» »

Когнитивные способности снижены. Умеренные когнитивные расстройства

08.09.2020

Умеренными когнитивными расстройствами называют нарушения в когнитивной сфере, которые выходят за пределы возрастной нормы, хотя не достигают при этом тяжелой степени – деменции . Такие расстройства отмечаются у 11–17% пожилых людей. Умеренные когнитивные расстройства занимают промежуточное положение между нормальным старением и выраженной деменцией.

Они связаны с:

Ухудшением памяти, внимания или способности к обучению, подтверждаемым при объективном исследовании (нарушения отмечает сам пациент или его близкие);

Сохранением полной самостоятельности в повседнев­ной жизни – перечисленные нарушения не приводят к каким–либо ограничениям (это главное отличие умеренных когнитивных расстройств от деменции);
- появлением жалоб на повышенную утомляемость при выполнении умственной работы;
- снижением по сравнению со среднестатистической возрастной нормой результатов нейропсихологических тестов (краткая шкала оценки психического статуса – MMSE, тест рисования часов) ;
- отсутствием делирия и деменции (результат краткой шкалы оценки психического статуса – не менее 24 баллов);
- органическими изменениями (сопряжены с заболеваниями мозга, сердечно–сосудистой системы, других органов).

У большинства больных с умеренными когнитивными расстройствами выявляется нарушение нескольких когнитивных функций (мышление, внимание, речь), но ведущим выступает ослабление памяти (у 85% пациентов) .

Специалисты называют умеренные когнитивные расстройства не болезнью, а синдромом. Это значит, что их внешние проявления могут вызываться разными причинами или их комбинацией (возрастные изменения, гибель нейронов, сосудистые расстройства, нарушения обмена веществ). Поэтому при появлении синдрома умеренных когнитивных расстройств необходимо пройти тщательное клиническое, лабораторное и инструментальное обследование с целью выявления возможной причины нарушений.

Примерно у половины пациентов с жалобами на снижение памяти применение медицинских тестов не подтверждает наличия когнитивных нарушений. Самой частой причиной субъективных жалоб при отсутствии объективного подтверждения являются эмоциональные расстройства в виде повышенной тревожности или снижения настроения, включая депрессию. Нередко когнитивный дефицит вызывается эндокринными заболеваниями (сахарный диабет, гипотиреоз), сердечной или дыхательной недостаточностью, некоторыми системными или инфекционными заболеваниями . Разумеется, в этом случае лечение должно быть направлено не на сами когнитивные расстройства, а на устранении этих факторов. Кроме того, важно исключить связь умеренных когнитивных расстройств спобочным действием лекарств (к таким в первую очередь относятся седативные и холинолитические препараты) и при обнаружении такой связи решать вопрос о возможности их отмены или замены.

Наиболее масштабное из отечественных исследований умеренных когнитивных расстройств было организовано кафедрой нервных болезней Первого Московского медицинского университета им. И. М. Сеченова. Оно проводилось в 30 регионах Российской Федерации силами 132 неврологов и охватило более трех тысяч больных (в каждом участвующем центре оценивались 25 впервые обратившихся пациентов старше 60 лет). Исследование включало два этапа: на первом пациенты сами оценивали состояние собственной памяти, на втором (при наличии жалоб) проводилось стандартное нейропсихологическое тестирование (шкала MMSE и тест рисования часов).

Было установлено, что среди лиц старше 60 лет субъективные жалобы на расстройства памяти и умственную утомляемость встречаются у 83% пациентов (для лиц старше 80 лет эта цифра составляет 90%). Объективное подтверждение (результаты тестов) когнитивные нарушения разной степени выраженности получают у 69% пациентов.

По тяжести выявленных когнитивных расстройств обследованные разделились следующим образом:

Деменция – 25%,

Умеренные и легкие когнитивные расстройства – 44%,

Субъективные жалобы при нормальном выполнении нейропсихологических тестов – 14%,
- отсутствие каких–либо расстройств в когнитивной сфере – 17%.

У каждого третьего пациента умеренные когнитивные нарушения остаются стабильными в течение весьма длительного времени, а иногда даже ослабевают. Однако гораздо чаще синдром умеренных когнитивных расстройств прогрессирует. До 15% случаев умеренных когнитивных расстройств в течение одного года трансформируются в деменцию, а за пять лет деменция развивается у 60% пациентов .

По этой причине необходимо динамическое наблюдение за каждым пациентом и повторные клинико–психологические исследования.

Главный вопрос пациентов и их родственников: «Можно ли среди людей с умеренными когнитивными расстройствами определить тех, у кого с наибольшей вероятностью будет развиваться деменция?» Сегодня это стало принципиально возможным благодаря появлению особого метода нейровизуализации – позитронной эмиссионной томографии (см. главу 2) с использованием специальных трейсеров. Однако для ее проведения требуется весьма дорогостоящее оборудование, что препятствует ее широкому использованию в повседневной практике.

4 основных типа синдрома умеренных когнитивных расстройств:

  1. Монофункциональный амнестический тип - изолированное нарушение памяти при сохранении остальных функций (обычно рассматривается как начальное проявление деменции альцгеймеровского типа).
  2. Полифункциональный тип с наличием нарушений памяти - нарушение нескольких когнитивных функций, включая память (высокая вероятность постепенной трансформации в болезнь Альцгеймера).
  3. Полифункциональный тип без нарушений памяти - затрагивает несколько когнитивных функций без нарушений памяти (сопутствует сосудистым поражениям головного мозга, болезни диффузных телец Леви, болезни Паркинсона).
  4. Монофункциональный неамнестический тип - нарушение одной когнитивной функции: мышления, речи, ориентировки или др. Нарушения речи могут быть связаны с начальным этапом первичной прогрессирующей афазии, нарушения праксиса - кортико–базальной дегенерации, зрительного гнозиса - задней корковой атрофии, зрительно–пространственных функций - деменции с тельцами Леви.

Когнитивные расстройства – самый распространенный неврологический симптом, сигнализирующий о том, что нормальная работа головного мозга нарушена. Это напрямую влияет на способность рационального познания мира. Причинами такого состояния могут быть множество самых разных заболеваний. В чем же заключается эта патология?

Что такое когнитивные нарушения

Когнитивные функции организма представляют собой такую функцию нашей нервной системы, которая отвечает за понимание, познавание, изучение, осознание, восприятие и переработку информации из внешней среды. Без этой функции человек не в состоянии познавать окружающий его мир. Давайте рассмотрим подробнее, какие функции мозга пострадают в данной ситуации:
  • Внимание. Человек больше не может выделять важную информацию из общего потока, он не в состоянии сконцентрироваться.
  • Восприятие. Становится невозможным восприятие информации из внешней среды.
  • Память. Нарушается способность к сохранению и воспроизведению полученной информации.
  • Психомоторная функция. Теряется способность к выполнению каких-либо двигательных навыков (рисование, письмо, вождение автомобиля).
  • Интеллект. Нарушен анализ информации, способность делать умозаключения.
  • Речь.
Причины появления когнитивных нарушений можно условно поделить на две категории: функциональные и органические. Первые характеризуются тем, что отсутствует прямое поражение . К этому могут приводить переутомления, негативные эмоции, стрессовые состояния. Такой вид расстройств может встречаться у людей всех возрастов. Это не представляет опасности, обычно симптомы уходят сами по себе, после того, как причина их возникновения ликвидируется. Иногда бывает целесообразно применить легкую медикаментозную терапию.

Органические же нарушения всегда будут связаны с повреждением головного мозга. Такие состояния чаще наблюдаются у людей постарше. Но правильное лечение во многих случаях позволит добиться значительных улучшений.

Самые распространенные причины когнитивных расстройств:

  • Сосудистые заболевания головного мозга. Сюда можно отнести артериальную гипертензию, атеросклероз (приводящий к окклюзии магистральных сосудов), инсульты.
  • Травмы.
  • Алкоголизм.
  • Наркомания.
  • Печеночная недостаточность.
  • Почечная недостаточность.
  • Злоупотребление лекарственными средствами.
  • Болезнь Паркинсона.
  • Болезнь Альцгеймера.
  • Опухоли головного мозга.
  • Отравления (см. также – ).
  • Рассеянный склероз.


Симптомы

Симптоматика отличается своим разнообразием. Во многом она будет определяться тяжестью патологического процесса и локализацией нарушений в головном мозге. Зачастую страдает не одна функция, а несколько сразу.
  • Ухудшается память. Сначала забываются недавно произошедшие события, по мере прогрессирования больной забывает и то, что было уже давно. Подробнее об ухудшении памяти читайте тут: .
  • Снижение концентрации внимания. Человек испытывает затруднения в решении конкретных задач.
  • Нарушение ориентации в незнакомом месте.
  • Уменьшается активность мышления. Новая информация не воспринимается, сложно делать выводы.
  • Отсутствие критики к своему поведению.
В зависимости от выраженности нарушений можно выделить три вида:

Легкие нарушения . Симптомами в данном случае будут: снижении концентрации внимания, незначительное ухудшение памяти, повышенная утомляемость при различных видах интеллектуального труда. Человек может забывать имена знакомых, не в состоянии найти дорогу в незнакомом месте, ему трудно подбирать слова. Он может часто забывать, куда положил какую-то вещь.

Диагностика данных нарушений осуществляется с применением психологических и клинических обследований. При проведении нейропсихологического теста может быть выявлено нарушение серийного счета. Характерно отсутствие масштабных изменений в поведенческой и эмоциональной сфере, нет атрофии в головном мозге. Немного нарушена профессиональная и социальная активность.



Умеренное когнитивное расстройство . Оно вызвано ухудшением одного или нескольких когнитивных процессов. Нарушение инструментальной повседневной активности, может требоваться посторонняя помощь. Пациент плохо помнит некоторые события из жизни, не может находить дорогу.

Тяжелая форма – это . Такая форма характерна наличием серьезных проблем в социальной и профессиональной жизни, и даже в элементарном самообслуживании, постоянно нужна посторонняя помощь. Пациент дезориентирован во времени, не помнит большинство жизненных событий. Такая форма может осложняться возникновением тревожности, навязчивости, галлюцинациями и бредом. В самом тяжелом проявлении – отсутствие речи, полная утрата психомоторных навыков.

Рассмотрим когнитивные нарушения на примере инсульта.

  • Монофункциональные нарушения. Затронута какая-то одна когнитивная функция (восприятие, память, речь).
  • Умеренная степень нарушений. Наличие множественных когнитивных нарушений. Деменция в данном случае отсутствует.
  • Постинсультная деменция. Множественные когнитивные расстройства ведут к дезадаптации больного.

Признаки когнитивных расстройств (видео)


В этом видеоролике можно послушать о том, как часто встречаются когнитивные расстройства, кто им более подвержен, как вовремя выявить эту проблему и начать ее решать.

Когнитивные расстройства у детей, симптомы, лечение

Эта проблема достаточно часто встречается у детей и подростков. Причины могут быть в недостатке важных для организма витаминов и минералов, перенесенных заболеваниях, родовых травмах, внутриутробных инфекциях, гипоксии головного мозга.

Важно! Самая распространенная причина детских когнитивных расстройств – это гиповитаминоз. Ученые проводили ряд исследований, в ходе которых выявили четкую закономерность ухудшения когнитивных функций у детей по причине недостаточной обеспеченности их микронутриентами.


Характерные симптомы – это синдром гиперактивности с недостаточностью внимания, нарушенные поведенческие реакции, неустойчивая психика, трудности при овладении навыками письма и чтения.



Лечение детей должно быть комплексным, включающим медикаментозные и немедикаментозные способы терапии. Из лекарственных средств, как правило, используются ноотропные препараты. Они улучшают метаболизм и межнейронную передачу в центральную нервную систему, что положительно сказывается на умственной деятельности, внимании, памяти, речи и способности к обучению. К таким препаратам относятся «Пирацетам», «Инстенон», «Энцефабол».

Хороший эффект окажут занятия по психотерапии. Также необходимо тренировать память, например, заучиванием стихов и песен.

Диагностика

Для того чтобы выявить наличие и степень когнитивной дисфункции, нужно тщательно опросить пациента и его родственников. Следует учитывать наследственность, наличие травм в анамнезе, вредные привычки, психоэмоциональное состояние больного, употребление лекарств.

Неврологи осматривают больного на предмет обнаружения основного заболевания, которое может давать неврологическую симптоматику.

Психическое состояние помогает определить врач-психиатр, используя нейропсихологические тесты. Эти тесты являются специальными упражнениями на воспроизведение рисунков и слов, решение задач, выполнение каких-то двигательных программ и тому подобное.

Очень удобно использование шкалы MMSE – это перечень вопросов, которые помогут оценить, в каком состоянии находятся речь, память, восприятие, чтение, срисовывание, ориентировка во времени и так далее. Эта шкала также используется для оценки адекватности и результативности терапии.

У больных с когнитивным дефицитом приобретенного характера нужно проводить дополнительные лабораторные обследования. Для доктора важны будут данные клинического и биохимического анализа крови, липидограммы, уровня тиреотропных гормонов и некоторых других показателей.

Из аппаратных методик применяются: компьютерная и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография, допплерография магистральных сосудов.

Пациенту нужно исключить возможные соматические заболевания.

Если имеется подозрение на болезнь Альцгеймера, то нужна дифференциальная диагностика этого заболевания с сосудистой деменцией.

Если вы заметили у себя даже самые легкие симптомы когнитивных расстройств, можно начать принимать витаминно-минеральные комплексы, аминокислоту «Глицин». Конечно, самолечение опасно, поэтому прежде чем приступить к какой-либо терапии, сначала посоветуйтесь с врачом.

Терапия, конечно, во многом будет определяться причиной возникновения когнитивных расстройств. Но главная ее цель – коррекция патологических изменений, происходящих в головном мозге. Помимо лечения основного заболевания, врачи назначают препараты нейропротекторного свойства, чтобы улучшить когнитивные функции. К ним относятся: «Милдронат», «Кавинтон», «Пирацетам», «Ноотропил», «Цераксон», «Церебролизин». Это отличная профилактика дальнейшего развития этой патологии.



Если пациент с выраженной деменцией, ему будут показаны препараты: «Донепезил», «Ривастигмин», «Мемантин», «Галантамин», «Ницерголин». Дозировка и длительность курса подбираются строго индивидуально.

Показаны также препараты, которые помогают бороться с гиперхолестеринемией («Торвакард», «Симвастатин», «Аторвастатин»). Кроме того, желательно придерживаться безхолестериновой диеты. Надо включить в рацион творог, нежирное молоко, овощи, фрукты и морепродукты. Очень важно избавиться от вредных привычек, если таковые имеются.

Полезна будет психотерапия.

Профилактика

Подавляющее число случаев когнитивных нарушений, если уже появились, будут склонны к прогрессированию. Поэтому цель профилактики – приостановление дальнейшего течения патологического процесса, уменьшение повреждающих воздействий на головной мозг. Для этого нужно соблюдать определенные правила:
  • Прием лекарственных препаратов, назначенных врачом.
  • Также нужно заниматься упражнениями для тренировки когнитивных функций (заучивание стихотворений, разгадывание кроссвордов, рисование и так далее).
  • Крайне важно сохранять стабильное психоэмоциональное состояние, избегать отрицательных эмоций и , насколько это представляется возможным.
  • Доказана связь когнитивных функций с физической активностью. Поэтому нужно обязательно заняться каким-либо спортом (ходьба, плавание, гимнастика, пилатес, йога).
  • Нельзя недооценивать важность социальной активности. У социально изолированных людей риски возникновения данных нарушений увеличиваются в несколько раз.
  • Нужно обратить пристальное внимание на питание. Оно должно быть рациональным. Очень хороший эффект будет, если придерживаться средиземноморской диеты. Можно использовать пищевые добавки и витамины: цинк, медь, витамин E, витамины группы B, гинкго билоба, омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты.
Когнитивные нарушения, несомненно, являются очень значимой проблемой для здоровья человека. Поэтому крайне важно выявление данного синдрома на раннем этапе его возникновения. Это поможет принять адекватные меры для профилактики прогрессирования заболевания.

Следующая статья.

Одной из особенностей человека, которая отделяет его от животного мира, является способность познавать, понимать и интерпретировать окружающий мир. Способность человека мыслить, запоминать, рассуждать, понимать, воспроизводить делает его отдельной веткой в мире животных.

Однако расстройства когнитивного характера личности способны ухудшить данные свойства, что будет проявляться в различных симптомах. Лечение проводится на основе тех причин, которые привели к патологии.

Что такое когнитивные расстройства?

Что понимается под когнитивными расстройствами на сайте психиатрической помощи сайт? Это нарушения в строении или функционировании головного мозга, когда он не способен понимать, запоминать, изучать, познавать, осознавать, воспринимать и перерабатывать информацию. Таким образом, когнитивные расстройства приводят к неадекватному восприятию мира, что влечет за собой множество последствий:

  1. Страдает внимание, которое не способно быть сконцентрировано на чем-то одном, то есть выделять частное из общего потока.
  2. Страдает восприятие, которое теперь не осуществляется, другими словами, человек не получает информации извне.
  3. Нарушается функциональность памяти, главными задачами которой являются восприятие и воспроизведение информации.
  4. Нарушаются психомоторные функции, то есть способность совершать действия, которые ранее были изучены, например, писать, рисовать или водить автомобиль.
  5. Интеллект значительно понижается, поэтому человек становится неспособным анализировать информацию и делать умозаключения.

Особенно страдает речь, поскольку человеку она не дана с рождения. Если человек не может воспринимать речь, то он не способен ее усваивать и сам воспроизводить. На определенном этапе человек либо не научается речи, либо не становится способным ее выразить, поскольку даже не будет понимать, что говорят ему другие люди.


Существует множество форм когнитивного расстройства, что зависит от того, в какой области поражен мозг, соответственно, какая когнитивная функция нарушена. Нередко когнитивные нарушения возникают в совокупности. Речь идет о повреждениях в головном мозгу, которые являются врожденными, травматическими, приобретенными в результате болезненных поражений.

Причины когнитивных расстройств

Чтобы лечить когнитивные расстройства, следует знать причины их возникновения. Некоторые из них возможно устранить, а остальные навсегда остаются с человеком. Условно причины делятся на функциональные и органические:

  1. Функциональные причины неопасные, однако при длительном воздействии на человека приводят к нарушениям. Ими могут быть переутомление, эмоциональное напряжение, негативные , постоянные . В зависимости от их продолжительности, процесс лечения занимает то или иное количество времени. При этом процессы обратимы. Порой достаточно устранить лишь причины, а иногда требуется медикаментозное лечение.
  2. Органические причины появляются вследствие явного повреждения головного мозга в результате различных заболеваний. В некоторых случаях процессы обратимы, если лечение назначается на ранних сроках. Терапия всегда предполагается врачебная. Частыми органическими причинами становятся нарушение кровообращения, возрастные изменения и атрофия.

Человеку, особенно престарелого возраста, следует внимательно следить за своим состоянием здоровья. Любые нарушения в работе сосудистой и сердечной систем неизбежно приводят к патологиям в работе головного мозга. В старческом возрасте развиваются многочисленные головные заболевания, которые сопровождаются рядом симптомов, в том числе и когнитивных расстройств. Например, которая разрушает личность человека с каждым годом и не имеет лечения.

Другими причинами развития когнитивных расстройств могут быть:

  • Сосудистые болезни мозга: инсульты, атеросклероз, артериальная гипертензия.
  • Гипотиреоз.
  • Болезни Альцгеймера и Паркинсона.
  • Алкоголизм.
  • Рассеянный склероз.
  • Почечная недостаточность.
  • Опухоль в головном мозге.
  • Наркомания.
  • Печеночная недостаточность.
  • Травмы.
  • Злоупотребление медикаментами.
  • Сахарный диабет.
  • Отравления.
  • Нарушение обменных процессов.

Симптомы когнитивного расстройства

Симптоматика когнитивных расстройств зависит от тяжести течения, а также области поражения головного мозга. Нередко отмечается поражение сразу нескольких областей, что приводит к нарушениям обширного характера.

В общем симптомы когнитивных нарушений сопровождаются:

  1. Снижением умственной работоспособности.
  2. Трудностями осмысления чужих слов и выражения собственных мыслей.
  3. Ухудшением памяти.
  4. Ухудшением концентрации внимания.

В тяжелых состояниях пациентов ничто не волнует, поскольку они абсолютно некритичны к собственному здоровью.

Познавательная сфера отмечается ухудшением памяти. Сначала человек забывает недавно произошедшие события, а затем и вовсе забывает свою жизнь. Ухудшается умственная деятельность, мышление, из-за чего человек перестает адекватно воспринимать информацию, анализировать ее, делать выводы. Также индивид становится неспособным концентрировать внимание, из-за чего он не может выполнять конкретные задачи.


Умеренными когнитивными расстройствами называются нарушения, выходящие за возрастные рамки, однако не отмечающиеся яркой деменцией. 20% пациентов после 65 лет страдают когнитивными расстройствами, среди них лишь 60% страдают выраженной деменцией. В 30% случаев симптоматика носит стабильный и вяло прогрессирующий характер. Поэтому индивид может даже не замечать, как в нем прогрессирует заболевание. Однако при выявлении болезни следует обратиться к врачу.

На ранних этапах умеренные когнитивные расстройства легко лечатся лекарствами. Чтобы их выявить, следует обратить внимание на следующие симптомы:

  1. Трудности в повторении только что полученной информации.
  2. Трудности в выполнении счетных действий.
  3. Трудности в запоминании имен.
  4. Дезориентация в малознакомой местности.
  5. Трудности в подборе слов во время общения.

Легкое когнитивное расстройство

Легкая форма когнитивного расстройства называется додементным состоянием, которое характеризуется такими симптомами:

  1. Некоторое ухудшение памяти.
  2. Снижение концентрации внимания.
  3. Быстрая утомляемость при интеллектуальной деятельности.
  4. Забывчивость знакомых имен.
  5. Дезориентация в незнакомой местности.
  6. Трудности в подборе слов.

При этом в головном мозге отсутствуют атрофические процессы. В поведении и на уровне эмоций человек продолжает оставаться самим собой. Отмечаются трудности в профессиональной и социальной активности.


Противоположной формой когнитивных расстройств является тяжелая, которая представляет собой деменцию. Здесь человек испытывает явные трудности в социальной и профессиональной сферах, он теряет навыки самообслуживания, поэтому нуждается в посторонней помощи. Человек становится тревожным, проявляются галлюцинации, навязчивые мысли и бред. Больной теряется во времени и забывает события прошлого. В самых тяжелых случаях развивается недержание мочи, потеря речи, забывание психомоторных навыков.

Когнитивное расстройство у детей

Появление когнитивных расстройств у детей специалисты связывают с дефицитом витаминов, которые сейчас практически трудно добыть через еду. Современная пища богата различными красителями и вкусовыми добавками. Многие блюда состоят из компонентов неприродного происхождения. Прохождение через длительную температурную обработку также способствует уничтожению витаминов.

Около 20% детей и подростков страдают различными формами когнитивных расстройств:

  • От 5 до 20% страдают различными расстройствами языка, не будучи способными читать и писать.
  • Около 17% больных не способны воспринимать звуковую информацию.
  • Гиперактивность наблюдается у 7%.

Страдают также умственная деятельность, поведение и эмоциональная сфера. Другими причинами развития когнитивных расстройств называют различные поражения мозга в результате заболеваний, врожденные патологии, а также дегенеративные болезни.


Лечением занимается врач, который прописывает ноотропные препараты, которые способствуют улучшению передачи сигналов в головной мозг и метаболические процессы. Среди них выделяют «Пирацетам», «Энцефабол» и «Инстенон». Также практикуется психотерапия, заучивание стихов и песен.

Как лечить когнитивные расстройства?

Когнитивные расстройства являются одними из распространенных. Причем проявляются они в различных формах. Лечение зависит от того, какие причины спровоцировали нарушения, степень тяжести, а также особенности проявления. Сначала проводится диагностика путем опроса родственников больного, проведения тестов вместе с больным, а также выявления характерных симптомов.

При легкой форме когнитивных нарушений достаточно беседы с нейропсихологом, а при тяжелых формах можно просто отметить соответствующие признаки болезни. Назначение лекарств и проведение терапии зависит от нарушений. Так, назначаются ингибиторы ацетилхолинэстеразы центрального действия. Используется когнитивная психотерапия, консультации и тренировки по улучшению функций умственной деятельности.

Прогноз

Прогнозы ставятся в зависимости от степени выраженности заболевания, своевременности обращения человека к врачам, причин развития болезни. Некоторые факторы возможно предотвратить и повернуть в обратном направлении. Однако если патологии являются врожденными либо органическими, то иногда процессы являются необратимыми.

Врачи занимаются лечением в любом случае. Однако людям рекомендуется заниматься профилактическими мерами, которые будут оберегать их от развития подобных осложнений:

  1. Правильно питаться. Нужно постоянно насыщать свой организм всеми полезными микроэлементами и витаминами.
  2. Своевременно лечить сердечно-сосудистые заболевания и болезни головного мозга.
  3. Заниматься интеллектуальной деятельностью, постоянно тренировать память, мышление, внимание.
  4. Отмечать определенные отклонения и находить причины их возникновения.
  5. Устранять стрессы и эмоциональные потрясения, которые также сказываются на умственной деятельности.
  6. Следует заниматься физическими упражнениями и спортом, которые в целом улучшают общее состояния здоровья, в частности, способствуют ускорению кровообращения.

Когнитивные расстройства значительным образом сказываются на качестве жизни человека. Если запустятся необратимые процессы, тогда болезнь будет прогрессировать, что сделает человека асоциальным и беспомощным.

Что такое когнитивные нарушения

Когнитивные нарушения – это синдром, который характеризует расстройства высших нервных функций человека, к которым относятся: мышление, память, ориентация в пространстве и времени, умение выполнять сложные двигательные действия и манипуляции, речь, восприятие информации и другие. Функции, которые отличают человека в способностях от других млекопитающих.

Когнитивные функции – это тот самый мостик, который соединяет человека с реализацией в современном человеческом обществе. Начиная с выполнения сложных высокотехнологических операций, будь то управление инженером крупного автоматизированного производства, выполнение хирургом сложных оперативных вмешательств, и, заканчивая обычными навыками самообслуживания в быту- всё происходит с помощью высшей нервной деятельности головного мозга.

Выражается она в восприятии информации, её анализе, передаче и прочих действий, руководящих действиями человека в данный момент. Поэтому для полноценной жизнедеятельности нужно чтобы эти когнитивные функции выполнялись нашим мозгом на должном уровне.

За когнитивные функции отвечают клетки коры головного мозга, а масса этих клеток с возрастом уменьшается, поэтому когнитивные нарушения чаще всего бывают именно у пожилых людей.

Чем прогрессивнее нарушается насыщение нервных клеток кислородом и питательными веществами, тем быстрее нарушается их функции, являющиеся основой когнитивных нарушений. О когнитивных нарушениях и о том, что это такое написано выше, теперь мы подошли к следующему нашему разделу – какие же бывают когнитивные нарушения и как их определяют.

Когнитивные нарушения в клинической практике делят по степеням выраженности: легкие, средний и выраженные. Определить степень выраженности этих нарушений можно с помощью специальных тестов или шкал, которые используют врачи. Примером подобного тестирования является определение когнитивных нарушений по шкале MMSE.

Тестируемый отвечает на вопросы и выполняет определенные задания, каждое задание оценивается в баллах и по сумме баллов определяется тяжесть когнитивных нарушений. Существуют и другие тесты для этих целей, подобный тест один из нескольких.

Что такое деменция

Деменция- это выраженные когнитивные нарушения, которые еще называются слабоумием. О деменции и о том, что это такое вообще, часто можно слышать от родственников людей, больных деменцией, потому как сами они не относятся критически к изменениям своих способностей, а порой, и не способны оценить.

Люди в деменции совершают необдуманные мало связанные с общественными представлениями поступки. Вот пример: старческое слабоумие. Оставленные дома без присмотра других людей может легко забыть зажечь включенную газовую конфорку или забыть про заженную, чистить обувь зубной щеткой, вытирать пол занавеской и прочие чудачества.

Поэтому картину заболевания часто получается уточнить после беседы с родными и знакомыми пациента, которые с криком души рассказывают о том, как стал себя вести их близкий человек, “вырисовывая” во всех красках картину деменции. Конечно, для близких людей изменение родного человека это трагедия.

Деменция приводит к изменению личности, вплоть до далекого отстранения от привычной жизни и когда-то родных людей.

Лечение когнитивных нарушений, и, в частности- деменции, задача важная и одновременно сложная. Читайте об этом дальше в статье.

Симптомы

На этапе умеренных и выраженных когнитивных нарушений довольно трудно их корректировать и добиться существенных результатов, назначая соответствующее лечение. Живет себе пожилой человек со своими родственниками в квартире- то вещь какую-то не может найти, то забывает имена родных или знакомых, то дверцу холодильника не закрыл…-ситуация знакомая многим и вряд ли вызовет удивление у рядового человека. Однако, это уже является тревожным звонком.

Чаще всего нарушения когнитивных функций проявляются заметно и ярче когда они уже стали умеренными или выраженными, а то и являются проявлениями “махровой” деменции.

Конечно, такие особенности жизни людей, скажем, пожилого или старческого возраста в нашем обществе кажутся вполне себе обычным делом. Но скажу Вам, что далеко не у всех происходит вот так вот и в 70- и 80 и иногда в 90 лет.

Конечно, большую роль играет наследственность, к тому же одно дело- возрастные изменения и признаки старения, а другое- признаки серьезного заболевания, такого как болезнь Альцгеймера. Подробнее на особенностях и различиях в этих ситуациях останавливаться не будем, диагностика и установление диагноза- дело врачебное. Здесь же опишем признаки, которые могут быть при вышеописанных изменениях:

  • снижение памяти на текущие события
  • нарушение способности считать
  • неспособность назвать текущую дату, месяц и год или ошибочное указание
  • неспособность дать название простым окружающим предметам (например: ручка, книга, стул и проч.)
  • дезориентация в окружающей обстановке и времени
  • не узнавание близких и родных

Если эти симптомы повторяются у Ваших близких и родных с завидной регулярностью или были неоднократно- не тяните, здесь нужна консультация невролога, а иногда и может понадобиться помощь психиатра в назначении и коррекции лечения. Лечение когнитивных нарушений и деменции, в частности, заслуживает отдельной темы для разговора.

Пример диагноза, сопровождающегося когнитивными нарушениями: ХНМК (хроническая недостаточность мозгового кровообращения) 3 степени с выраженными когнитивными нарушениями

На теме лечения деменции мы ещё остановимся и обсудим подробнее в новых статьях-следите за обновлениями. Если у Вас возникли вопросы или есть комментарии к статье- оставляйте их ниже в соответствующей графе.

Опубликовано автором

Под термином «умеренные когнитивные нарушения » понимают нарушения одной или нескольких когнитивных функций, которые выходят за пределы возрастной нормы, но не достигают выраженности деменции. «Если ты достиг преклонных лет и не замечаешь в себе никаких признаков старческого слабоумия, значит первый признак уже налицо» (Т. Ойзерман). Синдром умеренных когнитивных нарушений в большинстве случаев является патологическим состоянием, вследствие чего изменения на данном этапе не исчерпываются только возрастными инволютивными процессами. В большинстве случаев он связан с начинающимся заболеванием головного мозга (повторяет этиологию деменции).

Согласно данным ряда исследователей, синдром умеренных когнитивных нарушений отмечается у 15-20% лиц старше 65 лет. Длительные наблюдения свидетельствуют, что в течение 5 лет деменция развивается у 60-80% пациентов с данной патологией. В 20-40% случаев умеренные когнитивные расстройства носят стабильный или медленно прогрессирующий характер (т.е. не переходят в деменцию).

В настоящее время выделяют три основных клинических варианта заболевания

(R. Peterson, 2001):

  • амнестический вариант (доминируют нарушения памяти на текущие события) (является предвестником болезни Альцгеймера);
  • с множественной когнитивной недостаточностью (наличие сочетанного поражения нескольких когнитивных функций) (исходом может быть болезнь Альцгеймера или, реже, сосудистая деменция);
  • с нарушением одной когнитивной функции при сохранности памяти (так, например, преобладание зрительно-пространственных нарушений означает повышенный риск развития деменции с тельцами Леви).
  • Основными симптомами умеренных когнитивных нарушений являются:

  • нарушения памяти на текущие события;
  • невозможность пересказать только что прочитанное;
  • невозможность запомнить имена новых знакомых;
  • нарушения ориентировки в незнакомой местности;
  • снижение профессиональной компетентности, заметное для сослуживцев;
  • трудности подбора слова при разговоре;
  • нарушение выполнения счетных операций.
  • Ниже представлены модифицированные диагностические критерии синдрома умеренных когнитивных нарушений (S. Guatheir et. аl., 2004):

    когнитивные нарушения, по словам пациента и/или его ближайших родственников;

  • ухудшение когнитивных способностей по сравнению с исходным уровнем;
  • объективные свидетельства когнитивных нарушений, полученные с помощью нейропсихологических тестов (снижение результатов нейропсихологических тестов не менее чем на 1,5 стандартных отклонений от среднестатистического возрастной нормы);
  • отсутствие нарушений привычных для пациента форм повседневной активности (допускается возможность затруднений в сложных видах деятельности);
  • отсутствие деменции (результат краткой шкалы оценки психического статуса менее 24 баллов).
  • В настоящее время термин «умеренные когнитивные нарушения» включен в последний пересмотр международной классификации болезней (МКБ-10) как самостоятельный диагноз:

  • жалобы на снижение памяти или повышенную утомляемость при умственной работе;
  • объективные свидетельства снижения памяти, внимания или способности к обучению;
  • уровень нарушений не достаточен для диагностики деменции;
  • когнитивные нарушения имеют органическую природу.
  • Прогноз при наличии синдрома умеренных когнитивных нарушений достаточно серьезный. Так, в 1,7 раза выше риск летального исхода и в 3,1 раза - возникновения болезни Альцгеймера. Неблагоприятными прогностическими признаками при умеренных когнитивных расстройствах являются:

  • пожилой возраст;
  • низкие результаты нейропсихологических тестов;
  • отягощенный семейный анамнез по деменции;
  • атрофия гиппокампа на МРТ головного мозга;
  • быстрое нарастание церебральной атрофии при повторных КТ или МРТ-исследованиях;
  • носительство аллеля АПОЕ-4.
  • По данным Y. Stern с соавт. (1992) для развития деменции у лиц с высшим образованием необходимы более значительные органические изменения (пословица: «Учиться никогда не поздно »).