» »

Своеобразие философского учения джидду кришнамурти. Биография Основные идеи и учения Кришнамурти

03.03.2022
+

Человек велик в своем потенциале, но так мало его использует. Увлекшись разумом, мы почти отказались от глубин и вершин собственного Духа.

Мы захлебываемся, бродя по колено в море информации, и отчаянно боимся упасть, если только поднимаем глаза к небу. Но тот же разум требует расширить взаимодействие с миром, смотреть и видеть, прикасаться и чувствовать, ощущать и переживать его во всей полноте.

ЭЗО-terra – территория тех, кто уже вдохнул воздух свободы и попытался рассказать об этом остальным. Это мир глазами видящих, зов в слове услышавших, воплощение Духа в сосудах человеческой смелости, безрассудства и мудрости.

ЭЗО-terra – взгляд на нашу жизнь со следующей ступени бытия, набор инструментов для будущего, оставленный нам Мастерами.

Пришло время действия со знанием!

Джидду Кришнамурти – рожденный Звездой Востока, облаченный именем Майтерйи, воплощения Будды, перешагнувший границу, отделяющую бога от человека и оставшийся свободным навсегда. Кто он? Что он? О чем он говорит?

Его судьба похожа на танец огня. То вспыхивая и освещая, то разбрасывая жгучие искры, он горел своей верой, своим сознанием свидетельствуя потенциал человеческого духа. Вплотную подойдя к истине, не пал ослепленной жертвой, а остался жить, неся в себе радость и боль собственного прозрения. Его слова – это речь свидетеля, который своей верой в человека открывал путь свободной истины каждому, никого не исключая и никому не закрывая путь.

Кто он, оставивший божественные доспехи на алтаре своей...

Джидду Кришнамурти – это имя знакомо многим искателям истины и смысла жизни и людям, идущим по пути духовного развития. Этот человек считается одним из самых ярких философов и духовных наставников 20 века. Известен он также и тем, что в свое время отказался от возлагаемой на него роли Мессии, а среди его почитателей были известные государственные лица, лауреаты Нобелевской премии, люди из высшего общества, представители интеллектуальной и творческой элиты. Далее мы познакомим вас с краткой биографией Джидду Кришнамурти и наиболее значимыми событиями на его жизненном пути.

Детство и юность

Джидду Кришнамурти родился 11 мая 1896 года в Маданапалле – маленьком городе в южной части Индии, неподалеку от священной Долины Риши. Его отцом был Джидду Нарианья – служащий Департамента налогов и сборов Британской администрации. Это послужило причиной тому, что брахманское семейство Кришнамурти было достаточно хорошо обеспечено по меркам Индии.

Отец Кришнамурти принадлежал к Обществу теософов, а его мать – Саньевамма – поклонялась Шри Кришне. В честь него и был назван Джидду, бывший, кстати, также как и Шри Кришна, восьмым ребенком своих родителей.

Однажды Саньевамме предсказали, что ребенок чем-то отличится в жизни, и она решила, что рожден он должен быть в молитвенной комнате. В то время это выходило за все рамки, ведь чтобы в молельне родился ребенок, даже представить было невозможно. Однако произошло именно так.

После рождения дитя приглашенным астрологом был составлен гороскоп для Джидду. Также астролог заверил мать, что Кришнамурти станет великой личностью. Несмотря на это, в течение многих лет верилось в это предсказание с трудом.

Кришнамурти не отличался крепким здоровьем, и рос слабым ребенком. Ему были свойственны рассеянность и мечтательность, а учеба была настолько ему неинтересна, что педагоги стали думать, что он умственно отсталый. Другой же его чертой была превосходная наблюдательность. Так, юный Кришнамурти мог подолгу наблюдать за облаками и деревьями или, сидя на корточках, созерцать цветы и различных букашек. Помимо прочего, окружающих поражала страсть мальчика к технике. Был даже случай, когда он разобрал отцовские часы и пошел на занятия в школе только после того как собрал их заново.

Щедрость стала качеством, перенесенным будущим философом через всю жизнь. Нередки были случаи, когда он приходил после учебы без учебников и грифельной доски – он отдавал их бедным детям. А когда мама раздавала в семье сладости, мальчик брал себе лишь скромную долю, а остальное отдавал братьям.

Когда Саньевамма ходила в храм, Кришна всегда ходил с ней. Благодаря этому он познакомился со многими священными писаниями, в том числе и с Махабхаратой – древнеиндийским эпосом. После смерти сестры у него проявился дар ясновидения – в саду в одном и том же месте Джидду и его мать видели усопшую девушку.

Когда же в иной мир отошла и мать Кришнамурти, он видел ее еще четче, о чем часто говорил его отец.

В юношеском возрасте Кришна мог наблюдать в цветах и растениях фей, и всегда удивлялся, как же их не могут видеть другие. Говоря проще, он рос очень необычным ребенком, и не стоит поражаться тому, что в его жизни рано начали происходить выдающиеся события.

В 1909 году река жизни Джидду Кришнамурти резко направилась в другое русло. Тогда его случайно заметил один из наиболее значительных людей в Теософском обществе – Чарльз Ледбитер. Его поразила необычная аура ребенка – он увидел, что в ней абсолютно нет эгоизма. Также он мгновенно предсказал, что Джидду станет духовным учителем.

В 14 лет Кришну представили руководителю Теософского общества Анни Безант, а также двум Учителям из Тибета – Махатме Кут Хуми и Махатме Мории. Они также признали его выдающимся и великим созданием, в котором в будущем проявится Будда – боддхисаттва Майтрейя – его пришествие теософы предсказывали уже много лет. Наставники посоветовали воспитывать и давать образование Кришне на европейский манер, однако строго запретили любое воздействие на духовную сферу мальчика.

В декабре того же года Кришна стал членом эзотерической секции Теософского общества. А в ночь на 1 августа вышеназванный Ледбитер отправил астральные тела Кришнамурти и его брата на проверку в дом Махатмы Кут Хуми. После этого на протяжении 5 месяцев Лебдитер вместе с Джидду совершал астральные путешествия для инструктажа у Учителя, завершением которого были несколько простых итоговых предложений. По утрам Кришнамурти записывал то, что ему запомнилось. Впоследствии данные записи стали основой небольшой книги «У ног Учителя», переведенной на 27 языков.

11 января 1910 года стало днем Посвящения. Практически без перерыва две ночи и один день Ледбитер и Кришнамурти находились за пределами своих физических тел. На утро 11 числа Кришна пробудился, крича: «Я помню! Я помню!» Джидду рассказал, что Махатма Мория был в жилище Махатмы Кут Хуми вместе с Ледбитером и Безант. Собравшись, они отправились в обитель Господа Майтрейи. Там Кришнамурти правильно ответил на все заданные ему вопросы, после чего его пригласили в Великое Белое Братство. Следующей ночью Кришна отправился к Господину Мира. Это астральное путешествие произвело на него сильнейшее впечатление. Позже о нем он также писал в упомянутой выше книге.

Орден Звезды

В 1911 году состоялось основание Международного Ордена Звезды Востока, во главе которого стал Джидду Кришнамурти, а покровителями явились Анни Безант и Чарльз Ледбитер. Задачей Ордена стало объединение людей, верующих в пришествие Мирового Учителя, и подготовка общества к этому событию.

Организация постоянно расширялась до 1929 года, и стала насчитывать тысячи людей во многих странах. Сам же Кришнамурти вместе с братом с 1911 по 1921 года продолжали образование в Англии. Интересно, что Джидду не удалось устроиться ни в Кембридж, ни в Оксфорд, т.к. там отказывались иметь дело с «коричневым Мессией». В Лондоне и Париже Кришна вел светскую жизнь, узнал многих литераторов, музыкантов и художников; его особо почитали представители интеллигенции.

В конце 1921 года Кришнамурти на короткий период времени посещает Индию, а по завершении Конгресса Теософского общества отправляется в Калифорнию.

Там он обосновывается неподалеку от Санта-Барбары в имении Оджаи. Именно в Оджаи началось наиболее интенсивное духовное пробуждение Кришнамурти, которому сопутствовали тотальная трансформация сознания и серьезнейшие изменения физического организма.

В тот же период, и особенно после посещения Индии в 1924 году, Кришна максимально соответствует возложенной на него роли Мессии и Мирового Учителя. Он наставляет последователей, проецирует сочувствие и радость, делится с людьми поразительными духовными прозрениями, а также планирует принять саньясу (отказаться от мира материальной жизни и сконцентрироваться на духовном аспекте бытия), убежденный в том, что способен подарить человечеству счастье. Члены Теософского общества радостно констатируют факт того, что сознание человека сливается с божественным.

В апреле 1927 года Анни Безант сделала официальное заявление для издания Associated Press , в котором говорилось, что Мировой Учитель пришел. Теософы были охвачены энтузиазмом в предвкушении создания нового религиозного учения и нового мирового порядка. Из-за этой «пелены на глазах» они совершенно упустили из виду, что Учитель Мира уже на протяжении трех лет говорит нечто странное, а также не заметили, как начала проявляться его философия, идущая вразрез с доктриной теософии.

Кришнамурти заявил, что для познания истины человек не нуждается ни в гуру, ни в наставниках, ни в учителях, ни в каких бы то ни было иных посредниках. Он утверждал, что истинная Свобода может быть обретена на любой стадии эволюции, и нет смысла поклоняться этим стадиям. Джидду стал убежден, что для духовного роста церемонии не значат ничего.

Роспуск Ордена Звезды

На одном из собраний, в присутствии нескольких тысяч членов Ордена Звезды Джидду Кришнамурти объявил о том, что решил распустить Орден. Он сказал, что к истине не существует путей, а потому приблизиться к ней не поможет ни религия, ни секта, а также отметил, что вера является глубоко индивидуальной субстанцией, и организовать ее не нужно и нельзя.

Кроме того, Кришнамурти сказал, что коллективные поиски истины не имеют смысла, а сам Орден стал определенным фетишем. Организация стала существовать ради самой себя, а ее члены находятся в ожидании: когда же пришедший Мессия поднимет их на новый уровень. Вместо этого лучше бы заглянуть внутрь своего существа, чтобы отыскать там и свободу и истину.

Данное событие стало тяжелым ударом для Теософского общества. Немногим позже оно, за исключением единиц, отреклось от Кришнамурти. Хотя Анни Безант, несмотря на то, что разбились все ее планы жизни, осталась вместе с ним – до последних дней она верила в Кришнамурти и помогала ему.

В итоге Орден Звезды был распущен, а Кришнамурти поселился в Калифорнии, где вплоть до 1947 года жил скромной жизнью, не привлекая внимания общественности. Шумиха вокруг него затихла, однако многие продолжали к нему тянуться. Есть даже нашумевшая история о том, как местным шерифом была арестована так называемая группа бродяг, во главе которой был Кришнамурти. «Бродягами» были Олдос Хаксли, Кристофер Ишервуд, Бертран Рассел, Чарли Чаплин, Грета Гарбо и другие известные личности.

Заключительный этап жизни

До 1939 года Джидду Кришнамурти еще несколько раз приезжал на родину и выступал перед множеством людей, но, к сожалению, люди в Индии не могли в то время понять его идеи и смысл слов. Только в 1947 году, когда закончилась Вторая мировая война, изменившая мир, Индия стала независимой и готовой к речам своего великого сына. Кришна вернулся в родную страну и обрушил на людей мощнейший поток своей энергии – энергии истины, сострадания и любви.

Этот поток не иссякал до самой смерти Кришнамурти. Сорок лет этот выдающийся человек выступал с лекциями перед тысячами слушателей в Индии, США, Швейцарии и других государствах. К нему постоянно приходили самые разные люди, и он никогда никому не отказывал, независимо от возраста, пола, сословия, вероисповедания и т.д. Кришнамурти никому не обещал утешения, но излучаемая им энергия любви и добра всегда воспринималась как благость и производила в душах, сердцах и умах людей самые сильные перемены.

Джидду Кришнамурти умер 17 февраля 1986 года. В тот день «Это» покинуло его тело, а нам оставило таинственную философию, по отношению которой невозможно применить термины «система», «метод» и т.п. Философия Кришнамурти основывается на внутреннем озарении, прозрении – вспышке, открывающей сознанию истину во всей своей красе. И великое счастье, что сегодня мы можем знакомиться с тем, что говорил и чему учил человечество Джидду Кришнамурти, из сохранившихся уникальных видеозаписей его лекций и нескольких замечательных книг.

Представленные нами книги можно найти на русском языке в интернете и книжных магазинах. Каждая из них представляет собой собрание высказываний Кришнамурти, а также стенограммы его частных бесед или открытых лекций. Некоторые работы содержат записи из его личных дневников.

Книги Джидду Кришнамурти на русском языке:

  • Записные книжки
  • Немедленно измениться
  • Свобода от известного
  • Первая и последняя свобода
  • Вне насилия
  • Единственная Революция
  • О самом важном. Беседы Джидду Кришнамурти с Дэвидом Бомом
  • Беседы с Кришнамурти: Избранное

Фигура современного индийского мыслителя Джидду Кришнамурти (1896-1986) вызывает немало споров, причиной которых служит неоднозначность восприятия идей этого мыслителя. Его учение до сегодняшнего момента остается недостаточно понято как историками философии, так и его последователями. Перед исследо­вателями его жизни и философии встает большое количество во­просов. Одним из первых приходится решить вопрос о принадлеж­ности Кришнамурти какой-либо философской традиции, но почти всегда ответ на поставленный вопрос звучит неопределенно. Фило­софское учение индийского мыслителя, безусловно, является одним из уникальных учений XX века. Именно в силу своего своеобразия философия Кришнамурти трудно причисляема к какому-либо опре­деленному направлению. По словам Г. С. Померанца, одного из исследователей Кришнамурти в России, «учение, рожденное на индийской почве, впоследствии перенесенное на Запад, становится поистине особенным» . Сложность в определении философской ориентации Кришнамурти, возникает в первую очередь из-за того, что сам мыслитель не только не причислял себя к представителям существующих направлений западной или индийской мысли, но и вообще отрицал любую попытку сравнения или сопоставления сво­их философских идей с идеями любого другого философа. На мой взгляд, все учение Кришнамурти представляет собой прямое про­должение его собственной жизни. «Почти невозможно описать его, так много зависит от его личности», писал Р. Ландау. «Многие учи­теля производят впечатление своим знанием, Кришнамурти - са­мой своей личностью, а не каким-либо особым видом мудрости» .

Джидду Кришнамурти родился в 1896 г. на юге Индии, в го­родке Маданапалле, в ортодоксальной брахманской семье. Криш­намурти рос слабым и болезненным ребенком, но в 1909 г. его жизнь резко изменилась, когда его случайно увидел один из руко­водителей Теософского общества Ч. Ледбитер: «Ледбитер был по­ражен необычной аурой мальчика, в которой совершенно отсутствовал эгоизм, и сразу предсказал ему будущее духовного учителя. Ледбитер решил, что Джидцу - тот самый человек, которого теософы искали- новый Учитель мира» . Теософы увезли Кришнамурти и его младшего брата в Англию для получения образования. Таким образом, английский язык становится «языком его мысли» . В начале 1911 г. был основан Международный Орден Звезды Востока с Кришнамурти во главе. Перед Орденом стояла задача объединить тех, кто верил в скорое пришествие Мирового Учителя. «Только постепенно - не ранее 1923 г. - начало складываться его собственное отношение к миру, выросшее из его собственных встреч с людьми и впечатлений от событий» . Теософы, охваченные энтузиазмом построения нового мирового порядка, не замечают, что Кришнамурти все дальше отходит от теософского учения. В 1929 г. в Оммене (Голландия), в присутствии трех тысяч членов Ордена Звезды мыслитель объявляет о своем решении распустить Орден. В возрасте 34 лет «Кришнамурти отошел от Теософского Общества, отказавшись от роли нового Мессии во имя проведения своей собственной философии, не связанной с какой-либо ортодок­сальной религией или философской школой» . Отказываясь от роли мирового Учителя, Кришнамурти заявил: «Истина - это страна без дорог: человек не может прийти к ней через организацию, убежде­ния, догму, церковную или ритуальную, философское знание или психологический метод. Он должен найти ее через зеркало взаимо­отношений, через понимание содержания собственного ума, наблюдение, а не интеллектуальный анализ или самоанализ» . Г. Померанц отмечал, что именно «с этого момента меняется внешнее поведение и речь Кришнамурти- он начинает говорить только своими словами» . Местом его постоянного пребывания сначала становится местечко Оджаи в Калифорнии, а затем и поместье на берегу реки Адьяр, на юге Индии. После окончания Второй Мировой войны Кришнамурти много времени проводил в Европе, чаще всего в Англии и Швейцарии. Даже внешне мыслитель не принадлежал определенной стране, хотя он сохранил свое индийское гра жданство. В течение 50 лет он ездил по миру с лекциями и выступал перед многочисленными аудиториями в Индии, США, Европе. Кришнамурти считал, что не имеет значения то, какой у человека пол, место жительства, социальный статус, уровень дохода, потому что проблемы, волнующие людей, относятся к категории вечных». О них он и старался говорить в своих публичных беседах. Он умер в 1986 г., «оставив нам загадочную философию» .

На мой взгляд, своеобразие философского учения Кришнамурти состоит в том, что оно, в сущности, не является ни восточным, ни западным по своему характеру: это учение, имеющие восточные корни, но представленное на Западе языком, понятным его представителям. «Творчество Кришнамурти- индийское только по истокам; по содержанию оно принадлежит современности в целом. Это своеобразное отражение общих противоречий цивилизации ХХв.» .

Историки философии как правило испытывают необходимость вписывать любого отдельного мыслителя в общую канву развития философской мысли. Но в случае с Кришнамурти есть уже отме­ченные выше сложности, потому что он - «одна из фигур, стоя­щих на перекрестке, в пункте встречи обеих волн: модернистского нигилизма Европы и традиционного негативизма Востока» . В целом подобное определение идет в противовес его стремлению быть свободным от всякого рода сопоставлений. По словам М. Латьенс, «Кришнамурти сам себя всегда называл «свободным исследователем темы», поэтому мы можем назвать его просто мыслителем и философом» .

Один из главных принципов философского учения Кришнамурти - стремление к свободе от любых авторитетов. Если мы хотим быть счастливыми, то мы должны быть свободными. Наш ум должен быть свободен от всяких образов, концепций и идеалов; между тем, внешние авторитеты влияют на ум и формируют eto . Мы ищем человека, который сказал бы нам, как жить, как поступать в каждой конкретной ситуации, во что верить. Мы надеемся, что он расскажет нам правду, но это ложный путь. Кришнамурти отрицал любой авторитет. Он не хотел, чтобы из него делали учителя, говорящего о том, кому и что делать, не хотел последователей: «Я ничему не учу вас, я только держу фонарь, чтобы вам было лучше видно, а захотите ли вы увидеть - ваше дело» . Мыслитель утверждал, что каждый человек может найти истину только самостоятельно, поэтому в его учении последовательно отрицается любая форма внешней религии.

Кришнамурти говорил о том, что источником всех социальных и психологических проблем в обществе является человек: «Вы есть общество» («You are the society»). Человек - это общество, в котором он живет. Окружающий мир зависит только от конкретного человека. Но каждый из нас разделяет себя на «наблюдающего» (эго) и «наблюдаемое», и на основе этой разделенности выстраивает свои отношения с другими людьми. Человек не может понять, кто он по своей сути, и поэтому пытается отождествить себя со своими чувствами и эмоциями. Кришнамурти утверждал, что на самом деле нет никакого разделения между «наблюдающим» и «наблюдаемым»: они едины. «Наблюдающий есть наблюдаемое! Реальность - это когда нет разделения между мыслящим и мыслью» . Каждый человек должен научиться просто смотреть за тем, что происходит внутри него, не разделяя это.

Кришнамурти признавал возможность единственного измене­ния в человеке - внутреннюю революцию «здесь и сейчас». Всю историю люди старались сделать мир лучше в поисках любви, счастья и процветания, но они не преуспели в этом, совершая фундаментальные изменения во внешнем мире. Все внешние изменения лишь замена одной системы верований на другую, одних знаний на другие, что не меняет человека фундаментально. Согласно Криш­намурти, так будет происходить всегда, пока люди не захотят совершить полную трансформацию в своем уме. Изменения может совершить человек только самостоятельно «здесь и сейчас», и тогда внутренние изменения повлекут за собой внешние. «Если человек не меняется коренным образом, внося в себя существенные изменения, не посредством бога, не посредством молитв - все это примитивно, незрело - он разрушает себя, сейчас возможна психологическая революция - сейчас, а не через тысячу лет...» .

Интересна концепция времени у Кришнамурти. Время в его философском учении соотносится с конкретным человеческим сознанием, с осознанием человеком самого себя. Время наполняется различным содержанием, точно так же, как сознания отдельных людей заполняются индивидуальными переживаниями, воспомина­ниями и знаниями. Кришнамурти отмечает в своих беседах, что время по своей природе имеет два аспекта: хронологический и психологический. С одной стороны, время как «вчера», отмеренное часами, с другой стороны, - как «вчера», запечатленное нашей памятью. Время в его психологическом аспекте определяется им как «результат деятельности нашего ума», как «акт памяти, осуществляющей воссоединение вчерашнего дня с днем настоящим» . Мы должны прекратить соотносить свою жизнь с психологическим временем, что означает перестать нести с собой в завтрашний день груз прошлых проблем. Каждый день мы должны воспринимать непосредственно, без искажений памяти, для чего необходимо остановить накопление различных реакций.

Самая главная тема, к которой Кришнамурти неоднократно об­ращался во время своих публичных выступлений, - тема постоянного конфликта между внутренним и внешним. Этот конфликт яв­ляется доминирующим фактором нашей жизни. Люди на протяже­нии всей жизни пребывают в нем, и все попытки избавиться от него мыслитель называет лишь бегством от «того, что есть».

Для объяснения и популяризации своих идей Кришнамурти использовал не категории западной или индийской философии» а образы; он создал собственный язык описания. Единственной целью всей философии Кришнамурти было полное изменение человека, с тем, чтобы тот был свободен. Мыслитель пытался показать, что именно радикальная трансформация каждого индивидуума В отдельности изменит и наше общество в целом. В своих выступлениях Кришнамурти часто повторял следующие слова: «Мы все стремимся изменить мир. Но никто не хочет начать с самого себя. Мы стремимся реформировать сложившиеся условия, но фундаментальные изменения сначала должны произойти в нас самих» .

Джидду Кришнамурти родился в городке Маданапалле в Мадрасском президентстве Британской Индии (ныне расположенном в Андхра Прадеш), в индуистской семье браминов, говоривших на языке телугу.

Всего в семье было одиннадцать детей, шесть из которых дожили до взрослых лет. Родители с детства приучали детей к жизни духовной.

В 1903 г. семья переезжает на постоянное место жительства в город Кудаппа. В детстве Джидду перенёс ряд серьёзных болезней и считался психически неуравновешенным ребёнком, из-за чего в школе его не любили. Мальчика нередко колотили и учителя, и даже собственный отец. Когда Джидду исполнилось 10 лет, умерла его мать, а следом – и сестра, и раны от этих потерь не заживут в его душе долгие годы. Но именно в этот трагический период своей жизни он обретает покой в единении с природой. В 1909 г. он случайно встречает предсказателя Чарльза Вебстера Лидбитера, который, будучи поражён аурой Кришнамурти, предрекает ему, что, однажды, тот станет учителем и «поведёт за собой всё человечество на пути его развития».

С тех пор Лидбитер берёт мальчика под своё покровительство и отправляет его учиться в Теософское общество в Адьяре, а после – и заграницу. В это время у Кришнамурти возникает тесная духовная связь с доктором Анни Безант, в которой он видел образ матери.

Поздний период

В 1911 г. Теософское общество основывает «Орден Звезды Востока», готовя мир к явлению нового духовного поводыря и учителя в лице Кришнамурти. В этом же году его отправляют в Лондон, где он произносит свою первую публичную проповедь, а также издаёт первые труды. С 1911 г. по 1914 г. Джидду и один из его братьев, в сопровождении членов Теософского общества, посещают целый ряд европейских стран.

После окончания Первой мировой войны, Кришнамурти, повинуясь долгу лидера «Ордена Звезды Востока», объезжает весь мир, читая проповеди. В 1922 г., вместе с братом, он едет в Калифорнию, где останавливается на вилле Охай. Именно здесь он познакомится с одной из самых значимых фигур своей жизни – Розалиндой Вильямс.

В 1922 г. Кришнамурти проходит через опыт, который сам назовёт «очевидным духовным пробуждением», и даже переживает «мистическое единение».

Однако после внезапной смерти своего брата, причиной которой явился туберкулёз, вера Кришнамурти в идеи Теософского общества пошатнулась. Через несколько лет, в 1929 г., жизнь его примет новое направление, что приведёт к роспуску духовной организации. За решение идти другим путём, многие последователи отворачиваются от него.

С 1930 г. по 1944 г. Кришнамурти ездит по миру и произносит немало речей. Под эгидой издательства “Star Publication Trust”, основанного им с помощью своего друга Десикачарьи Раджагопаля, он начинает публикации своих трудов. В это же время зарождается крепкая дружба между ним и Олдосом Хаксли.

После короткого перерыва, в 1944 г., он снова проповедует в Охае. Эти публичные речи впоследствии будут объединены в сборник и изданы компанией “Krishnamurti Writings Inc” – правопреемницей издательства “Star Publishing Trust”.

Осенью 1947 г. с проповедями Кришнамурти объезжает Индию, и своими дискурсами привлекает к себе внимание группы мыслящей молодёжи.

В 1960-х г.г. он тесно общается с Дэвидом Бомом, чьи систематические и метафизические представления о телесном мире вполне совпадают с его собственными взглядами.

С 1984 г. по 1985 г. Кришнамурти выступает перед американской публикой в Нью-Йорке.

В конце 1985 г. он отправляется в Индию, где проведёт свою последнюю «беседу» в Мадрасе (ныне Ченнай).

Основные труды

В 1954 г. вышла в свет его книга «Первая и последняя свобода». Это была вторая работа Кришнамурти, изданная рядовым представителем издательского рынка. Книга, касавшаяся вопросов веры, желания, скромности и осознания, приобрела широкую популярность и была переиздана 36 раз на девяти различных языках мира. Её экземпляры помещены в 1 566 библиотек по всей планете.

В отчасти автобиографических «Записках Кришнамурти», изданных в 1976 г., автор рассуждает на тему состояний самосознания. В 2003 г., после обнаружения новых страниц дневника учителя, книга выходит уже в расширенном формате. Работа получила признание всего мира и легла в основу двух других изданий: «Журнал Кришнамурти» и «Кришнамурти: беседы с самим собой».

Личная жизнь и наследие

В 1921 г. Кришнамурти влюбляется в американку Хелен Кноте. Однако в серьёзные отношения это так никогда и не перерастает, и Джидду и Хелен теряют друг друга из вида.

Позже он воспылает чувством к Розалине Вильямс, которая помогала ему в основании Школы Счастливой долины (факт, который долгое время оставался неизвестным публике). Но быть вместе им было не суждено – в конце концов, Розалинда выходит замуж за лучшего друга Кришнамурти, Раджагопаля.

Кришнамурти скончался от рака поджелудочной железы в возрасте 90 лет. Тело его кремировали, а прах развеяли в трёх странах, где духовного лидера почитали больше всего: в Индии, Англии и Соединённых штатах Америки.

За свою долгую жизнь учитель открыл ряд школ по всему миру, в их числе Броквуд Парк Скул, Школу «Счастливой долины» и Фонд Кришнамурти, который и сегодня открывает школы в Индии и за её пределами.

Со временем, его труды и учения приобрели большое влияние на традиционные религиозные школы Индии. После его смерти появляются всё новые книги, аудиокурсы, видео- и цифровые материалы, рассказывающие о его жизни и философии.

Верные последователи не прекращают работу в некоммерческих организациях и фондах имени Кришнамурти, из собственных архивов донося его учение до широких масс.

Считается, что философии и духовным трудам этого популярного индийского оратора и автора неукоснительно следовал Брюс Ли.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Практически все искатели смысла жизни встречались с именем индийского философа, мудреца, великого йогина и гуруджи - Джидду Кришнамурти. Он один из самых ярких духовных учителей прошлого века. Когда-то он отошел от публичной деятельности, хотя его почитала практически вся мировая элита, включая нобелевских лауреатов, глав государств и других представителей интеллектуальной ниши.

Кришнамурти, как и любой другой праведный саньясин, пытавшийся донести до общества слова Божьи, стремился не к популярности, а к тому, чтобы быть услышанным не только так называемым высшим обществом, но также остальными слоями населения нашей планеты.

Детские годы

Родился будущий духовный учитель в Индии 11 числа последнего весеннего месяца, 1896 года в мелком городке под названием Маданапалле. Маленький брахмачарья появился в семье служащего Департамента налогов. Семья Джидду Кришнамурти была достаточно богатая, так как ее члены принадлежали к наивысшей касте - брахманов (всего официальных каст в Индии четыре).

Его отец состоял в теософическом сообществе, а мать была кришнаиткой, собственно, именно в честь бога Шри Кришны они и назвали своего сына. Плюс, Джидду Кришнамурти был 8-м ребенком в семье, как и Господь Кришна. Как-то его матери сделали предсказание, что ее младший сын, еще находящийся в утробе, получит отличную карму, он будет особенным. Тогда она решила, что рожать его надо в храме: в комнате, предназначенной для совершения молитв. Это было по-настоящему из ряда вон выходящая ситуация. Где это видано, чтобы в священном доме бога рожали детей?

Сразу после появления на свет будущего индийского философа Джидду Кришнамурти к нему пригасили астролога, который составил для малыша натальную карту. Он тогда подтвердил еще раз, что мальчик станет великим человеком, хотя в первые годы его жизни в это верилось с трудом.

Джидду Кришнамурти был очень слабым и болезненным ребенком. Он страдал рассеянностью и чрезмерной мечтательностью. Школьными занятиями он совершенно не интересовался, отчего учителя стали думать, что он просто недоразвитый или умственно отсталый. Но мальчик обладал и сильными чертами, например, наблюдательностью. Он мог часами следить за жизнью насекомых.

Основным качеством Джидду была неоспоримая щедрость. Бывали случаи, когда он отдавал свои книги, учебники детям, живущим в бедных семьях. А если мать ему давала сладости, то он съедал лишь небольшую часть, а остальное раздавал своим братьям и друзьям.

Удивительные способности юного Кришнамурти

Знакомство с ведическими писаниями Кришнамурти начал в период походов в храм с его матерью. Там же он открыл для себя тайный смысл эпоса "Махабхарата". А когда умерла его сестра, Джидду открылся дар ясновидения. Тогда он начал видеть ее в одном и том же месте на домашнем садовом участке. После к видениям добавилась и ушедшая в мир иной мать.

Среди цветов он часто мог наблюдать красивых Апсар, и искренне не понимал, почему остальные не могут этого видеть, поэтому все дальнейшие примечательные события в его жизни уже не удивляли его.

Кришнамурти и Теософское общество

В 1909 году молодой философ уже начал практиковать свои личные учения и заполучил сторонников из знаменитостей. Джидду Кришнамурти был замечен одним из значимых участников Теософского сообщества - Чарльзом Ледбитером, который увидел его ауру, отличавшуюся от других людей. Согласно его анализу, Джидду выделялся абсолютным отсутствием эгоизма. Он в третий раз подтвердил, что в будущем мальчик сможет повлиять на окружающее сообщество, став духовным учителем.

И вот уже в четырнадцать лет Джидду был представлен главе Теософского сообщества по имени Анни Безант и двум духовным тибетским учителям. Все трое подтвердили его важное предназначение в этой жизни. Они сказали, что воспитывать и обучать мальчика надо по европейским стандартам, однако без малейшего давления на его духовную составляющую. В итоге Кришнамурти стал участником и членом эзотерической части сообщества. В течение нескольких месяцев он выходил в астральные путешествия, записывая свои инсайты на бумагу. Потом была издана книга по его воспоминаниям, которую перевели на 27 языков. Но самым ярким впечатлением стало приглашение в Великое Белое Братство. Это произошло после очередного астрального путешествия в жилище одного из тибетских учителей.

Кришнамурти и "Орден звезды"

К 1911 году Кришнамурти под покровительством руководителя Теософского общества основал Международный Орден Звезды Востока. Основной идеей было объединение всех тех, кто верил в приход мирового Духовного Учителя. В этот период Джидду продолжает обучение в Европе, а орден разрастался в численном количестве. К 30-м годам прошлого века Джидду уезжает в Калифорнию, где начинается его самое интенсивное духовное развитие.

После посещения Индии он продолжает вести просветительскую деятельность и даже хочет стать саньясином, то есть отречься от всего мирского. Однако со временем у него появилась своя философия относительно того, как должен развиваться человек. Согласно идеям и учению Джидду Кришнамурти, проблемы в жизни можно решить без каких-либо гуру или наставников. Он говорил, что не нужно искать никаких посредников, дабы обрести духовную свободу, и нет нужды совершать различные ритуалы, поклонения и церемонии, чтобы познать самого себя и приблизиться к Богу.

Роспуск ордена

Исходя из мнения Кришнамурти, истина не имеет определенных путей, а вера изначально рождается внутри человека и не нуждается в последователях, поэтому и никаких орденов, сект и даже религий создавать нет необходимости. Организовать свою личную веру можно только с помощью активной медитации по Джидду Кришнамурти, которая не является тайным знанием, но сам человек - это скрытая книга, его внутренние сокровища доступны только ему и никому другому.

Более того, Джидду объявил, что смысла в коллективных поисках счастья и истины нет. За несколько лет орден опустился на уровень, где все участники ждали следующего просветления от их Мессии. По их мнению, он должен был наделить их особыми знаниями вместо ухода к личному саморазвитию. Поэтому Кришнамурти решил распустить организацию, из-за чего он потерял практически всех своих последователей, ведь участники теософского сообщества не смогли принять такую простейшую истину. С ним осталась лишь

В итоге после роспуска ордена Джидду обосновался в Калифорнии и жил тихой, спокойной жизнью вплоть до 1947 года. Но даже здесь он не остался без желающих получить немного просветления. Например, его учениям стали следовать Чарли Чаплин и Грета Габо.

Личная жизнь Кришнамурти

Несмотря на то что Джидду являлся духовным учителем, чувства влюбленности он в себе решил не подавлять, особенно когда в 21 году прошлого века встретил красивую американку. К сожалению, ни к чему серьезному это не привело, и они разошлись. Далее в его жизни появляется Розалина Вильямс, привнесшая невосполнимый вклад в открытие и развитие школы "Счастливая долина". Однако и с ней они не остаются надолго, Розалина в итоге выходит замуж за друга Кришнамурти.

Жизнь после смерти

Скончался учитель от самой страшной болезни современного мира - рака, в 1986 году. Опухоль появилась в поджелудочной железе, но произошло это уже в возрасте девяноста лет. По велению мудреца, после кремации его прах развеяли над индийскими землями, в Великобритании и США - там, где его почитали больше всего.

За свою долгую жизнь философ успел написать целое собрание книг. Джидду Кришнамурти открыл несколько школ в разных странах мира, сюда относится и Броуквууд Парк, и "Счастливая долина". На сегодня фонд, оставшийся от Кришнамурти, помогает открывать школы на территории его родины - матери Индии. А его учения распространяются последователями в виде аудио- и видеоматериалов.

Основная философия мудреца

Если почитать цитаты и афоризмы Джидду Кришнамурти, то можно заметить, что он призывал отказаться от стремления к следованию каким-либо авторитарным учениям и стараться больше слушать себя, свое внутреннее Я, свою Душу. Для того чтобы стать счастливым, говорил он, нужно быть свободным. Свобода означает не привязанность ума к различным образам, концепциям, системам и фантазиям. Сегодня мы стараемся найти какого-нибудь Мессию, который будет говорить, что нам делать, а что не делать, но это не верный путь к самопознанию.

Я ничему не хочу вас научить, я хочу лишь быть фонарем и светить для вас, чтобы вам было лучше видно, но дальше вы сами должны решить - хотите ли вы увидеть то, что ищете.

Он считал, что только в самостоятельном изучении своего нутра человек может познать истинное предназначение, поэтому отрицал любую форму религии.

Он говорил: "Вы и есть то общество, о котором вечно ведете свои разговоры. Весь наш окружающий мир, все то сообщество, что его наполняет, зависит от конкретного человека. Однако сложности появляются тогда, когда каждый человек начинает делить себя на Эго или "наблюдателя" и на "наблюдаемое".

Полная библиография мудреца

Абсолютно все собрания книг мудреца являются неким философским учением, смысл которого рассказан выше. Некоторые книги были изданы благодаря оставшимся дневникам Кришнамурти, другие создавались на основе стенограмм и записей открытых лекций, которые давал учитель при жизни.

В книге "Свобода от известного" Джидду Кришнамурти прямо говорит своим читателям: "Мне нечему вас учить". И это правда, так как все знания находятся у нас внутри с самого первого дня появления на свет наших тел и перерожденных душ.

Сейчас практически все книги можно найти в переводе на русский язык. Поэтому стоит знать собрание, скопившееся за долгие годы:

  • "О самом важном. Беседы Джидду К. с Дэвидом Б."
  • "Беседы с Кришнамурти. Избранное".
  • "Записные книжки".
  • "Свобода от известного".
  • "Вне насилия".
  • "Единственная революция".
  • "Немедленно измениться".
  • "У ног учителя".
  • "Первая и последняя свобода".
  • "Начало познания".
  • "Бомбейские беседы".
  • "Комментарии к жизни" в трех книгах.