» »

Как лучше подготовиться к поступлению в театральное. Расскажите про поступление в театральные вузы

16.10.2019

В последние 10 лет наша система образования претерпела большие изменения. Практически все экзамены теперь сдаются в форме тестирования, и чтобы поступить на исторический или математический факультеты, достаточно сдать ЕГЭ и отнести результаты в приемную комиссию выбранного университета.

К счастью, отбор в творческие вузы до сих пор проводится «вживую». Абитуриенты театральных ВУЗов, консерватории, литературного института по-прежнему сдают творческие экзамены, проходят несколько туров отборочных испытаний, в ходе которых в полной мере раскрываются их способности.

Среди абитуриентов бытует мнение, что главное – быть одаренным от природы, а все остальное вторично. На вступительных экзаменах очень много заранее зазнавшихся девочек модельной внешности, считающих себя уже готовыми актрисами. Правда на первом же экзамене оказывается, что кроме модельной внешности у этих девочек ничего нет…

Конечно, природные данные очень важны. Вернее, важны не столько данные, сколько их соответствие характеру и темпераменту. Ведь далеко не все мастера сцены – писаные красавцы со спортивной фигурой.

Поступающий в театральный ВУЗ должен быть раскованным, выразительным, способным к перевоплощению, владеющим своим голосом и телом. Эти свои умения он покажет на вступительных экзаменах при чтении программы, исполнении танца, выполнении этюдов. Однако, помимо творческих экзаменов, абитуриентам творческого учебного заведения придется пройти собеседование. Подготовкой к этому экзамену многие почему-то пренебрегают, считая его чем-то второстепенным, а зря. В ходе собеседования преподаватели стараются выявить культурный уровень потенциального студента, степень его эрудиции и заинтересованности в выбранной профессии.

Нужно сказать, что в полной мере подготовиться к собеседованию невозможно. Никто не может предугадать, какой вопрос будет задан на экзамене. Даже сами преподаватели этого не знают И все же мы попробуем выделить основные направления, по которым задаются вопросы.

Театр

Вы должны ориентироваться в театральных направлениях, знать историю возникновения и становления театра, быть знакомым с театральной жизнью столицы и вашего родного города.

Будьте готовы к тому, что вас попросят перечислить театры Москвы, которые вы знаете, рассказать, в каких из них вы были, что смотрели, и понравилось ли вам. Часто спрашивают имена любимых актеров и актрис, в каких ролях вы видели их, почему именно они нравятся вам больше других. Хорошо, если вы будете знать биографии любимых актеров и режиссеров. Многие из них являются авторами книг воспоминаний – знакомство с ними пойдет вам на пользу, оно не только повысит ваш культурный уровень, но и даст вам возможность блеснуть эрудицией на экзамене.

Поступающие на специальность «музыкально-театральное искусство» должны быть знакомыми с историей мировой оперы, основными произведениями русских и зарубежных композиторов, знать выдающихся оперных певцов, уметь рассказать о них и их творческой деятельности.

Кино

Вы должны представлять себе этапы развития кинематографа: от немого кино до наших дней. Знать имена выдающихся актеров прошлого и современности, уметь перечислить фильмы, в которых они снимались. Быть знакомыми с творчеством известных режиссеров, представлять себе их фильмографию. Будьте готовы назвать своих любимых режиссеров и актеров, перечислить их работы, наиболее понравившиеся вам, аргументировать свой выбор. Экзаменаторы могут спросить и напрямую: «какой фильм вы посмотрели последним?». На этот вопрос совсем не обязательно отвечать честно (особенно если накануне вы решили расслабиться, включив американскую комедию). Назовите фильм, который вы смотрели недавно и который еще свеж в ваших воспоминаниях, расскажите, что вам запомнилось, что понравилось, что показалось неуместным.

Литература

Для того, чтобы успешно пройти собеседование в театральный ВУЗ , вы должны хорошо Знать направления развития русской и зарубежной литературы, быть знакомы с крупнейшими произведениями в рамках каждого из направлений. Вас могут попросить рассказать о ваших любимых авторах: прозаиках, поэтах, драматургах, перечислить их произведения, высказать свои суждения о них. Не бойтесь озвучивать собственное мнение: поверьте, комиссия будет рада услышать от вас не только «мне понравилось», но и что-нибудь более развернутое. Будьте готовы прочитать наизусть несколько стихотворений любимых вами авторов.

Вас могут попросить перечислить пьесы какого-либо автора, назвать те, которые вы видели на сцене, в каком театре это было, кто режиссер.

Почти все театральные ВУЗы вывешивают на сайтах списки литературы, обязательной к прочтению. В них входят известнейшие образцы мировой классики, многие из которых вам наверняка пришлось прочитать в рамках школьной программы.

Обратите внимание, что, кроме художественной литературы вы должны прочитать некоторые книги о театральном искусстве. Списки этих книг могут быть на сайте выбранного вами вуза. На всякий случай перечислим несколько трудов, знакомство с которыми совершенно необходимо будущему актеру.

К.С.Станиславский «Моя жизнь в искусстве », «Работа актера над собой в творческом процессе воплощения » «Этика»;

В.И.Немирович-Данченко «Театральное наследие» ;

М.Чехов «Путь актера», «Уроки профессионального актера»;

Г.А.Товстоногов «Зеркало сцены»;

Б.А.Покровский «Ступени профессии».

Все эти книги написаны выдающимися деятелями театрального искусства. В них они обобщают весь свой жизненный и сценический опыт, рассказывают о людях, с которыми их сводила жизнь, о трудностях и радостях своей работы, о сделанных ошибках, о найденных решениях. Такую литературу не просто интересно читать – через нее можно приобщиться к удивительному миру искусства, дорога в который для вас начнется с поступления в институт.

Все же самые вопросы вам могут задать и о живописи . Кроме того, часто спрашивают что-либо из географии (например, перечислить материки, океаны, моря, назвать столицу какого-либо государства) и истории .

Как видите, пройти собеседование в театральный ВУЗ не так уж просто. Подготовкой к нему должна быть вся ваша предшествующая культурная жизнь. Если вы искренне любите искусство, ходите в театры и на концерты, смотрите фильмы, читаете книги, посещаете выставки и музеи – бояться вам нечего. Комиссия обязательно разглядит в вас культурного, эрудированного, заинтересованного, творческого человека. Если же вам все это неинтересно, подумайте: правильно ли вы выбрали будущую профессию?

Вопрос о том, как поступить в театральный ВУЗ, чаще волнует девушек, поэтому во время вступительных прослушиваний и обнаруживается, что на одно место претендует до 200 человек. Желающих стать актерами юношей намного меньше, скорее всего, по причине меньшей эмоциональности и склонности к лицедейству. Ведущий педагог будущего курса почти всегда набирает девушек и юношей поровну, поэтому молодым людям поступить легче.

Для начала поясним, чем слово "училище" по отношению к театральному заведению не всегда говорит о среднем специальном образовании. Намного чаще училищем в этой среде называют институт, поэтому, поступая, всегда обращайте внимание на полное название заведения. Если вы решили посвятить себя актерской профессии после 9-го класса, то ищите заведение, которое действительно является училищем. А знаменитые "Щукинское" или "Щепкинское" - это институты.

Как готовиться к поступлению

Как готовиться к сдаче общеобразовательных предметов, вам расскажут учителя в школе. Ваша личная задача - подготовиться и успешно пройти творческий конкурс. Он включает в себя чтение басни, стихотворения, прозаического отрывка, исполнение песни, танца. В некоторых театральных ВУЗах просят показать пластические композиции, элементы акробатики. Необходимо быть готовым к любому заданию.

Начинайте с выбора произведений для чтения. Все литературные отрывки подбираются не с точки зрения яркости и популярности, нужно выбрать то, что подходят именно вам. Если вы яркий и импульсивный человек, то лучше прочитать отрывок из «Пеппи Длинныйчулок», и не изображать из себя Катерину из «Грозы». И лучше всего приготовить несколько басен, стихов и отрывков из прозы, так как что-то конкретное может комиссии не понравится, и вас попросят прочитать другое произведение, что бывает очень часто. Танцев и песен также подготовьте несколько.

Чтобы поступить в театральное училище, важно также научиться показывать этюды. Этюд - это небольшая сценка на заданную тему, которую, как правило, определяют экзаменаторы. К примеру, вас попросят показать, как вы опоздали на поезд, как вы получили письмо с известием о поступлении в театральный институт, как вы порвали любимое платье. Попробуйте дома обозначить несколько таких тем для себя и порепетируйте этюды. Главное - развить умение быстро и точно реагировать на предлагаемые обстоятельства, включать искренние эмоции, не наигрывать.

  • Начинайте готовиться не за месяц до экзаменов, даже не за полгода. Год - самый оптимальный срок для поиска, разборки материала, для репетиций.
  • Найдите человека, который является профессионалом и помог уже не одному новичку поступить в театральный ВУЗ. Опытный актер или режиссер возьмет с вас некоторую сумму за свои уроки, но они вам необходимы, чтобы во много раз повысить шансы успешного прохождения творческих испытаний.
  • Если в вашем городе есть театральный ВУЗ, то при нем будут работать подготовительные курсы. Обязательно запишитесь на них и зарекомендуйте себя на занятиях как яркого и энергичного претендента.
  • Чтобы поступить в театральный институт, надо читать много литературы по истории театра - эти знания пригодятся вам на коллоквиуме, который устраивается перед творческими турами во многих ВУЗах. Кроме того, вам необходимо будет предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Итак, допустим вы являетесь абитуриентом и колбы, мензурки, пробирки наряду с числами и логарифмами вас не прельщают. Что же вам делать и куда идти? О, наверняка вы слышали о творческих Вузах, знаменитых "Щепке" и СПБГАТИ.

Даже если вы не являетесь абитуриентом, а вполне уже состоявшийся взрослый человек, то не врите хотя бы себе, и честно признайтесь, что совсем не прочь променять быт и рутину на свои законные пятнадцать минут славы и аплодисменты публики, хоть раз.

Творческие направленности так или иначе прельщают всех, ведь только здесь можно быть космонавтом, химиком, писателем, шпионом с роковой красоткой, или же самой роковой красоткой по пять раз на дню, оставаясь при этом известным и любимым. У кого-то это проходит в детстве, после первого заваленного вступительного экзамена, кто-то останавливается на уровне своих компаний и корпоративных конкурсов на производстве, ну а кто-то идёт на всю жизнь туда, куда нормальному человеку и в голову не придёт, а именно - в искусство.

Как же проходит обучение в театральном ВУЗе? О, очень просто и непросто одновременно.


Для начала вы должны пройти вступительное испытание. Оно проходит в несколько этапов в завсимости от направленности, но всегда вы будете читать басню, стих, прозу на выбор или же всё подряд, а в перерыве будете общаться за жизнь с приёмной комиссией. Будьте готовы что про искусство вас вообще могут и не спросить и это будет нормальным.

То что вы увидите на абитуре, перед приёмной комиссией, а именно: заучивание роли, летающие люди, разыгрывание сценки и прочие стояния на головах в коридорах - одним словом всё вот это, никоим образом не должно вас удивлять и настораживать. Если же это произошло, то пиши пропало - вам тут делать нечего. Но не расстраивайтесь, вы будете не одиноки в этом, ведь по статистике из 30 поступивших в мастерскую (а обучиться режиссуре и актёрскому мастерству можно лишь только так) до вручения диплома дойдут лишь 10 человек, да и то в самом лучшем случае.

Происходит это по той самой причине, что многие из тех кто поступил, не до конца понимают что, талант который у них есть необходимо развивать.

Мастер, то есть человек имеющий опыт, передаёт его своим ученикам. Он может попросить придти в субботу и даже в воскресенье. И не на час и на два. А с утра до вечера у вас будут занятия с мастером, а потом ещё и без него. Разумеется не все выдерживают такой темп чисто физически. Попробуйте сами семь дней в неделю играть стул, то-то же!

Притом, следует понимать, что стандартных предметов типа истории с английским языком так же никто не отменял, но тут есть один нюанс - приоритет показа. По итогам каждого семестра, учащиеся должны вынести на суд общественности свои умения и показать их остальной кафедре; если что-то не вяжется с графиком репетиций, а учитель английского "не даёт творить", то весь курс может устроить ему бунт и дружно забить на посещение данного предмета. Как его сдавать, это уже другая проблема, а вот показ превыше всего. Справедливости ради следует сказать что стандартные педагоги понимают это и в большенстве своём не сильно докучают студентам; в крайнем случае можно договориться через мастера.

Как вы уже поняли курс называется мастерской, потому что его курирует мастер. Это очень важно и определяет дальнейшее становление молодого актёра/режиссёра, вот потому-то в статьях про известных людей на "Википедии" иногда написано кто был его мастером.

Само обучение за пять лет выглядит следующим образом:

***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ****** ****** ****** ******* ****** ***** ***** ***** ** *** ****** ***** ***** ***** ***** *****

I курс

1 семестр - установочный . Студенты ставят этюды. Именно здесь играют стулья, носки, пельмени и прочие одуванчики. Тут задаётся основа основ. В дальнейшем она развивается или нет. Кто сразу понял, что это не его - уходит в инженеры-математики

2 семестр - цирк. Студенты учаться цирковому искусству. Короче, тот самый "Цирк со звёздами на Первом", только без звёзд и ОРТ. Жонгляж, клоунада, иллюзии, пародия на цирк. Вот это вот всё. Многие думали что будет легче, но не выдерживают мелькание теннесных мячиков и тоже уходят.

II курс

3 семестр - сказки. Каждый выбирает себе короткую сказку, а лучше отрывок из известных, и ставит. Это уже посеръёзней, но чтоб жизнь мёдом не казалась чтобы никто не расбежался и не ушёл делать в уголок по принципу "каждый своё", курс получает одну сказку на всех, которая будет общекурсовой и для которой необходимо также отвести время, которого как известно всегда нет.

4 семестр - рассказы. Тот же самый принцип что и со сказками, только людей на курсе меньше, а нагрузки больше. Единственное отличие, что не везде ставят общекурсовой рассказ, а драматургия всех и вся не должна быть слишком серьёзной.

III курс

5 семестр - мюзикл. Вкратце это выглядит как и предыдущая работа, только здесь ещё необходимо петь (или хотя бы попадать в ноты), разучивать клавиры и многое другое чтобы "попасть" в жанр. Если по какой-то причине вы ещё не покинули мастерскую, то это ваш последний шанс сделать это.

6 семестр - драматический отрывок. По сути - это тот же рассказ, но с большим упором на игру и драматическую состовляющую. Измены, убийства, самоубийства, бесцельно прожитые годы, предательства любимых и душа наизнанку, вот это вот всё. Все кто хотел - уже ушли, остальных, кто не справился, вынесут со сцены с обширным инфарктом и так.

IV курс

7 и 8 семестры - являются подготовкой к дипломному общекурсовому спектаклю, то есть к полноценному двухактному действу с антрактом в десять минут чтобы проветрить зал. В зависимости от мастерской и направленности обучения (режиссёрской, актрёрской, режиссёрско-продюссерской, режиссёрско-актёрской) можно сделать таких спектаклей от одного до нескольких. Понятно что за два семестра проделать такой трюк и не откинуть копыта утопия в чистом виде, поэтому на некоторых курсах это начинают делать уже с пятого-шестого семестра и продолжают иногда на пятом, в некоторых мастерских обычно сначала ставят рассказы, а потом сказки, везде по-разному, но точно неизменен первый курс. Точно и то, что дипломный общекурсовой спектакль - это допуск к сдаче своего диплома.

V курс Дипломный спектакль. Тут всё просто - каждый студент сдаёт свой дипломный спектакль, пишет по нему работу на ста листах и получает диплом. Или не получает; но чаще говоря всё таки получает, ибо тут остались уже лишь те, кто в теме.

***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ****** ****** ****** ******* ****** ***** ***** ***** ***** ****** ***** ***** ***** ***** *****

Согласитесь отличие от решения логарифмов в том что тут результат неизвестен, но в этом и прелесть. Всё зависит от тебя. В искусстве дважды два это и пять и восемь и шестнадцать одновременно. А иногда и корень из минус первой степени.

Театр - это добровольная диктатура. Только в театральном ВУЗе могут учиться до 22:00, ректор может издать указ чтобы всех после этого гнали поганной метлой, а студенты не хотят уходить и сидять до 4 утра (кстати, реальный факт).

Вот так вот. А вы думаете что всё просто: вышел - сыграл, поставил.

В следующий раз я расскажу вам про это уже более детально, начну с того как сдают экзамен в театральном. Поверьте, такое не снилось и Шекспиру.

_____________
Подписаться на меня в

РАТИ ГИТИС: правила приема, требования к поступающим, необходимые документы, программа, список обязательной литературы, стоимость обучения, контакты

О ГИТИСе. РАТИ ГИТИС – Российская академия театрального искусства, Государственный институт театрального искусства. Один из крупнейших театральных ВУЗов в мире.

Основан 22 ноября 1978 года пианистом Петром Адамовичем Шостаковским как Музыкально-драматическая школа для приходящих под патронатом Общества любителей музыкального и драматического искусства в Москве. Текущее место обитания – корпус в Малом Кисловском переулке дом 6 – институт, носивший тогда название Музыкально-драматическое училище, обрел в 1902 году.

Название ГИТИС - Государственный институт театрального искусства - появилось у института 17 сентября 1922 года, после объединения с высшими театральными мастерскими под руководством Мейерхольда. Мейерхольд создал при ГИТИСе театр. В 1923 году театр отделился от института и стал Театром им. Мейрхольда.

Факультеты ГИТИС: актерский, режиссерский, музыкального театра, театроведческий, балетмейстерский, эстрады, продюсерский, сценографии.

Актерский факультет РАТИ ГИТИС . Актерский факультет ГИТИС готовит студентов по специальности «актерское искусство» и специализации «Артист драматического театра и кино». Срок обучения на актерском факультете ГИТИС составляет 4 года с очной или заочной формой обучения.

Обучение на актерском факультете ГИТИС может проходить на бюджетной и на коммерческой основе, в зависимости от результатов вступительных испытаний.

Известные актеры, окончившие ГИТИС: Анатолий Папанов, Ирина Муравьева, Александр Демьяненко, Лия Ахеджакова, Александр Абдулов, Виктор Сухоруков, Жанна Эпле, Владимир Коренев, Полина Кутепова, Федор Малышев, Мадлен Джабраилова, Галина Тюнина, Рустэм Юскаев, Павел Баршак, Дмитрий Дюжев

Правила приема на актерский факультет РАТИ ГИТИС:

Требования ГИТИС к поступающим: законченное среднее образование, возраст до 20-22 лет. Прием в РАТИ ГИТИС проходит в 4 этапа: отборочный тур, практический экзамен по мастерству артиста, устный коллоквиум и предоставление результатов ЕГЭ по русскому и литературе.

1. Отборочные консультации (туры). Начинаются с апреля. Поступающие готовят для исполнения программу из ряда литературных произведений различных жанров: басня, проза, стихотворение, монолог.

Прошедшие отборочный тур абитуриенты допускаются к этапу вступительных экзаменов:

2. Мастерство артиста (практический экзамен). Оценивается по 100-балльной шкале. Предполагает исполнение наизусть нескольких литературных произведений: басни, стихотворения, прозы, монолога. Желательно присутствие в программе небольших по объему отрывков из произведений классической, современной русской и зарубежной литературы, которые отличаются друг от друга по содержанию и жанру.

На практическом экзамене по мастерству артиста ГИТИС оцениваются: способности поступающего, широта творческого диапазона, глубина исполняемого произведения, способность заинтересовать им слушателей.

3. Коллоквиум (устно). Оценивается по 100-балльной шкале. Выявляет: знания основных событий международной и общественной жизни, умение верно ориентироваться в вопросах современной театральной жизни (литературы, музыки, изобразительного искусства, кино и телевидения).

На устном коллоквиуме ГИТИС оцениваются: культурный уровень, эстетические взгляды абитуриента.

4. Результаты ЕГЭ по русскому и литературе студентов выпуска 2013-2014 гг.

В случае наличия высшего образования, окончания среднего учебного заведения (школы) до 2009 года, наличия среднего профессионального образования по специальности поступления или гражданства стран Ближнего Зарубежья абитуриенту не требуются результаты ЕГЭ. В этом случае он дополнительно к п. 2 и п.3 сдает общеобразовательные экзамены в ГИТИС: русский язык (сочинение) и литература (устно).

Список документов в Приемную комиссию ГИТИС для абитуриентов очного и заочного отделения актерского факультета ГИТИС:

Прием заявлений от поступающих, допущенных к конкурсу — с 15 июня по 5 июля. Вступительные экзамены проводятся с 1 по 15 июля.

  1. Заявление на имя ректора (по единой форме);
  2. Свидетельства о результатах ЕГЭ по русскому языку и литературе или их копии, заверенные в установленном порядке (до зачисления они должны быть заменены на оригиналы). Лица, успешно сдавшие вступительные экзамены, но не имевшие по объективным причинам возможности участвовать в ЕГЭ в период проведения итоговой аттестации, могут сдать ЕГЭ после окончания вступительных экзаменов по направлению Университета, в июле текущего года. Они будут зачислены после предоставления свидетельства;
  3. Аттестат или диплом (подлинник);
  4. 6 фотографий 3х4 см. (снимки без головного убора);
  5. Медицинскую справку (форма 86/у), датированную текущим годом;
  6. Паспорт и его ксерокопия (предъявляются лично);
  7. Юноши предъявляют военный билет или приписное свидетельство и сдают копии этих документов.

Кроме того, поступающие на заочное отделение представляют в Приемную комиссию:

  1. Справку с места работы;
  2. Заверенную копию с трудовой книжки или, при ее отсутствии, копию трудового договора.

Абитуриентам, не прошедшим по конкурсу, по решению Экзаменационной комиссии может быть предложено платное обучение. В случае наличия у абитуриента диплома о высшем образовании, согласно Закону РФ «Об образовании» возможно обучение лишь на коммерческой основе.

ГИТИС стоимость коммерческого обучения на актерском факультете: 200 000 рублей в год

Список обязательной литературы ГИТИС:

  • Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. Любое издание.
  • Станиславский К. Этика.1961г.
  • Немирович-Данченко Вл. Любой сборник.

ПЬЕСЫ

  • Фонвизин Д. Недоросль.
  • Грибоедов А. Горе от ума.
  • Пушкин А. Маленькие трагедии.
  • Гоголь Н. Ревизор.
  • Лермонтов М. Маскарад
  • Островский А. Гроза. Бесприданница. Лес.
  • Толстой Л. Власть тьмы. Живой труп.
  • Чехов А. Вишневый сад. Чайка. Три сестры.
  • Горький М. Мещане. Враги. Дачники.
  • Булгаков М. Дни Турбиных. Бег.
  • Маяковский В. Клоп. Баня.
  • Арбузов А. Таня.
  • Розов В. Вечно живые.
  • Вампилов А. Старший сын. Прошлым летом в Чулимске.
  • Володин А. Пять вечеров. Две стрелы.
  • Петрушевская Л. Любые пьесы.
  • Лопе де Вега. Овечий источник.
  • Шекспир В. Гамлет. Ромео и Джульетта. Отелло.
  • Мольер Ж-Б. Мещанин во дворянстве.
  • Шиллер Ф. Коварство и любовь.
  • Брехт Б. Мамаша Кураж и ее дети.

Основные критерии отбора при поступлении в театральный ВУЗ.

«Существуют только два критерия при поступлении в театральное училище: это у будущего студента можно исправить, это исправить не удастся никогда… Из этого и надо исходить!» Леонид Волков, великий театральный педагог.

При поступлении в театральный ВУЗ , училище или во ВГИК существуют критерии отбора абитуриентов. Еще недавно перед педагогами по актерскому мастерству, которые слушали абитуриентов на заключительном творческом конкурсе, перед каждым педагогом по мастерству актера , лежал разлинованный лист бумаги, в который педагог ставил свою оценку напротив того или иного творческого критерия абитуриента. Примитивно, по пунктам.

Сейчас таких «листочков» нет, но для каждого педагога по актерскому мастерству, профессионала своего дела, такие «пунктики» существуют в их головах. Эти пункты – параметры, творческие критерии, критерии отбора напротив которых педагог умозрительно проставляет абитуриенту баллы. Попробуем разобраться. Что же это за пункты?

Первым пунктом стоят: «Внешние данные абитуриента театрального ВУЗа».

Для актера – его внешние данные – его визитная карточка. Это то, что он не может развивать, это – от Бога и родителей. Глаза, лицо, улыбка, рост, фигура, белизна зубов, форма губ, цвет и натуральность волос, отсутствие явных физических недостатков, – это реальность и на это, естественно, педагоги по мастерству актера (актерскому мастерству) обращают первостепенное внимание.

Но не надо путать «внешние данные» абитуриента театрального ВУЗа с его/ее «сценическим обаянием» . Пока, в первом пункте, оно не рассматривается. Как и сексуальность. Как и красота.

Понятие красоты, кстати, условно и субъективно. Понятие красоты, особенно женской, меняется у человечества, как и мода. Для эпохи Возрождения - Джоконда Леонардо да Винчи - была эталоном красоты.

Но…если мы сегодня поставим рядом фотографию какой-нибудь Мисс Вселенной и репродукцию Джоконды – уверяю Вас – выбор современного среднестатистического мужчины падет не на «эталон да Винчи».

Выставляя мысленно оценку в строке «внешние данные» - педагог по мастерству актера (актерскому мастерству) смотрит не на Вашу красоту, а на степень выразительности ваших внешних данных.

Можно быть далеко не красавицей, но иметь такие выразительные и проникновенные глаза, которые, кажется, отражают малейший «шорох Вашей души», как говорил великий К.С.Станиславский.

Или, опять же, не быть красавцем, но иметь такую живую мимику («живое лицо»), - которая «зеркалит» любой нюанс Ваших переживаний. Можно иметь редкие «внешние данные» . Например, очень смешные, внешние данные комика . Вам встречались на жизненном пути люди, первый взгляд на которых вызывает улыбку? Не часто, но, наверняка, встречались.

Или – наоборот, - посмотришь на человека – и оторопь берет!

Настолько он кажется каким-то необычным, ярким, его лицо, глаза, движения – будоражат, вызывают эмоциональный отклик . Еще реже такое случается – но случается.

Вот такую природную редкость мы, педагоги по мастерству актера , называем уникальными внешними данными. Но это редкость! Наличие этих выразительных средств зависит не от нас с Вами. Повторюсь, это объективная реальность – именно на нее и обращают в первую очередь педагоги. Потому что знают, большинство из нижних строк «оценочной ведомости» (голос, дикция, пластика, даже, музыкальный слух), можно будет развить у студента в процессе обучения, а вот внешние данные и их природная выразительность развитию не подлежат.

Они или есть, или их нет…

(Из статьи Эльдара Тагиева «Кого принимают в театральные училища?» - газета «Культура» сентябрь 1993 год.)

Да, существует понятие «сценическое обаяние» - тоже очень важный критерий при отборе при поступлении в театральные ВУЗы. Но что такое «сценическое обаяние»? Это – «подпункт» того о чем я говорил выше. Сценическое обаяние – опять же не путайте с красотой – вытекает из «внешних данных».

«Сценическое обаяние» - это то, попросту говоря, что объясняет почему нам - интересно, приятно, увлекательно наблюдать за человеком, находящимся на сценическом пространстве. Это, опять же, объективный фактор: или он есть, или его нет.

«Сценическое обаяние» может быть как положительное, так и отрицательное.

Например, возьмем всем известный пример – фильм «Брат»: Данила Багров (актер Сергей Бодров – младший) - положительное обаяние, его брат (актер Виктор Сухоруков) – отрицательное обаяние.

Но нам зрителю увлекательно, интересно, приятно наблюдать за существованием в кадре этих разнополюсных актеров. Наш глаз не устает ни от того, ни от другого.

У обоих присутствует магия «сценического (в данном случае - кинематографического) обаяния».



Сцена и экран обладают поистине магическим действием.

Порой красавцев в жизни – они превращают в серую посредственность, и – наоборот! Не спорю, существуют всемирно признанные эталоны мужской и женской красоты на сцене и экране. Например, Мерилин Монро – эталон женской красоты и сексуальности для многих американцев. Она была очаровательна и в жизни, и на сцене. Но, согласитесь, Мерилин Монро – никогда не была признана Великой Актрисой.

Мир «молился» на нее, как на икону очарования. К объективным факторам (критериям, которым невозможно исправить) я отношу, как кому бы ни показалось странным, чувство ритма.

Его спросили: - "Юрий Андреевич, можно ли без музыкального слуха стать актером?

Юрий Андреевич ответил:

«Слух нужен, хотя порой мы принимаем в театральный ВУЗ абитуриентов с приторможенным музыкальным слухом. Но если возникает проблема ритма, то тогда – все. И хочется взять человека, и даже иной раз берешь, но к третьему курсу понимаешь: это непреодолимо. Ребята без слуха начинают петь через ритмы, и слух налаживается. Но если ритм хромает, человек даже слышать и воспринимать не сможет, куда там воспроизводить. Педагоги выпускают его из вуза, понимая, что выпускают на гибель. Бог дал ему многое другое: обаяние, подвижность, хорошую восприимчивость – все в нем есть, а элементарное действие он выполнить не способен. Он может случайно проткнуть кого-то шпагой, нанести кому-то случайный удар, он выпадает из танцевальных номеров, а главное, он неподвижен в речи, а речь вся – на ритмах. Он не воспринимает особую стилистику автора, он везде одинаков: бубухает, бубухает, бубухает….»

И третьим «китом» из тех критериев, что даны абитуриенту Богом (после внешних данных и чувства ритма ), я считаю, это - внутренняя эмоциональность и заразительность.

Думаю, не стоит объяснять детально, что под этим подразумевается.

Для меня «заразительность» - это когда у меня от эмоционального переживания актера начинают по спине « бегать мурашки». Но в отличие от первых двух критериев, Вашу эмоциональность, к счастью, развить можно и ее в хорошем театральном ВУЗ е развивают.

И по окончании театрального ВУЗа хороший актер этим всю жизнь и занимается – он с каждой ролью «растит» свою эмоциональность , повышает градус воздействия на зрителя.