» »

Имидж и профессионально значимые качества педагога. Имидж педагога это

08.11.2021

Имидж педагога не только помогает привлечь внимание, но и располагает к себе коллег, родителей и учащихся. Необходимо помнить о том, что взрослые являются примером для детей. Именно поэтому особое внимание учитель должен уделять своему облику. Он не должен быть вызывающим, кричащим. Вместе с этим в нем должен отражаться вкус, культура человека. Рассмотрим далее, из чего складывается имидж педагога. Фото некоторых примеров будут также представлены в статье.

Одежда

Формирование имиджа педагога - задача не такая простая, как может показаться на первый взгляд. В первую очередь следует обратить внимание на одежду. В манере одеваться выражается одно из ключевых правил: хорошо выглядеть - это означает проявлять уважение к людям вокруг. Требования, которые предъявляются к внешнему виду специалиста, помогают улучшить профессиональный имидж педагога. Правильно подобранная одежда способствует достижению успеха в деятельности. Чтобы избежать недоверчивого отношения со стороны коллег к не стоит появляться на работе в ультрамодных вещах. Работнику образовательного учреждения следует придерживаться следующего правила. Слишком модная одежда свидетельствует о дурном вкусе. Вместе с этим, не следует и отставать от современных тенденций. Проще говоря, необходимо одеваться модно, но так, чтобы не пострадал профессиональный имидж педагога. Учитель не должен подчеркивать свою привлекательность. На работе ему необходимо демонстрировать свой ум, навыки, способности. Они более важны, чем внешность.

Средства общения

Педагогический имидж педагога создает комплекс различных взаимосвязанных элементов, дополняющих друг друга. Одними из ключевых выступают Они могут быть невербальными и вербальными. Важно, как и что говорит учитель, способен ли он своими словами настроить детей на учебу, какие позы и жесты использует. Все это оказывает влияние на восприятие обучающихся. Чтобы создать привлекательный имидж педагога ДОУ или среднего образовательного учреждения, необходимо обратить особое внимание на умение представлять себя окружающим людям наиболее выгодным способом. Доказанным является факт, что порядка 35% информации ребенок получает при Остальные 65% приходятся на невербальные средства. Внутренний и внешний имидж педагога должны быть сбалансированы, уравновешены, соответствовать друг другу. Умение располагать к себе выступает как необходимое качество при установлении контактов с детьми, родителями, коллегами.

Структура речевого общения

Она состоит из:

  1. Значения и смысла фраз и слов.
  2. Речевых звуковых явлений. В частности, имеется в виду темп речи, модуляции высоты, тональность, ритм, тембр, дикция, интонация. Как показывает практика, наиболее привлекательной является спокойная, размеренная, плавная манера разговора.
  3. Выразительных качеств. К ним относят специфические звуки, появляющиеся в процессе общения. Это, в частности, шепот, смех, вздохи, кашель, паузы, звуки назализации и пр.

Информационные потоки

Большинство исследователей сходится во мнении, что словесным каналом люди пользуются для непосредственной передачи сведений. При этом невербальные средства применяются для "обсуждения" возникающих межличностных отношений, а в ряде случаев они заменяют словесные сообщения. Такое общение ценно тем, что выражается обычно самопроизвольно и бессознательно. Оно обуславливается отсутствием возможности подделать импульсы. В этой связи, люди больше доверяют чем словесному. Исследователи выделили 10 категорий информации, которая поступает ученику вне зависимости от слов, которые произносит преподаватель. Среди них:

  1. Индивидуально-личностная.
  2. Эмоциональная.
  3. Эстетическая.
  4. Психологическая.
  5. Возрастная.
  6. Социально-иерархическая.
  7. Половая.
  8. Пространственная и др.

Общее телесное самораспоряжение

Еще одним немаловажным элементом, составляющим имидж педагога школы , является манера перемещаться, излюбленные позы и точки. Отвлекающим фактором является повышенная подвижность. Каждый человек обладает своим диапазоном. У преподавателя-флегматика, например, умеренная подвижность. Психологический эффект при педагогическом воздействии практически не зависит от абсолютной степени Он обуславливается относительной мерой и уместностью в рамках возможностей преподавателя. Умеренная, а в ряде случаев намеренно ослабленная интенсивность воздействия зачастую приводит к желаемому эффекту.

Жестикуляция

Она считается одним из самых ярких элементов, составляющих . Здесь следует отметить один парадокс. Все, что наиболее частотно в двигательно-поведенческом облике человека, менее всего ему известно. Такая ситуация обуславливается наличием укоренившейся привычки использовать определенные жесты. Во многом она выходит на уровень автоматизированного поведения. Между тем, оценивая имидж педагога , окружающие, в первую очередь, внимание обращают на эту форму поведения. Жестикуляция во многом является определяющим фактором при составлении мнения о человеке.

Мимика

Даная поведенческая сфера отличается еще более высоким информационно-выразительным уровнем воздействия. Мимика тесно взаимодействует с речью преподавателя. Вместе с тем, она может использоваться педагогом и автономно, без какого-либо словесного сопровождения. В любом случае, мимическая выразительность является еще одним определяющим фактором, по которому оценивается

Интонация

Одно и то же сообщение преподавателя может восприниматься обучающимися по-разному. В связи с этим правильнее говорить об интонационном поведении учителя. Такая терминология обуславливается значительной сферой деятельности педагога. Интонационное поведение динамично, оно по силе воздействия зачастую превосходит прочие показатели.

Саморегуляция речи

Она выражается в способности учителя управлять громкостью голоса, темпо-ритмической характеристикой. Как известно, информационный аспект речи педагога еще не выступает в качестве передачи знаний. Немаловажно и то, как будет звучать содержательная речь. Значение этого требования усиливается, когда в качестве воспринимающих информацию выступают дети, то есть, основная аудитория преподавателя.

Личностные установки

Имидж современного педагога должен согласовываться не только с общепринятыми требованиями, но и гармонировать с его мировоззрением и восприятием. Создавая собственный образ, преподаватель совершенствуется. Личностные установки выражаются в его деятельности, в конкретных результатах. При этом работа рассматривается в качестве некой грани перехода внутреннего во внешнее. Как правило, это экспрессия, оригинальность, умение иллюстрировать неповторимость личности в каждом компоненте деятельности - от цели и задач до выбора содержания, приемов, способов и средств их выражения. Личностные установки проявляются и в в эмоциональных реакциях на поведение детей, в допустимой степени свободы при импровизациях на уроках.

Особенности

Внутренний образ, в первую очередь, связан с культурой учителя, свободой и непосредственностью, эмоциональностью, обаянием, изяществом. Личные качества позволяют быть оригинальным, использовать нестандартный подход, воплощать неожиданные сценарии, а также сохранять самообладание в публичных условиях. Имидж современного педагога , его облик представляет собой совокупность особых форм выражения его отношения к материалу, передачи собственной эмоциональной реакции на действительность. Он отражает умение вести самопрезентацию, способность вывести детей на игровой уровень.

Анализ

Структура и сущность преподавательской деятельности, продуктивность, связанная с ними, выступает в качестве одного из наиболее актуальных вопросов науки. Как правило, анализ этих важнейших феноменов заменяют общие рассуждения об образовательном искусстве. Творчество преподавателя, несомненно, неповторимо. Научный анализ деятельности учителя отдает должное оригинальности методов каждого педагога. Между тем, оценка не строится на описаниях. Она формируется на базе принципов сравнительного исследования, количественно-качественного анализа. В качестве предмета изучения при этом выступает не только непосредственная работа, но и .

Ключевые аспекты оценки

Существующие педагога - личностный, требуемый, воспринимаемый и пр. - раскрываются с двух сторон. В первую очередь, оценивается степень выполнения преподавателем требований, предъявляемых обществом. Социум создает представление об учителе как о просветителе и носителе нравственного опыта. Во-вторых, проявляется непосредственное отношение самого учителя к своему облику. Он сам формирует установки, цели, способы заявления о себе обществу. Во многих отношениях облик преподавателя является его социально-желательным образом. Для приобретения положительного имиджа, как отмечал Фромм, человеку необходимо иметь приятные личные и высокие профессиональные качества.

Задачи создания образа

Формирование имиджа - это целенаправленная активная деятельность. Она ориентирована на информирование о сильных сторонах преподавателя, отношений, которые обладают объективным значением в процессе успешного взаимодействия с детьми. Правильное представление об учебно-воспитательной цели имиджа для развития учащихся способствует созданию ответственного отношения к моделированию индивидуальности. Овладение педагогом основными принципами этики, совершенствование культуры и грамотная организация труда выступает в качестве ключевого аспекта при создании облика. Успешно спроектированный имидж педагога оказывает влияние на самоутверждение и последующее совершенствование своей работы.

Влияющие факторы

Формирование имиджа происходит под воздействием социальных явлений. Эти факторы выражают общественный алгоритм воспроизведения духовной жизни. Однако их роль ограничена обеспечением взаимодействия морали и нравственности. Можно говорить о том, что имидж является естественным алгоритмом духовной жизни социума. Он выражает не только желание конкретного человека нравиться как можно большему числу друг их людей или определенному субъекту. Он воплощает непосредственно правила, обеспечивающие его реализацию. Проще говоря, имидж выражает необходимость согласования психического восприятия с индивидуальным либо групповым опытом жизни.

Среди наиболее важных элементов построения имиджа педагога следует отметить следующие:

  1. Создание образа выступает только в качестве дополнения, а не замены деятельности учителя.
  2. Необходимо обращаться к формированию имиджа задолго до начала непосредственной работы в образовательном учреждении.
  3. В основе коммуникации необходимо использовать простой язык; рассматриваемые вопросы должны являться актуальными для каждого.
  4. В обязательном порядке следует привлекать экспертов со стороны.

При применении данных элементов, необходима стратегическая направленность педагогической техники.

Визуальные символы

Они являются эффективно воздействующими элементами имиджелогии. Визуальный канал считается основным по объему воспринимаемых сведений. Это обуславливается тем, что внешние параметры способны существенно видоизменять поведенческие акты человека. В соответствии с результатами социологических исследований, первое впечатление при встрече создается на 9% содержанием, на 37% голосом, а на 54% внешним обликом. Визуальное сообщение сохраняется дольше в индивидуальной памяти. В этой связи, его считают самым сильным средством воздействия на другого человека.

Заключение

Какой нужно создать имидж педагога? Реферат, приведенный выше, позволяет сделать следующие выводы. Преподаватель должен развивать не столько способность предъявлять себя обществу, сколько умение оценивать и видеть собственный облик и образ других. Важно понимать, что цель создания и совершенствования имиджа педагога не состоит в воспитании актера либо учителя в маске. Он должен стать преподавателем с творческими качествами. Их необходимо проявлять в зависимости от тех задач, которые решает педагог. Преподаватель постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного взаимодействия. Отсутствие культуры общения либо низкий ее уровень зачастую приводит к конфликтным ситуациям, напряженности в отношениях между преподавателем и обучающимися. Успешное их разрешение будет зависеть от психологической грамотности, профессионализма педагога. В качестве ключевых моральных норм, используемых в процессе взаимодействия с детьми, выступают: доверие, внимательное отношение к индивидуальным особенностям учеников, уважение достоинства ребенка, доброжелательность, чуткость.

Грамотное с психологической точки зрения восприятие преподавателем обучающихся будет способствовать установлению взаимопонимания и эффективного взаимодействия. Данная возможность во многом обеспечивается сформированными перцептивными умениями. Они представляют собой способности правильно оценивать эмоциональное состояние детей по выражению лица, речи, жестам, действиям. Существует 2 взаимосвязанных типа социальной перцепции. Первым является, собственно, умение воспринимать и слушать ребенка либо какого-либо другого человека. Второй тип - эмпатийный. Он выражает особую чувствительность к ребенку, сопереживание. Процесс восприятия, в первую очередь, предполагает культуру слушания. Как показывают многочисленные исследования, большая часть педагогических работников не обладает необходимыми навыками. Это, в свою очередь, означает, что даже при привлекательном облике учитель, не умеющий слушать, не будет восприниматься должным образом. При формировании имиджа необходимо обращать внимание на все значимые детали. Именно поэтому, при создании облика работа проводится, в первую очередь, с личными качествами. Достигнутые результаты переносятся во внешний облик. Имидж педагога - это гармоничный образ. В нем должны сочетаться культура, ум, умение слушать, внимание, способность грамотно применять визуальные и речевые средства.

Имидж - это образ человека, возникающий у других людей в процессе взаимодействия, или образ субъекта, создаваемый им для более успешного взаимодействия с другими людьми. Он раскрывается в действиях, отношениях, эмоционально окрашенных впечатлениях и призван оказывать регулирующее воздействие на кого-либо. Имидж не является фиксированным, он постоянно «пристраивается» к условиям среды, трансформируется. Его формирование требует определенных знаний и умений.

В последние годы имиджу педагогов были посвящены некоторые исследования и публикации. В. Н. Черепанова определяет положительный имидж педагога как гармоничную совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога, призванных продемонстрировать его желание, готовность и способность к субъект-субъектному общению с участниками образовательного процесса. А. Л. Аксельрод определяет профессиональный имидж учителя как совокупность таких характеристик учителя, которые позволяют ему демонстрировать свое профессиональное качество, позиционировать себя как профессионального учителя, а не просто человека, занимающегося обучением.

В стереотип восприятия педагога входят особенности его внешности, одежды. Существует оптимальный для восприятия костюм преподавателя - классический деловой. Для мужчин - это строгий костюм с галстуком. Для женщин - жакет и юбка длиной чуть выше или ниже колена; менее предпочтительны брюки. При этом студенческая аудитория более придирчива к одежде женщины-преподавателя. Если преподавательница, к примеру, носит романтические платья, то это наводит на мысль о ней как посредственной, мало интересной личности. Фольклорный стиль создает впечатление старомодности. Среди цветов традиционно в качестве наиболее делового и официального воспринимается синий, хотя голубой и фиолетовый молодежь также считает подходящими для преподавателя. В разряд непригодных цветов попадали чаще всего коричневый и красный. Интересный факт отмечен в зарубежных исследованиях: оказывается, южане и сельские жители, в отличие от городских и жителей Севера, более терпимы к пестрым нарядам педагогов.

A. Л. Аксельрод подчеркивает отличие в имидже естественного и искусственного, т. е. истинного имиджа педагога от маски, изображения профессионализма, которого еще нет. В имидже отражаются только та мера профессионализма, которой обладает педагог, и те профессиональные черты, которые ему присущи.

Возникает вопрос: для чего педагогу нужно создавать свой профессиональный имидж? Отвечая, можно указать на несколько моментов, важных для педагогического процесса:

  1. имидж позволяет предъявить учащимся свою профессию, свое дело;
  2. имидж дает возможность педагогу более адекватно выстраивать отношения с учениками благодаря четкому обозначению учительской позиции, настраивает учащихся на деловые отношения с педагогом;
  3. имидж помогает проявить педагогу профессиональное своеобразие, его «индивидуальное в профессиональном»;
  4. имидж удерживает поведение учителя в рамках профессионального;
  5. работа над своим имиджем служит средством самопознания и профессионального самосовершенствования.

B. Н. Черепанова отмечает, что негативный имидж педагога приводит к деструктивному изменению его личности, эмоциональному выгоранию, потере квалификации. Не меньше от отрицательного имиджа учителя страдают и ученики, особенно первоклассники. В. Н. Черепанова выявила, что за год обучения с учителем, обладающим отрицательным имиджем, у учеников выросла тревожность, 5,3% первоклассников потеряли навык приличного поведения в обществе, 24,4% перестали следить за своим внешним видом, 26,6% стали проявлять признаки агрессии по отношению к ученикам противоположного пола.

Формирование позитивного имиджа учителя способствует росту педагогического мастерства педагога, приводит к его положительным личностным изменениям, а также положительно сказывается на учениках. Так, за год обучения у учителя с положительным имиджем у учащихся снизилась тревожность, 39,4% первоклассников научились хорошим манерам, 38,3% учеников начали следить за своей внешним видом, 28,7% учеников стали уважительно относиться к учащимся противоположного пола. Кроме того, у первоклассников повысился уровень обученности.

К сожалению, как следует из данных В. Н. Черепановой, позитивным имиджем обладают лишь малая (15%) часть учителей; 22% учителей не имели достаточных знаний и умений для того, чтобы сформировать привлекательный для учеников образ.

Предъявление себя как профессионала требует учета того, как тот или иной имидж педагога будет воспринят учащимися. Педагогу следует иметь в виду, что учащиеся предъявляют определенные ожидания относительно педагога. Поэтому, например, мини-юбка на учительнице может расцениваться учащимися как проявление легкомыслия и даже как сексуальный вызов. Неудивительно, что приказом Министерства образования России учителям недавно было запрещено носить мини-юбки.

В психолого-педагогической литературе сегодня активно разрабатывается проблема личности педагога, ориентированного на гуманистическое общение, диалог с учащимися. Многие исследователи, среди них Л. А. Петровская, А. К. Маркова, А. К. Болотова и другие, говорят в этой связи о новом типе педагога - фасилитаторе, выделяя целый ряд его характеристик. Наиболее важные - истинность, открытость в общении, принятие себя и принятие других, эмпатическое понимание и т. д. Среди других не менее значимых качеств - уверенность в себе, способность к самораскрытию, раскрепощенность.

Если говорить об имидже педагога, то имевшее место в течение многих десятилетий представление о его личности на самом деле было описанием авторитарного учителя. Имидж авторитарного педагога и в педагогике, и в психологии прописан достаточно подробно. Среди основных характеристик такого педагога - позиция психологического превосходства, ригидность, частое использование разных психологических защит и т. д. Имидж педагога-фасилитатора, на наш взгляд, должен прежде всего опираться на такие качества, как уверенность в себе и раскрепощенность.

Когда студентам задаешь вопрос о том, каким они представляют себе раскрепощенного учителя, то, как правило, получаешь интересные и неоднозначные ответы. Из пятидесяти респондентов, опрошенных нами, примерно две трети остановились на описании личностных характеристик раскрепощенного педагога (раскованность, умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, мастерское владение предметом, общительность, жизнерадостность, стремление к росту, естественность, энергичность и т. д.). Чуть меньше одной трети студентов, в основном те, кто уже имел опыт работы в школе, анализировали собственный стиль общения с учениками («общаюсь на равных с ребятами», «школьники - это тоже взрослые люди», «стремлюсь к раскованному общению»). <...> Итак, о том, каким должен быть раскрепощенный учитель, и психологи и студенты имеют представление. На основе их описаний можно составить структуру имиджа педагога гуманистического плана, которого все чаще называют сейчас педагогом-фасилитатором.

Что же касается имиджа преподавателя вуза, то проблема эта до сих пор остается практически неисследованной.

На наш взгляд, в связи с переменами в системе преподавания в вузах, касающимися повышения требований к качеству преподавания, вопрос имиджа преподавателя высшей школы сегодня особенно актуален. Здесь много проблем, начиная со стиля одежды, мимики, жестов, речи, общей эрудированности, в основе которой лежит интеллект, способ мышления, и заканчивая мировоззренческими установками. <.> Педагог-фасилитатор необходим студентам прежде всего потому, что они нуждаются в неформальном, недистантном общении с педагогом, в полнокровном, дающем пищу не только уму, но и сердцу, диалоге. Запоминаются, как правило, те педагоги, которые сумели принять студентов такими, какие они есть, имевшие мужество быть раскованными, раскрепещенными, открытыми и уверенными в себе. На наш взгляд, именно эти качества наиболее значимы в структуре имиджа педагога-фасилитатора.

Как отмечает В. Н. Черепанова, барьерами в реализации педагогического имиджа могут стать:

  • каузальная атрибуция (приписывание учениками учителю каких-то черт, исходя из собственного опыта), стереотипизация,
  • эффекты ореола, первичности и новизны.

Кроме того, позитивное воздействие имиджа учителя на учащихся существенно затрудняется или становится невозможным при наличии смыслового, морального, мотивационного, эмоционального, эстетического и ригидного барьеров.

Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружением. Внешний вид педагога может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л. М. Мити-ной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку, осанку, макияж.

Прическа педагога должна быть удобной и аккуратной. Макияж-умеренным. Одежда аккуратная, скромная (но не "синий чулок"), цветовая гармония, соответствие одежды возрасту, условиям занятий и работы; соответствие моде, чувство меры во всех деталях одежды, особенно в украшениях.

Пантомимика - движение тела, рук, ног. Красивая, выразительная осанка педагога, прямая походка, собранность свидетельствуют об уверенности педагога в себе, своих силах и знаниях.

  • Походка легкая, упругая, ритмичная, движения гибкие, размеренные, непринужденные.
  • Поза открытая (без скрещенных или сложенных на груди рук, скрещенных ног), изящная и простая, лицом к детям, на достаточно короткой дистанции.
  • Осанка прямая, характерны подтянутость и собранность, умение сидеть за столом прямо и свободно.
  • Жесты педагога уместны, органичны, естественны, без резких взмахов и острых углов.
  • Отсутствие скованности и дурных привычек (хождение вдоль доски, покачивания, жестикуляция предметами, почесывание головы, носа; держание себя за ухо и др.).
  • Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории.
  • Сдержанность в движениях, без нервозности и суетливости.
  • Любое общение должно начинаться с мускульной мобилизированности. Она выражается в общей собранности внимания, в направлении взгляда, в дыхании, в общей подтянутости мускулатуры тела, в подтянутости спины. Хорошо, когда мускульная мобилизированность несколько опережает речевое воздействие.

Мимика - искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица педагога оказывает на детей большее впечатление, чем слова.

  • Выражение на липе доброжелательности, спокойствия, уверенности.
  • Эмоциональная выразительность лица, но без излишней динамичности или статичности.
  • Соответствие выражения лица характеру речи.
  • Умение скрывать проблемы, не имеющие отношения к взаимодействию с воспитанниками.
  • Направленность взгляда на собеседника. Умение пользоваться выразительностью взгляда. "Пустые глаза - зеркало пустой души" (К. С. Станиславский).

Выразительные детали мимики - брови, глаза, улыбка. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно вырабатывать умение держать в поле зрения всех учащихся.

Профессиональная деятельность раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.п.

Выразительность - это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, владение умением самопрезентации, умелая режиссура педагогического взаимодействия.

Эмоционально богатый учитель, обладающий артистизмом, вербально и невербально проявляющий свои чувства и отношения, способен любое взаимодействие с воспитанниками приблизить к естественному общению. Педагогический артистизм является сочетанием духовных и физических качеств, помогающих найти контакт с учениками, завоевать их доверие и затем действовать, учитывая все особенности конкретного взаимодействия. Артистичный учитель одухотворяет содержание и организацию педагогического процесса. Это самобытный педагог со своим внутренним миром, который становится обаятельным в момент передачи знаний и своего отношения к ним. Артистичный педагог обладает способностью заражения своими переживаниями, сомнениями и радостью других людей. В. И. Немирович-Данченко считал, что в этой способности заключается талант, а К. С. Станиславский определял заразительность актера как обаяние или силу притяжения.

Внутренняя составляющая - это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Технологические функции имиджа: межличностная адаптация, высвечивание лучших ценностно-деловых качеств, затенение негативных личностных характеристик, организация внимания, преодоление возрастных рубежей.

Всеми этими составляющими имиджа надо не только обладать, но и уметь их позиционировать.

Самопрезентация - способ самовыражения и поведения, направленные на создание благоприятного впечатления, мнения или соответствующего чьим-либо идеалам.

Позитивный имидж как особый личностный инструментарий облегчает установление контактов с другими людьми, делая процесс взаимодействия с ними более эффективным. Обладая мощным психотерапевтическим эффектом, имидж наделяет своих обладателей профессиональной уверенностью и коммуникабельностью, позволяя наилучшим образом проявиться деловым качествам человека.

"Чем более учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как на существо высшее, тем сильнее будет его влияние на детей, тем более будет доставлять отрады каждая его похвала, тем глубже врежется в сердце ученика каждый упрек его, а следовательно, и все дело воспитания будет несравненно благотворнее. Но горе учителю, который неосторожным своим поведением разрушил то обаяние, которым окружен в их глазах" (Н. А. Добролюбов).

ИМИДЖ ПЕДАГОГА

"Имидж" (от фр. «image») - «образ».

Позитивно созданный имидж является одним из важных факторов успешной деятельности педагога.

К педагогу во все времена предъявлялись высокие требования. Педагог должен быть интересен как личность. Без интереса к личности педагога нет интереса к предмету. Поэтому образ педагога должен вдохновлять.

Под «образом» понимают:

· визуальный, зрительный образ (вид, облик);

· образ мышления, действий, поступков.

Составляющие имиджа педагога :

· внешний облик;

· использование вербальных и невербальных средств общения;

· внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я»;

· стилевые особенности педагогической деятельности;

· профессиональная направленность

Внешний облик. Старинная пословица гласит: “ Встречают по одежке, а провожают по уму”. Первые 20 секунд педагога внимательно оглядывают: обувь, прическу, отмечают манеру держаться, оценивают осанку, смотрят на лицо. Следующие 20 секунд оценивают умение говорить и слушать, затем определяют коммуникабельность и следят за жестами.

Необходимо выработать свой стиль в одежде, поскольку мода переменчива, а стиль остаётся. Специалисты в области моды советуют носить то, что действительно украшает, то, в чём вы выглядите элегантно. Элегантность – это проявление хорошего вкуса. Одежда является своеобразной визитной карточкой .

В одежде педагога не допускаются:

· слишком откровенные (декольтированные и обтягивающие фигуру) платья, блузки, юбки, брюки ;

· мини и макси;

· открытый живот;

· слишком узкие или широкие брюки.

«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» ().

Внешний вид учителя может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию , облегчая или затрудняя педагогическое общение.

На учителя смотрят внимательно... Образ учителя сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках. Примером тому могут служить воспоминания различных писателей и публицистов.

«Я не помню его имени и отчества. Фамилию тоже не помню. А вот лицо, хотя и мало приметное, не забыл до сих пор...», - писал В. Астафьев.

Или в воспоминаниях М. Шагинян читаем: «Помню, был у нас армянин, учитель истории. Он был очень некрасив с виду, косматый, обросший, сутулый». Эти и многие другие воспоминания людей показывают, что образ учителя сохраняется в памяти в деталях его внешнего облика.

Вербальные и невербальные средства общения – важные составляющие имиджа. Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим – всё это влияет на восприятие нас другими людьми.

Педагог, взаимодействуя с учениками, должен соблюдать основные профессиональные требования к общению: быть приветливым, быстро запоминать имена учеников, показывать значимость каждого в классном коллективе .

Речь педагога должна быть:

· грамотной;

· правильной;

· эмоционально насыщенной

Внутренний образ – это, прежде всего культура учителя, личное обаяние, человеческая привлекательность, эмоциональность, интеллигентность, впечатление здорового и счастливого человека, позитивное настроение, уверенность в себе, оптимизм, развитое чувство юмора, активность, индивидуальный стиль деятельности и общения, ответственность и многие другие составляющие.

Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

Неизменными остаются качества «идеального учителя»:

· любовь к детям;

· доброжелательность;

· искренность;

· умение общаться.

«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», - пишет.

ПОМНИТЕ! Имидж образовательного учреждения определяется имиджем педагогов, работающих в нём.

ГБОУ СПО НО «Краснобаковский лесхоз – техникум»

ДОКЛАД

Тема: «Имидж, как элемент профессиональной

культуры педагога»

Подготовила
Преподаватель

Игнатенко О.Ю.

р.п. Красные Баки

1. Понятие «имидж»

Понятие image в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Что же такое имидж?

В России понятие имидж стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце XX столетия. В середине 90-х годов появились первые серьезные отечественные разработки по имиджированию, посвященные психологическим аспектам формирования имиджей (Р.Ф. Ромашкина, Е.И. Манякина, Е.В. Гришунина, П.С. Гуревич, Ф.А. Кузин, В.Д. Попов, Б. Г Ушиков, В.М. Шепель, И.А. Федоров и др.).Вышедшее в свет в 1994 г. первое издание книги В.М. Шепеля: Имиджелогия: Секреты личного обаяния обозначило не только обоснование нового для российского менталитета понятия имидж, но и формирование новой области научного исследования - имиджелогии, а в профессиональной сфере формирование новой специальности - имиджмейкер.

Имидж - понятие, применимое: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж педагога), образованию (имидж выпускника Гарвардского университета) и, наконец... к вещам (мерседес - не просто машина!).В обыденном понимании слово имидж употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. Имидж - это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.

Целесообразно разделять имидж на корпоративный (имидж компании, фирмы, предприятия, учреждения, политической партии, общественной организации и т.д.) и индивидуальный (имидж педагога, политика, бизнесмена, артиста, руководителя, лидера общественного движения и т.п.). Содержание и механизмы формирования этих имиджей будут различны, но они связаны.

И в том и в другом случае, т.е. по отношению к организации и индивиду (личности), можно говорить об имидже внешнем и внутреннем. Внешний имидж организации – это её образ, представление о ней, формирующееся во внешней, окружающей её среде, в сознании «контрагентов» этой организации – клиентов, потребителей, конкурентов, органов власти, СМИ, общественности. Внешний имидж индивида складывается из различных форм вербального, визуального, этического, эстетического выражения и поведения, а субъектом являются те люди, которые вступают с ним в прямой или опосредованный контакт.

Исследователи предлагают три возможных подхода к классификации имиджа: функциональный, при котором выделяют разные его типы, исходя из различного функционирования; контекстный, при котором эти типы находятся в разных контекстах реализации; сопоставительный, при котором сравнивают близкие имиджи.

Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделяют его основные составляющие. Наиболее значимые из них: внешний облик; использование вербальных и невербальных средств общения; внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я».

Можно обозначить две группы функций имиджа:

1.Ценностные функции имиджа:

-Личностно возвышающая. Благодаря созданию вокруг личности ореола привлекательности, она становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств.

-Комфортизация межличностных отношений. Суть этой функции в том, что обаяние людей объективно привносит в их общение симпатии и доброжелательность, а потому нравственную меру терпимости и такта.

-Психотерапевтическая. Суть её в том, что личность, благодаря осознанию своей индивидуальной незаурядности и повышенной коммуникабельности, обретает устойчивое, мажорное настроение и уверенность в себе.

Таким образом, ценностные функции имиджа свидетельствуют о его бесспорном значении в выстраивании здоровой душевной организации личности.

2.Технологические функции имиджа:

-Межличностной адаптации. Благодаря правильно избранному имиджу можно быстро войти в конкретную социальную среду, привлечь к себе внимание, оперативно установить доброжелательные отношения.

-Высвечивания лучших личностно-деловых качеств. Благоприятный имидж даёт возможность зрительно представить наиболее привлекательные качества человека, позволяя соприкасающимся с ним людям познавать именно эти черты, вызывающие симпатию или доброе расположение.

-Затенения негативных личностных характеристик. Посредством макияжа, дизайна одежды, аксессуаров, причёски и т.д. можно отвлечь людей от тех недостатков, которыми обладает человек.

-Организация внимания. Привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей, он импонирует им, а потому они психологически легче располагаются к тому, что он говорит или демонстрирует.

-Преодоления возрастных рубежей. Искусно владея технологией самопрезентации, что конкретно проявляется в удачном выборе моделей поведения и исполнении различных ролей, можно комфортно себя чувствовать в общении с людьми разного социального положения и профессионального статуса, не сковывая себя «комплексом» собственного возраста.

В научной литературе по политической имиджелогии (А.Ю. Панасюк, Г.Г. Почепцов, В.М. Шепель и др.) выделяются следующие составляющие имиджа или их классификация: средовый имидж, габитарный имидж, овеществленный имидж, вербальный имидж, кинетический имидж. Средовый имидж предполагает характеристику человека по искусственной среде его обитания - по его кабинету, жилищу, автомобилю и т.д. Понятно, что созданная человеком среда обитания зависит от множества факторов, которые не всегда подвластны нашим желаниям. Главный принцип формирования этого имиджа: чуть лучше, чем у всех. Габитарный имидж - это характеристика человека по его собственной внешности - по костюму, макияжу, прическе и т.д.

Личный имидж является важной составляющей для роста карьеры,т.к:

Имидж влияет на тех, кто принимает решения в вопросах профессионального роста;

Мы верим тому, что видим;

Мы все занятые люди и часто принимаем решения на основе первого впечатления;

Мы все действуем, осознаем это или нет, как послы своей профессии или организации;

Хорошо выглядеть и уверенно себя чувствовать - это хорошо для нас.

Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными крупными делами, тает подчас, как снег на весеннем солнышке. Для профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:

Высокая самооценка, уверенность в себе;

Вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека;

Социальная и личная ответственность («я - причина всего положительного и отрицательного в моей жизни»);

Желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.

Таким образом, успешное применение имиджа предполагает знание исходных психолого-педагогических принципов, обусловливающих его.В качестве таковых могут выступать следующие принципы: принцип гармонии визуального образа, принцип коммуникативности - многообразия форм и способов информационного взаимодействия, принцип саморегуляции и ортобиоза (наука о технологии самосбережения тела и души), принцип речевого воздействия. Они выступают в роли постоянных факторов, искусно воплощенных в разнообразных формах и методах совершенствования профессионального мастерства учителя

2.Профессиональный имидж педагога.

Каждая профессия требует набора способностей, проявления чувств и мыслей. Чем продолжительнее занимается человек каким-либо видом деятельности, тем больше проявляется в нем профессиональный отпечаток. Специфика педагогической деятельности учителя - в активной умственной деятельности и постоянном напряжении нервной системы. Основная нагрузка приходится на головной мозг, который, находясь в напряжении, подчиняет себе все ресурсы организма. Напряжение испытывает высшая нервная деятельность, так как она постоянно подвергается воздействию таких факторов, как большой объем аналитико-синтетической деятельности мозга, хронический дефицит времени и высокий уровень личной мотивации.

Уже сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители различных профессий - идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предприниматель и т.д. Секрет успеха профессионального имиджа педагога напрямую зависит от того, насколько ему удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.

Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов. Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

Имидж учителя проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.

В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Внешний облик помогает педагогу привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Учитель всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого учителя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. .Вербальные и невербальные средства общения - важные составляющие имиджа. Что и как говорит педагог, умеет ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом демонстрирует, что происходит с мимикой, как сидит, стоит и ходит - все это влияет на восприятие другими людьми. Отдельный компонент внешнего облика учителя несет в восприятии учащихся свою смысловую нагрузку, но в каждой конкретной ситуации на уроке он может быть важным или малозначительным. В одном случае для ребенка важна мимика, в другом _ жест, в третьем - костюм учителя.

В ситуации, когда значение внешнего вида учителя становится во главу условий первого успеха, согласно социологическим исследованиям (п о д а н н ы м В.М. Шепеля, 1997), только 19% учителей удовлетворены своим внешним видом. Вот проблема, которую надо решать незамедлительно! - призывает В.М. Шепель.

Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом. Доказано, что 35% информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65% - при невербальном.

Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я», ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах. Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, педагог тем самым самосовершенствуется. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. При этом деятельность выступает как бы гранью перехода личностного внутреннего во внешнее - продуктивное. Внутренний образ - это прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.Внешний образ - это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока. Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий..., способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению

Термином профессиональный имидж педагога можно определить как профессиональную репутацию педагога (мнение о нем как о профессионале), которая складывается в результате общения с коллегами, учащимися и их родителями в процессе его профессиональной деятельности. Профессиональный имидж педагога и культура общения определяют силу его авторитета, то есть общепризнанную участниками образовательного процесса, значимость его личностных и профессиональных качеств и заслуг и основанную на этом силу его влияния на взгляды и поведение коллег, учеников и их родителей. Результатом возрастания авторитета личности педагога является признание за ним права принимать значимые для учащихся решения. Профессиональный имидж педагога носит субъективный, изменчивый характер и определяет готовность окружающих (участников образовательного процесса) действовать по отношению к носителю имиджа определенным образом. В связи с этим педагогу необходимо постоянно стремиться к созданию и поддержанию своего позитивного профессионального имиджа.

К системообразующим характеристикам позитивного профессионального имиджа педагога можно отнести высокий уровень сформированный, таких личностно и профессионально значимых особенностей, как:

активный эмоционально-положительный стиль отношения к учащимся и демократический стиль педагогического руководства ими; РОСЫТЕОРИИ

открытость, соучастие и содействие каждому ребенку, возвышение его личности в процессе общения;

педагогическое мастерство;

единство уважения к личности воспитанника и требовательности к нему; культура внешнего вида педагога (располагающая к общению внешность и стильный костюм, соответствующий статусу педагога и коммуникативной ситуации);

безукоризненность манер (культура речи и невербального общения, соблюдение этикета);

духовность, нравственность, эрудиция, интерес к знаниям и стремление к самосовершенствованию;

активность личности, общительность;

гражданственность и патриотизм;

обязательность и точность в соблюдении обещаний и договоренностей(как проявление долга и чести, дисциплинированности и взаимоуважения, гарантия надежности);

доброта – может быть сдержанной, но всегда иметь место в поведении и тоне педагога, чувствительность и социально-коммуникативная адаптивность;

справедливость,обоснованность, деловой и по преимуществу косвенный характер предъявляемых требований;

чувство собственного достоинства и уверенность в себе;

педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, справедливость, требовательность и педагогический такт;

терпимость, основанная на признании многообразия культур и людей,

автономности и неприкосновенности личности ребенка, его права на свободное самоопределение и самореализацию, то есть право приобщаться к таким политическим, религиозным, моральным идеям, которые он находит верными и привлекательными;

эмоциональная экспрессивность и умение управлять своими эмоциями;

креативность и способность к импровизации;

ответственность за успехи ребенка на последующих этапах его обучения;

жизнерадостность и оптимизм;

артистизм и чувство юмора.

Все перечисленные компоненты позитивного профессионального имиджа и культуры общения можно отнести к педагогам, обучающим все возрастные

группы, хотя значимость того или иного компонента меняется в зависимости от возрастной группы обучаемых и ситуации педагогического общения. В ряде случаев отсутствие или недостаточный уровень сформированности какого-либо компонента профессионального имиджа педагога при серьезном отношении носителя имиджа к совершенствованию профессионального мастерства может в той или иной мере компенсироваться другими.

Как правило, ученики в процессе оценивания профессионального имиджа педагога ориентируются, прежде всего, на его личностные, индивидуально-неповторимые черты, а педагоги – на чисто профессиональные умения и навыки. Существенные расхождения наблюдаются и в рейтингах значимых имиджевых характеристик педагога, выстраиваемых педагогами и учащимися так, например, ухоженный и стильный внешний вид педагога учащиеся ставят приблизительно на третью позицию, а педагоги – на восьмую.

Определяющее значение для формирования профессионального имиджа и авторитета педагога имеет его уровень культуры педагогического общения.

Педагогическое общение – это специфическая форма организации взаимодействия педагога и учащихся. К основным специфическим функциям педагогического общения относятся:

информационная(умелое применение на практике глубоких знаний и разнообразного методического инструментария для обеспечения

оптимальной передачи знаний учащимся и прочного, осмысленного их усвоения детьми);

мобилизационная (активизация познавательной деятельности учащихся, организация их самостоятельной работы, поддержание и развитие интереса детей к учебе, полезному труду и общественной работе);

развивающая (развитие способностей ученика, личности в целом с учетом индивидуально -психологических,поло-возрастных и прочих характеристик учащихся);

ориентационная (формирование у учащихся культуросообразных ценностных ориентаций, мировоззренческих принципов, социально одобряемых мотивов поведения, активной жизненной позиции).

Общение с учащимися высококвалифицированных успешных педагогов характеризуется:

уверенностью педагога в больших возможностях детского интеллекта и подчинение этой задаче всего учебного процесса (интеллектуальной насыщенностью уроков);

стремлением максимально и всесторонне использовать изучаемый

на занятиях материал;

стимулированием учащихся на поиски разных способов выполнения действий;

п о з и т и в н о с т ь ю предъявляемых педагогических требований;

у ч е т о м социально-культурных особенностей ученика, знанием инокультурных режимов коммуникации, индивидуальных учебных стилей ученика (условий, путей и способов учения, которые предпочитает ученик);

способностью к ценностному восприятию действительности и передаче его учащимся в эмоционально-эстетической форме как на смысловом, так и психо-физиологическом уровнях контакта (что обеспечивает проживание детьми личного ценностного отношения и формирование у них ценностных ориентации, духовности, способности к сопереживанию, приобретению навыков оценки любых явлений и событий на основе нравственного разума, диалектического единства этического и эстетического в оценке всех явлений и событий);

демократическим стилем педагогического руководства.

Условиями эффективности педагогического общения является знание и соблюдение педагогом законов коммуникации, его стремление к уважительному и заботливому наставничеству, к активному созидательному сотворчеству с учеником к постижению коммуникативной ситуации интеллектуально и эмоционально.

В процессе общения с учащимися педагог преднамеренно и непреднамеренно продолжает себя в них, осуществляя значимые для детей преобразования их личностных смыслов, мотивов поведения. Педагогическое общение и межличностные отношения педагога с учащимися значительно влияют на эмоциональное состояние и отношение ребенка к учебному предмету, процессу учения, образовательному учреждению, на

формирование ученического коллектива, становление личности школьников, подготовки их к последующей самостоятельной взрослой жизни. Это диктует необходимость постоянного совершенствования применяемых педагогом методов воздействия, развития и стимулирования саморазвития учащихся, в том числе в аспекте рефлексии семиотических компонентов их собственной экспрессии,а также коррекции педагогом и учащимися внешних технологий самоподачи.

Речь педагога должна соответствовать современным нормативным требованиям. Нормативная речь педагога позволяет ему сохранять коммуникативное лидерство в таких активных формах профессиональной речи, как диалог, монолог. К профессиональным качествам речи педагога следует отнести такие свойства голоса, как чистота и ясность тембра, благозвучность, гибкость, полётность. Хорошая дикция даёт возможность профессиональной речи стать действенной, то есть побуждать людей к изменениям – внешним и внутренним.

Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения.

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться. Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен, - пишет В.М. Шепель.

Заключение

Часто педагог теряет авторитет своих подчиненных потому, что неинтересен как личность. А без интереса к личности учителя нет и интереса к предмету. Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя, таким образом, - средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие «новых горизонтов». Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан совершенствовать свои личностные качества, свои профессиональные качества создавая, таким образом, собственный имидж. От того как педагог будет создавать и продумывать свой профессиональный имидж будет зависеть его профессиональная востребованность, профессиональная пригодность, профессиональная удовлетворенность, профессиональный успех, профессиональная компетентность.

Литература:

1.Шепель В.М. Секреты личного обаяния.-Ростов –на-Дону:Феникс,2005г

2.Шепель В.М. Управленческая антропология. Человековедческая компетентность менеджера.-М.: Народное образование.2000

3. А.А. Калюжный Технология построения имиджа учителя/ Дополнительное образование,1-2004г