» »

Болезни водителей: как сохранить здоровье за рулем. Профессиональные заболевания водителей

09.05.2019

Приветствую Вас на страницах нашего блога. Автомобиль уже давно не является роскошью. Это средство передвижение, где можно ездить с комфортом. Но, как бы это не звучало странно, помимо удобства, это приносит и дополнительные проблемы со здоровьем. Давайте поговорим о том, какие опасности могут подстерегать водителей (особенно профессиональных), и как с ними нужно бороться?

Какие болезни распространены среди водителей.

Автомобиль, для многих, стал неотъемлимой частью, в том числе, и в работе. Для дальнобойщиков, таксистов, водителей автобусов и маршруток, жизнь без машины просто невозможна. Эти люди находятся за рулем круглые сутки.

И такой сидячий режим создает условия для профессиональных болезней среди водителей. Так что же подстерегает автомобилистов?

Самые частые профессиональные болезни водителей.

Геморрой . Основные причины возникновения этой болезни — это нарушение кровообращения в малом тазу, несбалансированное питание, вследствие чего возникают запоры. Они и являются главной причиной для появления болезни. Чтобы этого не допустить, в рационе всегда должны быть фрукты, овощи, семечки, орехи и бобовые.

Лишний вес . Отложению лишнего жира способствует отсутствие физических нагрузок. Плюс, нарушение обмена веществ, которое еще больше усугубляет картину. Также, негативное влияние оказывает неправильное питание. Всем известно, что рацион водителя, во время работы, состоит из фастфуда.

Остеохондроз . Обычно вызывается при сидячем образе жизни и при неправильном положении осанки, когда человек находится за рулем. Усугубляют положение резкие торможения, рывки и вибрация. Также, вследствие остеохондроза, может проявиться и радикулит . Признаки радикулита являются слабость в ногах и резкая боль, которая не проходит даже после анальгетиков.

Сердечно-сосудистые заболевания . Те, кто постоянно находится за рулем, больше остальных подвержены гипертонии и инфаркту. Связано это с малой физической активностью, и постоянным напряжением за рулем. Ведь всегда нужно быть внимательным, чтобы не попасть в аварию. Тем более, следить нужно не только за своими действиями, но и за остальными участниками движения.

Малая физическая активность приводит к атрофии сердечной мышцы. Это может привести к самым различным сердечно-сосудистым заболеваниям.

Простатит . Сидячий образ жизни является причиной одной из самых распространенных заболеваний мужской половой системы. Находясь долгое время в сидячем положении, нарушается кровообращение в области малого таза, и начинается застойный процесс. Это все и приводит к простатиту.

Кроме того, плохое кровообращение приводит к поражению почек, печени и легких.

Болезни желудочно-кишечного тракта . Этому подвержены те водители (чаще всего дальнобойщики), которые не могут как следует перекусить, и пренебрегают здоровой пищей.

Бесплодие . В сидячем положении, в паховой области начинает повышаться температура, из-за чего выделение гормонов и нормальное созревание сперматозоидов не представляется возможным. Ухудшают положение тесное нижнее белье и сидение с подогревом.

Профилактика профессиональных болезней у водителей.

Страшноватая картина. Однако отчаиваться не нужно, все эти болезни можно предотвратить. Так что нужно делать, чтобы последствия долгого пребывания за баранкой можно было бы минимизировать?

Главное, это больше физической нагрузки. Как только появляется возможность, обязательно займитесь спортом, или, хотя бы, сделайте пешую прогулку. Есть возможность сделать перерыв в работе, займитесь упражнениями , помогающими улучшить кровообращение в малом тазу. Вот эти упражнения:

1. Наклоны туловища из стороны в сторону.

2. Круговые вращения тазом сначала в одну строну, а потом в другую.

3. Приседания.

4. Наклон туловища вперед, при этом, касаясь пола руками.

Также, ходьбой и бегом полезно заниматься тем, кто курит. Это позволит снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний. И еще для курильщиков. Никогда не курите в автомобиле, организм потребляет в пять-шесть раз больше никотина в замкнутом пространстве. Лучше выйти на улицу, а еще лучше вовсе бросить курить.

Правильное питание – залог отсутствия проблем с желудочно-кишечным трактом. А кроме этого, еще один метод борьбы с такими болезнями, является контрастный душ. Понижайте температуру воды плавно, чтобы не получить простуду. В дальнейшем, эти процедуры будут приносить еще и удовольствие.

Хорошо будет, если водительское место будет оборудовано специальным ортопедическим сидением или просто матрасом. Это поможет снизить риск появления остеохондроза с радикулитом, простатита и геморроя. Поможет улучшить кровообращение в малом тазу, да и просто, водитель будет меньше уставать за рулем.

И самое главное – без самодисциплины очень сложно заставить себя сделать что-то, даже пару физических упражнений. Любые тренировки приносят в разы больше пользы, если они делаются с желанием.

Предупредить болезни намного легче, чем их лечить. Лучше вовремя заняться профилактикой, ведь болезни могут проявиться в любой момент, особенно, если Вы профессиональный водитель с большим стажем. Доброго Вам здоровья!

Заболевания позвоночника всегда беспокоили людей. А сейчас вряд ли найдется человек, который за свою жизнь ни разу не испытывал боль в спине. 10-15% случаев нетрудоспособности происходят по причине заболеваний позвоночника. На тысячу первичных обращений к врачу в связи с болезнью позвоночника приходится четыреста случаев госпитализации, из которых в 30 случаях требуется дальнейшее обследование и лечение, а в пяти - операция.

Врачебная статистика подтверждает, что заболеваниям такого рода почти в одинаковой степени подвержены люди любого возраста, а увеличение их числа по причине старения организма незначительно. А вот различия по половому признаку есть: мужчины вдвое чаще подвергаются этим заболеваниям, чем женщины. Во-первых, по причинам, обусловленным анатомией и физиологией. Во-вторых, потому, что мужчины чаще выполняют физически тяжелую работу.

Понятие «остеохондроз» сегодня определяют как дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника, прежде всего межпозвоночных дисков - с уменьшением их высоты, деформацией и расслоением. Это неизбежно сказывается и на функционировании других систем организма. Но больше всего страдает позвоночник. Остеохондроз - не единственное заболевание позвоночного столба. Распространены также радикулит, ишиас, спондилоартроз, дискоз, люмбаго, люмбоишиалгия, грыжа межпозвоночного диска и т.д.

Начинаются заболевания позвоночника с острого приступа или постепенно, могут сопровождаться слабыми болями или тяжелейшим состоянием. Обострения тоже могут случаться с разной частотой, но неизбежно с нарастанием тяжести болезни. То, какой характер будет носить болезнь, зависит от того, в какой степени и как поражены межпозвоночные диски.

На рентгенологическом обследовании остеохондроз свидетельствует о себе наличием изменений формы тел позвонков, высоты позвоночных дисков, наличием «когтей» и «шипов» - т.е. костных наростов на позвонках. Собственно, отсюда и берет начало распространенное мнение об остеохондрозе как об «отложении солей».

Нарушение обменных процессов в позвоночнике приводит к мышечным, сосудистым, двигательным и иным нарушениям.

Остеохондроз «за рулем»

Последствиями длительного нахождения за рулем могут стать не только болевые ощущения в спине и шее, но и хронические заболевания позвоночника. По результатам исследования, проведенного RAC - британским Королевским автомобильным обществом - стало известно, что большинство водителей продолжительно сидят в неправильной позе, результат - перенапряжение мышц спины. Особенно негативно сказывается на здоровье «поза банана» - когда у водителя выпрямленные ноги вытянуты к педалям, а корпус тела наклонен к рулю.

Давление на межпозвоночные диски при этом максимальное, а тряска во время езды его усиливает еще больше. Возрастает и вероятность серьезных травм во время аварий. По рекомендации медиков, в грузовых авто лучше использовать жесткие, хорошо подогнанные к фигуре шофера, сиденья. Что касается материала изготовления обивки сидений - лучше, если это будет ткань, а не кожа или винил. Шоферу не стоит отодвигаться от педалей на большое расстояние. И следует тщательно отрегулировать подголовник.

Профилактике заболеваний позвоночника водители грузового транспорта, подолгу находящиеся за рулем, не уделяют должного внимания, и в этом - главная причина проблемы.

Между тем, остеохондроз можно отнести к профессиональным заболеваниям водителей. И в том, чтобы сохранить здоровье водителя, огромная роль принадлежит выбору грузового автомобиля - с учетом не только его ходовых качеств, но и эргономичности кабины.

Водительское сиденье

Желательна регулируемая поддержка поясницы, устанавливать которую нужно как можно ниже; изменение высоты и наклона также актуально. Спинка тоже должна регулироваться, поддерживая позвоночник в физиологическом положении, с учетом его изгибов.

Сиденье должно быть оборудовано подголовником, что обезопасит шейные отделы позвоночника при рывках или резких торможениях грузовика.

Установка сидений в Транспортном Центре

Как правильно сидеть

Положение тела должно быть прямым, спинка сиденья выступает опорой для позвоночника. Тогда давление на межпозвонковые диски будет равномерным. Если конструкция кресла этого не предусматривает - заведите себе маленькую плоскую подушечку, которую будете подкладывать под поясницу. Возьмите за правило останавливаться через каждые 2-3 часа и выходить из кабины - немного подвигаться, осмотреть автомобиль. На стоянке можно сделать несколько упражнений.

Несколько слов о специальных ортопедических подушках под спину: такая подушка снижает неблагоприятное воздействие на позвоночник вибрации, вынужденного продолжительного сохранения неподвижной позы. Правильная комфортная подушка соответствует форме нижней части спины, являясь хорошей поддержкой для позвоночника. Она способствует сохранению правильной осанки, уменьшению давления на поясничный отдел позвоночника и предупреждает заболевания, виной которым - «сидячее» положение.

Какие выполнять упражнения

  • Во время остановки в пути следует выйти из автомобиля, взяться руками за опору, которой послужит какая-либо прочная деталь кузова, и выполнить упражнение «складной нож» - постараться растянуть позвоночник, выпрямляя ноги и руки и сгибая туловище как можно больше, чтобы таз опустить максимально близко к земле. Сопровождать упражнение продолжительным выдохом «ХАА».
  • Выпрямившись, выполнить следующее упражнение: поставить ноги шире плеч, и, поворачивая туловище к любой ноге (чтобы передняя нога была направлена носком вперед, а задняя стояла перпендикулярно передней), пытаться медленно согнуться вперед. Потом ноги следует поменять. Руки при этом скользят по ноге и касаются земли возле передней ноги. Упражнение выполняется на выдохе. Передняя нога при этом не сгибается. Может ощущаться боль в области поясницы и по задней линии ноги, но это нормально. Ухудшения это не вызовет, если делать упражнение правильно и медленно. Упражнение является декомпрессионным.

Профилактическое значение таких упражнений велико. Они предупреждают появление острых болей в спине, а если таковые уже имеются - помогают от них избавиться. Есть закономерность: чем в более запущенном состоянии спина - тем сильнее боль. Но это только в первое время.

Умение пройти через боль, победить ее помогает человеку и избавиться от тяжелых заболеваний, и укрепить дух и тело, и избавить себя от необходимости в будущем глотать обезболивающие средства.

Важно понимать, что боли в спине после продолжительных поездок могут возвратиться, но именно поэтому не следует забывать о выполнении профилактических упражнений, которые способствуют снижению остроты и продолжительности болевых ощущений.

  • Если накануне длительной поездки водитель сможет уделить некоторое время занятиям на турнике, было бы замечательно. Лучше всего выполнять подъем ног - прямых или согнутых в коленях - до касания перекладины носками. Подъем ног необходимо выполнять на выдохе, первые несколько движений могут сопровождаться болью, порой сильной - к этому надо быть готовым.
  • Для снятия боли хорошим средством может стать посещение бани или сауны.
  • Чтобы был должный эффект, баню нужно посещать после выполнения упражнений. Перед посещением парилки тело необходимо охладить, после - тоже окунуться, с головой. Существует предубеждение, что принятие холодных ванн чревато простатитом. Однако, тут вина не переохлаждения, а все того же неподвижного сидения, из-за которого происходят застойные явления в мышцах промежности.
  • Для предупреждения этого профессионального заболевания перед длительной поездкой следует делать глубокие приседания, вытянув руки вверх и вперед. Должный эффект достигается при выполнении за один раз не менее ста приседаний. Выполнять упражнение следует и после поездки.
  • Вставать после приседаний нужно на выдохе: «ХАА». Схема действия упражнения такова: происходит венозный отток крови от нижних конечностей, сохраняется нормальное кровообращение в мышцах промежности.
  • Водителю-дальнобойщику желательно стать постоянным посетителем тренажерного зала: хороший мышечный тонус является непременным условием противостояния заболеваниям, вызванным долгим пребыванием в неподвижных позах. А это не только остеохондроз, но и повышенная утомляемость, раздражительность, головные боли, гипертония, геморрой, заболевания суставов. Заболеваниям опорно-двигательного аппарата же можно противостоять только упражнениями. Но - исключительно правильными упражнениями.
  • Просто двигательная активность (игра в волейбол или футбол, например) не будет являться профилактикой вышеперечисленных заболеваний. Упражнения, направленные на профилактику не являются развлечением. Они необходимы. Выполнять их столь же важно, сколь важно технически подготавливать свой грузовик к дальней дороге. Не делать этого - опасно. То же самое касается и вашего организма.

Здоровья и счастливого пути!
Ваш Транспортный Центр

нание о том, какие профессиональные болезни водители зарабатывают в дороге, не приободрят ни близких людей, ни самих водителей. Но стоит ли прятать голову в песок или следует иметь ясное представление о профилактике, чтобы с первых дней сидячей работы способствовать относительно нормальному функционированию своего организма, который не болеет…

Простатитом

Постоянное сидячее положение не позволяет крови полноценно проходить через органы малого таза, в них образуется застой, который и приводит к воспалению предстательной железы;

Геморроем

Заработав этот диагноз, сложно усидеть на месте. Первые проявления – это тяжесть и дискомфорт при дефекации, покалывание прямой кишки. Кто-то сочтет это мелочью, кратковременным недомоганием, но болезнь на этом не останавливается. При дефекации появляется кровь, больной не может долго сидеть, кашель и чихание отдаются ужасной болью в прямой кишке. Крайние проявления недуга – выпадение геморроидальных узлов;

Остеохондрозом

Его провоцирует сутулость и неправильное положение за рулем. Причиной дистрофического процесса является плохая циркуляция крови. Самым тяжелым последствием будет образование злокачественных наростов на позвоночнике, которые зажимают нервные корешки спинного мозга. От этого симптоматика может быть самой разной, например, боли в сердце, в области желудка, ком в горле, тяжесть в пищеводе или неприятные покалывания в области аппендицита;

Сердечно-сосудистыми недугами

Очевидно, что сидячий образ жизни водителя способствует плохой циркуляции не только в органах малого таза, но и по всему телу. Кроме этого, профессиональные водители часто испытывают стресс, что в сочетании с низкой физической активностью провоцирует инфаркты и инсульты. Дело в том, что эластичность сосудов и сердечной мышцы при гиподинамии низкая. Плохая эластичность провоцирует застой крови в сосудах, особенно в венах ног, что чревато варикозом.

Низкое кровообращение в мозге ведет к недостаточному обеспечению тканей кислородом, что проявляется вялостью и сниженным вниманием. Может ли водитель допустить такое? Подумайте, что из-за вашего вялого состояния случится ДТП!

Бесплодием

Знают ли профессиональные водители, что сидячее положение увеличивает температуру мошонки до 36,6 градусов?

Для человека это нормальная температура, для созревания сперматозоидов – аномальная. Кроме того, кресла с подогревом для водителей и тесное белье увеличивают шанс низкой жизнеспособности сперматозоидов;

Желудочно-кишечными расстройствами

Редкие и нездоровые перекусы на автозаправках в виде гамбургеров, газировки или сладкого чая – прямой путь к развитию гастрита и изжоги.

Этого списка достаточно, чтобы задуматься о качественной и своевременной профилактике. Лечение амбулаторное и стационарное не позволительно для людей, находящихся в дороге, ведь у них ответственность, сроки и совсем не гибкий график.

Профилактика

Профилактика – это ежедневные мероприятия, направленные на предупреждение возникновения профессиональных болезней водителей. Нельзя сегодня правильно питаться, а завтра много двигаться, послезавтра слушать классическую музыку для спокойствия. Нужно составить режим, где расписаны физические упражнения и питание. Такой подход обеспечит сохранение здоровья в трудных дорожных условиях.

Правильный набор продуктов для питания в дальней дороге

Утренние часы

Каждое утро начинается с гимнастики. Нужно размять и подготовить тело к долгой дороге, неудобному сидячему положению. Важно, чтобы гимнастика имела несложные силовые упражнения, которые укрепляют мышечный корсет, что очень важно при профилактике остеохондроза. Кроме того, хороший тонус мышц поддерживает эластичность сосудов и беспрепятственную циркуляцию крови.

Гимнастика должна начинаться с наклонов головы и заканчиваться круговыми движениями стоп. Акцент делается на наклонах и поворотах туловища, приседаниях, отжиманиях, которые отлично укрепляют спину и пресс. Упражнения должны заканчивается растяжкой в виде максимального наклона вперед.

Для водителей крайне важен полноценный завтрак, так как в дороге не всегда можно сделать перекус. В утреннем приеме пищи должно быть 30% калорий от суточного потребления. Причем завтракают теми блюдами, которые обеспечивают длительное насыщение и не приносят дискомфорт в виде вздутия и повышенного газообразования. Жирная пища отнимает энергию, поэтому её сразу исключают. Лучшим вариантом будет съесть тарелку нежирного творога с добавлением сухой сибирской клетчатки и сухофруктов (курага, изюм, чернослив), порцию овсяной или гречневой каши с отварной куриной грудкой.

Перекус и разминка

После завтрака и зарядки можно проехать около четырех часов и сделать остановку на второй перекус. Яблоки, отруби и чай – отличное решение. Сделать небольшую разминку также важно, как и поесть.

Отсутствие возможности выйти из кабины не означает, что нельзя провести сидячую гимнастику.

Разминка здорово выручит в пробке, способствуя расслаблению тела и эмоциональной разгрузке.

Для разгона застоявшейся крови:
  • Руки кладут на плечи и делают круговые движения вперед и назад.
  • Наклоны головы в стороны, вперед и назад.
  • Согнутые руки опускают на талию, плечи резким движением опускают и отводят вниз. Делают до восьми повторов.
Для снятия нервного напряжения:
  • Руки заводят за голову и отводят её назад. На вдохе спину выгибают вперед, на выдохе разгибают и плавно опускают голову на грудь.
  • Следующее упражнение позволяет переключить внимание. Руки кладут ладонями вверх на руль. Большой палец левой кисти поочередно задевает все остальные пальцы, начиная со указательного. Права кисть делает то же самое только с мизинца.
Для работы шеи и плеч:
  • Голову наклоняют к груди и выполняют повороты к каждому плечу.
  • Стандартные наклоны и повороты головой.
Для глаз:
  • Сначала смотрят на кончики пальцев вытянутой руки 5-6 секунд, после вдаль. Повторяют до восьми раз.
  • В течение 30 секунд быстро моргают после отдых на 10 секунд. Повторяют три раза.
  • Сильно зажмуривают глаза на 5-10 секунд, после широко распахивают. Повторяют до десяти раз.
  • Движение глаз по кругу и диагонали.
Для ног:
  • В сидячем положении очень важно не допустить застоя венозной крови, поэтому нужно начинать разминку ног со стоп, делая круговые движения, после натягивать стопу на себя и разгибать, в конце просто приподнимать стопы на носочки. Делать упражнения необходимо с большим количеством повторений до 50 раз каждое.
  • Для разгрузки спины делают наклоны, повороты настолько большой амплитуды, насколько позволяет кабина автомобиля.
  • Гимнастика за рулем не потратит больше получаса вашего времени.

Обед

Это главный прием пищи для профессионального водителя, который составляет 50% калорий от дневного рациона. Предпочтительно употреблять мясо, омлеты на пару с зеленью. Исключают жирные пирожки, пирожные или чрезмерное количество сладостей.

Ужин

Вечером прием пищи лучше планировать за два часа до сна. Основной рацион должен состоять из кисломолочных продуктов таких, как йогурты, кефир, творог. Летом при жаркой погоде лучше не налегать на ужин, так как переваривание пищи усложняется.

Перед сном сделать массаж поясницы и шеи простыми растирающими и поглаживающими движениями, что станет лучшей профилактикой остеохондроза.