» »

Как зовут президента эстонии. Президент эстонии и становление государства от средневековья до наших дней

19.02.2021

Тоомас Хендрик Ильвес - действующий президент Эстонии. Был избран 23 сентября 2006 года. Родился 26 декабря 1953 году в Стокгольме. По гороскопу - козерог.

Семья Тоомаса Хендрика Ильвеса

Мать Тоомаса Хендрика Ильвеса - Ириада Сийтем, родилась в Ленинграде в 1927 году. Через год со своим отцом (дедушкой Хендрика) переехала в Эстонию, где была удочерена семьей политиков Ребане. В 1944 году, когда в Эстонию вошли войска СССР, приемные родители Ириады бежали в Швейцарию.

Тоомас Хендрик Ильвес женат вторым браком. Теперешняя супруга - Эвелин Ильвес (в девичестве Инт-Ламборт). В 2003 году у них появилась совместная дочь Кадри Кейу. От первого брака у Ильвеса есть сын Луукас Кристьян (1987 г.р.) и дочь Юулиа Кристийне (1992 г.р.).

Политическая карьера Тоомаса Хендрика Ильвеса

После того, как Эстония провозгласила независимость Хендрик Ильвес переехал на свою родину из Швейцарии. С 1993 по 1996 г.г. был послом Эстонии в США, Канаде и Мексике. Также дважды занимал пост министра иностранных дел (в 1996-1998 и 1999-2002 г.г.).

С 2001 по 2002 год возглавлял Народную партию умеренных. После поражения партии на муниципальных выборах, она была переименована в Социал-демократическую партию Эстонию.

С активного содействия Тоомаса Хендрика Ильвеса в 2004 году Эстония была принята в состав Европейского союза.

Во время выборов президента в 2006 году его кандидатуру выдвинули Партией реформ и Социал-демократической партией Эстонии.

Полномочия президента в Эстонии

Президент Эстонской Республики является высшим должностным лицом государства. В связи с тем, что Эстония с 1992 года имеет статус парламентской республики, полномочия главы государства существенно ограничены. Например, он не состоит в системе исполнительной власти. По сути, президент в Эстонии является фигурой символической - на него, главным образом, возложены представительские и разные юридические функции.

Согласно эстонскому законодательству, президент не может состоять ни в одной из политический партий, также он не может занимать какую-либо иную назначаемую или выборную должность, что должно обеспечить независимость и беспристрастность при принятии тех или иных решений главы государства.

В Эстонии президента выбирают посредством парламентского голосования. Если же в ходе трех туров ни один из кандидатов не наберет необходимого большинства в две трети от конституционного состава Рийгикогу, организуется специальная коллегия выборщиков.

Президент Эстонской Республики избирается сроком на пять лет, однако один и тот же кандидат не может быть избран более, чем на два срока.

Статья 78 конституции Эстонии гласит, что президент Эстонии представляет государство в международных отношениях. Иными словами, на него возложены обязанности подписания международных договоров с одобрения правительства. В исключительных случаях президент имеет право вместо премьер-министра представлять страну в высшем совете Евросоюза и на заседаниях глав государств стран еврозоны.

Президент Эстонской Республики по предоставлению правительства назначает и отзывает дипломатических представителей страны, а также принимает верительные грамоты аккредитованных в Эстонии дипломатов.

Также глава государства назначает очередные и внеочередные выборы в Рийгикогу (парламент). Правда, роль президента здесь сужена до оформления необходимых документов за исключением случая, когда Рийгикогу выражает недоверие к правительству, которое обращается в связи с этим к главе государства с просьбой проведения досрочных выборов.

В обязанности президента Эстонии входит необходимость созывать Рийгикогу нового созыва и открытие его первого заседания. При необходимости президент вносит предложение председателю парламента созвать внеочередную сессию.
Президент провозглашает законы и подписывает ратификационные грамоты.

Права президента Эстонии:
− может наложить «отлагательное» вето и вернуть в течение двух недель с момента получения законопроект обратно в Рийгикогу на доработку. В случае, если парламент повторно одобрит законопроект без внесения в него поправок, у президента два варианта действий: подписать или обратиться в Государственный Суд с ходатайством проверить конституционность закона. При условии, когда Суд не найдет противоречащих конституции фактов, президент обязан подписать данный закон и официально провозгласить его.
− издавать имеющие юридическую силу декреты в случае, если парламент не может собраться на заседание или при срочной государственной необходимости. Эти декреты рассматриваются на ближайшем заседании Рийгикогу и оперативно утверждаются или отменяются.
− вносить предложение о принятии поправок в конституцию;
− после консультаций с председателями партий парламента выдвинуть кандидата на пост премьер-министра;
− на основе предложения премьер-министра назначать (освобождать) на должности членов правительства;
− вносить в Рийгикогу предложение о назначение на должность председателя Государственного Суда, председателя совета Банка Эстонии, канцлера юстиции и государственного контролёра.
− по предоставлению совета Национального банка назначать на должность президента Банка Эстонии;
− по предоставлению Государственного Суда назначать на должности судей более низких инстанций;
− награждать государственными наградами;
− присваивать воинские звания, дипломатические звания.

Президент Эстонии является высшим руководителем системы национальной государственной обороны.

Кроме того, президент Эстонской Республики вносит на рассмотрение в парламент предложения о введении чрезвычайного положения, введения военного положения и об объявлении мобилизации (в случае агрессии против страны) и демобилизации.

Президент Эстонии в качестве помилования по просьбам заключенных освобождает их от тюремного срока либо смягчает наказание.

В его функции также входит возможность внесение вопроса о уголовной ответственности в отношение канцлера юстиции на основе соответствующего ходатайства от прокуратуры.
При президенте Эстонской Республики на правах совещательного органа функционирует Совет государственной обороны, в который входят председатель парламента, премьер-министр, председатель парламентской комиссии по государственной обороне, председатель парламентской комиссии по иностранным делам, глава внешнеполитического ведомства, министр обороны, руководитель министерства финансов, глава МВД, командующий силами обороны и министр юстиции. Главой Совета является сам президент.

Среди неформальных полномочий президента Эстонии можно назвать принятие парадов ВС Эстонии в День независимости (24 февраля) и Дня победы под Вынику (23 июня), новогодние выступления, патронаж над большинством эстонских общественных организаций и кампаний.

На пост президента Эстонии баллотироваться могут только имеющие эстонское гражданство жители страны, достигшие сорокалетнего возраста. При этом кандидат на должность главы государства выдвигается депутатами парламента, количество которых должно быть не менее одной пятой от общей численности.

Вступление в должность избранного президента происходит через принесение им присяги перед парламентом. Текст присяги:
«Вступая в должность Президента Республики, я торжественно клянусь, что буду неколебимо отстаивать конституцию и законы Эстонской Республики, справедливо и беспристрастно использовать данную мне власть, верно исполнять свои обязанности, прилагая все свои силы и способности во имя блага народа Эстонии и Эстонской Республики».
Полномочия президента Эстонии прекращаются, если:
− он ушел в добровольную отставку;
− смертью;
− вступлением в должность нового избранного президента;
− вынесением обвинительного приговора суда в отношении него;
− неспособностью выполнять возложенные на него обязанности по состоянию здоровья. В этом случае полномочия президента временно переходят к председателю правительства.

Все президенты Эстонской Республики:

Константин Пятс - 1938-1940 годы;
Леннарт Мери - 1992 - 2001 годы;
Арнольд Рюйтель - 2001-2006 годы;
Тоомас Хендрик Ильвес - с 9 октября 2006 года. Eesti Vabariigi President ) является главой эстонского государства.

Поскольку Эстония является парламентской республикой, полномочия президента в значительной степени ограничены, он не входит в систему исполнительной власти и является, главным образом, символической фигурой. Президент не может быть членом какой-либо политической партии и не может занимать никакой иной выборной или назначаемой должности. Эти ограничения направлены на обеспечение независимости и политической беспристрастности президента при исполнении его должностных функций.

Избрание президента проходит путём голосования в парламенте или в специальной коллегии выборщиков (в том случае, когда парламент оказывается неспособным избрать главу государства). Президент избирается сроком на пять лет, одно и то же лицо не может быть избрано президентом более, чем на два срока подряд. Ныне действующий президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес был избран коллегией выборщиков 23 сентября 2006 года, получив уже в первом туре голосования поддержку 174 выборщиков (при необходимых для победы 173). Его единственный конкурент, действовавший на тот момент президент Арнольд Рюйтель , получил поддержку 162 членов коллегии.

История института президентства

Институт президента отсутствовал в Эстонии как таковой с 1918 по 1938 года. Первая конституция Эстонии была намеренно составлена таким образом, чтобы любыми способами исключить концентрацию слишком большой власти в одних руках. Это в конечном итоге привело к созданию ультра-парламентской системы, в которой полномочия парламента были практически неограничены, а правительство было полностью подчинено воле депутатов. Функции, которыми обычно наделён президент в парламентских республиках, были распределены между спикером парламента, правительством и так называемым государственным старейшиной, который фактически выполнял функции премьер-министра и номинального главы государства. Однако последний не мог выполнять роль арбитра в случае конфликта между парламентом и правительством, поскольку был полностью зависим от депутатов и мог быть в любой момент отправлен ими в отставку.

Пост президента был впервые введён в 1938 году после принятия новой конституции. Согласно новому основному закону, президент обладал очень широкими полномочиями и фактически возглавлял исполнительную ветвь власти. Первым президентом Эстонской Республики стал Константин Пятс . Срок полномочий президента должен был длится шесть лет, однако Константин Пятс был вынужден покинуть свой пост в 1940 году с связи с присоединением Эстонии к СССР . Впоследствии он был арестован НКВД и депортирован в Россию. Константин Пятс умер в 1956 в психиатрической больнице в Калинине .

После провозглашения советской власти была принята новая конституция по образцу конституции СССР, в которой пост президента не был предусмотрен. В советский период формальным главой государства в Эстонской ССР считался председатель президиума Верховного Совета ЭССР, полномочия которого были минимальными.

В период советской власти за пределами СССР также действовало так называемое "правительство Эстонской Республики в изгнании", глава которого официально назывался "премьер-министром, временно исполняющим обязанности Президента Республики". Однако легитимность "правительства в изгнании" может быть поставлена под вопрос, поскольку оно не было признано ни одним государством мира и состояло из членов правительства Юри Улуотса , которое в реальности уже в 1940 году было отправлено в отставку указом президента Константина Пятса. Вместо правительства Юри Улуотса президент Пятс успел назначить новое правительство во главе с Йоханнесом Варесом Барбарусом. Таким образом, члены данного "правительства в изгнании" после 1940 года формально не могли считаться министрами.

Однако официально принятая в современной Эстонии трактовка заключается в том, что указы президента Пятса об отставке правительства Улуотса и назначении правительства Барбаруса являлись недействительным ввиду неспособности президента Пятса на тот момент принимать самостоятельные решения. Стоит отметить, что утверждение о легитимности так называемого "правительства в изгнании" является одним из краеугольных камнев теории правопреемственности Эстонской Республики, а также одним из обоснований проводимой политики в области гражданства и языка.

Пост Президента Республики был восстановлен в 1992 году после принятия новой конституции. С этого момента выборы президента были проведены 4 раза (в 1992, 1996, 2001 и 2006 годах).

Полномочия

Порядок избрания и прекращения полномочий

На пост президента имеют право баллотироваться только граждане Эстонии по рождению достигшие сорока лет. Кандидат в президенты выдвигается депутатами Рийгикогу (не менее 1/5 от их числа). Президент избирается на 5 лет. Никто не может быть избран президентом более чем на два срока подряд.

Выборы президента Эстонии непрямые: он избирается в Рийгикогу или в Коллегии выборщиков, если Рийгикогу не удастся выполнить эту задачу. В первом туре происходит тайное голосование депутатов Рийгикогу за представленные кандидатуры. Если в первом туре президента избрать не удастся (избранным считается кандидат, за которого прологосовали не менее 2/3 состава парламента), то на следующий день проводится второй тур, при этом кандидаты выдвигаются заново. Если и во втором туре президент не избран, то в тот же день проводится третий тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов во втором туре. Если президент не избран и в третьем туре, председатель Рийгикогу созывает Коллегию выборщиков, состоящую из депутатов Рийгикогу и представителей советов местных самоуправлений. Коллегии выборщиков представляются два кандидата, участвовавших в третьем туре. Кроме того право выдвижения кандидата на пост президента имеют также по крайней мере двадцать один член коллегии выборщиков. Коллегия выборщиков избирает Президента Республики большинством голосов членов коллегии выборщиков, участвовавших в голосовании. Если в первом туре ни один из кандидатов не окажется избранным, то в тот же день между двумя кандидатами, получившими наибольшее количество голосов, проводится второй тур голосования. Если и после второго тура голосования в Коллегии выборщиков не удастся избрать президента, право выбора президента снова переходит к Рийгикогу и процедура повторяется заново в вышеописанной последовательности.

Вступление новоизбранного президента в должность происходит путём принесения перед Рийгикогу следующей присяги:

"Вступая в должность Президента Республики, я (имя и фамилия) торжественно клянусь, что буду неколебимо отстаивать Конституцию и законы Эстонской Республики, справедливо и беспристрастно использовать данную мне власть, верно исполнять свои обязанности, прилагая все свои силы и способности во имя блага народа Эстонии и Эстонской Республики"

С момента вступления на должность автоматически прекращаются все полномочия и обязанности Президента в любых других избираемых или назначаемых должностях. Президент Республики не имеет права заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью. Должностное вознаграждение Президента Республики устанавливает Рийгикогу специальным законом. На время пребывания в должности Президент обязан приостановить членство в какой-либо партии.

Полномочия президента прекращаются в связи с:

  • добровольной отставкой;
  • вступлением в должность вновь избранного президента;
  • смертью;
  • вступлением в силу обвинительного приговора суда в отношении него;
  • стойкой неспособностью исполнять обязанность президента по состоянию здоровья, устанавливаемой Государственный судом.

При неспособности президента исполнять свои обязанности, полномочия президента переходят в председателю Государственного собрания.

Эстония представляет собой республику парламентского типа. Это закреплено в Конституции 1992 года. Именно по этой причине президент республики не обладает какими-либо важными полномочиями. Глава государства является фигурой символической, которая олицетворяет единство народа и выполняет, как правило, представительские функции. Главное лицо республики не может состоять в какой-либо партии, а также занимать другую должность (выборную или назначаемую). В настоящее время пост президента Эстонии занимает Керсти Кальюлайд, которая родилась в 1969 году. Она была избрана в 2020 году.

История зарождения эстонского государства

Первые народы, которые проживали на территории современной Эстонии, относятся к финно-угорской или прибалтийско-финской группе. Эти племена жили спокойно до начала XIII века, а потом началась экспансия рыцарей из Европы. Первыми сюда пришли немецкие рыцари, после – появились датчане, привлечённые рассказами немцев об огромных запасах пушнины, которые можно отобрать у аборигенов. В 1238 году страна разделилась на несколько частей:

  • Ливонский орден. Монахи-рыцари сразу же принялись насильно крестить язычников, сжигая непокорных вместе с их идолами;
  • Деритское епископство;
  • Эзельское епископство;
  • Дания.

Поначалу древние эсты пытались сопротивляться, но их уровень развития не мог противостоять закованным в латы европейским рыцарям . Тем не менее, бунты и мятежи возникали постоянно. Самым крупным в истории считается восстание Юрьевой ночи, которое длилось с 1343 по 1345 годы. В 1347 году северные земли современной республики отошли Ливонскому ордену.

Постепенно страна приняла культуру захватчиков и начала стремительно развиваться. Появились крупные торговые города, часть из которых стала членами Ганзейского союза. В XVI веке до Эстонии дошли идеи церковной реформы, и часть населения стала относить себя к протестантам. В 1558 году царь Иван Грозный со своими войсками вторгся на эту территорию. Через несколько лет, в 1562 году, Ливонский орден был разгромлен и уничтожен. Несмотря на это, длительная Ливонская война 1558-1583 годов была проиграна Россией. В результате Эстония оказалась разделена между следующими государствами:

  • Польша;
  • Дания;
  • Швеция.

В 1625 году большая часть страны оказалась в руках у Швеции, войска которой в 1645 году смогли захватить Саарема. Вскоре были образованы шведские губернии Лифляндия и Эстляндия.

В 1700 году была начата Северная война, в которой Россия под предводительством Петра I смогла захватить территорию современного эстонского государства. После подписания Ништадского мира в 1721 году Лифляндия и Эстляндия были отданы Российской империи. В XVIII веке российские власти особо не пытались вмешиваться в социальные аспекты жизни местного населения, поэтому тут по-прежнему доминировали этнические немцы и шведы, которые плохо относились к жителям. В начале XIX века Российская империя начала проводить реформы, которые значительно отразились на жизни региона:

  1. В 1816-1819 годах все эстонские крестьяне стали вольными, так как было отменено крепостное право. Хотя Александр I пытался отменить крепостничество по всей Российской империи, повезло только жителям прибалтийских регионов. При этом земля вольным крестьянам не полагалась;
  2. В 1849-1865 годах было издано несколько законов, которые позволяли крестьянам приобрести земли;
  3. Ближе к концу XIX века в России были проведены буржуазные реформы, благодаря которым стали появляться и развиваться многочисленные заводы и фабрики.

Именно из-за буржуазных реформ, а также близости Европы на территориях современной Эстонии начал формироваться новый класс интеллигенции, который пытался создать независимую от России республику. Уже в начале XX века Эстония стала считаться одним из самых неспокойных регионов империи, где в любой момент могла вспыхнуть революция.

Борьба за независимость и становление независимой Эстонии

После российской революции 1917 года власть в Эстонии перешла в руки самоуправления, которое называлось Маапяэва. Этот орган подчинялся указам Временного правительства. Далее события проходили по следующему сценарию:

  1. В октябре 1917 года Исполком Советов Эстляндии захватил власть;
  2. Маапяэва пытался бороться и даже заявил, что именно ему принадлежит верховная власть в стране, но местные коммунисты быстро разогнали самоуправление, пользуясь поддержкой Красной Армии ;
  3. В январе 1918 года большевики добились своей главной цели – Эстония превратилась в автономную часть РСФСР;
  4. В феврале 1918 года Красная Армия ушла из страны, так как нужно было отбиваться от германских войск, которые перешли в наступление. После этого Совет старейшин Эстонского земского собора приступил к своей главной задаче – провозгласил страну независимой;
  5. В августе того же года РСФСР отказалась от власти над Эстляндией и Лифляндией, оставив народу право на самоопределение;
  6. Несмотря на это, 29 ноября 1918 года Красная Армия с боем взяла Нарву, после чего там была провозглашена Эстляндская трудовая коммуна;
  7. Через несколько месяцев РСФСР признала советскую Эстонию официальным государством;
  8. В феврале 1919 года благодаря решительным действиям эстонской армии и помощи генерала Юденича, через которого шли огромные деньги из Европы, удалось освободить территорию Эстляндии от красных отрядов.

Весной и летом 1919 года армии пришлось сражаться как против Красной Армии, которая вновь перешла в наступление, так и против немцев.

2 февраля 1920 года Советский Союз подписал договор с Эстонией, по которому он добровольно отказывался от прав на территорию независимого государства. Несмотря на это, местным коммунистам постоянно оказывалась денежная и военная помощь от «старшего брата». В 1924 году приверженцы социализма попытались свергнуть верховную власть в Таллине, но их разгромили. После этого в стране начали сознательно развивать национализм. Мировой экономический кризис серьёзно повлиял на все сферы развития республики:

  • Изменилась политическая ситуация;
  • Фашистскому режиму симпатизировали не только «правые», но и большинство обычных граждан;
  • Многие пытались создать авторитарный режим правления, используя политическую модель в Германии.

В годы правления премьер-министра Пяте было решено бороться с подобным в жёсткой форме. В 1934 году был распущен парламент, а все партии, кроме правящей, объявили вне закона. В 1937 году была принята новая Конституция, которая закрепила авторитарный режим. В 1929 году согласно пакту Молотова-Риббентропа Эстония была отнесена к сфере воздействия СССР. Это дало возможность Советскому Союзу создать свои военные базы на территории республики, а также ввести войска для их охраны.

В 1940 году стало понятно, что независимой республике приходит конец. Под нажимом Красной Армии в стране прошли безальтернативные выборы, после чего она стала частью Советского Союза. Через год Эстонскую ССР заняли немецкие войска, но в 1944 году армия СССР выгнала немцев с её территории. При этом Соединённые Штаты Америки и Великобритания не признали законным право СССР на включение Эстонии в свой состав.

Роль СССР в развитии эстонского государства

Эстония до 1944 года развивалась по европейской схеме, которая была чужда советским коммунистам. Придя к власти, они поспешили превратить республику в советскую страну:

  • Стало истребляться местное дворянство;
  • У интеллигенции отобрали все привилегии;
  • Срочно понадобилось создавать колхозы и раскулачивать богатых хуторян.

Естественно, такая политика вызвала возмущение у местного населения. СССР начал вести борьбу с «кулаками», опираясь на безземельных батраков. В стране началась настоящая гражданская война, которая продолжалась до начала 1950-х годов.

После того как удалось навести порядок, Советский Союз начал развивать Эстонию усиленными темпами. В строительство новых заводов и производств были инвестированы средства из бюджета.

Так как республика исторически поддерживала связи с Финляндией, для советских граждан Эстония стала своеобразным прообразом Европы, в которую они не могли попасть. Этому способствовала политика властей. В 1970-х годах в стране начала появляться новая интеллигенция, способная мыслить на уровне среднестатистических европейцев.

С началом перестройки Эстония приступила к формированию Народного фронта. В 1988 это движение потребовало предоставить республике хозрасчёт и автономию. Что интересно, местная компартия была полностью солидарна с такими требованиями. Дальнейшее развитие страны происходило следующим образом:

  1. В 1989 году Народный фронт Эстонии стал выступать за получение полной независимости;
  2. В 1991 году страна стала независимой;
  3. Дальнейшее развитие было решено проводить по скандинавской и финляндской схемам.

В 2004 году страна принята в Евросоюз и НАТО .

Конституция Эстонии и её особенности

В настоящее время в республике действует Конституция, принятая 28 июня 1992 года. В ней чётко определено, что верховная власть в Эстонии осуществляется её народом через Государственное собрание или за счёт референдума. Вносить различные поправки может только президент или Государственное собрание (причём в последнем случае за это должны проголосовать не менее 20 % депутатов). Самый простой способ изменения Конституции – проведение референдума.

В главном документе Эстонии провозглашено всеобщее равенство перед законом. Чётко определено, что все граждане равны, невзирая на следующие особенности:

  • Национальность;
  • Раса;
  • Происхождение;
  • Язык;
  • Цвет кожи;
  • Политические убеждения.

Имущественное и социальное положение тоже не является преимуществом. Сурово карается по закону разжигание вражды на политической, расовой или национальной почве. В Конституции чётко сказано, что республика имеет парламентскую форму правления, хотя её главой является президент. С 1992 года главой республики становились следующие политики:

  1. 1992 – 2001 год – Леннарт-Георг Мери. Первый президент после многолетнего перерыва, избирался на 2 срока подряд. Известен как писатель и режиссер, занимал пост министра иностранных дел. Повторное избрание на пост президента произошло в 1996 году;
  2. 2001 – 2006 год – Арнольд Рюйтель. Постоянно напоминал России, что СССР не дал Эстонии выбрать самостоятельный путь развития;
  3. 2006 – 2020 год – Тоомас Хендрик Ильвес. Типичный представитель европейского типа политиков. Его повторное переизбрание и инаугурация проходили в 2011 году. Разрешил однополые браки и ввел договоры о сожительстве;
  4. 2016 – наше время – Керсти Кальюлайд. В 2020 году попала в списки журнала «Форбс» как одна из 100 самых влиятельных женщин в мире.

Возможно, некоторых президентов выбрали бы и на третий срок, но по Конституции глава государства не может избираться более чем на два срока подряд.

Особенности исполнительной власти в стране

Исполнительная ветвь власти в Эстонии обладает следующими особенностями:

  • Премьер-министр выдвигается президентом;
  • Правительство формируется парламентом, премьером и главой республики;
  • Парламент может одобрять или отклонять кандидатуры, предложенные президентом или премьер-министром;
  • Вся внутренняя и внешняя политика государства осуществляется правительством.

Перед подписанием важных договоров с иностранными государствами они в обязательном порядке должны быть представлены Государственному собранию для ратификации.

После того как Эстония получила независимость в 1991 году, в стране начали появляться различные политические партии. В настоящий момент их более 20 штук. Ни одна из них не имеет доминирующего положения. В последние годы правительство Эстонии приняло несколько законов, которые касаются деятельности партий:

  • Теперь стараются уменьшить их общее количество;
  • Действующие партии пытаются объединить между собой;
  • Подобные объединения не могут получать пожертвования от юридических лиц;
  • Запрещено создание избирательных блоков граждан;
  • Нельзя формировать выборные межпартийные блоки.

За счёт этого государство пытается поднять значимость влиятельных партий, которые в настоящее время не представляют собой силы, способной влиять на политические события в стране.

В основном законе государства имеется статья, запрещающая создание партий, которые могут насильственным образом поменять Конституцию. Методы действия здесь – уголовная ответственность.

Статус и обязанности президента Эстонии

Все полномочия главы государства подробно расписаны в статье № 78 Конституции. Там чётко прописано, что президент должен исполнять следующие функции:

  • Представлять Эстонию в различных международных отношениях. Это функция включает в себя визиты в иностранные государства, приём дипломатов из разных стран, подписание договоров. Все важные международные документы подписываются президентом республики только после того, как их одобрит правительство;
  • В исключительном случае, когда премьер-министр по состоянию здоровья или другим причинам не может представлять государство в Высшем совете Евросоюза, главе государства можно появляться вместо него;
  • После одобрения правительства глава Эстонии может назначать или отзывать дипломатов, принимать различные грамоты и т. д.;
  • В обязанности президента входит формальное провозглашение выборов в парламент;
  • Он может присутствовать на всех заседаниях Рийгикогу, выступать перед парламентом с предложениями и заявлениями. В зале заседаний имеется специальное место для выступлений главы республики;
  • Провозглашать законы, принятые Рийгикогу. У главы государства есть право на вето, которое может быть наложено в течение 14 дней с момента получения документа. Если парламент всё равно возвращает закон, не изменив его, то президент может обратиться в Государственный Суд для сверки с действующей Конституцией. Если суд не найдёт противоречий, то закон должен быть подписан в любом случае. (Первый глава Эстонии Леннарт Мери накладывал своё вето 42 раза. Последующие президенты пользовались этим правом значительно реже. Керсти Кальюлайд наложила вето только один раз в 2020 году);
  • Может поставить вопрос о внесении поправок в Конституцию, который должен решаться на всенародном референдуме;
  • По распоряжению президента выдвигается кандидат на должность премьер-министра. Перед выбором этот человек должен быть одобрен правительством;
  • Назначает и освобождает от должности членов правительства. Это происходит только по представлению премьера;
  • Предлагает кандидатуры на должности председателя Государственного Суда, государственного контролёра, канцлера юстиции, председателя совета Банка Эстонии. Они должны быть одобрены Рийгикогу;
  • Присваивает воинские и дипломатические звания, дает отличившимся гражданам награды государственного уровня;
  • По Конституции является руководителем системы обороны. Хотя можно рассматривать эту должность как Верховный главнокомандующий, в реальности армией управляет Министерство обороны совместно с правительством;
  • Имеет право миловать преступников, смягчать им наказание или объявлять амнистии. Это право используется крайне редко.

Если внимательно просмотреть все полномочия главы государства, то получается, что право законодательной инициативы может использоваться президентом только в случае изменения Конституции.

Резиденция президента Эстонии и история её строительства

Резиденция главы государства находится в Кадриорге (переводится как долина Кадри). Этот дворцово-парковый комплекс был основан 22 июля 1718 года. Инициатором создания стал Пётр I во время Северной войны. В 1714 году император приобрёл этот земельный участок, чтобы создать там парк и построить свою резиденцию. В качестве архитекторов были выбраны Никколо Микетти и его подмастерье Гаэтано Киавери.

Опытные архитекторы поместили императорский дворец таким образом, чтобы из него можно было видеть море, гавань и город. В 1720-1722 годах над строительством дворца работал Михаил Земцов, который сменил Никколо Микетти. Он полностью оформил интерьер императорской резиденции. Изначально планировалось, что в прилегающем парке сделают зону отдыха для горожан (что интересно, даже сейчас он открыт для посещения).

В понедельник, 3 октября, новым президентом Эстонии была избрана 46-летняя Керсти Кальюлайд - беспартийная, малоизвестная публике, чье имя впервые было упомянуто в качестве кандидата в президенты лишь 26 сентября.

Каденция нового главы государства начнется 10 октября. Она станет первой женщиной-президентом Эстонии.

Попытки избрать президента продолжались в Эстонии еще с августа, однако парламентские партии не могли достичь консенсуса относительно кандидата.

До избрания президентом Кальюлайд пришлось в далеком 1999 году быть советником премьер-министра по экономике, затем возглавлять электростанцию, координировать сотрудничество Эстонии с Международным валютным фондом, а впоследствии представлять Эстонию в Европейской счетной палате и даже принимать участие в работе Эстонского генного фонда (по первому образованию Кальюлайд - биолог).

В целом Кальюлайд называет себя консерватором в экономических и либералом в общественных вопросах.

"У меня в определенной степени совпадают взгляды со всеми партиями. С некоторыми больше, с некоторыми меньше. Однако ни с одной партией не совпадают на 100%", - отмечает она.

Последнему раунду голосования предшествовали неудачные попытки избрать президента в парламенте и в коллегии выборщиков. Оппозиционные партии даже пытались воспользоваться этим аргументом для того, чтобы инициировать прямые президентские выборы (с последующим пересмотром Конституции Эстонии в части полномочий президента).

Кандидатами выступали более известные в Эстонии политические фигуры (и бывшие еврочиновники, и пророссийские симпатики, и эстонские националисты), однако не смогли получить должной поддержки.

Выйти из патовой ситуации решил совет старейшин парламента, который и внес на рассмотрение кандидатуру Кальюлайд. В последнем раунде выборов Кальюлайд была единственным кандидатом, и ее поддержал 81 депутат при необходимом минимуме в 68 голосов, что свидетельствует о том, что новоизбранный лидер является компромиссной фигурой, которая устраивает как правящие политические силы Эстонии, так и оппозицию.

Несмотря на то, что Эстония является парламентской республикой и президент в ней выполняет в основном представительские функции, предшественник Кальюлайд - президент Тоомас Хендрик Ильвес довольно успешно представлял Эстонию на международной арене.

Среди европейского истеблишмента он известен как интеллектуал, а в самой Эстонии - как моральный авторитет для политикума. Планка, которую он оставляет в наследство своей преемнице, достаточно высока.

Это признает и новый президент. "Туфли, которые остаются в Кадриоргу (президентском дворце в Таллинне) , очевидно, слишком велики. Мне придется найти свои, и по стилю они будут немного другими", - отмечает Кальюлайд.

Старый и новый президенты Эстонии

К тому же президент возглавляет Совет государственной обороны, а в условиях турбулентности в области безопасности региона эта функция, которую теперь будет выполнять госпожа Кальюлайд, приобретает дополнительный вес.

Сама Керсти Кальюлайд определила свои задачи, распространив открытое письмо к гражданам Эстонии:

"Что может сделать президент? Какова его роль? В значительной степени роль президента Эстонской Республики и заключается в том, чтобы быть там, где в данный момент становится сложно.

Роль президента описана в Конституции. Но у президента всегда есть сила его слова, о которой Конституция не говорит.

Президент не может предложить решение для каждой проблемы Эстонии, но уже сама формулировка проблемы — очень большой шаг к решению. Это может и должен делать президент.

Требовательно, ответственно и беспристрастно. Но не всегда публично.

По мере необходимости так, чтобы мы двигались к решению".

Президент и россияне

Новоизбранный лидер Эстонии уже сделала несколько заявлений, которые были широко растиражированы русскоязычными СМИ.

В частности, она отметила, что не видит необходимости выделять русскоязычную общину Эстонии: эстонские русские - это люди из Эстонии, и отношение к ним должно быть таким же, как и к представителям других национальностей.

Кроме того, она также отметила, что готова общаться с ними на русском языке (предыдущий президент Эстонии называл русский языком оккупанта). "С моим крайне плохим и неуклюжим русским и их неважно каким плохим эстонским мы сможем найти общий язык", - отмечает Кальюлайд.

Также она выступает за усиление мер по интеграции русских в эстонское общество. "На встречах с фракциями я отметила, что не понимаю, почему это будет стоить дорого, если мы предложим в Ида-Вирумаа (регион с самым большим процентом русского населения) бесплатное обучение эстонскому языку для всех людей, независимо от того, как долго они здесь находятся", - ранее заявляла она.

Правда, язвительные комментарии российских и русскоязычных медиа свидетельствуют о том, что в любом случае кандидатура Кальюлайд в Москве энтузиазма не вызвала. Там надеялись, что главой государства станет оппозиционерка Майлис Репс - большая сторонница восстановления добрососедских отношений с Россией.

Но сейчас говорить об изменениях в политике Эстонии в отношении РФ не приходится.

Как и ее предшественник, госпожа Кальюлайд не склонна к сантиментам в отношениях с Москвой, а в 2014 году, после аннексии Россией Крыма, она даже организовала бойкот совместного обеда представителей Европейской счетной палаты, где она работала, с российскими дипломатами.

Российский посол тогда так и не дождался европейских гостей. Достаточно четкой является и позиция Кальюлайд в вопросе санкций против РФ: она считает, что их надо сохранить.

Первый визит и старый дом

Кальюлайд уже сообщила, что свой первый визит в новой должности совершит в Финляндию.

Хотя, несомненно, Рига будет оставаться традиционной союзницей Таллинна, и второй визит запланирован именно в латвийскую столицу.

Также новоизбранный президент заявила, что намерена сломать традицию, по которой главы государства живут в таллиннском дворце Кардиорг. Кальюлайд хочет продолжать жить с семьей в своем доме в городке Нимме.

В Департаменте полиции и пограничной охраны уже заявили, что это вполне возможно - но только после установки в доме специальной охранной системы.

Отношение к Украине и украинцам

На вопрос, чего ждать Украине и украинцам от новоизбранного президента Эстонии, председатель Конгресса украинцев Эстонии Вера Конык ответила так:

"Керсти Кальюлайд не была публичным политиком и практически не известна эстонскому обществу. Зато ее неплохо знают в узких профессиональных кругах как хорошего специалиста в сфере управления и финансовой отрасли. У нее хорошие аналитические способности и деловые качества, что обуславливает четкое видение в решении различных проблем. Сейчас госпожа Кальюлайд является беспартийной, но в 2001-2004 годах была членом правой партии Isamaaliit ("Отчизна").

Из этого факта можно в определенной степени судить о ее взглядах; замечу, что эта политическая сила всегда поддерживала Украину. Никаких заявлений относительно Украины Керсти Кальюлайд еще не делала, но, скорее всего, она будет продолжать курс предыдущего президента и всего эстонского руководства на ее поддержку.

Надеюсь, что такое же хорошее отношение будет сохраняться и к украинской общине Эстонии".

заместитель председателя Совета внешней политики "Украинская призма"

Рийгикогу избрал новым президентом Эстонии 47-летнюю Керсти Кальюлайд. За нее проголосовал 81 депутат.

Согласно законам Эстонии, чтобы возглавить страну, Кальюлайд необходимо было набрать 2/3 голосов депутатов парламента, то есть минимум 68 голосов.

Новый президент является малоизвестной фигурой на политическом поле Эстонии. До сих пор она работала представителем Эстонии в Европейской счетной комиссии и не делала никаких резких заявлений ни по одному из важных вопросов. Местные политологи говорят о том, что Кальюлайд является компромиссной фигурой, которая всех устраивает. Она фактически "выскочила" в самом конце избирательной гонки, как черт из табакерки, оставив позади себя большинство сильных и популярных в республике политиков.

Однако после избрания на пост главы государства Кальюлайд начала эпатировать публику. Она сказала журналистам, что не будет жить в президентском дворце, а предпочитает остаться в своей старой квартире. Как сообщают местные СМИ, у нее в Таллине четыре собственных квартиры.

Также новый президент удивила местных жителей обещанием общаться с русскоязычным населением республики на русском языке. "Мы с удовольствием поговорим. Я - на своем пока что довольно слабом русском языке, а они пусть говорят так, как им будет удобно. Быть может, мой акцент подтолкнет их к тому, чтобы смелее использовать эстонский", - отметила кандидат в президенты, отвечая на вопрос журналистов о том, как она будет выстраивать национальную политику.

Напомним, что выборы президента Эстонии начались в конце августа. Три тура выборов в парламенте 29 и 30 августа и два тура голосования в Коллегии выборщиков 24 сентября результата не принесли. За это время с дистанции сошли кандидаты в президенты Эйки Нестор, Март Хельме, Марина Кальюранд, Майлис Репс, Аллар Йыкс и Сийм Каллас. В итоге право выбора президента снова перешло к Рийгикогу.

Досье "РГ"

Керсти Кальюлайд родилась в 1969 году в Тарту. В 1992 она окончила факультет биологии Тартуского университета, в 2001 году получила степень магистра по управлению бизнесом.

В 1998-1999 годах Кальюлайд работала руководителем проекта в отделе банковских инвестиций Hansapank Markets. В 1999 году стала работать советником по экономике тогдашнего премьер-министра Марта Лаара.

С мая 2004 года Кальюлайд является представителем Эстонии в Европейской счетной палате. В период 2010-2014 годов она отвечала за методику контроля и годовых отчетов и за их составление. Последние годы она руководила в Счетной палате проведением аудита по сельскому хозяйству и проведением реформы структуры палаты.

Также Кальюлайд была членом Эстонского генного фонда и членом куратория Тартуского университета. С 2012 года возглавляет совет Тартуского университета. С 2001 по 2004 год Кальюлайд была членом партии "Союз отечества".

В сентябре 2016 года Кальюлайд возглавила образованный при канцелярии Рийгикогу совет по мониторингу развития.