» »

Что такое бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, в чём их разница. Что такое магистратура и зачем она нужна? Образование магистратов

16.04.2021

Понятие «магистр» появилось еще в Древнем Риме, но в то время этим термином объединялись все государственные должности. Проще говоря, быть министром было почетно и престижно – не каждому выпадала такая великая честь.

В современной системе образования магистратура – это вторая ступень высшего образования, взойти на которую могут только дипломированные специалисты.

Опять требуется пояснение: по окончанию магистратуры бакалавр или специалист получают гордое звание «магистр», как высшую академическую степень.

То есть окончание 5 курса в университете – это еще не предел; мало того, нет предела совершенству, и уже молодой специалист может заметно повысить уровень и качество полученных ранее знаний.

Из истории магистратуры

Магистратура, как учебная степень появилась еще в 1803 году по приказу императора России Александра I . Все магистры могли заведовать кафедрой, что являлось большой честью и высокооплачиваемой трудовой деятельностью.

Однако с приходом советской власти, а именно в 1917 году, были отменены все учебные степени, и система образования на много лет пришла в упадок.

Официально академическая степень «Магистр» была восстановлена лишь в 1993 году, при этом не особенно интересовала студентов.

Однако такие скептические настроения в скором времени резко изменились на противоположные, а актуальность магистратуры очевидна и в современной системе образования.

Мнение о том, что магистратура – это западное течение, так называемая «модная фишка» ошибочно.

Однако справедливо заметить, что западные страны действительно высоко ценят магистров, с удовольствием их трудоустраивают, да и заработная плата таких квалифицированных специалистов как минимум на порядок выше, чем у бакалавров.

Особенности магистратуры

Итак, магистратура – это высший уровень высшего образования, который предусматривает качественную подготовку к предстоящей аналитической, научно-исследовательской и консультативной деятельности.

Чаще всего дипломированные магистры посвящают свою жизнь исследованиям, развитию и продвижению своей сферы деятельности, то есть полностью отдают себя науке.

Для большего понимания необходимо провести параллель между магистрами и бакалаврами. В первом случае речь идет о колоссальной возможности занимать руководящие должности, самостоятельно вести аналитическую научную деятельность, хорошо зарабатывать.

И это далеко не все преимущества, которые предоставляет магистратура всем поступившим выпускникам.

Преимущества магистратуры

Среди основных преимуществ этой формы обучения следует выделить следующие моменты:

1. лучший педагогический состав;

2. индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

3. богатый опыт преподавания;

4. возможность сдать кандидатские минимумы по философии и иностранному языку;

5. получение диплома магистра, признанного во всех европейских странах;

6. продолжение обучения в аспирантуре;

7. возможность вести научную и преподавательскую деятельность.

Подытожив все вышеописанные факты, становится очевидно, что окончание магистратуры – это «путевка в светлое будущее», где будет царить финансовый достаток и стабильность.

Кроме того, выпускник может найти работу не только на отечественной бирже труда, но также успешно трудоустроиться в Европе, где несколько иные оклады и условия работы. Так что результат того действительно стоит.

Правила поступления и обучения в магистратуре

Чтобы попасть в аспирантуру, требуется пройти первую ступень высшего образования и получить диплом бакалавра либо специалиста.

После этого необходимо вновь сдавать вступительные экзамены, но обучение в данном случае длится уже не 4 – 5 лет, а 1,5 – 2 года в зависимости от специальности. По выпуску можно рассчитывать на получение диплома европейского стандарта.

Сразу стоит отметить, что магистратура – это не только бюджетная, но и контрактная форма обучения, но поступить могут только те квалифицированные специалисты, которые по глубине и диапазону знаний обойдут всех своих конкурентов.

Так что здесь однозначно требуется качественная подготовка, и знаний в рамках пройденного учебного плана, увы, недостаточно.
При поступлении в магистратуру можно рассчитывать только на очную форму обучения без отрыва от трудовой деятельности. Не стоит переживать: в данном вопросе все нюансы можно всегда лично обсудить с деканом.

После того как выпускник вуза зачислен в магистратуру, обязательным документом является индивидуальный план предстоящей работы, утвержденный деканатом.

Именно в нем указан срок обучения, тема будущей диссертации магистра, научное направление студента и объем положенных работ, форма аттестации.

План находится на руках у обучающегося, чтобы тот наглядно понимал, какие цели поставлены, и определены сроки их реализации.

Каждый будущий магистр закрепляется за преподавателем, который в дальнейшем называется научным руководителем.

Именно этот специалист широкого профиля помогает в написании магистерской диссертации, расширяет познания своего подопечного и является так называемым «связующим звеном» между студентом и деканатом.

Как поступить в магистратуру?

Если бакалавр или специалист решил связать свою дальнейшую судьбу с наукой, либо попробовать себя на преподавательском поприще, то обязательно стоит поступать в магистратуру для расширения полученных в стенах вуза и рамках учебной программы знаний.

Обязательным документом является диплом о получении высшего образования по той или иной специальности.

Если таков присутствует в наличии, то не что не помешает стать в скором времени студентом магистратуры.

Дополнительными документами являются:

заявление установленного образца;

4 фотографии (матовые);

Паспорт гражданина РФ и ксерокс всех заполненных страниц.

Также придется сделать копию диплома о высшем образовании, которую приложить ко всем заявленным документам и направить в приемную комиссию вуза.

Прием документов, как правило, стартует в двадцатых числах июня, и до 10 августа времени предостаточно, чтобы определить свою дальнейшую судьбу.

Дополнительно стоит отметить, что при наличии также требуется представить гарантийное письмо, если оплата обучения возложена на юридическое лицо, и документ о присвоении льгот по той или иной категории.

Последняя справка заметно упрощает процесс поступления в магистратуру, хотя в большинстве своем у всех абитуриентов шансы примерно одинаковые.

Проблемы современной магистратуры

Несмотря на яркие перспективы, современная магистратура имеет ряд злободневных проблем, решение которых на государственном уровне пока что замерло в немом вопросе.

Но о чем речь?

1. Понятие «бакалавр» на отечественном рынке труда воспринимается с особой подозрительностью , поскольку такие специалисты, по мнению многих работодателей, имеют неоконченное высшее образование, а значит – недостойны высокооплачиваемых должностей.

Именно поэтому современные студенты предпочитают получить статус «специалист», а о дальнейшем обучении в магистратуре даже не думают – не видят перспектив на будущее.

2. Когда в магистратуру поступает выпускник в статусе «Специалист» , то на выходе получает потерю времени , которая могла судьбоносно отразиться в его будущей карьере.

Да и магистры на отечественной бирже труда не так уж и востребованы, работодатели чаще всего приглашают к сотрудничеству готовых специалистов.

3. Определенные сложности возникают при обучении магистров за рубежом , поскольку в нашей стране понятие «академическая мобильность» мало знакомо, а для кого-то и вовсе чуждо.

Да и привыкать к новой системе образования, быстро адаптироваться тоже непросто.

4. За границей к российским магистрам отношение двойственное : с одной стороны это компетентные сотрудники с дипломами европейского образца, но с другой стороны качество их знаний порой оставляет желать лучшего.

Так что предпочтение отдается местным специалистам, которые и по духу ближе, и по менталитету роднее, и по знаниям соответствуют установленным нормам.

5. На отечественном рынке труда сложно удивить дипломом магистра, поскольку этот статус сегодня чрезмерно популярен . В один прекрасный момент предложение превысило спрос, поэтому молодым гениям и дарованиям приходится трудоустраиваться не по качеству своих знаний, а по знакомству и не всегда по специальности.

Вывод напрашивается сам собой: магистратура в России – понятие шаткое, но в любом случае эта ступень высшего образования постоянно прогрессирует и развивается, очень популярна среди выпускников, предоставляет нереальные возможности в недалеком будущем.

Дистанционное обучение в магистратуре

На сегодняшний день дистанционное образование набирает обороты, и все больше и больше студентов выбирают именно эту прогрессивную форму получения знаний и образования.

Не стала исключением и магистратура, ведь теперь вполне реально получать знания магистра и магистерский диплом на расстоянии, например, удаленно обучаясь за границей.

Конечно, не все выпускники вузов доверяют такому техническому прогрессу, но факт остается фактом: магистратура через всемирную паутину – это реалии современности, доступна всем желающим.

Вывод : Если студент решил связать свое будущее с наукой, либо мечтается стать преподавателем кафедры одного из вузов страны, то начинать свой научный путь необходимо как раз с успешного поступления в магистратуру. А там два года пролетят одним днем, и светлое будущее, можно сказать, обеспечено!

А как вы относитесь к магистратуре? Считаете ли вы её необходимой для повышения своего уровня образования или для вас магистратура – это пустая трата времени. Поделитесь своим мнением в комментариях ниже.

Теперь вы знаете о том, что такое магистратура .

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. После некоторого перерыва, когда на сайте были только новости, настало наконец время написать статью. Статья будет про магистратуру для бакалавров, которые заканчивают, либо давно закончили обучение. Хотя для специалистов статья тоже может быть полезна. И для того, чтобы понять, , необходимо рассмотреть несколько вопросов, среди них зачем нужна магистратура, нужна ли магистратура после бакалавриата и нужна ли магистратура после специалитета.

После такого достаточно длинного вступления переходим к делу.

Нужна ли магистратура после бакалавриата

Счастью нет границ, учеба закончена

В рассматриваемом вопросе неплохо было бы немного рассказать о том, что такое магистратура и бакалавриат, а потом уже делать вывод о том, нужна ли магистратура после бакалавриата.

Итак, бакалавриат является первой ступенью высшего образования, то есть за время обучения на бакалавриате Вам должны выдать такое количество знаний и навыков, которые помогут найти работу и без проблем работать там. Как Вы понимаете, это что-то невероятное и на работе всё равно придется учиться если не с ноля, то всё равно узнать и научиться придется многому.

А что же может предложить магистратура? Магистратура даст ещё некоторое количество знаний по Вашей профессии, но далеко не факт, что именно эти знания помогут на работе. Зато после магистратуры можно поступить в аспирантуру и продолжать заниматься научной деятельностью, если это Вам интересно. Возможно, магистратура поможет построить карьеру, но это далеко не факт, всё зависит от организации, в которой Вы будете работать.

Таким образом, если отвечать на вопрос из подзаголовка, то есть нужна ли магистратура после бакалавриата, то можно сказать только одно – Бог его знает, как жизнь повернется. Но в любом случае, запас карман не тянет, так что если есть возможность отучиться в магистратуре, то можно это осуществить, в жизни не помешает.

Нужна ли магистратура после специалитета

Вот тут всё не так однозначно. Специалитет, как и магистратура являются высшим образованием второй ступени. И это значит, что особых плюсов магистратура дать не сможет.

Но зато есть возможность за 2 – 2.5 года получить второе высшее образование по совершенно другой специальности. Вот только не стоит после полученного технического образования уходить в гуманитарии. Это будет для Вас очень нелегко и нервов Вы потратите очень много.

Вольное отступление от темы. Говорят, что нервные клетки не восстанавливаются. Это не совсем правда, они восстанавливаются, просто очень медленно.

Итак, подводя итог пункту можно сказать, что необходимости получать степень магистра после специалитета очень и очень невелика. После бакалавриата есть смысл получить степень магистра, а вот после специалитета если только ради получения другой специальности.

Зачем нужна магистратура

Вот теперь гораздо более интересный пункт, причем для всех, как бакалавров, так и специалистов. Сразу отвечу зачем нужна магистратура, нужна она для того, чтобы занимать различные государственные должности.

Например, судьёй может быть только магистр юриспруденции, либо специалист. Но с судьями вообще всё сложно, если Вы не являетесь специалистом юриспруденции, и сильно хотите стать судьёй, то одна лишь магистратура Вам не поможет. У судьи должен быть и бакалавриат и магистратура по специальности юриспруденция.


Просто судья. С бакалавриатом и магистратурой

Но что это я всё о своём? Для гражданской службы документ под названием «Методический инструментарий по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим» (Министерство труда и социальной защиты РФ, 2015) устанавливает следующие правила приема на работу:

Тут вроде бы и комментировать нечего, и так понятно зачем нужна магистратура. Поэтому переходим к заключительному пункту статьи.

Нужна ли магистратура

Если Вы прочитали все пункты статьи, то у Вас должно было сложиться мнение нужна ли магистратура лично для Вас или нет. И я уже не знаю, что написать в данном пункте, поскольку всё уже написано.

Если статья показалась Вам полезной, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями с помощью кнопочек, расположенных чуть ниже.

Если у Вас остались вопросы, пишите в комментариях, постараюсь ответить максимально подробно и ясно или просто пообщаемся.

Магистратура считается верхней ступенью высшего профессионального образования. Благодаря осмысленному выбору специализации, у человека повышается мотивация к учебе, а значит, и успеваемость. Какие конкурентные преимущества получает обладатель степени магистра?

Исходное образование

По установленному порядку для зачисления в магистратуру необходимо иметь высшее образование, то есть обладать дипломом специалиста, бакалавра или магистра по другой специальности. Учитывая относительную молодость программ бакалавриата, среди абитуриентов магистратур по-прежнему преобладают выпускники-специалисты.

Например, в МЭСИ они составляют практически 95% от общего числа поступающих. На социологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова за последние три года соотношение специалистов и бакалавров поменялось в пользу последних. Иная ситуация в Институте бизнеса и делового администрирования АНХ (ИБДА), где просто нет специалитета. У магистратуры есть и еще одна важная функция – учить взрослых людей, стремящихся получить второе образование. Такой подход практикуется в Московской международной высшей школе бизнеса МИРБИС.

Специфика подготовки

Как отмечает Николай Павлюк, заместитель декана социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова по магистратуре и дополнительному образованию, магистратура способна выработать у выпускника универсальный подход к конкретной профессиональной деятельности. По сравнению с другими формами высшего образования больше часов и усилий отводится на дисциплины специализации, исследовательские проекты и производственную практику. Благодаря этому магистерские программы в значительной степени «заточены» под потребности компаний-работодателей. «Магистры получают комплекс компетенций, позволяющих сразу квалифицированно выполнять определенные функции: эксперта, аналитика, разработчика, менеджера-координатора, – говорит Николай Павлюк. – Сравните: выпускники-специалисты имеют предметную подготовку социолога, политолога. А в магистратуре студентов ориентируют на функциональную позицию: специалиста по региональному развитию, менеджера проектов». Для серьезного российского вуза магистратура – это возможность передать студенту знания, не вписывающиеся в достаточно жесткие рамки стандартов полного высшего образования.

Неудивительно, что спрос на такое образование растет, прежде всего, в социально-гуманитарной сфере (социология, экономика, менеджмент, психология). Магистратура позволяет сделать осознанный плавный переход из одной специальности в другую или дополнить базовое образование. «Например, выпускники отраслевых вузов имеют возможность получить управленческое образование», – подчеркивает Ирина Колесникова, декан факультета международного бизнеса и делового администрирования ИБДА.

В МЭСИ учиться по направлению «Менеджмент» приходят специалисты с базовым образованием в области экономики, менеджмента, финансов, маркетинга. Элеонора Вергилес, директор Института магистерской подготовки МЭСИ, отмечает: «Магистерские программы построены таким образом, чтобы давать углубленные знания в целом комплексе дисциплин. Студенты получают навыки исследовательской и преподавательской работы, умеют систематизировать и обобщать информацию».

Особые компетенции

Василий Желнов, руководитель отдела по реализации образовательных программ инновационного типа по направлению «Философия» философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, приводит в качестве примера магистерскую программу «История и философия науки»: «Общетеоретические курсы здесь дополняются курсами, ориентированными на конкретную специфику и прикладные исследования. В результате у студентов формируется адекватное представление о современной науке. Другая программа – «Прикладная этика» – ориентирована на формирование навыков этического анализа проблем, возникающих во всевозможных практических ситуациях».

Выпускник магистратуры – это профессионал в выбранной специализации (финансы, маркетинг, право и др.), более подготовленный к профессиональной деятельности, нежели бакалавр и специалист. Вместе с тем, Илья Демидов, декан факультета подготовки магистров Института МИРБИС, отмечает, что магистратура помимо углубленной специализации нацелена на развитие системных, аналитических компетенций.

Ирина Колесникова считает, что специфика подготовки магистров заключается в развитии интегрированных компетенций, то есть способности принимать решения, брать на себя ответственность, проводить анализ, осуществлять коммуникативные функции. Выпускники не только умеют пользоваться готовыми знаниями, но и вырабатывают новые, транслировать их другим лицам. «Я бы назвала еще такой важный момент, как способность наших студентов действовать в непредвиденной ситуации», – отмечает она.

Следует отметить различие между управленческим образованием, получаемым в магистратуре и на программах МВА. «На МВА приходят слушатели с богатым опытом, – говорит Ирина Колесникова. – Однако известно: опыт может сковывать свободу действий менеджера. В магистратуре многие студенты начинают с «чистого листа», что позволяет им в дальнейшем избежать многих стандартных управленческих ошибок».

Индивидуальная траектория

Одно из известных преимуществ магистратуры – учет индивидуальных потребностей студентов. По словам Евгения Ивахненко, начальника отдела магистерских программ РГГУ, студенты могут не только выбирать отдельные курсы, но, что еще важней, определять индивидуальную траекторию обучения. Она «вычерчивается» самим магистрантом совместно с его руководителем. «При составлении индивидуального плана все дисциплины разбиваются на три блока: A, B и C, – комментирует Евгений Ивахненко. Блок A составляют те дисциплины, которые в данном вузе изучаются в обязательном порядке и в строгой последовательности; блок B – обязательные, но не привязанные ко времени; в блок С – по выбору».

На социологическом факультете МГУ магистранты выбирают дисциплины из весьма широкого списка. По словам Николая Павлюка, часть курсов они проходят в рамках родной образовательной программы, а часть получают на занятиях других отделений, в том числе на тех, где готовят специалистов, дают второе высшее образование. Студентам, обучающимся в магистратуре МЭСИ, также предлагается широкая линейка дисциплин по выбору. При этом занятия организуются, если набирается не менее четырех-пяти студентов, заинтересованных в том или ином спецкурсе.

Нередко студентам помимо дисциплин учебного плана предлагаются дополнительные индивидуальные консультации. Так, для одних представляют интерес предметы, требующие знания количественных методов анализа, для других важен гуманитарный подход к управлению, третьи заинтересованы в развитии креативных способностей. В ИБДА индивидуальный подход реализуется благодаря проектному методу обучения. В МИРБИС специально формируемые проектные группы магистрантов проводят исследования по заказу компаний и консалтинга. С одной стороны, каждый студент имеет возможность выбрать такую тему диссертации, которая будет наиболее полезна для его профессиональной деятельности. С другой – в групповых проектах происходит естественное разделение труда с учетом личных предпочтений.

Плоды мобильности

Соискатель с западным дипломом магистра в глазах работодателя приобретает дополнительные баллы. Определенные преимущества имеет также выпускник, изучивший требуемый модуль за рубежом. Неслучайно в ИБДА студенты, владеющие иностранными языками, в течение одного семестра учатся в университетах Франции, Германии, Великобритании, Испании. В МИРБИС студентам магистратуры предлагается несколько видов международной составляющей обучения. Как уточняет Илья Демидов, во-первых, это стажировки – краткосрочные выезды за границу, включающие визиты в компании и обучение. Во-вторых, программы обмена длительностью до полугода, причем изучение нескольких модулей за границей дает право на получение дополнительного сертификата или свидетельства. В-третьих, возможность учиться за границей не менее года и получить диплом магистра зарубежного вуза. Наконец, благодаря связям альма-матер студенты могут получить опыт работы или практики в международных и зарубежных компаниях, что очень полезно для развития карьеры.

В РГГУ в настоящее время открыта международная магистратура, совместно с университетом города Констанц (ФРГ). По словам Евгения Ивахненко, студенты магистратуры РГГУ имеют возможность в течение семестра пройти обучение в Германии, а магистранты из вуза-партнера – в России. Уровень сотрудничества позволяет выдавать по окончании магистратуры диплом с приложением (Diploma Supplement), а договор предусматривает выдачу успешным магистрантам двух дипломов. В следующем учебном году предполагается открытие ряда международных магистерских программ, где в качестве партнеров рассматриваются университеты США, Великобритании, Японии, Германии и Франции. «С моей точки зрения, самое значительное приобретение, получаемое в магистратуре, – это мобильность, весьма и весьма значимая в гуманитарной области», – говорит Евгения Ивахненко.

Студенческая мобильность предполагает обучение и практику не только за рубежом, но и в отечестве. По словам Николая Павлюка, на социологическом факультете МГУ им. Ломоносова в рамках программы «Связи с общественностью» студенты проходят стажировки в маркетинговых агентствах и домах моды. Планируется открытие программы «Региональное и муниципальное развитие» с получением «двойного диплома», которая будет включать не только стажировки во французских университетах, но и практику в российских регионах.

Альтернатива второму высшему

«Магистратуру можно рассматривать как реальную альтернативу второму высшему образованию», – подытоживает Василий Желнов. Магистерские программы ориентированы на рынок труда и на тесное сотрудничество с работодателями. Кроме того, они учитывают условия вхождения отечественной высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования. В связи с этим Илья Демидов отмечает, что, в России в настоящее время получают распространение признанные магистерские степени Master of Arts, Master of Science и Master of Law – именно так «классифицируют» магистров за рубежом. Например, аккредитованные программы Master of Arts идут в МИРБИС.

«В России диплом магистра рассматривается как более высокая по отношению к специалисту ступень образования, – заключает Евгений Ивахненко. – В странах Европейского союза это наиболее понятный и приемлемый для работодателей документ». Стоит также отметить, что, обучаясь в магистратуре, студент пишет и защищает диссертацию, которая по предъявляемым требованиям близка к кандидатской. При должном трудолюбии через год-полтора после окончании обучения выпускник вполне может защитить кандидатскую диссертацию.

Магистратура – это вторая ступень двухуровневой системы высшего образования, куда идут учиться те, кто уже точно определился со своей будущей профессией и достаточно четко представляет, какие знания хочет получить для этого. Да, именно так. Ведь очень многие студенты, получая первое высшее образование (4 или 5 лет), только в процессе обучения определяются со своими устремлениями. А некоторые и вовсе принимают решение кардинально изменить сферу своей деятельности.

Магистратура, пожалуй, первое место на образовательном пути человека, где учиться надо самому. Конечно, предполагается, что заставляют учиться нас только в школе, а поступая в университет, мы действуем полностью самостоятельно, выбираем ту сферу, которая нам близка, и действительно тратим на изучение предметов все те часы, которые в учебном плане обозначены словами «самостоятельная работа». Но мы с вами не путаем оптимизм с наивностью и прекрасно понимаем, как, к сожалению, далека эта идиллическая картина от студенческой действительности.

Особенности магистратуры

Первая особенность магистратуры в том, что «образование магистра – дело рук самого магистра». Как, впрочем, и диссертация магистра – и это вторая особенность.

Немного личного опыта: в середине сентября на научно-методическом семинаре нам между делом сообщили, что через три недели нужно будет представить на суд коллег предполагаемую тему работы, ее план и методы исследования, которые вы намерены использовать. (Напоминаю, обучение в магистратуре длится два года, а не два месяца. А тему, план и методы все равно нужно до 8 октября сдать на кафедру.)

По-хорошему, весь образовательный процесс должен быть с самого начала неразрывно связан с монументальным трудом, защитой которого этот самый процесс и закончится. Очень быстро большая часть предметов в учебном плане окажется курсами по выбору и факультативами, и их, очевидно, нужно выбирать с оглядкой на свое исследование. Изучая каждый предмет, будущий магистр должен задавать себе вопрос: «Как это пригодится мне для диссертации?».

Такой практичный подход окупится очень быстро: все-таки не зря выпускная квалификационная работа магистров называется диссертацией – труд это очень серьезный, и написать его за две недели, как курсовую, не получится при всем желании. В то же время на экзаменах никаких скидок в связи с тем, что вам «надо писать большой и страшный научный талмуд», делать не будут: наука отдельно, обучение отдельно. Так что выигрывает тот, кто список литературы диссертации составляет из уже упомянутых ранее списков литературы по предметам.

Третью особенность магистратуры мы обозначим фразой «магистр спит – учеба идет». За редким исключением, преподаватели в магистратуре не только не тратят время на разъяснение прописных истин, но и не требуют от студентов стопроцентной явки и домашнего задания в отдельных тетрадках. Цена такой свободы – рейтинг, кредитно-модульная система и все прочие прелести Болонского процесса. Нет проблем! Не ходите на семинары и не делайте домашние задания – должен же кто-то быть и в «хвосте» рейтинга, правильно?

Резюмируя сказанное: магистратура – вещь необязательная. Это инициатива самого бакалавра. Слово «инициатива» сразу заставляет нас вспомнить о слове «наказуема», но в данном случае уместно сказать и «вознаграждаема». Пока никто нас палкой в магистры не гонит, но если уж назвался таковым – полезай... в научную библиотеку, например.

Если вы уже учитесь в вузе в бакалавриате или уже даже закончили вуз и имеете диплом бакалавра, у вас наверняка возникает вопрос, зачем нужна магистратура и если нужна, то куда именно и почему имеет смысл идти учиться дальше? В чем будет польза от дополнительного диплома? Существует ряд причин, по которым диплом магистра и обучение в Магистратуре поможет вам в дальнейшем в жизни, особенно если учиться не для галочки, а правильно выбрать место обучения и саму учебную программу Магистратуры. Итак, зачем нужна магистратура именно вам и какие существуют причины поступать в Магистратуру?

1. Углубить свои знания

Программы бакалавриата по своей сути призваны дать базовое образование в определенной профессии и определенном главном предмете. Получив диплом бакалавра вы уже разбираетесь в основах предмета и профессии и можете начинать работать в своей профессии в качестве квалифицированного специалиста. Для ряда специальностей и вакансий высшее образование является обязательным условием для работы и диплом бакалавра этот тот минимум, которого достаточно. Однако, этого достаточно только для старта вашей карьеры и начала работы в специальности. Но для продвижения по карьерной лестнице необходимы более глубокие знания как в основной специальности, основном предмете, так и в смежных областях. Если мы говорим именно об образовании и работе по специальности, особенно в западных компаниях и компаниях мирового уровня, то одна из главных причин, зачем нужна магистратура, это то, что без степени магистра, как правило, невозможно занимать руководящие позиции, а значит и получать больший доход и расти в своей профессии. Если же вы не хотите быть руководителем, а хотите развиваться именно как специалист, отсутствие углубленных знаний также может помешать вам в дальнейшем профессиональном росте - без диплома магистра и соответствующих углубленных знаний также, как правило, невозможно перейти на более высокооплачиваемую и интересную работу уже в качестве специалиста более высокой категории.

2. Получить специализацию

С карьерным и профессиональным ростом связано и вторая причина зачем нужна магистратура и в чем преимущество получения диплома Магистра - это получение дополнительной специализации. Если мы говорим о менеджерских ролях и соответственно руководящих позициях, то работа в них требует не только предметных знаний по профессии (например знаний инженерии), но и экономических и управленческих навыков. Многие магистерские программы дополнительно уделяют внимание именно управлению, администрированию и экономическим аспектам профессиональной деятельности. Вторая специализация может быть уже внутри именно предметной области и полезна и с точки зрения специализации в руководстве и с точки зрения специализации именно как высококвалифицированный специалист. Например, получив базовое инженерное образование, в магистратуре вы можете дополнительно специализироваться в управлении в инженерии, а получив базовое экономическое образование можете, например, специализироваться в международной экономике или политэкономии. Подобная специализация не только даст вам преимущества при рассмотрении вашей заявки на определенную вакансию, но и позволит максимально расширить перспективы вашего карьерного роста как с точки зрения продвижения по руководящим позициям, так и повышения вашего уровня как специалиста. А это все ведет и к более интересным задачам, более комфортабельным условиям труда, и, безусловно, к более высокому доходу и уровню жизни.

3. Значительно улучшить качество образования и перспективы трудоустройства

Если вас беспокоит качество преподавания в вашем вузе или, начав работать по профессии, вы обнаружили что ваши знания далеки от современного уровня развития профессии то вам нужно подумать или о переводе в другой вуз (если вы еще учитесь в бакалавриате на 2-3 курсе) или о поступлении в магиструтуру в другом вузе (для тех, кто уже получил диплом бакалавра или учится на 4м курсе бакалавриата). И при этом вполне серьезно подумать о смене города, или даже страны для обучения! Вполне вероятно, что поменяв место обучения, переведясь в вуз или поступив в магистратуру в другом городе или даже другой стране, вы сможете значительно улучшить качество вашего образования и перспективы трудоустройства по профессии на высокооплачиваемую работу после получения диплома. Именно за счет принципиально другого качества образования, доступа к современным исследованиям и технологиям, наличию практики в лучших компаниях и предприятиях мира.

4. Получить необходимый опыт и связи по профессии

Многие выпускники вузов России, Украины, Беларуси, Казахстана и других стран сталкиваются с проблемой отсутствия работы по специальности после получения диплома. Зачастую это связано с отсутствием потребности в полученной профессии именно в городе, где вы учитесь. Вторая популярная причина невозможности получить работу по специальности - отсутствие у выпускников вузов (особенно бакалавриата) практического опыта по профессии. А это во многом связано с отрывом вузов от бизнеса и промышленности и отрывом учебных программ (в том числе устаревших материалов) от современных реалий.

Решить эту проблему можно также поступив в магистратуру более высокого уровня обучения, скорее всего в другом городе или даже в другой стране - вполне вероятно, что таким образом вы сможете найти вуз, учеба в котором позволит вам устроиться на интересную практику в компании вашего профиля и даже наладить контакты в этой компании, чтобы продолжить работу в ней и после диплома, с полученными как раз под их задачи знаниями. Или, так же вполне возможно, вы сможете поступить в магистратуру в городе (и стране) где высокий спрос на специалистов вашей профессии и кроме практики и связей вы получите очень большие перспективы по предложениям работы - как по количеству, так и по зарплате и другим условиям труда.

Кстати, внимание всем кто учится на “некоммерческих” профессиях - при поступлении в магистратуру в другой стране, например в Германии, вы вполне можете обрести практические знания в вашей профессии и действительно перспективную и высокооплачиваемую работу по профессии после диплома - более чем вероятно, что ваша “некоммерческая” профессия в Германии будет пользоваться уважением и должным спросом, а значит и хорошим вознаграждением и финансированием вашей работы.

5. Поменять место жительства и условия жизни

Да, именно так. Время учебы - это не просто время получения необходимых знаний, но и возможность эффективно изменить место своего проживания, а вместе с ним и условия жизни и, в том числе, условия будущей работы. При этом, вы можете поменять город в пределах одной страны, а можете и поменять страну - много стран, и в том числе Германия, очень благосклонно относятся к иностранным студентам. А после получения высшего образования в Германии, вы получите возможность остаться здесь, легально жить и работать и получить полноценный доступ ко всем местным благам - как природным - мягкому климату и удобному расположению, так и социальным - размеру оплаты труда, медицине, безопасности, пенсиям, защите сотрудников, длинным отпускам и так далее. Да, и просто условия труда вы также получите местные - даже на тех же фабриках и заводах высокий уровень условий работы. А что уж говорить об уровне лабораторий, просторных офисах и отличном оборудовании, в какой бы профессии вы потом ни работали! Хороший повод задуматься о переводе в немецкий вуз.

6. Поменять платное образование на бесплатное (бюджетное)

Не такая глобальная причина зачем нужна магистратура, как смена места жительства. Но, зато, очень прагматическая и для многих студентов очень актуальная - если вы учитесь на платном отделении, то вы можете поступить в магистратуру уже на бесплатное отделение. И, кстати, вы вполне можете поступить на бесплатное отделение магистратуры немецкого вуза даже после платного отделения бакалавриата вуза на родине! Мало того, в магистратуре немецкого вуза можно учиться и на английском языке и еще и получать стипендию от 300 до 1500 евро в месяц! Хороший повод задуматься о поступлении в магистратуру в Германии! Особенно, с учетом других указанных нами выше возможностей.

Главное: не упускайте свои возможности!

Среди успешных профессионалов и опытных консультантов по карьере есть такое правило - даже если вам нравится ваше текущее место работы - регулярно отсматривайте объявления о поиске сотрудников вашего профиля и уровня и даже ходите на интервью-собеседования! Таким образом вы не только будете в хорошей форме для поиска работы, на случай если что-то случится с вашей компанией, но и не пропустите действительно интересные и уникальные предложения, которые изменят вашу жизнь к лучшему как с финансовой, так и с профессиональной стороны - выше зарплата, новые задачи, интересные перспективы и новый профессиональный уровень! Начните действовать этому правилу уже студентом и, в том числе, в сфере образования - следите за новыми возможностями и пользуйтесь ими при первой возможности! Иначе ими воспользуется кто-то другой и вы ее упустите! И когда вы получаете диплом бакалавра - это важный момент, важная контрольная точка - вы добились определенного результата и теперь важно крайне осмысленно и осознанно сделать следующий шаг. И поступление в магистратуру само по себе, в другом вузе, в другой стране и особенно поступление в магистратуру в Германии - это одна из таких интересных и, по своему, уникальных возможностей изменить свое будущее к лучшему, которую нельзя упускать!