» »

Как воюют ввс сирии или война до последнего мига. Неоднозначный облик сирийских ввс

25.09.2019


Су-24МК2 ВВС Сирии в аэропорту Дамаска.

В настоящее время в Сирийских Арабских ВВС служат примерно 40 тысяч солдат и офицеров. Эти войска по праву считаются армейской элитой. Достаточно сказать, что покойный президент Хафез Аль-Асад был одним из создателей национальной боевой авиации и даже служил в первой группе летчиков. До нынешней войны, начавшейся в 2011 году, летчики этой страны уже имели серьезный боевой опыт, полученный в конфликтах с Израилем и в Ливане.

Шесть лет назад ВВС Асада насчитывали приблизительно 575 самолетов и вертолетов, в том числе:

70 фронтовых истребителей Миг-21, которые использовались до конфликта в основном для учебных целей, осталось 40 машин;
40 многоцелевых истребителей Миг-23 различных модификаций, большинство из них потеряно, причем, не столько во время вылетов, сколько - в результате захвата аэродромов и полной выработки ресурса;
30 истребителей-перехватчиков Миг-25, осталось только 2 машины, но их боеспособность под большим вопросом;
30 истребителей четвёртого поколения Миг-29, все в строю;

Су-22М3 ВВС Сирии в аэропорту Дамаска.

30 истребителей-бомбардировщиков Су-22, большинство этих самолетов были потеряны;
20 тактических фронтовых бомбардировщиков Су-24, в строю осталось 15 самолетов;
40 тренировочных чехословацких самолетов Л-39, потеряно половина, применялись для боевых вылетов до 2016 года;
30 вертолетов Ми-25, осталось 15;
30 французских вертолетов SA342L, в войне не применялись из-за отсутствия запчастей;
130 многоцелевых транспортных вертолетов Ми-8/Ми-17, сегодня в боевых операциях участвуют порядка 50 машин, остальные вышли из строя.

Есть еще транспортники - Ан-24, Ан-26 и Ил-76, но их немного. Кроме того, гражданские направлены на военные нужды. Всего, по последней информации, сирийские ВВС сегодня насчитывают порядка 200 машин, из которых в строю 120.

Что касается текущего базирования, то боевая Асада сосредоточена на 6 авиабазах: в районе Дамаска, недалеко от Хомса и Пальмиры, в Алеппо, вблизи Латакии и Дейр-эз-Зор. Зона её влияния охватывает Центральную и Западную Сирию.

Напомним, что ВВС Сирии строились по образцу советских ВВС 1970?80 годов, То есть в эскадрильях находилось от 10 до 20 бомбардировщиков или истребителей, и от 8 до 14 вертолетов. Но после 6 лет войны многие подразделения перестали существовать как боевые единицы. Главной причиной такого положения дел сирийское командование называет не прямые потери от ПЗРК и зенитных установок, а высокую интенсивность вылетов - практически ежедневно, сложные условия эксплуатации и слабую базу техобслуживания. В итоге, теперь боевые задачи выполняются отдельными машинами или совсем небольшими группами.

В результате Дамаск был вынужден использовать всю имеющуюся авиационную технику, в том числе устаревшую. В частности, учебные самолеты Л-39 были переоборудованы под легкие штурмовики. Однако подобная модернизация себя не оправдала.

Как бы то ни было, но летчики сыграли важную роль в том, что Сирия не превратилась в государство-призрак, наподобие Ливии. Вот несколько примеров важнейших операций. 20 марта 2014 года Су-24 нанес точный удар по позициям боевиков и тем самым спас от разрушения древнюю крепость ордена Госпитальеров Крак де Шевалье. В образовавший проем ворвался отряд сирийского спецназа и перебил засевших там боевиков.

6 января 2016 года и 29 марта 2016 года сирийские ВВС, по сути, предотвратили падение Дамаска, оперативно уничтожив проникнувших в окрестности столицы большие отряды боевиков.

В ответ исламисты любой ценой пытались уничтожить авиабазы, чаще всего внезапными ударами. Зафиксирован случай в районе города Дейр-эз-Зор, когда Миг-21 взлетел во время интенсивного минометного обстрела и на сверхмалой высоте, едва оторвавших от взлетно-посадочной полосы, атаковал боевиков, которые находились всего в нескольких сотнях метров от аэродрома. Вряд ли на такое способны натовские самолеты.

Удары по авиабазам наносили не только боевики ИГИЛ, но и американцы. Так, 7 апреля 2017 года в аэропорту Шайрат крылатыми ракетами «Томагавк» были уничтожены 3 МиГ-23 и 4 Су-22. Между тем, самолеты атакованного 675-м эскадрона истребителей и 677-ой эскадрильи бомбардировщиков сыграли ключевую роль в сдерживании и уничтожении значительных сил ИГИЛ в сирийской пустыне. Кстати, участие авиации Асада в химической атаке так и осталось недоказанным. Если называть вещи своими именами, США оказал ИГИЛ самую настоящую военную поддержку.

С другой стороны, опыт этой воздушной войны наглядно показал принципиальную значимость спутниковой разведки и современных БПЛА. Так, 27 июля 2016 года сирийские ВВС нанесли мощный удар по одной из деревень в Восточной Хаме, где по информации армейской разведки должен был располагаться штаб отрядов ИГИЛ. Все заявленные цели были разрушены, но не удалось получить подтверждение об уничтожении командования исламистской группировки. И это далеко не единичный случай.
В целом, сирийские ВВС не смогли переломить ход войны, поэтому их успехи можно рассматривать как тактические победы. Только с приходом российских Воздушно-космических Сил России ситуация в этой стране изменилась в корне.

Будущее военной авиации Асада находится под большим вопросом. Сегодня у Дамаска нет ни финансовых ресурсов, ни технических возможностей для закупок современных боевых самолетов. Известно, что до конфликта Сирия подписала контракт с Россией на поставку 36 лёгких штурмовиков Як-130, 24 - Миг-29 и небольшого числа Миг-31.

Но из-за отсутствия денег, поставки не состоялись. В то же время ряд западных СМИ сообщил, что Россия на безвозмездной основе поставила десять Су-24 для восстановления потенциала авиабазы Шайрат, пострадавшей после американского удара. Впрочем, эти же таблоиды заявили, что сведения не подтверждены.

По другой информации, Москва не уверена, что сирийские пилоты смогут эффективно применять новую авиационную технику, что негативно скажется на имидже российской оборонки. Справедливости ради, эти же издания пишут о том, что война в Сирии сделала нашей стране отличную рекламу, а также заставила считаться с РФ, как со страной с высокотехнологическим ВПК.

Кстати, западные эксперты недооценили возможности сирийских ВВС (а значит, и российской авиатехники). В частности, в 2011 году Пентагон прогнозировал полную потерю всех самолетов Асада уже к 2014 году. Американцы тогда писали, что «…в связи с множеством политических и финансовых трудностей, Сирийская Арабская Армия с 1990 года не смогла произвести закупки ни одного современного боевого самолета». Мол, всё, чем располагает Асад, является старьем и хламом, значит, авиация Асада продержится максимум три года.
Однако позднее о фронтовом истребителе МиГ-21 стали говорить, как о «летающим Калашникове» - настолько надежной и непритязательной в обслуживании оказалась машина. На вопрос, что не нравится в русских самолетах, сирийские летчики отвечают: «Только то, что их очень мало в нашей армии».

- القوّات الجوية العربية السورية Al Quwwat al Jawwiya al Arabiya as Souriya Военно воздушные силы Сирии … Википедия

Хроника гражданской войны в Сирии - Гражданская война в Сирии начавшееся в 2011 году с гражданских волнений противостояние правительственных сил и сирийской оппозиции. Содержание 1 Столичная демонстрация 2 Первая кровь … Википедия

Список потерь ВВС Израиля в Шестидневной войне - В данном списке перечислены самолёты ВВС Израиля, потерянные в ходе Шестидневной войны войны (1967 г.). Приведены только безвозвратные потери (то есть летательные аппараты, которые были полностью уничтожены или списаны из за невозможности… … Википедия

Свободная армия Сирии - Эту страницу предлагается объединить с … Википедия

Вооружённые силы Сирии - Годы существования 1946 Страна … Википедия

Черкесы в Сирии - Современный ареал расселения и численность Всего: 160 тыс.чел … Википедия

Авиаудары Израиля по Сирии в 2013-2014 годах - 2014 7 декабря израильская авиация нанесла два авиаудара по Сирии, один рядом с гражданским международным аэропортом Дамаска, второй в районе Димас. По предварительной информации, нанесен материальный ущерб зданиям. По информации Генерального… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Группа советских военных специалистов в Сирии - Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

Гражданская война в Сирии - В этой статье описываются текущие события. Информация может быстро меняться по мере развития события. Вы просматриваете статью в версии от 07:24 08 декабря 2012 (UTC). (… Википедия

Оружие массового поражения Сирии - Оружие массового поражения По типу … Википедия

Книги

  • Крылатые ракеты СССР и России. Оружие ракетоносцев , Марковский, Виктор Юрьевич, Приходченко, Игорь Владимирович. Конец 1940-х годов. НАТО окружает СССР десятками военных баз и авианосных соединений. Не имея ресурсов для зеркального ответа, Советский Союз находит «асимметричноерешение». Под общим… Купить за 940 руб
  • Фронтовой бомбардировщик Су-24. Ядерный "Фехтовальщик" СССР , Марковский В., Приходченко И.. «Fencer» («Фехтовальщик») - так окрестили в НАТО фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Су-24, специально созданный для сверхзвукового прорыва вражеской ПВО на предельно…

С одной стороны это ВВС Сирии и авиация ее союзников в борьбе с терроризмом - ВКС России и иранская военно-транспортная авиация. С другой стороны это условная коалиция во главе с США.

ВВС Сирии и союзников

До начала гражданской войны ВВС Сирии обладали крупным, пусть и по большей части устаревшим парком различных самолетов и вертолетов. Страна в течение десятилетий готовилась к войне с Израилем, а бывший президент Сирии Хафез Асад сам был военным пилотом. Поэтому в Сирии обращали особое внимание на авиацию и не забывали о ней даже в тяжелые 1990-е гг. после прекращения советской военной помощи.

Башар Асад, который стал президентом Сирии в 2000 г., после смерти отца продолжил его политику. Хотя у Сирии долгое время не было денег на закупку новых машин, имевшийся авиапарк поддерживался в неплохом состоянии. Сирийские самолеты и вертолеты получали необходимое техническое обслуживание, проходили ремонт и модернизацию как на сирийском авиаремонтном заводе в Алеппо, так и на российских авиаремонтных предприятиях.

Со второй половины 2000-х гг. Сирия решила приступить к постепенному обновлению своих ВВС. В 2008 г. были приобретены с хранения 33 белорусских истребителя МиГ-23 МЛД/УБ, которые после ремонтных работ на заводе в Алеппо начали поступать на вооружение сирийских истребительных эскадрилий.

В 2007 г. Сирия заключила контракт на покупку в России 12 (по другим данным, 24) новых МиГ-29 М/М2, которые должны были начать поступать в 2010-х гг. В 2011 г. был подписан контракт и на приобретение 36 учебно-боевых самолетов Як-130 . Очевидно, что в дальнейшем предполагались и другие покупки.

Начавшаяся война фактически поставила крест на планах модернизации ВВС Сирии, а подписанные контракты на МиГ-29 М/М2 и Як-130 подвисли в неопределенном состоянии. Из-за введенных западных санкций возникали даже сложности с возвращением в Сирию отремонтированной авиационной техники. Так, летом 2012 г. прямо в море британская страховая компания лишила страховки судно Alaed, которое везло в Сирию три отремонтированных в Россию ударных вертолета Ми-25 .

Активное использование боевой авиации для поддержки сухопутных войск началось в Сирии в 2012 г. За прошедшие годы войны сирийские ВВС утратили большую часть своего боевого потенциала. Оказались потеряны некоторые авиабазы, а авиапарк значительно сократился. Боевые потери были не так велики, но из-за интенсивного использования самолетов и вертолетов происходило исчерпание ресурса старых машин, и случались поломки, которые невозможно было устранить в местных условиях.

Еще одной проблемной точкой сирийской авиации с самого начала была нехватка высокоточных авиационных средств поражения класса «воздух-поверхность» . Только в редких случаях применяли такие средства, как советские управляемые тактические ракеты «воздух-поверхность» Х-23 , корректируемые авиабомбы и пр.

В 2014-2015 гг. ВВС Сирии начали ощущать уже и дефицит обычных неуправляемых авиационных бомб, что заставило начать их собственное производство из подручных материалов. Некоторые из них внешне представляли собой копии обычных авиабомб, таких как ОФАБ-250-270 . Другие были нестандартных размеров и сбрасывались с вертолетов. Очевидно, что выпускаемые бомбы не залеживались и быстро использовались, поэтому их даже не окрашивали.

Ослабление авиации пагубно сказывалось на действиях правительственных войск, особенно в северных и восточных районах страны, тем более что снабжение некоторых осажденных баз и гарнизонов всецело зависело от авиации.

Старт российской военной операции в Сирии осенью 2015 г. стал переломным моментом и помог сирийской армии начать восстанавливаться после тяжелых поражений весны 2015 г. Благодаря поставкам новых бомб и ракет из России стало улучшаться и снабжение сирийских ВВС.

Сейчас в Сирии основные силы ВКС России и ВВС Сирии расположены на следующих авиабазах:

Авиабаза Хмеймим (провинция Латакия). По соглашению между нашими странами авиабаза передана России, и там размещена 555-я авиационная группа.

В состав группы входит смешанный авиационный полк с фронтовыми бомбардировщиками Су-24 М, истребителями-бомбардировщиками Су-34 , истребителями Су-35 и Су-30 СМ, вертолетами Ми-24П, Ми-35 М, Ка-52 , Ми-8АМТШ и другой авиационной техникой.

Качественный и количественный состав авиации на базе Хмеймим регулярно меняется, так, например, штурмовики Су-25 СМ переброшены туда одними их первых, затем выведены, но потом опять вернулись в Сирию. Кроме того, часть вертолетов временно может размещаться на сирийских авиабазах Т-4 (Тьяс), Эш-Шайрат и Хама.

Для совершения авиационных ударов иногда привлекаются и самолеты, что не базируются на территории Сирии: это стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22 М³, Ту-95 МС и Ту-160 . Они взлетают с авиабаз на территории России и летят или совершают пуски крылатых ракет через территорию Ирана и Ирака. Операция в Сирии стала боевым дебютом для Ту-95 МС и Ту-160 .

Впервые в Сирии в 2016 г. получила боевой опыт и авиационная группа тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в составе палубных истребителей Су-33 и МиГ-29К.

В ходе боевых действий применяется широкая номенклатура авиационных бомб, включая ОФАБ-250-270 , ФАБ-500 М54, ФАБ-500 М62, ОФАБ-500ШР, ОДАБ-500ПМ, ОДАБ-500ПМВ, ОФЗАБ-500 , БЕТАБ-500 , разовые бомбовые контейнеры РБК-500 в разных вариантах и многое другое. Авиация также используют неуправляемые авиационные ракеты: от С-8 до более тяжелых образцов.

Среди применяемых высокоточных бомб и ракет можно отметить корректируемые авиабомбы КАБ-500С с аппаратурой спутникового наведения, корректируемые авиабомбы КАБ-1500ЛГ с лазерными головками самонаведения, тактические управляемые ракеты Х-25 МЛ и пр. С ракетоносцев Ту-95 МС и Ту-160 применялись крылатые ракеты воздушного базирования Х-555 и Х-101 .

Российские войска в Сирии используют и беспилотные летательные аппараты (БЛА), в том числе такие как «Орлан-10» , «Элерон-3СВ» и «Форпост».

Переходя к сирийской авиации, надо особо подчеркнуть, что хотя структура ВВС Сирии и сохраняется во многом довоенная, но реальный состав многих эскадрилий сократился до нескольких машин.

База сирийской морской авиации расположена около Латакии. Ранее сирийская 618-я эскадрилья морской авиации размещалась на базе Хмеймим, но после ее передачи России для нее в нескольких километрах севернее была создана отдельная небольшая база с площадкой для вертолетов. Там сейчас и базируются вертолеты Ми-14 и-Ка-28 , которые в последние годы используются практически исключительно на суше для транспортных перевозок и бомбардировок позиций боевиков.

Авиабаза Хама (находится рядом с городом Хама) является домашней для 679-й эскадрильи на истребителях МиГ-21 бис и для остатков 678-й эскадрильи на МиГ-23 МФ, что были перебазированы туда до падения базы Абу-эд-Духур в провинции Идлиб. Для усиления в Хаму была переброшена и часть 675-й эскадрильи на МиГ-23 МЛ/МЛД с авиабазы Шайрат. Возможно, все МиГ-23 там объединили сейчас в одну эскадрилью.

Также в Хаме базируются 653-я и 655-я вертолетные эскадрильи на Ми-8 и Ми-17 .

Авиабаза Нейраб (аэропорт Алеппо): именно там располагается авиаремонтный завод, который перестал работать в результате начавшейся в 2012 г. осады и обстрелов. После снятия осады аэропорт используется в основном в транспортных целях и как временная база для самолетов и вертолетов, что отправляются сюда с южных баз.

Авиабаза Квайрес, расположенная к востоку от Алеппо, была одной из двух баз Воздушной академии ВВС Сирии, наряду с расположенной еще восточнее авиабазой Джира. На них базировались эскадрильи на учебно-боевых самолетах L-39ZO /ZA.

В ходе наступления боевиков в 2012-2013 гг. авиабаза Джира была захвачена боевиками, а Квайрес - окружена и выдержала трехлетнюю осаду и окружение, что были сняты только осенью 2015 г. Сейчас на Квайрес базируется несколько L-39 , которые оказывают поддержку войскам на севере страны.

Аэропорт Эль-Камышлы используется в основном для снабжения небольшой группировки сирийских войск, что остается в северо-восточной провинции Эль-Хасака, большая часть которой контролируется курдскими формированиями. Кроме того, в этом аэропорту происходит перегрузка грузов и подкреплений с самолетов на вертолеты для их дальнейшей отправки окруженному гарнизону г. Дейр-эз-Зор. Из боевой авиации там присутствует лишь несколько истребителей МиГ-21

Аэропорт Дейр-эз-Зор является базой 8-й эскадрильи на истребителях МиГ-21 , уже по ходу войны туда перебазировано и несколько L-39 для замены выбывших старых машин. В результате захвата боевиками так называемого «Исламского государства» (ИГ) господствующих высот аэропорт сейчас фактически не функционирует. При этом на нем могут оставаться единичные МиГ-21 и L-39 в летном состоянии.

Снабжение гарнизона сейчас целиком осуществляется с помощью вертолетов и сброса грузов с пролетающих российских, сирийских и иранских военно-транспортных самолетов.

Авиабаза Т-4 (Тьяс), расположенная в центре страны между Хомсом и Пальмирой, является одной из основных баз ВВС Сирии. Там базируются 1-я эскадрилья с оставшимися сирийскими истребителями и разведчиками МиГ-25ПД /РБ, 819-я эскадрилья на фронтовых бомбардировщиках Су-24 МК и 820-я эскадрилья на истребителях-бомбардировщиках Су-22 М4. На этой же базе может находиться несколько учебно-боевых самолетов L-39 .

Авиабаза Эш-Шайрат неподалеку от г. Хомс тоже была одной из основных баз ВВС Сирии до американского ракетного удара 7 апреля 2017 г. Насколько известно, там базировались 677-я и 685-я эскадрилья на Су-22 М³/М4 и часть 675-й эскадрильи на МГ-23 МЛ/МЛД. Во время войны Су-22 стали настоящей «рабочей лошадкой» сирийской военной авиации, а удобное расположение базы позволяло им наносить удары по целям как в центре, так и на севере и юге страны. Также там было несколько самолетов L-39 .

В результате американского ракетного удара пострадала часть укрытий с Су-22 и МиГ-23 , а также были уничтожены хранилища с топливом, боеприпасами и позиция ЗРК «Квадрат», что прикрывал базу. В результате этого, хотя после удара на базе сохранились боеспособные самолеты и вылеты с нее вскоре возобновились, все же очевидно, что нормальное функционирование Эш-Шайрата сейчас затруднено.

Авиабаза Эн-Насирия расположена на севере провинции Дамаск, примерно на полпути между столицей и Хомсом. Насколько известно, там базируется 695-я эскадрилья на истребителях МиГ-23 МЛ.

Авиабаза Думейр располагается северо-восточнее Дамаска. С нее совершают боевые вылеты 67-я эскадрилья на истребителях МиГ-23 МЛ/МЛД, 54-я эскадрилья на истребителях-бомбардировщиках Су-22 М² и 697-я эскадрилья на истребителях-бомбардировщиках МиГ-23БН.

Авиабаза Эс-Син (Сейкаль) находится в пустыне, еще восточнее авиабазы Думейр. Там базируются все боеспособные сирийские истребители МиГ-29 и МиГ-29 СМ, что, предположительно, сведены в 699-ю эскадрилью. Сирийцы берегут свои лучшие истребители и очень редко используют МиГ-29 для ударов по наземным целям.

Авиабаза Эль-Мезза расположена фактически в черте Дамаска, неподалеку от президентского дворца и баз республиканской гвардии. Это основная база 976-й и 977-й эскадрилий, на вооружении которых состоят легкие ударные вертолеты SA.342 Gazelle. Эти французские вертолеты были поставлены в конце 1970-х гг., но продолжают находиться на службе. Часть «Газелей» практически постоянно сейчас находится на севере и в центральной части Сирии.

Кроме «Газелей», там же базируются вертолетные эскадрильи на Ми-8 и Ми-17 .

Аэропорт Дамаска используется как база немногочисленной сирийской военно-транспортной авиации. В ее состав сейчас фактически входят транспортные самолеты Ан-26 и Ил-76 - как ВВС Сирии, так и авиакомпании Syrian Air, чьи самолеты тоже используются для военных нужд. После начала российской операции Сирии были переданы, в том числе, один или два российских Ил-76 .

В аэропорту Дамаска часто останавливаются иранские военно-транспортные самолеты Ил-76 , C-130 и Ан-74 , которые помогают сирийским ВВС в перевозке подкреплений и грузов как из Ирана, так и внутри страны.

Авиабаза Мардж-Рахиль тоже находится около Дамаска, в нескольких километрах от аэропорта Дамаска. Насколько известно, это основная база оставшихся сирийских ударных вертолетов Ми-25 (экспортная версия Ми-24Д), хотя некоторые машины регулярно выполняют задачи и в районе Алеппо.

Авиабаза Хальхала, расположенная на севере провинции Сувейда, является домашней для 945-й и 946-й истребительных эскадрилий. Одна из них на истребителях МиГ-21бис, а вторая - предположительно, на МиГ-23 МЛ/МЛД.

Иранские советники в Сирии активно использует свои беспилотные летательные аппараты, в основном тактические БЛА Yassir, AB-3 и Mohajer-4 , но были отмечены и отдельные случаи применения разведывательно-ударных БЛА Shahed-129 .

Отдельно стоит сказать про ВВС Ирака, которые по согласованию с Дамаском с февраля 2017 г. тоже начали наносить удары по ИГ в приграничных восточных районах Сирии. Первые удары были совершены с истребителей F-16IQ .

Авиация американской коалиции

Еще одним крупным игроком в небе Сирии является военная авиация США и ее союзников, которые действуют там без согласия сирийского правительства. Операция «Непоколебимая решимость» против ИГ в Ираке началась летом 2014 г., а с сентября того же года ее расширили и на Сирию.

Официально, помимо США, удары в Сирии в составе коалиции осуществляла авиация еще 11 стран: это Австралия, Бахрейн, Великобритания, Дания, Иордания, Нидерланды, Канада, Саудовская Аравия, Турция, ОАЭ и Франция. Некоторые страны, такие как Германия, осуществляют только разведывательные полеты и поддержку.

В реальности подавляющую часть ударов коалиции совершает американская авиация, а участие многих стран носит формальный характер и ограничилось единичными выпадами. Так, по официальным данным, на 10 мая 2017 г. США совершили 8256 ударов из 8648 ударов коалиции по Сирии. Таким образом, американская доля составляет более 95% от общего количества ударов по целям в Сирии.

Авиация США и других западных союзников осуществляет боевые вылеты в Сирию и Ирак с авианосцев и баз в союзных странах региона. Сейчас в Персидском заливе находится американская авианосная группа во главе с атомным авианосцем «Джордж Буш», авиация которого участвует в ударах в Ираке и Сирии. На его борту базируются истребители-бомбардировщики F/ A-18E /F, самолеты РЭБ EA-18G , самолеты ДРЛОиУ E -2 °C , а также вертолеты MH-60S /R.


Основные авиабазы коалиции в регионе следующие:

Авиабаза Инджирлик. На этой турецкой авиабазе помимо самолетов ВВС Турции базируются американские штурмовики A-10 , а также самолеты РЭБ EA-6B и топливозаправщики KC-135 . Есть там и небольшая группа немецких самолетов - шесть разведывательных Tornado ECR и топливозаправщик A310 MRTT.

Авиабаза Али эс-Салем в Кувейте является домашней для 386-го экспедиционного воздушного крыла ВВС США с военно-транспортными самолетами С-17 и С-130 и самолетами РЭБ EC-130 . Однако после начала операций в Ираке и Сирии там появились и ударные БЛА MQ-9 Reaper, предположительно, это британские беспилотники.

Авиабаза Ахмед эль-Джабер - еще одна кувейтская авиабаза, которая используется коалицией. На ней базируются американские штурмовики A-10С и другие самолеты и вертолеты, а также конвертопланы V-22 Osprey. Предположительно, это база 332-го экспедиционного воздушного крыла ВВС США.

С этой же базы летали семь датских F-16 и шесть канадских CF-188 (такое имя дали в Канаде F/ A-18) до прекращения этими странами авиа-ударов в Сирии и Ираке в 2016 г. Правда, канадские разведывательный самолет CP-140 и топливозаправщик CC-150T продолжают оказывать помощь воздушным операциям коалиции.

Авиабаза Эль-Удейд в Катаре - с нее действуют силы 379-го экспедиционного авиационного крыла ВВС США, в том числе американские стратегические бомбардировщики B-52 и B-1B . Там же базируются военно-транспортные самолеты С-130 и C-17 , самолеты-заправщики КС-135R , самолеты-разведчики RC-135V /W и т. д.

Авиабаза Эль-Дафра в ОАЭ - одна из наиболее крупных баз США в регионе. На ней размещаются силы 380-го экспедиционного авиационного крыла ВВС США, включая истребители пятого поколения F-22A , истребители F-15E , самолеты ДРЛОиУ E-3B /C Sentry, разведывательные самолеты U-2 , разведывательные БЛА RQ-4 Global Hawk, самолеты-топливозаправщики KC-10 .

На базе Эль-Дафра размещается и французский контингент, включая шесть истребителей Rafale.

Авиабаза Эль Минхад - еще одна база в ОАЭ - используется австралийской авиацией. Там базируются шесть истребителей-бомбардировщиков F/ A-18 , самолет ДРЛОиУ E-7A Wedgetails и самолет-топливозаправщик KC-30A .

Авиабаза Муваффак ас-Салти (Иордания) - с нее сейчас выполняют полеты американские разведывательные и ударные БПЛА MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper, а также истребители F -16 °C /D. По всей видимости, они относятся к 407-й экспедиционной авиационной группе 332-го экспедиционного воздушного крыла ВВС США. Там же ранее базировались восемь голландских истребителей F-16 .

Авиабаза «Принц Хасан» (Иордания) - на ней были размещены несколько французских истребителей Mirage-2000D /N и два морских патрульных самолета Atlantique 2. В этом году к ним присоединилось четыре истребителя Rafale M из состава ВМС Франции.

Авиабаза Акротири (Кипр). Британская авиация в основном действует с этой своей авиабазы на Кипре, за исключением упомянутых выше БЛА MQ-9 Reaper в Кувейте и отдельных самолетов в других странах Персидского залива.

В Акротири базируется 903-е экспедиционное авиационное крыло королевских ВВС Великобритании с истребителями Typhoon FGR4, Tornado GR4, самолетами ДРЛОиУ E-3D Sentry, разведчиками Sentinel, топливозаправщиками Voyager KC3 и военно-транспортными самолетами C-130 .

Кроме этих баз, США использует для своих операций и другие аэродромы. В том числе известно как минимум о двух аэродромах в контролируемых курдами северо-восточных районах Сирии, что используются для переброски грузов и т. п.

Таким образом, за пять лет активных боевых действий в воздушном пространстве Сирии, помимо собственно сирийских ВВС, отметилась военная авиация не менее полутора десятков других стран. Хотя роль многих из них была крайне незначительна, но в целом это подчеркивает всю сложность и многогранность сирийского конфликта, в котором сейчас сталкиваются и переплетаются интересы мировых и региональных держав.

На сегодняшний день армия Сирии является одной из мощнейших армий арабского мира на Ближнем Востоке. Вооруженные силы это страны обладают традиционной структурой из 3 видов: сухопутные войска, военно-воздушные силы и войска ПВО, военно-морские силы. Общая численность вооруженных сил оценивается в 320 тыс. человек (16-е в мире), в резерве находится 354 тыс. человек, мобилизационный ресурс оценивается в 4 млн. человек, из которых 2,3 млн. годны к прохождению воинской службы. Помимо вооруженных сил в Сирии существуют формирования жандармерии – около 8 000 человек и Народная армия (ополчение).

Современная военная доктрина страны была заложена в начале 90-х годов прошлого века и строится на принципе оборонительной достаточности, которая и определяет развитие ВС. В качестве главного противника выступает Израиль, также не исключается угроза военных конфликтов с Ираком и Турцией. Доктрина предусматривает использование армии в операциях по оказанию военной помощи арабским странам, как это уже было во время конфликта в зоне Персидского залива в 1990-1991 году, а также в Ливане с 1976 года до вывода войск в 2005 году. Военно-политическое руководство страны считает, что наличие сильных вооруженных сил позволяет Сирии выступать равноправным партнером Израиля в проведении мирных переговоров.


Сухопутные войска Сирии

Высшим соединением сухопутных войск, существующим в мирное время, выступает армейский корпус. Он же является высшим оперативно-тактическим объединением. Основным тактическим соединением сухопутных войск является дивизия. Всего в составе сухопутных войск насчитывается 215 000 человек (еще 300 000 находятся в резерве). В мирное время ими укомплектовано 3 армейских корпуса, 12 дивизий, 12 отдельных бригад, 10 полков спецназа (коммандос), 1 отдельный танковый полк и 1 ракетная бригада береговой обороны, оперативно подчиняющаяся ВМС.

Из 12 сирийских дивизий 7 являются танковыми, 3 механизированными, 1 дивизия Республиканской гвардии (по сути танковая), 1 дивизия спецназа. Также имеется 4 отдельных пехотных бригады, 3 бригады оперативно-тактических ракет (типа «Луна-М», «Скад», «Точка»), 2 противотанковых бригады, 2 артиллерийских бригады и бригада пограничной охраны.

Наиболее подготовленным и боеспособным соединением сирийской армии является дивизия республиканской гвардии. Дивизия состоит из 2 танковых и 2 механизированных бригад. На вооружении дивизии находится до 350 танков Т-72 (модернизированные), до 350 БМП-2/3, 30 152-мм САУ 2С3 «Акация», 20 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика», 30 РСЗО БМ-21 «Град», 50 ЗСУ «Шилка» и другая боевая и вспомогательная техника.

Обычные сирийские танковые дивизии состоят из 2 танковых и 1 механизированной бригад, но имеют меньше количество танков до 300 Т72/62, а их мотострелки передвигаются на БТРах и БМП-1. Помимо этого большая часть артиллерии в таких частях является буксируемой.

Механизированные дивизии имеют в своем составе 1 танковую бригаду и 2 механизированных, вооружаются 200 танками Т-62/55, их мотострелки передвигаются на БТРах. Артиллерийские полки таких дивизий оснащаются буксируемыми 130-мм пушками М-46 и 122-мм гаубицами Д-30.

Пехотные бригады сирийской армии предназначены для прикрытия фронта на второстепенных участках боевых действий, противотанковые и артиллерийские бригады предназначены для поддержки в бою механизированных соединений. Ракетные бригады, имеющие на вооружении оперативно-тактические ракеты, предназначены для нанесения по противнику ударов с использованием массового поражения.

ПТРК "Корнет-И"


Всего на вооружении сухопутных сил находится около 4800 танков, среди них 1500-1700 Т-72 разных модификаций, около 1000 Т-62, 2000-2250 Т-54 и Т-55, из которых примерно 1000 находится на консервации. В силу того, что последние танки были поставлены в страну еще во времена СССР, армейский танковый парк нельзя считать современным. Однако, по информации ряда источников, Сирия предпринимает значительные усилия по модернизации имеющейся бронетехники.

За последние десятилетия известно лишь о двух крупных контрактах Сирии в интересах сухопутных войск. В 1995 году на Украине была заказана модернизация 200 танков Т-55 до версии Т-55MB. Данные танки получили усиленное бронирование, динамическую защиту фронтальной части и частично бортов, а также комплекс управляемого вооружения 9К116 «Бастион». В свое время модернизации с усилением лобового бронирования и оснащения динамической защитой подвергалась и часть имеющихся Т-72. Ряд экспертов считает, что танки Т-72 из состава дивизии Республиканской гвардии могут использовать комплекс управляемого вооружения 9К118 «Рефлекс». В 1998 году Дамаск заключил с Москвой соглашение о поставке 1000 ПТУР «Корнет-И» на сумму 65 млн. долларов, а также комплексов «Местис-М» на сумму в 73 млн. долларов.

Основным транспортным средством для перевозки мотострелков является БМП-1 (имеется до 2450 машин), также на вооружении находится до 100 БМП-2 и несколько десятков БМП-3. Помимо этого в войсках имеется около 1000 БРДМ-2, включая самоходные установки для пуска ПТУР и свыше 1500 БТРов, в том числе 1000 БТР 50/60/70 и около 500 БТР-152.

Огневую поддержку механизированным подразделениям призваны обеспечить свыше 500 САУ. Среди которых 50 152-мм САУ 2С3 «Акация», 400 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика» и более 50 122-мм САУ SP122 местного производства. Данная САУ представляет собой гаубицу Д-30, смонтированную на открытой установке на базе шасси танка Т-34-85.

САУ 2С1 "Гвоздика"


Помимо самоходной сирийская армия обладает значительным количеством буксируемой артиллерии (около 1500 стволов). Среди них 10 180-мм дальнобойных орудий С-23, 70 152-мм гаубиц-пушек МЛ-20 и гаубиц Д-20, около 800 130-мм пушек М-46, около 500 122-мм гаубиц Д-30 и 150 122-мм гаубиц М-30. Помимо этого около 500 122-мм гаубиц находится на хранении.

Также Сирия располагает значительным количеством минометов. Имеется около 100 минометов калибра 160 мм, около 10 240-мм минометов, примерно 400 120-мм минометов и внушительное количество батальонных минометов калибра 82 мм.

Помимо традиционной артиллерии на вооружении сухопутных войск находится до 300 РСЗО БМ-21 «Град» и до 200 РСЗО «Тип 63» китайского производства, имеющих калибр 107 мм.

ВВС и ПВО Сирии

ВВС и ПВО страны насчитывают в своих рядах 100 000 человек, из них 60 000 в ПВО и 40 000 в ВВС. Военно-воздушные силы состоят из истребительной, истребительно-бомбардировочной, бомбардировочной, разведывательной, военно-транспортной, учебной и вертолетной авиации. На вооружении находится 478 боевых самолетов, 106 учебных, 31 учебно-боевой, 25 транспортных самолетов. Вертолетный парк состоит из примерно 100 боевых и 110 транспортных вертолетов.

МиГ-23МЛД ВВС Сирии


Стоит отметить, что ВВС страны располагают достаточным количеством боевых машин, которые в большинстве своем являются устаревшими. Наиболее боеспособными истребителями из состава ВВС являются 48 МиГ-29, которые в конце 90-х начале 2000-х годов были модернизированы при помощи российских специалистов. Определенную ценность могут представлять и 20-25 тяжелых истребителей-перехватчиков МиГ-25, а также до 50 истребителей МиГ-23МЛД. Помимо них в составе ВВС Сирии насчитывается до 150 истребителей МиГ-21, боевая ценность которых в сравнении с истребителями Израиля стремится к нулю.

Ударная авиация Сирии насчитывает около 40 фронтовых бомбардировщиков Су-24, аналогичное число истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН и столько же истребителей-бомбардировщиков Су-22. Бомбардировщики Су-24 способны совершать полеты на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности, развивать сверхзвуковую скорость, а также использовать управляемое вооружение. Именно они являются наиболее эффективным ударным средством ВВС страны и способны работать даже в условиях неприятельского господства в воздухе.

ВВС страны, несмотря на наличие небольшого числа относительно современных машин, значительно уступают ВВС Израиля, как по качеству авиапарка, так и по его численности. Помимо всего прочего Израиль располагает лучшим летным составом и внушительной системой обеспечения действий своих ВВС, в том числе самолетами ДРЛОиУ, в то время как Сирия вынуждена обходиться лишь системой наземных радаров.

Су-22 ВВС Сирии


Армейская авиация Сирии насчитывает около сотни боевых вертолетов: 55 французских SA-342 «Газель» и 36 советских Ми-24, помимо этого в ее составе находится около 100 транспортных вертолетов Ми-17 и до 10 вертолетов Ми-2.

Соседство Сирии с Израилем, который обладает значительными и хорошо подготовленными ВВС, всегда заставляло руководство этой арабской страны уделять пристальное внимание ПВО. В настоящее время Сирия располагает значительным количеством зенитно-ракетных комплексов, а также внушительным парком ствольной зенитной артиллерии.

Части ПВО страны представлены 2 дивизиями, 25 зенитными ракетными бригадами (в составе дивизий ПВО и отдельными, всего около 150 батарей), частями радиотехнических войск. В настоящее время на вооружении находится 908 ПУ ЗУР (около 600 С-75 и С-125, до 200 «Квадрат», 48 ПУ ЗУР дальнего радиуса действия С-200М, 60 ПУ ЗУР «Оса», а также до 4000 артиллерийских орудий ПВО). Территория страны поделена на 2 зоны ПВО: Южную и Северную. Для управления противовоздушной обороной страны имеется 3 полностью компьютеризированных КП.

По большей части на вооружении находятся устаревшие ЗРК С-75, С-125 и «Квадрат» (последние прошли модернизацию, улучшена возможность перехвата воздушных целей в условиях сильного радиоэлектронного подавлении со стороны противника). Данные средства ПВО не в состоянии эффективно противодействовать современным средствам воздушного нападения, наряду с этим эксперты отмечают проблемы и с подготовкой личного состава соединений.

ЗРК "Квадрат"


Наиболее дальнобойными и современными средствами ПВО являются ЗРК С-200М (Вега-М), развернутые в 2 бригады общим количеством 48 штук. Дальность их стрельбы превышает 250 км, в отличие от своих ранних аналогов, данная модификация позволяет бороться и с низколетящими целями. Для прикрытия районов развертывания данных комплексов ПВО Сирии располагает 14 батареями (60 ПУ) мобильных ЗРК «Оса».

Сухопутные войска в бою и на марше от атак с воздуха прикрываются ЗРК «Стрела-1» (до 20 ПУ на базе БРДМ), «Стрела-10» (30 ПУ на базе МТ-ЛБ), а также более чем 4000 расчетов вооруженных ПЗРК «Игла», «Стрела-2», «Стрела-2М». Основным мобильным средством ПВО для сухопутных войск является ЗСУ-23-4 «Шилка», имеющая на вооружении счетверенную 23-мм артиллерийскую установку. Помимо этого войска имеют около 1200 буксируемых установок, из которых 600 приходится на ЗУ-23-2, а еще около 600 на 57-мм зенитные орудия С-60.

Подводя итоги можно сказать, что ПВО Сирии, хотя и не располагает новейшими ЗРК, наподобие Бук-М1 или С-300, при грамотном применении в состоянии обеспечить должный уровень прикрытия гражданских объектов и войск с воздуха, вынудив ВВС противника переключиться с атак наземных объектов на борьбу со средствами ПВО.

Военно-морские силы Сирии

ВМС Сирии самый малочисленный вид вооружённых сил – около 4 000 человек. Основные задачи – защита морских коммуникаций, оборона морского побережья страны и территориальных вод от ударов корабельных группировок противника. Штаб ВМС находится в Латакии, корабли расположены в 3 базах: в Латакии (главная база флота), Тартусе, и Мина-эль-Бейде. В состав флота также входят артиллерийские и ракетные части береговой обороны, эскадрилья вертолетов ПЛО, батальон наблюдения и отряд боевых пловцов.

Ракетный катер пр. 205


В состав флота входит 10 боевых кораблей, 18 боевых катеров, 4 вспомогательных судна, 1 гидрографическое и 1 учебное. Боевые корабли представлены 2 фрегатами (советские противолодочные корабли проекта 159Э, переданы стране в 1975 году), 3 десантными кораблями проекта 770 (переданы в 1981-84 годах) и 5 тральщиками, также советского производства (получены в 70-80-е годы). Из боевых катеров 10 являются ракетными проекта 205 различных модификации (были поставлены в период с 1979 по 1982 год), 8 патрульных проекта 1400 с пулеметным вооружением (поставлены из СССР в 1984-1986 годах).

На вооружении морской авиации находится 24 противолодочных вертолета (Ка-28 – 4 единицы, Ми-14 – 20 единиц). Части береговой обороны имеют на вооружении 10 ПУ мобильных комплексов береговой обороны (6 ПУ «Рубеж» и 4 ПУ «Редут», а также около 100 ракет обоих типов), 36 артиллерийских орудий калибра 130 мм и 12 артиллерийских орудий калибра 100 мм.

Стоит отметить, что корабли и катера ВМС Сирии морально устарели и сильно изношены, нуждаются в капитальном ремонте и замене на новые суда.

Новые дополнения по прошлому полугодию:

30 июня 2014 года, в ходе выполнения боевого задания в районе с.-в. аэродрома Хама, потерян истребитель МиГ-21 14-й бригады ВВС Сирии. Летчик бригадир Бассам Али Мохамед погиб. Вероятной причиной потери стал огонь зенитных средств с земли. Погибший летчик окончил воздушную академию в 1989 году и достаточно активно участвовал в боевых действиях. За последний месяц он совершил 133 боевых вылета, в отдельные дни поднимаясь в воздух до восьми раз (!).

18 августа 2014 года, во время захода на посадку в Хаме сбит самолет МиГ-23 (БН №1617 ?) ВВС Сирии, пилотируемый майором Ариф Амином Псесини. Самолет был поражен ракетой ПЗРК (предположительно FN-6) во время предпосадочного снижения и упал в районе н.п. Тизин. Летчик пытался катапультироваться, но погиб при неустановленных обстоятельствах.

8 сентября 2014 года, сразу после посадки на аэродроме Абу аль-Дахур, ракетой ПТРК "Корнет" поражен вертолет Ми-8Т ВВС Сирии выполнявший транспортно-связной полет. Возникшим пожаром вертолет полностью уничтожен. Выстрел ПТРК был осуществлен противником на максимальную дальность (порядка 5 000 м) из жилой застройки.

О потери Ми-8 от "Корнет" 08.09.14 написано и здесь:
http://imp-navigator.livejournal.com/287124.html

Боевики исламистской группировки "Файлак аль-Шам" действующей в сирийских провинциях Идлиб и Хама распространили видео поражения из ПТРК "Корнет-Э" вертолета Ми-8 ВВС Сирии, осуществлявшего посадку на военный аэродром Абу-эд-Духур на востоке провинции Идлиб. Это один из редких случаев удачного пуска ПТУРа по самолетам и вертолетам на авибазах по ходу войны в Сирии, я навскидку всего 2 подобных эпизода вспоминаю. Интересно, что первый подобный случай был весною 2012 г. на той же авиабазе Абу-эд-Духур, когда боевики из ПТРК Метис-М поразили открыто стоявший МиГ-23МС (скорее всего нелетный). Второй случай был осенью 2013 г, когда из ПТРК "Хунцзянь-8" были атакованы два Ми-8\17 в аэропорту Алеппо . Однако, в отличие от предыдущих случаев, в этот раз впервые был подбит только что приземлившийся вертолет.

Тогда список выглядит так:

Самолёты:
1) МиГ-21бис и др. - 10 (в т.ч. 4 МиГ-21бис, 1 МиГ-21УМ, 1 возможно списанный МиГ-21У и 2 списанных МиГ-21МФ)
2) МиГ-23 - 5 (4 МиГ-23БН: 13.08.12, 23.03.14 (турки), 21.06.14, 18.08.14; один МиГ-23МС на земле 07.03.12 на аэродроме Abu-Dhahur)
3) L-39 - 11 (в т.ч. 10 L-39ZA; плюс ещё несколько L-39 растреляны на земле на другом аэродроме - не Кшеш/аль-Джерах)
4) Су-24МК - 2 (28.11.12 и сбитый Израилем 23.09.14)
5) Су-22М - 4 (Су-22М4 11.02.13, Су-22М2 20.02.13, Су-22М3 25.07.13, Су-22М2 28.11.13)
Итого: 33+

Вертолёты:
1) Ми-8 и Ми-17 - 68 - в основном Ми-8Т и Ми-17, один Ми-8ПС.
2) Ми-25 - 3
Итого: 71