» »

Жизнь и смерть попа гапона, посеявшего бурю. Кто такой поп Гапон

17.05.2022

Что в наше время теория и практика впаривания народу второсортных и залежалых товаров достигла высочайших вершин. Но по сравнению с теорией и практикой впаривания второсортных, залежалых и совсем тухлых идей и идеологий, эта теория отстаёт и отстаёт значительно, хотя и та, и другая используют глубокие знания психологии человека, лазейки в его подсознании, способы организации массового психоза и прочая, и прочая. В мы говорили о том, как Википедия травила газом тамбовских крестьян. Посмотрим, как изворачивается Вики, преподнося историю Кровавого Воскресения, очередную годовщину которой мы отмечаем 9 января. Берём статью "Гапон, Георгий Аполлонович". Пишет Вики: "Другой расхожий миф о Гапоне состоял в том, что он был платным агентом царской охранки. Исследования современных историков не подтверждают этой версии, так как она не имеет под собой документальных оснований. Так, согласно исследованиям историка-архивиста С. И. Потолова, Гапон не может считаться агентом царской охранки, так как никогда не числился в списках и картотеках агентов охранного отделения . "Расхожий миф" создан товарищем Сталиным в его "Кратком курсе истории ВКП(б)". Пишет товарищ Сталин : "Ещё в 1904 году, до путиловской стачки, полиция создала при помощи провокатора попа Гапона свою организацию среди рабочих -- "Собрание русских фабрично-заводских рабочих". Эта организация имела свои отделения во всех районах Петербурга. Когда началась стачка, поп Гапон на собраниях своего общества предложил провокаторский план: 9 января пусть соберутся все рабочие и в мирном шествии с хоругвями и царскими портретами пойдут к Зимнему дворцу и подадут царю петицию (просьбу) о своих нуждах. Царь, дескать, выйдет к народу, выслушает и удовлетворит его требования. Гапон взялся помочь царской охранке: вызвать расстрел рабочих и в крови потопить рабочее движение". Как же опровергает ВИКИ утверждения товарища Сталина о связи попа Гапона с царской охранкой? А вот как. Ниже в этой же статье ""Гапон, Георгий Аполлонович" русским по белому утверждается: Осенью 1902 года Гапон был познакомлен с начальником Особого отдела Департамента полиции Сергеем Зубатовым. Зубатов занимался созданием подконтрольных полиции рабочих союзов, и Гапону было предложено принять участие в этой работе. Цель Зубатова состояла в том, чтобы созданием легальных рабочих организаций парализовать влияние, оказываемое на рабочих революционной пропагандой. То есть, платным агентом охранки поп Гапон не был, но был на связи лично у товарища Берия тех времён - начальника Особого отдела Зубатова, автора и режиссёра печально знаменитой "зубатовщины". Ничего себе, кульбит! Но и это ещё не всё. Далее в той же(!) статье: Последней финансовой операцией Гапона была сделка о получении 100 тысяч рублей от Департамента полиции за информацию о террористических замыслах партии эсеров То есть, платным агентом полиции Гапон не был, но на связи у руководства полиции состоял, и денюжки из их рук исправно получал. Интересная логика у Википедии и её кукловодов! Дальше - больше. В той же самой статье Вики, наконец-то пишет прямо и недвусмысленно, открытым текстом: Гапон, безусловно, сотрудничал с Департаментом полиции и даже получал от него крупные суммы денег. Но это сотрудничество не носило характера агентурной деятельности. По свидетельству генералов А. И. Спиридовича и А. В. Герасимова, Гапон был приглашён к сотрудничеству с Департаментом полиции не в качестве агента, а в качестве организатора и агитатора. Задача Гапона состояла в том, чтобы бороться с влиянием революционных пропагандистов и убеждать рабочих в преимуществах мирных методов борьбы за свои интересы. В соответствии с этой установкой Гапон поставил дело агитации в отделах "Собрания", где сам Гапон, его ученики из числа рабочих и приглашённые лекторы разъясняли рабочим преимущества легальных методов борьбы. Департамент полиции, считая эту деятельность полезной для государства, поддерживал Гапона и время от времени снабжал его денежными суммами. Сам Гапон, как руководитель "Собрания", ходил к должностным лицам из Департамента полиции и делал им доклады о состоянии рабочего вопроса в Петербурге. Выходит, товарищ Сталин-то был прав, оценивая деятельность попа Гапона! Правы были и эсеры, включая , которые вынесли приговор провокатору Гапону и исполнили его, ни минуты не сомневаясь в справедливости содеянного. А Вики - ну, что Вики? "Служба такая!", - как говаривал один из героев Ильфа и Петрова. То же самое можно сказать и про "исследования современных историков", на которые ссылается Вики. 2 января 2013 года Москва

А был ли Гапон агентом охранки?

Чтобы ответить на вопрос, был ли священник Георгий Гапон провокатором, Эдуард ХЛЫСТАЛОВ много лет работал в закрытых архивах, изучил тайны вербовки сексотов царской охранки, их доносы, оплату труда, технику конспирации, проанализировал многотомную переписку выдающихся сыщиков — А.Герасимова, П.Курлова, С.Зубатова, А. Спиридовича, А. Лопухина, труды перешедших на сторону революции ответственных чинов полиции М. Бакая, А. Менщикова, деятельность тайных агентов - Азефа, Житомирского, Батушанского, Малиновского, Цейтлина, Гернгрос, Мааса, Загорской, десятки уголовных дел, из которых «выводились» полицией осведомители, и многие другие подлинные документы тех лет.


Избит, повешен, ограблен

Утром 30 апреля 1906 года владелица дач в поселке Озерки (пригород Санкт-Петербурга) 3вержинская прибежала к местному уряднику с необычным заявлением. Больше месяца назад к ней обратился некий господин Путилин с просьбой снять на все лето дачу. 24 марта этот господин, заплатив 40 рублей аванса, получил от нее ключи. Со слов дворника Николая, он был здесь дважды, но вот уже более четырех недель не появляется. Подозрение и благонадежности господина Путилина вызвало то, что никаких вещей он на даче не оставил, а из-за закрытой двери на втором этаже доносится неприятный запах.

Урядник Людорф приказал взломать дверь. У самого входа на железной вешалке, прибитой к стене, висел труп молодого мужчины, прикрытый меховым пальто с бобровым воротником. Неестественно длинная шея схвачена петлей, лицо изуродовано. С убитого сорван галстук, рядом валялись боты, пустая пивная бутылка и стекло от разбитого вдребезги стакана.

Полицейский сразу узнал в повешенном бывшего священника Гапона, без вести пропавшего 1 апреля.

Судмедэксперт констатировал: на теле многочисленные следы побоев и пыток... У убитого были похищены бумажник и ключ от несгораемого сейфа.

Расследование по факту зверского убийства дало немногое. Сотрудники полиции вели наружное наблюдение за эсером Рутенбергом. 26 марта тайный агент доложил о поездке фигуранта в Озерки. На следующий день Рутенберг вновь ездил в Озерки, но на этот раз в Петербург не возвратился, а 30 марта срочно выехал за границу.

Полиция сразу заподозрила эсера в убийстве и потребовала от Людорфа выяснить, «имело ли место пребывание Гапона в Озерках 26, 27 и 28 марта». На что урядник телеграфировал в департамент: «Пребывание... в указанные дни не установлено».

А Рутенберг к тому времени уже был вне досягаемости царской охранки...

Агент- камикадзе (версия большевиков)

9 января 1905 года в Петербурге произошло событие, вошедшее в историю России как «кровавое воскресенье».

Сотни тысяч рабочих столицы, забастовали и по призыву отца Гапона пошли к Зимнему дворцу, чтобы подать Николаю II петицию. Мирная манифестация была расстреляна правительственными войсками.

Революционеры распространили слух, что число жертв около пяти тысяч, а сам расстрел — провокация, результат сговора правительства с Гапоном, тайным полицейским агентом. Священный синод Русской православной церкви лишил Гапона духовного звания и предал анафеме. Описывая кровавую бойню 9 января, историки почему-то «забывали» небольшой нюанс: если священник действительно был провокатором, по логике, он должен был идти за спинами рабочих, чтобы под беспорядочным ураганным огнем не получить пулю первым. Но факт: Ганон шел впереди демонстрантов, готовый за общее дело на смерть.

Охранка сообщает

Георгий Аполлонович Гапон родился в 1870 году в селе Беляки Полтавской области. Семья крестьянская, отец волостной писарь. Георгий, сызмальства пастух, после окончания школы поступил в Полтавское духовное училище. Мечтал быть врачом, но дочь богатого помещика убедила его стать священником: мал, «врачевать души людей гораздо полезнее, чем лечить болезни». Гапон окончил в семинарию, выдержал трудный экзамен в Петербургскую духовную академию.

Первый документ о деятельности Гапона я нашел в архивах царской охранки. Некий агент но кличке Проня подал рапорт о том, что «неизвестный человек вел в чайной разговор о справедливости в обществе». Проня проследил, где живет этот человек, и выяснил его имя — «Георгий Гапон, жилец гостиницы Соломатина».

Подвижническую деятельность отца Георгия замечает императрица. Он знакомится с известными общественными деятелями, художниками, артистами, писателями. На проповеди Гапона приходят сотни верующих. Дьякон церкви на Галерной гавани написал на него донос, указав, что тот касается вопросов политики, дает «сомнительные советы прихожанам». В охранке срочно принимают меры. Агент Охломов (псевдоним Юрист) докладывает в отчете: «В проповеди священник Гапон говорит о том, откуда обездоленный человек может ждать помощи.
Обращаясь к тем, кто уповают не на Бога, а на разных политиков, он призвал не верить социал-демократам, так как все они... инаковерцы, и призвал молить Бога, чтобы царь сам даровал своему народу лучшую жизнь...
Проповедь слушалась с удивительным вниманием...»

Зубатовщина

Судьба сводит Гапона с выдающимся человеком — одним из руководителей Департамента полиции Сергеем Васильевичем Зубатовым. Помимо своих прямых обязанностей, тот занимался организацией рабочего движения, был в числе создателей «Собрания рабочих» в Петербурге. Дружбу с Зубатовым позже истолкуют как предательство и связь с охранкой.

Зубатов так организовал работу московского охранного отделения, что заниматься революцией в Москве было делом бесполезным. В его руках сосредоточивалась информация сотен тайных осведомителей из всех партий и преступных сообществ, он ежедневно проводил операции по задержанию боевиков-террористов, принимал решения по сотням депеш, приказов, циркуляров, встречался на конспиративных квартирах со своими сексотами...

В конце прошлого столетия в западных 1-убсрниях империи образовались довольно разветвленная, тщательно законспирированная сеть противоправительственных революционных организаций. Местная полиция оказалась бессильной что-либо противопоставить заговорщикам. Зубатов, находясь от подполья за сотни верст, внедрил в их ряды своих лучших филеров, выявил всех руководителей и одним махом задержал. «Добивайтесь улучшения жизни трудя -щихся легальным путем, — говорил он на допросах. — Объявляйте забастовки, предъявляйте хозяевам ультиматумы, но не втягивайте молодых неопытных людей в преступные группировки, в убийства чиновников и полицейских...»

Летом 1903 года Г. Шаевич в Одессе организовал забастовку, которая стихийно переросла в вооруженную стычку с полицией. С обеих сторон были жертвы. В результате Шаевича отправили в Сибирь, а Зубатова, не имевшего к событиям никакого отношения, из полиции уволили и сослали во Владимир. Помимо него, министр внутренних дел Плеве уволил многих выдающихся сыщиков, развалив отлаженную машину царской охранки, а сам стал жертвой бомбы террориста Егора Сазонова.

От Зубатова руководство «Собранием рабочих» перешло к Гапону.

Главарь и подстрекатель

Гапон писал: «Идея общества заключается в стремлении свить среди фабрично-заводского люда гнезда, где бы Русью, настоящим русским духом пахло, откуда бы вылетали здоровые и самоотверженные птенцы на разумную защиту своего царя, своей Родины и на действительную помощь своим братьям-рабочим». Священник объединял не люмпен-пролетариев, не лодырей и пьяниц, а высокооплачиваемых, квалифицированных рабочих. Он организовал учебу, воскресные концерты и лекции.

Начавшаяся в 1904 году русско-японская война усугубила положение рабочего класса. Для организации массовых беспорядков и срыва военных заказов правительство Японии выделило огромные денежные средства и через сиониста Циллиакуса передало эсерам и социал-демократам. Сбор средств на русскую смуту организовали и в европейских странах с сильными еврейскими общинами. Лондонская «Еврейская хроника» обнародовала суммы: германские евреи — 115 000 фунтов (1 150 000 рублей); английские — 149 341; американские — 240 000; французские и австрийские — 370 000. На эти деньги приобреталось оружие, издавались революционные газеты,листовки, содержались партийные функционеры.

Слушая на собраниях жалобы на рабские условия жизни, штрафы за малейшую провинность, массовые увольнения, Гапон убеждал рабочих, что царь просто не знает всей правды, в противном случае принял бы все меры к «защите своих детей». Так родилась идея пойти с петицией к царю. Ее подхватили сотни тысяч людей, и остановить их было уже невозможно. «Ну что же, — сказал Гапон. — Свобода такой цветок, который не расцветает до тех пор, пока земля не будет полита народной кровью!»

Утром 9 января правительство предприняло меры по предотвращению демонстрации: развели мосты через Неву, ввели поиска в город, Однако со всех концов Петербурга рабочие колоннами шли к центру города — в руках иконы и хоругви. К ним присоединились боевики-революционеры, любопытные. Толпа росла. Собралось более 200 тысяч. В районе Невской заставы — цепь солдат. Офицер дал команду разойтись. Толпа медленно приближалась. Раздалась команда «пли»: первый выстрел поверх голов, второй по ногам. Снег обагрился кровью, все бросились врассыпную...

Засланный казачок

Накануне «кровавого воскресенья» рядом с Гапоном крутился некто «инженер» Рутенберг. И хотя «Собрание» не допускало на свои заседания чужих, для него было сделано исключение. Священник от частых выступлений охрип, и предприимчивый инженер кричал в толпу его слова. Теперь мы знаем, что Рутенберг оказался рядом с Гапоиом не случайно. Один из вождей эсеров Б. Савинков писал: «Наш блистательный вождь Чернов поручил ему пасти этого попа, чтобы иметь возможность его громкое имя вплести в терновый венок славы нашей многострадальной партии».

Рутенберг оказался рядом и около Нарвских ворот. Священник от выстрелов не пострадал, его увели во двор соседнего дома. Что удивительно, у инженера при себе оказались ножницы(!!!), которыми он тут же подстриг (в целях конспирации) длинноволосого Гапона. Рабочие вырывали из рук «ловкого парикмахера» пряди волос и уносили как священную реликвию на память. Отца Георгия переодели в костюм рабочего и спрятали.
Вскоре ему удалось уехать за границу.

Цветы эмиграции

Гапон был лишен не только церковного знания, но и объявлен опасным преступником. Он обвинялся в том, что «с крестом на груди, в одежде духовного отца предал свой сан и вступил в преступное сообщество еретиков и халдеев, вы-полнявших в России предательскую роль».

В ответ Гапон проклял «солдат и офицеров, убивающих своих невинных братьев», а царя объявил «изменником»...

Вожди всех партий шли к Гапону на прием, всячески обхаживали его. За рукопись книги «История моей жизни» он получил пятьдесят тысяч франков, что гарантировало безбедную жизнь, на долгие годы. В Женеве Гапон пытался объединить всех революционеров в одну партию, не понимая разницы между их целями. Над ним подсмеивались, упрекая в незнании учения Маркса — Энгельса, а он заявлял, что всю социал-демократию сметет с лица земли.

Эсеры выманили у него деньги якобы для покупки оружия, на революцию в России, но снаряженное судно — по «странному стечению обстоятельств» — садится на мель и погибает. Сам Гапон, сопровожяаяший груз лично, выплыл чудом... Сегодня можно утверждать, что это было первое реальное покушение на его жизнь.
17 октября Николай II опубликовал манифест об амнистии преступников, Гапон едет в Петербург.

Гапон-кампания

Рабочими он встречен как герой. Социал-демократы писали за границу, что Гапон полностью владеет инициативой в рабочем движении. В декабре 1905-го революционеры потребовали от Гапона вывести рабочих Петербурга на улицы и поддержать восстание в Москве, но он категорически отказался устраивать новую бойню. Именно в это время газеты начинают публиковать материалы с намеками на тайные связи с охранкой. Кампания против Гапона приобретала оскорбительный характер. Он возмущался, собирал руководство «Собрания», требовал доказательств. В это время один из рабочих активистов, некто Петров, ушел в подполье, откуда разразился серией антигапоновских заметок, немедленно опубликованных газетами. Тогда он опубликовал следующее заявление:

«Мое имя треплют теперь сотни газет — и русских и заграничных. На меня клевещут, меня поносят и позорят. Меня, лежащего, лишенного гражданских прав, бьют со всех сторон, не стесняясь, люди разных лагерей и направлений: революционеры и консерваторы, либералы и люди умеренного центра, подобно Пилату и Ироду, протянув друг другу руки, сошлись они в одном злобном крике: -«Распни Гапона — вора и провокатора! Распни гапоновцев-предателей!» Правительство не амнистирует меня: в его глазах я, очевидно, слишком важный государственный преступник, который не может воспользоваться даже правом общей амнистии. И я молчу. И молчал бы дальше, так как прислушиваюсь больше к голосу своей совести, чем к мнению общества и газетным-нападкам...
Совесть моя чиста. 18 февраля 1906 года
Гапон».

Поп «супер-Иуда»

Разобраться, был ли Гапон агентом охранки, в сущности, не так сложно.

В царской России полиция охотно пользовалась услугами осведомителей, но по секретным законам империи категорически запрещалось вербовать таковых среди церковнослужителей и депутатов Госдумы.

Если все же предположить, что в этом случае закон был грубо нарушен, на «агента Гапона» обязаны были завести личное- дело с грифом «хранить вечно». Но где оно? Среди почти двух тысяч сексотов, выданных революционерам «перебежчиками отполиции»М. Бакаем и А. Менщиковым, имени Гапона не было. Во вскрытых большевиками в 1917 году архивах МВД и жандармерии до сегодняшнего дня ни один историк не нашел ни одного документа, подтверждающего его связь с полицией. (А ведь если Гапон получил хотя бы копейку, это было бы зафиксировано в финансовых документах.)

Основным доказательством, компрометирующим Гапона, до сих пор является утверждение Рутенберга, что якобы «отец Георгий предложил ему стать агентом и за 25000 рублей выдать приготовление какого-ни6удь террорисигческого акта». Сразу вызывает сомнения сама цифра. Чтобы представить значимость этой суммы, сравним ее с жалованьем царского губернатора, получавшего 500 рублей в месяц. Рабочие тогда зарабатывали не более 200 рублей в год. Такой «гонорар» не выплачивали даже самым ценным агентам за предотвращение крупнейших тер-рористических актов. Например, Кальман Альбаум получал 75 рублей и месяц, Зинаида Гернгрос — 500 рублей, Лев Голинберг за доносы на Ленина и Крупскую — 40, а затем 50 рублей, Мовша Дликман ко 250 рублей и т.п.

Сомнительность заявления Рутенберга еще и в том, что сам он в партии эсеров был слишком маленьким человеком, «пешкой», о чем полиция, разуме -ется, великолепно знала, к тому же он давно ходил под «наружкой».

Джентльмены у дачи

Поднятая вокруг бывшего священника кампания клеветы окончательно подорвала его здоровье. Жена тайно увезла Гапона в Финляндию, в Териоки, где сняла комнату на даче хозяйки Пяткинен. Эсерам все же удалось его выследить. 24 февраля 1906 года в 12 часов дня Рутенберг явился к Гапону и предложил ему в тайном месте встретиться с важным революционером. Сейчас уже известно, что у Рутенберга был план: обманным путем посадить. Гапона в повозку, в пути заколоть ножом, труп бросить в лесу в глубокий снег — до весны ищи-свищи...

Несмотря на категорическое возражение жены, Гапон надел шубу, сунул в карман пистолет и сел в санки. Как только отъехали от дачи, «наемные извозчики» узнали свою будущую жертву и отказались ехать.

Еще дважды Рутенберг пытался вытащить Гапона — 5 и 10 марта. Воспротивилась жена, выгнала его вон.

Заподозрив неладное, увезла мужа в Петербург. Тогда эсеры снимают на подставное лицо, Путилина, пустующую дачу в Озерках...

Внешний вид дачи, в которой был повешен Г.А.Гапон.

Описывая подробности расправы, Рутенберг заявлял, что свидетелями их разговора с Гапоном были несколько рабочих. Услышав предложение отца Георгия стать агентом, «они не выдержали, выскочили из укрытия и повесили предателя». Лично я с огромным трудом представляю себе «рабочих», которые чуть что пихают человека в петлю. Если бы это были коллеги по «Собранию», что помешало им устроить третейский суд (что тогда широко практиковалось в таких случаях) и осудить Гапона публично? Выходит, эти люди оказал ись в Озерках с заведомой целью — убийство. Даже веревка для повешения была приготовлена заранее...

В книге «Провокаторы и террор» (Тула, 1927 г.) Л. Дейч написал, что знает фамилии всех участников убийства и даже с одним из них разговаривал: «... Встретив на станции Гапона, Рутенберг привел его на дачу, где в одной из комнат уже поместились трое рабочих. Гапон, думая, что они одни и никто их не может слышать, был цинично откровенен... Среди нас был молотобоец Павел...он лично знал Гапона. «А вот ты каков!» — воскликнул он и бросился на Гапона. Тот стал на колени, начал просить: «Товарища, братцы, не верьте тому, что слышали. Я по-прежнему за вас, у меня своя идея». ...Павел, повалив его, стал душить своими железными руками... Я схватил веревку, которую, видимо, оставил дворник, когда принес дрова, и закинул петлю на шею Гапона. После этого мы потянули его в переднюю, где повесили на вбитый над вешалкой крюк».

Труп Гапона на даче в Озерках.
Рисунок из газет

Анти-Герой Советского Союза

Почему даже много лет спустя ни товарищ Дейч, ни «молотобоец Павел» не называют подлинных имен убийц-рабочих? Почему скрывал свое участие в акции возмездия «молотобоец Павел»? (Например, один из могильщиков царской семи Ермаков не скрывался, а, наоборот ежегодно открывал демонстрацию в Свердловске, в первых рядах гордо неся красное знамя.) Рутенберг писал, что ему приказал убить Гапона сам Евно Азеф (Азеф в течение 16 лет был одним из руководителей партии эсеров и одновременно тайным агентом охранки. Э.Х.). Если так, то причем тут «стихийная несдержанность рабочих»?! Странно, что ни Дейч, ни публикатор записок Рутенберга Владимир Бурцев не спросили риторически: с какой целью Гапона пытали, ведь на трупе были следы ужасных пыток?

Последние месяцы жизни Гапона и последовавшие за его гибелью события полны таинственных загадок, не раскрытых до сих пор. Я уверен: Гапон располагал какими-то очень важными документами, которым сам придавал исключительное значение. В частности, знал о получении вождями революции огромных сумм на организацию смуты в России и неоднократно подчеркивал, что Бог его миловал от этих денег.

«Когда они (документы. — Э.Х.) будут опубликованы, многим не поздоровится а в особенности... (он. назвал одно громкое имя, с которым тесно связана история появления манифеста 17 октября. Им всем хочется поднимать и опускать рабочую массу по своему усмотрению об этом мечтал еще Плеве, но они ошиблись в расчетах», — писал В. Грибовский о высказываниях Гапона (Исторический Вестник. 1912. март).

Гапон прятал эти документы у надежных людей, в конце концов, передал их своему адвокату Марголину. После убийства Гапона Марголин с бумагами выехал за границу, но там неожиданна скончался при невыясненных обстоятельствах, а документы бесследно пропали.

Интересно, что сам Рутенберг сразу «завязал» с эсерством и уехал сначала в Италию, а затем, сменив фамилию, строил в Палестине еврейское государство, где сделал карьеру, став миллионером. В 1927 году в советских журналах была опубликована фотография грандиозных похорон, подписанная толькодвумя словами «Похороны Рутенберга». Какую такую важную услугу оказал он большевикам, что его столько лет не забывали и даже отвели много места в советских энциклопедиях?

Участники похорон священника Г.А.Гапона на его могиле на Успенском кладбище.

Гапона хоронили 3 мая 1906 года на Успенском городском кладбище в присутствии почти 200 человек. Могилу завалили венками и цветами. Исправник Колобасов в рапорте докладывал: «Затем стали говорить речи рабочие: Кладовников, Смирнов, Князев, Ушаков, Кузин и Карелин о том, что Гапон пал от злодейской руки, что про него говорили ложь, и требовали отмщения убийцам. Затем послышалисъ среди присутствующих крики «Месть, месть, ложь, ложь...» На могиле поставили деревянный крест с надписью «Герой 9 января 1905 г. Георгий Гапон» После революции крест был сорван и положена доска с такими словами: «Ты жил только для себя и поэтому тропинки нет к твоей могиле...»

Известный в советской истории под прозвищем попа Гапона, руководитель общественно-политической рабочей организации начала ХХ века Георгий Аполлонович Гапон долгие годы подавался коммунистическими историками как провокатор, виновный в событиях . Это была уникальная и интересная личность, обладавшая сильным магнетизмом и притягательностью. Те, кто был знаком с ним, отмечали его мужскую красоту и обаяние.

Детство

Георгий Аполлонович родился 5 февраля 1870 года Полтавской губернии, в селе Белики Кобелякского уезда. Его родители были простыми, правда, не бедными крестьянами. Отец был родом из запорожских казаков, долгие годы являлся бессменным волостным писарем. Мать была безграмотной крестьянкой. Украинская фамилия Гапон – это вариант христианского имени Агафон (в переводе с греческого – добрый).

Детство Георгия прошло в селе, где он помогал родителям по хозяйству, пас имевшуюся скотину. В семилетнем возрасте его отдали в начальную школу, где он учился с большим увлечением, проявляя незаурядную восприимчивость к новым знаниям. По рекомендации местного батюшки, отец отправил юношу учиться в духовное училище в Полтаве, куда он по результатам экзаменов был принят сразу во 2-й класс.

Один из педагогов училища, Иван Трегубов познакомил любознательного отрока с воспрещенными произведениями Льва Толстого. Эти книги повлияли на всю последующую жизнь будущего проповедника.

Работа в Полтаве

Он окончил училище и тут же поступил в духовную семинарию. Но здесь у него возник конфликт с руководством этого учебного заведения из-за его не совсем христианских высказываний. Несмотря на успешное окончание семинарии и сдачу экзаменов с высокими показателями, из-за своей неблагонадежности он лишился права на получение диплома 1-й степени, которое открывало бы ему двери в университет.

В Полтаве он устроился в земскую статистику и дополнительно зарабатывал платными уроками. Георгий женился в 1894 году. Послушавшись совета молодой супруги, вознамерился принять духовный сан. По настоянию епископа Иллариона, оказывавшего всяческое покровительство талантливому юноше, Георгий получил должность священника в церкви Всех Святых при кладбище в Полтаве.

В сане священнослужителя у отца Георгия неожиданно раскрылся проповеднический талант. На его проповеди приходили люди из соседних приходов, в результате чего священники тех приходов заволновались и начали строчить жалобы в том, что Гапон переманивает у них паству. Отец Георгий старался помогать беднякам, бескорыстно исполнял духовные требы и службы.

В 1898 году он похоронил жену, и остался вдовцом с двумя детьми: сыном и дочерью. Он тяжело переживал смерть жены и, решив изменить обстановку, уехал в Санкт-Петербург.

Санкт-Петербург

Пользуясь покровительством отца Иллариона, он, несмотря на 2-ю степень диплома, поступил в духовную академию. Но учеба не оправдала его ожиданий. Предлагаемые религиозные и философские дисциплины, не соответствовали его духовным запросам, были схоластичны и оторваны от жизни.

Гапон махнул на учебу рукой и уехал в Крым. Здесь в какой-то момент родилась мысль уйти в монастырь. Но судьба свела его с художником Василием Верещагиным, посоветовавшим ему отказаться от духовного сана и отдать свои силы ради блага простого народа.

Вернувшись в Санкт-Петербург, Георгий Гапон был привлечен к работе в богоугодных миссиях в рамках Общества религиозно-нравственного просвещения, возглавляемого протоиереем Философом Николаевичем Орнатским. В 1899 году Гапон начал выступать в качестве проповедника в Церкви Милующей Божьей Матери на Васильевском острове. Старостой этой церкви в то время был Владимир Саблер. Как и в Полтаве, здесь он тоже приобрел славу проповедника. В дни его проповедей в церкви на Галерной гавани собиралось до 2000 человек. Вечерами он встречался с питерскими босяками (или, как бы их сейчас назвали – бомжами), подолгу выслушивал их истории, разговаривал с ними. Он исходил из того, что труд – это основа существования. Отец Георгий стремился пробудить в этих людях чувство самоуважения. Но он не знал, чем может реально помочь им, и такое положение удручало его.

В 1900 году Георгий Гапон был утвержден в должности настоятеля сиротского приюта святой Ольги и в должности учителя Закона Божьего и священника приюта Синего креста. Эти заведения существовали за счет пожертвований представителей высшего света. И очень скоро молодой служитель Церкви стал известным в придворных кругах столицы.

Таким запомнил отца Георгия рабочий Н.М. Варнашёв.

Гапон продолжал встречаться и проповедовать среди рабочих, которые тоже уважали отца Георгия. В 1902 году он был отчислен из академии с 3-го курса за неуспеваемость, но через год по протекции митрополита Антония (Вадковского), он был возвращен в академию. В этом же году из-за конфликта с попечительским советом он был уволен из приюта Синего Креста. Уходя из него, он увел оттуда воспитанницу Александру Уздалёву, ставшую его гражданской (без венчания) женой. Дело в том, что по церковным канонам овдовевшие священнослужители не имели права снова вступать в церковный брак.

Участие в рабочих движениях

Конфликт с попечительским советом стал причиной знакомства Гапона с Особым отделом Департамента полиции, возглавляемым Сергеем Зубатовым. Руководителю отдела полиции было хорошо известно, какой популярностью пользовался отец Георгий среди рабочих, и Зубатов предложил священнику работать на полицию. Зубатов через подставных людей создавал рабочие объединения, подконтрольные полиции, и через них стремился нейтрализовать революционное движение в целом. В Петербурге было создано Общество взаимного вспомоществования рабочих механического производства.

В то же время градоначальник Петербурга Николай Клейгельс, у которого Гапон был своим человеком, поручил ему изучить положение дел в Зубатовских организациях. Гапон добросовестно выполнил поручение градоначальника. С этой целью он даже выезжал в Москву. И по результатам своих расследований, разговоров с рабочими подготовил 3 копии отчета, которые подал градоначальнику Клейгельсу, митрополиту Антонию и самому Зубатову. В своих докладных записка Гапон раскритиковал дестельность зубатовских организаций и предложил сформировать новое рабочее общество, подобное независимым английским профессиональным союзам. Гапон подчеркивал, что зубатовские организации слишком тесно связаны с полицией, о чем рабочие конечно, знали, и это обстоятельство компрометировало их в глазах пролетариев.

В августе 1903 года Зубатов разругался с министром внутренних дел Вячеславом Плеве, после чего был отправлен в отставку и выслан из столицы. После его отъезда петербургское общество оказалось в состоянии безвластия, и Гапон оказался его единственным правопреемником и руководителем.

Гапону удалось добиться от полиции того, чтобы она не проявляла столь пристального внимания к его организации, предложил стать единственным доверенным лицом между полицией и обществом.

В полиции были убеждены в том, что внедрение Гапона в рабочую среду сделает работу профсоюзов более управляемой и прогнозируемой. Сам отец Георгий однажды признался в том, что его политика была построена на хитрости.

Гапон всячески усыплял бдительность полиции. Он старался убедить власти в необходимости доверия к Собранию и ослабить наблюдение за ним. Впоследствии он удалил из руководства организацией всех зубатовцев и к руковуодству отделами, к ответствуенной работе привлек своих людей, которым мог безоговорочно доверять.

В феврале 1904 года МВД официально закрепило Устав организации, разработанный Гапоном. «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга» получило право на существование. Официально общество обеспечивало взаимопомощь и организовывало образование рабочих. Из числа приближенных рабочих, тех, кому мог доверять, Гапон организовал подпольный комитет, собиравшийся у него на квартире, где они читали запрещенную литературу, изучали европейскую историю пролетарских движений, разрабатывали тактику борьбы рабочих за политические права и экономические интересы.

Чтобы поднять численность организации, привлечь к ней больше рабочих, он привлек к работе в своей организации супругов Карелиных, революционных организаторов. Эта пара пользовалась авторитетом среди рабочих, и, действительно, численность организации стала расти.

Случилось так, что именно священник Гапон, а не большевики стал инициатором первой русской революции 1905 года. Именно он предложил обратиться к царю с петицией, что привело к кровавому воскресенью ().

Когда началась реакция царского правительства на повсеместные волнения рабочих, Георгий Гапон эмигрировал за границу. В начале февраля 1905 года Гапон встретился . По воспоминаниям , Ленин был взволнован этой встречей. Ленин характеризовал Гапона как «человека, безусловно преданного революции, инициативного и умного, хотя, к сожалению, без выдержанного революционного миросозерцания».

Находясь в эмиграции в Англии, Гапон получил заказ на написание книги о своей жизни. К работе он привлек английского журналиста Дэвида Соткиса. Книга была написана довольно быстро, и приобрела большую популярность. Ее перевели на несколько европейских языков, в том числе и на русский.

Гапон не мог долго оставаться в эмиграции, ему там было скучно, душно. Осенью 1905 года он вернулся в Россию.

Организуя, сплачивая рабочих вокруг себя, создавая свою организацию, он, тем не менее, отдалился от революционных партий. Он разошелся с эсерами, социал-демократами. Горький призывал Гапона примкнуть к социал-демократам, но Гапон считал себя неким мессией, на которого возложена особая роль. Он мечтал стать мужицким царем, и не скрывал этого.

Смерть Георгия Гапона

28 марта 1906 года Гапон уехал из Петербурга и не вернулся. А 30 апреля его нашли повешенным на даче в Озерках. Расследование показало, что Гапона душили 3-4 человека, а дачу снимал эсер Петр Рутенберг. Найденного Гапона похоронили на Успенском кладбище в Петербурге.

Гапон Георгий Аполлонович Гапо́н Георгий Аполлонович

(1870-1906), священник, агент охранки. С 1902 связан с С. В. Зубатовым. В 1904 организовал и возглавил «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга». Инициатор петиции петербургских рабочих Николаю II, шествия к Зимнему дворцу 9 января 1905 (см Девятое января). До октября 1905 в эмиграции. Разоблачён, повешен рабочими-дружинниками.

ГАПОН Георгий Аполлонович

ГАПО́Н Георгий Аполлонович (настоящая фамилия Гапон-Новых) (5 (17) февраля 1870, село Белики, Кобыляцкий уезд, Полтавская губерния - 28 марта (9 апреля) 1906, Озерки, близ Петербурга (см. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) ) - русский политический деятель, священник, агент охранного отделения полиции. В 1904 году Г.А. Гапон организовал и возглавил «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга». Он был инициатором петиции петербургских рабочих Николаю II, шествия к Зимнему дворцу 9 января 1905 года.
Георгий Гапон родился в семье волостного писаря, окончил духовное училище, затем духовную семинарию в Полтаве (см. ПОЛТАВА) . Увлекшись толстовством, он отказался в семинарии от стипендии и зарабатывал на жизнь уроками. В 1893-1896 годах Г.А. Гапон работал земским статистиком, был дьячком, дьяконом. В 1896 году он был рукоположен в священники, тогда же женился на дочери купца. В 1898 году Г.А. Гапон после смерти жены уехал в Петербург, где при содействии К.П. Победоносцева поступил в Петербургскую духовную академию, но в следующем году ушел из нее по болезни. В 1902 году он сдал экстерном экзамены за третий и четвертый курсы академии, а в 1903 году защитил диссертацию «Современное положение прихода в православных церквах, греческой и русской».
С 1900 года Георгий Гапон был священником (см. СВЯЩЕННИК) Общества попечения о бедных и больных детях, законоучитель Детского приюта трудолюбия святой Ольги. Эффектная внешность, незаурядный ораторский талант, умение производить впечатление на духовных и светских властителей обеспечили ему популярность среди прихожан. В 1902 году воспитанница детского приюта, в котором служил Гапон, А. Уздалева стала его гражданской женой. Предложения Гапона по преобразованию благотворительных учреждений, проекты создания рабочих домов и колоний вызвали недовольство руководителей попечительных заведений, и он был отстранен Синодом в 1902 году от своих обязанностей «за моральную греховность».
Ораторские и организаторские способности Георгия Гапона, его проповеди (см. ПРОПОВЕДЬ) «о силе рабочего товарищества» привлекли внимание министра внутренних дел В.К. Плеве и начальника Московского охранного отделения С.В. Зубатова. С осени 1902 года Г.А. Гапон начал сотрудничество с Зубатовым в деле создания проправительственных рабочих организаций. Г.А. Гапон направил председателю Комитета министров С.Ю. Витте записку с просьбой о содействии в легализации рабочих организаций, созданных под надзором полиции. Получив поддержку от петербургского градоначальника И.А. Фуллона, на средства Департамента полиции Г.А. Гапон снял в августе 1903 года чайную-читальню, ставшую центром «Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга», численность которого возросла с 30 человек в ноябре 1903 года до 1,2 тысяч в сентябре 1904 года. Гапон получал денежное вознаграждение от С.В. Зубатова за сведения о рабочем движении и одновременно от министерства внутренних дел за информацию о деятельности самого Зубатова.
В конце 1904 года оппозиционное движение в России стало приобретать революционный размах. В этих условиях Г.А. Гапон стал действовать более независимо, пытался выйти из-под контроля полиции. После начала забастовки на Путиловском заводе в декабре 1904 года и неудачных попыток урегулировать конфликт между администрацией завода и «Собранием фабрично-заводских рабочих» (см. СОБРАНИЕ РУССКИХ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКИХ РАБОЧИХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА) , Г.А. Гапон выступил инициатором подачи рабочими петиции царю. 8 января 1905 года он уведомил Николая II Александровича и министра внутренних дел П.Д. Святополка-Мирского о намеченной на следующий день манифестации. В письме царю Г.А. Гапон предупреждал: «Знай, что рабочие и жители Петербурга, веря в тебя, бесповоротно решили явиться завтра в два часа пополудни к Зимнему дворцу, чтобы представить тебе свои нужды и нужды всего русского народа. Если ты, колеблясь душою, не покажешься народу и если прольется невинная кровь, то порвется нравственная связь, которая до сих пор существует между тобой и твоим народом. Доверие, которое он питает к тебе, навсегда исчезнет. Явись же завтра с мужественным сердцем перед твоим народом и прими с открытой душой нашу смирную петицию».
Петиция (см. ПЕТИЦИЯ) включала наряду с экономическими и политические требования вплоть до введения народного представительства. 9 января в 12 часов Гапон отслужил молебен о здравии царя в часовне Путиловского завода и возглавил шествие к Зимнему дворцу, которое было расстреляно властями. Во время расстрела Г.А Гапон был вытащен из-под пуль эсером П.М. Рутенбергом, и некоторое время скрывался на квартире А.М. Горького. С измененной внешностью, коротко остриженный, он покинул квартиру и вечером того же дня под чужой фамилией произнес обличительную речь в Вольное экономическое общество.
В ночь после Кровавого воскресенья (см. ДЕВЯТОЕ ЯНВАРЯ 1905) Г.А. Гапон написал листовку «Братья товарищи-рабочие!», отредактированную Рутенбергом в эсеровском духе, в которой среди прочего призывал к террору и, называя царя зверем, писал: «Так отомстим же, братья, проклятому народом царю и всему его змеиному отродью, министрам, всем грабителям несчастной русской земли. Смерть им всем!» Вскоре он бежал за границу и в марте 1905 года был лишен сана и исключен из духовного звания.
За границей Г.А. Гапон пользовался популярностью, встречался с Ж. Жоресом, Ж. Клемансо, лидерами европейских социалистов и радикалов. В Лондоне он встречался с П.А. Кропоткиным. В созданный им Фонд Гапона стекались пожертвования на русскую революцию. В мае-июне 1905 года Г.А. Гапон продиктовал свои воспоминания, которые первоначально вышли в переводе на английском языке. Он вступил в РСДРП, встречался с Г.В. Плехановым и В.И. Лениным. По поводу слухов о провокаторстве Гапона Ленин писал: «Нельзя... безусловно исключить мысль, что поп Гапон мог быть искренним христианским социалистом, что именно кровавое воскресенье толкнуло его на вполне революционный путь. Мы склоняемся к этому предположению, тем более, что письма Гапона, написанные им после бойни 9 января о том, что «у нас нет царя», призыв его к борьбе за свободу - все это факты, говорящие в пользу его честности и искренности, ибо в задачи провокатора никак уже не могла входить такая могучая агитация за продолжение восстания» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.9. С.211). Через посредника Гапон получил 50 тысяч франков от японского посланника для закупки оружия и доставки его русским революционерам. Пароход «Джон Крафтон», на котором перевозилось оружие, сел на мель вблизи русских берегов, и почти весь груз достался полиции. В апреле 1905 года Г.А. Гапон провел в Париже конференцию социалистических партий с целью выработки единой тактики и объединения их в Боевой союз. В мае того же года он вышел из РСДРП и при содействии В.М. Чернова вступил в партию эсеров, однако, вскоре был исключен ввиду «политической безграмотности».
После амнистии, объявленной Манифестом 17 октября 1905 года (см. МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905 года) , Г.А. Гапон вернулся в Россию, написал покаянное письмо С.Ю. Витте и получил обещание на разрешение возобновления деятельности гапоновского «Собрания фабрично-заводских рабочих». Но после ареста Петербургского совета рабочих депутатов и подавления Московского восстания в декабре 1905 года эти обещания были забыты. Тогда же в газетах появились статьи, уличающие Г.А. Гапона в связях с полицией и получении денег от японского агента. В январе 1906 года деятельность «Собрания фабрично-заводских рабочих» была запрещена. В этих условиях Г.А. Гапон предложил заведующему политическим отделом Департамента полиции П.И. Рачковскому выдать Боевую организацию эсеров с помощью П.М. Рутенберга. Министр внутренних дел П.Н. Дурново дал согласие на эту операцию и разрешил заплатить за нее 25 тысяч рублей.
Однако П.М. Рутенберг сообщил о предложении Г.А. Гапона ЦК партии социалистов-революционеров (см. СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ ПАРТИЯ) , после чего было принято решение казнить Гапона. Учитывая еще сохранявшуюся популярность Гапона в рабочей среде, ЦК потребовал от Рутенберга организации двойного убийства Гапона и Рачковского, с тем, чтобы доказательства предательства были налицо. Однако Рачковский на условленную встречу в ресторан с Гапоном и Рутенбергом не явился. Тогда Рутенберг заманил Гапона на дачу в Озерках под Петербургом, где предварительно спрятал представителей «Собрания фабрично-заводских рабочих». Во время откровенного разговора о выдаче Боевой организации в комнату ворвались разъяренные рабочие, которые удушили своего кумира. Имя Гапона стало нарицательным, а явление «гапоновщины» стало синонимом предательства.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Гапон Георгий Аполлонович" в других словарях:

    - (1870 1906) священник, агент охранки. С 1902 связан с С. В. Зубатовым. В 1904 организовал и возглавил Собрание русских фабрично заводских рабочих Санкт Петербурга. Инициатор петиции петербургских рабочих Николаю II, шествия к Зимнему дворцу… … Большой Энциклопедический словарь

    Священник, агент охранки, инициатор создания проправительственной рабочей организации (см. «Собрание русских фабрично заводских рабочих Санкт Петербурга») в 1903 04. Из… … Большая советская энциклопедия

    Гапон, Георгий Аполлонович - ГАПОН Георгий Аполлонович (1870 1906), священник, российский политический деятель. С 1902 связан с охранкой. В 1903 выступил с инициативой создания рабочих кружков и организаций под надзором полиции; в 1904 организовал и возглавил “Собрание… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гапон. Георгий Аполлонович Гапон … Википедия

    ГАПОН Георгий Аполлонович - Георгий Аполлонович (5.02.1870, мест. Белики Кобелякского у. Полтавской губ. 28.03.1906, Озерки под С. Петербургом), политический деятель, бывш. священник. Из крестьян. Обучался в Полтавских ДУ (1883 1885) и ДС (1888 1893), сблизился с… … Православная энциклопедия

    - … Википедия

    ГАПОН Георгий Аполлонович - (1870 1906) священник Петербург. пересыльной тюрьмы, провокатор я агент царской охранки. В предреволюц. годы развернул активную деятельность по подчинению рабочего движения полиции и церкви (см. Гапоновщина). В январе 1905 спровоцировал мирн.… … Атеистический словарь