» »

Премьер болгарии заявил, что страна не примет новые санкций против рф по делу скрипаля. Опубликован новый санкционный список США против России (он огромен)

24.09.2019

Доклад, подготовленный в соответствии с законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций»

В «кремлевский доклад» Вашингтона включены все руководители администрации , его помощники и советники, премьер-министр Дмитрий Медведев и весь кабинет министров, руководителя спецслужб, спикеры Совета Федерации и Госдумы, руководители госбанков и госкомпаний. Также в «кремлевский доклад» вошли бизнесмены, чье состояние оценивается в $1 млрд и более. Таким образом, в список Минфина США попали первые 96 бизнесменов из российской части списка миллиардеров Forbes, опубликованной в апреле 2017 г.

Большинство лиц, попавших в список заявляет, что «кремлевский доклад» не помешает продолжать налаживать отношения с Западом и другими странами, такого же мнения придерживается кандидат в президенты .

Значение «кремлевского доклада»

Доклад составлен «исключительно по требованию закона CAATSA», он не является списком санкций, и включение в него физических лиц и организаций «никоим образом не должно трактоваться как наложение на них санкций», говорится в документе минфина США. Он также не «отражает намерение» ввести санкции, не вводит ни для кого препятствий, ограничений или запретов на ведение дел с этими людьми или организациями, «не свидетельствует, что у правительства США есть информация», будто эти люди вовлечены в какую-либо неправомерную или вредную деятельность.

Предыстория возникновения доклада Вашингтона

До составления «кремлевского доклада» администрация США провела тайный брифинг для конгрессменов по поводу введения санкций.

С 29 января США начинают вводить санкции против России в рамках закона «О противодействии противникам Америки» (CAATSA).

Санкции 2018 года затронут не только Россию

Новые санкции США против Москвы могут затронуть иностранные компании, которые осуществляют крупные сделки с «российским оборонным и разведывательным сектором». Об этом сообщили СМИ России представитель Госдепа США.

«Если санкции будут наложены, они коснутся компаний вне РФ, которые ответственны за значительные транзакции с российским оборонным и разведывательным сектором», - сообщил источник.

Как ранее сообщали СМИ, 29 января представитель Госдепа США Хезер Науэрт заявила, что ограничительные меры против военно-промышленного комплекса РФ уже привели к отказу иностранных правительств от запланированных оборонных закупок в РФ на несколько миллиардов долларов.

По словам дипломата, пока новые санкции против России в оборонной сфере можно не вводить, потому что и прежние себя хорошо оправдывают (источник: regnum.ru). Список лиц, попавших под санкции США, ниже.

Читать полный список лиц «кремлевского доклада» министерства финансов США

«Список высокопоставленных чиновников» Администрация президента России

1. Руководитель администрации президента Антон Вайно

2. Первый замруководителя администрации президента Алексей Громов

3. Первый замруководителя администрации президента Сергей Кириенко

4. Замруководителя администрации президента Магомедсалам Магомедов

5. Замруководителя администрации президента Владимир Островенко

6. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков

7. Руководитель протокола президента Владислав Китаев

8. Помощник президента Андрей Белоусов

9. Помощник президента Лариса Брысева

10. Помощник президента Владислав Сурков

11. Помощник президента Игорь Левитин

12. Помощник президента Владимир Кожин

13. Помощник президента Юрий Ушаков

14. Помощник президента Андрей Фурсенко

15. Помощник президента Николай Цуканов

16. Помощник президента Константин Чуйченко

17. Помощник президента Евгений Школов

18. Помощник президента Игорь Щеголев

19. Советник президента Александр Бедрицкий

20. Советник президента Сергей Глазьев

21. Советник президента Сергей Григоров

22. Советник президента Герман Клименко

23. Советник президента Антон Кобяков

24. Советник президента Александра Левицкая

25. Советник президента Владимир Толстой

26. Председатель Совета по правам человека Михаил Федотов

27. Советник президента Вениамин Яковлев

28. Полномочный представитель президента в Совете Федерации Артур Муравьев

29. Полномочный представитель президента в Госдуме Гарри Минх

30. Полномочный представитель президента в Конституционном суде Михаил Кротов

31. Уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова

33. Полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич

34. Полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Александр Беглов

35. Полномочный представитель президента в Северо-Кавказском федеральном округе Олег Белавенцев

36. Полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Алексей Гордеев

37. Полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло

38. Полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев

39. Полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Владимир Устинов

40. Полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских

41. Начальник управления администрации президента по внешней политике Александр Манжосин

42. Начальник управления президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Владимир Чернов

43. Начальник управления президента по социально-экономическому сотрудничеству с государствами СНГ, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия Олег Говорун

Перечень лиц из правительства России

44. Премьер-министр Дмитрий Медведев

46. Руководитель аппарата правительства Сергей Приходько

47. Зампредседателя правительства Александр Хлопонин

48. Зампредседателя правительства Виталий Мутко

49. Зампредседателя правительства Аркадий Дворкович

50. Зампредседателя правительства Ольга Голодец

51. Зампредседателя правительства Дмитрий Козак

52. Зампредседателя правительства Дмитрий Рогозин

53. Министр Открытого правительства Михаил Абызов

54. Министр сельского хозяйства Александр Ткачев

55. Руководитель МЧС Владимир Пучков

56. Министр связи Николай Никифоров

57. Министр строительства и ЖКХ Михаил Мень

58. Министр культуры Владимир Мединский

59. Министр обороны Сергей Шойгу

60. Руководитель Минэкономразвития Максим Орешкин

61. Министр образования Ольга Васильева

63. Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка

64. Министр финансов Антон Силуанов

66. Руководитель Минздрава Вероника Скворцова

67. Руководитель Минпромторга Денис Мантуров

68. Министр внутренних дел Владимир Колокольцев

69. Министр юстиции Александр Коновалов

70. Министр труда Максим Топилин

71. Руководитель Минприроды Сергей Донской

72. Министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов

73. Министр спорта Павел Колобков

74. Министр транспорта Максим Соколов

Другие высокопоставленные политические деятели

75. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко

76. Директор СВР Сергей Нарышкин

77. Спикер Госдумы Вячеслав Володин

78. Специальный представитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов

79. Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев

80. Руководитель ФТС Владимир Булавин

81. Начальник Генштаба Вооруженных сил Валерий Герасимов

82. Руководитель ГРУ Игорь Колобов

83. Заместитель секретаря Совета безопасности России Рашид Нургалиев

84. Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко

85. Мэр Москвы Сергей Собянин

86. Генпрокурор Юрий Чайка

87. Руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин

88. Руководитель Росгвардии Виктор Золотов

89. Директор ФСО Дмитрий Кочнев

90. Директор ФСБ Алдександр Бортников

91. Руководитель Росархива Андрей Артизов

92. Директор Росфинмониторинга Юрий Чиханчин

93. Начальник главного управления специальных программ президента Александр Линец

94. Управляющий делами президента Александр Колпаков

95. Директор государственной фельдъегерской службы Валерий Тихонов

97. Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин

99. Гендиректор «РЖД» Олег Белозеров

100. Президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин

101. Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов

102. Бывший гендиректор «Россетей» Олег Бударгин

103. Председатель gравления «Интер РАО ЕЭС» Борис Ковальчук

104. Гендиректор Росатома Алексей Лихачев

105. председатель правления и президент «Транснефти» Николай Токарев

106. Председатель правления «Газпромбанка» Андрей Акимов

107. Гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов

108. Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев

109. Президент «Башнефти» Андрей Шишкин

110. Президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь

111. Предправления - гендиректор «РусГидро» Николай Шульгинов

112. Председатель Внешэкономбанка Сергей Горьков

113. Президент алмазодобывающей компании «Алроса» Сергей Иванов

114. Главный исполнительный директор компании «Сахалин Энерджи» Роман Дашков

Список самых богатых людей «олигархов»

1. Александр Абрамов

2. Роман Абрамович

3. Араз Агаларов

6. Игорь Алтушкин

7. Алексей Ананьев

8. Дмитрий Ананьев

9. Василий Анисимов

10. Роман Авдеев

11. Петр Авен

12. Елена Батурина

13. Алексей Богачев

14. Владимир Богданов

15. Леонид Богуславский

16. Андрей Бокарев

17. Олег Бойко

20. Александр Джапаридзе

21. Леонид Федун

24. Александр Фролов

25. Филарет Гальчев

26. Сергей Галицкий

27. Валентин Гапонцев

28. Сергей Гордеев

29. Андрей Гурьев

30. Юрий Гущин

31. Михаил Гуцериев

32. Саит-Салам Гуцериев

33. Зарах Илиев

34. Дмитрий Каменщик

35. Вячеслав Кантор

36. Самвел Карапетян

37. Евгений Касперский

38. Сергей Кациев

39. Сулейман Керимов

40. Игорь Кесаев

41. Данил Хачатуров

42. Герман Хан

43. Виктор Харитонин

44. Александр Клячин

45. Петр Кондрашов

46. Андрей Косогов

47. Юрий Ковальчук

48. Андрей Козицын

49. Алексей Кузьмичев

50. Лев Кветной

51. Владимир Лисин

52. Анатолий Ломакин

53. Зиявудин Магомедов

54. Игорь Макаров

55. Искандер Махмудов

56. Александр Мамут

57. Андрей Мельниченко

59. Юрий Мильнер

60. Борис Минц

61. Андрей Молчанов

62. Алексей Мордашов

63. Вадим Мошкович

64. Александр Несис

65. Год Нисанов

66. Александр Пономаренко

67. Сергей Попов

70. Дмитрий Пумпянский

71. Мегдет Рахимкулов

72. Андрей Раппопорт

73. Виктор Рашников

74. Аркадий Ротенберг

75. Борис Ротенберг

76. Дмитрий Рыболовлев

77. Айрат Шаймиев

78. Радик Шаймиев

79. Кирилл Шамалов

80. Юрий Шефлер

81. Альберт Шигабутдинов

82. Микаил Шишханов

83. Леонид Симановский

84. Андрей Скоч

85. Александр Скоробогатько

86. Рустем Сультеев

87. Александр Светаков

93. Аркадий Волож

94. Вадим Якунин

95. Владимир Евтушенков

96. Бизнесмен Гавриил Юшваев

Санкционное законодательство США (PL 115-44) даёт чёткое представление о параметрах и направлениях американской политики санкций в 2018 году. Закон, принятый конгрессом США 2 августа 2017 года, предполагает конкретные виды отчётности органов исполнительной власти о ходе и направлениях реализации санкционной деятельности против России. Это позволяет спрогнозировать события, которые произойдут в 2018 году и которые во многом будут отражать суть санкционного давления на Россию.

Необходимо понимать, что дух и буква PL 115-44 законодательно определяют Россию как противника США, которому необходимо активно противодействовать и в отношении которого требуется оказывать всеобъемлющее давление. По своей сути PL 115-44 задаёт рамки американской политики в отношении России, в значительной степени исключая возможности для партнёрства и конструктивного взаимодействия. В России не должно быть иллюзий по поводу возможностей развернуть негативные тенденции в ближайшем будущем. Нам также следует избегать недооценки механизмов давления на Россию. Они требуют тщательного анализа и мониторинга.

Итак, в 2018 году органы исполнительной власти представят Конгрессу как минимум семь отчётных документов. Условно их можно разделить на три группы.

Первая группа - это доклады, ключевую роль в подготовке которых будет играть министерство финансов. Американский минфин является ключевым (хотя и не единственным) инструментом реализации санкционной политики. Впрочем, конгресс даёт минфину возможность работать в тесной координации с ЦРУ, госдерпартаментом и другими ведомствами, чья информация может существенно расширять возможности финансовой разведки.

Наиболее ожидаемый документ в этой группе - отчёт о российских олигархах и окологосударственных организациях. Его необходимо подготовить к февралю 2018 года. Он должен содержать в себе список ключевых фигур российского внешнеполитического процесса и близких к государству олигархов и предпринимателей. Конгресс обязывает авторов отчёта дать оценку связей всех лиц из этого списка с правящей элитой и лично президентом России. В тексте должна содержаться информация о любых известных коррупционных эпизодах, связанных с данными лицами. Должна присутствовать информация об источниках их доходов во всех возможных формах, их коммерческой деятельности за пределами России, а также аналогичные сведения о членах их семей. Должна быть представлена информация и об окологосударственных структурах, их деятельности, бенефициарах и тому подобное.

Попадание в отчёт тех или иных лиц или компаний автоматически не означает их включение в санкционные списки. Однако в законе недвусмысленно указывается на то, что отчёт является одним механизмом их пополнения. По крайне мере одно из требований к нему - оценка возможности и целесообразности применения против включённых в него лиц и организаций дополнительных санкций и их включение в чёрный список минфина, а также возможного эффекта для экономики России, США и их союзников.

В теории отчёт может включать в себя самый широкий круг россиян и российских организаций. Однако большой вопрос вызывает алгоритм и методология составления такого отчёта в столь сжатые сроки. Он требует обработки огромного массива информации, ведь фактически речь может идти обо всём государственном секторе России. Это серьёзно повышает вероятность ошибочных оценок, которые могут ударить по самим США. В теории американцы могут пойти по пути компактного отчёта, включив в него список наиболее антизападных, по их мнению, фигур. Однако тонкость состоит в том, что текущая редакция закона не предполагает постоянного обновления отчёта. Поэтому антироссийское лобби может предпринимать активные усилия по максимальному расширению списков.

Следующий отчёт также должен появиться в феврале. Он касается возможностей расширения санкций против лиц и организаций, попавших в чёрный список минфина согласно Указу президента США № 13662. Указ давал возможность вводить санкции для противодействия российской политике по Украине. Тонкость состоит в том, что именно по этому указу проходят секторальные ограничения против финансового и энергетического секторов России, а закон PL 115-44 добавляет в их число также железные дороги, металлургические и обрабатывающие сектора. Пока этот отчёт также должен носить одноразовый характер.

В отличие от первых двух отчётов, следующий потребует более длительной подготовки - его представят только в августе 2018 года, и он будет обновляться ежегодно до 2021 года (впрочем, ничто не мешает расширить эти сроки). Отчёт касается любых незаконных финансовых операций, связанных с Россией или осуществляемых россиянами. Он должен содержать информацию о конкретных нарушениях, результатах расследований по ним, а также сведения о работе с частным сектором по профилактике данного вида деятельности. Попадание в этот отчёт чревато уже уголовными делами. Важно и то, что он должен раскрывать результаты взаимодействия американских ведомств с их коллегами в ЕС и других странах. Иными словами, он подразумевает интернационализацию деятельности американцев. Данный отчёт также является механизмом поиска «дыр» в правоприменительной практике по вопросу антироссийских санкций и включит в себя меры по устранению зафиксированных недостатков.

Следующая группа объединяется разделом PL 115-04 «О противодействии российскому влиянию в Европе и в Евразии». Закон обязывает правительство США взять на себя роль «защитника» суверенитета и безопасности всех стран Евразии, которые являются или могут являться «жертвами» российского влияния. В отношении данной группы ключевым ведомством выступает государственный департамент. Кроме того, реализация политики на данном направлении предполагает широкое применение мягкой силы с опорой на некоммерческие организации в США и странах Евразии (список некоторых из них прямо перечисляется в законе). На следующий год под эти задачи выделяется 250 миллионов долларов - весьма значительная сумма с учётом того, что она идёт во многом на идеологическую и образовательную работу и не требует вложений в инфраструктуру.

На первый взгляд, эта сумма распыляется по значительному объёму задач и стран. Здесь и защита избирательной инфраструктуры, и борьба с коррупцией, и улучшение законодательства, и помощь НКО и СМИ, и борьба с «пропагандой». Однако с учётом низкой затратности такого рода мероприятий и их концентрации только на противодействии России, такая деятельность превращается в серьёзный ресурс давления. По крайней мере выделяемая сумма значительно превышает все расходы, которая сама Россия тратит на институты своей мягкой силы.

PL 115-04 обязывает государственный департамент отчитываться каждый год о проделанной работе по данному направлению, эффективности затраченных средств, достигнутых результатов. Отдельный отчёт подаётся о взаимодействии с зарубежными организациями и их вкладе. Иными словами, американцы ожидают, что их затраты должны быть также усилены затратами на аналогичную деятельность со стороны их союзников в странах ЕС и других государствах. Появление отчёта ожидается 1 апреля.

Следующие два отчёта также должны подаваться ежегодно на постоянной основе президентом США.

Первый из них - отчёт о СМИ, которыми владеет и которые поддерживает Россия. Это тоже своего рода «чёрный список», должно иметь как минимум репутационные последствия. Расчёт здесь как на стигматизацию собственно российских СМИ, так и тех, которые получают поддержку от России в той или иной форме.

Второй - о влиянии России на выборы в Европе и Евразии. Этот отчёт важен в качестве механизма интернационализации американского подхода к предполагаемому российскому «вмешательству в выборы». В отличие от США в Европе и за её пределами позиция американцев воспринимается со скепсисом. Публикация ежегодного отчёта позволит постоянно держать эту тему в поле зрения, агрегируя все сколько-нибудь заметные события и толкая западный дискурс на эту тему к американской позиции.

Наконец, ещё один отчёт связан с имплементацией установки закона на обеспечение энергетической безопасности Украины и других стран, понимаемой как независимость от российских поставок или любых связей с Россией. Речь идёт о содействии реформам энергетического сектора страны, его либерализации, повышении эффективности и тому подобном. Однако здесь же фигурирует противодействие российским энергетическим проектам («Северный поток» и другие) и в целом «российской агрессии». Здесь же прямо говорится о том, что целью американской политики должно стать продвижение экспорта американских энергоносителей в Европу, в том числе для создания рабочих мест в США (то есть американцы используют политический инструмент в конкуренции за рынки сбыта). О достижениях в деле реализации «Акта о поддержке свободы Украины», а также результатах работы по данному направлению госсекретарь должен будет отчитаться в феврале, а затем предоставлять отчёты каждые полгода.

В сухом остатке PL 115-04 задаёт конкретную бюрократическую процедуру и нарратив, в значительной степени определяющий американскую политику в отношении России. В 2018 году будет представлено как минимум 7 отчётов, каждый из которых с большой вероятностью станет поводом для дальнейшего отчуждения России и США. России необходима продуманная политика умных действий, которые позволят управлять конфронтацией, минимизировать ущерб и сохранять внешнеполитическую инициативу.

Иван Тимофеев

Подпишитесь на нас

Начиная с сегодняшнего дня Соединенные Штаты могут начать введение санкции против компаний, организаций и физлиц из любой страны мира за признанные "существенными" сделки с предприятиями российского оборонного сектора. Об этом говорится в законе CAATSA ("О противодействии неприятелям Америки через санкции"), подписанного президентом США Дональдом Трампом 2 августа 2017 года, и разъяснений Госдепартамента США, которые были опубликованы в конце октября.

Мишенями нового санкционного режима могут стать экспортные поставки российского оружия. Таким образом, правительство США теоретически может наложить первые санкции на компании, которые после 2 августа вели бизнес с кем-либо из списка, составленного Госдепартаментом. Уточнится, что в перечне обозначены 39 российских оборонных предприятий и разведывательных структур. Почти половину из которых занимают "Ростех" и его "дочки", в том числе "Рособоронэкспорт" - государственный монополист по экспорту и импорту вооружений. Кроме того, в списке указаны и Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки и Главное управление Генштаба.

Уточняется, что в зоне риска не только иностранные, но и российские компании, сотрудничавшие с оборонным сектором. Данные компании точно так же могут быть наказаны за "существенные" операции с организациями из списка Госдепа. Именно поэтому крупнейший частный российский Альфа-банк в начале января проинформировал о прекращении обслуживания отечественных оборонных предприятий. "Мы, увы, вынуждены ограничивать круг клиентов (в том числе в оборонке), чтобы не подпасть под санкции. Власти это прекрасно понимают", — пояснял совладелец Альфа-банка Петр Авен .

Конгресс наделил обязанностями по введению этих санкций президента США Дональда Трампа, который, в свою очередь, делегировал соответствующие полномочия Госдепу, который должен советоваться в этом вопросе с Минфином. Представители внешнеполитического ведомства США заявляли в октябре о том, что внимательно следят за транзакциями по всему миру, которые могут подпасть под сферу действия санкций. Однако ведомство не обозначило стоит ли ждать первых ограничительных мер уже в конце января, передает РБК.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин , основной удар от этих санкций придется на российский оружейный экспорт. "Здесь речь не столько об ограничении военного импорта в Россию, так как российские компании находятся под подобными санкциями очень давно и на их производство новые санкции непосредственно никак не влияют, сколько о проблемах для наших партнеров, потенциальных покупателей российского оружия. Сейчас США пытаются запретить нам продавать оружие, и дальнейшее развитие событий будет зависеть от того, как поведут себя наши партнеры, кто из них сочтет эти американские санкции опасными, а кто ими пренебрежет", — обратил внимание он.

Российская валюта готовится к худшему

Ожидается, что в 2018 году США объявят новые санкции против России. Они, по сути, станут первыми глобальными финансовыми санкциями против нашей страны (прежние, в основном носили персональный и секторальный характер) и могут очень серьезно повлиять на российскую экономику. Наши эксперты попытались спрогнозировать, что ждет россиян, и на что, в первую очередь, необходимо обращать внимание, чтобы пережить новый год с минимальными финансовыми затруднениями.

Западные, главным образом, американские санкции против России, введенные после присоединения Крыма к нашей стране, можно разделить на три категории: персональную, касающуюся конкретных бизнесменов, политиков и официальных служащих, а также государственных компаний; секторальную, распространяющуюся на добывающий и банковский сектора; экономическую, целью которой является нарушение баланса торговых взаимоотношений России с внешним миром в целом.

Российские олигархи заполонили Парк-авеню

У высокопоставленных чиновников и приближенных к власти олигархов отобрали визы, добывающим предприятиям пришлось менять американские и европейские технологии и оборудование на азиатские аналоги, госкорпорации потеряли доступ к зарубежным кредитам. Экономику России тряхнуло, но к полному коллапсу не привело.

Между тем Вашингтон повышает ставки и готовит нашей стране в 2018 году, который пройдет под знаком Желтой Земляной Собаки, новый пакет политических и экономических ограничений. Новые санкции начнут постепенно вводить с 29 января.

А уже к февралю американская администрация должна представить в Конгресс детальный доклад с «информацией о самых влиятельных российских олигархах», об их отношениях с властью, о фактах коррупции, размерах состояний и источниках доходов.

По итогам должен быть разработан законопроект, масштабы которого выходят далеко за рамки тех мер, которые до настоящего времени принимались против нашей страны. Беспрецедентным проверкам подвергнутся не только самые богатые россияне, но и члены их семей, а также все те, кто занимается с ними бизнесом на Западе.

По словам Дэниела Фрида, бывшего координатора по санкциям администрации экс-президента США Барака Обамы, российские олигархи наводнили Вашингтон лоббистами и адвокатами, поэтому над ними срочно необходимо наладить контроль.

Долг платежом красен

В свою очередь, Минфин США до начала мая должен будет представить Конгрессу отчет о последствиях введения новых возможных экономических санкций. Доклад не означает, что ограничения будут введены, но они ясно дают понять, к чему следует готовиться. Конгресс должен подтвердить, что новые ограничения укладываются в политику Вашингтона в отношении против Москвы. Сомневаться в том, что документ в том или ином виде будет утвержден, не приходится - предварительный список санкций уже одобрен Сенатом и президентом США Дональдом Трампом.

Первым пунктом новой торговой санкционной директивы значится запрет на покупку американскими инвесторами новых российских гособлигаций и бойкот на операции с уже обращающимися выпусками. Эта мера предусмотрена законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций», который Трамп подписал 2 августа 2017-го.

Атака российского государственного долга может стать серьезным фактором давления на курс рубля. Укрепление российской валюты к доллару США в 2016-2017 годах во многом было обусловлено высокой активностью зарубежных биржевых игроков. Нерезиденты занимали доллары по низким ставкам вне России, конвертировали средства в рубли и покупали на них российские ОФЗ, зарабатывая таким образом на разнице между реальными ставками в США и России.

По оценке Bank of America, зарубежные инвесторы контролируют $51 млрд российского суверенного долга. На облигации федерального займа (ОФЗ) приходится более $37,2 млрд. Банк России констатирует, что в последние месяцы присутствие нерезидентов на рынке ОФЗ расширялось. Если в августе их доля в российском госдолге едва достигала 30%, то сейчас она превышает 33%.

Приток капитала в таких масштабах поддерживает финансирование дефицита российского бюджета и является якорем стабильности для курса рубля. Введение санкций в отношении ОФЗ может спровоцировать их распродажу не только американскими, но и другими инвесторами. По оценке руководителя дирекции анализа долговых инструментов «Уралсиба» Ольги Стериной, даже если меры коснутся только новых выпусков облигаций, они приведут к сокращению позиций иностранцев в суверенном долге России на 10%, что эквивалентно оттоку капитала более чем в 200 млрд рублей.

Вследствие потери интереса к ОФЗ, снизится доверие к любым российским инвестиционным инструментам, в том числе, и к рублю. По мнению ведущего аналитика ГК TeleTrade Марка Гойхмана, массовый выхода иностранцев из ОФЗ может довести курс доллара до 65 рублей. Также увеличатся темпы инфляции.

Оборонительных рецептов у России в этом случае не так много. Валютные ОФЗ можно будет предложить внутренним покупателям. По разным оценкам, отечественные банки накопили около 2 трлн рублей, не задействованных в инвестиционных проектах или сделках по купле-продаже. За счет этих средств они могли бы нивелировать эффект ухода нерезидентов из ОФЗ. Впрочем, на это все равно потребовалась бы валюта, которую банкиры стали бы искать на внутреннем рынке, подогревая спрос к долларам и евро.

Минфин также может переориентировать размещение ОФЗ на финансовые группы, не подпадающие под санкции, в том числе, из стран Азии. По словам главы Минфина России Антона Силуанова, в ближайшее время на Московской бирже китайские инвесторы смогут покупать российские ОФЗ, имитированные в юанях. Правда, есть и неприятный момент - Минфину, скорее всего, придется повышать процентные ставки по этому виду займов, чтобы привлечь к нему финансистов из Поднебесной.

Абонент вне зоны доступа

На втором месте новой санкционной программы Вашингтона находится отключение России от межбанковской операционной системы SWIFT. Это ограничение может затронуть каждого гражданина нашей страны, пользующегося банковскими картами. SWIFT обеспечивает быстрый обмен информацией о платежах, выданных гарантиях и аккредитивах. Этой системой пользуется около 11 тысяч организаций более чем в 200 странах. Россия считается одним из самых активных участников SWIFT: наши банки занимают второе место в мире по количеству операций (уступая только американским кредитным учреждениям), и пятнадцатое - по объему сделок.

В случае отключения от SWIFT наша страна рискует оказаться в финансовой изоляции, так как на эту систему опирается вся мировая банковская структура. На грани срыва окажутся договора по экспорту и импорту, возрастет время и число задержек перевода средств, операции по транзакциям станут дороже. Российским банкам придется проводить внутренние расчеты через корреспондентские счета ЦБ, а по внешним - договариваться напрямую с контрагентом. Появятся посредники, которые за определенный процент будут помогать зафиксировать сделку через SWIFT.

В целом, процесс обмена финансовой информацией станет намного медленней и дороже, а поиск альтернативных путей грозит отнять много времени, поскольку кроме скорости и цены, пользователей будет серьезно волновать степень защиты.

Вместе с тем, если Вашингтон, а вслед за ним и Евросоюз действительно решат наказать Россию с помощью SWIFT, то ограничения, скорее всего, затронут только часть наших банков. Даже предпринимая в свое время аналогичные меры против Ирана, западным странам удалось отключить от SWIFT лишь 14 из 30 кредитных организаций.

Тем не менее, как полагает старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук, «отключение России от SWIFT означает фактическое отключение российской банковской системы от мировой: курс доллара может скакнуть к 70-80 рублям, что окажется существенным шоком для отечественной экономики».

График обвала рубля

Самых масштабных валютных скачков, касающихся санкционного противоборства, эксперты ожидают накануне и сразу после принятия американского закона о новых санкциях против России, а затем по мере претворения этих претензий в жизнь. Первое может случиться на рубеже января-февраля 2018 года, и существует риск, что его отголоски будут ощущаться вплоть до марта.

Скачок будет связан с решением Конгресса США о введении в действие нового пакета санкций. «Никто не сомневается, что Вашингтон ужесточит давление на экономику России, однако пока не ясно, насколько далеко американцы готовы зайти на этой раз: возможно, будет частично определен порядок операций с ОФЗ и подтверждена позиция в отношении заимствований, а вопрос сохранения доступа к SWIFT оставят до следующего раза.

Кстати, ситуация с облигациями будет относительно прозрачна: когда доходность российских ОФЗ будет расти, станет очевидно, что биржевые игроки их срочно покупают для будущей массовой продажи. В этот момент доходность ОФЗ может вырасти с нынешних 4-5% до 9-10%. Когда этот показатель начнет резко падать, будет понятно, что инвесторы выходят из данного инструмента и необходимо готовиться к очередному обвалу рубля», - полагает начальник аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергей Суверов.

Следующего опасного для рубля периода следует ждать в мае, когда Минфин США выпустит прогноз о том, как новые санкции отразятся на экономическом положении нашей страны. Если курс на развертывание американской санкционной программы подтвердится, то удар может оказаться двойным - в июне состоится очередной саммит ОПЕК, где может быть принято решение о расторжении сделки об ограничении добычи нефти, что также отрицательно скажется на котировках рубля.

Более отдаленное будущее санкционного противостояния России и Запада, и то, как эта борьба отразится на стоимости российской валюты, эксперты прогнозировать не спешат. «Нам предстоит пережить еще много обстоятельств, которые будут влиять как на российскую экономическую ситуацию в целом, так и на ее составляющие - курс рубля, инфляцию, котировки нефти, - полагает Суверов. - Пробуя спрогнозировать будущее, стоит опираться как на уже упомянутые геополитические факторы, так и на рядовые события, в частности, на итога заседаний мировых центральных банков по поводу процентной ставки по кредитам. Движения возможны разноплановые - и вверх, и вниз. Одно можно сказать определенно - российской экономике и рублю необходимо отстоять достигнутые позиции и удержаться на них до следующего финансового периода. Однако год предстоит жаркий».

Справка «МК»: Новые экономические санкции против России:

В декабря 2017 года произошло снижение максимального срока финансирования российских банков, находящихся под санкциями США, с 30 до 14 дней и компаний нефтегазового сектора - с 90 до 60 дней.

С февраля 2018 года запрет на предоставление технологий и услуг в новых проектах подсанкционных нефтегазовых компаний распространится не только на российские, но и на зарубежные проекты. В санкционные списки могут включить предприятия железнодорожной, транспортной и металлургической отраслей.

Президент США Дональд Трамп может получить единоличное право ввести санкции против зарубежных инвесторов российских экспортных трубопроводов, а также других российских компаний из санкционных списков.

СОФИЯ, 30 марта. /ТАСС/. Болгария не будет применять дополнительных санкций против России в связи с делом Скрипаля. Об этом в пятницу заявил премьер-министр Бойко Борисов по итогам заседания совета по безопасности при правительстве страны.

"Своими действиями на заседании Совета ЕС и НАТО мы оказали полную поддержку Великобритании. Вызов нашего посла в Москве показывает, что мы обратили самое серьезное внимание на проблему. Но мы ждем больше доказательств [виновности России], если они есть, и новых санкций, в том числе по высылке дипломатов, на данный момент предпринимать не будет. Как председатель Совета ЕС мы должны сохранить каналы коммуникации с Россией, это наша обязанность", - заявил Борисов.

Премьер-министр уточнил, что посол Болгарии Бойко Коцев вернется в Москву через неделю, сразу после пасхальных праздников.

В совет по безопасности при болгарском правительстве входят члены кабинета министров, руководители специальных служб и представитель президента Болгарии, возглавляет совет премьер-министр.

Скандал в парламенте

Обсуждение дела Скрипаля в болгарском парламенте вызвало в пятницу скандал. Оппозиционная Болгарская социалистическая партия (БСП) предложила парламентариям принять общую декларацию в связи с ситуацией вокруг дела Скрипаля и мировым дипломатическим кризисом. Лидер социалистов Корнелия Нинова предложила включить в послание заявление о том, что "Болгария выступает за мир, который достигается через диалог, а не через оружие и угрозы", подчеркнуть, что "страна отстаивает принципы истины и презумпцию невиновности" и не намерена предпринимать действий против российских дипломатов до предъявления бесспорных доказательств.

"Никто не дал бесспорных доказательств. А вероятность не означает гарантии. Никто и никогда не был осужден за вероятное [преступление]", - подчеркнула Нинова.

Председатель парламентской группы управляющей партии "Граждане за европейское развитие Болгарии" Цветан Цветанов выступил против, обвинив оппозицию в том, что она ведет целенаправленную работу по выходу страны из состава ЕС. Он также подчеркнул, что позиция Болгарии по делу Скрипаля должна соответствовать евроатлантической ориентации и солидарность ЕС в этом вопросе исключительна важна.