» »

Органы дыхания человека. Функциональные возможности дыхательной системы Повреждения дыхательной системы

28.06.2020

На сегодняшний день известно очень много болезней органов дыхания, настолько много, что на изучение их всех ушли бы месяцы. Такое разнообразие обусловлено большим количеством элементов, из которых состоит дыхательная система человека. Каждый из них может быть подвержен заболеваниям различного характера: воспалительным, инфекционным и т.д.

О болезнях органов дыхания в подробностях

При поражении органов дыхания нарушаются их функции, самые важные из которых обеспечение организма кислородом, теплообмен и защита от неблагоприятных факторов внешней среды. Давайте рассмотрим 20 наиболее распространенных болезней дыхательной системы.

Аденоиды

Заболевание, представляющее собой воспаление глоточной миндалины, при котором она увеличивается в размерах. Чаще всего аденоиды развиваются у детей на почве простудных и инфекционных болезней.

Симптомы:

  • затрудненность дыхания, даже при отсутствии насморка;
  • ощущение заложенности носа;
  • насморк слизистого или гнойного характера;
  • хронический кашель;
  • гнусавость;

При длительном течении заболевания могут возникать осложнения в виде нарушения слуха, постоянных простудных заболеваний, снижения мозговой активности.

Представляет собой воспаление слизистой оболочки носа, вызванное воздействием различных аллергенов (пыльца, пыль, шерсть домашних животных).

При попадании аллергена в организм практически сразу происходит:

  • светлый и жидкий насморк;
  • постоянное чихание;
  • отечность;
  • слезоточивость;
  • зуд в глазах, носу или ушах.

Симптомы, проявляющиеся через время:

  • заложенность носа и затрудненность дыхания;
  • повышенная светочувствительность;
  • нарушение обоняния;
  • снижение слуха.

Атопическая астма

Другое название – бронхиальная астма. Заболевание представляет собой воспаление дыхательных путей аллергического характера. Главный симптом бронхиальной астмы – удушье. Оно возникает вследствие активизации иммунной системы при попадании аллергена в организм, что приводит к резкому сокращению мышц, находящихся вблизи дыхательных путей.

Другие симптомы:

  • хрип и свист в груди;
  • приступы удушья, возникающие после физической нагрузки;
  • одышка;
  • сухой кашель.

Бронхит

Причиной острого фарингита обычно является вирус, бактерия, грибок, аллергия или травма. Он характеризуется

  • першением и сухость в горле;
  • неприятными ощущениями при глотании;
  • болью в ушах (в некоторых случаях);
  • повышением температуры тела;
  • общею слабостью.

Хронический фарингит чаще всего является следствием заболеваний ЖКТ (например, гастрита). Может быть 3 типов:

  1. Катаральный. Для него характерно наличие слизисто-гнойных выделений на поверхности горла.
  2. Атрофический, для которого типичным является сухость слизистой горла. При этом глотка становится бледно-розового цвета.
  3. Гипертрофический. При этом типе хронического фарингита наблюдается покраснение и уплотнение слизистой оболочки горла.

В целом для хронического фарингита не характерно повышение температуры тела или слабость. Заболевание сопровождается теми же симптомами, что и острый фарингит, с тем отличием, что они не так ярко проявляются.

Сокращенно ХОБЛ, заболевание, при котором вследствие воспаления ткани легких, затрудняется или ограничивается циркуляция воздуха в них. Обычно возникает из-за длительного воздействия негативных факторов на дыхательные пути, например, из-за курения.

Симптомы:

  • постоянный хронический кашель с мокротой;
  • одышка после физической нагрузки (подъем по ступенькам, например).

Эмфизема легких

Представляет собой болезнь, при которой происходит растяжение альвеолы (ткани, входящей в состав легкого) с дальнейшей потерей ее эластичности. Потеря эластичности влечет за собой нарушение насыщения крови кислородом и выведения углекислого газа из нее.

Симптомы:

  1. одышка, возникающая после физической нагрузки;
  2. сердечная недостаточность;
  3. расширение промежутков между ребрами.

В некоторых случаях может быть необходимо хирургическое вмешательство.

Многие распространенные заболевания часто протекают в атипичной форме, что значительно затрудняет диагностику. Без своевременного лечения развиваются тяжелые осложнения. Пневмония без температуры – опасное состояние для...

Для лечения простудных заболеваний люди стали чаще использовать народные средства. Особенно полезными являются травы. Хорошо помогает девясил от кашля, как принимать его рассмотрим более детально....

Для лечения некоторых заболеваний очень часто используются народные средства. Особой популярностью пользуется багульник от кашля – трава является потогонным средством. Это вечнозеленый кустарник с резким...

МБОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 П. НАРЫШКИНО

Урок по теме:

«Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Травмы органов дыхания. Приёмы реанимации».

Учитель Костина Н.М.

Цель : расширение познавательной сферы ученика посредством изучения темы «Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Травмы органов дыхания. Приёмы реанимации».

Задачи:

Обучающие : 1) сформировать знания о функциональных возможностях дыхательной системы

2) научить приемам оказания первой помощи

3) обосновать значение тренировки дыхательных мышц

Развивающие: 1) продолжить формирование у учащихся УУД (умение работать с учебным текстом, постановка целей, определение пути их достижения)

2) выработка коммуникативных и социальных компетенций

(способность работать в парах постоянного состава, группах в интересах общей цели)

3) развитие личностных компетенций (находить свое место в коллективной деятельности, исходя из интересов и способностей каждого, готовность познать и испытать себя в новой ситуации)

Воспитательные: воспитывать понятие значимости, ценности своего здоровья, необходимости его сохранения, желания помочь в оказании помощи другим людям.

Валеологические : предупреждение утомляемости, профилактика нарушения осанки.

Структура урока.

I .Ориентировочно- мотивационный этап .

«Просто знать - еще не все, знания нужно уметь использовать». Я не случайно в качестве девиза нашего урока взяла слова великого немецкого поэта Гёте. Ведь то, о чем пойдет сегодня речь, необходимо знать каждому человеку. И не просто знать, а уметь применить свои знания в случае необходимости. Ведь от правильных ваших действий может зависеть жизнь человека.

II . Определение целей и задач, целеполагание с планированием конечного результата (после урока вы сможете…),

Тема сегодняшнего урока «Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Травмы органов дыхания. Приёмы реанимации». Давайте определим задачи урока:

    Познакомиться с функциональными возможностями организма.

    Выяснить какие бывают травмы органов дыхания и способы оказания первой помощи.

    Освоить приемы реанимации.

Мы также продолжим формирование общеучебных навыков работы с различными источниками информации, навыков продуктивного взаимодействия в парах и малых группах.

После урока вы

    Сможете: 1)дать определение понятия ЖЕЛ, экскурсии грудной клетки

2)обосновать значение тренировки дыхательных мышц.

    Приобретете первичные навыки оказания первой помощи при травмах органов дыхания.

Записываем тему урока, д/з 1) § 29, 2)подготовка к зачету, 3) творческое задание

III . Актуализация знаний. Операционно-исполнительный этап .

    Предоставление новой информации

1.1. Экскурсия грудной клетки

Ребята, вы любите экскурсии? А что означает это слово? А знаете, в биологии слово экскурсия имеет и другой смысл.

Давайте вспомним, что происходит с грудной клеткой при вдохе?

(ребра поднимаются, диафрагма опускается, увеличивается обхват и объем грудной клетки)

Что происходит с грудной клеткой при выдохе? (ребра опускаются, диафрагма поднимается и уменьшается обхват грудной клетки).

Изменение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки. Чтобы убедиться в том, что грудная клетка изменяет свой обхват во время вдоха-выдоха, мы проведем лабораторную работу «Измерение обхвата грудной клетки». Будем работать в парах. Откройте учебник на стр. 147, рабочую тетрадь стр. 48 № 117.Прочтите инструкцию. Каков порядок действий?

Измерьте обхват на вдохе и выдохе, внесите данные в таблицу и рассчитайте свою экскурсию. У взрослых в норме экскурсия составляет 6-9 см.

Экскурсия грудной клетки является показателем физического развития человека. Чем она больше, тем больше может быть увеличена грудная клетка и легкие смогут набрать больше воздуха.

1.2. ЖЕЛ

Глубина дыхания определяется объемом вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Вторым важным показателем физического развития человека является ЖЕЛ. Когда мы с вами дышим в спокойной обстановке, мы даже не замечаем. А сколько мы при этом вдыхаем и выдыхаем воздуха? Давайте проверим. У вас на столах лежат воздушные шарики. Сделайте спокойный вдох и выдохните в шарик, зафиксируйте его. При спокойном вдохе – выдохе в среднем человек вдыхает 0,5 л воздуха и столько же выдыхает. Если человек сделает самый глубокий вдох, а затем максимально выдохнет, то объем выдохнутого воздуха и составит ЖЕЛ. Из чего же она складывается? Как я уже сказала, при спокойном вдохе человек вдыхает 0,5 л воздуха. Это дыхательный объем. При этом возможности легких полностью не используются. После любого спокойного вдоха можно вдохнуть при максимальном усилии еще около 1,5 л воздуха. Это дополнительный объем – резерв вдоха. После спокойного выдоха можно еще дополнительно выдохнуть около 1,5 л воздуха. Это резерв выдоха. Вот из этих показателей: дыхательного объема, резерва вдоха и резерва выдоха складывается ЖЕЛ. (монтаж схемы)

Что такое ЖЕЛ?

Максимальное количество воздуха, которое можно выдохнуть после самого глубокого вдоха.

Но и после самого глубокого выдоха в легких остается некоторое количество воздуха. Это остаточный объем. Он равен примерно 1-1,2 л.

ЖЕЛ зависит от возраста, пола, роста, развития дыхательных мышц.

Дыхательные мышцы наиболее развиты у людей, занимающихся спортом. Нетренированный человек, пробежав несколько десятков метров, начинает усиленно дышать, хотя глубина дыхания у него почти не увеличивается из-за слабого развития дыхательных мышц. Его легкие не способны обеспечить интенсивно работающий организм необходимым количеством кислорода и своевременно удалить из него углекислый газ. А у человека, занимающегося спортом, вентиляция легких во время пробежки повышается не только от ускорения частоты дыхательных движений, но и вследствие увеличения их глубины. Вот почему важно заниматься спортом.

ЖЕЛ у детей 5-6 лет – 1,2 л, у женщин – 2,5-3,5л, у мужчин – 4,0-5,0 л, у спортсменов – 6-7 л. Измеряется с помощью прибора спирометра (рис. учебника). Также ЖЕЛ можно рассчитать по формуле:

2,5 х рост – мужчины

1,9 х рост - женщины

ЖЕЛ может быть разной у одного и того же человека. В положении лежа она меньше, стоя – больше. Когда вы сидите за столом сгорбившись – меньше, а когда сядете правильно – больше. Поэтому важно следить за своей осанкой.

Что является показателем здоровья человека?

    Экскурсия грудной клетки

1.3. Травмы органов дыхания

2. Индивидуальная работа

К сожалению, довольно часто случаются ситуации, когда у человека может остановиться дыхание. Например, при удушье, когда человек попадает под завал, получает электротравму, тонет, теряет сознание. Человеку надо срочно оказывать помощь. Как поступать в таких случаях, вы узнаете, изучив текст учебника на стр. 150-151. Мы воспользуемся приемом инсерт. Внимательно прочитайте текст и сделайте ваши пометки специальными значками.

Кто нашел информацию известную для себя? (порядок оказания помощи)

Какая информация для вас оказалась новой? (обсуждения порядка действий)

Кто поставил значок «хочу спросить, требуется разъяснение»?

А кто-нибудь поставил значок «думал иначе»?

    Работа в малых группах.

Задание для I группы:

Задание для II группы :

Задание для III группы:

Задание для I V группы:

4. Презентация работы в группах

1) Обсуждение

2)Презентация результатов – новый продукт (реализация построенного продукта)

5. Первичное закрепление
1)видеосюжет

2) техника безопасности (положение рук, дезинфекция, основной принцип – не навреди)

IV . Рефлексивно-оценочный

Мы рассмотрели все вопросы сегодняшнего урока. Давайте подведем итог. Какие задачи мы сегодня перед собой ставили?

1.Познакомиться с функциональными возможностями организма.

2.Выяснить какие бывают травмы органов дыхания и способы оказания первой помощи.

3.Освоить приемы реанимации.

Смогли мы найти ответы на поставленные вопросы?

    Что является показателем здоровья человека?

Экскурсия грудной клетки

    Какие бывают травмы органов дыхания?

    Каково значение тренировки дыхательных мышц

    Тестирование

    Экран достижений (сигнальные карточки)

V .Итог.

Наш урок подходит к концу. Мы вместе с вами прошли трудный путь от незнания к знанию. Вы показали себя внимательными, заинтересованными, способными самостоятельно открывать для себя новое, проводить исследования. Спасибо вам за совместную работу.

Нам в этом мире многое дано.

Расти, искать и ошибаться.

Но, главное, дано дышать,

Любить, найти и не сдаваться.

Мир неповторим, разнообразен и красив. Мы с вами частичка этого мира. И от нас зависит каким он будет: солнечным, теплым или пасмурным и холодным. Каждому из вас я хочу подарить вот по такому маленькому солнышку. И если вам когда-то станет грустно, посмотрите на проблему с другой стороны – переверните солнышко и все у вас будет хорошо. Любите, ищите и не сдавайтесь.

Приложение1.

Сердечно - легочная реанимация.

При проведении сердечно-легочной реанимации массаж сердца проводится параллельно с искусственным дыханием, так как только в этом случае циркулирующая кровь снабжается кислородом.

Реанимационные мероприятия могут проводить 1 или 2 человека.

    Кладут пострадавшего на спину

    Освобождают шею, грудь, живот пострадавшего от давящей одежды

    Под лопатки подкладывают валик из одежды

    Голову откидывают назад так, чтобы шея с подбородком составляли одну линию

    На рот кладут носовой платок

Если реанимацию проводят 2 человека: на 1 вдох-5 толчков грудины.

Если реанимацию проводит 1 человек: через каждые 15 толчков грудины (1 в секунду) производят 2 сильных вдоха

Задание для I группы: изучите текст, определите правильную последовательность проведения искусственного дыхания, составьте памятку

Задание для II группы : изучите текст, определите правильную последовательность проведения непрямого массажа сердца, составьте памятку

Задание для III группы: изучите текст, составьте памятку по технике проведения сердечно-легочной реанимации, продемонстрировать на муляже

Задание для I V группы: определите правильную последовательность проведения искусственного дыхания

Приложение2.

Тесты.

1.Что является важным показателем дыхания

    интенсивность дыхания

    урежение сердцебиения

    усиление работы сердца

2. Как можно измерить ЖЕЛ

1) электрокардиографом

2) тонометром

3) спирометром

4) при помощи флюорографии

3. Как называется изменение объема грудной клетки при вдохе и выдохе

1) прогулкой грудной клетки

2) задержкой дыхания

3) экскурсией грудной клетки

4) раздвижением грудной клетки

4. На сколько должна смещаться грудная клетка при непрямом массаже сердца у взрослых

1) 1-2см 3) 6-7 см

2) 4-5 см 4) 7-8 см

5. В каком соотношении нужно проводить сердечно- легочную реанимацию, если работают 2 спасателя

повреждение респираторной системы, вызванное вдыханием горячего воздуха, пара, дыма. Проявляется дыхательными расстройствами и симптомами общей интоксикации. Часто сочетается с ожогами кожи. Нередко сопровождается нарушением сознания. Основаниями для постановки диагноза служат данные анамнеза, осмотра, бронхоскопии. Дополнительно выполняется рентгенологическое исследование органов грудной полости, лабораторные анализы. При подтверждении факта и характера травмы осуществляется интенсивная терапия, включающая респираторную и нутритивную поддержку, бронхосанации, ингаляционное и парентеральное введение лекарственных средств.

МКБ-10

T27.0 T27.1 T27.2 T27.3

Общие сведения

Патоморфологические изменения носят полиорганный характер. Со стороны дыхательной системы выявляется воспаление слизистой оболочки и подслизистой основы трахеи и бронхов, массивное слущивание эпителия. В лёгочной ткани определяются множественные ателектазы и дистелектазы, эмфизема . Позднее в бронхах появляется гнойный экссудат, в лёгких обнаруживаются пневмонические очаги.

Классификация

Большое значение для определения тактики ведения пациента и прогнозирования течения патологического процесса в травматологии и комбустиологии имеет объём и степень повреждения органов. По локализации ингаляционная травма делится на поражение верхних дыхательных путей и повреждение всей респираторной системы. Степень тяжести патологических изменений трахеобронхиального дерева выявляется с помощью фибробронхоскопии и классифицируется следующим образом:

  • I степень. Бронхоскоп свободно проходит до мелких субсегментарных бронхов. Выявляется отёчность и покраснение слизистых оболочек. На стенках дыхательных путей местами видны следы копоти, которые легко смываются при санации. В просвете воздухоносных путей определяется небольшое количество вязкой слизи.
  • II c тепень. Бронхоскоп доходит до сегментарных бронхов. Кроме отёка и гиперемии на слизистых оболочках трахеи и крупных бронхов выявляются острые эрозии. Копоть смывается частично. Присутствует немного слизистого секрета.
  • III c тепень. Трахеобронхиальное дерево проходимо до крупных долевых бронхов. Стенки дыхательного тракта полностью покрыты фиксированной копотью. При попытке удалить налёт обнажается сухая бледная поверхность, покрытая эрозиями и язвами, легко кровоточащая при контакте. Бронхиальный секрет отсутствует, просветы бронхов заполнены слущенным эпителием.

Симптомы ингаляционной травмы

Характерным для ингаляционного повреждения признаком является кашель с наличием копоти в мокроте. Пострадавшего беспокоят боли в горле, постоянное першение. Изменяется тембр голоса, появляется гнусавость, охриплость или осиплость вплоть до полной афонии. Саднящие загрудинные боли усиливаются при кашле, глубоком вдохе. Дыхание затруднено. Свистящие хрипы на вдохе и (или) выдохе слышны на расстоянии. Синюшность кожных покровов указывает на развитие тяжёлой дыхательной недостаточности. Очень часто имеются ожоги кожи, в том числе на лице, шее, в области грудной клетки. Под действием высокой температуры и дыма возникает покраснение склер, отёк конъюнктивы и слезотечение.

Сопутствующая интоксикация угарным газом, цианистыми соединениями, другими продуктами горения вызывает головную боль разной интенсивности, головокружение, сонливость, тошноту, рвоту. Учащается дыхание и сердцебиение. Нередко нарушается сознание. Пострадавший может быть возбуждённым, дезориентированным, пребывать в коматозном состоянии.

Осложнения

Основная тактическая задача при получении пациентом ингаляционных поражений – своевременно купировать ранние осложнения, предотвратить развитие поздних. Частичная обструкция дыхательных путей очень быстро (иногда в течение нескольких минут) становится полной и приводит к асфиксии. Данная ситуация, равно как и дыхательная недостаточность, возникшая на фоне травмы лёгочной ткани, требует неотложных реанимационных мероприятий . Кроме того, ингаляционная травма утяжеляет ожоговую болезнь и провоцирует развитие шока.

У 20-80% пострадавших респираторная травма осложняется пневмонией . Из-за присоединения вторичной инфекции ожоги в области носоглотки отягощаются нагноительными процессами. Многофакторные поражения часто ведут к сепсису , полиорганной недостаточности. Респираторные осложнения и сепсис становятся причиной смерти 50% пациентов с сочетанными обширными повреждениями кожи и дыхательной системы. Серьёзное травмирование верхних отделов респираторного тракта приводит к хроническим трахеитам , стенозам трахеи , трахеомаляции. Иногда впоследствии развивается хроническая лёгочно-сердечная недостаточность .

Диагностика

Нередко при первом контакте с пациентом специалисты (травматологи , комбустиологи , пульмонологи) испытывают определённые трудности диагностики респираторных повреждений. Дыхательные нарушения могут развиваться отсрочено, через 1-3 суток после происшествия. Учитывая стремительное нарастание асфиксии, своевременная диагностика патологического процесса является чрезвычайно актуальной. Обязательно уточняются обстоятельства травмы. Для исключения бронхолёгочных повреждений применяются следующие методы исследования:

  • Осмотр. При отсутствии респираторных жалоб учитывается площадь кожных дефектов, локализация ожогов. Пострадавший осматривается на наличие следов сажи на лице, в носу. Гиперемия, отёчность слизистых оболочек полости рта, зева расценивается как признак ожога дыхательного тракта. У всех обожжённых пациентов с нарушением сознания подразумевается наличие ингаляционных повреждений.
  • Физикальное исследование. В латентной стадии аускультативные данные обычно скудные, дыхание может быть нормальным или несколько ослабленным. В период развёрнутых клинических проявлений аускультативно определяются сухие свистящие и разнокалиберные влажные хрипы. Дыхание учащается, при отёке гортани становится стридорозным.
  • Бронхоскопия . Относится к обязательным методам диагностики. Выполняется в течение первых часов после госпитализации пострадавшего. Позволяет одновременно определить степень тяжести поражения органов дыхания и очистить респираторный тракт от копоти и скоплений десквамированного эпителия.

Дополнительно анализируется газовый и кислотно-щелочной состав крови. Для исключения отравления угарным газом определяется уровень карбоксигемоглобина. На начальном этапе лучевые методы исследования органов грудной клетки не имеют особого диагностического значения. Изменения на рентгенограммах (признаки отёка лёгочной ткани, участки инфильтрации) выявляются через 1-2 недели от момента повреждения.

Лечение ингаляционной травмы

Пациент с ингаляционным повреждением может погибнуть в течение короткого промежутка времени, поэтому лечение должно быть начато незамедлительно. Ещё на догоспитальном этапе определяются показания для интубации трахеи . Транспортировка пострадавшего выполняется с кислородной поддержкой. По клиническим показаниям вводятся антидоты окиси углерода и синильной кислоты. Дальнейшее лечение проводится в отделении интенсивной терапии. Консервативное ведение пациентов включает:

  • Респираторную поддержку. Искусственная вентиляция лёгких осуществляется всем пострадавшим, доставленным в бессознательном состоянии, пациентам с признаками острой дыхательной недостаточности . Показанием для превентивной ИВЛ является высокий риск развития опасных для жизни состояний.
  • Небулайзерную терапию . Для снятия бронхоспазма и уменьшения отёка бронхиальной стенки назначается ингаляционная терапия бронхолитиками короткого действия, эпинефрином. Комбинация муколитиков с гепарином улучшает отхождение мокроты и препятствует образованию ателектазов.
  • Инфузионно-трансфузионную терапию. Выполняется при сочетании поражения бронхолёгочной системы и кожных покровов для профилактики и лечения ожогового шока. Трансфузия донорской плазмы назначается при выраженных нарушениях микроциркуляции, существенной плазмопотере.
  • Бронхиальный лаваж . Проводится санационная бронхоскопия. Вымывается, закупоривающий бронхи, отслоившийся эпителий, удаляется копоть и производные продуктов горения. Благодаря санации восстанавливается проходимость дыхательных путей, уменьшаются воспалительные изменения бронхиальной стенки.
  • Нутритивную поддержку. Предпочтение отдаётся энтеральному (самостоятельному или зондовому) питанию высококалорийными смесями. При невозможности наладить полноценное энтеральное кормление пациента, дополнительно вводятся растворы глюкозы, аминокислот.

Для подавления патогенной микрофлоры и снижения риска развития бактериальной пневмонии , сепсиса и других инфекционных осложнений назначаются антибиотики. С противовоспалительной целью коротким курсом вводятся небольшие дозы кортикостероидных гормонов. В качестве патогенетического средства применяется экзогенный сурфактант. В восстановительном периоде рекомендуется дыхательная гимнастика.

Прогноз и профилактика

Исход болезни напрямую зависит от площади и глубины кожных ожогов, степени повреждения трахеобронхиальной стенки по данным фибробронхоскопии. При обширных ожоговых дефектах кожи и респираторных поражениях III степени прогноз неблагоприятный, пострадавший может погибнуть. Изолированная ингаляционная травма I-II степени протекает благоприятно. Своевременно начатая интенсивная терапия и профилактика грозных осложнений позволяют излечить повреждение респираторного тракта и минимизировать отдалённые последствия. Вопросы профилактики сводятся к соблюдению правил пожарной безопасности и использованию средств индивидуальной защиты при работе с воспламеняющимися веществами.

Пожалуй, главным показателем жизнеспособности человека можно назвать непрерывный обмен газов между организмом и окружающей его средой, то есть дыхание. Заболевания дыхательной системы приводят к понижению возбудимости дыхательного центра с дальнейшим появлением проблем с дыханием (боли при вдохе, выдохе, отдышка, кашель и др.).

По строению дыхательная система (ДС) человека состоит из верхних и нижних дыхательных путей:

  • Воздухопроводящие органы - нос, гортань, трахея и бронхи;
  • Легкие, в альвеолах которых осуществляется газообмен.

Из этого следует, что патогенные факторы, вызывающие болезни дыхательной системы человека, могут размножаться не только в дыхательной части - легких, но и в носоглотке.

Индивидуальность структуры и состояние защитной системы ДС, возрастные особенности и большое количество этиологических факторов характеризуют многообразие клинико-морфологических проявлений, определяющих в свою очередь заболевания органов дыхания.

Причины

К факторам, определяющим характер патологического процесса, относят:

  • Возбудители инфекционных болезней;
  • Химические и физические агенты.

В первой группе ведущую роль отводят таким возбудителям, как пневмококки, стрептококки, стафилококки, микобактерии туберкулеза, вирусы гриппа, группа морфологически и клинически подобных острых воспалительных заболеваний органов дыхания.

Болезни и травмы органов дыхания могут возникать при контакте с бытовыми аллергенами, пыльцой растений. Травмам могут послужить профессиональные факторы, к примеру, электросварка - соли никеля, испарения стали; попадание инородного тела.

В целом, заболевания органов дыхательной системы классифицируют на группы, в зависимости от причины их возникновения:

  • Инфекционные. Попадая в организм, патогенный фактор вызывает воспалительный процесс (пневмония, бронхит);
  • Аллергические. Реакция организма на контакт с аллергеном (бронхиальная астма);
  • Аутоиммунные. Зачастую относятся к наследственным разрушениям органов и тканей под действием собственной иммунной системы (муковисцидоз, идеопатический гемосидероз легких).

Рассматривая причины возникновения заболевания дыхательной системы человека, нельзя не отметить нынешний образ жизни: курение, злоупотребление алкоголем, трудоголизм. Большинство проводят рабочие дни в непроветриваемых помещениях, переполненных людьми, и дышат воздухом из кондиционеров. Неправильно организованный режим дня способствует снижению защитных функций организма, провоцируя развитие аллергических, инфекционно-воспалительных недугов органов дыхания.

Заболевания органов дыхания у детей

Болезни органов дыхания занимают ведущее место среди патологий, развивающихся в детском возрасте. Организм ребенка так же, как и взрослый может столкнуться с инфекционными возбудителями, которые размножаются в слизистых оболочках дыхательных путей, вызывая разнообразные виды недугов. Рассмотрим основные болезни органов дыхания у детей.

Ринит - воспалительный процесс в слизистой оболочке носовых пазух. Выделяют три формы недуга:

  • острая;
  • хроническая;
  • аллергическая.

Ринит аллергического характера представляет собой нарушение тонуса сосудов слизистой носа, вызванное раздражением рефлексогенных зон под влиянием аллергенов различной природы.

Острая форма обычно проявляется на фоне респираторных инфекций (ОРВИ, корь, дифтерия и др.). Причиной появления хронической формы является длительный или периодически возникающий острый ринит.

К заболеваниям органов дыхания у детей относят трахеит, фарингит, ларингит, бронхит, которые зачастую имеют причинно-следственную связь между собой. Если трахеит сочетается с ларингитом или бронхитом - это ларинготрахеит и трахеобронхит соответственно.

Поставить диагноз и назначить грамотное лечение может только врач-педиатр.

ОРВИ при несвоевременном лечении всегда вызывают осложнения, связанные с поражением дыхательной системы, и пневмония у ребенка тоже не редкость.

Дети в младшем возрасте подвергнуты влиянию так называемых детских болезней, сопровождающиеся сбоями в органах дыхания: коклюш, дифтерия, круп.

Следует отметить, что дыхательные пути у ребенка отличаются меньшими размерами и более узкими проходами, нежели у взрослых, поэтому больше подвержены воздействию различных факторов, способствующих развитию болезни органов дыхания и их предупреждение должно быть своевременным.

Профилактика заболеваний органов дыхания

Система дыхания - совокупность органов, обеспечивающих подачу кислорода в организм и имеющая собственные механизмы защиты, предотвращающие сбои в функционировании системных процессов.

Профилактика заболеваний органов дыхания - необходимая поддержка, в которой нуждаются физиологические процессы для нормального функционирования.

Профилактические действия в первую очередь заключаются в закаливании организма, и не имеет значение взрослый это или ребенок. Включает в себя ряд процедур, направленных на повышение устойчивости организма к резким перепадам температуры (переохлаждение, перегревание).

Мероприятия, связанные с мобилизацией внутренних сил человека, повышают иммунитет, вырабатывают стойкость к влиянию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Профилактика болезней органов дыхания заключается в нехитрых общих действиях:

  • организация правильного образа жизни;
  • соблюдение рациона питания;
  • занятия спортом;
  • закаливающие процедуры;
  • дыхательная гимнастика.

Если были замечены признаки возникновения простудного недуга, дабы избежать обострений, хорошей профилактикой заболеваний дыхательной системы станут ингаляции. И совсем не обязательно часами сидеть над кастрюлей с вареной картошкой, дыша ее парами. Современные ингаляторами (небулайзеры) имеют небольшие размеры, обеспечивают распыление препарата малыми фракциями в самые отдаленные участки дыхательных путей, где и достигается наилучший результат.

Разнообразие моделей позволяет подобрать необходимое устройство, которое может стать незаменимым помощником для профилактики бронхиальной астмы, лечения бронхитов, трахеитов, ларингитов и др. В качестве лекарства используют средства, назначенные врачом или обычный физиологический раствор.

Профилактика заболеваний органов дыхания у детей заключается в своевременном и правильном лечении простудных заболеваний. То есть не стоит пренебрегать первыми симптомами проявления ОРЗ/ОРВИ, требуется обеспечить должный уход за ребенком, проветривать помещение, следовать рекомендациям врача-педиатра. При отсутствии высокой температуры обязательно прогуливаться на свежем воздухе, организовать питьевой режим.

Лечение заболеваний органов дыхания

Недуги, которым подвергается дыхательная система человека, имеют различную природу возникновения. Очаг воспаления и его масштабы распространяются на области воздухоносных путей, легких и плевры.

Несмотря на схожесть симптоматики каждой болезни, ее правильная трактовка обеспечит постановку точного диагноза с последующим назначением комплексного лечения заболеваний органов дыхания:

  • этиотропная терапия направлена на устранение основной причины появления недуга;
  • симптоматическое лечение (снижение проявлений основных симптомов);
  • поддерживающая терапия (восстановление отдельных функций организма, нарушенных в ходе патологического процесса).

В зависимости от природы возникновения, характера протекания, масштаба поражения и возраста больного назначаются следующие виды лекарственных препаратов:

  • антибактериальные;
  • жаропонижающие;
  • муколитические;
  • бронхолитические;
  • антигистаминные;
  • мочегонные;
  • стимуляторы дыхания.

Помимо этого, в комплекс мер, направленных на выздоровление, входит дыхательная гимнастика, массаж при заболеваниях органов дыхания.

Упражнения подразделяют на три основные группы:

  • динамические;
  • статические;
  • специальные.

Целью является оказание тонизирующего влияния с дальнейшей нормализацией дыхательных функций.

Массаж носа и носогубного треугольника стимулирует рефлекс, способствующий более глубокому дыханию. Массаж грудной клетки обеспечивает укрепление дыхательной мышцы, повышая ее эластичность, устраняя застойные явления.

Физиотерапия при заболеваниях органов дыхания назначается в зависимости от их вида и стадии протекания.

Основные задачи:

  • активизация обменных процессов;
  • стимуляция крово и лимфообращения;
  • устранение бронхоспазмов;
  • предотвращение прогрессирования недуга.

Мероприятия такого рода имеют и свои противопоказания, в частности гнойные процессы, сложное протекание, легочно-сердечная недостаточность. В любом случае комплексный подход к выздоровлению назначает опытный врач.

Подробнее о заболеваниях органов дыхания

Таблица болезней органов дыхания

Дыхательный комплекс органов включает воздухоносные пути и респираторный отдел. В зависимости от локализации патологического процесса, выделяют три основные группы недугов.

Классификация болезней дыхательной системы:

1. Заболевания верхних дыхательных путей

Болезни горла:

Болезни носа и околоносовых пазух:

  • Ринит;
  • Синуситы (гайморит, фронтит, этмоидит, сфеноидит);

2. Заболевания нижних отделов дыхательных путей

  • Бронхит;
  • Бронхиальная астма;
  • Бронхоэктатическая болезнь;

3. Заболевания легких

  • Пневмония;
  • Плеврит;
  • Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ).

Заболевания дыхательной системы -таблица.

Заболевания органов дыхания - группа болезней дыхательных путей и легких, которые вызываются неоптимальной функциональностью иммунной системы , проявляющейся в иммунодефицитном, либо аутоиммунном состоянии человека.

Заболевания органов дыхания весьма распространенная группа патологий, которой страдают абсолютно все возрастные категории людей, практически, круглогодично. В осенне-зимний период, заболевания органов дыхания вызываются различными инфекциями, а в весенне-летний, как правило, разного рода аллергенами.

Заболевания органов дыхания: причины

Причины этой группы болезней весьма разнообразны. Рассмотрим основные из них:

1. Причиной №1 заболеваний органов дыхания являются патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных процессов, и ведущая роль в этой причине принадлежит таким бактериям, как: микоплазмы, пневмококки, легионеллы, гемофильная палочка, хламидии, респираторные вирусные инфекции, вирусы гриппа.
Заболевания органов дыхания, как правило, вызываются одним типом чужеродного агента (моноинфекция), но иногда возбудители могут быть нескольких типов (микстинфекции).

2. Второй по важности причиной проявления заболеваний органов дыхания являются внешние аллергены.
Чаще всего, такими аллергенами является пыльца растений (полынь, крапива, одуванчик, лютик, сирень, тополь, береза...), споры грибов... Аллергены вызывают, так называемые, аутоиммунные заболевания органов дыхания (действия иммунной системы направлены на ткани собственного организма).

Так же к аллергенам, вызывающим заболевания органов дыхания, относятся:
- аллергены животных (содержатся в шерсти, перхоти, слюне, мочи животных...);
- бытовые аллергены (домашняя пыль, частички кожи человека, домашние клещи...);
- аллергены дрожжевых и плесневых грибков.
- пищевые аллергены;
- различные лекарства...

К провоцирующим факторам возникновения заболеваний органов дыхания могут относиться:
- вредные привычки человека (курение и злоупотребление алкоголем);
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- другие патологии, такие, к примеру, как сахарный диабет , сердечно-сосудистые заболевания...;
- любые причины, приводящие к сбоям иммунной системы .

Заболевания органов дыхания: симптомы

Симптомы этой группы болезней достаточно ярко выражены и спутать их с какими-то другими просто невозможно.

1. Самым распространенным симптомом заболеваний органов дыхания является одышка. Она бывает разной: физиологической (при физических нагрузках) и патологической (на фоне каких-то болезней), инспираторной (затруднительный вдох), экспираторной (затруднительный выдох), смешанной.
Тяжелой формой одышки является удушье.

2. Вторым по распространению симптомом является кашель. Он может быть:
- сухим (без выделения мокроты);
- влажным (с выделением мокроты);
- постоянным (при воспалении бронхов и гортани...);
- периодическим (при пневмонии, ОРЗ, гриппе...).

3. Кровохарканье - редкий, но присущий только заболеваниям органов дыхания (иногда заболеваниям сердца), симптом. Чаще всего, кровохарканье встречается при туберкулезе, раке или абсцессе легкого).

4. Еще одним немаловажным симптомом болезни органов дыхания являются болевые ощущения. Боль может быть локализована в разных частях тела (груди, горле, месте расположения трахеи...), она может быть разной интенсивности и разного характера, но она всегда отражается на дыхании больного.

Диагностика заболеваний органов дыхания

Методы диагностики данной группы заболеваний весьма многообразны, мы рассмотрим самые простые и распространенные.

Первым шагом диагностирования патологий дыхательных органов является осмотр пациентов. С его помощью выявляют возможную патологию формы грудной клетки, определяют тип дыхания, его ритм, глубину и частоту.

Оценку дыхания проводят с помощью аускультации (жесткое дыхание наблюдается при бронхитах, при бронхиальной астме прослушиваются сухие хрипы, при пневмонии или абсцессе легкого ясно слышны влажные хрипы).

С помощью перкуссии выявляют уменьшение количества воздуха в легких, а так же определяют их границы.

Кроме всего прочего, существуют:

1) Инструментальные и лабораторные методы диагностики заболеваний органов дыхания:
а) Самым распространенным и важным методом инструментальной диагностики является рентгенологические исследования:
- рентгеноскопия;
- флюроография;
- томография;
- рентгенография;
- бронхография
б) Эндоскопические исследования:
- бронхоскопия;
- торакоскопия.

2) Методы функциональной диагностики заболеваний органов дыхания:
а) Пробы на выявление дыхательной недостаточности.
б) Эргоспирография.
в) Микроскопическое исследование мокроты.

Профилактика заболеваний органов дыхания

Профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний органов дыхания известны с давних пор и в советский период они носили название: "Здоровый образ жизни". С тех пор они не потеряли свою актуальность, и мы напомним здесь о них.

1. В первую очередь, заболевания органов дыхания зависят от нормальной функциональности иммунной системы, состояние которой, в свою очередь зависит от нормального питания. Поэтому правило №1 - питайтесь правильно: не переедайте, употребляйте меньше животных жиров, включите в рацион больше свежих фруктов и овощей, как можно меньше ешьте жареную пищу, кушайте чаще, но в меньших количествах...

2. Заболевания органов дыхания можно предупредить систематическим употреблением иммунных препаратов: иммуномодуляторов и иммуностимуляторов (это второе по важности правило).

3. Укрепляйте иммунитет систематическим употреблением таких растительных продуктов, как лук, честнок, мед, лимонный сок (не в чистом виде), малина, облепиха, имбирь...

4. Ведите активный образ жизни: делайте зарядку по утрам, посещайте спортзал или бассейн, бегайте по вечерам...

5. Заболевания органов дыхания не страшны закаленному организму, поэтому займитесь закалкой (баня и контрастный душ - лучшее средство для этих целей).

6. Откажитесь от вредных привычек: бросьте курить и злоупотреблять алкоголем.

7. Избегайте стрессовых ситуаций и не поддавайтесь депрессивным состояниям, ничто так не подавляет работу иммунной системы, как наши нервные срывы, поэтому станьте оптимистом и поймите, что в этой жизни нет ничего более важного, чем ваше здоровье.

8. Научитесь правильно отдыхать. Постоянный просмотр телевизионных передач и "отдых" на диване - это не отдых. Настоящий отдых должен быть активным и обязательно предусматривать чередование физических и умственных нагрузок.

9. Проявляйте разумные меры предосторожности: не переохлаждайтесь, не "промокайте", в теплую погоду не стоит слишком "кутаться", соблюдайте элементарные правила личной гигиены, старайтесь меньше общаться с инфекционными больными...

Это простые правила, которые должны стать образом жизни каждого человека, и тогда гарантируем вам: заболевания органов дыхания для вас не будут представлять абсолютно никакой опасности.