» »

Сунь ят-сен.

27.09.2019

Сунь Ят-сен (в китайском литературном произношении - Сунь И-сянь; др. имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) , китайский революционер-демократ. Родился в крестьянской семье. В 1892 окончил медицинский институт в Сянгане (Гонконге). С юношеских лет проникся настроениями, направленными против правившей в Китае маньчжурской династии Цин. В 1894 создал антиманьчжурскую революционную организацию Синчжунхой, предпринявшую 25 октября 1895 антицинское воору- жённое выступление, окончившееся неудачей. Вынужденный эмигрировать сначала в Японию, затем в США и страны Западной Европы, Сунь Ят-сен активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний в Китае. В 1905 в Токио под его руководством была создана всекитайская революционная организация Тунмэнхой. Её программой стали выработанные Сунь Ят-сеном "Три народных принципа": национализм [свержение маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации], народовластие (учреждение республики)и народное благосостояние (уравнение прав на землю в духе утопических социалистических идей американского буржуазного экономиста Г.Джорджа). В 1905-11 под руководством Тунмэнхоя в различных провинциях Китая вспыхивали локальные антиманьчжурские вооружённые выступления. Победоносное Учанское восстание 10 октября 1911 провозгласило Китайскую республику и положило начало Синьхайской революции. По возвращении в Китай из эмиграции в конце декабря 1911 Сунь Ят-сен был избран первым временным президентом Китайской республики и с 1 января 1912 приступил в Нанкине к исполнению обязанностей. Под его руководством была выработана демократическая в тех условиях, временная конституция Китайской республики. Сунь Ят-сен считал возможным избежать развития капитализма в Китае, в этом В.Ленин усматривал сходство его взглядов с воззрениями русских народников. После отречения (12 февраля 1912) маньчжурской династии от престола Сунь Ят-сен вынужден был под давлением внутренней реакции сложить президентские полномочия (1 апреля 1912); однако он продолжал бороться за утверждение демократического республиканского строя в Китае, используя для этой цели партию Гоминьдан, созданную вместо Тунмэнхоя. В период военной диктатуры лидера северных милитаристов Юань Ши-кая Сунь Ят-сен создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революционную организацию Чжунхуа гэминдан (Китайская революционная партия). В 1918 он направил В. И. Ленину и советскому правительству телеграмму, в которой писал о своём глубоком восхищении тяжёлой борьбой революционных масс России н выражал надежду на то, что в будущем революционная партии Китая и России объединятся для совместной борьбы. По просьбе Сунь Ят-сена Советское правительство направило в Гуанчжоу, где находилось с 1923 руководимое им революционное правительство Южного Китая, группу военных специалистов - видных полководцев Гражданской войны в России во главе с П.А.Павловым, затем В.К.Блюхером . На пост политического советника Сунь Ят-сен осенью 1923 пригласил опытного русского профессионального революционера большевика М.М.Бородина , при помощи которого была реорганизована партия гоминьдан. Сунь Ят-сен установил тесную переписку с советскими дипломатами, чутко прислушиваясь к советам друзей из СССР. Он обогатил новым содержанием "Три народных принципа"; Под принципом национализма подразумевалось отныне сплочение всех сил страны на борьбу с империалистическим господством в Китае, уничтожение китайских милитаристских клик, объединение страны, достижение национальной независимости; под народовластием - демократизация государственной и общественной системы, введение конституционного республиканского правления; принцип народного благосостояния в новой трактовке Сунь Ят-сена означал реализацию крестьянских требований: "каждому пахарю - своё поле", улучшение жизни рабочих и ограничение монополистического капитала. В 1924 Сунь Ят-сен провозгласил три основные политические установки - нерушимый союз с Советским Союзом, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крестьянские массы. Эти установки становились органической составной частью "трех народных принципов". Последним документом, подписанным Сунь Ят-сеном было обращение к ЦИК СССР, в котором выражалась надежда на то, что настанет день, когда свободный и независимый Китай пойдёт рука об руку с Советским Союзом к светлому будущему человечества.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Философ (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991 ).

Юркевич А.Г. Первый президент Китайской Республики (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С ).

Тихвинский С.Л. Не был чужд утопизму (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ - СЯ ЧЕН. 1971 ).

Китайский революционер-демократ (Советская военная энциклопедия ).

Дипломат (Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948 ).

Далее читайте:

Сун Цин-лин (р. 1890. г. Шанхай), вдова Сунь Ят-сена.

Иосиф Сталин . ЦК РКП(б) - ЦИК Гоминдана (в связи с кончиной Сунь Ятсена).

Письмо Сталина Чугунову (критика Сунь Ятсена), 9 апреля 1927 г.

Исторические лица Китая (биографический справочник).

Советские военные советники в Китае . Краткие биографические данные советских военных советников в Китае (1924-1928 гг.)

Русские в Китае . Краткие биографические данные чинов Шанхайского русского полка.

Китай в XX веке (хронологическая таблица).

Сочинения:

Избранные произведения. (Пер. с кит.). М., 1964.

Сунь Чжуншань цюаньцзи (Поли. собр. соч. Сунь Ятсена), т. I–5. Пекин, 1981–85;

Избр. произв. М., 1985.

Литература:

Тихвинский С.Л. Завещание китайского революционера. Сунь Ятсен: жизнь, борьба и эволюция политических взглядов. М., 1986;

Сунь Ят-сен. 1866-1966. К столетию со дня рождения. М., 1966. Библиогр.- с. 411-412;

Сунь Ятсен. 1866–1986. К 120-летию со дня рождения. М., 1987.

Л е н и н В. И. Демократия и народничество в Китае.- Поли. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 21;

Ленин В. И. Обновленный Китай.- Там же. Т. 22;

Л е н и н В. И. Борьба партий в Китае.- Там же. Т. 23,

Н и к и ф о p о в В. Н. Сунь Ят-сен, октябрь 1896. М., 1978,

Матвеева Г. С. Отец республики. М., 1975;

Е ф и м о в Г. В. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ят-сен (1911-1913 гг.). М., 1974. Биб-лиогр.: с. 396-408;

Ернашев И. Сунь Ят-сен. М., 1964,

Сунь Ят-сен. Библиогр. указ. М., 1966.


(1866-1925), лидер революционного движения в Китае, свергнувшего в 1911 в этой стране монархию. Родился в провинции Гуандун, недалеко от Кантона (Гуанчжоу). По ряду источников известен под именами Сунь Вэнь и Сунь Чжуншань ("Центральная Гора") - последнее является китайским аналогом его японского псевдонима "Накаяма". Родные края Сунь Ятсена были одним из тех мест Китая, откуда шел широкий поток иммигрантов. Благодаря своему старшему брату, перебравшемуся на Гавайи, Сунь смог учиться в Гонолулу, а затем в Гонконге, где в 1892 закончил курс западной медицины. Уже с юности он был ориентирован на Запад и "модернизацию" и в дальнейшем получал немалую поддержку от хуацяо (китайцев, живущих за рубежом) и торговцев, обосновавшихся в открытых портах Китая. Обращение в христианство создало ему дополнительные удобства в завязывании тесной дружбы с иностранцами. В то же время жгучая ненависть к западному империализму и восхищение успехами японской модернизации побудили его обратить взор к Японии, где он нашел приют, друзей, последователей и, со временем, поддержку для реализации своих планов. По окончании учебы Сунь некоторое время занимался медицинской практикой в Макао, где познакомился с членами тайных политических обществ. В 1894 он совершил поездку в Северный Китай и безуспешно пытался изложить свою программу модернизации маньчжурскому наместнику Ли Хунчану. В 1895, после катастрофической для Китая китайско-японской войны, Сунь Ятсен предпринял первую попытку организации восстания в Кантоне. Это восстание, как и десяток последующих, было подавлено. Сунь эмигрировал в Японию, где, перейдя на традиционную японскую одежду, стал жить под именем Накаяма. Позднее он перебрался в Лондон и здесь с трудом сумел спасти свою жизнь после того, как попал в засаду и был передан китайскому посольству. Твердо веря, что главным предназначением его жизни является успешное осуществление революции в Китае, он все же вернулся на Восток. С этого момента и вплоть до самой революции 1911 он много путешествовал, собирая средства и сторонников из числа живущих за рубежом китайцев. Некоторые из его наиболее амбициозных восстаний были подготовлены с зарубежной помощью: базой одного один из них стал контролируемый японцами Тайвань, другого - Французский Индокитай. После победы Японии над Россией в 1905 революционное движение вступило в новую фазу. В том же году в Токио, где обучались тысячи китайских студентов, Сунь Ятсен организовал "Революционную лигу" ("Тунмэнхуй""). Главная цель Лиги - свержение маньчжурской династии, настолько затмила все другие цели, что участники движения не обращали внимания на отсутствие единства в своих рядах. В 1911, когда Сунь Ятсен находился в США, группа революционеров в Ханькоу, опасаясь провала своей организации, дала сигнал к началу практически не подготовленного восстания. К удивлению революционеров, воинские части перешли на их сторону, а чиновники монархической администрации не решились выполнить приказ о силовом подавлении мятежа. Маньчжурская династия была низложена, и Сунь Ятсен вернулся на родину триумфатором. Его незамедлительно избрали президентом Китайской Республики. Тем не менее командующий императорской армией Юань Шикай по-прежнему располагал значительными силами, чтобы разгромить республиканцев в случае военного противостояния. Именно поэтому Сунь Ятсен отказался от своего поста в пользу Юань Шикая. Веря, что защита завоеваний революции будет должным образом обеспечена новым конституционным механизмом, Сунь согласился заниматься лишь вопросами экономического планирования и сформулировал амбициозные программы развития железных дорог и промышленности. К его разочарованию, лидеры новой республики оказались далеки от единства в вопросе политической стратегии, и Юань Шикай (стремившийся занять императорский трон), прибегнув к насилию и международной финансовой помощи, развеял все надежды сторонников либерального парламентаризма. Сунь пытался бороться с Юанем, провозгласив в 1913 начало второй революции, но потерпел неудачу и вновь уехал в Японию. В течение нескольких следующих лет его шансы в политике котировались как никогда низко. В период господства местных милитаристов, последовавший после смерти Юань Шикая в 1916, Сунь Ятсен пытался вести переговоры о создании коалиции с Чэнь Цзюнмином, захватившим власть в Гуандуне: не имея армии, Сунь мог действовать на политической сцене лишь на условиях, которые ему ставили военные. Постепенно он начал восстанавливать свой высокий статус народного трибуна, используя новую волну национализма, возникшую как результат недовольства положениями Версальского договора среди студентов, торговцев и рабочих приморских городов Китая. Его обличения западного империализма способствовали росту его авторитета. В 1922, после неудачной попытки переиграть кантонских милитаристов, Сунь перебрался в Шанхай. Здесь он встретился с агентом Коминтерна А.А.Иоффе, направленным в Китай для поиска возможных союзников в деле проведения просоветской политики. В 1923, достигнув взаимопонимания с Иоффе, Сунь смог получить широкую поддержку России в создании "Объединенного фронта", хотя и не дал склонить себя к признанию коммунистического пути развития Китая. В соответствии с указаниями русского советника М.М.Бородина, Гоминьдан - политическое детище Сунь Ятсена - был реорганизован по принятому в компартиях принципу "демократического централизма", предусматривавшему сосредоточение всей власти в руках небольшой группы лидеров. Были экипированы и подготовлены вооруженные отряды; китайские коммунисты, в соответствии с соглашением присоединившиеся к Гоминьдану, стали проводить пропагандистскую и организационную подготовку военной акции Чан Кайши, перед которым стояла задача покончить с властью милитаристов в провинциях. В этот период Сунь выступил с серией лекций, которые в итоге оформились в революционную программу, ставшую развитием его "Трех народных принципов" ("Сан Минь Чжу И"), впервые провозглашенных в 1905. Из трех принципов Суня первый - "народное правление" (часто переводимый как "национализм") - уже давно был главным и в его мыслях, и в призывах. Этот принцип подчеркивал значимость восстановления равенства Китая с западными державами, превратившими Китай в свою коллективную колонию, и призывал к готовности жить едиными помыслами с нацией. Второй принцип - "народные полномочия", часто трактуемый как "демократия", - аккумулировал идеи Суня об организации власти. Сунь Ятсен верил, что народ, даже обретя самостоятельность, все еще неспособен распоряжаться ею, к чему его и должна была подготовить национальная элита - Гоминьдан. Заимствуя в свободной форме западные теории, Сунь был готов дать народу четыре инструмента властных полномочий - выборы, агитацию, законодательную инициативу и референдум. Сформированное из подготовленных специалистов правительство должно было состоять из пяти ветвей: законодательной, исполнительной, правовой, гражданско-административной и цензурной. Наконец, развивая третий принцип - "народное жизненное достояние", что иногда переводится как "социализм", Сунь обращался к идеям Г.Джорджа и некоторых других теоретиков и пытался доказать, что дифференцированный земельный налог сможет стать основой для решения фискальных и аграрных проблем в Китае. В конце 1924 Сунь Ятсен отправился в поездку по Северному Китаю в последней надежде провести плодотворные переговоры с военными лидерами провинций, однако вскоре серьезно заболел.
Умер Сунь Ятсен в Пекине 12 марта 1925.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "СУНЬ ЯТСЕН" в других словарях:

    - 孫逸仙 … Википедия

    - (Sun Yatsen) (1866–1925) Один из первых лидеров националистической революции в Китае. Родился в бедной крестьянской семье в южной провинции Гуандун. В 13 лет уехал к своему старшему брату на Гавайи, учился в западных школах, оттуда отправился в… … Политология. Словарь.

    СУНЬ ЯТСЕН (диалектная версия от Сунь Исянь; Сунь Чжуншань, псевдоним Сунь Вэнь) китайский революционер, первый президент Китайской Республики (1912),… … Философская энциклопедия

    Сунь Ятсен - Сунь Ятсен. Сунь Ятсен. Сунь Ятсен (: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) () китайский революционер демократ. Создал в 1894 г. революционную организацию Синчжунхой, в 1905 г. более массовую революционную организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    - (другие имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) (1866 1925), китайский политический деятель. Создал в 1894 организацию Синчжунхой, в 1905 более массовую организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции 1911 13, первый (временный) президент Китайской… … Энциклопедический словарь

    Современная энциклопедия

    - (др. имена: Сунь Чжуншань Сунь Вэнь) (1866 1925), китайский политический деятель. Создал в 1894 организацию Синчжунхой, в 1905 более массовую организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции 1911 13, первый (временный) президент Китайской… … Большой Энциклопедический словарь

    - (другие имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) (1866 1925 гг.) китайский революционер демократ. Создал в 1894 г. революционную организацию Синчжунхой, в 1905 г. более массовую революционную организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции 1911 1913… … Исторический словарь

    Сунь Ятсен - (другие имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) (1866 1925), китайский политический деятель. Создал в 1894 революционную организацию Синчжунхой, в 1905 более массовую революционную организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции 1911 13, первый… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Морская гвардия отечества Чернышев Александр Алексеевич

Гвардейский монитор «Сун–Ят–Сен»

Гвардейский монитор «Сун–Ят–Сен»

Заложен 14 июля 1907 г. в С.–Петербурге на Балтийском заводе как бронированная канонерская лодка под наименованием «Шквал». Канлодка секциями была перевезена на Дальний Восток, собрана и 29 июня 1909 г. спущена на воду в поселке Кокуй на реке Шилка Вошла в состав Амурской речной флотилии 3 октября 1910 г.

6 декабря 1917 г. «Шквал» вошла в состав Красной АРФ. 1 сентября 1918 г. она взята в плен японскими интервентами, включена в состав их военной флотилии на Амуре, а 17 мая 1920 г. канлодка была уведена японскими интервентами на Сахалин. 1 мая 1925 г. возвращена Советскому Союзу. В 1927 г. восстановлена и 15 февраля переименована в «Сун–Ят–Сен». 6 ноября 1928 г. переклассифицирована в монитор. 1937–1938 гг. прошел капитальный ремонт с модернизацией.

В 1945 г. «Сун–Ят–Сен» имел: водоизмещение 1000 т; длину 71,0 м, ширину 12,8 м, осадку 1,43 м; энергоустановку общей мощностью 2970 л.с., скорость 11,3/5,7 уз., дальность плавания 4150 миль; вооружение: восемь 120–мм (в четырех башнях), два 85–мм, два 37–мм и шесть 20–мм орудий, два 7,62–мм пулемета; экипаж 156 человек.

Во время событий на КВЖД корабль под командованием И.Н. Никитина в октябре 1929 г. при взятии частями Красной Армии укрепленного района и главной базы белокитайской Сунгарийской флотилии города Лахасусу метким артиллерийским огнем уничтожил два вражеских вооруженных парохода и подавил плавучую батарею «Дун–И», захваченную затем советскими моряками; в дальнейшем совместно с другими кораблями высаживал десант и громил войска противника под Фугдином.

9 августа 1945 г. монитор встретил под командованием капитана 3–го ранга В.Д. Корнера в составе 1–й бригады речных кораблей в протоке Средняя близ устья реки Сунгари.

В дни войны с империалистической Японией участвовал в высадке десантов и захвате узлов сопротивления на реке Сунгари:

Тунцзян, Фуцзинь, Цзямусы. Особенно отличился экипаж монитора при взятии нашими войсками Фуцзиньского укрепленного района, уничтожив 5 вражеских дотов, 12 дзотов, 6 минометных батарей и склад с боеприпасами. С выходом кораблей флотилии в реку Сунгари «Сун–Ят–Сен», будучи в составе дозорно–разведывательного отряда, обеспечивал командование данными о неприятеле. Одновременно перебрасывал десанты и поддерживал артиллерийским огнем их действия на берегу, оказав тем самым большую помощь войскам 2–го Дальневосточного фронта в овладении населенными пунктами Аоцин, Хунхэдао и Саньсинь. 16 августа «Сун–Ят–Сен» получил повреждение от попадания снаряда среднего калибра.

20 августа, прибыв в Харбин, корабль участвовал в принятии капитуляции размещенного там японского гарнизона и кораблей Сунгарийской флотилии.

30 августа 1945 г. монитор был удостоен гвардейского звания, а его командир капитан 3–го ранга В.Д. Корнер Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 г. был удостоен звания Героя Советского Союза.

В послевоенные годы «Сун–ят–Сен» продолжал находиться в строю. 23 августа 1955 г. выведен из боевого состава, а 13 марта 1958–го разоружен и исключен из списков судов ВМФ.

Из книги Морская гвардия отечества автора Чернышев Александр Алексеевич

ГВАРДЕЙСКИЙ ЭКИПАЖ 16 ФЕВРАЛЯ 1810 г. - ДЕНЬ СОЗДАНИЯ ЭКИПАЖА В 1810 г. было произведено коренное преобразование в составе морских команд. Личный состав флота был разделен на экипажи. Такая реорганизация личного состава была связана с климатическими особенностями России.

Из книги автора

Гвардейский крейсер «Красный Кавказ» Заложен 19 октября 1913 г. в Николаеве на заводе «Руссуд» под названием «Адмирал Лазарев». Корабль был спущен 8 июня 1916 г., но в конце 1917 г. строительство «Адмирала Лазарева» из?за охватившей страну разрухи прекратилась. 14 декабря 1926 г.

Из книги автора

Гвардейский минный заградитель «Марти» Императорская яхта «Штандарт» после Ледового похода в апреле 1918 г. долгие годы стояла на хранении в Кронштадтском порту. После подавления Кронштадтского восстания 1921 г. она была переименована в «18 марта».В 1933 г. ее перевели к

Из книги автора

Гвардейский быстроходный тральщик Т–205 «Гафель» Заложен 12 октября 1937 г. в Ленинграде на Усть–Ижорской верфи (Заводе № 363) по проекту 53–у. Спущен на воду 29 июля 1938 г., вступил в строй 23 июля 1939 г. и вошел в состав КБФ.Водоизмещение полное 490 т, длина 62,0, ширина 7,2 осадка 2,37 м;

Из книги автора

Гвардейский крейсер «Красный Крым» 28 сентября 1913 г. в списки судов Гвардейского экипажа был зачислен крейсер «Светлана», а 11 ноября его заложили на Русско–Балтийском судостроительном и механическом АО в Ревеле. 28 ноября 1915 г. крейсер был спущен на воду. В октябре 1917 г.

Из книги автора

Гвардейский эскадренный миноносец «Сообразительный» Заложен 15 октября 1936 г. в Николаеве на Заводе № 200 (им. 61–го коммунара) по проекту 7 под наименованием «Прозорливый», затем перезаложен по проекту 7–у 3 марта 1939 г. Спущен на воду 26 августа 1939 г. 25 сентября 1940 г.

Из книги автора

Гвардейский быстроходный тральщик Т–411 «Защитник» Заложен 10 августа 1936 г. в Севастополе на Заводе № 201 («Севморзавод» им С. Орджоникидзе») по проекту 53, спущен на воду 31 июля 1937 г. Вступил в строй 31 июля 1938 г. и вошел в состав ЧФ.Водоизмещение полное 494 т; длина 62,0, ширина

Из книги автора

1–й гвардейский дивизион бронекатеров 1–й бригады речных кораблей Волжской военной флотилии (в 1945 г. - 1–й гвардейский Белградский дивизион бронекатеров Дунайской флотилии) Дивизион был сформирован в ноябре 1941 г. в составе 1–й бригады речных кораблей Волжской военной

Из книги автора

2–й гвардейский дивизион бронекатеров 2–й бригады речных кораблей Волжской военной флотилии (в 1945 г. - 2–й отдельный гвардейский Бобруйский Краснознаменный дивизион бронекатеров 1–й Бобруйско–Берлинской Краснознаменной бригады речных кораблей Днепровской

Из книги автора

Гвардейский сторожевой катер «СКА–65» Катер типа МО–4 был построен в 1938 г., вошел в состав Морпогранохраны НКВД.Водоизмещение катера полное 56,5 т; длина 26,9 м, ширина 4,2, осадка 1,48 м; мощность механизмов (три дизеля) - 2025 л.с., скорость хода максимальная 26 уз., экономическая 7

Из книги автора

Гвардейский сторожевой корабль «Метель» Заложен 18 декабря 1931 г. в Ленинграде на заводе Северная верфь по проекту 4. Секциями он был перевезен на Дальний Восток и в 1933 г. перезаложен на «Дальзаводе». Спущен 15 июня 1934 г., вступил в строй 18 ноября 1934 г. и вошел в состав МСДВ

Из книги автора

Гвардейский минный заградитель «Охотск» «Охотск» был заложен 27 июня 1934 г. в Ленинграде на Заводе им. Марти (Адмиралтейские верфи) в качестве гидрографического судна. Спущен на воду 1 ноября 1935 г. и 10 апреля 1937 г. вступил в строй.В июле-октябре 1937 г. судно под

Из книги автора

Гвардейский монитор «Свердлов» Заложен 14 июля 1907 г. в С.–Петербурге на Балтийском заводе как бронированная канонерская лодка под наименованием «Вьюга». Секциями она была перевезена на Дальний Восток, собрана и 29 июля 1909 г, спущена на воду в поселке Кокуй на реке Шилка.

Из книги автора

Гвардейский ракетный крейсер «Варяг» пр. 58 В конце 1950–х гг. был разработан проект 58 - принципиально нового корабля с мощным ракетным вооружением Корабли имели стандартное водоизмещение 4300 т, поэтому первоначально отнесены к классу эскадренных миноносцев и получили

Из книги автора

Гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий» пр. 956 Заложен 23 ноября 1984 г. на заводе им. А.А. Жданова. Корабль спущен 30 мая 1987 г. и вступил в строй 30 декабря 1988 г. С 18 августа 1988 г. он носил Гвардейский Военно–морской флаг, унаследованный от одноименного эсминца пр. 7 и ВПК

Из книги автора

Гвардейский корвет «Сообразительный» В начале 2000–х гг. после долгого перерыва началось строительство крупных надводных кораблей. Корвет «Сообразительный» пр. 20380 был заложен на «Северной верфи» С.–Петербурга 20 мая 2003 г., спущен 31 марта 2010 г. и вступил в строй 14 октября

В начале XX в. Китай все еще оставался отсталой феодальной страной. Правившая в Китае чужеземная маньчжурская династия всеми средствами поддерживала феодальное угнетение народа, варварские средневековые порядки. Трудящиеся массы влачили нищенское существование. Империалистические державы хозяйничали в Китае, диктуя свою волю императорскому правительству.

Одним из зачинателей борьбы за освобождение китайского народа от гнета маньчжуро-китайских феодалов и иностранных капиталистов был Сунь Ят-сен. Он прошел большой путь от сторонника реформ до бесстрашного революционера-борца. «Революционный демократ, полный благородства и героизма» - так характеризовал Сунь Ят-сена В. И. Ленин.

Сунь Ят-сен родился в 1866 г. на юге Китая, близ Гуанчжоу (Кантона), в бедной крестьянской семье, ютившейся в глинобитной хижине.

Великая крестьянская война тайпинов была еще памятна в народе. Мальчик жадно слушал рассказы о тайпинах и их вожде Хун Сю-цюане (см. ст. «Тайпинское восстание»). На всю жизнь запали в его душу слова дяди, учителя деревенской школы, в прошлом солдата тайпинской армии. Однажды мальчик спросил его, чего хотели тайпины. Дядя ответил: «Они хотели, чтобы народ жил без страданий».

В тринадцатилетнем возрасте Сунь Ят-сен уехал на Гавайские острова, где жил его старший брат. Там он окончил английскую школу. Сунь Ят-сен решил стать врачом, надеясь, что эта профессия поможет ему приносить пользу народу. В 1887 г. он поступил в медицинский институт в Гонконге (английская колония близ Гуанчжоу).

Годы учения в Гонконге явились для Сунь Ят-сена, по его выражению, «периодом революционных дискуссий». Сунь Ят-сен и его друзья - студенты вели горячие споры о способах преодоления вековой отсталости Китая и избавления его от иностранной зависимости.

В 1892 г. Сунь Ят-сен окончил институт с дипломом лучшего студента. Вскоре же началась и его политическая деятельность.

Сначала Сунь Ят-сен обратился к императорскому правительству Китая, рассчитывая, что оно поймет необходимость реформ, развития промышленности, строительства железных дорог, школ, больниц. Но всесильный сановник Ли Хун-чжан даже не ответил на его обращение. Эта неудача и поражение Китая в войне с Японией в-1894 - 1895 гг. убедили Сунь Ят-сена в том, что основным виновником всех бед и несчастий китайского народа являются маньчжурские феодалы, что спасение родины невозможно без свержения монархии, без революции.

В 1894 г. он создал «Союз возрождения Китая». Это была малочисленная тайная организация, которая разработала такой план: внезапным нападением овладеть городской крепостью вГуанчжоу и провозгласить власть маньчжуров в Китае низложенной. Восстание было намечено на 26 октября 1895 г. Заговорщики ожидали, что после захвата крепости армия и народ перейдут на их сторону и восстание охватит всю страну.

Однако заговор был раскрыт. Трое сподвижников Сунь Ят-сена были казнены, многие брошены в тюрьмы, а сам он с трудом спасся и бежал за границу. Но и вдали от Китая Сунь Ят-сен не был в безопасности. Однажды в Лондоне агенты маньчжурского правительства обманом завлекли его в китайское посольство. Был приготовлен пароход, чтобы доставить Сунь Ят-сена в Китай, где его ждала жестокая расправа. Дело, однако, получило огласку, и Сунь Ятсена пришлось освободить. Он уехал в Японию.

В 1905 г. под влиянием первой русской революции Сунь Ят-сен создал более массовую, чем «Союз возрождения», организацию «Китайский революционный объединенный союз». Программой «Объединенного союза» стали разработанные им «три народных принципа»: национализм (свержение маньчжурской монархии и замена ее китайским правительством), народовластие (создание республиканского строя в Китае) и народное благосостояние (улучшение жизни народных масс).

«Объединенный союз» организовал ряд вооруженных восстаний в Китае. Хотя эти восстания были подавлены, однако они сыграли большую роль в подготовке революции 1911 - 1913 гг. В октябре 1911 г. под руководством «Объединенного союза» началась буржуазная революция, которая привела к низвержению маньчжурской династии и созданию Китайской республики. В декабре 1911 г. Сунь Ят-сен возвратился на родину и был встречен в Шанхае ликующей толпой народа. Через четыре дня он был избран временным президентом республики.

Руководимое Сунь Ят-сеном правительство в Нанкине впервые в истории Китая провозгласило демократические свободы, предоставило избирательное право женщинам, боролось с вредными обычаями прошлого: были запрещены купля-продажа рабов и обычай бинтования ног девочкам, строжайше запрещалось курение опиума. Но Сунь Ят-сен недолго оставался президентом. Под давлением иностранных империалистов и внутренней реакции он был вынужден отказаться от этого поста в пользу реакционера генерала Юань Ши-кая.

В 1912 г. вместо распущенного после падения Цинской династии «Объединенного союза» Сунь Ят-сен создал партию Гоминьдан (Национальная партия), выступавшую за утверждение в- Китае буржуазно-демократического строя. Юань Ши-кай, получив пост президента, стремился установить в стране свою единоличную диктатуру, намереваясь восстановить монархию и провозгласить себя новым императором. Сунь Ят-сен в 1913 г. встал на путь открытой борьбы с ним. Сторонники Сунь Ят-сена подняли восстание, но потерпели поражение, и сам Сунь Ят-сен вынужден был вновь покинуть Китай.

В 1916 г., после смерти Юань Ши-кая, Сунь Ят-сен получил возможность возвратиться на родину и возглавил южное правительство в Гуанчжоу, которое пыталось бороться с правительством помещиков и генералов в Пекине.

Сунь Ят-сен горячо приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию. В 1918 г. он направил В. И. Ленину телеграмму, в которой выражал восхищение героической борьбой народных масс России и надежду, что «революционные партии Китая и России сплотятся воедино и будут вести совместную борьбу». Сунь Ят-сен питал горячие симпатии к Советской России и высоко ценил поддержку, оказываемую ею китайскому народу.

В 1923 г. Сунь Ят-сен послал в Москву партийно-военную делегацию для изучения революционного опыта Советской России. По его просьбе в Гуанчжоу были направлены старый большевик М. М. Бородин в качестве политического советника и видный советский полководец В. К. Блюхер с группой военных специалистов для оказания помощи в создании вооруженных сил китайской революции.

В конце 1923 - начале 1924 г. Сунь Ят-сен реорганизовал Гоминьдан, чтобы придать партии подлинно революционный и массовый характер. В Гоминьдан вступили китайские коммунисты (сохранив самостоятельность своей партии). В результате Гоминьдан стал партией единого революционного фронта рабочих, крестьян, мелкой буржуазии и национальной буржуазии. В основу ее политической программы были положены «три народных принципа», переосмысленные Сунь Ят-сеном под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции в России. Принцип национализма стал означать борьбу за свержение гнета иностранного империализма в Китае и установление равенства всех национальностей страны; принцип народовластия - призыв к созданию такого правительства, которое обеспечило бы демократические права и свободы широким народным массам; принцип народного благосостояния - требование наделения землей безземельных и малоземельных крестьян («каждому пахарю - свое поле»), улучшение условий труда рабочих и ограничение деятельности крупных капиталистов. «Три народных принципа» Сунь Ят-сен в 1924 г. дополнил «тремя основными политическими установками»: нерушимый союз с СССР, союз с Коммунистической партией Китая, опора на рабоче-крестьянские массы. Благодаря поддержке широких народных масс и активной помощи Советского Союза на юге Китая была создана и укреплена революционная опорная база и заложена основа для дальнейшего победоносного развития китайской демократической революции.

Сунь Ят-сен не дожил до победы китайской революции. В начале 1925 г. Сунь Ят-сен был уже тяжело болен. 11 марта 1925 г. Сунь сказал: «Я долго боролся со смертью. Сегодня ночью я сдаю свои позиции». Он попросил перенести его на походную койку и, лежа на ней, продиктовал знаменитое письмо в ЦИК СССР: «Дорогие товарищи! В то время как я лежу здесь в недуге, против которого бессильны люди, моя мысль обращена к вам и к судьбам моей родины... Прощаясь с вами, дорогие товарищи, я хочу выразить надежду, что скоро настанет день, когда СССР будет приветствовать в могучем свободном Китае друга и союзника, и что в великой борьбе за освобождение угнетенных народов мира оба союзника пойдут к победе рука об руку. С братским приветом Сунь Ят-сен».

Идти «рука об руку» с Советским Союзом - таков великий завет, оставленный Сунь Ят-сеном китайскому народу.

Ермашев И

СУНЬ ЯТ-СЕН

Главной задачей в моей жизни я ставил себе революцию.

Сунь Ят-сен


Часть I. ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ

Глава первая

ВЭНЬ - КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН

1. Горячая земля

Солнце встает здесь рано. Оно шлет свои яркие лучи и возвещает всей Поднебесной, что настал день. И ночь уходит все дальше и дальше на север и запад, в далекие степи и полупустыни. Солнечные блики взбираются все выше по ступеням зеленеющих холмов и гор. Тут нет ни клочка пустующей земли. Все тщательно обработано: и равнины, и долины рек, и горные склоны. Но земли все равно мало. Если поровну разделить ее между всеми обитателями этих южных мест, то каждому достанется всего-навсего по полторы тысячи квадратных метров - не поле, а огород. В среднем на одно крестьянское хозяйство, а значит и на целую семью, здесь не приходится даже по одному гектару. Но и эти жалкие лоскутки земли принадлежат, как правило, помещикам, а не крестьянам. А помещику надо платить за землю рисом, плодами, трудом. Как же жить крестьянину?

Земля никогда не отдыхает. Не знает отдыха и земледелец. Из года в год, из поколения в поколение, из столетия в столетие земля должна родить, а крестьянин - непрерывно трудиться, не разгибая спины, чтобы его семья хоть как-нибудь могла существовать. Крестьянин лелеет клочок земли, политый его потом, удобряет, обильно орошает. Единственный помощник земледельца - щедрая южная природа. Здесь почти неизвестна зима. Летом, с июня по сентябрь, жарко и влажно - много дождей. Сеют главным образом рис.

Деревни и деревушки лепятся плотно друг возле друга. Нет ни выгона, ни лужка, ни выпаса: все под посевами. Крестьянские дома - настоящие лачуги из серого кирпича, глины, тростника, тесные, низкие, темные; почти нет двора, для несложного домового хозяйства есть закуток - довольно! Густо стоят крестьянские лачуги на клочках земли между рукавами и протоками дельты Жемчужной реки, куда сливают свои воды более двадцати рек, стекающих с гор на севере, западе, востоке Гуандуна. И среди таких же ручьев, недалеко от берега моря, и совсем близко от косы, на которой расположилась португальская колония Макао, находится небольшая деревушка Цуйхэн, каких тысячи в этих местах. Запомним это название.

Юг Китая начал заселяться более двух тысяч лет назад. Здесь было сколько угодно свободной земли. А позднее, в четвертом веке нашей эры, туда бежали с Севера, спасаясь от нашествий полудиких кочевников, жители многих городов и сел. Бежали сюда тысячи семейств бедняков, укрываясь от помещиков. Бродили по горным дорогам беглые рабы. Так Юг стал очагом крестьянской вольницы. И долгие столетия был он краем непокорным, мятежным, родиной смелых народных предводителей, вождей великих восстаний.

И еще об одном следует помнить: Юг Китая - ворота во внешний мир. Через эти ворота вторглись первые пришельцы из западных стран. И Юг первым вступил с ними в бой. «Кантонская оборона» в тридцатых и сороковых годах девятнадцатого века прославила жителей Кантона (Гуанчжоу) и всей округи.

Не в первый раз взялись тогда кантонцы за оружие. На всем Юге не утихали народные восстания. Гуандун восставал против маньчжурских завоевателей еще в 1648 году. Восемь месяцев кантонцы выдерживали осаду маньчжуров, и только с помощью предателей удалось насильникам прорваться в город. Более ста тысяч патриотов пало тогда в боях. Были разгромлены и другие гуандунские города. Но борьба не прекратилась, мужество народа не угасло.

О кантонцах в одной тогдашней хронике говорится: «Никого не боятся». Кантонцы были бесстрашными патриотами. Вся округа знала об их смелой борьбе с врагами китайского народа - внутренними и внешними. Знали об этом и в деревне Цуйхэн, от которой до Кантона менее двухсот километров.

Мятежным духом был пропитан здесь, казалось, самый воздух. На гуандунской земле родился в 1814 году Хун Сю-цюань - «Хун, талантливый во всем», - ставший впоследствии вождем революционной войны тайпинов. Четырнадцать лет гремела она на китайской земле и оставила по себе глубокий след в памяти народа. Тайпины создали первое в истории Китая крестьянское государство, существовавшее до 1864 года. Отголоски этой борьбы еще долго проносились над страной, особенно над Югом. Гуандун был одной из тайпинских баз.

Когда в июле 1864 года столица Тайпинского государства - Нанкин - пала и отдельные отряды тайпинов стали отступать на юг, они добрались также и до Гуандуна, где осело много тайпинских воинов. Нашли они пристанище в деревнях дельты Жемчужной реки. Приютили их и в Цуйхэне.

Через два года после гибели Тайпинского государства, 12 ноября 1866 года, у жителя этой деревни, бедного крестьянина Сунь Дао-чуаня родился сын - пятый по счету ребенок. Мальчику всегда были рады в китайской крестьянской семье; мальчик - будущий работник! У Сунь Дао-чуаня был сын - первенец Сунь Мэй. А-мэй - звали его дома. Жизнь в деревне была малопривлекательной, и впоследствии он уехал искать счастья на Гавайские острова. Родители вдвойне радовались новому сыну. Они были люди немолодые и рождение мальчика считали хорошим, даже счастливым, предзнаменованием.

Старый Сунь, по всей вероятности, не мог бы вспомнить, когда именно его предки поселились тут, в краю рек и каналов. Они, вероятно, были «хакка» - пришлыми, как и многие обитатели этих мест. Обосновались они здесь, должно быть, давно, говорили на местном, кантонском, наречии и ничем от коренных кантонцев не отличались. Домик из серого кирпича, обмазанный глиной, в котором жила семья Сунь Дао-чуаня, был построен или куплен одним из Суней. Собственно, это была убогая, тесная хижина, в которой жила семья Суней и хранился ее неприхотливый крестьянский скарб.

Как и во всех жилищах бедных людей, его украшением был «алтарь предков», перед которым в установленное время совершалась молитва и где возжигались ритуальные свечи. С особенным старанием его украсили по случаю рождения сына. Это ведь такое событие, которое должно быть достойно отмечено. Всей родне были по этому случаю посланы яйца, сваренные вкрутую и окрашенные в красный цвет, что означало, что родился мальчик.

Когда малыш подрос, ему дали имя-прозвище Вэнь. Он любил забираться на крышу или бегать по деревне. Мать только на мгновение отвернется, а Вэня уже и след простыл. Кричи, зови - не дозовешься.

И в эти первые годы жизни очень привязался мальчик к своему дяде, учителю деревенской школы.

Дядя - человек особенный. Он совсем недавно обосновался в Цуйхэне; всего несколько лет назад появился он в этих краях и избегал говорить, где пропадал более десяти лет. Дядя воевал. Он был солдатом Тайпинской армии. Так революция, волны которой бушевали вокруг столько лет, снова пришла в лице одного из ее бойцов в эту деревушку и тихо забралась в домик старого Суня. В рядах армии тайпинов дядя маленького Вэня прошел половину Китая, побывал и в тайпинской столице, знал дни великой славы, ему посчастливилось видеть вождей тайпинов и среди них Хун Сю-цюаня, своего земляка-гуандунца. И хотя все они погибли, а Тайпинская армия рассеялась, зажженное ею пламя теплилось в сердцах сотен тысяч уцелевших революционных солдат, которые хранили его, чтобы завещать молодому поколению, будущим революционерам. Тайпинский солдат из семьи Сунь передаст завет борьбы самому младшему Суню.