» »

Что такое полное согласование в русском языке. Организационные основы процедуры согласования документов

31.03.2022

Писать несогласованные предложения – это общая грамматическая ошибка. Несогласованное предложение – это два полных предложения, которые объединены без надлежащей пунктуации или союзов. Если вы делаете записи с конкретной целью и обеспокоены тем, что у вас могут быть несогласованные предложения, сначала вам нужно научиться распознавать распространенные ошибки, которые приводят к несогласованным предложениям.

Шаги

Понимание независимых предложений, для определения несогласованных предложений

    Различение между независимыми и зависимыми предложениями. Независимое предложение имеет подлежащее и сказуемое. Оно может быть самостоятельным и формирует законченную мысль. Например, «Я ем мороженое». Является полным независимым предложением (законченное предложение), потому что в нем есть подлежащее «Я» и сказуемое «съесть».

    • Независимое предложение противоположно зависимому предложению. Зависимое предложение также имеет подлежащее и сказуемое, но в нем должно быть независимое предложение, чтобы оно считалось полным. Например, «Потому что я ем мороженое» является зависимым, так как не имеет смысла само по себе; слова «потому что» требуют больше информации.
  1. Найдите подлежащее в независимом предложении. Когда вы смотрите на набор слов, которые считаете независимым предложением, сначала найдите подлежащее. Подлежащее это то, что исполняет действие. Это существительное, которым является человек, место, вещь или идея.

    • Рассмотрим предложение «Собака лизнула миску» Кто исполняет действие? Собака выполняет действие. Это означает, что собака является существительным в предложении.
  2. Найдите сказуемое. Сказуемое это действие в предложении. Оно показывает, что делает подлежащее. В приведенном выше предложении, какое действие? Что собака делает? Она облизывает. «Лизнула» это сказуемое.

    Определите, или предложение имеет законченную мысль. Спросите себя, этот набор слов звучит как завершенная мысль? В этом наборе есть такие слова, как «потому что», которые лишают предложения самостоятельного смысла (например, «в то время», «когда», «что» и так далее)? Предложение «Собака лизнула миску» не имеет подобных слов, поэтому считается независимым.

    Поймите, что вы должны разделить независимые предложения знаками препинания. Независимые предложения нуждаются в особой пунктуации. Поставьте в конце точку, точку с запятой или запятую и союз, отделяющие их от другого предложения.

    Находите несогласованные предложения, когда перечитываете записи. Медленно прочитайте текст. Прочитайте его вслух. Думайте над каждым предложением. Есть ли в нем больше, чем одно независимое предложение? Есть ли в нем два подлежащих и два сказуемых без надлежащих знаков препинания? Если вы нашли несогласованные предложения, исправьте их с помощью следующих разделов.

    • Убедитесь, что вы правильно употребили каждую используемую запятую, поскольку неверная запятая может создать несогласованные предложения. Этот вопрос будет обсуждаться в следующем разделе.

Распознание и исправление соединительных запятых

  1. Следите за соединительными запятыми в письме. Соединительная запятая это когда два независимых предложения разделяются запятой. Посмотрите на два предложения: «Собака лизнула миску, ей понравилось мороженое». Мы уже установили, что «Собака лизнула миску» является независимым предложением.

    • А как насчет «Ей понравилось мороженое»? Кто выполняет действие? В этом случае, это «Ей». Ей является местоимением, которое заменяет существительное. Какое действие в предложении? В этом предложении немного сложнее определить действие, но ей «понравилось» мороженое, так что «понравилось» это сказуемое. Есть ли слово, которое делает это предложение зависимым? Нет, ни одного. Поэтому, «Ей понравилось мороженое» также является независимым предложением.
  2. Исправьте соединительные запятые, добавив точку. У вас есть три основные приемы, которые можно использовать для коррекции соединительных запятых. Первый – просто изменить запятую на точку и первую букву из следующего предложения: «Собака лизнула миску. Ей понравилось мороженое».

  3. Измените запятую на точку с запятой. Еще один вариант для коррекции соединительных запятых это использовать точку с запятой между двумя предложениями. Давайте посмотрим на нашем примере:

    • «Собака лизнула миску; ей понравилось мороженое».
  4. Добавьте союз, чтобы превратить часть несогласованного предложения в зависимое предложение. Еще один способ исправить несогласование это добавить союзы, такие как «и», «но», «ни», «тем не менее», «таким образом» или «или», в зависимости от соотношения между двумя предложениями. «И» соединяет дополнительные предложения; «но» соединяет противоречивые предложения. «Ни» показывает, что ни один вариант не подходит. «Или» дает два варианта. «Тем не менее» также противоречивое. «Таким образом» в основном означает «поэтому».

    • В нашем примере, предложения взаимодополняющие, хотя, если вы выбираете этот метод, имеет больше смысла поменять предложения местами: «Собаке понравилось мороженое, и она облизала миску».
      • Вы также можете использовать «потому что» в нашем примере: «Собака лизнула миску, потому что ей понравилось мороженое». «Потому что» создает зависимое предложение и теперь целое предложение будет состоять из зависимого и независимого, что вполне приемлемо.
  5. Выбирайте метод коррекции, в зависимости от типов предложений, с которыми имеете дело. Метод, который вы используете для разделения предложений, зависит от того, как они связаны. Скорее всего, точка с запятой, или запятая и союз хорошо подойдут, потому что, если вы уже разделяли предложения запятыми, то предложения, скорее всего, тесно связаны между собой.

    • Точка подходит для самостоятельных предложений.

Коррекция других видов несогласованных предложений

  1. Найдите предложения, где есть более двух независимых предложений в одной строчке. Еще один вид несогласованных предложений, когда есть больше чем два независимых предложения в строке, соединенных союзами. Например, посмотрите на следующие предложения:

    • «Собаке понравилось мороженое, и она облизала миску, но она не закончила его». Мы уже установили первые два раздела этого текста независимых предложений. А как насчет последнего? Что за вопрос? «Она» является подлежащим, как и местоимение. Сказуемое здесь немного сложнее, потому что состоит из нескольких слов. Но что показывает действие? «Не закончила» это сказуемый грамматический оборот в этом предложении. Таким образом, этот текст имеет три независимых предложения. Это слишком много для одной строки.
  2. Исправьте несогласование более чем двумя независимыми предложениями. Чтобы исправить это несогласование, используйте те же методы из предыдущего раздела, по крайней мере, в одном из независимых предложений. Например:

    • «Собаке понравилось мороженое. Она облизала миску, но она не закончила его».
    • Конечно, у вас есть и другие варианты исправления этого несогласования, например, «Собаке понравилось мороженое, и она облизала миску. Тем не менее, она не закончила его». Или «Собаке понравилось мороженое. Она облизала миску; тем не менее, она не закончила его». В основном, вы не используете союз, чтобы начать предложение (хотя это правило ослабили), так что нужно изменить «но» на «тем не менее», когда оно в начале предложения.
  3. Добавьте разделительные знаки в несогласованные предложения без пунктуации. Другой вид несогласованных предложений это два предложения, которые соединили вместе без знаков препинания. Например:

    • «Собаке понравилось мороженое она облизала миску». Вы можете использовать те же самые методы, описанные в предыдущем разделе, чтобы отделить их: «Собаке понравилось мороженое, поэтому она облизала миску».
  • Главное, помните, что в основном предложение может иметь только два независимых предложения, и они должны иметь надлежащие знаки препинания. Никогда не объединяйте два независимых предложения только с помощью запятой; всегда используйте точку, точку с запятой или запятую с союзом.
  • Соединительные запятые это когда два полных предложения разделены только запятой, а не точкой или точкой с запятой.
  • Находите сложные соединительные запятые. Соединительная запятая может быть немного запутанной, например «Собака хотела съесть шоколад, тем не менее, шоколад не очень полезен для нее». У вас есть два полных предложения здесь, и «тем не менее» не считается союзом для разделения двух предложений.

Главной нормой согласования в русском языке является согласование подлежащего со сказуемом в предложении (Солнце встало. Запели петухи .), а также согласование определяемого с главным словом в словосочетании (красное яблоко, деревянный стол ). Но русский язык очень многогранен, поэтому иногда бывает довольно сложно определить зависимую форму. Для этого необходимо знать о некоторых правилах .

1. В официальной речи считается некорректной смысловая замена согласования в тех случаях, когда существительное мужского рода, обозначающее профессию или род деятельности, согласуется с глаголом в женском роде (если лицо, которое называет существительное, является лицом женского рода):

Врач зашла в палату (некорр.). - Врач Тихонова вошла в палату (корр.).

Как видим, только при наличии имени собственного, указывающего на принадлежность к женскому роду, сказуемое согласуется с именем собственном в женском роде. То же самое происходит при наличии обособленного приложения, которое выражается именем нарицательным:

Алёна , мой куратор, сегодня не смогла прийти на занятия.

2. При этом, в остальных словосочетаниях типа «нарицательное + собственное» (название городов, рек, стран, имена животных и др.) сказуемое согласуется с именем нарицательным:

Город-герой Москва в эти дни выглядел довольно хмуро. Кошечка Черри имела белый нос и забавные кисточки на ушах.

3. Словосочетания с собирательными существительными требуют согласования в единственном числе, без каких-либо исключений. Смысловое согласование в этом случае является случаем просторечия и категорически не допускается.

Толпа людей шумели и волновались (некорр.). - Толпа людей шумела и волновалась (корр.).

Родня невесты не очень любили жениха (некорр.) - Родня невесты не очень любила жениха (корр.).

Согласование с местоимением «кто», «что».

Местоимения «кто» («кто-то») и «что» («что-то») по умолчанию требуют согласования в единственном числе: кто - мужского рода, что - среднего.

Кто бы ни заходил в комнату, все хвалили новый ремонт.

Что-то светлое и яркое поселилось в её душе.

Согласование со словами в другом роде и числе возможно только в том случае, если употребляется с уточняющим местоимением «тот» (та, то, те):

Те, кто пришли на встречу, получили массу приятных впечатлений.

Та, что была мною, давно изменилась и стала другой.

Согласование существительных, связанных с числительными «два», «три», «четыре», с определениями.

1. Существительные мужского и среднего рода в таких словосочетаниях согласуются с определением в родительном падеже множественного числа. При этом, существительное в таком словосочетании будет стоять в форме родительного падежа: два распахнутых окна, четыре небольших огурца.

2. Существительные женского рода в этом случае приобретают форму именительного падежа множественного числа, и согласуются с определением в такой же форме: три зелёные берёзки, две огромные посылки. Если существительное приобретает форму множественного числа родительного падежа, то определение также может приобретать форму родительного падежа:

С пригорка было видно две заснеженных вершины.

Как можно было заметить, в каждом из этих случаев числительное находится в именительном падеже, независимо от того, в каком падеже стоят другие части словосочетания.

Согласование между сказуемым и подлежащим, представляющим собой собирательное количество («большинство», «половина», «ряд», «часть»).

  1. Если управляемое слово стоит во множественном числе, то собирательное существительное вступает в согласование со сказуемым, в результате чего сказуемое употребляется в форме единственного лица: Большинство сотрудников поддержало реформу.
  2. Если существительное не имеет управляемых слов или имеющееся управляемое слово стоит в единственном числе, то сказуемое также употребляется в форме единственного лица: Ряд симптомов указывал на пневмонию. Большинство поддерживало отмену санкций.

Из этого правила есть несколько исключений , когда сказуемое может употребляться во множественном числе:

  • Если при существительном имеется сразу несколько управляемых слов в форме множественного числа: Большинство девочек, девушек и женщин обожают сладости.
  • Если в предложении между подлежащим и сказуемым имеются другие члены предложения, придаточное предложение с союзом в форме множественного числа или причастный оборот: Часть посетителей, просмотревших премьеру, остались откровенно недовольными. Большинство посетителей, которые посмотрели премьеру, остались откровенно недовольными.
  • Если в предложение имеется составное именное сказуемое, именная часть которого выражена причастиями и прилагательными : Часть деревьев в этом лесу были хвойными.
  • Если наряду с подлежащим имеются однородные сказуемые: Ряд симптомов обострились и стали гораздо острее.

Такие же правила распространяются на предложения со словами «много», «мало», «сколько», «несколько», «столько», «немало» в роли подлежащего и согласования с ним сказуемого.

Грамматическая система русского языка включает в себя три основных типа подчинительной связи: согласование, управление и примыкание . Согласование представляет собой приобретение зависимым словом грамматических значений главного слова. Связывая слова глубокий и чувство, мы получаем словосочетание глу­бокое чувство. Прилагательное используется в той же форме, что и существительное, то есть приобретает те же грамматические значения: средний род, единственное число, именительный - ви­нительный падеж. При изменении формы существительного долж­на измениться и форма зависимого прилагательного: глубоким чув­ствам.

Управление предполагает использование зависимого слова в определенной форме, требуемой главным словом: благодарить (кого?) рабочего (за что?) за труд; благодарность (кому?) рабочему (от кого?) от директора. Если в словосочетании главное слово су­ществительное или другая именная часть речи, то говорят об именном управлении; если в качестве главного слова выступает глагол, управление называют глагольным.

Нередко в речи встречаются ошибки в структуре словосочета­ний. Следует избегать нарушений согласования зависимого слова с главным в роде, числе и падеже.

Главное слово в словосочетаниях с согласованием выражает­ся существительным либо местоимением-существительным. За­висимым словом в таких случаях могут являться прилагательные, причастия, порядковые числительные, местоимения.

Высказывание Прошлое летом я отдыхал у бабушки содер­жит ошибку в согласовании прилагательного с существительным. Прилагательное должно быть согласовано с существительным в творительном падеже. Исправить подобную ошибку нетрудно: Прошлым летом я отдыхал у бабушки. Такие ошибки возникают в основном из-за невнимательности.

Особый тип согласования сказуемого с подлежащим называ­ется координацией. Трудность вызывает выбор формы сказуемо­го, если подлежащее выражено количественно-именным сочета­нием. Высказывание Тысяча жалоб со всех концов страны посту­пили в министерство содержит синтаксическую ошибку. В вы­сказывании сказуемое должно быть согласовано с подлежащим в единственном числе. Определяющим в данном случае является слово тысяча.

Если первой частью количественно-именного сочетания явля­ются числительные тысяча, миллион, миллиард, глагол, выража­ющий сказуемое, согласуется с ними в единственном числе. То же относится к случаям согласования глагола-сказуемого с наречиями г существительными и местоимениями с количественным зна­чением (много, мало, сколько, несколько).

Много книг прочитано за два года обучения в колледже. Боль­шинство преподавателей защитило кандидатские диссертации. Сколько студентов принимает участие в конференции?

Если глагол, выражающий сказуемое, стоит в форме прошед­шего времени или условного наклонения, то сказуемое согласует­ся с местоимением кто в мужском роде и единственном числе, а с местоимением что в среднем роде и единственном числе. Кто пришел? Ни в коем случае не Кто пришли? (даже если речь идет о нескольких лицах). Что произошло?

Можно назвать две основные разновидности синтаксических ошибок, связанных с управлением. Во-первых, это выбор в каче­стве зависимого не сочетающегося с главным слова: Нечего тру­доголиком страдать. Разрушаются устойчивые связи слов: становиться трудоголиком или страдать трудоголизмом. Повысить кругозор вместо расширить кругозор.

Сложнее обнаружить и исправить ошибки, возникающие в ре­зультате неправильного выбора формы зависимого слова в слово­сочетаниях с управлением. Настя была так довольна подарком, что не скрывала свое счастье. Соседский ребенок очень уделяет внимание на мягкие игрушки. Чтобы исправить ошибки, следует изменить форму зависимого слова, выбрав единственно правильную. Настя была так довольна подарком, что не скрывала своего счастья. Соседский ребенок уделяет много внимания мягким игрушкам.

Неправильное сочетание слов может быть вызвано контаминацией (смешением) именного и глагольного управления. Нужно иметь в виду, что при глаголе зависимое слово может употребляться в одной грамматической форме, а при отглагольном существительном - в другой, например, обсуждать проблему, но обсуждение проблемы.

Существительное бойкот и образованный от него глагол бойкотировать при управлении требуют разных форм имени. Глагол предполагает выбор в качестве зависимого слова формы винительного падежа - бойкотировать решение дирекции. При существительном бойкот в качестве зависимого слова может выступать имя существительное (местоимение-существительное) в форме родительного падежа со значением субъекта (того, кто осуществляет бойкот). Например, бойкот студентов. Зависимым словом может быть имя в форме дательного падежа со значением объек­та (то, на что направлен бойкот как форма протеста) - бойкот ввозу ядерных отходов. Таким образом, именное и глагольное уп­равление при условии родственности существительного и глаго­ла оказывается различным. Сравните два высказывания: в одном используется глагольная форма с зависимым словом, а в другом употребляется существительное, управляющее несколькими за­висимыми словами. Рабочие бойкотировали решение дирекции об увольнении начальника транспортного цеха. Все прогрессив­ные газеты написали о бойкоте студентов ввозу ядерных отхо­дов в Россию.

Однако различие в именном и глагольном управлении однокоренных слов проявляется не всегда. Сравните, например, дру­жить с великим писателем и дружба с великим писателем. И при глаголе и при существительном зависимое слово ставится в фор­му творительного падежа с предлогом с.

Следует избегать ошибок в управлении с предлогом или без предлога: Сергей Владимирович очень нервничал, выкуривая сига­рету за сигаретой, и все время постукивал ногтем стекло. С гла­голом постукивать должно сочетаться существительное в датель­ном падеже, существительное должно присоединяться с помощью предлога по - соответственно, правильно постукивать ногтем по стеклу.

Неправильный выбор падежа при правильно выбранном пред­логе также приводит к синтаксической ошибке: Владимир был ис­кренним мальчиком и всегда надеялся на преданно смотревшем на него Сергеем. Различные элементы предложения, разделяющие главное и зависимые слова, затрудняют выбор формы зависимого слова.

Пропуск предлога при управлении ведет к двусмысленности или грамматической неправильности высказывания: Александр Серге­евич Грибоедов с пониманием относился декабристским стремлени­ям свергнуть царя и установить России демократическую респуб­лику. В приведенном высказывании две однотипные синтаксичес­кие ошибки: "относиться стремлениям, (правильно - относить­ся к стремлениям) и "установить России - (правильно - устано­вить в России).

Пропуску предлога противопоставлена другая ошибка - упо­требление лишнего предлога заинтересоваться к книге (заинтересоваться книгой); жажда к славе (жажда славы), овладевать в умении петь (овладевать умением петь). Такая ошибка объясняется влиянием на слово, в управлении которого допускается ненормативное употребление, тематически, ассоциативно близких слов. Глагол заинтересовать, управляющий творительным паде­жом имени, связан со словом привлечь (внимание), в сочетании с которым должно идти существительное в дательном падеже с пред логом к. Так, слово жажда часто в сознании говорящего соотносится со словом стремление; слово овладевать может связывать­ся со словом преуспевать.

Грамматическая неправильность может возникать из-за не­верных смысловых отношений между частями сложного предло­жения. Нарушение смыслового согласования - одна из ошибок в области синтаксиса.

С детства мы учимся складывать слова в предложения. Сначала короткие, затем все длиннее и сложнее. В детстве это все происходит неосознанно, интуитивно. Но на самом деле слова, соединяясь в словосочетания, подчиняются определенным правилам. Связи, возникающие в словосочетании между словами, получили свое название: согласование, управление и примыкание. Как образуется каждая из них и чем они отличаются?

Что такое словосочетание?

Чтобы разобраться, как образуются связи в словосочетании, необходимо понять, что это вообще такое.

Словосочетание - это сочетание двух или нескольких слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически и обозначают какой-либо предмет, понятие и так далее. В сочетании можно выделить главное слово и зависимое. Как их отличить? От главного слова можно задать вопрос к зависимому. Такая связь между главным и зависимым словом называется подчинительной.

Какую роль выполняет словосочетание в предложении?

Само по себе словосочетание не выражает законченной мысли. Можно сказать, что словосочетания - это своеобразные кирпичики, которые вместе, объединяясь при помощи смысла, союзов, предлогов, местоимений и т. д., образуют целые предложения. Необходимо заметить, что главные члены предложения, то есть подлежащее и сказуемое, словосочетанием не являются.

Что такое согласование?

Подчинительная связь в словосочетании делится на три типа. Первый из них - это связь-согласование. Уже благодаря названию можно догадаться, что что-то с чем-то будет согласоваться по определенным признакам. Так и есть. В данном типе зависимое слово перенимает грамматическую форму главного. При связи согласования в словосочетании главным словом становится существительное, а зависимым - прилагательное или причастие. Рассмотрим примеры:

  • Высокий стол. От слова «стол» можно задать вопрос «какой?» т. е. «стол» - это главное слово, «высокий» - зависимое. В чем проявляется согласование в словосочетании? Поскольку существительное «стол» мужского рода, то прилагательное согласуется с ним по роду, а также числу (единственное число) и даже падежу (именительный).

Чтобы понять, что такое согласование, проанализируем еще один пример:

  • Веселый праздник. От слова «праздник» ко второму слову можно задать вопрос «какой?». Согласуются слова по роду (мужской), числу (единственное), падежу (именительный).

Род, число и падеж - основа согласования в словосочетании.

Управление

Разобравшись с тем, что такое согласование, перейдем к управлению. Суть данной связи также можно уловить из самого названия. Одно из слов управляет другим. Существительное было главным словом в согласовании, в управлении существительное или слово с его признаками является зависимым, а главное слово определяет, в каком падеже будет употребляться зависимое, то есть управляет им.

В роли главного слова чаще всего выступает глагол. Но также это может быть и существительное, и прилагательное и даже наречие. Чтобы понять, как это будет выглядеть, разберем каждый случай отдельно.

Глагол и существительное

Писать письмо. От слова «писать» можно задать вопрос «что?» к слову «письмо». Поэтому глагол будет главным словом в словосочетании, а существительное - зависимым. Вопрос, который задан от главного слова, уже подсказывает, в каком падеже будет стоять зависимое (винительный падеж - «кого? что?»).

Существительное и существительное

Когда в словосочетании используются два существительных, чаще всего они объединены предлогом:

Страсть к чтению. От слова «страсть» задается вопрос «к чему?». Получается, что это главное слово, а «чтение» - зависимое. Вопрос, заданный от главного существительного, также подсказывает, в каком падеже стоит зависимое. Страсть к чему? Или кому (в данном случае все же к «чему»)? Это вопросы дательного падежа, поэтому зависимое слово используется именно в нем.

Прилагательное и существительное

Примером того, что главным словом становится прилагательное, может послужить следующее словосочетание:

Наполненный грустью. Поскольку от слова «наполненный» можно задать вопрос «чем?», то оно является главным в этом словосочетании. А из самого вопроса становится понятно, что зависимое слово используется в творительном падеже.

Наречие и существительное

И, наконец, последний пример, демонстрирующий, что такое управление:

Вместе с друзьями. От слова «вместе» можно задать вопрос «с кем?», следовательно, оно является главным в словосочетании и управляет зависимым. А зависимое слово используется в творительном падеже, что становится понятно из вопроса, заданного от наречия.

Что такое примыкание?

Последним видом подчинительной связи выступает примыкание.

О сути данного вида связи можно догадаться благодаря названию. В этом случае зависимое слово никак не изменяется согласно главному. Оно имеет свою неизменяемую форму и просто стоит рядом с главным словом. Примыкать к главному слову может инфинитив глагола, наречие, сравнительная степень, деепричастия и др.

  • Слишком жарко. От слова жарко можно задать вопрос «как?». Таким образом «жарко» - это главное слово, а «слишком» зависимое. Но оно никак не изменяется согласно главному слову, а просто примыкает к нему.

Сложные случаи определения типа связи в словосочетании

По отдельности каждый тип связи в словосочетании может показаться простым. Понятно, что такое согласование, управление и примыкание, если примеры приводятся по одному. Но, встретив какое-либо словосочетание в предложении, порой сложно определить его тип. Легче всего заметить согласование, а примыкание и управление порой бывают очень похожи, и их легко перепутать.

Как этого избежать? Прежде всего нужно быть внимательным и не торопиться. Давайте рассмотрим два случая, когда управление можно принять за примыкание и наоборот.

В первом случае сложность может возникнуть из-за наличия в словосочетании местоимения. Последние бывают также разных видов, и это стоит помнить. Если в словосочетании использовано личное местоимение, то это будет связь-управление.

Пример:

Услышать ее. Услышать кого? Ответ - ее. «Услышать» - главное слово. Вопрос падежный, поэтому это управление.

Во втором случае в словосочетании может быть использовано притяжательное местоимение, тогда это будет примыкание.

Пример:

Ее платье. Платье чье? Ответ - ее. В этом случае вопрос использован не падежный, а связь - примыкание.

Словосочетание в предложении

Выяснив, что такое согласование, управление и примыкание, необходимо научиться видеть словосочетания в предложении и определять их тип. Главное, не забывать, что между подлежащим и сказуемым не может быть подчинительной связи, т. к. они главные члены предложения. Разберем эти особенности на примере:

Ярким летним днем он пошел на прогулку в парк.

Подлежащим в этом предложении является «он», а сказуемым «пошел». Т. е. эти слова не могут быть словосочетанием. Пошел куда (падежный вопрос «на что?»)? Ответ - на прогулку. Связь- управление.

Летним днем. Днем каким? Ответ - летним. Связь - согласование. Слово «летний» согласуется с главным по роду, числу и падежу. Словосочетание «ярким днем» можно разобрать таким же способом.

Итак, существует три вида связи в словосочетании: сочинительная, управление и примыкание. Определить, какой из них используется, можно задав вопрос от главного слова. Также необходимо внимательно проверять тип связи, если в словосочетании стоит местоимение, поскольку с разными формами местоимений образуются разные типы связи.

Способы подчинительной связи следующие: согласование, управление, примыкание

Согласование как способ подчинительной связи

  • Согласование - это вид подчинительной связи, когда зависимое слово принимает грамматические формы главного слова, например: красивая картина.

Главным словом при согласовании являются имя существительное, субстантивированное прилагательное или причастие (т.е. перешло в разряд существительных), а также местоимение, существительное, например: приподнятое настроение, студенческая столовая.

Зависимое слово может быть именем прилагательным, местоимением-прилагательным, порядковым числительным или причастием, т.е. такими разрядами слов, в которых категории рода, числа и падежа не являются самостоятельными, например: верное решение, наша встреча.

Управление как способ подчинительной связи

  • Управление - вид подчинительной связи, когда зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, требующем главное слово, например: писать книгу, щелкать зубами, советовать другу (кому? дательный.падеж);

Главное слово при управлении может выступать в качестве глагола(радоваться встрече), существительного(любовь к людям), прилагательного(достойный сожаления), наречия(недалеко от города), порядковым числительного(первый в классе).

При управлении зависимым словом всегда выступают имена существительные, местоимения-существительные, субстантивированные прилагательные(покрыть снегом,беседа с рабочими).

Примыкание как способ подчинительной связи

  • Примыкание - это такой вид синтаксической связи, когда неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному по смыслу. Например: Очень мило (как мило?).

Примыкают неизменяемые слова: инфинитив, наречие, форма простой сравнительной степени, деепричастие, некоторые неизменяемые прилагательные(приказ наступать, дверь налево, чуть южнее).

Инфинитив примыкает к глаголу (стараться ответить,приехал погостить), имени существительному (желание помириться), прилагательному(намерен отдохнуть)

Формы сравнительной степени примыкают к глаголу(ответить лучше,бежать быстрее), к существительному(новость поинтереснее, напиток покрепче)

Деепричастия примыкают к глаголу в случаях, когда в них развивается значение наречия(читать лёжа, спать сидя).

Неизменяемые прилагательные типа беж, мини, макси, хинди, миди, клеш и т.д. примыкают к существительным(язык хинди, часы пик).

Следует различать примыкание и управление

  • Её обувь – это примыкание (чье?),
  • Увидеть его – управление (кого?).

В разрядах местоимений есть два омонимичных разряда. Личное местоимение отвечает на вопросы косвенных падежей, и оно участвует в подчинительной связи – это управление, а притяжательное участвует в примыкании.

  • Бежать в магазин – управление,
  • Пойти сюда – примыкание.

Важно различать предложно-падежную форму и наречие, т.к могут быть одинаковые вопросы! Если между главным и зависимым словом стоит предлог, то это управление.