» »

Возможно, праздник произошёл после данного случая. Праздник Николы Зимнего: о ком это

24.09.2019

Святитель Николай - наиболее любимый и почитаемый в народе угодник. Не только на Руси, но и во многих странах мира он считается вторым после Бога заступником людей, покровителем земледелия и скотоводства, хозяином земных вод, спасителем всех странствующих на суше и на море. В сказаниях о его жизни описывается множество чудес, творимых им на благо людей, поэтому святого не без основания называют Николаем Чудотворцем, а помня о его особой благосклонности к тем, кого несчастье застало во время морского путешествия, еще и Николой Мокрым зовут.

Нет, пожалуй, ни одного города в христианском мире, где святителю Николаю не посвящался бы собор, монастырь или церковь. А за чудесные его деяния славят святого дважды в году. Первый раз 22 мая в день перенесения мощей Николая из города Миры в город Бары. Этого Николу вешним, теплым и травным называют. А 19 декабря - в день смерти святого - отмечают православные Николу зимнего, холодного.

Считается, что оба Николы погоду устанавливают, в декабре примечая: «Первые серьезные морозы - Никольские», «Подошел бы Николин день - будет и зима», «Какой день на Николу зимнего, такой и на Николу летнего», «Коли на Николин день заметет след - дороге стоять». А у земледельцев с Николой зимним свои приметы связаны: «Если день холодным и ясным выдастся - к урожайному году», «Перед Николой иней - овсы хорошо уродятся», «Сколько Никола зимний даст снегу, столько Никола вешний травы».

К Николе зимнему приурочивалась на Руси распродажа лишнего хлеба, поэтому повсеместно шло открытие шумных базаров и ярмарок с установлением единой цены на муку и зерно: «Никольский торг всему указ», «Цены на хлеб Никольский торг строит». И никто не боялся остаться обманутым, ведь за мошенниками сам Никола присматривал, по преданию, в свой день спускавшийся с небес на землю и обходивший ее из конца в конец.

А еще славился Никола зимний своими братчинами, в которых принимали участие лишь старшие в роду мужики. Молодежь к «никольщине» не допускалась, а, готовясь к святочным посиделкам, шила наряды и мастерила маски для ряженых, с завистью поглядывая на отцов, которые, оказывается, не только сеять да пахать были горазды, но и гулять могли отменно.

На Руси этот день считался своеобразным праздником примирения, потому что на Никольские братчины в гости созывались не только родственники и соседи, но и друзья с недругами. И в каждом доме непременно подавалось к столу хмельное, пенистое пиво, которое из чего только не варили, поражая гостей своей сноровкой и изобретательностью.

В церкви 19 декабря почитается память святого Николая. Известно, что жил он примерно в III веке на территории греческой колонии Патара в Малой Азии. С детства проникся христианством и практически сразу решил, что будет служить Богу. Целыми днями Николай пропадал в храме, молился, читал Священное Писание. Дядя Николая, епископ Патарский, отметил усердие своего племянника и распорядился сделать его чтецом, после чего возвел в сан священника. Родители Николая умерли, и все свое наследство он решил раздать неимущим. Значительно позже Николай становится епископом на территории города Мира (ныне это Грузия). Поскольку Николай был явным противником язычества и ревностным христианином. Святителя в народе считали главным помощником для осужденных за несовершенные деяния. Также Николай является покровителем купцов, детей и моряков. Ему часто молились и земледельцы, чтобы получить хороший урожай. Интересно, что именно день Николая часто считали сроком для проведения какой-либо сделки. Так, устанавливались цены на следующий период времени, братчины и т.д.

Утром 19 декабря люди обязательно отправлялись в церковь, служили молебны и только после этого накрывали богатые столы. Нельзя было грустить в день Николая – считалось, что это приведет к сильным морозам. Организовывалась 19 декабря большая распродажа хлеба, а потому, неудивительно, что в этот период проводились многочисленные ярмарки и базары. Практически всегда цена на зерно и муку была одинаковой, а потому, можно было не бояться того, что кто-то станет жертвой мошенников.

В день Николы Зимнего проводились братчины – люди мирились между собой и устраивали пушные застолья.

Верили, что святой Николай в образе седого старика ходит по улицам в этот день и совершает чудеса. Также дети утром 19 декабря спешили заглянуть под подушку – тем, кто вел себя хорошо, Николай дарил сладости. Поэтому, в народной культуре за ним закрепился образ Деда Мороза.

Николай покровительствовал и бракам, а потому, ему можно было молиться о счастливой семейной жизни. Он же провожал умерших людей в последний путь.

Народные приметы на 19 декабря

  1. Появился иней – в следующем году удастся собрать богатый урожай
  2. Какая погода на Николу Зимнего, таким будет день Николы Вешнего (22 мая)
  3. Морозный и солнечный день – примета того, что будет неурожай в следующем году
  4. Если человек родился 19 декабря, то в качестве оберега ему следует носить лазурит или родонит
  5. Если снег с дороги до Николиного дня заметает, то им и не стоять
  6. Ясная и холодная погода – будет богатый урожай летом
  7. Сколько снега на Николу, столько весной и травы будет

Св. Николая, архиеп. Мир Ликийских, чудотворца.

19 декабря - Никола чудотворец. Никола зимний, морозный

Когда Николая возводили в священный сан, епископ сказал, что тот будет великим пастырем. Однако молодой священник решил уйти в монастырь. Спустя какое-то время в обители ему был глас Божий, повелевающий идти к народу. И Николай отправился в Ликийский город Миры. Здесь как раз избирали епископа. Одному из участников этого избрания во сне было сказано, что епископом должен быть тот, кто наутро первым войдет в храм, и имя его будет Николай. Так Николай стал епископом и все труды свои посвятил пастве: всех принимал с отеческой любовью, выслушивал прошения и жалобы, мирил, помогал нуждающимся, защищал притесняемых. Однажды, узнав, что трое невинно осуждены на смерть, он поспешил к месту казни и вырвал меч из рук палача. Во время правления императора Диоклетиана (с 284 по 305 г.) епископа заключили в темницу, и здесь он стал утешителем узников. С воцарением в 306 году Константина Великого Николай возвратился к пастырскому служению и осуществлял его до глубокой старости.

Надо заметить, что несмотря на повсеместное почитание Николая чудотворца христианской Церковью (Восточной и Западной), критически обработанного жизнеописания его не существует. В известном житии, составленном святым Димитрием Ростовским и помещенном в Четьи-Минеи, черты жизни этого святого смешиваются с деяниями другого святого Николая, епископа Пинарского (также из Ликии), жившего двумя столетиями позже (в VI в.).

Имя святого Николая всегда было окружено множеством народных сказаний и легенд. Трудно, практически невозможно определить специальную область его покровительства.

Николай чудотворец — милостивый святой, он почитается у нас самым первым из всех святых заступником от любых бед и несчастий. Никола, Микола — так любовно, совершенно по-русски называют святого, и мало кто из крестьян задумывался над тем, где и когда родился этот народный заступник, кто он был по национальности. Никола милостивый, по народным представлениям, мудрый святой старик, который вечно ходит по дорогам России, совершая чудеса, помогая тем, кто трудится не покладая рук и ведет праведный образ жизни.

В отличие от других святых Никола не только молится, повелевает, указывает, предостерегает, он занят вполне земными делами, никогда не чурается даже черной работы и готов оказать помощь при любых обстоятельствах: сам идет за плугом, помогает мужику вытащить воз из грязи, берет в руки корабельный руль во время бури и благополучно доводит судно до пристани, лечит простых смертных и пр.

Это настоящий «мужицкий святой», к которому крестьянин обращается, что называется, запросто, но и чтит его «поболе всех святых». Николе посвящено огромное количество сказаний, легенд, духовных стихов, народных молитв, заговоров, пословиц и поговорок, где он выступает как покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных вод и «хранитель на водах», «податель» нищим и спаситель невинно осужденных, чудесный врачеватель. Пожалуй, нет таких обстоятельств, бед и нужд, в которых не проявилось бы участие святого угодника, причем участие бескорыстное. Последнее особенно подчеркивается народными рассказчиками. Достаточно привести один пример. Если Серафим Саровский или Андрей Первозванный, увидев нагую женщину (здесь она всегда блудница), наставляют ее на путь истинный и помогают только после того, как она заслужила прощение долгим странствованием по пустыни (они снимают с себя или просто подают ей одежду), то Никола поступает так же без всяких рассуждений и помыслов об исправлении человека: «Идет мужчина и прячется за кусты. А Николай Угодник его спрашивает: „Что ты прячешься за кусты?" А человек отвечает: „Смотри, я наг и гол". Николай Угодник снял все с себя и отдал. Он своей добротой в святцы-то и попал».

Никола после Бога — второй заступник.

Попроси Николу, и он скажет Спасу.

Всем богам по сапогам, а Николе боле, что ходит боле.

Для понимания роли и места Николы в народном православии чрезвычайно показательна легенда, известная повсюду в России. Она демонстрирует и особое уважение к народному заступнику, и объясняет, почему Николу празднуют дважды в году. Вот орловский вариант этой легенды, записанный в середине XIX века:

«Раз в осеннюю пору увязил мужик воз на дороге. Знамо, какие у нас дороги; а тут еще случилось осенью — так и говорить нечего! Мимо идет Касьян-угодник. Мужик не узнал его и давай просить: „Помоги, родимой, воз вытащить!" — „Поди ты,— сказал ему Касьян-угодник,— есть мне когда с вами валандаться!" Да и пошел своею дорогою. Немного спустя идет тут же Никола-угодник. „Батюшка, — завопил опять мужик, — батюшка! Помоги мне воз вытащить!" Никола-угодник и помог ему.

Вот пришли Касьян-угодник и Никола-угодник к Богу в рай. „Где ты был, Касьян-угодник?" — спросил Бог. „Я был на земле,— отвечает тот,— прилунилось мне идти мимо мужика, у которого воз завяз; он попросил меня: помоги, говорит, воз вытащить; да я не стал марать райского платья".— „Ну а ты где так выпачкался?" — спросил Бог у Николы-угодника. „Я был на земле; шел по той же дороге и помог мужику вытащить воз",— ответил Никола-угодник. „Слушай, Касьян, — сказал тогда Бог, — не помог ты мужику. За то будут тебе через три года служить молебны. А тебе, Никола-угодник, за то, что помог мужику воз вытащить, будут служить молебны два раза в год". С тех пор так и сделалось: Касьяну в високосный год служат молебны, а Николе два раза в год» [Афанасьев, 1990а, 78].

На самом деле, в народном земледельческом и церковном православном календарях несколько дней связано с именем Николай. Но по-настоящему большими праздниками считаются два Никольских дня — 22/9 мая и 9 декабря / 19 ноября, которые связаны друг с другом, предопределяют один другого:

Два Николы: один травный, другой морозный.

Никола зимний лошадь на двор загонит, Никола вешний лошадь откормит.

Какой день в Миколу зимнего, такой и в Миколу летнего.

На российских просторах с Николы зимнего наступают уже большие морозы, которые кое-где считаются первыми.

Первые морозы — Никольские.

Подошел бы Николин день — будет зима на санях (на санках).

Погода на Николу определяется предшествующими днями, прежде всего Михайловым днем (8 / 21 ноября), Юрьевым, Варварой и Саввой.

Никола загвоздит, что Егорий намостит.

Хвали зиму после Николина дня.

Преждевременные осенние морозы на Михаила оборачиваются оттепелью на Николу.

Коли на Михайлов день зима закует, то на Николу раскует.

Привезли зиму на санках до Николы, вот тебе и оттепель (воронеж.).

Коли зима до Николина дня след заметает, дороге не стоять.

По Никольской погоде, как и в случаях с другими большими праздниками, судят об урожае:

Перед Николой иней — овсы хороши будут.

Иней на Николу — к урожаю.

Поскольку с Николы устанавливается настоящий зимний путь, в деревнях начинаются приготовления к извозам, подрядам, продаже хлеба. Открываются Никольские ярмарки, где главным товаром является хлеб, хотя в некоторых местах такие ярмарки имели свой, специфический характер, обусловленный особенностями хозяйственной деятельности.

Цены на хлеб строит Николин (Никольский) торг.

Никола строит цену на хлеб.

Никольский обоз для боярской казны дороже золота.

Никольский торг всему указ.

В Кандалакше (Карелия) Николина ярмарка называлась оленьей, так как на нее приезжали саамы с продуктами оленеводства — шкурами, пантами и пр.

На Среднем Урале с Николы зимнего до Сретенья (15 февраля) заготавливали лес для строительства жилья, так как в это время «лес спит», то есть приостановлено сокодвижение.

Очень важной датой считался Николин день в Поморье: здесь он являлся границей зимней и осенней путины. К этому времени заканчивался лов семги, наваги, камбалы, мурманский тресковый лов — и промышленники возвращались домой. С Николы зимнего начинались морской зверобойный промысел и подледный лов наваги и сельди.

Главное, что выделяло день зимнего Николы, это понимание его как последнего годового праздника. Николин день, справляемый ровно за месяц до Крещения, завершает собой старый год. Согласно народному пониманию, год в течение своих двенадцати месяцев «проживает» весь жизненный цикл — рождаясь в начале января, с первым увеличением дня, он постепенно растет, взрослеет, матереет и, наконец, старится и умирает к моменту зимнего солнцестояния.

В сознании земледельца отдельные циклы, сезоны годового круга соотнесены с половозрастными характеристиками и периодами человеческого бытия. Так, начало года мыслится в категориях детства, ранняя весна соотнесена с отрочеством, расцвет весны — это юность года, середина лета — брачная пора, время жатвы — зрелость с ее плодоношением, «родами земли» (отсюда и слово «урожай»), а конец осени — начало зимы — старость года. Вот почему практически у всех народов Европы Николай (Санта-Клаус) представляется стариком с белой бородой, с посохом, он как бы принимает на себя функции старого, уходящего года (нынешний традиционный Дед Мороз это и есть трансформированный Никола, Санта-Клаус, Пер Ноэль). Вот почему он так тесно связан с детьми как олицетворением начала, роста, нового, которое закономерно приходит на смену отживающему, старому.

В России Никольщина — праздник стариков. Но в нем отведено свое место и молодежи — веселым вечеркам, гаданиям, хороводам, играм с поцелуями.

«Под именем Никольщины,— писал С.В.Максимов,— следует разуметь неопределенный числом дней праздничных период времени, предшествующий и следующий за зимним Николой. Это празднество всегда справляют вскладчину, так как одному не по силам принимать всех соседей. В отличие от прочих — это праздник стариковский, большаков семей и представителей деревенских и сельских родов. Общее веселье и охота на пиво длятся не менее трех-четырех дней, при съезде всех ближайших родственников, но в избранном и ограниченном числе. Неладно бывает тому, кто отказывается от складчины и уклоняется от празднования: такого хозяина изводят насмешками в течение круглого года».

Никольщина — любимый праздник, на котором всегда много угощений, главным образом пирогов и пива, приготовленного особым способом, специального «Никольского» пива.

Никольщина красна пивом да пирогами.

В Николин день во всяком доме пиво.

Для кума Никольщина бражку варит, для кумы пирожки печет.

Звали бабы Никольских ребят брагу варить, а того бабы не ведали, что ребята только брагу пьют.

Горевал мужик на Николыцине, зачем она не целый год живет.

Веселилась Маланья на Николин день, что мирскую бражку пьют, а того Ма- ланья не ведает, что за похмелье мужиков бьют.

На Никольщину зови друга, зови врага — оба будут друзья.

Никольщина не ходит с поклоном на боярский двор.

Господская Никольщина на санках по улицам бежит, а деревенская в избе сидит да бражку пьет.

О гуляньях на Николу не зря говорили: Что наковал, то и прониколил. Дониколился до сумы. (Случалось, что в праздничные дни спускали то, что трудом наживалось в течение месяцев.)

На Никольщину едут мужики с поглядкой, а после Никольщины валяются под лавкой.

Знать мужика, что Никольщину справлял, коли на голове шапка не держится.

Никольскую брагу пьют, а за похмелье бьют.

С Николы начинались молодежные святочные посиделки или шла подготовка к ним. Девушки и парни договаривались об откупе избы у какой- нибудь бедной одинокой старухи или у вдовы, заготавливали дрова, лучины, принимались за изготовление святочных масок для ряженых и костюмов для разыгрывания пьес и сценок из репертуара традиционного народного театра.

На Николу в Тюменском крае собиралась молодежь на вечерку «с исключительной целью поиграть». Собиратель и знаток местного фольклора и обычаев Ф. Зобнин пишет: «Тогда совсем не берут прялиц да швеек или, если и берут, то разве для славы. Придут молодцы и скажут:

— Ну-ко, девисы красны, песенку нам!

Не отказывать станешь. В этих случаях поют уже не проголосные песни, а особые, которые поются скоро и неизбежно оканчиваются приглашением поцеловаться. Вот одна из таких песен:

Косят девки лебеду, лебеду

Телятишкам на еду, на еду.

Телятишки не едят травку,

Разженатый не солуй [целуй] девку.

Хоть того хуже холостой, холостой,

Разженатой под полатями постой.

Посолуй-ко меня, парень молодой.

Во время пения подобных песен молодцы ходят по комнате взад и вперед, взявшись за руки, и по окончании песни приглашают девиц целоваться».

В Воронежском крае зимой начало сватовства — с Николы. В этот день служат молебны те, кто думает женить или жениться. То же зафиксировано и в Нижегородских землях (Заветлужье): пора сватовства начиналась с зимнего Николы — С Николы к невестам ворота полы.

Выбирай не невесту, а сваху.

У доброй свахи женихи с невестами все на перечете.

Без нашей свахи и девка не заневестится.

Сваха лукавая — змея семиглавая.

Никто против свахи не соврет.

Одна только сваха за чужую душу божится.

Чужую сторону никто против свахи не нахвалит.

Сваха чужие грехи на душу принимает.

На свашенькиных речах хоть садись да катись.

Люди хвастают — не перелезешь; сваха схвастает — на коне не перескочишь.

Свату первая чарка и первая палка.

Хорошую невесту и на печи найдут.

Худ жених сватается — хорошему путь кажет.

Не заламывай рябину не вызревшу; не сватай девку не вызнавши.

Один женился — свет увидел, другой женился — свет невзвидел (с головой пропал).

Доброю женою и муж честен.

Николай Чудотворец 19 декабря 2017 года: что это за праздник, как его отмечают, приметы этого дня, церковные и народные традиции, история. Каждый год 19 декабря верующие люди славят память Николая Чудотворца.

Святитель Николай Чудотворец – это один из самых почитаемых на Руси Святых. День его памяти православная церковь празднует дважды. Ежегодно 11 августа православные славят рождение Николая, а 19 декабря чтят день его смерти.

Чудотворцем в народе прозвали Николая за то, что молитва, обращенная к нему, имела чудодейственную силу. История гласит, что при помощи таких молитв больные люди исцелялись, страждущие обретали успокоение, а ищущие получали наставление на путь истинный. Христиане также зачастую называют Николая Чудотворца Угодником. Объясните простое – великая праведность и его богоугодные дела.

Николай Чудотворец 19 декабря 2017 года: история праздника.
Согласно истории, Николай Чудотворец был рожден в обеспеченной и праведной семье. Его отец и мать занимались благотворительностью, искренне стремясь помочь нуждающимся людям. Николай, будучи ребенком, уже избрал для себя жизненный путь. С малых лет он часто посещал церковь, изучал Священное Писание, много времени проводил за молитвами. Повзрослев, он стал сначала чтецом, после священником.

Милосердие, сострадание, готовность помочь каждому – вот основные качества Святого, за которые христиане искренне его любили. Его молитвы имели огромную силу. История гласит, что они помогали морякам не погибнуть в сильный шторм, а несправедливо заключенным освободиться от оков.

Истории неизвестен точный год смерти Николая Чудотворца. Известна лишь дата – 19 декабря. Именно в этот день православный мир ежегодно отдает дань памяти Святому.

Православная церковь особо почитает Николая Угодника. Ему посвящено большое количество церквей и монастырей. В народе этот день получил название Никола Зимний.

Николай Чудотворец 19 декабря 2017 года: приметы этого дня, церковные и народные традиции .
По традиции православные в этот день отправляются в храмы, обращаются с молитвами к Николаю Чудотворцу. А позже собираются за семейным обедом. Нужно помнить о том, что праздник выпадает на время По этой причине нужно соблюдать ограничения в еде.

В старину же на Руси Николай Чудотворец, именуемый в народе Никола Зимний, отмечался с большим размахом. По народной традиции в этот день было принято собираться всей роднёй под одной крышей. Празднование длилось несколько дней. Накрывался богатый стол, на котором обязательно были пироги. Этими пирогами люди встречали Николу Зимнего и задабривали зиму.

Молодежь на Николу 19 декабря начинала готовиться к Святкам. Также в этот день начинали сватовство.
В народе верили, а многие верят и сейчас, что 19 декабря Николай Угодник обходит землю. Он разгоняет злых духов и помогает нуждающимся.

Николай зимний, Чудотворец . Николай Чудотворец был одним из самых почитаемых святых на Руси. Пора никольских морозов. По народному поверью, Николай - угодник в образе доброго дедушки проходит по земле, разгоняя все темные силы. Святитель Николай считается покровителем путешественников и мореплавателей. И является одним из самых почитаемых святых во всем православном мире.
Николай - угодник считается и покровителем браков. На Николу любят приговаривать: Суженого конем не объедешь. Кому на ком жениться, тот в того и родится, - тем самым подтверждая веру в могущество святого Николая связывать судьбу суженых. После свадебного сговора обычно творили молитву этому святому, чтобы оградить будущий брак от неудачи.
Два Николы: один с травой, другой с морозом. Сколько Никола Зимний даст снегу, столько Никола Вешний даст травы. На Николу зима с гвоздем ходит. Хвали зиму после 19 декабря. Зима на Николу заметает - дороги не бывает. Хвались зимой по Николе! Красна Никельшина пивом да пирогами. Никольскую брагу пьют, а за похмелье бьют. Никола строит цену на хлеб.

Никола зимний. Пора никольских морозов.
Сверчок за печкой сильно трещит - к теплу и снегопаду.
Если дует южный ветер при понижающемся атмосферном давлении, то следует ждать потепления или снегопада.
Крупный рогатый скот по дороге на водопой брыкается и фыркает - к непогоде.
В Николин день во всяком доме пиво.
На николыцину и друга зови, и недруга зови.
Перед Николой иней - овсы хороши будут.
Иней на Николу - к урожаю.

Другие народые приметы декабря.

Коли в декабре снег привалит вплотную к заборам - плохое будет лето; коли же останется промежуток - урожайное.
Коли в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промёрзшая земля - то это к урожаю.
Грачи-зимовщики - к теплой зиме.
Если в декабре снег глубокий - хлеб уродится хороший.

Русские народные приметы и суеверия.

Ведьма ребенка унесла. Его ведьма заела. Ведьма корову выдоила, испортила (кровью доится).
Дедушка домовой! Прошу твою милость с нами на новожитье; прими нашу хлеб-соль, мы тебе рады, только мы пойдем дорогой, а ты стороной (при переходе в новую избу хозяин говорит это, держа в одной руке икону, в другой ломоть хлеба с солью).
Змеи оттого не кусаются, что Стенька Разин их заговорил (в Астрахани, где большей частью змеи водяные, не ядовитые).
Оборотнем (зловещим) поперек дороги мечется.
От вора вокруг двора обносят человеческий череп.
Хозяин, стань передо мной, как лист перед травой: ни черен, ни зелен, а-таким, каков я; я принес тебе красно яичко (заклинание для вызова домового, в полночь, и он является).
Чихнешь в понедельник натощак - к подарку, во вторник - к приезжим, в среду - к вестям, в четверг - к похвале, в пятницу-к свиданию, в субботу - к исполнению желаний, в воскресенье - к гостям.