» »

Успешное использование символа инь-янь в вашем доме. Инь-ян

10.10.2019

Теория Инь-Ян является одной из базовых и древнейших философских концепций в Даосской традиции, и не смотря на то, что сейчас трудно найти людей которые бы о ней не слышали, в действительности мало кто по настоящему понимает всю ее глубину.

Кажущаяся на первый взгляд простота этой теории на самом деле несет сокровенный смысл, который заключается в понимании взаимоотношений двух изначальных противоположных сил, из которых состоит все Мироздание. Понимание Инь и Ян очень важно для адепта, который стал на Великий Путь постижения своей Изначальной Природы, поскольку это позволит ему строить свою практику наиболее оптимальным образом и избежать различных крайностей в какую-либо сторону.

В настоящее время широкое распространение имеет диаграмма Инь-Ян, которую еще называют Кругом Тайцзи или шаром Великого Предела (см. рис. в заголовке этой статьи).

Она состоит из черной и белой «рыб», абсолютно симметричных друг другу, где черная «рыба» имеет белый «глаз», а белая – черный. Но, несмотря на большую популярность этого знака, следует отметить, что он является не совсем корректным, когда речь идет о практике «внутренней алхимии», и в самых древних текстах в такой форме не встречается, поэтому об этой диаграмме говорят как о «современном (популярном)» начертании.

Давайте разберем историю возникновения этой диаграммы и, что же в ней «не совсем так». Достоверно известно, что к созданию этого символа Инь-Ян приложили руку философы-неоконфуцианцы.

Начался этот процесс с Чжоу Дуньи (周敦颐 ) (1017-1073), который был основателем неоконфуцианства. Именно он и его последователи начали активно проповедовать абстрактно-относительное понимание теории Инь и Ян. Обычно Чжоу Дуньи приписывается написание трактата “Тайцзи ту шо” (“Объяснение чертежа Великого предела”) в котором говориться о взаимосоответствиях таких концепций как: У Цзи, Тайцзи, Инь-Ян и У Син. Фактически текст представляет собой сверхсжатый комментарий таких древних даосских текстов как: У цзи ту («План Беспредельного»), Тай цзи сянь тянь чжи ту («Преднебесного план Великого предела»), «Шан фан да дун чжэнь юань мяо цзин ту» («Планы чудесного канона высочайшего и величайшего проникновения в истинное начало»).

Все это вызывало ряд вопросов, так что даже один из известных современников Чжоу Дуньи неоконфуцианец Лу Цзю-юань доказывал, что в трактате «Тайцзи ту шо» слишком явно выражены основные даосские идеи и изложена первичность У Цзи (Беспредельного) по отношению к Тайцзи (Оформленному), поэтому данный текст не мог написать Чжоу Дуньи - рьяный и ревностный проповедник неоконфуцианства.

Прототип современного начертания диаграммы Тайцзи восходит к даосскому Мастеру Чэнь Туаню (陳摶 ), который был Учителем Чжан Саньфэня (張三丰 ), создателя Тайцзи-цюань. Диаграмма Чэнь Туаня называется «Сянь тянь тайцзи ту» («План преднебесного Великого предела») и она не только изображалась следующим образом (см. рис. справа), но и понималась по-другому, чем современное начертание. Здесь вкрапления точек означает принцип объединения Инь и Ян (и поэтому они соприкасаются друг с другом), т.е. тот результат, который должен быть достигнут благодаря практике внутренней алхимии.

Когда же эта диаграмма попала к философу неоконфуцианцу Чжу Си (朱熹 ) (1130 – 1200), последователю Чжоу Дуньи, то он видоизменил как и ее начертание (преобразовав его к современному виду), так и философское понимание. И вот уже он и способствовал широкому распространению своей новой доктрины. Таким образом, мы видим, что всем известный символ Тайцзи и его толкование ввели в широкий обиход совсем не даосы, а именно философы-неоконфуцианцы. Сделать это было им не очень трудно, поскольку само неоконфуцианство содержит в себе различные идеи заимствованные из даосизма и буддизма, а следовательно его идеи могли легко проникать в эти традиции и, в определенной степени, менять изначальный смысл и объяснение определенных концепций. Также неоконфуцианство в свое время было назначено в качестве основной идеологии государства, а значит, возможность его влияния на другие идеологии была очень значительной.

Теперь же перейдем к особенностям диаграммы Тайцзи, что принадлежит Чжу Си. Ключевой момент этой теории заключается в том, что здесь рассматривается достаточно абстрактное понимание концепции Инь и Ян и отрицается существование «чистых» сил Инь или Ян. Это отрицание выражается на диаграмме тем, что в «черной рыбе» имеется «белый глаз» и наоборот. Т.е. мы наблюдаем здесь исключительно философское воззрение на мировые силы Инь и Ян. Это понимание, конечно же, имеет право на существование и может быть эффективно использовано во многих случаях.

Но, есть большое «Но»! И это «но» возникает тогда, когда в рамках практики внутренней алхимии мы начинаем работать с энергиями Инь и Ян. Здесь мы как раз и столкнемся с тем, что философия философией, а реальность может оказаться совсем другой, чем мы могли себе придумать. В данном случае, это выражается в том, что в ходе практики мы обнаруживаем «чистую» энергию Ян без Инь и энергию Инь без Ян.

Чтобы лучше понимать о чем идет речь, давайте теперь рассмотрим древнюю даосскую диаграмму Инь и Ян, которая более точно отображает отношения между силами Инь и Ян и которую использовал Чжоу Дуньи (см. рис. ниже). Посмотрев на эту диаграмму, мы видим совсем другую картину и взаимоотношения между двумя силами, которые она отображает. И понять то, что здесь нарисовано, может оказаться не так уж и просто.

И вот уже эта диаграмма является очень древней и была сделана в эпоху неолита, а это более чем 3 тысячи лет до н.э. Теперь давайте разберем, в чем же суть древней теории Инь и Ян. На диаграмме мы видим, что черная (Инь) и белая (Ян) полосы симметричны относительно друг друга, и это устанавливает баланс двух противоположных начал. Все это естественный закон Природы – так же как день сменяет ночь, за вдохом следует выдох, вслед за холодом приходит тепло.

Также мы видим, что силы Инь и Ян существуют параллельно и противоположны относительно друг друга. Пустой круг внутри указывает на Единое Изначальное из которого все проистекает. Еще необходимо сказать и то, что сами по себе энергии Инь и Ян не притягиваются, как «+» и «-» , а, наоборот, отталкиваются. Это связано, прежде всего, с тем, что их сила разнонаправлена, т.е. сила Ян заключается в движении от центра к периферии, а сила Инь – от периферии к центру, поэтому они и не могут быть соединены в обычных своих состояниях. И, тем не менее, во всех живых (материальных) организмах энергии Инь и Ян присутствуют одновременно, и друг друга поддерживают, хотя и могут быть в разных пропорциях, а также собираться в своем чистом виде в отдельных участках тела.

Самым простым примером «чистой» энергии Ян за пределами нашего тела является солнечный свет, а энергии Инь – сила гравитации. При этом само Солнце обладает и энергией Инь, а в центре Земли (ядро планеты) есть энергия Ян. В широко популярной литературе часто говориться о том, что Ян – это «сильное», а Инь – «слабое». Данное утверждение является ошибочным, и, например, ту же силу гравитации никак нельзя назвать «слабой». Необходимо понимать, что обе силы могут быть в разных состояниях, как в активном (сильный Ян и Инь), так и пассивном (слабый Ян и Инь), и именно это понимание лежит в основе теории У Син (пять стихий).

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать следующий вывод: в Практическом Даосизме энергии Инь и Ян – это вполне конкретные силы, а не абстрактные понятия, как считают в философских кругах.

Так или иначе, обычный человек воспринимает мир дуально, есть субъект (сам человек) и объекты, которые его окружают. И эта дуальность есть ни что иное как все те же Инь и Ян. Целью даосской практики является постижение своей Изначальной Природы, которое возможно через достижения Одного (Единого), что означает исчезновение двойственности и достижения целостного Единства со всем Мирозданием на всех уровнях, от самого грубого до самого тонкого.

В Даосской Школе Чжэнь Дао (как и в других традиционных даосских направлениях) путь к обретению Единства начинается с «очищения ума от загрязнений» и «искоренения омрачений». На уровне работы с энергией базовая методика заключается в том, что мы постигаем ее качества и свойства Инь и Ян и осуществляем их сплавление (匹配阴阳 ). Это очень непростая задача, исходя из того что энергетические импульсы сил Инь и Ян разнонаправлены, и поэтому можно сказать, что Инь и Ян в теле обычного человека никогда сами по себе не могут слиться воедино, т.к. для них это не естественно. Лишь только благодаря методам внутренней алхимии (нэйдань), человек может добиться их соединения и использовать одновременно, а не по очереди. Когда происходит такое слияние, то человек получает совершенно новые возможности и новый уровень восприятия реальности. Такой результат можно отобразить в следующих диаграммах (см. рисунки ниже).

Они отображает алхимический результат сплавления Инь и Ян, и заметьте, несмотря на то, что в первой диаграмме мы видим таких же «рыбок» как и на «современном» начертании, только вот никаких «глазиков» у них нет. Алхимические диаграммы хорошо отображают динамические процессы двух противоположных сил, поэтому можно говорить о существовании молодого, зрелого и старого Ян и молодой, зрелой и старой Инь. У обычного же человека энергии Инь и Ян не взаимодействуют таким объединенным образом, как указано на рисунках, это характерно только для практикующих внутреннюю алхимию. Поэтому, одной из важнейших целей Практического Даосизма является слияние энергий Инь и Ян, что, по сути, есть первый шаг к обретению бессмертия (просветления) и постижению Дао.

Вся Вселенная состоит из двух энергий, мужской и женской. Так считали древние китайцы. Они верили, что эти силы постоянно взаимодействуют, дополняют друг друга, проявляются в большей или меньшей степени. Их символами стали "инь" и "ян", изображённые в паре, как знак гармонии двух противоположностей.

Женская энергия

Женское начало и мужское начало есть в каждом живом существе. Одно из них всегда доминирует и вытесняет оппонента, поэтому для человека важно научиться балансировать между двумя полюсами, живущими внутри. Женская энергия - это интуиция, наше внутреннее "Я". Она влияет на восприятие мира, творческие способности, эмоции, ощущения. Это начало помогает контактировать с источником высшей Мудрости. Оно всегда пассивное, часто пытается заполнить пустоту, разливаясь, как вода, лабиринтами сущности.

Символом женской энергии является "инь" - тёмная сторона. Воплощает в себе первоначальный хаос, царивший до возникновения пространства, времени и материи. Это сила, пытающаяся все сжать в единую чёрную дыру, она поглощает энергию, не давая ей возродиться. Как и все в этом мире, "инь" тянется к противоположному - "яну". Мужское и женское начало сопоставляются как положительное и отрицательное, жара и холод, небо и земля, солнце и луна, день и ночь, свет и мрак.

Мужская энергия

В отличие от женской, она активная, даже агрессивная. Ей присущи действия: воплощение "инь" в реальность, его материализация. Мужская энергия - это не внутренние чувства, фантазии и мечты. Она отвечает за мышление, интеллект, речь, логику. Помогает нам действовать в окружающем мире, приспосабливаться к обществу и среде обитания.

Её символ - "ян". Обозначает горячую энергию, что вырывается изнутри и стремится к небу. Обладает качествами "мужских" первоэлементов Воздуха и Огня, тогда как "инь" - Воды и Земли. Женское начало и мужское начало всегда диаметрально разные. Если второе сужает, то первое всегда стремится к расширению, пропитывая собой всё живое на Земле. "инь" - космическая энергия, без взаимодействия с "ян" её воплощение и материализация в мире была бы невозможной. Этот процесс называется творчеством, задатки которого живут в каждом человеке. Гармония мужского и женского начала - шанс проявить свои таланты и развить способности.

Взаимодействие

Гармонизация мужского и женского начала - логичный процесс, ведь ещё издавна люди говорили, что две противоположности неизменно тянутся друг к другу. Как же это проявляется в нашей обыденной жизни? Лучший пример - анализ этапов творчества.

Всё начинается с импульса, фантазии, интуитивного видения. Например, художник мысленно представляет образ будущей картины, он знает, что это неизменно будет пейзаж. Что же это: "ян" или "инь"? Женское или мужское начало? Безусловно, это тёмная энергия матушки-земли, которая заполняет собой всё воображение и подталкивает к действию.

Мастер реагирует на полученную информацию и переносит её на холст - это уже мужское начало. Оно помогает детализировать образы, определить их месторасположение, форму, цвет и ракурс. Без взаимодействия "инь" и "ян" не было бы готового продукта в виде картины. Подавление мужской энергии приводит к тому, что идея остаётся только в нашей голове и не может материализоваться. Если же недостаточно развито женское начало, у человека наблюдаются отсутствие фантазии, бесполезный поиск музы.

Роли

Исходя их всего вышеописанного, их распределение нам понятно. Женская энергия - это руководство к действию, мужская - сам поступок и его результат. При этом отсутствие одной половинки делает жизнь неполноценной, односторонней. Женское начало и мужское начало неразлучны. Их слияние, распределение их ролей 50 на 50 - та идеальная формула, к которой должен стремиться каждый.

Человек - существо однополое. Мы рождаемся женщинами или мужчинами, пытаясь полностью следовать критериям, навязанным обществом и стереотипами. То есть, если вы девушка, то обязательно должны быть плаксивой, чувствительной и нежной. Когда вы парень, то ваш долг - обладать мужеством, твёрдостью, целеустремлённостью, аналитическим логикой. Конечно, наша половая принадлежность влияет на характер и способ жизни: в середине преобладает то, что заложено от природы. Наше задание - максимально активизировать вторую, "чужую" половинку и пытаться интегрировать её возможности в нашу обыденную жизнь.

Мужское и женское начало: символ

Его изображают в виде замкнутого круга. Это означает, что на земле всё бесконечно. Две половинки, поделённые на равные части, закрашены в чёрный и Такой контраст подчёркивает их противоположность и равенство одновременно. Круг разбит не сплошной чертой, а волнистой, что создаёт иллюзию проникновения друг в друга женского и мужского. Смотря на символ, понимаешь, что два элемента влияют друг на друга и взаимодействуют. Это показано с помощью глаз: у чёрного женского начала он белый, у светлого мужского - тёмный. Получается, что "ян" смотрит на мир глазами "инь" и наоборот.

Неразрывная связь противоположностей, её цикличность, не имеющая грани - это несут сквозь века мужское и женское начало. Символ - знак того, что всё во Вселенной создано из двух разных половинок, которые только вместе составляют единое целое. В зависимости от того, в каком состоянии они пребывают - мира или борьбы, человек живёт в гармонии или в конфликте со своим внутренним миром.

История символа

Предполагается, что изначально изображение "инь" и "ян" имитировало вид горы, которая с одной стороны освещена, другая же её половина находится в тени. Такое положение вещей не может продолжаться вечно: Солнце двигается по траектории - соответственно и две стороны горы меняют свои краски. Подразумевалось, что в мире все циклично.

Древние китайцы позаимствовали изображение у буддистов. Точная дата неизвестна, но историки говорят, что случилось это в I-III веках нашей эры. Именно тогда в учении даосизм возникло понятие "мандала" - женское и мужское начало. Картинки, изображающие их взаимодействие, сначала были нарисованы в виде рыбок.

Интересно, но со временем в Поднебесной знаку присвоили и другие значения: например, борьбу зла и добра, соотношение вредного и полезного - всего, что находится на диаметрально противоположных полюсах. Хотя исследователи утверждают, что символ демонстрирует именно природные противоположности, а не нравственные или моральные.

Элементы

Их всего пять. Слияние мужского и женского начала "порождает" огонь, воду, воздух, землю и металл. Это пять фаз существования и его трансформации. Данные сначала возникают, затем развиваются, достигают пика и умирают, при этом не исчезают бесследно, а всего лишь перерождаются в другой элемент. Так происходит бесконечно. Это намёк на существование реинкарнации: может прийти в этот мир в виде животного, растения или другого человека. В перерождение китайцы не верили. Но так как знак им одолжили буддисты, то учение про реинкарнацию постепенно перекочевало из Индии в Поднебесную.

Интересно, но "инь" и "ян" используются даже в медицине. В основе китайской, тибетской и японской наук лежит баланс в организме человека. Его нарушение может привести к болезням и смерти, душевным страданиям и психическим расстройствам. Восстановить равновесие поможет специальная диета и медитация. Женское и мужское начало при этом уравновешиваются, и это приводит к исцелению. Восточная медицина лечит не физические симптомы, а духовные очаги возникновения болезни.

Притяжение

Так как мужское и женское начало присутствуют в каждом из нас в разных пропорциях, то первоначально мы ищем то, чего нам не хватает. Если доминирует "инь", мы тянемся к партнёру с сильным "ян", и наоборот. Пока человек не сбалансирует свои две половинки, на него будут обращать внимание только люди определённого типа характера, способа жизни и даже внешности. Посмотрите на своего партнёра и вы увидите, чего не хватает лично вам.

Если представительница прекрасной половины человечества подружилась с "женщиной" внутри себя, то она становится мудрее. Девушка понимает, что уступить - не признать поражение, а вечное сопротивление не является победой. Мужчина же, наладив контакт со своим "ян", убеждается: источник мужества не в насилии, а в открытом выражении чувств. Пробуждение мягких качеств в представителях сильного пола и твёрдых в их дамах - залог гармоничных отношений, вечной любви и привязанности. Когда женское начало и мужское начало меняются местами, мы лучше понимаем противоположный пол.

Энергообмен

Он очень важен в жизни каждого человека. Люди должны понимать, что нельзя только получать и не давать ничего взамен. Даже если вам упала на голову очередная халява, помните, что за неё рано или поздно придётся заплатить. Часто самым дорогим и важным для вас. Если нарушен принцип энергообмена, человек становится потребителем, теряет уважение, дружбу и успех.

К сожалению, таких людей больше, чем создателей, которые, наоборот, делятся с окружающим миром всем, что имеют, не требуя ничего взамен. И это тоже плохо. Потому что только сбалансировав принцип "даю-беру", мы обретаем себя. Знаки мужского и женского начала, "инь" и "ян", доносят до нас, что только установив связь между половинками энергий, мы достигаем равновесия. В обыденной жизни оно проявляется в таких качествах характера, как уверенность в себе, оптимизм, стремление развиваться и совершенствоваться, познавать мир и людей вокруг себя. Такой человек по-настоящему счастлив и успешен.

Инь Ян – мужское и женское… О том, что все вещи, окружающие нас, и даже мы сами несём в себе мужское и женское начала инь и ян, сейчас даже стыдно не знать. Вся наша безграничная Вселенная состоит из двух этих сильных энергий, которые просто не смогут существовать друг без друга, они всегда должны взаимодействовать.

Допустим, пространство, которое находится внутри чашки – это инь, но она не может существовать без самой чашки, а значит, чашка – это ян. Чёрный кофе, налитый в эту чашку – спокойная иньская энергия, а вот тепло, которое отдаёт кофе – это активная янская энергия.

О слиянии этих начал, об их взаимном переливании и перетекании друг в друга, о важности учитывать этот факт в решении жизненных и внутренних проблем говорят эзотерики, любители китайской философии фэн-шуй и психологи.

Причём тот, кто хорошо разбирается в значении этого символа, знает, что это не просто мужское и женское начала, философия инь ян гораздо шире и глубже. Эту древнекитайскую философскую концепцию применяют во многих сферах нашей жизни, от медицины до музыки.

Как учит философия инь ян, сверхзадача для человека, желающего постичь и понять загадки окружающего мира и самого себя – это научиться контролировать и правильно использовать энергии инь ян, чтобы прийти к настоящей гармонии с собой и Вселенной.

Инь – это женское начало, это лунная, тёмная сторона, это интуиция, мягкость, мудрость. Инь в определённой концентрации нужна каждому человеку, чтобы развивать в себе творческие способности, проявлять эмоции, ощущать и чувствовать малейшие изменения внутри себя и вокруг.

Инь – это наше внутреннее «я», к которому мы часто не прислушиваемся, о котором не заботимся, что приводит к дисгармонии. Пассивная женская энергия символизирует хаос, тот, что существовал до появления всего материального.

Инь в поисках гармонии стремится к противоположному ян. Поэтому женщине советуют усиливать свою женственность, мягкость, природную сущность. Тогда мужчину притянет к ней, как магнитом. Специалисты, глубоко изучающие этот вопрос, скептически относятся к такому заявлению, противоречащему закону Дао.

Инь – это всегда покой в противовес активности ян. Поэтому истинная женщина несёт внутри себя спокойствие. Когда женский покой сталкивается с мужской активностью, то сливаясь, эти две энергии выравниваются, приходят к балансу. Это объясняет гармонию в некоторых парах, которые кажутся нам идеальными, а отношения между ними непостижимыми.

Никто не сможет научить женщину быть женственной, всё уже есть внутри неё, инь в себе надо уметь чувствовать. Как только женщина начнёт пробуждать в себе женские начала, значит, она начнёт действовать, а это дело энергии ян. В итоге опять никакой гармонии.

Ян мужское начало

Горячая, напористая, активная энергия ян воплощает в реальную жизнь иньские «задумки». Логика, интеллект, здравый смысл, жизненное направление – всё это присуще энергии мужской.

Ян – это светлая сторона, это ясность, чёткость, доминирование. Если инь – это луна, то ян – это солнце. Застывшая и спокойная энергия инь провоцирует сильную энергию ян на действия, на внешние проявления.

Важно, чтобы во всех своих проявлениях инь и янь не противоречили друг другу, а наоборот дополняли.

История символа инь ян

Китайцы увидели символ инь янь у буддистов и перенесли его в свою философию. А произошло это событие в первом-третьем веках нашей эры. Чёрно-белое изображение инь и ян изначально имитировало гору. С одной стороны гора освещена солнцем, а другая сторона возвышенности находится в тени, то есть затемнена. Как известно, солнце меняет своё положение, и та часть горы что была тёмной, под влиянием солнца становится светлой и наоборот. Таким образом, буквально всё в жизни проходит свой цикл.

Символ понимался как противоборство плохого и хорошего, доброго и злого, вредного и полезного. Однако, знатоки, разбирающиеся в даосизме, говорят, что понимать символ нужно через призму противоположностей именно в природе. К морали и нравственности это никак не относится.

Значение символа и философская концепция

Символ инь янь – это круг, разделённый на две равные половины, похожие на капельки или рыбки. Одна сторона ровного круга чёрная, а другая белая, но в каждой капле есть по точке: внутри тёмной половины есть белая точка, а на светлой половине – чёрная точка.

Сам круг – это наша Вселенная, а она бесконечна. Внутри этой Вселенной живут, взаимодействуют и дополняют друг друга две энергии – инь и ян, мужское и женское начала. Они разные, но способны проникнуть друг в друга – об этом говорят точки внутри каждой половины. О том, что между этими половинами нет чёткой границы, говорит волнистая линия, которая их разделяет.

Если смотреть на этот символ, то создастся впечатление, что изображение внутри круга-Вселенной движется, половины плавно перетекают одна в другую, энергии сливаются и снова разъединяются, и так бесконечно. Благодаря подобным метаморфозам и существует Вселенная.

Теория даосской философии, описанная в «Книге перемен» заключается в том, что всё во Вселенной движется, меняется, проникает друг в друга, одно не существует без другого, несмотря на противоположность. Общение эти двух энергий рождает стихии. Их всего пять: дерево, земля, огонь, вода, металл, из них появляется материя.

Силы инь и янь в обычной жизни

Куда ни посмотри, мы везде увидим присутствие, проявление, взаимодействие инь и ян. Это касается природных и бытовых проявлений, а также внутреннего состояния человека, его духовной наполненности.

Инь – это молчание, темнота, холод, смерть, пассивность. Ян – это лёгкость, действие, жизнь. Но буквально во всём есть как инь, так и янь. Другое дело, что одна энергия может быть выражена сильнее другой, а задачей человека является сбалансировать эти стихии.

То есть, если представить, что на одну чашу весов вы положили инь, а на другую янь, важно, чтобы не было перевеса, весы должны находиться в равновесии, в этом случае мы обретаем гармонию. Гармоничное проявление инь и янь должно быть в нашей внутренней сути, в нашей квартире, в том, что мы делаем и даже в том, что мы едим.

Как говорят психологи, склонные воспринимать действительность, опираясь на даосское течение, говорят, что люди, в которых преобладает ЯН , достаточно агрессивны, напористы, пытаются многое взять от жизни, это яркие, энергичные натуры.

Если же в человеке больше ИНЬского , то он обычно бывает ленивым, часто грустит и скучает, нередко находится в депрессии. Эти люди очень спокойные, творческие, у них хорошо развита интуиция.

Если обе энергии привести в равновесие , то уровень жизни станет намного качественнее. Тут важно разобраться в самом себе. Человек, понявший что такое инь и ян, начинает смотреть на окружающую действительность по-другому, он становится очень наблюдательным и видит, как одно может повлиять на другое.

Некоторые люди склонные рассматривать проявление инь и янь только в отношениях между мужчиной и женщиной. Это не совсем правильно, но если рассматривать этот вопрос с разных ракурсов, то вот как проявляется ян и инь в любви: эти энергии должны дополнять друг друга и уравновешивать.

Например, если женщина слишком яркая, шумная, инициативная, много говорит, громко смеётся, демонстративно себя ведёт, значит в ней много янского. Если она не способна найти баланс внутри себя, то для того, чтобы у женщины сложились гармоничные отношения с мужчиной, избранник должен нести в себе много иньского, то есть быть спокойным, холодным. Если же с такой женщиной мужчина будет стремиться доминировать, командовать, проявлять янскую энергию, то получит от избранницы её инь – замкнутость и депрессию.

Во время родов женщина тратит много энергии, давая появиться на свет новой жизни. В этом процессе в основном участвует энергия ян. После родов внутри матери остаётся много инь, что помогает женщине заботиться о малыше, проявлять доброту.

Если вы сядете на диету и будете питаться, например, только овощами или белками, то вы по умолчанию нарушите баланс Вселенной, а, значит, не достигнете результатов или будете достигать их очень долго и в упорной борьбе с самим собой.

Талисманы Инь Янь

Если человек решил носить талисман или оберег в виде чёрно-белого кругу, то он должен хорошо понимать смысл инь и ян. Без этого понимания талисман не будет работать, а он должен помогать своему обладателю поддерживать и уравновешивать внутри себя эти две энергии, чтобы находиться в гармонии с собой и окружающим миром. То есть человек должен определённым образом настроиться на свою вещицу, чтобы между ними установилась связь.

Маги и эзотерики советуют подержать свой талисман под водой прежде, чем пустить его в своё биополе. Энергетика у инь янского талисмана должна быть только ваша, иначе символ не будет работать на вас.

Говорят, что со своим талисманом необходимо разговаривать и делиться всем, что тревожит. Так вы активируйте свой оберег, свой знак Инь Янь

Значение тату Инь Янь

Татуировку в виде этого загадочного символа может нанести как мужчина, так и женщина. Желание иметь на теле этот знак говорит о том, что человек находится в поисках гармонии, стремится наполнить пространство вокруг себя смыслом. Говорят, что людям, которые постоянно сомневаются, не могут прийти к согласию с собой, такой значок на теле поможет разобраться в жизни, изменить её к лучшему.

Девушки уверены, что выйдя из тату-салона с иньянским изображением, они тут же найдут спутника жизни. Специалисты советуют скрыть такую эмблему-татуировку от глаз посторонних людей. Поэтому наносить изображение лучше на живот, грудь, позвоночник, хотя это дело каждого. Главное, чтобы тату-салон был легальным и с хорошими мастерами, иначе вместо гармонии, можно приобрести болезни.

Если учесть, что Дао – это путь, то суть даосского учения – это поиск и нахождение своего жизненного предназначения. Это означает, что обретая его и следуя ему, человек и находит ту самую гармонию, то самое равновесие энергий инь и ян. Проживая чужие жизни, находясь в погоне за славой и деньгами, мы ведём себя деструктивно, неправильно, а значит, ни о какой гармонии не может быть и речи. По мнению мудрецов, человек должен жить просто, а запутанность отнимает Дао. Прислушивайтесь к себе, и тогда вы поймёте, где начинается ваше Ян и кончается ваше Инь.

Тату на лопатке

Инь и янь известный древний знак китайской культуры. Его популярность во всём мире нашла свое место и среди татуировок. Это универсальный рисунок, который может набить и молодой человек и девушка.

Место размещение различные части тела. Тату можно сделать на шее, на лодыжке – любом выбранном месте она будет смотреть эффектно.

История и символика знака инь янь

Изначально эти два символа рассматривались как обозначение , освещённой солнцем. Светило двигалось по бесконечному циклу, гора попадала поочерёдно под солнечные лучи или в тень.

Циклы сменяли друг друга, что значило постоянный круговорот жизни в природе. Две противоположности неразделимы. Являясь одним целым, части борются друг с другом, побеждая и проигрывая попеременно, то светлой, то тёмной стороне.

Эти символы положили начало двум противоположным восточным культурам – конфуцианству и даосизму. Даосисты считали, что в мире правит инь – женское начало, приверженцы второй религии утверждали, что янь вершит судьбу человека.

Тату на плече с добавлением дракона

Инь трактовался не только как женский символ. Это тёмная сторона жизни, которой свойственны паранормальные явления. Символу приписывается:

  • коварство
  • скрытность
  • интриги.

Философия инь отвечает за чётные числа. Янь ассоциировался с мужским началом, логикой, практичностью. Для него характерны:

  • активность
  • жизнь
  • храбрость.

Приписываются рациональные свойства, чётность цифр.

Инь – это луна, янь – солнце. Чётких определений инь и янь всё же нет. Эти двух противоположности могут трактоваться по-разному в зависимости от того какой религии или культуры придерживается человек.

Татуировка инь янь значение

Значение татуировки инь янь полностью отражает символизм, который вкладывали в мандолу знатоки японской культуры. Но те, кто набивает ее, привносят свой смысл в зависимости от целей, смысла жизни.

Татуировка может означать следующее:

  • — человек придерживается одной из религий Востока;
  • — гармония – главное, что преобладает в жизни набившего тату;
  • — стремление видеть позитив и светлые моменты среди негативных темных сторон жизни;
  • — человек стремится обрести душевный покой, достичь внутреннего равновесия в жизни;
  • — приобрести определённые свойства характера – силу, активность, уверенность в себе.

Для тату характерны два основных цвета, черная инь и белый янь. Но могут встречаться цветные изображения татуировки. В особенности если символы набиваются в виде животных:

  • тигр и дракон,
  • двух рыб,
  • волков, сов.

Тату на плече с добавлением тигра и дракона

Приписывая янь свойства солнце, инь свойства луны, нужно помнить, что как днём можно увидеть луну, так и татуировка инь янь неоднозначна.

В инь есть светлая точка янь и наоборот. Это знак того, что не бывает добра без зла, а светлой стороны без тёмной, они существуют вместе, дополняя друг друга.

Значение тату для мужчин и для девушек

Татуировка универсальна, подходит как для женщин, так и для мужчин. Смысл, с которым это тату набивают представители обоих полов, схожи.

Переосмысливая прошлое , рисуют татуировку для достижения внутреннего баланса. Парни набивают тату для достижения умиротворения. Их тату чаще значат борьбу противоположностей в душе и желание обрести покой в жизни.

Тату на предплечье

Для девушек характерны стилизованные эскизы в цвете. Женское начало требует воздушности, что может отражаться в ажурных тату символа. Мужчины отдают предпочтение монохрому.

Расположение эскиза на теле

Выбирая место нанесения тату, ориентируйтесь на размер и эскиз. Не все монохромные татуировки хорошо смотрятся в объёме.

Выбирая большой рисунок, сделайте его в цвете. Такой эскиз подойдет парням, если расположить его на груди, боку, верхней части спины, плече.

Тату на лопатке

Классические тату символа больше подойдут девушкам. Мелкие рисунки инь янь можно набить на шее, запястьях, лодыжках. Интересно будет смотреться тату на женской пояснице, внизу спины или копчике.

Молодым людям с этими местами лучше не экспериментировать. Тату на плече, предплечье подойдет и девушкам и парням.

А на ноге выгоднее будет смотреться у мужчин. На руке, особенно внутренней стороне, эффектно выглядят композиционные тату – цветные изображения солнца — луны, огня – воды.

Поклонники восточных культур могут выбрать место расположения тату, ориентируясь на чакры человека.

Варианты комбинирования тату инь янь с другими символами

Тату встречаются в различных стилях и техниках выполнения:

  • — в реализме (пара волков, две собаки, сражающихся друг с другом), такие тату или птиц чаще набивают в цвете;
  • — монохром, классические черно-белые тату тигров;
  • — дотворк или графика, нанесение точек или линий, из которых образуется рисунок с открытыми краями;
  • — анималистические эскизы (кошки, волки, дельфины);
  • — акварель, подходит для больших ярких рисунков (тату в виде драконов с их насыщенным окрасом) или маленьких эскизов для девушек (символ противоположности в цветах лотоса)

Классические иньские и тигр как символ упорства, смелости.

Цветное или черно – белое изображение двух сов означает двух, близких по духу людей, символ по центру говорит о гармонии между ними. Карпы Кои, смотрящие вверх и вниз, символ цикличность жизни и баланс энергий женской и мужской.

Тату на лопатке с добавлением карпов Кои

Распространено изображение виде , сплетённых корнями или из различной поры года. Такие тату говорят о философских настроениях носителя, понимание неизбежности жизни и смерти. Популярны эскизы с индийскими или китайскими мотивами.

Оригинальные элементы для татуировки, сочетаемость. Необычно смотрятся тату, где символ двух начал можно лишь угадать. Носитель тату татуировки создает своеобразную интригу.

Эффектно смотрятся изображения жизни и смерти в виде двух ангелов или черепов. Такие эскизы выполняют в монохроме.

В классических тату центральные точки можно заменить стилизованными изображениями – луны и солнца, воздуха и земли. Символ может быть спрятан в тату, например, дракон или жаба, держащие в пасти монетку.

А. А. Маслов

Инь и ян: хаос и порядок

Маслов А.А. Китай: Укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз.

М.: Алетейа, 2003, с. 29-36.

Концепция инь и ян - двух противоположных и взаимодополняющих начал -пронизывает все в китайской культурной традиции, от системы управлениягосударством и отношений между людьми до правил питания и саморегуляции. Она же распространяется и на весьма сложную систему взаимоотношений между человеком и духовным миром. Изображение символа инь-ян (насамом деле он не древний и возник достаточно поздно) как темного и светлогополукругов стало едва ли не визитной карточкой всей восточноазиатской культуры, и его можно обнаружить на обложках западных книг по диетологии, здоровому образу жизни, философии, религии Китая.

Инь-ян стали настолько тесно ассоциироваться с «китайской тематикой», что воспринимаются как некие имплицитно присущие ей начала. Концепция инь и ян как нельзя более точно передает восприятие китайцами как внешнего мира, так и мира внутри себя. Однако не стоит это принимать примитивно и упрощенно.
29

Прежде всего, нужно развеять устоявшийся миф о сущности инь и ян: в китайской культуре они никогда не были «закреплены» за некими парами противоположностей, как принято считать в популярных сочинениях. Это значит, что инь-ян отнюдь не равнялись темному-светлому, мужскому-женскому, солнцу-луне и т. д., причем эта ошибка уже неоднократно критиковалась специалистами. Тем не менее, такую примитивную трактовку можно встретить и в современной китайской литературе, и на уровне обиходных представлений китайцев. Таким образом, истинная суть инь-ян - столь, казалось бы, многократно изложенная - осталась сокрытой. Нам же представляется, что само понимание «сокровенного» в китайской культуре невозможно без правильного осознания инь-ян,

Принцип инь и ян распространяется далеко за рамки столь упрощенного взгляда, он живет на уровне восприятия духовного мира, взаимоотношений человека и общества, китайца и «варвара»-иностранца. Даже в политике Китай - одна из немногих стран, которая по всем договорам неизменно требует «дуйдэн» - паритета взаимоотношений, мер и шагов.

Концепция инь-ян означала наличие перворазделения вообще, которое знаменует собой собственно порождение всего материального и духовного мира. Несложно понять, что создание культуры для Китая - это, прежде всего, упорядочивание сущностей, прекращение действия хаоса.

Восприятие мира китайцами всегда ситуативно и никогда не постоянно, т. е. мир постоянно трансформируется, а поэтому ничто не существует воистину и до конца, ничто не является истинным по своей природе и изначально. Собственно мотив истинности, которая может быть дана только как постоянная трансформация, и есть основа мистического представления инь-ян.

Сама ситуативность восприятия порождает мысль о постоянном переходе противоположностей друг в друга, поэтому инь-ян не равняются биному женское-мужское, а пары мужское-женское, пустое-наполненное являются лишь следствием такого бинарного типа мышления.

Первоначально инь и ян означали соответственно теневой и солнечный склоны горы (такое понимание можно, в частности, встретить в «И цзине») - и эта символика как нельзя лучше отражала суть этих двух начал. С одной стороны, они представляют лишь разные стороны одной горы, не сводимые друг к другу, но и не отличающиеся друг от друга, с другой стороны, их качественное различие обуславливается не внутренней природой самого склона, а некоей третьей силой - солнцем, которое поочередно освещает оба склона.
30

Для магического пространства ни инь, ни ян, равно как удача или несчастье, не бывают абсолютными - это лишь стороны одного явления, и разделение их на «добрую» и «злую» части жизни происходит лишь на обыденном уровне, в сознании непосвященного человека. Даос, например, прекрасно осознает, что «лишь только в Поднебесной узнали, что красивое - красиво, тотчас появилось и уродство. Как только все узнали, что добро - это добро, тотчас появилось и зло. Ибо наличие и отсутствие порождают друг друга. Сложное и простое создают друг друга» («Дао дэ цзин», § 2). Мистический закон «парного рождения» (шуан шэн) запускает бесконечное колесо взаимопорождений, которое можно остановить, лишь избежав перворазделения вообще. Мотив бесконечного «кольца», где все части равны друг другу, обыгрывается и в «Дао дэ цзине», где говорится, что «до» и «после» следуют друг за другом, то есть в мистическом мире нет никакого разделения на «начало» и «конец». В сущности, это есть абсолютное воплощение Дао, которое в равной степени «распростерто и влево и вправо» («Дао дэ цзин», § 34).

По отдельности эти качества не существуют, поскольку в этом случае вещь/явление (у) вычленяется из мирового потока и созвучие мира нарушается, ей присваивается некое «имя» (мин), в то время как истинное Дао «безымянно».

Сакральное пространство бытия в Китае находится в абсолютном бинарном равновесии инь-ян, что проявляется даже на уровне обиходных поверий. Например, если в доме кто-то умер, то вскоре в нем случится какое-то счастливое событие, в случае же рождения ребенка счастье и удача могут какое-то время обходить дом стороной. Более того, считается, что удача посетит прежде всего тех, кто помогал обряжать или омывать усопшего или активно готовил похоронную церемонию. Это считается вознаграждением со стороны души умершего (гиэнь) всем тем, кто пришел на похороны.

Формально инь и ян считаются абсолютно равноценными друг другу, и именно так они трактуются на обиходном уровне. А вот реалии китайского оккультизма показывают, что абсолютного равенства между инь и ян не существует.

В мистической закрытой традиции инь считалось более ценным и высоким. Именно оно и было обобщающей метафорой всего потаенного, сокрытого, тайного, что так высоко ценилось в Китае. Именно начало инь, например, «изображалось» на китайских пейзажах за нарисованными горами-водами или орхидеями. Именно инь как главенствующее и всеобъемлющее, но постоянно сокрытое начало стояло за всей мощью имперского декора.

Понять столь большое значение инь несложно - по сути, сам путъ-Дао был не чем иным, как воплощением инь. Дао обладает всеми чертами инь и пи одной чертой ян. Прежде всего, оно «сокрыто», «неясно», «туманно». Оно обладает и чисто женскими функциями - порождает все явления и вещи этого мира. Оно вечно ускользает, его нельзя ни ощутить, ни выразить. Дао во многих древних трактатах оказывается синонимично воде - ее податливости, отсутствию постоянной формы:
31

Самка всегда одолевает самца своим покоем.
Пребывая в покое,
она занимает нижнюю позицию.
(« Дао дэ цзин» , § 62)

Познав мужское, сохраняй и женское,
становясь лощиной Поднебесной.
Будь лощиной Поднебесной, -
тогда постоянная Благодать не покинет тебя
. (« Дао дэ цзин» , § 28)

Традиция сокрытости и неупорядоченности, неоформленности инь присутствует и в концепции благодатной энергии дэ. Именно полнота дэ и отличает истинных мастеров и великих правителей, императоров от других людей. Тем не менее, все несет в себе часть благодати-дэ. Но Благодати не божественной, как манифестации Высшего Бога, но абсолютно самодостаточной и самополной энергии. Она выступает как энергия бесконечно «потаенная» (сюань) и «утонченная» (мяо), из-за чего и не замечается непосвященными. Более того, всякая истинная благодатная энергия - сокрытая, и в другом качестве она даже не может существовать.

Тем не менее, «скрытая благодать» повсюду, как жизненный флюид, омывает и напитывает весь мир. Это же проявляется и в концепции наполненности душами или духами (линь) всего мира. Души умерших, например, несутся в потоках воды и ожидают того момента, когда смогут соединиться с потоками крови живых существ, для того чтобы потом возродиться. Они оживают в неких Желтых водах (хуан шуй) - потоках, образуемых весной растаявшими снегами.

Начало инь здесь поразительным образом выступает и как сокрытое вместилище невидимых и неупорядоченных духов, представляющих мир мертвых, и одновременно как начало, дарующее жизнь и существование вообще, подобно пути-Дао.

Обратим внимание, что вода в китайской традиции, очевидно, ассоциировалась с плодородием (как и у большинства народов), а также с детородной функцией. Частично это было связано коннотациями между водой и путем-Дао. Оба этих начала не имели постоянной формы и принимали форму «того сосуда, в который были налиты». Здесь же и податливость, неуловимость, следование изменениям. Однако самое главное - и Дао дает рождение мириадам существ, при этом как бы давая импульс к жизни, но далее не властвует над ними, оставляя высшую степень свободы развития: «Давать жизнь и не властвовать». Дао так же, как и вода, «занимает нижнюю позицию» по аналогии с тем, как все воды с верхов стремятся в долины. «Самка,также занимая нижнюю позицию, властвует над самцом», - говорит «Дао дэцзин». Все эти гидравлические аллюзии о Дао-воле, встречающиеся в «Лао-цзы», есть отголоски, а иногда и цитаты из древних мистических культов,записанные в VI -V вв. до н.э., но имеющие значительно более раннее происхождение.
32

Казалось бы, вода должна соответствовать лишь женскому началу инь какподатливому и дающему рождение. Вообще, как мы уже говорили, в древнейкитайской мистериологии инь всегда превалирует над ян в плане внутреннейоккультной реальности, поскольку Дао скорее соответствует началу инь, нежели в равной степени символизирует их обоих. Однако вода чаще всего быласимволом живительного семени безотносительно мужского или женского начала - думается, эта символика возникла задолго до даосской концепции Дао-воды.

Вода вообще символизирует некий ритм жизни, в ней живут духи умерших, чтобы переродиться вновь, она наполнена, по разным легендам, либо ци, либо семенем-цзин. Например, древний трактат «Гуань-цзы», приписываемый автору VII в. до н.э. (в реальности текст написан несколько позже), советнику правителя царства Ци, говорит о воде как о детородном начале и символе «истинного» человека: «Человек подобен воде. Лишь когда мужчина и женщина оказываются вместе, его семя-цзин и ее энергия-ци объединяются, возникает проистечение вод, которые дают форму [новому] человеку».

Совсем по-иному обстоит дело в светской традиции, к которой, кстати, могли относиться и многие вещи, внешне похожие на некую «тайность». Здесь начало ян, наоборот, оценивалось выше. Иногда это объясняют патриархальной ориентацией общества, где мужчина, т. е. выразитель начала ян, играл основную роль. Известны даже ритуалы, благодаря которым женщина (т. е. инь) могла перейти на уровень мужчины (т. е. ян) и тем самым улучшить свой статус. В основном такие ритуалы были связаны с различными «превращениями» менструальной крови, которая в этот момент считалась воплощенной энергией инь, В одном из таких ритуалов, в частности, сын символически выпивал менструальную кровь матери и тем самым поднимал ее на статус мужчины. Одновременно он сам усиливал свою энергетику через прием в себя этого «тайного» начала, т. е. инь. Не случайно императоры династий Мин и Цин специально приказывали собирать менструальные выделения молодых девушек - из них делались пилюли долголетия, которые также заметно повышали
мужскую энергию.

Небесные духи и сам высший дух древности шан-ди представлялись как высший момент упорядочивания, абсолютная гармония и порядок. Это - начало ян, и именно они помогают душе после смерти человека сохранить свою
индивидуальность, за счет чего к ней могут в дальнейшем обращаться потомки.
33

Эти черты перешли и на представителя шан-ди на земле - императора, Сына Неба. Этому гармонизирующему и упорядочивающему воздействию противостоит и одновременно его дополняет мир начала инь, представленный духами типа гуй, знаменующими собой хаос, неструктурированную массу и энтропию, вредоносность и разрушение. Более того, сами духи и шан-ди могут представлять собой не некие мистические сущности, а лишь метафору вечного столкновения неструктурированной массы (духи гуй в том числе и в чистилище) с четкой структурой и иерархией, представленной добрыми небесными духами шэнь. Такая странная структура осознания мира как чередования хаоса-порядка даже позволила некоторым исследователям говорить о наличии некой единой метафоры восприятия мира, и с этим трудно не согласиться. Представления о духах, о сложной небесной иерархии в конечном счете являлись не только объектами веры, но метафорой имперско-иерархического единства: хаос и порядок в эзотерическом мире всегда имеют свое точное отражение в мире посюстороннем.

Инь - это очевидный первозданный хаос, это обращение человека к самому истоку (точнее, до-истоку) собственного возникновения. Хаос в даосской мысли, равно как и во всех мистических школах, носит позитивно-креативный характер, поскольку символизирует нерасчлененность и единство мира. Он - знак не столько рождения мира, сколько потенциально заложенной в нем возможности рождения чего угодно без четкого определения его сути. Это возможность всего и потенция ко всему в ее абсолютной аморфности и неопределенности. Его метафорой выступают понятия «изначальный ком», «гулкая пустота пещеры», «беспредельное» (у-и,зи), «прежденебесное» (сянъ тянь). Это та обитель, не имеющая форм и границ, где слиты воедино знание и незнание, рождение и смерть, бытие и небытие.

Вся имперская культура - воплощенное ян - противостоит символике «изначального кома». Она призвана разделять и «раздавать имена», и почти параноидальная тяга китайских древних мудрецов и современных политиков к упорядочиванию и созданию четких ценностных иерархий есть не более чем попытка воплотить принцип превалирования ян над инь. Одновременно это и принцип светской культуры - здесь ян главенствует над инь, в то время как в мистической парадигме инь является единственно возможным исходом противостояния и взаимодополнения инь и ян.

Мистические же культы, воплотившиеся в даосизме и в некоторых народных ритуалах, наоборот отдавали приоритет инь, учитывая, что и само Дао выступает как инь - оно податливо, невидимо, его аллегория - податливая вода, что не имеет формы, лощина, женское лоно. Таким образом, мистические учения отнюдь не ставили знака равенства между инь и ян, но очевидно своими концепциями «сокровенно-потаенного», «изумительно-запрятанного» стремились обратить человека к началу инь. Здесь как раз

культивировался приоритет хаоса как изначального, нерасчлененного состояния над порядком как чем-то застывшим, ригидным, приближающимся к смерти. Приход к предрожденной нерасчленности проявляется, в частности, в мифе о нерожденном младенце. Так, Лао-цзы сравнивает себя с младенцем, «который еще не научился улыбаться», который «не проявляет признаков жизни». Примечательно, что это - один из редчайших пассажей, где Лао-цзы в трактате «Дао дэ цзин» говорит от первого лица, здесь слышна речь посвященного проповедника и наставника.

В конечном счете это «тяготение к инь» породило кажущийся маргинализм даосской и лежащей в его основе мистической культуры. Она всячески избегала проявлений ян, практиковала экстатические культы, элиминирующие порядок и гармонию, проповедуемые имперским официозом. Здесь практиковались многочисленные сексуальные культы, не признаваемые официальными властями. В частности; поклонялись духам-гуй, ассоциировавшимся с инь и вредоносностью вообще, могилам убитых разбойников и падших женщин, исполнялись ритуалы вызывания духов, бесед с ними, путешествия в мир мертвых.

Расхожий тезис о мистическом «переходе инь в ян» (инь ян цзяо) имел в китайском фольклоре вполне реальное, хотя и весьма необычное преломление. Он, прежде всего, затрагивал возможность трансформации самого человека, точнее, самой характерной его черты - смены пола. В китайских магических историях нередко обсуждаются моменты перехода женщины в мужчину и наоборот. Смена пола могла выполняться различными магическими методами, например приемом чудесных пилюль или при помощи даосов или бродячих магов.

Частично это объясняется все тем же исключительным оккультным магизмом, шаманистскими архетипами, жившими в сознании китайцев и проступающими в фольклоре. Перемена облика вообще является распространенной частью оккультных ритуалов, поскольку вступление в запредельный мир характеризуется общей трансформацией внешнего облика адепта, - это подчеркивает принципиальное отличие мира духов от мира людей. И именно это подразумевает в ряде случаев временное перерождение человека в ином образе и облике, в том числе и переход мужчины в женское божество.

Так, одна история из даосского сборника рассказывает о женщине, которая после долгого отсутствия мужчины при помощи магических средств сумела перевоплотиться в мужчину, осеменить себя, а затем уже, вновь в качестве женщины, родить ребенка.
35

Более того, в китайской традиции такие чудесные трансформации имели и дидактический подтекст: здесь даже волшебство использовалось с прагматической целью служения предкам. Девушка долгое время сожалела, что не родилась юношей, ибо лишь юноша может в полной мере совершать все ритуальные обряды по усопшим предкам, и прежде всего по отцу. Мучимая тем, что не способна в полной мере воплотить идеал сыновней почтительности (сяо), однажды ночью во сне она увидела духа, который вскрыл ей живот и что-то вложил в него. Когда она пробудилась ото сна, оказалось, что она превратилась в мужчину. В общем, в подобных историях вполне мог бы черпать свое вдохновение 3. Фрейд, однако вообще мотив перевоплощения, смены пола имеет здесь не только психологический, но и религиозно-шаманистский аспект. Безусловно, китайский фольклор даже новейшего времени обнажает самые глубинные аспекты человеческой психики и демонстрирует то, что в западной традиции, освященной христианскими нормами, тщательно вымарывалось.

Таким образом, композиция инь-ян оказалась универсальной схемой чередования событий, чаще всего воспринимаемой как абсолютный порядок и абсолютный хаос, причем именно хаос и начало инь оказывались атрибутами мистической культуры Китая. Все истинное, связанное с инь, становилось поэтому запрятанным и сокрытым и представлялось в этом мире через символы, числовую и цветовую магию. И, как следствие, пришло осознание существования некоей магической схемы бытия, равной абсолютному небытию, которую и надо вычислить.

Б.Л. Рифтин

Рифтин Б. Л. Инь и Ян. Мифы народов мира. Т.1., М., 1991, с. 547.

В древнекитайской мифологии и натурфилософии темное начало (инь) и противоположное ему светлое начало (ян) всегда выступали в парном сочетании. Первоначально инь означало, видимо, теневой (северный) склон горы. Впоследствии при распространении бинарной классификации инь стало символом женского начала, севера, тьмы, смерти, земли, луны, четных чисел и т.п. А ян, первоначально, видимо, означавшее светлый (южный) склон горы, соответственно стало символизировать мужское начало, юг, свет, жизнь, небо, солнце, нечетные числа и т.п.

К числу древнейших подобных парных символов относятся раковины-каури (женское начало - инь) и нефрит (мужское начало -ян). Предполагают, что в основе этой символики лежат архаические представления о плодородии, размножении и о фаллическом культе. Эта древнейшая символика, подчеркивающая дуализм мужского и женского начал, получила иконографическое выражение на древних бронзовых сосудах в виде фаллосообразных выступов и вульвообразных овалов.

Не позднее чем с эпохи Чжоу китайцы стали рассматривать небо как воплощение ян, а землю - инь. Весь процесс мироздания и бытия рассматривался китайцами как результат взаимодействия, но не противоборства инь и ян, которые стремятся друг к другу, причем кульминацией этого считается полное слияние неба и земли.

Система Инь и Ян была основой древнего и средневекового китайского мировоззрения, широко использовалась даосами и в народной религии для классификации духов, при гаданиях и т.п.

А.И.Пигалев, Д.В.Евдокимцев

Пигалев А.И., Евдокимцев Д.В. Ян и Инь .

История философии. Энциклопедия. Минск, 2002, с. 1347-1348.

ЯН и ИНЬ - взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Ян) и пассивный, или женский, принцип (Инь). Обладает формой круга, разделенного надвое линией, напоминающей сигму; образованные таким образом две части приобретают динамическую интенцию, которой не бывает, когда деление осуществляется с помощью диаметра. (Светлая половина представляет силу Ян, а темная - означает Инь; однако каждая из половин включает в себя кружок - вырезанный из середины противоположной половины, таким образом символизируя тот факт, что каждый из модусов должен содержать в себе зародыш своей противоположности.) Предполагалось, что природа и человек порождаются Землей и Небом. В момент начала Бытия прозрачный воздух, эфир, в Пустоте отделяется от Хаоса, трансформируются и порождают Небо; тяжелый и мутный воздух, осаждаясь, образует Землю. Соединение, сцепление мельчайших частиц Неба и Земли осуществляется при помощи Ян и Инь, взаимодействующих и взаимопреодолевающих друг друга сил, а также начал Зла и Добра, Холода и Тепла, Тьмы и Света. Взаимообусловленность и взаимозависимость Ян и Инь описывались в контексте нарастания одного в другом, прохождения стадии предела преобладания одного, затем - другого и обратно. Бесконечный процесс мирового движения, активного бытия выстраивается концентрическими кругами вокруг условного центра мироздания, ассоциирующегося для человека с чувством гармонии, уверенности, покоя. Инь (Земля) и Ян (Небо) порождают четыре времени года и все вещи мира (и неодушевленные предметы, и одушевленные существа), выступающие как субстанция "жизненной энергии" ("ци" - кит., "ки" - япон.). Взаимодействие Инь и Ян продуцирует пять главных стихий, способных переходить друг в друга: дерево, землю, воду, огонь и металл. Бесконечное небо, обозначаемое бесконечной линией (окружностью); земля, ввиду своей ограниченности в пространстве, описываемая знаком квадрата вкупе с человеком, символом которого выступает треугольник - феномены таинства жизни, проходящей череду метаморфоз ("схватываемых" магическими знаками-символами "гуа") - в центре их классического изображения в виде круговой схемы и помещается "монада" жизни - взаимодополняющие друг друга Инь и Ян. Они - первооснова всяческих перемен, несущая конструкция "Великого предела" ("Тайц-зы") - неизбывного источника. Ян выступает как "внутренняя" жизнь, наступающее, созидающее мужское начало; Инь - как внешний мир, отступающий, разрушающийся - женская ипостась двуединого основания бытия. Внутренние органы человека и их совокупности (комплексы) подразделяются на Ян- и Инь-"подсистемы". Ян-органы подвержены воздействиям состояний сознания и неосознаваемых психических импульсов, здоровье организма обусловливается Инь-органами. Испуг, тревога, волнение (и прочие Ян-влияния) способны деструктивно влиять на Инь-органы. Взаимопревращение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопоглощение, взаимосозидание всего и вся - Ян и Инь - всего, что может быть понято и постигнуто человеком, и того, что лежит за пределами его понимания, - основной закон дао. Теория Инь и Ян зародилась в середине 1 тысячелетия до н.э.

В традиции современного сексуально-эротического городского фольклора европейского типа символ Инь и Ян приобретает значение, существенно дополняющее эталонные поведенческие модели. Постулируется не только неразрывное единство, взаимная ответственность и необходимость гармонии любящих людей, - провозглашается высокая ценность готовности влюбленных индивидов к самотрансформациям (не обязательно осознаваемым и рационально мотивируемым) с целью достижения соответствия инициируемым внешней средой спонтанным душевным и телесным метаморфозам своего близкого, а также подлинно человеческий смысл и звучание феномена присутствия в "Инь-Ян"-союзах приобретенных и интериоризированных духовных черт друг друга.