» »

Классные часы по электробезопасности в школе. Урок "электробезопасность", начальная школа

14.01.2021

Данный урок – конференция проводился как заключительный урок по теме: «Электрические явления» в 9 классе (по учебнику Громов С. В.); как внеклассное мероприятие во время месячника физики; как интегрированный урок физика – ОБЖ; часть материала использовалась в 11 классе при изучении темы: «Производство, передача и использование электроэнергии» «Развитие средств связи». При двухчасовой программе удобно данные темы рассматривать в виде защиты проектов по разным разделам темы, уделяя внимание не только высоким материям, а реальности данного явления в быту, развивая и поддерживая интерес к физике у учащихся с гуманитарным складом ума, на конкретные проблемы и особенности жизненных ситуаций.

Подготовительная работа
В начале изучения темы в классах озвучивается тема урока – конференции «Электробезопасность»; формируются группы, назначаются руководители, определяются темы выступлений.
Учащиеся знакомятся с формами выполнения творческой работы: плакат по электробезопасности, слоганы, рассказ, сообщение по теме. В библиотеке и кабинете имеется папка по данной теме, список литературы, презентация. Все учащиеся должны во время изучения темы обсудить с учителем свои работы.

Задачи урока:

  1. Научить учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой и Интернет ресурсами по данной теме.
  2. Выработать у учащихся умение составлять и делать доклады, сообщения по заданной теме и оформлять информационные стенды.
  3. Выработать у учащихся умение объяснять наблюдаемые явления.
  4. Развить интерес учащихся к физике.
  5. Познакомить с правилами поведения во время грозы.
  6. В нестандартной форме познакомить учащихся с правилами электробезопасности.

Цели урока:

  1. Образовательные - научить учащихся выделять главное, делать выводы, применять знания на практике, дать знания о мерах предосторожности при общении с электрическим током, усвоить знания о действиях электрического тока на человека.
  2. Воспитательные - воспитание умения слушать и анализировать выступления одноклассников; воспитание у учащихся заботы о своем здоровье.
  3. Развивающие - развитие логического мышления и познавательной активности, развитие сотрудничества.

План проведения урока – конференции:
I Вступительное слово учителя.
II Доклады учащихся класса

  1. Молния
  2. История исследования молнии
  3. Громоотвод
  4. Правила поведения во время грозы
  5. Первая помощь пострадавшим от молнии
  6. Действие электрического тока на живые организмы
  7. Правила электробезопасности в быту

Ход урока:

Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята, наш сегодняшний урок будет непривычным и вести его будут ваши одноклассники. В течение трех недель мы с вами работали над сообщениями, докладами, выполняли рисунки по электробезопасности в природе, быту и технике. Писали рассказы, сочиняли слоганы, стихи и частушки. Сегодня на обобщающем уроке мы подведем итоги, назовем лучших, заслушаем их отчеты, оценим результаты работу наших групп.
Позвольте представить вам сегодняшних докладчиков
(Идет представление ребят приготовивших сообщения)

Докладчик №1
Всем нам, не раз доводилось наблюдать молнию - это красивое и небезопасное явление природы. Подчитано, что в атмосфере Земли каждую секунду происходит около 100 молний.

Классный час по теме «Электробезопасность»

План проведения внеклассного часа

1. Введение: электричество друг или враг?

2. Представление об опасности электрического тока.

3. Электричество в быту.

4. Правила поведения вблизи энергообъектов.

5. Действие электрического тока на организм человека.

6. Помощь пострадавшему от электрического тока.

7. Противозаконные действия на энергообъектах и их последствия.

8. Предупреждающие знаки по электробезопасности.

9. Вывод: берегите свою жизнь и жизнь своих друзей!

1. Введение

Ребята! Вы хорошо знаете, какую важную роль играет электроэнергия в народном хозяйстве, быту и учебе. Она дает нам свет, тепло, приводит в движение различные механизмы, облегчающие труд человека. Электроэнергия заняла настолько прочное место в нашей жизни, что сейчас обойтись без нее просто невозможно. Она наш незаменимый помощник. Но, оказывая огромную помощь людям, электроэнергия таит в себе смертельную опасность для тех, кто не знает или пренебрегает правилами электробезопасности, не умеет обращаться с бытовыми приборами, нарушает правила поведения вблизи энергообъектов.

2. Представление об опасности электрического тока

Опасность для жизни человека представляют электроустановки любого напряжения. Запомните: безопасного тока не существует!

Электроустановки - это то оборудование, которое используется энергетиками, а также все бытовые приборы, окружающие нас в повседневной жизни.

Человек, коснувшись токоведущих частей электроустановок и неизолированных проводов, находящихся под напряжением, оказывается включенным в электрическую цепь. Под воздействием напряжения через его тело протекает электрический ток, который нарушает нормальную работу организма, из-за чего возникают судороги, прекращается дыхание и останавливается сердце. При перегреве отдельных участков тела возникают тяжелые ожоги. Человек погибает или становится инвалидом.

Чем больше величина тока, протекающего через тело, тем он опаснее!

Величина тока тем больше, чем выше напряжение, под которым оказался человек.

Безопасным считается напряжение 12 вольт . Наибольшее распространение в промышленности и сельском хозяйстве и быту получили электрические сети, напряжением 220- 380 вольт (220 вольт - для освещения и бытовых приборов, 380 вольт - для трехфазных электродвигателей). Это напряжение экономически выгодно, но очень опасно для человека.

Наибольшее количество смертельных несчастных случаев происходит с людьми, попавшими под напряжение 220 - 380 вольт.

Электрические приборы, которыми вы пользуетесь дома и в школе, электрические сети и подстанции, мимо которых вы проходите во дворе, на улице и в поле, при нормальной работе безопасны. Конструкторы и электромонтажники позаботились о то м, чтобы исключить случайное прикосновение к токоведущим частям.

Однако, при различных повреждениях изоляции, обрыве проводов, подъеме на опоры, проникновении в подстанции и электрические щитки возникает реальная угроза для жизни.

Вот почему так важно всем знать правила обращения с электрическими приборами и электропроводками, во время предупредить товарища от опасной шалости вблизи электрических линий и подстанций, уметь обезопасить себя и других людей при обнаружении повреждения сети.

3. Электричество в быту

Правила обращения с электрическими приборами не сложны, и их легко запомнить:

1). Вы не должны самостоятельно заменять электролампы и предохранители, производить ремонт электропроводки и бытовых приборов, открывать задние крышки телевизоров и радиоприемников, устанавливать звонки, выключатели и штепсельные розетки. Пусть это сделают старшие или специалист-электрик!

2). Нельзя пользоваться выключателями, штепсельными розетками, вилками, кнопками звонков с разбитыми крышками, а также бытовыми приборами с поврежденными, обуглившимися и перекрученными шнурами. Это очень опасно!

Вы не должны проходить мимо подобных фактов. Своевременно сообщайте взрослым о повреждениях!

Запомните, разбивая из озорства крышки выключателей, звонков, штепсельных розеток, повреждая электропроводку, вы, тем самым, совершаете проступок равный преступлению, так как это может привести к гибели людей.

3). Опасность поражения людей электрическим током очень велика в помещениях с земляными, кирпичными, цементными и бетонными полами, хорошо проводящими электрический ток (это ванные комнаты, бани, сараи, гаражи, подвалы). В этих помещениях должны применяться электроприборы и переносные электролампы напряжением 12 вольт , включенные через специальный понижающий трансформатор. Такое же напряжение должно применяться для переносных приборов и ламп, применяемых в саду, огороде и во дворе.

Ваши родители,да и некоторые из вас, пренебрегают этим и присоединяют непосредственно к сети напряжением 220 вольт бытовые электроприборы в ванных комнатах, пользуются переносными электролампами в гаражах и подвалах, устанавливают электроплитки в сырых помещениях и сараях.

Подобные нарушения приводят к печальным последствиям.

Примеры:

Мальчик решил приготовить уроки вечером в саду. Взяв включенную в сеть напряжением 220 вольт настольную лампу, в которой было повреждение (замыкание провода на металлический корпус), он стал выходить из дома. В комнатах по его телу, очевидно, проходил небольшой электрический ток, который он не ощущал, так как сухой деревянный пол оказывал большое сопротивление. Но как только мальчик коснулся земли, сопротивление резко снизилось, ток увеличился, и мальчик был смертельно поражен электрическим током.

- Юноша 16 лет самовольно провел проводку в погреб и при ввертывании лампы коснулся пальцем цоколя и погиб.

Имеются случаи гибели людей, которые производили замену электроламп и ремонт электропроводок под напряжением, стоя на батареях отопления, водопроводных трубах, ваннах, газовых плитах и других хорошо заземленных предметах.

Запомните!

Запрещается пользоваться электрическими приборами и переносными электролампами напряжением 220 вольт в помещениях и на открытом воздухе при наличии земляных, цементных, бетонных и других полов, хорошо проводящих электрический ток, а также в сухих помещениях, в которых не исключена возможность одновременного прикосновения к электроприбору и хорошо заземленным предметам.

4). Если вы, прикоснувшись к корпусу электроприбора, трубам и кранам водопровода, газа, отопления, ванне и другим металлическим предметам почувствуете «покалывание» или вас «затрясет», то это значит, что данный предмет находится под напряжением в результате какого-то повреждения электрической сети. Это сигнал серьезной опасности!

В других, более худших условиях (например, стоя босиком на мокром полу), повторное прикосновение к этому же предмету, находящемуся под напряжением, может привести к смертельному поражению электрическим током.

Что необходимо сделать в этих случаях:

Немедленно отключить поврежденный электроприбор от сети;

Если появилось напряжение на трубах, ванне и т. д., немедленно отключить электросеть при помощи автоматических выключателей у электро счетчика, выкручивания предохранителей у электросчетчика;

Предупредить окружающих об опасности.

4. Правила поведения вблизи энергообъектов

Энергообъекты - это воздушные и кабельные линии электропередачи, подстанции, трансформаторные подстанции, распределительные пункты.

Воздушные линии электропередачи напряжением 35, 110 киловольт и выше отвечают за электроснабжение городов и поселков. Воздушные и кабельные линии электропередачи напряжением 6, 10 киловольт отвечают за электроснабжение внутри городов и поселков, а также сельских населенных пунктов. Линии электропередачи напряжением 380 вольт обеспечивают электроэнергией многоквартирные жилые дома, а 220 вольт - отдельные квартиры.

Подстанции делятся на подстанции высокого класса напряжения - 35 киловольт и выше и трансформаторные подстанции напряжением 6, 10 киловольт. Подстанции предназначены для понижения напряжения в сети переменного тока и для распределения электроэнергии. Трансформаторные подстанции расположены в каждом населенном пункте и в силу их повсеместности представляют особую опасность для населения!

Все энергообъекты несут в себе реальную опасность для жизни!

1). Самое большое количество тяжелых несчастных случаев, связанных с поражением электрическим током, происходит в результате прикосновения к провисшим проводам и приближении или прикосновении к оборванным проводам, лежащим на земле.

Примеры:

На одной из воздушных линий напряжением 6 киловольт произошло повреждение, которое привело к провисанию провода над дорогой. Четырнадцатилетний мальчик, проезжая на велосипеде под линией, поднял руку и коснулся провода. В результате он получил тяжелые ожоги ног и руки.

Пятнадцатилетний мальчик, проезжая на лошади под провисшими проводами воздушной линии 6 киловольт, коснулся головой провода. Он погиб, была убита и лошадь.

Подросток близко подошел к оборванному проводу воздушной линии электропередачи напряжением 10 киловольт, лежащему на земле. Не коснувшись провода, он попал под «шаговое» напряжение, потерял сознание и упал.

В пригороде города Санкт-Петербурга во время ветра был сорван провод с изоляторов воздушной линии электропередачи, который упал на землю, продолжая находиться под напряжением. Шел дождь, провод лежал в луже. Проходившие мимо школьники решили убрать провод, и в момент прикосновения к нему два мальчика были поражены током, один из них погиб.

Большую опасность таит в себе оборванный провод воздушной линии электропередачи 0,4, 6, 10 и 35 киловольт, лежащий на земле. Особенность электрической сети с таким напряжением состоит в том, что даже после обрыва провод может находиться под напряжением. Электрический ток при этом начинает «стекать» в землю, и участок земли вокруг провода оказывается под электрическим потенциалом, причем, чем дальше от точки контакта провода с землей, тем меньше потенциал. Если человек будет проходить по такому участку, его ноги за счет шага могут оказаться на различном удалении от точки замыкания провода на землю, а значит, под разными электрическими потенциалами. Разность потенциалов, под которыми находятся ноги человека, создает электрическое напряжение, называемое шаговое напряжение . Под действием тока в ногах возникают судороги, человек падает, и цепь тока замыкается вдоль его тела через дыхательные мышцы и сердце. Поэтому, увидев оборванный провод, лежащий на земле, ни в коем случае не приближайтесь к нему на расстояние ближе 8 метров . Попавшему в зону «шагового напряжения» нельзя отрывать подошвы от поверхности земли. Передвигаться следует в сторону удаления от провода «гусиным шагом» - пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги.

Чтобы избежать беды нужно твердо помнить!

- к провисшим и оборванным проводам воздушных линий электропередачи, радиотрансляции и связи прикасаться нельзя;

- опасно подходить к проводу, лежащему на земле ближе, чем на 8 метров;

- подходя к воздушной линии электропередачи, необходимо убедиться, что на вашем пути нет провисших и оборванных проводов .

Обнаружив поваленные опоры, оборванные и провисшие провода немедленно организуйте охрану места повреждения, чтобы другие люди и животные не коснулись проводов. Охрану прерывать нельзя! Постарайтесь криком привлечь внимание людей, оставьте их за себя, а сами немедленно сообщите о случившемся кому-нибудь из взрослых или позвоните по телефону 01. Если вокруг длительное время нет людей, сделайте ограждение места повреждения из имеющегося под рукой материала: палок, веток деревьев и т. д. Только после этого можно уйти для сообщения об аварии.

2). Каждый должен знать, что земля, бетонный или кирпичный пол могут проводить через себя электрический ток. Поэтому, стоя на таком основании и коснувшись любыми частями тела оголенного или поврежденного провода, человек попадает под напряжение, через его тело проходит электрический ток и он может погибнуть.

Примеры:

- При переходе с поднятым вверх удилищем под воздушной линией

коснулся провода удилищем и погиб 18-летний юноша.

6-летний мальчик погиб от электротравмы, которую он получил, коснувшись провода на крыше одноэтажного дома, где он бегал с друзьями

3). Большую опасность представляют провода воздушных линий, расположенные в кроне деревьев или кустарников или вблизи от них. Не прикасайтесь к таким деревьям и не раскачивайте их, особенно в сырую погоду! Они служат проводником электрического тока.

Пример:

7-летний мальчик, играя во дворе дома, залез на высокую березу и, раскачиваясь на ветвях, приблизился на недопустимое расстояние к проводам линии напряжением 10 киловольт и был поражен электрическим током.

4). К печальным последствиям приводят игры вблизи воздушных линий электропередачи и трансформаторных подстанций, а нередко озорство и лихачество отдельных ребят.

Пример:

Ребята из озорства сделали наброс тонкой проволоки на один из проводов воздушной линии электропередачи. Проволока оборвалась и повисла на проводе так, что ее конец оказался на высоте 1,5 метра от земли. Проходивший мимо мужчина, который вел за руку пятилетнего сына, не заметил проволоки, коснулся ее головой. Он и мальчик погибли.

5). Важно знать, что попасть под напряжение можно и не касаясь токоведущих частей, а только приблизившись к ним. В воздушном промежутке между электроустановкой и телом человека возникнет электрическая дуга и нанесет несовместимые с жизнью ожоги.

Примеры:

Подросток влез на металлическую опору воздушной линии напряжением 110 киловольт, чтобы палкой спугнуть с нее голубя. Приблизившись к проводу, он был смертельно поражен электрическим током.

5-классник, игравший со своими сверстниками рядом с электроустановкой, несмотря на предупредительные плакаты, поднялся по дверцам ячейки на крышу электроустановки, приблизился к токоведущим частям и был поражён током.

- играть вблизи воздушных линий электропередачи и подстанций;

- делать набросы на провода воздушных линий и запускать «воздушного змея» вблизи них;

- влезать на опоры воздушных линий, приставлять к ним лестницы и другие предметы;

- проникать за ограждение, внутрь или на крышу подстанций, открывать дверцы электрических щитков;

- залезать на крыши домов и сооружений, а также деревья, если вблизи проходят линии электропередачи.

6). Летом, находясь в походе, опасно останавливаться на отдых вблизи воздушных линий электропередачи, либо подстанций.

Пример:

- семья отдыхала па берегу реки, поста вив палатку в уютном уголке под проводами воздушной линии электропередач.. От ветра дерево упало на провода, оборвав провод, и он упал на землю вблизи 15-летней девушки, которая в это время загорала около палатки. Девушка была смертельно поражена электрическим током. Ее мать, пытаясь оказать помощь, приблизилась к телу дочери и тоже погибла.

Запомните!

Категорически запрещается вблизи воздушных линий электропередачи и подстанций устраивать стоянки, устанавливать палатки, разводить костры, делать причалы для лодок, удить рыбу.

5. Действие электрического тока на организм человека

Опасность электрического тока состоит в том, что у человека нет специальных органов чувств для обнаружения на расстоянии электрического тока. Электрический ток не имеет запаха, цвета и действует бесшумно. Невозможно без специальных приборов почувствовать, находится ли данная часть электроустановки под напряжением или нет. Это приводит к тому, что люди часто не осознают реально имеющейся опасности и не принимают необходимых защитных мер.

Электрический ток, проходя через тело человека, оказывает биологическое, электролитическое, механическое и термическое действие.

Термическое действие проявляется в виде ожогов участков кожи тела, перегрева различных органов, а также возникающих в результате перегрева разрывов кровеносных сосудов и нервных волокон.

Электролитическое действие выражается в разложении органической жидкости, в том числе крови, что сопровождается значительными нарушениями их физико-химического состава.

Биологическое действие проявляется в раздражении и возбуждении живых тканей организма, а также в нарушении внутренних биоэлектрических процессов, что приводит к непроизвольным судорожным сокращениям мышц, нарушению нервной системы, органов дыхания и кровообращения. При этом могут наблюдаться обмороки, потеря сознания, расстройство речи, судороги, нарушение дыхания (вплоть до остановки).

Механическое действие проявляется в возникновении давления в кровеносных сосудах и тканях организма при нагреве крови и другой жидкости, а также смещении и механическом напряжении тканей в результате непроизвольного сокращения мышц и воздействия электродинамических сил.

Большое значение в исходе поражения имеет путь, проходимый током в теле человека. Поражение будет более тяжелым, если на пути тока оказываются сердце, грудная клетка, головной и спинной мозг. Наиболее опасными путями прохождения тока через человека являются: рука-ноги, рука-рука.

Непосредственными причинами смерти человека, пораженного электрическим током, является прекращение работы сердца, остановка дыхания вследствие паралича мышц грудной клетки и электрический шок. Наиболее неблагоприятный исход поражения человека электрическим током будет в случаях, когда прикосновение произошло влажными руками в сыром или жарком помещении.

6. Помощь пострадавшему от электрического тока

Необходимо помнить, человека, пораженного электрическим током можно спасти, вернуть к жизни, если правильно и главное, быстро оказать ему помощь.

Нельзя отказываться от оказания помощи, если человек неподвижен, не дышит, у него нет пульса. Заключение о наступлении смерти может сделать только врач.

Если человек попал под действие электрического тока необходимо,прежде всего, быстро (дорога каждая секунда!) освободить пострадавшего от действия электрического тока, так как человек, находящийся под напряжением, не может из-за судорог или потери сознания самостоятельно оторваться от провода, корпуса прибора. Если это произошло в помещении, отключите провод или прибор, выключив выключатель, выдернув вилку из розетки, выключив автоматические выключатели у электро счетчика, выкрутив предохранители у электросчетчика;

Но в реальных условиях это сделать достаточно сложно.

Лучше это сделают взрослые, специалисты электрики. Позовите их на помощь!

Оказать эффективную помощь пострадавшему от электрического тока может человек, хорошо знающий «Правила освобождения пострадавшего от электрического тока и оказания первой помощи».

Если поблизости нет взрослых, то необходимо запомнить: нельзя приближаться к пострадавшему. Если не выполнить это условие, то кто окажет помощь вам и пострадавшему?

Соблюдение техники безопасности - отнюдь не лишняя предосторожность и не проявление трусости. Это обязательное условие, которым нельзя пренебрегать.

Ни в коем случае нельзя позволять пострадавшему, освобожденному от действия электрического тока, двигаться, а тем более продолжать работу или игру, так как отсутствие видимых тяжелых повреждений от электрического тока или других причин (падения и т. п.) еще не исключает возможности последующего ухудшения его состояния.

Только врач может решить вопрос о состоянии здоровья пострадавшего.

Переносить пострадавшего в другое место следует только в тех случаях, когда ему или лицу, оказывающему помощь, продолжает угрожать опасность или когда оказание помощи на месте невозможно.

Ни в коем случае нельзя зарывать пострадавшего в землю, так как это принесет только вред и приведет к потерям дорогих для его спасения минут.

В случае невозможности вызова врача на место происшествия необходимо обеспечить транспортировку пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

7. Противозаконные действия и их последствия

Особо стоит сказать о кражах проводов, цветных и черных металлов с энергообъектов. Эти противозаконные действия провоцируют аварийные ситуации и ставят под угрозу надежность электроснабжения учреждений здравоохранения, детских садов, школ. При этом воры подвергают свое здоровье, а подчас и жизнь, серьезной опасности. Очень часто, проникновение злоумышленников на энергообъекты приводит к гибели, среди погибших есть дети и подростки.

Другим противозаконным действием, ведущим к тяжелым последствиям, является незаконная вырубка деревьев в лесу. Представьте себе оставленный без света населенный пункт, в котором помимо жилых домов есть еще и больница, родильный дом, детский сад, школа, объекты теплоснабжения. Перед глазами возникают страшные картины внезапно гаснущей операционной, отключения аппаратов искусственного дыхания. Видимо охотников за «легкой наживой» это не особо волнует.

Подвергая опасности свою жизнь, жизнь и здоровье других людей, злоумышленники не задумываются и о собственной безопасности. Они порой просто не понимают всей той угрозы, которую несёт электрический ток, а если и осознают, то корысть берёт верх над всем остальным. Порой, срубленное дерево или украденный провод может стоить самого ценного на земле - человеческой жизни.

Лица, виновные в повреждении электрических сетей возмещают причиненный ущерб, а также привлекаются к ответственности в установленном Законом порядке.

Пример:

Юноша проник в трансформаторную подстанцию, открыл дверцу и при попытке открутить гайку прикоснулся ключом, зажатым в руке, к оборудованию, находящемуся под напряжением и был смертельно травмирован.

Два человека срубили дерево вблизи от охранной зоны воздушной линии электропередачи, дерево, падая, коснулось проводов воздушной линии электропередачи напряжением 110 кВ, оба человека получили электротравму не совместимую с жизнью.

Человек срубил дерево, падая, оно упало на провода воздушной линии электропередачи напряжением 10 кВ. Желая стащить дерево с проводов, человек коснулся его и был смертельно травмирован.

8. Предупреждающие знаки по электробезопасности

Для предотвращения случайного проникновения в электроустановки, и тем самым предотвращения поражения электрическим током людей, существуют специальные предупреждающие знаки и плакаты. Они вывешиваются или наносятся на опоры воздушных линий электропередачи любого напряжения, двери различных электрощитов, в которых находится электрооборудование, на ограждениях и заборах, огораживающих электроустановки. Наличие таких знаков подразумевает запрет проникновения со стороны населения в электроустановки или подъем на опору линий электропередачи.

Знаки предупреждают человека об опасности поражения электрическим током. Пренебрегать ими, а тем более снимать и срывать их - недопустимо.

9. Вывод

Ребята, не огорчайте родителей своими необдуманными действиями! Остановите, предостерегите товарища от опасной шалости в близи энергообъектов! Этим вы спасете ему жизнь!

При обнаружении обрыва проводов, искрения, повреждения опор, изоляторов, незакрытых или повреждённых дверей трансформаторных подстанций или электрических щитов, обнаружении сорванных знаков и плакатов по электробезопасности во избежание несчастных случаев необходимо незамедлительно сообщить взрослым или позвонить по телефону 01.

Порой кажется, что беда может произойти с кем угодно, только не с нами. Это обманчивое впечатление!

Будьте осторожны ребята! Берегите свою жизнь и жизнь своих друзей!

Занятие по электробезопасности в начальной школе

Цель: учить детей безопасному поведению в быту

Цели урока.

Образовательные : 1. Раскрыть вопрос: что такое электрический ток

2. Сформулировать пути решения проблемы экономии электричества.

Развивающие: 1. Способствовать развитию творческих способностей учащихся, умений работать с научной информацией, анализировать, сравнивать, излагать свою точку зрения.

Воспитательные: 1. Формировать положительное отношение к проблеме экономии энергозатрат, чувства ответственности при эксплуатации электроприборов.

Задачи : Познакомить детей с электрическим током, с использованием его в быту;

Учить осторожному обращению с электричеством для предупреждения травматизма;

Познакомить с правилами электробезопасности;

Воспитывать бережное отношение к электричеству;

Оборудование: резиновые шарики, кусочки шерстяной ткани по количеству детей, плакаты со знаками электробезопасности.

Проблема: Каждый из нас является потребителем электроэнергии. Можем ли мы внести свой вклад в решение проблемы? Можно ли снизить потребление электроэнергии, не снижая уровня комфорта? Какую технику безопасности нужно соблюдать при эксплуатации электроприборов?

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, а о чем мы с вами будем говорить попробуйте угадать,прослушав стихотворение.

Мой дед - большой любитель басен.

Вещает мне о том, о сем,

А чтобы смысл всегда был ясен,

Я сам читаю обо всем.

Давным-давно была пора,

Еду варили у костра,

Подъем лишь солнышко взойдёт,

Отбой - как темнота придет.

Но изменились времена,

И жизнь чудес теперь полна.

Компьютер можем мы включить,

И в город дальний позвонить,

Волны движенье уловить,

По новому людей лечить,

Дровами печи не топить,

Камином новым удивить,

И обогреть и накормить,

Что надо -ярко осветить.

Ведь электричество наш друг.

Но надо умным быть, чтоб вдруг.

Не превратилось во врага.

Во вред не сделало шага.

Мораль сей басни такова-

Должна работать голова.

И делать надо всё с умом

Чтоб слёз не проливать потом.

Учитель:

Итак, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Презентация №1 (слайд №1)

(ответы детей ) Правильно, об электрическом токе. А вы знаете, что это такое и откуда берётся электрический ток? (ответы детей ) а сейчас мы с вами проведём опыт.

Опыт с воздушным шариком и тканью. Когда натираешь предметы о ткань они получают энергию, поэтому начинают притягивать предметы более лёгкие, натирая шары о шерстяную ткань, мы с вами увидели что мелкие, мелкие бумажки) предметы притягиваются к шару.

Это происходит, потому что шар получил энергию, иначе говоря, наэлектризовался.

Существует безопасное электричество,как случае с шариками опасное, которое идёт по проводам.

Приведите, пожалуйста, примеры электрических приборов, которые использует человек.

(ответы детей)

Учитель:

Впервые способность натёртых тел притягивать к себе лёгкие предметы обнаружили древнегреческие ткачи. Они обратили внимание на то, что отдельные детали станков, изготовленные из янтаря при трении о шерсть притягивали пушинки, пылинки, соломинки и другие легкие предметы. Это свойство приписывали только янтарю. от названия которого и произошло слово «электричество», которое произошло от греческого слова «электрон» - янтарь.

Стихотворение

Мы сестрёночки - близняшки

Нас частичками зовут.

Мы на помощь к вам приходим,

Когда нам заряд дадут.

По тонким и толстым бежим проводам,

И в нужный момент попадаем мы к вам.

О каких сестренках идет речь?

Как их зовут?

А их зовут мельчайшие заряженные частицы. (слайд№2)

Электричество это поток мельчайших заряженных частиц - электронов. Каждый электрон несет небольшой заряд энергии. Когда этих электронов накапливается много возникает электрическое напряжение.

Как вы думаете, электричество попадает в наш дом?

(ответы детей)

Правильно по проводам. (слайд№3)

Подобно тому, как вода бежит по шлангу, так электричество попадает в наш дом по проводам. А к проводам оно подходит от электростанций, а самые первые электростанции были ветряные(слайд№4)

Как вы думаете, какое значение для нас имеет электрический ток?

(ответы детей)

А скажите есть ли на свете профессия, которая могла бы обойтись без электрического тока?

Кто же изобрёл электричество?

(слайд№5)

Как же появилась первая лампочка?

Сначала в античную эпоху появилась масляная лампа-глиняный или металлический чайничек с маслом, сквозь носик которого пропущен фитиль(слайд№6)

Лампа коптила много столетий, затем в середине 19 века из нефти получили керосин, появилась керосиновая лампа(слайд№7)

Одновременно изобретали и осваивали газ и в наш дом пришли газовые горелки (слайд№8)

А теперь отгадайте загадки (загадки про лампочку)

Она снаружи вроде груши,

Вист без дела днём.

А ночью освещает дом.

Провели под потолок

Удивительный шнурок.

Привинтили пузырёк-

Загорелся огонёк!

С потолка свисает груша.

И не думай грушу скушать,

Светиться как солнце,

Уронишь - разобьётся!

Ведущий:

Лампа сутки погорит

Сто кило угля спалит!

Если светит зря она,

Где же экономия сырья?

Кто же изобрёл лампочку?

(слайд №9 фото Томаса Эдисона)

Ребята, а как вы думаете, можно ли экономить электричество?

(ответы детей)

А как?

(ответы детей)

(слайд №10«Правила экономных и бережливых ребят)

(слайд №11)

(слайд №12)

(слайд №13)

(слайд №14)

(слайд №15)

(слайд №16)

(слайд №17)

(слайд №18)

(слайд №19)

Заходит ТОК

Здравствуйте друзья! Я загадаю вам загадку. а вы отгадаете кто я.

По тропинке я бегу

Без тропинки не могу

Где меня ребята нет-

Не зажжется в доме свет! (ответы детей)

ТОК: Правильно, меня зовут электрический ток. А что вы обо мне знаете(ответы детей)

ТОК: Верно ребята. Сейчас я загадаю загадки, а вы их отгадаете. За каждый правильный ответ я вам дам жетон, тому, кто наберет больше жетонов присвоится звание главного электрика.

*Берегитесь пыль и мусор,

Живо с вами разберусь я!

И не прячьтесь по углам,

Все равно найду вас там!(слайд №20) (пылесос)

*Этот прибор идеальный

Греет воду моментально.

Стоит лишь его включить

Вскоре чай нам можно пить!(слайд №21) (чайник)

*Живет в нем вся вселенная

А вещь -необыкновенная (слайд №22)(телевизор)

*Поверчу волшебный круг

И меня услышит друг! (слайд №23) (телефон)

*Летом папа наш привёз

В белом ящике мороз

И теперь мороз седой

Дома летом и зимой.

Бережет продукты

Мясо, рыбу, фрукты (слайд №24) (холодильник)

*к дальним селам-городам

Кто идет по городам?

Светлое Величество-

Это……. (-ЭЛЕКТРИЧЕСТВО)

ТОК:

Вы молодцы ребята! Давайте посчитаем заработанные жетоны (награждение лентой победителя)

ТОК: а теперь давайте поиграем в игру. я буду называть предмет, а вы если он электрический – сидите, а если не электрический – встаёте(телевизор,тарелка,лампочка,дерево,самолёт,стул.холодильник.вилка. утюг и т.д.)

ТОК: Молодцы ребята! Я уверен в том, что вы усвоили, что такое электрический ток, могу спокойно вас покинуть и пойти к другим ребятам! До свидания!

Ведущий: очень помогает нам электричество. но к себе требует уважения: хочет чтобы с ним обращались как положено. (презентация №2 «Правила электробезопасности»)

Ведущий:

Ребята. Не огорчайте своих родителей своими необдуманными действиями! Предостерегите товарищей от опасной шалости вблизи электрообьектов! этим вы спасёте ему жизнь!

Урок на тему «Электробезопасность»

(в 8 и 10 классах)

Цели урока : ознакомить учащихся с воздействием электрического тока на организм человека; выяснить причины поражения током; ознакомить с правилами электробезопасности и мерами первой помощи от электротравм; развивать творческие способности учащихся; воспитывать чувство коллективизма при работе в группах.

Оборудование : электробытовые приборы (электрокипятильник, чайник, щипцы для волос, настольная лампа, обогреватель с открытой спиралью, стакан с водой; модель скелета человека, ёлочная гирлянда из лампочек; плакаты «электротравмы», «Меры помощи при поражении тока» ; диафильм «Основы электробезопасности».

Ход урока

Учитель. Ребята и взрослые люди часто неправильно обращаются с электроприборами, подвергая свою жизнь опасности. В нашем городе известны случаи электротравматизма, есть среди них и с трагическим исходом. Опасность работы с электроприборами заключается в том, что ток и напряжение не имеют внешних признаков, которые позволили бы человеку при помощи органов чувств (зрения, слуха, обоняния) обнаружить грозящую опасность и принять меры предосторожности. Как известно, тело человека является проводником. Если кто-то случайно прикоснётся к токоведущим частям электроустановки, к оголённым проводам или клеммам, находящимся под напряжением, то по его телу пойдёт электрический ток. В результате человек может получить электротравму.

Все мы постоянно имеем дело с электроприборами. Чтобы избежать поражения током, необходимо знать действия тока на организм человека; факторы, от которых зависит поражающие действия тока; как предотвратить электротравмы и как оказать первую помощь при поражении электротоком.

Этот урок мне помогут провести ребята из школьного физического кружка (инициативная группа). Они принимали участие в разработке сценария урока, готовили сообщения, иллюстративный материал, демонстрации, оформляли класс. Вначале вы послушайте выступления кружковцев, затем решите задачи по рисункам и ответите на вопросы к инсценировкам « жизненных ситуаций».

Медицина об электротравмах.

    Электротравмы – повреждения организма электрическим током- встречаются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, и в быту. Их причиной может быть и атмосферное электричество (молния).

Тяжесть поражения организма зависит от силы тока, напряжения, длительности действия тока и его вида (постоянный или переменный). Установлено, Что наиболее опасен переменный ток. Опасность возрастает с увеличением напряжения. Чем длиннее воздействие тока, тем тяжелее электротравма.

Ток вызывает различные местные и общие нарушения в организме. Местные явления (в месте контакта) могут варьироваться от незначительных болевых ощущений до тяжёлых ожогов с обугливанием и обгоранием отдельных частей тела. Общие явления выражаются в нарушении деятельности центральной нервной системы, органов дыхания и кровообращения. При электротравмах наблюдаются обмороки, потеря сознания, расстройства речи. судороги, нарушения дыхания (вплоть до остановки), в тяжёлых случаях шок и даже может наступить мгновенная смерть.

Для электроожогов характерны «знаки тока » - плотные струпы на месте соприкосновения с проводом. У поражённых молнией на коже остаются следы прохождения тока в виде красноватых полос – « знаков молний». Воспламенение одежды при воздействии тока приводит к ожогам.

    Основной фактор поражения организма – это сила тока, протекающего по телу. Она определяется законом Ома, а значит, зависит от приложенного напряжения и сопротивления тела. При точечном контакте сопротивление кожи является определяющим фактором, который ограничивает ток. Сухая кожа имеет большое сопротивление, а влажная – малое. Так, при сухой коже сопротивление между крайними точками тела, например от ноги до руки или от одной руки до другой, может быть рано 10 5 Ом, а между потными руками составляет 1500 Ом.

Вычислим максимальные силы токов, возникающие при контакте с бытовой техникой электросетевого напряжения (220 В):

мА (сухая кожа);

мА (мокрая кожа)

Наиболее чувствительны к электрическому току – мозг, грудные мышцы и нервные центры, которые контролируют дыхание и работу сердца.

Прохождение тока по телу человека можно наглядно показать на такой модели. Внутрь скелета человека вставлено гирлянда из лампочек (для новогодней ёлки) проходящая через органы, которые больше всего поражаются током. Эту модель придумали наши кружковцы.

(Демонстрирую модель прохождения тока через тело человека)

              Если ток от внешнего источника проходит через сердце, то могут возникнуть нескоординированные сокращения его желудочков. Этот эффект называется желудочковыми фибрилляциями. Самопроизвольно возникнув, они не прекращаются, даже если тока уже нет. В это состояние сердце может быть приведено при силе тока от 50 до 100 мкА. Сердечные мышцы, в течение 1 – 2 мин не получающие крови, слабеют, в результате чего они не могут быть снова приведены в состояние нормальных сокращений. Если до этого момента будут приняты экстренные меры, то регулярное действие сердца может быть восстановлено.

Даже более слабые токи, чем те, что вызывают желудочковые фибрилляции, могут привести к остановке дыхания, парализуя действия нервных центров, контролирующих работу легких. Это состояние сохраняется даже после прерывания тока. Дыхательный паралич может возникнуть при силе тока от 25 до 100 мА грудные мышцы могут сократиться так, что дыхание прекратиться. Некоторые действия тока на организм приведены в следующей таблице:

Сила тока

Действие тока

Отсутствует

Потеря чувствительности

Боль, мышечные сокращения

Растущее воздействие на мышцы, некоторые повреждения

20 – 100 мА

Дыхательный паралич

100 мА – 3 А

Желудочковые фибрилляции (необходима немедленная реанимация)

Более 3 А

Остановка сердца (если шок был кратким, сердце можно реанимировать), тяжелые ожоги

Причины поражения током

Основные причины электротравматизма:

    Неисправность приборов или средств защиты.

    Замыкание фазовых проводов на землю.

    Нарушение техники безопасности при обращение с приборами, проводами (прикосновение к оголенным проводам, предохранителям, ламповым патронам, ошибочное принятие включенного прибора за отключенный, контакт токопроводящего оборудования с прибором, находящимся под напряжением).

Одна из причин неисправности приборов – замыкание на корпус . Это соединение оголенного провода или спирали с металлическим корпусом электроприбора. Опасность заключается в том, что распознать по внешним признакам прибор, в котором произошло замыкание, невозможно. Однако, прикоснувшись к корпусу, можно получить электротравму.

Предположим, что по какой-либо причине нагревательная спираль контактирует с металлическим корпусом обогревателя. Это может произойти, если изоляция проводника перетерлась в месте, где она касается корпуса, или же образовалась проводящая перемычка из пыли и грязи между спиралью и корпусом. Если человек дотронется до корпуса обогревателя, то по его телу пойдет электрический ток. Если при этом человек стоит в ванной комнате на влажном полу или держится за заземленную батарею (трубу), то его сопротивление будет мало и через него пройдет значительный ток, что может привести к электротравме даже со смертельным исходом.

Избежать поражения током можно, зная и выполняя основные правила электробезопасности. Прежде чем работать с прибором, необходимо убедиться, что в нем нет замыкания на корпус, шнур исправен и его разъемные соединения внешне надежно изолированы.

Если человек прикоснулся сразу к двум оголенным проводам, клеммам, контактам, то в этом случае имеет место так называемое двухполюсное прикосновение. Его опасность состоит в том, что ток проходит через грудную клетку и может парализовать дыхательную и сердечно-сосудистую систему.

Электротравматизм и состояние помещение

По степени опасности поражений электрическим током все помещения делятся на особо опасные, с повышенной опасностью и без повышенной опасности.

К особо опасным относятся помещения, относительная влажность воздуха в которых близка к 100%, а также с химически активной средой, разрушающей изоляцию и токоведущие части электроприборов.

Помещениями с повышенной опасностью являются сырые помещения с влажностью до 75%, с наличием токопроводящей пыли, с недиэлектрическими полами (металлические, железобетонные), температура в которых высока (t > 30 о С), с возможностью одновременного прикосновения человека к металлическим конструкциям здания, имеющим соединение с землей, и к металлическим корпусам электрооборудования.

Все остальные помещения – без повышенной опасности .

С точки зрения электробезопасности помещения должны быть светлыми, сухими и теплыми, иметь диэлектрические (деревянные) полы, без выбоин и щелей, поверхности стен, потолков, дверей – гладкие и матовые, радиаторы и трубопроводы отопительной и водопроводной систем – заземленные.

В помещениях с повышенной опасностью необходимо использовать напряжение не выше 42 В, а особо опасных не выше 12 В.

Меры предосторожности при работе с электроприборами

Наиболее действенная профилактика электротравматизма – точное выполнение правил безопасности при эксплуатации электроустановок. Для предупреждения возможности случайного прикосновения к токоведущим частям электроустановок их ограждают независимо от того, к такому напряжению они подключены.

Для устранения опасности поражения электрическим током применяются следующие защитные средства:

    изолирующие подставки из сухой древесины, резиновые коврики, галоши и перчатки;

    специальные инструменты и приспособления с изолируемыми ручками;

    приборы, регистрирующие напряжение, контрольные лампы и специальные пробники с неоновыми лампами.

В помещениях с повышенной опасностью, где есть сырые полы и стены, необходимо металлические корпусы электроприборов заземлять.

Отечественная электротехническая промышленность выпускает надежные в работе и удобные в эксплуатации электроприборы, машины, аппараты.

(Демонстрационные кадры из фильма «Основы электробезопасности».)

Меры помощи при поражении током

Первая помощь при поражении электрическим током включает два этапа: освобождение пострадавшего от воздействия тока и оказание ему доврачебной медицинской помощи.

Пострадавший часто не может самостоятельно освободиться от действия тока, так как он вызывает судороги мышц. Вначале надо обесточить электроустановку , которой касается пострадавший, выключив рубильник или предохранитель. Ели быстро отключить ток невозможно, то нужно оттащить пострадавшего в безопасное место. Рекомендуется при этом действовать одной рукой (по возможности). Оказывающий помощь должен надеть диэлектрические перчатки или обмотать руки шарфом или другой сухой одеждой. Если нет возможности оттащить пострадавшего, то следует отвести от него провода сухой палкой или перерубить их топориком с сухой деревянной ручкой, или перекусить кусачками с изолируемыми рукоятками. Если потерпевший находится в сознании, но растерялся, можно резким окриком «Подпрыгни!» заставить его отделиться от земли для разрыва цепи.

Для отделения пострадавшего от токоведущих частей (при напряжении до 1000 В) необходимо обезопасить себя. Ни в коем случае нельзя касаться его открытых частей тела или участков влажной одежды. Срочно вызвав врача (скорую поморщь), но не дожидаясь его прибытия, надо оказать пострадавшему доврачебную помощь, которая зависит от его состояния. Если пострадавший дышит и находится в сознании, то его следует уложить в удобное положение, расстегнуть на нем одежду и накрыть, обеспечив до прихода врача полный покой. Если даже человек чувствует себя удовлетворительно, то все равно нельзя позволять ему вставать, так как отсутствие тяжелых симптомов после поражения током не исключает возможности последующего ухудшения его состояния. Когда человек находится в бессознательном состоянии, но у него сохраняется устойчивое дыхание и пульс, следует дать ему понюхать нашатырный спирт, обрызгать лицо водой, обеспечивая покой до прихода врача.

Если пострадавший дышит плохо или не дышит вообще, ему надо немедленно начать делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца . Не следует отказываться от помощи пострадавшему, даже если у него отсутствует дыхание и сердцебиение. Известно много случаев, когда люди, пораженные током и находившиеся в состоянии клинической смерти, после соответствующего лечения выздоравливали.

Существует несколько способов искусственного дыхания. Наиболее распространенные из них – «рот в рот» или «рот в нос». (Оказывающий помощь набирает в легкие побольше воздуха и производит энергичный выдох в легкие пострадавшего через рот или нос.)

Помимо искусственного дыхания необходимо делать непрямой массаж сердца. Первую помощь оказывают по возможности на месте происшествия. Применять искусственное дыхание следует непрерывно до восстановления дыхания или указания врача.

Непрямой массаж сердца и искусственное дыхание должен уметь выполнять каждый.

(Демонстрирую непрямой массаж и искусственное дыхание на манекене.)

Совершенно недопустимо закапывать пострадавшего в землю или засыпать землёй. Этот прием основан исключительно на предрассудках и может стоить пострадавшему жизнь. Не давая никакого лечебного эффекта, такой способ лишь задержит неотложные меры, которые нужно предпринять для спасения пострадавшего.

Юридическая ответственность при работе с электрическим током.

Считается, что должностное лицо нарушило технику безопасности, если это нарушение повлекло за собой несчастный случай или иные тяжкие последствия.

Нарушения, которые повлекли за собой тяжкие телесные повреждения или утрату трудоспособности, наказываются лишением свободы до трех лет или исправительными работами на срок до одного года. Нарушения, повлекшие смерть человека или причинение тяжких телесных повреждений нескольким лицам, называются лишением свободы до пяти лет и более.

Для привлечения должностного лица к ответственности необходимо установить, какие конкретно правила охраны труда были им нарушены и за какие из них он отвечает. Если несчастный случай произошёл по грубой небрежности самого потерпевшего, должностное лицо не привлекается к ответственности.

Задачи по рисункам

(работа в группах)

Учитель . Сейчас класс разделится на группы по четыре человека. Каждая группа получит рисунок с изображением ситуации, в которой персонажи нарушают правила безопасности при использовании, ремонте или монтаже электрооборудовании (см. Дидактический листок), и одинаковые вопросы:

    Что в изображённой ситуации персонажи делают неправильно?

    Какова причина возможного поражения током данного персонажа?

    Как надо было действовать правильно?

Работу групп будет оценивать жюри, в которое входят кружковцы-старшеклассники и учитель.

(При ответах представитель групп рисунки проецируются на экран при помощи эпидиаскопа.)

Вопросы к инсценировкам «Жизненные ситуации»

Учитель. А сейчас учащиеся-кружковцы покажут несколько жизненных сценок, в которых ребята неправильно обращаются с электроприборами. Ведущий будет задавать вопросы к каждой сценке, а представители от каждой группы – отвечать на них. Розетка, которой будут пользоваться кружковцы в сценках, обесточена. Поэтому никаких повреждений током они не получат.

«Жизненные ситуации»

    Маша держит в руках электрощипцы, включает в розетку. Рая спрашивает: «Что ты делаешь, Маша?». «Сегодня дискотека, хочу хорошо выглядеть», при этом накручивает волосы на щипцы. Что неправильно делает Маша? (В щипцах может произойти замыкание на корпус, тогда Маша получит электротравму. Когда накручиваешь волосы, щипцы нужно отключить.)

    На столе стоит стакан с кипятильником. Саша говорит Вите: «Посмотри, согрелась ли вода?». Витя опускает палец в стакан при включенном кипятильнике. Почему нельзя так поступать? (Вода – хороший проводник тока. Если в кипятильнике произойдет замыкание на корпус, то Витя получит электротравму. Нужно сначала выключить вилку из розетки.)

    Коля, вынимая шнур от настольной лампы из розетки, взялся не за вилку, а тянет за шнур. Что неправильно сделал Коля? (Шнур может вырваться из вилки или разорваться, и Коля получит электротравму. Надо держаться за вилку.)

    «Аня, выключи, пожалуйста, свет», – говорит Вера. Аня с мокрыми руками идет к выключателю. Что неправильно делала Аня? (Выключатель может быть неисправным, произойдет изолятора, а вода – хороший проводник тока. Тогда Аня получит электротравму.)

    «Юра, у вас дома холодно?» – «Очень, ночью особенно, поэтому я включаю вот такой обогреватель». (Показывает обогреватель с открытой спиралью.) Почему обогреватель с открытой спиралью нельзя оставлять включенным без присмотра? (Если спираль перегорит, то могут возникнуть искры и произойдет пожар.)

В конце урока жюри подводит итоги и выставляет оценки.

Урок

Урок на тему : «Переменный электрический ток» в 11 классе Урок на тему «Переменный электрический ток» в XI классе... по электробезопасности . Ход урока 1. Организационный момент (Приветствие, знакомство, формулировка темы и цели урока .) Электроэнергия...

  • Классный час

    Классный час на тему «Электробезопасность » Цели и задачи: раскрыть роль... Оформление: картинки электроприборов и плакат электробезопасности ; шарики, ручки, вырезанные бабочки... тему , а более глубоко вы будете изучать её в старших классах на уроках ...

  • Конспект

    СОШ П. Сахзавод Конспект урока по физике в 8 классе на тему : «Закон Ома... мы и будем раскрывать сегодня на уроке . (Оговаривается тема и задачи урока ). (Слайд1) ІІ. Подготовка... средства). С точки зрения электробезопасности помещения должны быть светлыми, ...

  • Классный час.

    Тема: «Электробезопасность школьников.»

    (Возрастная группа- 5-6 класс. Можно так же использовать и для учеников начальной школы).

    Разработала учитель высшей категории МБОУ СОШ №18 г. Брянска Завадская Е.В.

    Задачи:

    Привитие культуры безопасного поведения на улице и дома. Привитие чувства ответственности за свои поступки.

    Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, особенно в критических, умение находить выходы из нестандартных ситуаций.

    Цели :

    Познакомить учащихся со знаками,предупреждающими об электрической опасности. Научить правильно вести себя в жизненных ситуациях, связанных с электричеством.

    Ход классного часа.

    Организационный момент. Постановка целей и задач занятия.

    Ребята, сегодня мы поговорим с вами о электробезопасности школьников. Как вы думаете какие вопросы мы будем сегодня рассматривать?

    (Предполагаемые ответы детей: Узнаем, что такое электричество и его историю. Кто открыл и когда. Какую пользу и какой вред приносит электричество. Причины поражения электрическим током. Знаки предупреждающие об опасности. Как вести себя в разных житейских ситуациях.Проверочная работа.)

    По детским ответам учитель составляет на доске «ромашку» , которая и является совместной постановкой целей и задач занятия и планом к действию.

    Учитель: Итак. Мы живём в современном мире и в повседневной жизни часто встречаемся с электричеством. А где же это электричество « вокруг нас» ?

    Предположительные ответы учеников : Это различные электроприборы, бытовая техника, линии электропередач, трансформаторные будки. И в природе бывает электричество в виде разрядов молнии….)

    Учитель: Верно. Ребята а в чем польза электричества.

    Ученики: (ребята предположительно отвечают, что это прогресс человечества. Это и телевидение и Интернет. Это различные предметы бытовой техники, которые упрощают нашу жизнь. И, вообще, это большой шаг в развитии человечества.)

    Учитель :А в чём же вред?

    Ученики: (Дети говорят о том, что с появлением электричества жизнь упростилась и люди стали меньше двигаться. Есть вред и для окружающей среды. А так же из-за не умелого обращения электричество может нанести физический вред человеку.)

    Учитель: Хорошо. Ребята, электричество имеет такую особенность, как отсутствие привычных для человека факторов, вызывающих тревогу или опасение. Например, приближающийся транспорт мы видим и слышим. Утечку газа мы можем распознать по характерному запаху. А электричество не имеет ни цвета ни запаха.

    Учитель: Готовясь к сегодняшнему классному часу я поручила одному из учеников подготовить краткую справку об электричестве. Предоставим ему слово.

    Ученик : Я узнал, что электричество мы будем изучать на уроках физики. Там мы узнаем о том, что электрический ток бывает постоянный и переменный. Что ток имеет силу и сопротивление. И ещё много других интересных фактов.

    Также я узнал о том, что факт действия эл. тока на человека был установлен в последней четверти 18 века. Опасность этого действия впервые установил изобретатель электрохимического высоковольтного источника напряжения В.В. Петров. Описание первых промышленных электротравм появилось значительно позже в 1863 году -от постоянного тока и в 1882- от переменного.

    Учитель: Ребята, а как вы думаете, какие причины поражения током могут быть?

    Ученики (предположительные ответы) : Прикосновение к неизолированным электроприборам, к металлическим частям оборудования, оказавшимся под напряжением в следствии повреждений. Поражение молнией. Если полезешь в электробудку…)

    Учитель: Всё верно. Скажите, а как предупредить об опасности?

    Ученики: Рассказать об этом. Или с помощью знаков.

    Учитель. Группа учеников приготовила рассказ о знаках. Предоставим им слово.

    Ученики показывают знаки и рассказывают о них .(показ сопровождается слайдами презентации)

    1 : « Осторожно! Электрическое напряжение!» - знак постоянный для предупреждения об опасности поражения током. Применяется в электроустановках. Прикрепляется на внешней стороне двери

    2 Знак предупреждающий постоянный» Осторожно! Электрическое напряжение» Применяется на железобетонных опорах воздушных линий.

    3. Плакат « Стой! Напряжение!» Применяется в электроустановках. Вывешивается на временных ограждениях токоведущих частей, находящихся под напряжением.

    4 Плакат переносный « Испытание. Опасно для жизни». Применяется в электроустановках. Вывешивается на ограждениях и оборудовании токоведущих частей,находящихся под напряжением при подготовке к испытаниям.

    5 Плакат « Не влезай! Убьёт!». Вывешиваетя по соседству с конструкцией, предназначенной для подъёма персонала на высоту

    .

    Учитель: Ребята, а вы любите мультфильмы? Иногда герои мультфильмов тоже делают ошибки. Предлагаю вам посмотреть 2 сюжета и найти ошибки героев.

    (смотрят сюжет из мультфильма о Крокодиле Гены и Чебураше, где Гена помогает детям во дворе организовать досуг и залезает в электробудку под напряжением. Его бьёт током А так же из мультфильма « Ну, погоди!» О волке и зайце в студии.)

    После просмотра сюжета организовывается обсуждение о том, что неправильно сделал Гена и Волк.

    5) Учитель : Ребята, а сейчас я предлагаю вам проявить свои творческие способности. Мы разделимся на группы. Вы получаете плакат, на котором изображены сюжеты неправильного обращения с электричеством. Вы должны его быстро раскрасить и представить свою работу, сопроводив её стихами, которые тоже вам предложены. Можете представить свои стихи. У вас должна получиться сценка-мини- презентация правильного поведения.. Ваша задача быть артистичными и убедительными!

    Идёт работа в группах 5-7 минут, а затем представление командной работы.

    1 группа:

    Я на крышу гаража

    Посадить решил кота

    Пусть погреется на крыше

    Крыша к солнцу ведь поближе!

    Стой! Над крышей провода!

    Ток течёт по ним всегда!

    А поэтому усвой

    Ты, дружок закон такой:

    Ни с котами, ни с друзьями

    Не стремись попасть туда!

    Там опасность и беда!!!

    2 группа:

    Красный шар несёт Анюта,

    Синий шар несёт Денис

    А давай- ка их отпустим

    Мы в заоблачный полёт!!

    Только шарики взлетели,

    Устремились только в высь,

    Как за провод зацепились….

    Ой, что делать нам, Денис!?

    Длинный шест Денис хватает:

    Надо их освободить!

    (К сожаленью, он не знает, чем ему это грозит!)

    Дети!!! Запомните главное правило:

    Палкой ли, веткой, шестом -никогда

    Не прикасайтесь вы к электропроводу

    Может случиться большая беда!!

    3группа:

    Стоя как-то у розетки

    Думал маленький Федот:

    « Интересно, кто же в этих

    Чёрных дырочках живёт?

    Может, крошечные мышки,

    Две подружки,две норышки?

    Или крошечный енот

    Поселился и живёт?

    А чтоб это всё проверить,

    А чтоб это всё узнать,

    Надо гвоздик или прутик,

    Или проволочку взять…и….»

    Стой, малыш! Остановись!!

    Под угрозой твоя жизнь!

    Кроме штепселя, в розетку

    Ничего нельзя вставлять!

    Даже мальчик-пятилетка

    Должен твёрдо это знать!!!

    6) Учитель: Молодцы. Какие вы творческие и артистичные.

    Перед тем, как мы проведём проверочную работу я предлагаю вам посмотреть ещё один небольшой мультфильм « Уроки Тётушки Совы.-Уроки осторожности.-электричество.»

    (Дети смотрят мультфильм.)

    Вот теперь, я думаю, вы готовы проверить свои знания по электробезопасности.

    Приготовьтесь к тесту. Возьмите ручки и бумагу.

    (проводится тест, который демонстрируется на слайдах презентации)

    Тест.

    ВОПРОС №1

    ЭЛЕКТРИЧЕСТВО:

    А. можно увидеть

    Б. можно услышать

    В. не слышно, не видно, не имеет запаха

    Г. можно попробовать на вкус

    ВОПРОС №2

    УВИДЕВ ОТКРЫТУЮ ДЕВЕРЬ ТРАНСФОРМАТОРНОЙ ПОДСТАНЦИИ (ТП) ЧТО ТЫ СДЕЛАЕШЬ?

    А. пройдешь мимо

    Б. позовешь друзей чтобы вместе заглянуть на подстанцию

    В. позвонишь по телефону, указанному на ТП и сообщишь об открытой двери

    ВОПРОС №3
    РЕБЯТА ПЫТАЮТСЯ НАБРОСИТЬ ВЕРЕВКУ НА ПРОВОД ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ. ЧТО ТЫ СДЕЛАЕШЬ?

    а. пройдешь мимо
    б. поможешь им набросить веревку
    в. объяснишь что набрасывать веревку на линии электропередач смертельно опасно

    ВОПРОС №4

    НА ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ОБОРВАЛСЯ ПРОВОД, ЕГО КОНЕЦ УПАЛ НА ЗЕМЛЮ. ТВОИ ДЕЙСТВИЯ?

    А. пройдешь мимо
    Б. попытаешься подойти к нему и поднять
    В. Обойдешь стороной в радиусе 20 метров, немедленно сообщишь об этом взрослым

    ВОПРОС №5

    У ТЕБЯ ДОМА СЛОМАЛАСЬ РОЗЕТКА. ЧТО ТЫ СДЕЛАЕШЬ?

    А. попытаешься ее разобрать и отремонтировать самостоятельно

    Б. сообщишь об этом взрослым

    ВОПРОС №6

    ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТОТ ЗНАК?

    А. сюда била молния?

    Б. ничего не означает

    В. электричество! Опасно для жизни!

    ВОПРОС №7

    ВЫБЕРИТЕ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЗНАК ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЙ ОБ ОПАСНОСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА.


    ВОПРОС № 8

    ЗА ВИЛКУ ЭЛЕКТРОПРИБОРА НЕЛЬЗЯ БРАТЬСЯ?

    А. грязными руками

    Б.холодными руками

    В.мокрыми руками

    ВОПРОС №9

    ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭЛЕКТРОПРИБОРАМИ НЕЛЬЗЯ?

    А. в гостиной

    Б. на кухне

    В. в ванной комнате

    ВОПРОС № 10

    ХИЩЕНИЕ ПРОВОДА ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ:

    А. Ничем не грозит

    Б. Безопасно для жизни и здоровья

    В. Смертельно опасно и наказывается штрафом до 1 млн.руб. или уголовным наказанием до 10 лет лишения свободы

    Ответы тестирования:

    ВОПРОС №1 - Электричество не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Его нельзя увидеть или услышать

    Правильный ответ - В

    ВОПРОС №2 - Проникновение на территорию трансформатороной подстанции смертельно опасно. Об открытой двери необходимо сообщить энергетикам.

    Правильный ответ - В

    ВОПРОС №3 - набрасывать какие-либо предметы на линии электропередач смертельно опасно

    Правильный ответ - В

    ВОПРОС №4 - К лежащему на земле проводу нельзя приближаться ближе чем на 10 метров. В этом радиусе образуется опасная зона, проводящая электрический ток!

    Правильный ответ - В

    ВОПРОС №5 - Пользоваться не исправной розеткой опасно для жизни!

    Правильный ответ - Б

    на трансформаторных подстанциях, опорах линий электропередачи.

    Правильный ответ - В

    ВОПРОС №7 - Этот знак предупреждает об опасности поражения электрическим током.

    Правильный ответ - В

    ВОПРОС №8 - Вода-проводник электрической энергии взявшись мокрыми руками за розетку, Вас может поразить электрическим током.

    Правильный ответ - В

    ВОПРОС №9 - Ванная комната - помешение с повышенной влажностью, которая отрицательно влияет на работу электроприборов

    Правильный ответ - В

    ВОПРОС №10 - Хищение провода с линии электропередачи условно наказуемо. При соприкосновении с проводом человек может получить ожоги и смертельные травмы.

    Правильный ответ - В

    «Ключ» для оценивания результатов теста.

    8-10 правильных ответов

    Вы на «отлично» справились с заданием!

    8-6 правильных ответов

    Вы на «хорошо» справились с заданием!

    6-7 правильных ответов

    Вы на «удовлетворительно» справились с заданием. Вам необходимо повторить правила электробезопасности

    5- и менее правильных ответов

    Вам необходимо ознакомиться с правилами элетробезопасности. Ваша жизнь и здоровье под угрозой.

    7) Учитель: Ребята подведём итог. Что мы сегодня узнали нового?

    Ученики говорят о знаках и правилах поведения с электричеством.

    Учитель: Ребята, а какой итог нашего занятия и что полезного мы могли бы сделать, чтобы больше ребят узнали о правилах безопасного поведения с электричеством?

    Ученики предлагают повесить на стенде получившиеся плакаты и с материалами сегодняшнего занятия провести мини лектории для учеников начальной школы.

    Учитель: Ребята, а дома я предлагаю вам просмотреть мультфильмы « Фиксики. Короткое замыкание» . И найти в них ошибки героев.

    Наше занятие завершено! Желаю вам здоровья и успехов!

    2)http://electricvdome.ru/electrobezopastnost/znaki-elektrobezopasnosti.html