. 5.

Материалы = Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы, собранные из книг и дел преждебывших Патриарших приказов свящ. В. И. и Г. И. Холмогоровыми / Под ред. И. Е. Забелина. М., 1884. Т. 1-2.

Путеводитель Машкова = Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И. П. Машкова. М., 1913.

Рукопись Александровского = Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). Гос. исторический музей, отдел ИЗО, Фонд архитектурной графики.

Синодальный справочник = Москва: Святыни и памятники. М.: Изд. Синодальной типографии, 1903.

Список Бахима = Описание московских монастырей, соборов, храмов, а также молитвенных домов и часовен с указанием местонахождения и года постройки / Сост. сотрудником Комиссии по охране памятников искусства старины Бахимом в 1917 г. (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Сытин = Сытин П. В. Из истории московских улиц. 3-е изд. М., 1958.

Якушева = Якушева Н. И. Сорок сороков. М., 1962-1980 (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Указатель кремлевских церквей. М., 1916, с. 12-18

Успенский собор. Первенствующий храм Русской Церкви был каменным зданием, первым по времени в Москве и почти первым после столетнего перерыва во всей разоренной Батыем России. Построить собор пожелал Св. Петр, Митрополит Киевский и всей России, который возлюбил Москву более прочих русских городов и возвеличил ее, перенеся в 1322 году сюда свою кафедру. В те времена Россия раздроблена была на много отдельных княжеств и областей, которые к тому же находились в зависимости или от татарского хана или от литовского великого князя, а частью даже от венгерского и польского королей. Но Церковь Русская была едина, и Митрополит был один для всего русского народа. Пребывание в Москве высшего церковного управления объединяло всю Россию около этой новой столицы и очень помогло московским Государям прекратить раздробленность и создать единое крепкое государство единого русского народа. Св. Петр хотел, чтобы его преемники не покидали Москвы, и 4 августа 1326 года на площади у своего нового двора заложил каменный "Дом Пречистой Богородицы", который должен был заменить собою прежние митрополичьи кафедры, Софию Киевскую и Владимирский Успенский собор. В Москве же Святитель Петр пожелал и быть погребенным, предвидя, что Русь будет объединяться, стекаясь на поклонение к гробу Чудотворца, еще при жизни всеми благоговейно почитаемого. Он приготовил себе место погребения у жертвенника строившегося собора, и скончался 21 декабря 1326 года, не дождавшись окончания постройки. Собор был освящен 14 августа 1327 года. Первый придел, построенный при Успенском соборе, именно при северной стороне, в 1329 году, был освящен по дню тезоименитства Митрополита Петра в честь Поклонения веригам Апостола Петра (16 января). Впоследствии были пристроены еще два придела: 1) Димитрия Солунского, по тезоименитству Димитрия Донского, 2) Похвалы Богородицы, по поводу спасения Москвы от татар, сделавших в 1459 году при Митрополите Св. Ионе набег под предводительством Седи-Ахмета. Здание собора с его приделами столько страдало от пожаров и других несчастий, что в 1472 году грозило развалиться, и было разобрано. Второе здание, строившееся в 1472-1474 годах по прекрасно задуманному плану в больших размерах, чем Владимирский Успенский собор, но по его образцу, оказалось неудачным по кладке стен. Нынешнее, третье здание собора, заложено в июне 1475 года. Производил работы болонец Фиоравенти согласно указаниям Великого Князя Иоанна III и Митрополита Геронтия. Освящение состоялось 12 августа 1479 года. Приделы устроены за главным иконостасом. Они получили те же наименования, которые были при первом здании собора, но в начале XVIII века северный придел переименован в Апостолов Петра и Павла. Собор, в общем, построен в византийском стиле. Есть в его архитектуре подробности в стиле Владимирских церквей, напр. пояс колонок посреди наружных поверхностей стен ("киотцы"), но более всего собор напоминает ранние московские церкви, имея даже утолщения посередине колонок, так называемые "бочонки" и "бусы". Своего, нового, итальянец Фиоравенти внес немного, но напр. впервые ввел очень привившуюся на Руси форму двойной висячей арки с гирею посередине, именно в западном крыльце собора.

Будучи кафедрою Русского Первосвятителя, Успенский собор с 1498 года получил новое важное значение храма, где венчаются на царство Русские Государи; прежде обряд торжественного вступления на престол совершался во Владимире. Так как Всероссийские Митрополиты, потом Патриархи бывали погребаемы в их кафедральном соборе, то здесь почивают нетленные мощи открыто Св. Петра, Св. Ионы, Св. Филиппа и Св. Ермогена, а под спудом - Св. Феогноста, Св. Киприана и Св. Фотия.

Св. Петр (1308-1326) был родом из Галиции. Там, недалеко от Львова, на реке Рати он основал свой монастырь. Когда Константинопольский Патриарх посвятил Св. Петра во Всероссийские Митрополиты, Святитель ревностно трудился на пользу Русской Церкви, созывая соборы, поучая пастырей и паству, ходатайствуя перед ханом о смягчении татарского ига, отличаясь при этом кротостью характера и пророческим даром. Убеждая В. К. Ивана Калиту в необходимости построить Успенский собор, он в точности предсказал дальнейшую судьбу любимой им Москвы и величие ее Государей.

Митрополиты Св. Феогност (1328-1353), Св. Киприан (1380-1407) и Св. Фотий (1408-1431) верно хранили заветы Св. Петра и не оставляли Москвы. Они были родом не русские: первый и третий - Греки, второй - Серб. В те времена единственной образованной страной, и притом строго православной, была Греция. Присылаемые от Константинопольского Патриарха в Россию Святители привозили с собою много книг, а также ученых сотрудников, некоторых художников и даже ремесленников, и вообще много сделали для истинного просвещения на Руси.

Св. Иона (1449-1462) был последний из Митрополитов Киевских и Всероссийских. После него Киев стал иметь своего Митрополита, а Москва своего, поставляемого притом своими русскими же епископами. В молодости Св. Иона был иноком в Симонове монастыре, и уже тогда Св. Фотий предсказал, что этот инок будет великий Святитель. Ставши Митрополитом, Св. Иона много содействовал прекращению княжеских междоусобий, последнее проявление которых было в 1450 году. Своими молитвами Святитель в 1451 году спас Москву от татар, подступивших было к городу и неожиданно обратившихся вспять. При нем же был набег 1459 года, и татары были отражены.

Св. Филипп II, Митрополит Московский и всей России (1566-1569), происходил из рода бояр Колычевых. Будучи игуменом Соловецкого монастыря, много заботился о нравственной высоте подвижнической жизни монахов и о хозяйственном благосостоянии обители. Избранный по воле Иоанна Грозного в Митрополиты, Св. Филипп мужественно восставал против неистовых опричников и не боялся обличать самого Царя за его к ним благосклонность. Святитель был заточен в Тверской Отроч монастырь, и там в своей келье был задушен главным опричником Малютою Скуратовым. Мощи Св. Филиппа сначала находились в Соловецком монастыре, но Тишайший Царь Алексей Михайлович (1645-1676) пожелал их перенести в Москву. Замечательна молитва, составленная тогда Царем как бы в виде умилостивительного послания к Св. Филиппу. В ней Царь просил Святителя подвигнуться придти в царствующий град Москву и разрешить грех Царя Иоанна, совершенный вследствие зависти и неудержания ярости. Встреча Св. мощей состоялась в Москве 3 июля 1652 года.

Св. Ермоген, Патриарх Московский и всей России (1606-1612), был спасителем отечества в бедственное время междуцарствия 1610-1612 годов. Он был тогда прославляем как "обличитель на предателей и разорителей христианской веры". В безгосударное время власть оказалась у Боярской Думы и Патриарха. Святитель мужественно противостал малодушию Думы, которая готова была признать власть иноверного государя, разрешила войти в Москву польскому войску и даже допустила устроение польского костела в самом Кремле. Поляки бросили Св. Ермогена в подземелье Архангельской церкви Чудова монастыря и там уморили его голодом. Перед своей мученической кончиной Святейший Патриарх имел утешение знать, что благодаря прямоте и твердости его распоряжений собралось и шло против поляков к Москве ополчение Минина и Пожарского, и что это ополчение одушевлено было одною всенародною мыслью, одним горячим желанием: "умрем за веру православную!"

Кроме мощей этих "Первопрестольников Российских, истинных хранителей Апостольских преданий, столпов непоколебимых", в соборе находятся, в Петропавловском приделе, части мощей многих других Святых. Там же хранятся Гвоздь Господень, часть Ризы Божией Матери и часть Ризы Господней.

Иконы в соборе все замечательны по своему религиозному, историческому или художественному значению, многие во всех этих отношениях. Главною святынею является Владимирская икона Божией Матери. Она написана, по преданию, Евангелистом Лукою, находилась в Греции до XII века, привезена в Вышгород Киевский, 242 года была во Владимире, и в 1395 году перенесена в Московский Успенский собор. Через эту Святую икону при всенародных пред нею молитвах Пресвятой Богородице угодно было спасать Москву и Россию от татарских нашествий в 1395, 1480 и 1521 годах. Великие Князья и Цари во всех важных обстоятельствах жизни молились перед этой иконой. Поставление Святителей происходило по жребиям перед Владимирской же иконой Божией Матери, "кого Она Сама изволит избрать".

Состав иконостаса восходит к середине XVI в. Расположением икон выражена мысль о Вселенской Церкви. В верхнем ярусе изображены Праотцы, во втором Пророки, в третьем события праздников, в четвертом Апостолы. В нижнем ярусе собраны иконы из разных городов России, постепенно присоединявшихся к Москве: Владимира, Новгорода, Пскова, Устюга, Смоленска и др.

Стенопись существует с 1514 года, много раз поновлялась, и теперь восстанавливается в древнем виде. Содержание изображений подобрано с глубокой мыслью. Напр. на откосах окон написаны Свв. Константин и Елена, Владимир и Ольга, распространявшие свет христианской веры в своих странах. Снаружи, у трех входных дверей написаны иконы угодников Божиих: над северным входом Ростовских, над южным Московских, около западного Киевских. Над алтарными выступами в полукруглых впадинах помещены образа: Сын во славе Отчей, Софии Премудрости Божией (Новгородский) и Похвалы Богородицы.

К историческим достопримечательностям собора относятся: 1) так называемая "Синайская гора" у главного престола, в которой хранились грамота об избрании Михаила Феодоровича на царство, завещание Александра I о престолонаследии и другие государственные документы; 2) патриаршее место, при котором обыкновенно находился жезл Св. Митрополита Петра; 3) "Мономахов трон" 1551 года, так названный по вырезанным на нем изображениям; 4) Царское место, перенесенное при Алексее Михайловиче из церкви Рождества на Сенях.

Настоятель собора именуется Протопресвитером, и для священников утвердилось название Пресвитеров. Пение в соборе двоякое: 1) "столповое", когда поет в середине собора многочисленный причт, 2) "партесное", когда поют Синодальные певчие, которые состоят именно при этом одном соборе и имеют свое особое высшее училище церковного пения.

Кафедральные соборы многих российских городов посвящены празднику Успения Пресвятой Богородицы. Успенскими именуются главные храмы во Владимире, Ростове, Ярославле, Смоленске, Рязани, Муроме, Астрахани, не говоря уже о главном соборе Московского Кремля. Значит ли это, что сам праздник Успения как-то особенно почитался на Руси?

Интересное

Успение Богородицы. Что мы празднуем в этот день?

Что нам известно о Богородице?

Как устроено богослужение праздника Успения Богородицы

Богородичные песнопения: соединение несовместимого

Как празднуют Успение: традиции

Успение Пресвятой Богородицы в высказываниях святых старцев

    «А если некоторые думают, что мы ошибаемся, то пусть исследуют Писания, и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли она, ни о том, что не погребена. И когда Иоанн предпринял путешествие по Азии, то также нигде не говорится, чтобы он вел с собою святую Деву, но Писание просто умолчало об этом по чрезвычайности чуда, чтобы не привести в изумление разум человеческий… Ибо Писание стоит выше ума человеческого и оставило то неизвестным, так как Дева была сосуд честный и превосходнейший, дабы не остался кто-либо в предположении чего-либо плотского о ней.»

    «Дивного Бога дивная Матерь дивна была и в зачатии Своем, дивна и в житии Своем, дивна и в Своем преставлении: воистину вся Она - одно дивное чудо! Зачатая по благовестию Ангела, Она родилась от неплодных, престарелых родителей; пребывая чистой Девой, Она стала в то же время и Матерью; будучи Матерью, Она осталась и Девой; умерла, но гробом, как лествицею, взошла на Небо; поистине дивное чудо! В рождестве Дева и по смерти жива, а гроб, как лествица Иаковлева, оставаясь на земле, делается для Нее лествицей, восходящей до Неба: “… и лествица к Небеси гроб бывает…”.
    Станем же, возлюбленные, у этого дивного гроба Матери Божией, станем умом нашим, и мысленными очами присмотримся, какие это ступени у этой дивной лествицы? Что за ступени, коими Матерь Божия, в час преставления Своего, взошла на небо? Ужели гроб человеческий, в три аршина длиной, поставленный прямо, может достать до неба? Понятно, что слово “гроб” означает здесь самую смерть. Смерть называется здесь гробом и лествицей, потому что как гроб измеряется тремя аршинами, так и смерть святых Божиих возводит их души к небу тремя Богословскими добродетелями: верой, надеждой и любовью. Вера возводит их к лицезрению Божиему, надежда - к получению тех благ, ихже око не виде, и ухо не слыша (1 Кор. 2: 9), а любовь соединяет их с Самим Богом, Который есть любовь. Но кто может исчислить все добродетели пресветлой души Матери Божией? Кто в состоянии поведать, как и какими добрыми делами Пречистая Дева от юности Своей до самой кончины угождала Богу, Творцу Своему? Скорее перечтешь весной цветы, летом колосья, осенью плоды, зимой снежинки, скорее сочтешь капли в море, звезды на небе, нежели добрые дела и преимущества Матери Божией»

    «Отходя в Церковь небесную, Она чудесно собирает к Себе верховных представителей Церкви, разсеянных по земле: и тем дает знамение, что союз Ея с верующими на земли не только не прерывается Ея отхождением, но еще отселе становится крепче, обширнее и деятельнее, и что живущая в Ней благодать, столь долго сокрываемая смирением, должна открыться из Ея гроба, и наполнить Вселенскую Церковь Ея славою, по Ея раннему, некогда невероятному, но совершенно верному предсказанию: ублажат Мя вcи роди»

    «Когда Матерь Божия молилась на горе Елеонской, Ей, - рассказывает предание, - явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, и известил о Ее кончине через три дня. Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, и начала готовиться. Ко дню Ее преставления, по повелению Божию, чудесно явились в Иерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди по всему миру. Они были свидетелями Ее мирной, тихой, святой и блаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, во славе небесной, окруженный безчисленным множеством Ангелов и праведных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей и со славой вознес Ее на небо».

В селе Боровенск Мосальского района Калужской области находится Успенский собор. Когда-то здесь располагался Боровенский монастырь.
Обитель была основана святым Феропонтом, одним из учеников преп. Сергия Радонежского. Строительные работы были начаты в 1754г, а спустя 12 лет (1766г) здание церкви было закончено.
Именно здесь в 1812 получали благословение на ратное дело ополченцы, прибывшие на сборный пункт села Боровенск для защиты Отечества.

Храм невозможно ни с чем перепутать: он представляет собой величественное двухэтажное строение оригинальной композиции с двумя эффектными всходами лестниц, пройдя по которым попадаешь сразу на второй этаж. Здесь просторные залы c остатками росписей на стенах (по историческим сведениям, росписи в храме сделаны мастерами украинской школы). Своды поддерживают мощные колонны. От сюда по узкому лестничному проходу в стене можно подняться в колокольню.

На первом этаже центральный зал и несколько отнорков. Один, из которых заколочен досками, наверное, это и есть те самые реставрационные работы, о которых так шумели, вот только проходят они в каком-то вялотекущем режиме… (хотя это нам «на руку», иначе бы мы не смогли бы увидеть своими глазами самую главную особенность этой церкви.)

Особенность Успенского собора в том, что помимо мощных стен и
монументального облика, доминирующего над окружающей природой, на сводах нижнего храма присутствует роспись – «Всевидящее око». Остатки этой фрески, изрядно потрепанной временем и людскими руками, нехарактерно для Калужской области. Такое мы увидели впервые, но об этом чуть позже. Помещения первого этажа также имеют основательные колонны. Много всевозможных ниш в стенах.
Сами стены окрашены в какой-то непонятный «слоновый» цвет, и, по всей видимости, он «родной», так как сохранившиеся росписи именно на нем.

Теперь сладенькое – «Всевидящее Око»
Вот что нам говорит по этому поводу «Всезнающий Интернет» –
«Всевидящее Око - в иконописи сложная символико-аллегорическая композиция, символизирующая Всевидящего Бога. Символ появляется в русской иконографии с конца XVIII века как купольное изображение в храмах: на вершине свода или какой-либо его части».

Так же «Символ божественной вездесущности - «око провидения» или «лучезарная дельта» использовался и в композиции изображений на боевых знаменах, и на памятных медалях в Российской империи».
«Лучезарная Дельта обычно располагается в восточной части храма»
Там еще много про масонов, но это не по теме.

Помимо всего вышесказанного, сразу вспоминается еще одна вещь, где используется такой символ – эта бумажка получила свой первоначальный вид в 1928 году благодаря эмигранту из России Николаю Рериху.

Поковырявшись еще
во всезнающем можно найти еще много интересного про «бакс», «печати» на нем и т.д., но это уже, скорее всего про масонов.

По общим впечатлениям – храм со своей историей и особенностями архитектуры действительно оставляет ощущение чего-то монументального и нерушимого, его видное еще из далека по дороге, да и размеры его довольно внушительные.
По причине того, что многие проходы заложены кирпичом и помещения имеют непонятное назначение (например, пространства под лестницами», или маленькая «комнатка» с таким же маленьким входом между самих лестниц»), в отличие от многих подобных сооружений, после ЭТОГО остается желание побывать здесь вновь. Так же где-то в окрестностях бывшего монастыря Феропонтов ключ, так же имеющий свою историю.